Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядн...полностью>>
'Регламент'
Того ради по силе сей инструкции и 188 изображенных в ней следующих пунктов, будучи ему здесь в главном магистрате, поступать: Глава I....полностью>>
'Закон'
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о ...полностью>>
'Закон'
Наряду с нормами, устанавливающими продолжительность рабочей недели и других периодов работы (ст. 91 - 99 ТК РФ), законодательство о рабочем времени ...полностью>>

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Кафедра бухгалтерского учета и АХД

Е.В. Лупикова

ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов специальности 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(очной и заочной форм обучения)

Тюменский государственный университет

2009

Е.В. Лупикова. ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очной и заочной форм обучения). Тюмень, 2008, 32 стр.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» содержит данную дисциплину в перечне курсов по выбору. Рабочая учебная программа по дисциплине «История бухгалтерского учета» содержит перечень тем, соответствующих количеству часов лекций и практических занятий.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История бухгалтерского учета [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Программа предназначена для преподавателя и студента. Она призвана обеспечить единую методику изложения и изучения основных положений по истории бухгалтерской науки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Д.Л. Скипин, к.э.н., ст.преподаватель

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Ю.Н. Руф, к.э.н., ст.преподаватель

Д.В. Лазутина, к.э.н., доцент

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© Е.В. Лупикова, 2009.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО КУРСУ

«История бухгалтерского учета»

Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины – формирование знаний о закономерностях развития учета, развитие стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета, а также творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

  • освоение студентами отечественной и зарубежной теории и практики бухгалтерского учета;

  • изучение международного и отечественного опыта профессиональной интеграции;

  • выявление методологических и организационных проблем, влияющих на восприятие бухгалтерского учета как постоянно развивающейся системы.

Требования к уровню подготовки по дисциплине:

Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с учебным планом и образовательным стандартом специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные этапы развития учетных систем в мире;

  • возникновение и эволюцию двойной записи как основного метода бухгалтерского учета;

  • закономерности развития форм бухгалтерского учета;

  • основные научные теории и национальные школы бухгалтерского учета, их представителей;

  • историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом;

  • характеристики основных учетных моделей и перспективы их развития.

Студенты должны уметь:

  • самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;

  • использовать исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе.

Для изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» необходимо использовать знания по следующим дисциплинам: теории бухгалтерского учета, финансовому и управленческому учету, философии, истории мировых цивилизаций и истории России, истории экономических учений, экономической истории и экономической теории и др.

2. Формы и методы проведения занятий

В соответствии с учебным планом занятия проводятся в виде лекций и практических занятий.

Учитывая относительно малое число часов аудиторной нагрузки, студент должен больше уделить внимания самостоятельной работе, которая сводится к чтению основной и дополнительной литературы, решению домашних самостоятельных работ. Выполнение этой работы позволит осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов.

Для получения оценки студент должен выполнить следующие требования: посетить в обязательном порядке все практические занятия, выполнить все предусмотренные индивидуальные задания, получить положительную оценку за итоговую контрольную аудиторную работу, дать полный ответ и верно решить задачу на зачете, либо ответить на 60% вопросов при тестировании. Студенты, работающие по индивидуальному плану с разрешения деканата, обязаны сделать и защитить индивидуальное задание до начала экзаменационной сессии. В противном случае к экзамену они не допускаются.

В соответствии с п.6.1.1 Государственного стандарта “...итоговая оценка знаний студентов не может базироваться только на результатах последнего экзамена (зачета) по ней. Она должна учитывать активность и текущую успеваемость студента в течение семестра... Весомость в итоговой оценке результатов текущей деятельности и промежуточного контроля должна составлять не менее 40% (+/-10%), остальные 60% (+/- 10%) определяются результатами итогового экзамена”.

Форма зачета – письменный, устный, тестирование – устанавливается преподавателем, о чем заранее сообщается студентам.

Студенты, обучающиеся по заочной форме обучения, выполняют в межсессионный период контрольную работу и защищают ее в период сессии перед сдачей зачета.

3. Учебно-тематический план

Категория слушателей – студенты специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Форма обучения - очная.

Срок обучения:

дневное отделение – 6 семестр;

Режим занятий – 1/1 час в неделю.

Форма контроля – зачет.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

ОДО

(5 лет)

ОЗО

(5 лет)

ОЗО

(3 года)

Общая трудоемкость дисциплины:

103

103

103

Лекции

18

6

10

Практические занятия

18

2

-

Самостоятельная работа

67

94

92

Индивидуальные занятия

-

1

1

Виды самостоятельной работы:

контрольная зачетная задача

Формы итогового контроля

зачет

зачет

зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «История бухгалтерского учета»

п\п

Наименование темы

ОДО (5 лет)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Зарождение и развитие учета в Древнем мире

2

2

10

2

Учет в эпоху средневековья

2

2

10

3

Распространение двойной бухгалтерии в Западной Европе в XVI – XIХ вв.

2

2

10

4

Научное развитие бухгалтерского учета в XIХ-ХХ вв.

2

2

10

5

Основные идеи бухгалтерского учета в ХХ в.

2

2

10

6

Развитие бухгалтерского учета в России

4

4

9

7

Закономерности исторического развития методологии бухгалтерского учета

2

2

8

ИТОГО:

18

18

67

Содержание дисциплины

Тема 1. Зарождение и развитие учета в древнем мире

Хозяйственная деятельность древнего мира и потребность в информации. Древнеегипетский учет. Шумеро-вавилонская бухгалтерия. Древнегреческая (античная) бухгалтерия. Древнеримский (латинский) учет.

Тема 2. Учет в эпоху средневековья.

Эпоха застоя в учете и деградация учетных знаний. Развитие предпринимательства в эпоху возрождения и потребность в учетной информации. Версии и причины возникновения двойной записи. Печатные труды Луки Пачоли, их содержание и значение

Формирование принципов камеральной (бюджетной) бухгалтерии в средние века.

Тема 3. Распространение двойной бухгалтерии в Западной Европе в XVIXIХ вв.

Влияние промышленной революции на развитие учета. Модификации двойной бухгалтерии в Западной Европе. Попытки классификации счетов и взгляды на сущность баланса.

Тема 4. Научное развитие бухгалтерского учета в XIХ-началеХХ вв.

Теория и практика бухгалтерского учета. Юридическая теория бухгалтерского учета и характеристика научных трудов ее представителей. Экономическая теория бухгалтерского учета и ее представители. Балансовая теория бухгалтерского учета, ее принципы.

Тема 5. Основные идеи бухгалтерского учета в ХХ в.

Сущность британо-американской учетной системы. Роль профессиональных бухгалтерских организаций в стандартизации учетных процедур. Кодекс профессиональной этики и его влияние на формирование бухгалтерской профессии. Бухгалтерский учет как социальное явление: новые направления в учете.

Тема 6. Развитие бухгалтерского учета в России.

Практика учета в допетровской России. Реформы Петра I, их влияние на развитие учета в России. Формирование национальных учетных идей под влиянием западных теорий.

Разрушение традиционной системы учета после Великой Октябрьской Социалистической революции. Попытка возрождения учета в эпоху новой экономической политики. Государственная регламентация и идеологизация социалистического учета. Перестройка экономических отношений и необходимость реформы бухгалтерского учета. Реформирование учета в России в соответствии с условиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Деятельность Института профессиональных бухгалтеров России.

Тема 7. Закономерности исторического развития методологии бухгалтерского учета.

Функциональность и достижение целей бухгалтерского учета. Формализованность учета как основа стабильности национальных учетных систем. Парадигма организации как механизм действия методологии бухгалтерского учета. Парадигма суверенитета как соотношение профессиональной ответственности и профессиональной независимости.

Историческая преемственность и использование исторического анализа для разработки концептуальных основ современного бухгалтерского учета.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Предпосылкой эффективности практических занятий является знание студентами лекционного материала, изучение рекомендуемых учебных пособий и нормативных документов, своевременная и качественная подготовка рефератов для заслушивания и обсуждения их на семинарских занятиях.

В соответствии с учебным планом количество занятий по изучаемой дисциплине на дневном отделении - 18 часов. Предложенные планы семинарских и практических занятий составлены для полной программы обучения. Они могут быть скорректированы по усмотрению преподавателя, исходя из контингента студентов и их потребностей. Цель занятий - усвоить теоретический материал и приобрести навыки его использования при решении практических задач.

Семинар 1. Зарождение и развитие учета в Древнем мире

Вопросы для обсуждения:

  1. Что предопределило возникновение потребности в учетной информации?

  2. Характеристика предметно-знаковой учетной регистрации в эпоху палеолита и ее локально-этнические варианты.

  3. Учет как часть государственного устройства Древнего Египта.

  4. Инвентарная бухгалтерия и приходо-расходный учет в древнем мире.

  5. Шумеро-вавилонский учет.

  6. Статус учетного работников в странах Древнего Востока.

Задание: обобщите в таблице основные признаки учетных систем, сложившихся в странах Древнего Мира

Признак

Др. Египет

Др. Вавилон

Др. Греция

Др. Рим

Материальный носитель информации (папирус, глиняные или деревянные таблички и т.п.)

Форма учета (инвентарная или приходо-расходная)

Вид записи (хронологическая или систематическая)

Вычислительные приборы или вспомогательные таблицы

Обучение профессии

Престиж профессии

Правовое регулирование (законы, инструкции, правила)

Основные достижения

Семинар 2. Зарождение и развитие учета в Древнем мире (продолжение)

Вопросы для обсуждения:

1. Древнегреческая и эллинистическая бухгалтерия.

  1. Развитие денежного обращения и банковской бухгалтерии античности.

  2. Учет в Древнем Риме.

  3. Влияние римского права на развитие учета и бухгалтерской терминологии.

  4. Сравнительный анализ учетных систем древности.

Задание: выделите основные признаки простой (униграфической) бухгалтерии (цель учета, измерители, способы регистрации, виды счетов).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Е.В. Лупикова. Консолидированная отчетность: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очной и заочной форм обучения).
  2. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа и методические указания для написания курсовой работы для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Л. А. Баденова. Аудит: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа и методические указания для написания курсовой работы для студентов специальности 080109.
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа и методические указания для написания курсовой работы для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Л. А. Баденова. Аудит: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа и методические указания для написания курсовой работы для студентов специальности 080109.
  4. Рабочая программа для студентов специальности 08. 01. 09 "Бухгалтерский учет, анализ, и аудит"

    Рабочая программа
    И. С. Поспелков. Международные стандарты аудита: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной формы обучения.
  5. Программа междисциплинарного итогового государственного экзамена по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Утверждаю»

    Программа
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.

Другие похожие документы..