Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙМиграционное правоУправление персоналом и кадровое делопроизводствоБухгалтерский учет и налогообложениеМИГРАЦИОННОЕ ПРА...полностью>>
'Документ'
3 ноября 2011 года на заседании секции Ученого совета под председательством профессора Ю.Н. Иванова был обсужден проект документа «Статистическое изу...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «29» октября 2009 года в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-эко...полностью>>
'Документ'
Маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью...полностью>>

Учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет (2)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Учебное пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Кафедра «Финансы и налоги»

В.А. Водопьянова

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Учебное пособие

по специальности

351200 «Налоги и налогообложение»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2006

ББК 65.9 (2)

Учебное пособие по дисциплине «Специальные налоговые режимы» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования России.

Предназначено для студентов специальности 351200 «Налоги и налогообложение» всех форм и технологий обучения.

Автор: В. А. Водопьянова, старший преподаватель кафедры «Финансы и налоги»

Рецензенты: Хлыстова О.В. – к.э.н., доцент, зав. кафедры «Налоги и Налогообложение» ИМБ ДВГУ

Утверждено на заседании кафедры «Финансы и налоги» № 15 от 20.04.2006 года.

Рекомендовано к изданию методическим советом Института Менеджмента Бизнеса и Экономики ВГУЭС

© Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. Основы применения специальных налоговых режимов В РФ 6

2. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 9

(единый сельскохозяйственный налог). 9

2.1. Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога в РФ. 9

2.2. Порядок расчета ЕСХН. 13

3. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 20

3.1. Общий порядок применения упрощенной системы налогообложения в РФ 20

3.2 Упрощенная система налогообложения на основе патента в РФ 32

4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РФ. 39

4.1. Основные понятия. 40

4.2. Порядок расчета и уплаты ЕНВД. 43

5. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 50

5.1. Основные понятия, используемые при выполнении соглашения о разделе продукции 51

5.2. Особенности налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции 54

Заключение 64

Список используемой литературы 66

ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины «Специальные налоговые режимы» дать студентам знания о порядке применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации и налогообложении малого бизнеса.

Актуальность издания пособия связана с изменениями налогового законодательства, касающимися применения специальных налоговых режимов в РФ. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов является важным фактором в налоговой системе РФ, так как предназначено для снижения уровня налоговой нагрузки малого бизнеса и сельхозпроизводителей России.

Целью разработки учебного пособия является предоставление возможности студентам всех форм и технологий обучения не только приобрести практические знания в области налогообложения при применении специальных налоговых режимов, но и успешно самостоятельно изучить дисциплину и проверить полученные знания.

Подготовка специалистов разбирающихся в порядке налогообложения при применении специальных налоговых режимов очень важна в настоящее время в связи с большим количеством предприятий и индивидуальных предпринимателей, находящихся на различных специальных налоговых режимах.

Приморский край не исключение, на его территории находится большое количество налогоплательщиков применяющих специальные налоговые режимы, причем их количество постоянно увеличивается.

В связи с этим есть востребованость в специалистах данной области.

Для изучения дисциплины «Специальные налоговые режимы» студенты должны предварительно изучить следующие дисциплины: Финансы; Финансы предприятий; Теория и история налогообложения; Федеральные налоги и сборы с организаций; Региональные и местные налоги и сборы с организаций; Налогообложение физических лиц; Налогообложение использования природных ресурсов; Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности.

Качественная подготовка специалистов в области налогообложения предполагает тщательное изучение дисциплины «Специальные налоговые режимы».

1. Основы применения специальных налоговых режимов В РФ

Налоговая система Российской Федерации, как и у всех федеративных государств, имеет трех уровневую систему налогообложения, которая соответствует системе государственного управления РФ.

Но кроме стандартного набора федеральных, региональных и местных налогов в налоговой системе РФ предусмотрено применение специальных налоговых режимов.

Специальный налоговый режим это особый порядок уплаты налогов и сборов, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, а также освобождение от уплаты определенного перечня налогов и сборов РФ. Перечень и порядок применения специальных налоговых режимов регламентируется 26 главой Налогового кодекса РФ.

В настоящее время на территории РФ применяются следующие налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН);

  • упрощенная система налогообложения (УСНО);

  • система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Из четырех перечисленных два специальных налоговых режима упрощенная система налогообложения и единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности предусмотрены для налогообложения предприятий и индивидуальных предпринимателей малого бизнеса.

В настоящее время эти специальные налоговые режимы являются одними из самых распространенных систем налогообложения предпринимателей малого бизнеса. Это имеет объяснимые причины.

Во-первых, эти специальные налоговые режимы были изначально разработаны для малого бизнеса. Основная цель их введения облегчение налоговой нагрузки на малый бизнес России. Можно с полной уверенностью утверждать, что эта цель достигнута.

Во-вторых, эти специальные налоговые режимы предусматривают ряд преимуществ для своих налогоплательщиков, назовем основные из них.

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения не только освобождает организации от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме, что значительно облегчает деятельность «организаций – упрощенцев». Но кроме этого, наряду с единым налогом на вменённый доход для отдельных видов деятельности и единым сельскохозяйственным налогом, освобождает от уплаты основного перечня налогов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, находящимися на общей системе налогообложения уплатой единого налога.

В результате уровень налоговой нагрузки налогоплательщика, находящегося на указанных специальных налоговых режимах намного ниже, чем у аналогичного налогоплательщика находящегося на общей системе налогообложения, при этом не имеет значения, является налогоплательщик организацией или индивидуальным предпринимателем.

Поэтому неудивительно, что за последние несколько лет количество организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности увеличилось. Те, кто находится на упрощенной системе налогообложения, прилагают усилия для того, чтобы на ней остаться, другие же стремятся перейти на этот специальный налоговый режим.

При этом у указанных специальных налоговых режимов есть один недостаток, он заключается в том, что, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на них, не являясь плательщиками НДС, не могут предоставить своим партнерам по бизнесу (покупателям) зачетную часть НДС.

В этой ситуации НДС у организаций партнёров теряет свой экономический смысл и из налога на добавленную стоимость превращается в налог с оборота. Таким образом, налогоплательщик НДС, приобретающий товар (работу, услугу) у налогоплательщика находящегося на УСНО, ЕНВД или ЕСХН уплачивает НДС не только за себя, но и за всех кто стоял пред ним в производственно-сбытовой цепочке.

Это является конкурентным недостатком налогоплательщиков специальных налоговых режимов.

Он может быть незначительным или вообще не играть роли, если продукция (услуга) реализуется конечному потребителю, но если это не так, то у налогоплательщика находящегося на специальном налогом режиме могут возникнуть проблемы с партнерами по бизнесу, так как их могут попросту предпочесть аналогичной организации или индивидуальному предпринимателю, являющемуся плательщиком НДС,

В этом случае организации плательщики НДС оказываются перед выбором или разорвать партнёрские отношения с контрагентом, находящимся на специальном налоговом режиме или смириться с этим.

На практике обратной стороной применения специальных налоговых режимов для организаций партнёров является то, что организации плательщики НДС сами не редко являются заложниками ситуации, когда подавляющее количество их партнеров по бизнесу находятся на специальных налоговых режимах. При этом разорвать с ними деловые контакты не предоставляется возможным, а платить в бюджет значительные суммы НДС экономически нецелесообразно. В результате налогоплательщик НДС вынужден прибегать к различным вариантам снижения НДС, в том числе незаконным. Что может повлечь за собой налоговые санкции.

Таким образом, по нашему мнению государство, предоставляя льготный режим налогообложения малому бизнесу, переносит часть налогов, в частности НДС на плечи предпринимателей, сотрудничающих с налогоплательщиками, находящимися на УСНО, ЕНВД, ЕСХН толкая в результате первых на нарушение налогового законодательства.

В результате государство получает налог, только из другой корзины, а это по нашему мнению ущемляет интересы налогоплательщиков НДС.

Два других специальных налоговых режима предназначены для налогообложения специфичных видов деятельности, это касается сельскохозяйственных производителей и предприятий добывающей промышленности.

Порядок применения специальных налоговых режимов рассмотрен в следующих темах.

Контрольные вопросы к 1 теме

1. Что понимается под специальным налоговым режимом?

2. Сколько специальных налоговых режимов действует в настоящее время в РФ?

3. Какие специальные налоговые режимы предусмотрены для малого бизнеса?

4. Каким нормативным актом регламентируется применение специальных налоговых режимов в РФ?

5. Что является основным недостатком для налогоплательщиков, находящихся на специальных налоговых режимах?

Тесты к 1 теме

Укажите правильный ответ

  1. Перечень специальных налоговых режимов РФ установлен:

а) Налоговым кодексом РФ;

б) первой частью Налогового кодекса РФ;

в) второй частью Налогового кодекса РФ.

  1. Какой главой Налогового кодекса РФ регламентируется применение специальных налоговых режимов:

а) 21;

б) 25;

в) 26.

  1. Основное преимущество, налогоплательщиков находящихся на специальных налоговых режимах:

а) отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета;

б) упрощенный вариант налогового учета;

в) замена перечня основных налогов, уплатой единого налога.

4. Причина популярности специальных налоговых режимов:

а) низкий уровень налоговой нагрузки;

б) упрощение ведения бухгалтерского учета;

в) небольшое количество уплачиваемых налогов.

5. Переход на специальный налоговый режим:

а) доброволен;

б) обязателен;

в) доброволен или обязателен в зависимости от конкретного специального налогового режима.

2. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

(единый сельскохозяйственный налог).

2.1. Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога в РФ

2.2. Порядок расчета ЕСХН.

2.1. Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога в РФ.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Налоговым кодексом РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Единый сельскохозяйственный налог регламентируется главой 26.1. Налогового кодекса РФ.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) и возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями на добровольной основе.

Применение ЕСХН организациями предусматривает замену уплаты:

  • налога на прибыль организаций;

  • налога на имущество организаций;

  • единого социального налога;

  • НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Применение ЕСХН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

  • налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

  • единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период;

  • НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Вместо перечисленных налогов, налогоплательщики, находящиеся на ЕСХН производят уплату единого налога, который рассчитывается по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на ЕСХН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения, кроме того, налогоплательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов в частности в отношении налога на доходы физических лиц с заработной платы наемных работников.

Применение ЕСХН предусмотрено и для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

При этом сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу. При условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН. В случае если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), доля дохода от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, если организация соответствует критерию доли дохода от реализации сельхоз продукции и рыбы не менее 70 процентов по итогам 2004 года, то перейти на ЕСХН она сможет только с 1 января 2006 года. При этом заявление о переходе на ЕСХН подаётся в 2005 году.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  1. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

  2. организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Порядок и условия перехода на уплату ЕСХН и возврата к общему режиму налогообложения

1. Для действующих организаций и индивидуальных предпринимателей

Для перехода на ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие выше указанному критерию главы 26.1 НК РФ, подают в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на ЕСХН.

В заявлении о переходе на уплату ЕСХН указываются данные о доле дохода от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

2. Для вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей

Организации и индивидуальные предприниматели подают заявление о переходе на ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае они имеют право применять ЕСХН с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Минимальный период применения ЕСХН составляет календарный год. Налогоплательщик до окончания года не может добровольно перейти на общий режим налогообложения.

Но если по итогам налогового периода (календарного года) доля дохода налогоплательщиков от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 процентов.

Налогоплательщики теряют право нахождения на ЕСХН с начала текущего года и должны будут произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь налоговый период. При этом налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.

В этом случае налогоплательщики обязаны:

  • подать в налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, в котором допущено нарушение ограничения доли выручки;

  • произвести уплату рассчитанных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу.

Добровольный переход с ЕСХН на общий режим налогообложения возможен только по окончании одного года применения ЕСХН, с начала следующего календарного года, для этого необходимо уведомить об этом налоговый органа не позднее 15 января года, в котором налогоплательщик предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с ЕСХН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на единый сельскохозяйственный налог не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение ЕСХН.

У ЕСХН есть преимущество, которое связано с НДС. Дело в том, что в отличие от УСНО переход на ЕСХН не связан с обязанностью восстановления (уплаты в бюджет) НДС, который был ранее принят к вычету по приобретенным основным средствам и нематериальным активам при нахождении на общей системе налогообложения. Это существенно облегчает переход на ЕСХН, не создает дополнительных препятствий.

В тоже время при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при нахождении на ЕСХН, не подлежат вычету при исчислении НДС по общей системе налогообложения.

Таким образом, переход на ЕСХН или возврат с ЕСХН на общий режим налогообложения не оказывает никакого влияния на НДС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования России.
  2. Учебная программа курса Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Документоведение» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления».
  3. Учебная программа курса Владивосток 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Основы менеджмента» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта России. Программа предназначена для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации», 062100 «Управление персоналом».
  4. Практикум Владивосток 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

    Практикум
    Практикум по дисциплине «Мировая политика» составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначен для студентов специальности 350200 «Международные отношения».
  5. Конспект лекциий владивосток 2004 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

    Конспект
    Конспект лекций по дисциплине «Международные стандарты аудита» составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначен для студентов специальностей 060500 «Бухгалтерский учет,

Другие похожие документы..