Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится «30» декабря 2008 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.280.02 при ГОУ ВПО «Уральский государствен...полностью>>
'Документ'
В нем раскрывается связь писателя и детей, через веселые, всеми любимые произведения, такие как: «Фантазеры», «Огурцы», «Сказка о Незнайке и его друзь...полностью>>
'Документ'
Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный у...полностью>>
'Решение'
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет» в г. Волок...полностью>>

Программа по математике "Математика для любознательных" для 1 класса

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа по математике "Математика для любознательных" для 1 класса.

Попова Ирина Витальевна, учитель начальных классов

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательнее.
Блез Паскаль.

Пояснительная записка

Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Цели курса:

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

  • воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;

  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.

Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.

В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:

  • уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки -праздники, уроки - сказки, устные журналы.

  • практические работы - изготовление наглядных пособий по математике.

  • игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).

  • обсуждение заданий по дополнительной литературе.

  • доклады учеников.

  • составление рефератов.

  • экскурсии.

Предлагается изучение данного курса 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия". "Элементы истории математики". "Числа и операции над ними.""Занимательность". "Геометрические фигуры и величины."

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Программа по математике для любознательных (1 класс 34 часа).

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов.

 

Раздел 1 "Общие понятия".

6 часов.

1.

Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки.

1 час.

2.

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". Задачи на переливание.

3 часа.

3.

Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление уравнения".

2 часа.

 

Раздел 2 "Элементы истории математики".

6 часов.

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.

1 час.

2.

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

1 час.

3.

Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.

1 час.

4.

Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений".

1 час.

5.

Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".

1 час.

6.

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1 час.

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

6 часов.

1.

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.

1 час.

2.

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка".

1 час.

3.

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике.

1 час.

4.

Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

1 час.

5.

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие.

1 час.

6.

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".

1 час.

 

Раздел 4 " Занимательность".

9 часов.

1.

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности.

2 часа.

2.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

2 часа.

3.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

1 час.

4.

Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.

1 час

5.

Клуб веселых математиков (КВМ).

1 час.

6.

Интеллектуальный марафон.

1 час.

7.

Урок - праздник.

1 час.

 

Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".

7 часов.

1.

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами. Игра "Танграмм".

1 час.

2.

Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины.

1 час.

3.

Ломаная линия. Длина ломаной. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.

1 час.

4.

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. "Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур".

1 час.

5.

Величины. Метрическая система мер в России. Новые приставки и единицы "тера", "гига", "мега".

2 часа.

6.

Геометрический КВН. Повторение изученного в первом классе.

1 час.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по математике для специальных (коррекционных) классов VII вида

    Программа
    Составлена на основе действующей программы по математике для общеобразовательной школы - «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика».
  2. Рабочая программа по математике для 1-4 классов по программе «Начальная школа 21 века»

    Рабочая программа
    Рабочая программа по математике для четырёхлетней начальной школы разработана на основе «Примерной программы начального общего образования» в 2-х частях.
  3. Методика организации внеклассной работы по математике в малокомплектной начальной школе учебное пособие

    Учебное пособие
    Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы. Учебное пособие.- Алматы: КазНПУ им.Абая, Алматы, 2010.
  4. Программа элективного курса по математике для учащихся 5 класса

    Программа
    Элективный курс «Математика для любознательных» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному
  5. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа
    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).

Другие похожие документы..