Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Планы семинарских занятий'
Философия: Планы семинарских занятий для студентов всех форм обучения всех специальностей / Сост. Н.А. Исмуков, Ю.С. Гуров, В.П.Трофимов, Т.Н.Евграфо...полностью>>
'Документ'
Мажитов Н.А., Султанова А.Н. Глава X. Башкортостан в XV - начале XVI вв. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История башкортостана с древнейших времен до X...полностью>>
'Документ'
Одесса – один из популярнейших курортов всего Черноморского побережья. В этом прекрасном городе каждый найдет для себя все условия, которые необходим...полностью>>
'Документ'
30-31 жовтня 2008 р. у Державному вищому навчальному закладі “Українська академія банківської справи Національного банку України” відбулася XІ Всеукр...полностью>>

Учебная программа дисциплины опасные природные и техногенные процессы Восточной Сибири Направление

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический университет»

Факультет «Технология и предпринимательство»

Утверждена:

на заседании Совета факультета

технологии и предпринимательства

протокол №___ от ________ 200__ г.

Подписана:

председателем Совета Л. Р. Третьяковой

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Опасные природные и техногенные процессы Восточной Сибири

Направление: Технологическое образование

Квалификация: Бакалавр технологического образования

Курс: 2

Семестр: 4

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 40

Количество аудиторных часов по дисциплине: 40; из них:

Лекций: 40

Итоговой контроль: зачет

Цели курса:

1. На основе анализа литературных материалов по проблемам комплексной безопасности человека, общества, государства, окружающей среды от негативных факторов угроз в регионе Восточная Сибирь охарактеризовать научную проблему.

2. При анализе проблемы акцентировать внимание студентов на декомпозиции разноуровневых опасностей и угроз, качественно-количественная оценка которых зависит от конкретных предпосылок, создавшихся в том или ином пространстве жизнедеятельности человека, общества, государства.

3. На основе Закона РФ «О безопасности» от 05.09.92 г. обобщить статистический материал по критериям «объективное» и «субъективное» знание о природе опасностей и угроз в пределах региона Восточная Сибирь.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать понятия безопасности жизнедеятельности в регионе проживания Восточная Сибирь на основе данных географии, климатологии, геологии с возможностями и аппаратом прикладной математики, информатики и компьютерной техники.

2. Развить у студентов осознание необходимости перехода к безопасной жизни в новых природных и экономико-экологических условиях.

3. Показать многообразие путей и методов безопасной жизни в современных условиях при наличии постоянной угрозы чрезвычайных ситуаций в регионе.

4. Показать как при помощи простейших приемов выживания в современных промышленных условиях и городских агломерацией можно избежать большинства опасностей и безопасно существовать.

5. Показать возможность оперативного реагирования на любую возникающую чрезвычайную ситуацию.

6. Показать как использовать разнообразную тематическую информацию при разнообразных угрозах безопасности жизнедеятельности в пределах Восточной Сибири.

7. Научить аналитическим и исследованиям и анализу предполагаемых опасностей природного и техногенного характера, могущих привести к чрезвычайным ситуациям в нашем регионе.

8. Ознакомить с существующими методами и способами моделирования тех или иных опасных процессов, явлений и современным способам изучения изменения их состояния во времени.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  • научность;

  • системность и последовательность;

  • связь теории с практикой;

Текущая аттестация качества усвоения знаний:

  1. Выполнение практических работ.

  2. Выполнение тестовых заданий.

  3. Подготовка докладов, рефератов, презентаций при самостоятельной подготовке к занятиям.

  4. Подготовка учебно-исследовательских работ и проектов.

Итоговая аттестация: зачет

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение. Жизненно важные интересы и объекты безопасности . Закон «О безопасности» от 05.09.92 г.

Тема 2. Астероидная (или интенсивная метеоритная) опасность и (или) угроза циклических изменений климата, а также биосферы Земли.

При попадании большого размера метеорита в густо населенные районы Восточной Сибири могут погибнуть одновременно миллионы людей, а с учетом насыщения нашего региона химическими предприятиями — высока вероятность глобальной катастрофы. Ошибочные представления о «Земной колыбели». Фундаментальные научные исследования Земли об ее строении и энергетике. Энергонасыщенность и геодинамическая активность Земли. Неоднородность земной среды на глубинах до 20 км, неравномерность ее вращения как космического объекта. Защита от космической опасности — способность Земли демпфировать и автотрансформировать внутренние и внешние (космические) процессы. Защитная роль атмосферы.

Тема 3. Источники загрязнения окружающей среды, а также генераторы негативных физических полей и излучений в пределах Восточной Сибири (коротковолновая ультрафиолетовая радиация: ее поток на Землю, рост «озоновых дыр», СВЧ-излучения от различных радиолокационных систем, от ультразвуковых технологий, применяемых в технике и медицине и др., выбросы в атмосферу). Источники загрязнения природных вод и почв. Роль Сибирских лесов в очищении атмосферы Земли.

Тема 4. Землетрясения их первопричины, которые лежат в глубинных структурах Земли, в атмосфере и космосе. Прогноз землетрясений на территории Восточной Сибири.

Тема 5. Оползни, их развитие и прогноз в пределах территории г. Иркутска и его окрестностей.

Тема 6. Сели, селевая опасность в пределах Прибайкалья, прогноз и защита от них на примере г. Слюдянки.

Тема 7. Пыльные и другие бури и ураганы Сибири, угроза населению и сельскому хозяйству, защита и прогноз.

Тема 8. Засухи и лесные катастрофические пожары на территории Сибири в историческом аспекте. Прогноз и защита населения и территорий от пожаров и сильных засух в пределах Восточной Сибири

Тема 9. Прогноз региональных и межрегиональных социальных конфликтов в пределах Сибири. Демографическая опасность Восточной Сибири. Причины растущего населения Земли и его влияние на населения

Тема 10. Энергетические проблемы и опасности Земли и их значение для Восточной Сибири. Проблема истощения природных энергетических запасов.

Тема 11. Информационное оружие, Особенности человеческой психики при опасности информационных войн.

Организация самостоятельной работы студентов:

  • анализ сейсмической угрозы в пределах г. Иркутска и его окрестностей;

  • анализ селевой угрозы в пределах Прибайкалья;

  • анализ угрозы сильных бурь и ураганов в пределах г. Иркутска и его окрестностей;

  • анализ угрозы в сильных морозов в пределах г. Иркутска и его окрестностей;

  • подготовка к практическим занятиям;

  • анализ оползневой угрозы в пределах г. Иркутска и его окрестностей;

  • решение простейших практических задач по защите от опасностей природного и техногенного характера в пределах территории Восточной Сибири;

  • выполнение индивидуальных заданий;

  • подготовка докладов, рефератов и презентаций;

  • разработка простейших НИРС-проектов исследования по конкретной теме.

Основные понятия дисциплины:

Окружающая среда, природные и техногенные опасности, землетрясения, оползни, наводнения, сильные морозы, пожары лесные и на химических комбинатах Ангарска, Усолья и Зимы, спутниковая навигация, засухи, зажоры, бури и ураганы, клещевой энцефалит, биологические и медицинские опасности, сели, камнепады.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– СМ.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.–495 с.

Дэвис Ли. Природные катастрофы.– Т. 1 и 2.– Смоленск, 1996.

Задонина Н. В., Саньков В. А., Леви К. Г. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Природные катастрофы и организация превентивных мероприятий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004.— Кн. IV.— 86 с.

Задонина Н.В. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Пособие по обеспечению личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного происхождения / Н.В. Задонина, А.Г. Дмитриев, О.К. Масальский, И.Н. Самовольнов, А.И. Медус.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005.– Кн. V.– 75 с.

Наливкин Д. В. Смерчи. М.: Наука, 1984.

Наливкин Д. В. Ураганы, бури, смерчи. Л.: На­ука, 1969.

Природные опасности России: Геокриологические опасности / Под общ. ред. В. И. Осипова, С. К. Шойгу.– М. 2000.

Природные опасности России: Сейсмические опасности / Под общ. ред. В. И. Осипова, С. К. Шойгу.– М. 2000.

Современная геодинамика и гелиогеодинамика: Учеб. пособие / Леви К.Г., Язев С.А., Задонина Н.В., Бердникова Н.Е., Воронин В.И., Глызин А.В., Куснер Ю.С.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.– 182 с.

Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедея­тельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Дополнительная

Васильева 3. А., Любинская С. М., Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1982.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

Задонина Н.В. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Природные катастрофы и организация превентивных мероприятий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие // Н.В. Задонина, В.А. Саньков, К.Г. Леви.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004.– Кн. IV.– 85 c.

Ремезов Семен. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) / Составление, предуведомление и примечания К.Г. Леви, Н.В. Задониной.– Иркутск: Изд. журнала «Время странствий», 2003.– 183 с.

Сергеев Г. А., Биоритмы и биосфера. М: «Знание», 1976.

Скурихин И. М., Шатперников В. А. Как правильно питаться. М.: ВО «Агропромиздат», 1987.

Современная геодинамика и гелиогеодинамика. 500-летняя хронология аномальных явлений в природе и социуме Сибири и Монголии: Учеб. пособие для вузов. Кн. II / К. Г. Леви, Н. В. Задонина, Н. Е. Бердникова и др.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.– 383 с.

Современная геодинамика и гелиогеодинамика. 500-летняя хронология аномальных явлений в природе и социуме Сибири и Монголии: Учеб. пособие для вузов / К.Г. Леви, Н.В. Задонина, Н.Е. Бердникова, В.И. Воронин, А.В. Глызин, С.А. Язев, Б.  Баасанджав, С. Нинжбадгар, Б. Балжинням, В.Ю. Буддо.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.– Кн. II.– 382 c.

Составитель: доцент каф. географии, кандидат геол.-минерал. наук Коваленко С.Н.

Рекомендована на заседании кафедры географии

(протокол № 3 от 27 ноября 2006 г.)

Зав кафедрой Г.Ф. Орел



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам третьего курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» и третьего курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики.
  2. Пригласительный билет и программа Новосибирск сгга 2010

    Программа
    Сибирская государственная геодезическая академия приглашает Вас принять участие в работе VI Международной выставки и научного конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», специализированных выставок «Сибнефтегаз», «Горное дело».
  3. Отчет о ходе выполнения федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» за 2008 год

    Публичный отчет
    Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (далее именуется - Программа) утверждена постановлением Правительства
  4. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (1)

    Программа
    2.1.1.2.2.3.1.1. Предупреждение опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формирование законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения 56
  5. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения

Другие похожие документы..