Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
4. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. Учебник. 4-е изд., доп. Гриф УМО МО РФ Авторы: Касторных М.С., Пучкова Ю.С....полностью>>
'Урок'
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и его внутреннего мира; показать необходимость для ...полностью>>
'Исследование'
во-вторых, осуществить поиск в истории военного искусства форм специальных действий в тылу противника, которые имели бы свойства развития, т.е. предс...полностью>>
'Урок'
«С этажа и на этаж…». Пение звукоряда в восходящем и нисходящем движении по четыре звука на одно дыхание. Работа над кантиленой, дыханием и формирова...полностью>>

История города Павлодара: социально-экономическое, культурное и политическое развитие (1720 октябрь 1917 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

УДК 902-2: [331.34+008+32”1720//1917” На правах рукописи

ДЮСЕБАЕВА ГУЛЬНАР КАРАТАЕВНА

История города Павлодара: социально-экономическое,

культурное и политическое развитие (1720 – октябрь 1917 гг.)

07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена на кафедре истории Казахстана им. академика Садыкова Т.С. КазНПУ им. Абая

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор А.Н. Кудайбергенов

Официальные оппоненты доктор исторических наук

Асылбекова Ж.М-Х.

кандидат исторических наук,

доцент Валиханов Е.Ж.

Ведущая организация: Павлодарский Государственный

университет им. С. Торайгырова

Защита диссертации состоится «28» октября 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д 14.15.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история (История Казахстана) при Казахском национальном педагогическом университете им. Абая по адресу: 050010,

г. Алматы, улица Жамбыла, 25, конференцзал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казахского национального педагогического университета им. Абая по адресу: 050010,

г. Алматы, ул. Казыбек би, 30.

Автореферат разослан «28» сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук,

профессор Г.С. Султангалиева

Введение

Общая характеристика работы. Диссертационное исследование посвящено истории города Павлодара с момента основания в 1720 г. по октябрь 1917 г. В работе рассматриваются социально-экономические, культурные и общественно-политические аспекты развития города с учетом колониального статуса Казахстана.

Актуальность темы исследования. С приобретением Казахстана государственной независимости изучение истории казахского народа и казахской государственности является одной из важнейших задач исторической науки. Известная народная мудрость гласит: «Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего». Поэтому знание прошлой истории нашей страны имеет огромное политическое и социально-культурное значение для нашего общества, играет неоценимую роль в патриотическом воспитании казахстанцев, в определении цивилизационных ориентиров в будущем.

Особое место в исторической науке занимает краеведение, оно дает представление об историческом развитии разных регионов нашей Родины, ее городов и селений.

Казахстанские города имеют историю, уходящую корнями в глубокую древность. Однако, не все из них сохранились до настоящего времени. На территории северо-восточного Казахстана, где находится Павлодар, являющийся предметом исследования, в кимакский период было много городов, которые играли очень важную роль в жизни тюркского мира. Это были административные и торговые центры, через них проходили караванные пути, но о них можно лишь прочитать в исторических источниках, т.к. они в ходе исторических событий были разрушены. Их следы сегодня находят и изучают казахстанские археологи.

Современные города северо-восточного Казахстана возникли в период колонизации Российской империей казахских земель. Вначале они возникли, как крепости и форпосты, затем стали простыми селениями, с началом проникновения капиталистических отношений в Степь они превращались либо в сельские поселения, либо в города с соответствующей экономической инфраструктурой, социально-демографическим составом, культурой и ритмом жизни.

В результате присоединения Казахстана к России возникло около 30 новых городов. Одни стали крупными промышленными и торговыми центрами, другие «заштатными» городами, немногим отличающиеся от сел. Большую роль в их развитии сыграли реформы 60-х годов ХІХ в. в России. В империи стали развиваться новые производственные отношения и в Казахстан хлынули переселенцы, которые внесли свою лепту в становление городов края. В городах стали возникать небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, и они развивались, как аграрно-торговые, административные и культурные очаги региона [1].

Изучение истории городов дает возможность показать социально-экономическую, культурную и политическую картину государства. Город, как исторически сложившаяся форма поселения, показывает уровень развития данного общества, производительных сил и производственных отношений в нем, «…города представляют из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа и являются главными двигателями прогресса», - писал В.И.Ленин [2].

Исходя из этого, мы считаем, что изучение истории г. Павлодара досоветского периода также имеет актуальную значимость.

Становление исторического краеведения неразрывно связано с развитием исторической науки начала ХVШ в. и указом Петра I от 13 февраля 1718 г., в котором предписывалось обо всех любопытных находках докладывать царю и награждать за поиск древностей в своем крае. Этот факт тем самым признавал значение местных памятников.

Большую роль в накоплении знаний по отдельным регионам России сыграли ученые-путешественники ХVШ - ХIХ в.в., российские военные и чиновники, а также демократические круги России.

Объектом исследования является город Павлодар, как колониальное поселение Российской империи.

Предметом исследования являются социально-экономические, культурные и общественно-политические процессы в г. Павлодаре в историческом контексте в указанный период.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1720 по октябрь 1917 гг.

Целью исследования является комплексное, а также объективное изучение и изложение истории г. Павлодара в дореволюционный период на основе архивных материалов. Исходя из этой основной цели, нами поставлены такие задачи:

- выяснить причины возникновения Коряковского форпоста на Иртыше, ставшего со временем г. Павлодаром;

- раскрыть роль Павлодара, как стратегически важного поселения в восточной политике русского царизма;

- рассмотреть в историческом аспекте административно-политическое становление Павлодара от форпоста до города, ставшего позже административным центром одноименного уезда;

- проанализировать социально-демографическое становление и развитие Павлодара в обозначенных хронологических рамках;

- дать анализ социально - экономических процессов в Павлодаре, связанных с колониальной политикой метрополии;

- показать социально - культурное развитие Павлодара в контексте колониальной политики Российской империи;

- осветить общественно-политические процессы в Павлодаре в связи с общей ситуацией в Российской империи.

Степень изученности научной проблемы. Изучение истории г. Павлодара, как краеведческой тематики, началось еще в царский период и продолжается по настоящее время в рамках исторического регионоведения .

Работы, имеющие отношение к изучаемой проблеме, можно в хронологическом плане разделить на несколько периодов. Это исследования дореволюционных ученых. Всестороннее изучение территорий, ставших колонией Российской империи, отвечала интересам метрополии. Царская Россия была заинтересована в изучении потенциальных возможностей колонизированных земель, экономической и военно-стратегической значимости этих территорий для реализации своих имперских целей.

С этой целью Правительство России, начиная с 30-40 гг. ХVШ в. организовало несколько комплексных экспедиций в казахские степи.

В задачи первой Академической экспедиции под неофициальным руководством Ф. Миллера, официальный руководитель В. Беринг, входило научное изучение Западной Сибири, ее географии, древностей, обыкновений и обрядов различных народов.

По итогам экспедиции Ф. Миллер написал фундаментальный труд, из которого можно почерпнуть богатый фактический материал о Казахстане, в том числе о северо-восточных регионах нашей страны [3].

Вторая научная экспедиция, под руководством П.С. Палласа, в состав которой вошли видные российские ученые, начала свою работу в 60-70 гг. ХVIII в. Ее цели и задачи были такие же, как и у первой экспедиции.

Участники экспедиции издали целый ряд ценных для науки трудов. Для нашей работы интересны исследования П.С. Палласа, в которых даются сведения географического, экономического, социального и этнографического характера по Прииртышью. Автор дал подробное описание небольшого форпоста Коряковского, который затем станет г. Павлодаром [4].

Значительный интерес для истории Казахстана представляют также работы И.К. Кирилова, А.И. Левшина, Н.А. Ядринцева, П.А. Словцова, Г.В. Колмогорова, А.А. Кауфмана, Н.А. Аристова, В.В. Вельяминова-Зернова, В.В. Радлова, Н.И. Красовского, В. Остафьева, Б.Г. Герасимова и других, в которых дается разнообразный материал по Казахстану.

Большой вклад в изучении северо-восточного Казахстана внесли русские военные, по долгу службы, работавшие в Казахстане и в Западной Сибири. Среди них конкретно по Павлодарскому Прииртышью писали Т.П. Гавердовский, И.Ф. Бабков, Ф.И. Усов, Г.Н. Потанин, Г.Е. Катанаев.

Т.П. Гавердовский в своих «Обозрениях Киргиз-кайсацкой степи (часть 2-я) или Описание страны и народа киргиз-кайсацкого» писал о торговой значимости р. Иртыш и дал характеристику Иртышских военных укреплений, в том числе Коряковского форпоста [5].

И.Ф. Бабков, служивший в Западной Сибири в 1859-1875 гг., а в 1867-1868 гг. исполнявший обязанности военного губернатора Семипалатинской области, в своих воспоминаниях о службе писал о значимости Прииртышских военных укреплений в восточной политике России [6].

Ф.И. Усов выходец из ямышевских казаков, занимался изучением сибирских казаков, в его исследованиях даны статистические данные по Павлодарскому Прииртышью [7].

Г.Н. Потанин родом из местных казаков, впоследствии ставший ученым-путешественником, дал историко-этнографические сведения о сибирском казачестве, к которым относились и павлодарские казаки [8].

Г.Е. Катанаев, будучи военным, наряду со службой много внимания уделял историческому исследованию Западной Сибири. В его дневниковых записях есть очень ценные сведения по Прииртышскому казачеству, в том числе о павлодарских казаках в составе 7 казачьего полка [9].

Согласно Указу Сената от 1 ноября 1777 г. в России складывается традиция выпуска статистических обозрений, кратких географических словарей, различных справочных изданий, которые издавались по всем регионам государства, что для управления огромной империей было жизненно необходимо. С этого времени описание Павлодара было дано во многих изданиях, например, энциклопедических словарях Щекатова, Граната, Брокгауза и Ефрона, трудах А.И.Седельникова, В.П. Семенова, В.И. Масальского, И. Завалишина и других.

Это дало новый толчок развитию краеведения и к концу ХVШ в. в России определились два направления исторического краеведения: казенное и демократическое.

С первой половины XIX в. Военное министерство России раз в три года стало выпускать сборники - «Военно-статистическое обозрение губерний». Они содержали систематическое изложение исторических и географических данных о поселениях России, в том числе о некоторых городах Казахстана.

Казенная или официальная точка зрения отстаивала идею прогрессивного влияния русской колонизации на туземные народы Российской империи. Ярким представителем казенного направления можно назвать известного русского путешественника и ученого М.И. Венюкова. В его рассуждениях четко выражен великорусский шовинизм.

Просвещенная, демократически мыслящая дворянская Россия также проявляла интерес к восточной политике России. Их оценка политики России в Казахстане зависела от политических взглядов и убеждений самих авторов. Они были более свободны в своих умозаключениях и оценках, однако, сказать, что эти авторы всегда объективны нельзя, т.к. классовые и шовинистические нотки проскальзывают в их трудах тоже.

Изучение края, конечно, было связано с корыстными интересами Российской империи и российские ученые информацию о Казахстане давали с точки зрения потребностей метрополии и господствующих классов, их интересовал экономический, политический, культурный потенциал края.

Из сведений, оставленных российскими авторами, для исследований полезны статистические данные, экономические выкладки, общественно-политическая характеристика эпохи.

Большой вклад в изучении истории Казахстана внесли региональные отделения Русского Географического общества, которые стали создаваться во второй половине ХIХ в. Созданное в 1868 г. «Общество исследователей Западной Сибири», в 1877 г. было преобразовано в Западно-Сибирское отделение Русского географического общества (ЗСО РГО). В рамках последнего в марте 1902 г. было создано Семипалатинское подотделение Русского Географического общества. Оно занималось различными направлениями краеведения и внесло огромный научный вклад в изучение Прииртышья. В его рядах трудились представители интеллигенции региона. По Павлодару опубликованы сведения ученым секретарем Н.Я. Коншиным [10]. Члены научного сообщества выпустили за время существования Семипалатинского подотдела ЗСО РГО 15 номеров «Записок …».

Таким образом, еще царская Россия, исходя из своих имперских целей, начала изучение «городов и весей» империи, куда входил и Павлодар.

Регионально-краеведческие исследования нашли свое продолжение и в советское время. С середины 20-х годов прошлого века стали издаваться справочные материалы о городах СССР, что было связано с необходимостью изучения экономического состояния страны и с предстоящими планами социалистического строительства. В этот период изучаются и казахстанские города.

Так, в СССР были заложены основы городоведения, как научного направления. Советское руководство поощряло изучение истории городов, чтобы показать достижения социализма в урбанизационном процессе.

В советской историографии дореволюционная история городов Казахстана рассматривалась также в связи с изучением проблемы генезиса капитализма, революционного движения, развития просвещения и образования, промышленности, финансов и т.д.

С середины прошлого столетия собственно история городов страны становится предметом научного анализа. В связи с этим был издан ряд работ по дореволюционной истории городов Западной Сибири. Это работы Р.М. Кабо, О.Н. Вилкова, М.М. Громыко, В.В. Рабцевича, Д.А. Алисова, Д.В. Колупаева, В.С. Чутчеева, Т.К. Щегловой и других. В них рассматривается возникновение, становление и развитие городов Западно-Сибирского региона с экономической, политической, социально-демографической и культурной точек зрения. Ими были затронуты история городов северо-восточного Казахстана, поскольку они в дореволюционный период входили в административном отношении в Западно-Сибирский регион.

Тогда же и казахстанские ученые приступили к изучению истории городов республики. Специальные исследования истории городов досоветского периода представлены в работах А.Х. Маргулана, А.А. Горячевой, Э.И. Герасимовой, А.Ф. Дубицкого, К.М. Туманшина, Г.Н. Герасимова, Ж.К. Касымбаева, Урашева С.А. и других.

Что касается истории г. Павлодара и Павлодарского уезда, то отдельные ее стороны были затронуты в исследованиях казахстанских ученых по различным темам истории Казахстана. Среди них работы Е.Б. Бекмаханова [11], Ж.К. Касымбаева [12], М.Ж. Абдирова [13] и других.

По истории г. Павлодара и Павлодарского уезда были защищены кандидатские диссертации: А.Ж. Ерманова - по истории уезда [14], К.Ж. Нурбаева [15] и Б.К. Косаякова [16], рассматривавшие советский период в истории города.

По истории г. Павлодара и Павлодарского региона были также изданы несколько научных работ павлодарских авторов. Среди них работы М. Тереник, написанные в соавторстве [17-18], К.Ж. Нурбаева и Р.Ж. Кадысовой [19].

С участием павлодарских авторов к 250-летию города была издана научно-популярная брошюра, в которой рассматривались основные вехи развития города, от форпоста Коряковского до 70-х гг. ХХ в. [20]. Однако, по мнению ученых, такого рода издания не выдерживают научной критики, так как в них нет научно-справочного аппарата, не достает источниковедческой базы.

Многие годы исследованием истории дореволюционного Павлодара занимается краевед Э.Д. Соколкин. Его труды носят публицистический характер, тем не менее, на основании конкретных фактов автор описывает различные страницы истории дореволюционного Павлодара [21]. Его статьи часто публикуются на страницах областной газеты «Звезда Прииртышья».

Изучение истории возникновения и развития городов края в колониальный период дает возможность показать еще одну грань казахстанско - российской истории ХVШ - начала ХХ вв., цели, задачи и политику Российской империи в Степном крае, взаимоотношения метрополии и колонии, развитие экономики, культуры, социально-политического положения казахстанского социума в тот период.

В рамках программы «Мәдени мұра» изданы материалы по истории Казахстана из источников России, Китая, Ирана, Монголии, европейских и арабских государств, которые дают возможность расширить наши исследовательские возможности и более полно осветить разные научные темы.

Однако, сказать, что «городская» тема исчерпана, пока нельзя, т.к. история не всех городов Казахстана еще изучена, либо изучены только отдельные стороны или периоды. На наш взгляд, история каждого города должна быть исследована со времени основания по настоящее время.

Таким образом, на основании историографического обзора литературы можно сделать вывод о том, что дореволюционная история г. Павлодара тоже должна найти свое научное освещение. Тогда, с учетом имеющихся работ казахстанских ученых, будет иметь место хронологически выстроенная история г. Павлодара от основания до 90-х годов ХХ века в ее основных чертах.

Источниковедческую базу диссертации составили архивные материалы Центрального архива Казахстана, Омского областного исторического архива, архивного фонда Павлодарского областного краеведческого музея им. Г.Н. Потанина, отдельные номера дореволюционной периодической литературы и дореволюционные издания из редкого фонда Центральной научной библиотеки РК, Национальной библиотеки РК и Омской областной библиотеки им. А.С. Пушкина, а также ряд исторических документов, опубликованных в различных научных сборниках. К источникам, с полным основанием, можно отнести «Обзоры» (1883-1903 гг.) и «Памятные книжки» (1897-1907 гг.) Семипалатинской области.

Основной материал для работы почерпнут из архивных документов ЦГА РК. Для написания работы были приобщены материалы следующих фондов: 15 – Семипалатинское областное правление МВД, 25 – Тургайское областное правление МВД, 78 – Временный Совет по управлению Внутренней Киргизской Ордой, 64 - Канцелярия Степного генерал – губернатора, 369 – Акмолинское областное правление МВД, 417 - Актюбинский районный комитет по закупке скота для действующей армии, 460 – Семипалатинский областной статистический комитет МВД, 481 – Смотритель Коряковского Соляного озера и Черноярской пристани 4-го акцизного округа, 482 – Колывановское наместническое правление, 491 - Инспектор народных училищ, 521 – Семипалатинское отделение общества помощи пострадавших на войне солдатам и их семьям, 530 – 1916 г. Семипалатинский склад товарищества на паях внутренней и вывозной торговли мануфактурными товарами. Г. Семипалатинск, 726 – Помощник начальника Омского жандармского управления. Город Семипалатинск и Семипалатинская область. Надзор за революционерами. 1904-1916 гг. , 798 – Коряковская таможенная застава, 345 - Пограничное управление Сибирскими киргизами.

В них содержится материал о разных сторонах жизнедеятельности города Павлодара, начиная с ХVШ в. вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Конкретные сведения дают переписки государственных чиновников по различным вопросам управления края, отчеты местных органов власти, протоколы заседаний местных органов управления, циркуляры вышестоящих органов и т.д. Ценные статистические данные нами извлечены из материалов первой Всероссийской переписи 1897 г. Особенностью архивных сведений по Павлодару является то, что они увеличиваются с ростом статуса поселения.

Таким образом, архивные материалы, извлеченные нами в ЦГА РК по дореволюционной истории г. Павлодара, не в полной мере удовлетворяют поставленные в исследовании цели. Указанные причины могут в какой-то степени объяснить отсутствие каких-либо сведений или нарушения в хронологическом изложении истории изучаемого объекта.

Использованные нами материалы из Омского областного исторического архива помогли воссоздать, отдельные страницы истории дореволюционного Павлодара и Павлодарского уезда. Это дела Ф. 3 – Главное управление Западной Сибири (1822-1982 гг.), Ф. 366 –Фонд Катанаева Г.Е., Ф. 67 – Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска, использованный для иллюстрации казачьей колонизации края, Ф. 1 – Военно-походная канцелярия командира Сибирского корпуса с 1747 по 1788 гг., Ф. 190 – прокурор Омской судебной палаты, Ф. 270 – Омское жандармское управление.

В работе также были использованы материалы архивного фонда Павлодарского областного краеведческого музея им. Г.Н. Потанина, в основном, дневники основателя музея Д.П. Багаева, в которых автор дает характеристику города и горожан, комментирует события, при этом использует изданные по краю работы.

Дореволюционные издания из редкого фонда Центральной научной библиотеки РК и Национальной библиотеки РК, а также фондов Омской областной библиотеки им. А.С. Пушкина и материалы из дореволюционной печати можно рассматривать, как источники, так как это материал «из первых рук».

Наши изыскания по теме опирались также на сборники документов по истории, изданные в разное время.

Указанные выше источники и явились источниковедческой базой данного исследования.

Методология исследования. Работа опирается на теоретические принципы исторической науки, применяемые в изучении истории городов, как особого рода поселения, являющихся двигателем социально-экономического развития общества. Нами был учтен богатый научный опыт и концептуальные идеи ученых историков, занимавшихся в разное время городоведением.

Исходя из этого, нами использованы такие научные методы исследования, как принципы историзма, научного анализа и обобщения, позволившие показать и оценить изучаемый период в истории Казахстана, на примере г. Павлодара, выявить тенденции его развития в контексте того времени в социальной интерпретации и детерминировать прошлое в настоящее.

Аналитический и сравнительный методы научного познания позволили критически проанализировать источники и историографию проблемы, а также, на основе имеющихся исторических фактов и данных, раскрыть общие черты в развитии городов Казахстана в период колонизации русского царизма.

Принцип научной объективности дал возможность, учитывая историческую реальность изучаемого периода, показать историю развития региона и колониальную сущность политики царизма в крае.

Принцип логической последовательности позволил в хронологическом порядке выстроить историю Павлодара в заявленных временных рамках.

Научная новизна исследования, на наш взгляд, заключается в том, что впервые в исторической и хронологической последовательности всесторонне рассмотрена история города Павлодара в указанных хронологических рамках (1720 - октябрь 1917 гг.) на основе изучения обширного материала из архивов Казахстана и России, некоторые из которых впервые введены в научный оборот.

В работе показаны роль и место Павлодара в социально-экономическом, культурном и политическом развитии края в исследуемый период, подкрепленные архивными материалами. Указаны конкретные люди, внесшие личный вклад в становление и развитие города.

Данное исследование, как мы считаем, даст возможность восполнить неизученный период в жизни города и представить его историю с момента основания в 1720 г. и по 90-е годы ХХ века. В результате, в основном будет завершено изучение учеными Казахстана истории г. Павлодара.

Научно-практическая значимость работы, как мы считаем, заключается в том, что материалы исследования являются своего рода вкладом в летопись истории нашего государства и могут быть использованы в изучении студентами курса истории Казахстана, других общественных наук, а также в подготовке обобщающих научных трудов о нашей стране, также для пополнения краеведческих знаний (в вузах г. Павлодара история Павлодарского региона изучается, как учебная дисциплина).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение Коряковского форпоста, ставшего со временем г. Павлодаром, как военного поселения на Иртыше в первой четверти XVIII в., связано с колониальной политикой Российской империи на Востоке, основы которой заложил Петр І.

2. Иртышская укрепленная военная линия была оплотом колониального продвижения России на территорию Казахстана и Средней Азии.

3. Реализуя свои колониальные замыслы, Россия укрепляла свои позиции в Казахстане посредством политико-административным реформ во второй половине ХІХ в., в результате чего г. Павлодар стал уездным центром одноименного уезда.

4. Анализ социально-демографических процессов в г. Павлодаре в заданных хронологических рамках показывает, что в результате колониального освоения Прииртышья основное население Павлодара было представлено русскими казаками, крестьянами и мещанами из Центральной России, Украины и Белоруссии. Купечество Павлодара, бывшее основой хозяйственно-экономической сферы города, играло важную роль в управлении городом совместно с русской военно-полицейской администрацией под эгидой православного духовенства. В такой ситуации коренное население, казахи, в русском по духу Павлодаре оставалось бесправной частью городского населения.

5. Начав торговые отношения с продажи Коряковской соли, Павлодар со временем стал крупным торгово-экономическим центром северо-восточного региона колониального Казахстана. Экономический потенциал города рос по мере проникновения и развития капиталистических отношений в край. Павлодар стал вторым по значимости городом Семипалатинской области. Торговая значимость Павлодара возросла с появлением водного сообщения по реке Иртыш.

6. Несмотря на свой колониальный статус, провинциальный Павлодар достиг определенных успехов в культурном развитии: если в форпосте Коряковском была одна казачья школа, то к октябрю 1917 г. в городе насчитывалось порядка 12 учебных заведений, в том числе учительская семинария. В городе функционировали культурно-просветительные учреждения, как библиотека, Общественное собрание, Общество любителей драматического искусства. Город постоянно рос в культурном плане.

7. Российское правительство, превратив Казахстан в край, куда ссылали политически неблагонадежных людей, превратило Павлодар в один из политически активных городов Прииртышья. Павлодар участвовал в событиях, связанных с первой русской революцией 1905-1907 гг., в восстании 1916 г., в Февральской и Октябрьской революциях 1917 г. Благодаря ссыльным революционерам г. Павлодар приобрел политический опыт и определенный уровень политической культуры.

Апробация исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «История Казахстана» им. академика Садыкова Т.С. КазНПУ им. Абая.

По материалам исследования опубликованы статьи в журналах рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки.

Кроме того, автор выступила в ряде международных, республиканских и университетских конференциях. Тезисы докладов опубликованы в сборниках этих конференций. Всего опубликовано 9 работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основная часть

Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлена степень ее изученности, определены цели и задачи, а также изложена теоретико-методологическая основа работы, дается характеристика источниковедческой базы, отмечается научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первом разделе – «Основание города. Развитие г. Павлодара до 1868 г.» дается исторический обзор региона, показана заинтересованность Российской империи Казахстаном в целом и северо-восточными территориями края, в частности. В разделе также рассмотрены вопросы хозяйственного и социального становления Коряковского поселения на месте современного Павлодара, как военного укрепления на реке Иртыш.

Здесь кратко рассмотрена история Павлодарского Прииртышья, на территорию которого, как впрочем, на все обширные казахские степи, свои взоры Российская империя остановила еще во времена Петра І. Русский царь, определяя место этой земли для России, сказал, что оная Киргиз-кайсацкая орда … «токмо-де есмь Азиатским странам и землям … ключ и врата». Реализуя восточную колониальную политику, Россия в первой четверти ХVIII века построила в Прииртышье ряд крепостей, форпостов, редутов и маяков с целью укрепления влияния России в Западной Сибири. Они должны были служить, как уже было отмечено, мостом между Западом и Востоком, а также стать надежным щитом от воинствующих джунгар и коварных китайцев. В дальнейшем русское правительство планировало колонизировать казахские степи и превратить их в рынок сбыта и сырья. Таков был смысл «киргизской» политики царизма.

В 1714 г. Петр І послал первую военно-разведывательную экспедицию по Иртышу, которую возглавил И.Д. Бухгольц. Экспедиция в 1715 г. заложила на Ямыш-озере крепость, затем в 1716 г. была возведена Омская крепость. В 1717 г. экспедиция П. Ступина заложила Железинскую, в 1718 г. Семипалатинскую, в 1719 г. Убинскую крепости. В 1720 г. экспедиция И.М. Лихарева заложила на Иртыше Усть-Каменогорскую крепость и Коряковский форпост, который впоследствии стал Павлодаром.

Таким образом, как следствие российской политики на Востоке, в Прииртышье к 1720 г. было воздвигнуто 5 крепостей и несколько промежуточных форпостов, чтобы связать между собой крепости. К числу связующих форпостов относился и форпост Коряковский, который возник в

1720 г. на реке Иртыш там, где ее приток Усолка впадает в основное русло [7].

В 1744 г. он был укомплектован гарнизоном в 48 казаков при двух орудиях и для них были построены дома [22]. Кроме военного, форпост имел и хозяйственное значение для всей Сибири, особенно Западной. Близ форпоста были соляные озера с пищевой солью, которые привлекали, как русских, так и джунгар. Уже в первой четверти ХVIII века русские купцы солью с Коряковского озера снабжали всю Западную Сибирь и это приносило им огромные прибыли. Добыча соли на озере привела к притеснению местного населения, у них стали в округе отбирать пастбищные угодья. Так начала проявляться колониальная политика царизма.

Описание Коряковского форпоста и озера даны в работах А.С. Палласа, который проезжал по Прииртышью в 1770 г.

С присоединением Среднего жуза к России хозяйственная жизнь в Прииртышье активизируется. В 1828 г. в Коряковку из-за удобного расположения форпоста переносится почтовая контора из Семиярки и почтовый тракт стал пролегать через Коряковку. Здесь шла бойкая торговля с местным населением, и государство поощряло это, отменив некоторые пошлины для степняков и русских купцов (на кожу, сало, хлеб). Купцам разрешили меновую торговлю.

Коряковский форпост после разгрома Джунгарии, в 1838 г. стал обычной станицей и в нее перевели из упраздненной Ямышевской крепости 7-й казачий полк и его штаб, расположили таможенную и соляную службы, провиантские склады, госпиталь и полковую школу.

Если первоначально разрешали селиться только лицам казачьего сословия, то по Указу царя от 12 апреля 1859 г. было дано разрешение на проживание и гражданским лицам. Так в 1859 г. Коряковская станица стала гражданским поселением [23]. Теперь здесь стали селиться купцы, мещане и прочие разночинцы. Население станицы в 1859 г. составило 554 человек при 103 дворах. В станице уже функционировали казначейство, сотенная школа, таможенная и почтовая заставы, хлебный магазин, действовали два мыловаренных и два салотопенных заводика, была построена церковь.

Станичные купцы еще в 1859 г. просили перевести станицу в ранг города, однако получили отказ. Второй раз они приурочили свою просьбу к рождению престолонаследника Павла и 4 апреля 1861 г. Высочайшим Указом станица Коряковская была переименована в Павлодар и возведена в ранг заштатного города [24].

Второй раздел исследования – «Социально-экономическое развитие г. Павлодара с 60-х гг. ХІХ в. по октябрь 1917 г.» раскрывает процессы, связанные с административным становлением и развитием города, как уездного центра, в котором с началом проникновения капиталистических отношений в Степь были сформированы соответствующая экономическая инфраструктура, социально-демографический состав и свой ритм хозяйственной жизни уже тесно связанный с интересами метрополии.

Для приведения в соответствие со статусом административного управления в июле 1863 г. создаются органы управления городом – Полицейское и Хозяйственное управления, Словесный суд, избирается городской староста, формируется казна.

Реформы 60-90 гг. ХІХ в. изменили административно-политический облик Казахстана. Согласно «Временному положению об управлении Степными областями» от 21 октября 1868 г. Павлодарское Прииртышье в составе Семипалатинской области вошло в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. В развитие этого указа было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях». Таким образом, в результате введения новой административно- политической системы на территории Казахстана, г. Павлодар в 1868 стал административным центром одноименного уезда [25].

Дальнейшее административно-хозяйственное развитие города начинается с 1870 г. Оно связано с вступлением России на путь капитализма и распространением на Павлодар Городового положения от 16 июня 1870 г. В связи с этим в городе были избраны городская дума и городской голова. С этого времени городом стали управлять купцы и мещане, о чем свидетельствует персональный состав думы [26].

В конце ХІХ в. Павлодар, согласно экономическому обзору Сибири (1882 г.), «молодой, но довольно быстро растущий город». В путеводителе по Сибири В.А. Долгорукова указано, что в городе были магазины разного рода торговли, например, торговые заведения Словцова, Дерова, Тумашева, Рамазанова и других. В начале ХХ века открываются книжные магазины, торгующие художественной, религиозной и учебной литературой на русском, татарском и арабском языках, действовали ресторанно-питейные заведения, бильярдная.

В городе шла активная торговля со степняками. Казахи поставляли продукцию животноводства, взамен покупали колониальный товар. Торговля была меновая, критерием стоимости товара был годовалый баран – тохты.

По мере вхождения края в общероссийский рынок увеличивается число небольших предприятий по первичной обработке продукции животноводства и земледелия: салотопенные, мыловаренные, по сушке кожи, маслобойные, а также мукомольные (мельницы), пивоваренный и спиртовые заводы.

После пожара 1901 г., который спалил, практически, весь деревянной постройки город, повысился спрос на кирпич, и в Павлодаре стали строиться кирпичные заводы. В городе также было развито шорное и кузнечное дело, изготовление сбруи и т.п.

По-прежнему добыча и продажа соли оставалась важнейшей статьей в хозяйственной деятельности города.

С конца ХІХ века по Иртышу стали курсировать пароходы и баржи, что повысило статус Павлодара, как одного из экономических центров Прииртышья. Теперь павлодарские предпринематели могли по водному пути продавать свой товар в Сибирь и далее.

В 70-80 гг. ХІХ века в Казахстане стала развиваться ярмарочная торговля, в которой павлодарские купцы принимали активное участие. Они участвовали во всех ярмарках Казахстана, Сибири и Урала, а также торговали с Китаем. Они продавали невыделанную кожу, волос, шерсть, сало, масло, рыбу, семена подсолнечника, бахчевые, мед, хлеб, соль, каменный уголь и другие товары. Имена павлодарских купцов были известны далеко за пределами не только города и края, но и по всей Сибири, Приуралью и даже в соседних государствах. К числу известных павлодарских купцов относятся Деров, Осипов, Зайцев, Суриковы, Баландины, Сорокин, Вахитов, Охапкин и другие.

Особо следует отметить, что Павлодар, наряду с Семипалатинском, был одним из главных пунктов торговли хлебом. Также павлодарские предприниматели наладили откорм и торговлю крупным рогатым скотом.

В 1875 г. в городе открыли ярмарку, получившую название Никольской, однако, она не получила развития.

В начале ХХ века в Павлодаре появился новый вид производства – типографии. Такие производства открыли Сунгуровы, Рутенберг, Палкин и другие. Это можно рассматривать, как рост города и его цивилизованных потребностей в активно развивающейся капиталистической экономике края.

Развитие рыночных отношений в экономике порождает спрос на кредитно-финансовые учреждения и в городе открываются городской Общественный банк, отделения Государственного, Русского внешнеторгового и Сибирского торгового банков, Павлодарское казначейство, Кредитное товарищество.

Капитализм дал толчок развитию потребительских обществ. К 1916 г. по Павлодарскому уезду их было 11, а в Павлодаре – одно.

Население города по социальному, национальному и религиозному составу становится более пестрым. Перепись 1897 г. показала, что в Павлодаре проживало 7738 человек, из них преобладали мещане – 2840, затем шли крестьяне – 2190, инородцы – 1527, казаков – 781, дворяне и чиновники – 180, купцы - 105, духовного сословия – 22, иностранцев – 7 [27].

По вероисповеданию больше всего было православных христиан – 5260 человек, мусульман – 1940, были представители и других религий.

Город по демографическим показателям был молодой. Почти 80 % населения были граждане до 40 лет.

Из общего числа граждан города 2052 человека были грамотными, что составило 26,5 %.

Перепись зафиксировала 52 вида деятельности среди населения города. Анализ показал, что преобладали различные виды земледелия, ремесла, бытовое обслуживание и торговля.

В целом, Павлодар относился к активно развивающимся колониальным городам Российской империи.

Третий раздел – «Социально-культурные и общественно-политические процессы» посвящен проблемам образования, культуры, здравоохранения, религиозным и благотворительным учреждениям, а также общественно-политическим процессам в Павлодаре.

С момента своего образования, вначале, как форпост Коряковский, затем Коряковская станица, позже город Павлодар, поселение росло в культурном плане. Первые школы в Коряковском форпосте были открыты еще в ХVШ веке для казачества, однако уровень их был довольно низким. В 70 годы ХІХ века образованию в крае стало уделяться больше внимания. В 1872 г. было открыто 3-х классное городское училище, в 1883 г.- мужской и женский интернаты, в 1898 г. – еще одно приходское мужское училище, в том же году – сельскохозяйственная школа, в 1901 г. – 4-х классная женская прогимназия. По данным Коншина Н.Я. в начале ХХ века в Павлодаре было уже 5 учебных заведений, в том числе и для мусульманского населения.

Надо отметить, что в школах для коренного населения вопросы обрусения «составляли предмет главной заботы местной администрации» и в документах прямо указывается, что туземцы нас должны интересовать, как материал, из коего в ближайшем будущем должны выработаться обычные русские крестьяне, хотя и мусульманского вероисповедания».

К 1914 г. в Павлодаре было уже 9 учебных заведений: это – Казачье начальное училище, Павлодарская сельскохозяйственная школа, городское Алексеевское училище, мужское приходское училище, женская прогимназия, церковно-приходское училище, городское женское приходское училище, 3-х классное городское училище (с 1910 г. Владимирское училище), 2-х годичные педагогические курсы с образцовой школой и Павлодарское 2-х классное русско-киргизское училище [28].

Таким образом, с 1901 по 1914 гг. количество учебных заведений, практически, удвоилось. Это можно рассматривать, как повышение культурно-образовательного уровня города.

В отчете военного губернатора Семипалатинской области за 1897 г. говорится, что городские школы вполне удовлетворительны, а войсковые училища стоят гораздо ниже. Однако, ни одна школа города не располагалась в специально построенном здании, санитарные нормы не выдерживались, не хватало грамотных учителей, учебников и других учебных пособий.

Тем не менее, павлодарские власти проблемам образования старались уделять больше внимания и в бюджете города расходы на образование занимали достойное место. К примеру, на 1895 г. из бюджета города было выделено 15 % на нужды образования, в начале ХХ века - 23 %, в 1917 г. -48,7 %. Из земских фондов назначались стипендии наиболее нуждающимся и хорошо успевающим ученикам при примерном поведении по 180 руб. в год. Например, на 1915-1916 учебный год такие стипендии были учреждены ученикам 2-х годичного педагогического училища Третьяковой Л., Звонцовой Т., Колесникову, на 1916-1818 учебные годы - Звонцовой Т. и Бобыкину П. Педагогический совет Павлодарских 2-х годичных педагогических курсов ходатайствовал 20 декабря 1916 г. перед Семипалатинским губернатором о зачислении на земские стипендии Гуськова А., Лысникова М., Секербаева А., Дьячкова С., Балькебаева С., как наиболее нуждающихся из числа слушателей и показавших в течение истекшего полугодия при отличном поведении хорошие успехи.

После февральской революции 1917 г. в городе были открыты для мусульман реальное училище, учительская семинария, высшая начальная школа и возобновлена работа сельскохозяйственной школы, причем, в начальных классах преподавание должно было быть на родном языке, в высших школах история, литература - также на родном, а остальные предметы на русском языках.

Таким образом, дореволюционные школы Павлодара были ориентированы на преподавание самых элементарных знаний.

В Павлодаре с 90-х г. ХІХ в. действовала небольшая публичная библиотека, открытая с помощью павлодарского мецената, купца 1-й гильдии Дерова А.И. и названная его именем. Он внес большой вклад в дело образования города, был попечителем в ряде школ, жертвовал средства на нужды образования. После отъезда из Павлодара он завещал свой двухэтажный дом под школу.

К числу социокультурных объектов относятся религиозные учреждения. Церковь и мечеть играли очень важную роль в жизни дореволюционного общества. Первая мусульманская деревянная мечеть сгорела во время пожара 1901 г. Вторую, каменную, выстроили на средства мусульман города по инициативе татарского купца Ф.К. Рамазанова. Мечеть стала действовать в 1907 г. [29]. Она стоит до сих, в годы перестройки ее вернули верующим, т.к., практически, все годы Советской власти здание использовалось не по назначению. В городе было несколько православных церквей (Флоро-Лаврская, Воскресенская, Владимирская), сначала деревянных, затем были выстроены каменные. На пожертвования купца Дерова А.И. был построен Свято-Троицкий собор. Священнослужители храмов были в числе городской элиты, в их задачу входило воспитывать паству в духе веры в Бога, Царя и Отечество.

С началом ХХ века в Павлодаре наблюдается всплеск такого новомодного явления, как фотография. В Павлодаре фотосалоны, с разрешения властей, открыли в 1901 г. - Ф.А. Сорокина, в 1904 г. - Д.П. Багаев, которого можно назвать фотолетописцем Павлодара, в 1905 г. – М. Макарова, в 1906 г. А.А. Антонов.

Чтобы разнообразить скучную провинциальную жизнь павлодарская общественность добилась в 1895 г. открытия Общественного Собрания «с целью доставить своим членам и их семьям возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятно и пользою». Собрание устраивало досуг горожан, проводило маскарады, танцевальные, музыкальные, литературные вечера, устраивало драматические представления, выписывало книги и прессу, приглашало лектором и т.п.

В городе любители драматического искусства и музыки создали свое общество и в 1897 г. утвердили свой Устав. Общество внесло свою лепту в культурно-просветительскую жизнь города.

Интеллигенция по мере сил и возможностей пыталась разнообразить культурную жизнь города, устраивая разные мероприятия, как, например, празднование 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина, лектории, маевки.

В начале ХХ века в Павлодаре открылись первые кинотеатры, что стало важнейшим событием в городе. Первый кинотеатр «Заря», был построен купцом Дудоладовым и открыт в 1909 г. В годы первой мировой войны был открыт второй кинотеатр – «Фурор».

Еще одной важной стороной жизни дореволюционного Павлодара является творчество представителей казахской литературы и искусства. В Павлодаре родилась и творила известная певица Майра (Магира Шамсудинова), не раз бывали знаменитый певец Естай, Жаяу Муса (Байжанов). Уроженец Баян-Аула С. Торайгыров много раз выступал на митингах в Павлодаре в 1917 г. Будущий академик К.И. Сатпаев закончил Павлодарское 2-х классное русско-киризское училище, в 1914 г. он закончил педагогическое училище. В годы первой мировой войны в педагогическом училище Павлодара учился Ж.Аймаутов, будущий поэт, писатель драматург. Среди русских писателей и поэтов Павлодара можно назвать имена В. Иванова, А.В. Некрасова, А.С. Сорокина. Павлодарцем является академик А.Л. Цефт.

Таким образом, Павлодар при всей скромности своего провинциального статуса жил интересами большого города и пытался реализовать их по мере своих возможностей.

Медицинское обслуживание края находилось на крайне низком уровне. В регионе часто бывали эпидемии холеры, оспы, цинги и т.п. Власти пытались принимать меры по борьбе с ними.

В форпосте Коряковском был гарнизонный госпиталь, который долгое время обслуживал население и уже после того, как Коряковка стала станицей. С получением статуса города встал вопрос об открытии больницы. Город обслуживал уездный врач, а с 1892 г. в городе появился свой врач. В 1892 г., кроме уже существовавшего госпиталя, в Павлодаре открылся киргизский приемный покой на 8 коек. На начало ХХ века в Павлодаре действовал еще городской приемный покой на 6 коек. Павлодарский комитет Российского общества Красного креста пытался по мере возможностей помочь медицинскому обслуживанию населения.

Власти совместно с санитарными врачами большое внимание уделяли санитарному состоянию города, т.к. здесь были большие проблемы. Например, нарушались гигиенические нормы забоя и продажи мяса, вызывала нарекания чистота городских улиц. Решение городской думы от 13 ноября 1875 г., обязывающее всех жителей города содержать в чистоте дворы и прилегающие участки улиц, свидетельство действий городских властей в этом направлении. За нарушения решения городской думы налагался штраф.

Такие меры власти принимали регулярно, к примеру, газета «Семипалатинский листок» № 15 за 1915 г. опубликовала «Обязательное постановление Степного генерал-губернатора» от 13 марта 1915 г. о сохранении санитарно-гигиенических норм по месту жительства.

В Российской империи одним из важных общественных вопросов был вопрос об организации Попечительских обществ. Таковые в городе были созданы в конце ХІХ в. (1893 г.) Исходя из своего назначения они занимались оказанием помощи бедным, инвалидам, сиротам, пострадавшим от разных стихий. Особенно активно действовали они во время первой мировой войны.

В ХІХ в. Павлодар стал местом ссылки революционно настроенных лиц. Среди них были участники польского восстания 1863 г. Барташевич, Бурачевский, Геде, Турчинович и другие, позже стали прибывать народники, например, Ромась, социалисты, члены группы Благоева - Харитонов и Теселкин и другие. Ссыльные продолжали заниматься политической деятельностью, читали и распространяли революционную литературу, печатали листовки, организовывали митинги, занимались просветительской деятельностью [13].

С середины ХІХ века в Казахстане стали распространяться идеи марксизма. Близость Омска оказывала революционизирующее влияние на Павлодар. В городе стали появляться большевисткие газеты («Пролетарий», «Эхо», «Вперед» и другие), труды Маркса, Энгельса, Ленина, Бебеля, Плеханова и других деятелей социал-демократического движения. Власти проявляли беспокойство, но остановить ход истории уже было невозможно. Под влиянием первой русской революции 18 декабря 1905 г. речники Павлодара провели митинг с политическими требованиями. К 1906 г. в Павлодаре сложился социал-демократический кружок, который стал курировать всю революционную работу в городе. С этого времени в городе часто стали распространяться листовки и прокламации, призывающие к борьбе с властью [13].

С началом первой мировой войны власти ужесточили контроль над настроением и поведением горожан, повсюду были наклеены Постановления генерал-губернаторства о запрете митингов, сборов, запрещалось распространять ложные слухи, были введены строгие правила по продаже и покупке спиртных напитков и т.д. Расклеенные по всему городу объявления, постановления и другие указания губернских и местных властей внушали населению тревогу. Жизнь в городе стала напряженной.

С началом восстания 1916 г. полицейские власти еще более усилили контроль, особенно за казахами. Из Омска была вызвана казачья сотня, которая выехала на усмирения восставших в уезде. Даже Павлодарский уездный начальник Чернцов был вынужден писать генерал-губернатору Сухомлинову о чрезмерном самоуправстве сотника Шестакова. Дух восстания тревожил и горожан.

Павлодарский уезд и город Павлодар принимали активное участие в снабжении армии. С сентября 1915 г. началась кампания по поставке юрт в Тифлиский военный округ. Собранные по уезду юрты свозили в Павлодар. Всего было собрано 300 юрт, при плане 200.

Февральская революция 1917 г. взбудоражила Павлодар. Город кипел, Повсюду проходили митинги, собрания, население активно обсуждало события в стране. В Павлодаре, как и по всей стране, стали возникать общественные организации и Советы разных слоев населения - казаков, мещан, офицерства, мусульман, казахов, торгово-промышленных служащих, женщин и т.п.

В апреле 1917 г. в Павлодаре был создан Совет рабочих и солдатских депутатов [30]. Отдельно от Совдепа - Совет крестьянских депутатов, поддерживающий Временное правительство, а также Совет казачьих депутатов, в составе которого были меньшевики и эсеры. Советская власть в городе была установлена 31 января 1918 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении сформулированы основные положения и выводы по диссертации. Павлодар за время с 1720 г. по октябрь 1917 г. прошел путь от небольшого форпоста до уездного города. Появление на Иртыше Коряковского форпоста - следствие имперской политики России.

С присоединением Казахстана к России империя стала активно осваивать полученную территорию в экономическом, политическом и социальном аспектах.

Так, Коряковка, в последствии город Павлодар, стала не только военным укреплением, защищающим рубежи и интересы России, но и важной хозяйственной единицей региона, которая с развитием капиталистических отношений в России, стала бурно развиваться, поставляя дешевое сырье в метрополию, одновременно став рынком сбыта для российских товаров. Будучи на Иртыше, город стал узловым транспортным пунктом, через который шли разные колониальные товары.

Павлодар был русским городом по духу, т.к. здесь правили русские чиновники, купцы и мещане, а славянское население было привилегированным по отношению к казахам. Экономическое и политическое положение казахского населения в городе по своему уровню было гораздо ниже. Имперская политика царизма отчетливо проявлялась во всех сферах жизнедеятельности города (например, в управлении города не было представителей коренного населения, среди купечества они тоже не были замечены).

Социальная сфера развивалась соответственно статусу и росту города. Начав с чисто казачьего поселения, Коряковка, а потом Павлодар, стали социально разноплановыми. Здесь стали проживать представители разных этносов, конфессий, классов и слоев общества. О чем свидетельствует хотя бы перепись 1897 г.

В культурном развитии от основания до 1917 г. Павлодар прошел огромный путь и достиг для уездного города достаточно высокого уровня. К примеру, имеющееся количество разных школ в городе, для такого городка вполне высокий показатель. Вместе с тем общественно-культурный уровень Павлодара соответствовал провинциальному статусу города, в котором школьное образование имело также много изъянов, а культурно-просветительские учреждения обслуживали, в основном, обывательскую жизнь богатых и зажиточных слоев населения.

Одинаково для всех были открыты двери только церкви и мечети, где на равных правах молились богу все жители города, не зависимо от социального статуса и имущественного положения.

Несмотря на указанные проблемы, общественная жизнь Павлодара была по-своему разнообразной и интересной.

Система здравоохранения и санитарно-гигиеническая служба города, хотя не соответствовали насущным потребностям горожан, нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делалось. В городе, конечно, не хватало квалифицированных медицинских работников, и медицинские учреждения не были оснащены необходимыми лекарствами и инструментарием. Горожане зачастую обращались к народным лекарям и целителям, особенно это касается простых людей.

Казахстан, став одним из регионов ссылки политически неблагонадежных граждан империи, активно приобщился к революционной деятельности. В Павлодаре проживали и действовали, народники, социал-демократы, позже большевики и их деятельность отражалась на общественно-политической жизни города. В Павлодаре под их влиянием были созданы кружки революционного характера. Они поднимали политическое сознание горожан, также на это повлияла и близость Омска. Город принял участие в событиях первой русской революции 1905-1907 гг.

Павлодарцы проявили достаточный уровень политической активности и в годы первой мировой войны, и потому к февральской революции 1917 г. Павлодар подошел уже со сложившимся, зрелым, насколько это было возможным в тех условиях для провинциального города, политическим менталитетом.

Февральская революция и падение царского режима в России оказали огромное революционизирующее воздействие на казахстанское общество. Накал политических страстей в Павлодаре является отражением происходивших в крае изменений. Никогда в этом провинциальном городе не было столько митингов, собраний и съездов, где свободно обсуждались бы самые насущные проблемы и принимались бы решения в пользу народа. Народ напрямую обращался к Правительству, высказывал свою точку зрения и вносил предложения. Революционная эйфория витала в атмосфере города.

Однако, Временное правительство не оправдало надежд народа и за это поплатилось властью. 26 октября 1917 г. в Петрограде к власти пришли большевики. Близость Омска оказала огромное революционно-мобилизующее действие на большевиков Павлодара. Они стали готовиться к захвату власти в городе. Советская власть в Павлодаре была установлена 31 января 1918 г.

Так, под началом Советской власти, начался новый этап в истории города Павлодара.

Таким образом, Павлодар в своем становлении и развитии до октября 1917 г. прошел типичный для колониальных поселений Казахстана путь в военно-стратегическом, экономическом, социально-культурном и общественно-политическом смысле.

В настоящее время Павлодар - город областного значения, крупный индустриальный и культурный центр Республики Казахстан. Город за время своего существования внес и вносит огромный вклад в экономику и культуру нашего края. В рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 гг. в городе и области реализуется 42 инвестиционных проекта, направленные на создание новых производств, модернизацию и техническое перевооружение предприятий. Все проекты высокотехнологичны и ориентированы на повышение казахстанского содержания. В Павлодаре досрочно, почти на год, запустили АО «Казахстанский электролизный завод» и вывели его на проектную мощность – 250 00 тонн чистого алюминия в год. Торжественное открытие объекта состоялось 24 июня 2010 г. во время рабочей поездки Президента РК Н.А. Назарбаева в г. Павлодар [31].

Так нынешний Павлодар способствует решению поставленных перед казахстанским обществом задач, выдвинутых в послании Главы государства Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», как стратегия развития Казахстана до 2020 г.

По итогам исследования выносится ряд предложений, которые, на наш взгляд, важны для дальнейшего всестороннего развития города.

Город Павлодар имеет, как показали исследования, достаточно интересную историю.

- Павлодарские ученые рассматривают историю региона сквозь призму кимакско-кипчакского периода истории Казахстана. В том числе, в плане дискуссии обсуждается вопрос о происхождении топонима «Коряковка» и неслучайность выбора места форпоста. В свете этого, нами предлагается павлодарской общественности рассмотреть вопрос о переименовании города, учитывая древние корни поселения.

- В истории города еще много неизученного, считаем, что исследовательские работы по проблеме должны быть продолжены совместными усилиями археологов и историков.

- Павлодар, находящийся на прекрасной реке Иртыш, имеющий выгодное географическое положение, и экономический потенциал, который накапливался не один век, особенно, со второй половины ХІХ века по 1917 г., а затем с середины 50-х гг. по конец 90-х ХХ в. мог бы полностью реализовать себя в экономическом плане, при использовании реки, как судоходного русла, что соответственно привело бы к дальнейшему социальному и культурному росту города.

- Иртыш - сегодня очень грязная река и он катастрофически мелеет, в настоящее время он, практически, несудоходен. На реке множество островов, число которых увеличивается. Если государство не возьмется за решение проблемы Иртыша, то будущие поколения не увидят реки вообще. С исчезновением реки, экономическое развитие всего Прииртышья будет под угрозой.

- Город должен еще старательней сохранять исторические памятники, к таковым можно отнести застройки дореволюционного периода, которые в сочетании с современной архитектурой придали бы Павлодару неповторимый облик.

- В Павлодаре есть уникальный природный памятник – «Гусиный перелет», равного которому в Казахстане нет. Там в разных культурных слоях, начиная от эпохи динозавров, находятся останки флоры и фауны, которые по мере вымывания водой Иртыша выходят наружу. Сегодня ученые бьют тревогу. Памятник не охраняется, разрушается, более того, там копаются все кому это мало-мальски интересно. Необходимы меры по его сохранению.

- И, наконец, экология города из-за промышленных выбросов становится угрожающей для населения, поэтому решение этой проблемы для города является очень актуальной.

Положительное решение указанных проблем сделало бы город краше, экономически динамичней и здоровее в экологическим плане.

Список использованных источников

1. Герасимова Э.И., Бекмаханова Н.Е. Проблемы политической и социально-экономической истории Казахстана ХVШ-ХIХ вв. (70-80 гг.) // Вопросы историографии и источниковедения Казахстана.- Алма-Ата, 1988. - С. 25-49.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т. 23.- С. 341.

3. Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд. доп. - М., 1999.- 430 с.

4. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. - СПб., 1773.- Кн. 2.- Ч.2.- 571 с.

5. Гавердовский Т.П. Обозрение Киргиз-кайсацкой степи (часть 2-я) или Описание страны и народа киргиз-кайсацкого. // В кн: История Казахстана в русских источниках ХVI – ХХ веков.- Составители И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев. - Алматы, 2007.- Том V. - 620 с.

6. Бабков И. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири. 1859-1875. - СПб., 1912.- 75 с.

7. Усов Ф.И. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. -

СПб., 1879.- 284 с.

8. Потанин Г.Н. Заметки о Сибирском казачьем войске. // Избранные произведения в 3 томах. - Павлодар.- 2005.- Т. 2.- 500 с.

9. Катанаев Г.Е. Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска с 1582 по 1908 гг. - СПб., 1908.- 67 с.

10. Коншин Н.Я. От Павлодара до Каркаралинска. // «Памятная книжка Семипалатинской области на 1901 год».- Семипалатинск, 1900.- Выпуск 5.- С.14-43.

11. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России.- Москва, 1957.- 340 с.

12. Касымбаев Ж.К. Города Восточного Казахстана в 1861-1917 гг. - Алма-Ата, 1990.- 184 с.

13. Абдиров М.Ж. Завоевание Казахстана царской Россией. - Астана, 2000.- 304 с.

14. Ерманов А.Ж. Социально-экономическое развитие Павлодарского уезда во второй половине XIX - начале XX вв. – Каоаганда, 1999.- 143 с.

15. Нурбаев К.Ж. История города Павлодара (1917-1940 гг.)- Автореферат кандидатской диссертации.- Алматы, 1998. - 26 с.

16. Қосаяқов Б.К. Павлодар қаласының тарихы (1941-1991 жж.).- Автореферат кандидатской диссертации. - Алматы, 2001.- 29 с.

17. Тереник М. Павлодар: это нашей истории строки (1720-1945). Павлодар, 2000.- 195 с.

18. Тереник М., Чмых Н. Павлодар: ступени роста.- Павлодар.- 2004.- 205 с.

19. Нурбаев К.Ж., Кадысова РЖ.. История Ертыс-Баянаульского края.-Павлодар, 2008.- 304 с.

20. Наш Павлодар.- Алма-Ата, 1970.- 70 с.

21. Соколкин Э.Д. Павлодар. Алма-Ата, 1982.- 96 с.

22. ГАОО. Ф. 366, Оп.1. Д. 55. Рапорт генерал-майора Фризендорфа генерал-майору Шпрингеру о распределении прибывших казаков. Л.3.

23. Городские поселения в Российской империи.- СПб., 1864.- Т.2.-

С. 491.

24. Завалишин И. Описание Западной Сибири. - М., 1867.- Т.3. - С. 372.

25. «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», 21 октября 1868 г. // В кн: Материалы по истории политического строя Казахстана.- Алма-Ата, 1960. Т.1.- С. 323-326.

26. ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 594. Список лиц избранных в гласные Павлодарской думы. Л. 4, 5-6, 926.

27. ЦГА РК. Ф. 460. Оп. 1. Д. 55. Материалы по переписи населения 1897 г. по Семипалатинской области. Л. 10, 22-23, 5, 24-25, 36-38, 36-37, 12-13, 16-17, 31-34, 11-12, 15-16.

28. ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 474. Сведения о состоянии Павлодарского уезда за 1914 г. Л. 4, 2-3.

29. ЦГА РК Ф. 64. Оп. 1. Д. 3595. Переписка с Акмолинским губернатором о разрешении павлодарскому купцу Ф.К. Рамазанову на постройку каменной мечети. Л. 2-3, 24-25, 14, 17, 20.

30. ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 2. Д. 423. Протоколы заседаний областного продовольственного комитета, гарнизонного совета Павлодарского уездного исполнительного комитета и др. Л. 146.

31. Прорывная стратегия «крылатого металла» // «Казахстанская правда». - 2010.- 25 июня.

Список опубликованных работ по теме диссертации

1. Основание г. Павлодара // Методологические и конкретно-исторические проблемы изучения Отечественной истории. Материалы международной научно-практической конференции. Касымбаевские чтения. КазНПУ имени Абая. - Алматы, 2005.- С.75-77.

2. Социально- экономические предпосылки основания города Павлодара // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия «Исторические и социально-политические науки». – 2008.- № 3 (18).- С. 66-70.

3. О некоторых сторонах культурной жизни дореволюционного Павлодара // Поиск. Серия гуманитарных наук.- 2009.- № 2.- С. 185-189.

4. Общественно-политические процессы в дореволюционном Павлодаре // Вестник КазНУ имени Аль-Фараби Серия историческая. - 2009. - № 4(55) - С. 93-98.

5. К вопросу о развитии школьного образования в дореволюционном Павлодаре // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исторической науки Казахстана».- Алматы, 2009.- С. 449-455.

6. О развитии солепромышленности в Павлодарском регионе в досоветский период // Материалы международной теоретической конференции «Историческая наука Казахстана: актуальные проблемы, достижения и перспективы». Бекмахановские чтения. – Алматы, 2009.- С. 93-97.

7. Социальная структура дореволюционного Павлодара // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных кадров: опыт, современное состояние и перспективы развития». - Семей, 2009. – С. 215-221.

8. Павлодар в годы первой мировой войны // Садыковские чтения. Алматы, 2009.- С.85- 90.

9. О состоянии здравоохранения и санитарно-гигиенической службы в дореволюционном Павлодаре // Касымбаевские чтения. Круглый стол КазНПУ имени Абая.- Алматы, 2010.- С. 148-153.

ДЮСЕБАЕВА ГУЛЬНАР КАРАТАЕВНА

Павлодар қаласының тарихы: әлеуметтік-экономикалық, мәдени және саяси дамуы (1720 - қазан 1917 жж.)

07.00.02 – Отан тарихы (Қазақстан Республикасының тарихы) мамандығы бойынша тарих ғылымының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін ұсынған диссертация авторефератының

ТҮЙІНІ

Жұмыстың жалпы сипаттамасы. Диссертациялық зерттеу 1720 ж. Павлодар қаласының негізі қаланғаннан 1917 ж. қазан айына дейінгі тарихына арналған жұмыста Қазақстанның отарлық жағдайындағы қаланың әлеуметтік-экономикалық, мәдени және коғамдық-саяси дамуы қарастырылады.

Зерттеу тақырыбының өзектілігі. Диссертация аймақтық әрі өлкетанулық зерттеу жұмысы болғасын, Павлодар қаласының тарихын отарлық Ресей патшалығының бұйрығымен 1720 ж. әскери бекініс ретінде қаланып, 1917 ж. Қазан революциясына дейнгі кезеңді зерттеп көрсетуге арналған.

Қалалар мемлекеттің экономикалық, саяси және рухани орталықтары болғандықтан, олар прогрестің басты қозғаушы күштері болып табылады. Сондықтан қала тарихын зерттеу мемлекеттің барлық салаларын айқын бейнелуге мүмкіндік береді. Сол себепті жалпы қалалар тарихын, соның ішінде Павлодар қаласының тарихының зерттеудің манызы зор.

Зерттеу нысаны - Ресей империясының отарлық саясаты жағдайындағы Павлодар қаласы.

Зерттеудің хронологиялық шеңбері: 1720 ж. - 1917 ж. қазан айына дейінгі аралықты қамтыды.

Зерттеу мақсаты: революцияға дейінгі Павлодар қаласың жан-жақты зерттеп-зерделеу.

Зерттеу міндеттері: кейін Павлодар қаласы болған Ертіс жағалауындағы Коряков форпостының пайда болу себептерін анықтау; Ресей патшалығының шығыс саясатындағы маңызды стратегиялық мекен ретінде Павлодар қаласының рөлін көрсету; форпостан қалаға дейін өсіп, уезд әкімшілік орталығына айналған Павлодардың әкімшілік-саяси тұрғыда қалыптасуын қарастыру; көрсетілген хронологиялық шеңберде Павлодар қаласының әлеуметтік-демографиялық қалыптасуын талдау; Ресей империясының отарлық саясаты жағдайындағы мәдени дамуын сипаттау; Ресей империясының жалпы жағдайына байланысты Павлодар қаласының қоғамдық-саяси дамуының ерекшеліктерін ашып көрсету.

Зерттеудің әдіснамалар негізі. Зерттеу бойынша жұмыста пайдаланған ұстаным ретінде тарихи, ғылыми талдау және жинақылық, ғылыми шынайлық және логикалық жүйелік, Қазақстан тарихындағы қарастырылған кезеңді бағалап, Павлодар қаласының тарихы негізінде оның экономикалық дамуының бағыт-бағдарын уақыт шеңберінде әлеуметтік интерпретация және детермендік ұстанымдарға негізделді.

Жұмыстың ғылыми жаңалығы: Павлодар қаласының тарихы көрсетілген уақыт шеңберінде (1720 - 1917 жж. қазан) Қазақстан және Ресей мұрағаттық негізінде бірінші рет жан-жақты зерттеліп отыр. Біраз мұрағаттық құжаттар ғылыми айналымға алғашқы рет енгізілген. Диссертацияда Павлодар қаласының аймақ дамуына қосқан әлеуметтік-экономикалық, мәдени және саяси ұлесі мен рөлі қарастырылады. Қала тарихында нақты із қалтырған адамдар көрсетілген. Біздің пікіріміз бойынша, зерттеу, жоғары айтылған жұмыстарға қосыла, Павлодар тарихын негізін (1720ж.) қалағаннан ХХ ғ. 90-шы жылдарға дейін сипаттайды. Демек, Павлодар тарихының революциядан бұрынғы және Кенес заманындағы даму негізі айқындалады.

Жұмыстың практикалық маңызы. Зерттеу материалдыры мемлекетіміздің тарихына елеулі үлес қосып, Қазақстан тарихы курсын оқытуда, сондай-ақ, мемлекетіміз туралы ғылыми еңбектерді қамтуды және өлкелік білімдерді толықтыруға пайдалануға болады.

Диссертация кіріспеден, үш бөлімінен, корытындыдан, пайдаланған дерек көздер тізімінен, қысқартылған түрде жазылған ұғымдар анықтамасы және косымша берілген кестелер мен фотосуреттерден түрады.

Негізгі бөлігі: Диссертацияның бірінші бөлімінде «Қала негізінің қалануы. Павлодар қаласының 1868 ж. дейнгі дамуы» аймаққа тарихи шолу беріліп, Ресейдің қазақ даласына қызығышулық себептері көрсетілген. Онымен қатар, 1720 ж. әскери форпост ретінде құрылып, Павлодар деп аталған қала денгейіне көтерілген мекеннің шаруашылық және әлеуметтік дамуы талдау арқылы көрсетілген.

«Павлодар қаласының ХІХ ғ. 60-шы жж. - 1917 ж. қазан айына дейінгі әлеуметтік-экономикалык дамуы» деген бөлімінде Ресей патшалығының саяси-әкімшілік реформаларының нәтижесінде 1868 ж. уезд орталығы болған Павлодардың, капиталистік қатынастардың өлкеге енуінің барысында қалыптасқан экономикалык, мәдени, әлеуметтік – демографиялық құрылымы және жалпы өмірінің ықпалы туралы сараптама әдісімен баяндалған. 1870 ж. 16 маусымында қабылданған Қалалық ереже Павлодарға да таралып жаңа қала әкімшілігін сайлауға жол ашты. Содан бастап Павлодарды шенеуніктермен қатар көпестер және мещандар басқарған. Олар іскер әлеуметтік топтар ретінде қалада өнеркәсіп және нарық саудасы қалыптасып дамуына зор үлес қосқан. Казактар мен шіркеу қызметкерлері де қоғамдық белсенділікке ие болған.

«Әлеуметтік-мәдени және қоғамдық-саяси процестері» деген үшінші бөлімінде білім беру, мәдени-ағарту, діни және қайырымдылық мекемелер мен қоғам ұйымдары, онымен бірге денсаулық сақтау саласы, қоғамдық-саяси процестер туралы айтылған. Автор, қаладағы қоғамдық-саяси процестерге саяси тұрғыда жер аударылып келгендер мен Ресейдегі жалпы саяси жағдай себеп болған деп көрсетеді.

DUYSEBAYEVA GULNAR KARATAYEVNA

History of Pavlodar city: its socio-economic, cultural and political

Development (the years 1720 through 1917)

Thesis for the scientific degree of the candidate of historical sciences, on speciality 07. 00. 02- National History (History of the Republic Kazakhstan)


SUMMARY

General characteristics of the work. The dissertational research of the history of Pavlodar city is devoted to the period from the moment of the city establishment in 1720 through to October 1917. The paper analyzes the social and economic, cultural and political aspects of the city development taking into account the colonial status of Kazakhstan.

Theme relevance. The given work, being the area study, attempts to present the history of Pavlodar city, starting from a colonial military fortification built in 1720 by will of Russian czarism before the October revolution of 1917, that ultimately changed the political system in Russia and its Kazakh outskirt within the structure of a new soviet state.

      As cities represent centers of economic, political and spiritual life of the country and work as the main stimuli to progress, scientific studies give an opportunity to show the socio-economic, cultural and political picture of the state, and being a historically developed settlement form, they show the level of development in a given society, its productive forces and industrial relations. Therefore, investigation of a city history on the whole, and of Pavlodar city in

particular, is a currently significant theme.

The object of investigation is Pavlodar city as a colonial settlement of the

Russian empire.

       Subject of investigation – the socio-economic, cultural and political

development of Pavlodar in the historical context.

  The chronological framework of the paper covers the period from the year

1720 to October 1917.

Target and objectives of the dissertational research:
- to find out the reasons for construction of Koryak outpost at Irtysh, that in the course of time became Pavlodar city;

- to describe the role of Pavlodar as a strategically important settlement in the east

policy of Russian tzarism;
- to consider the administrative-political establishment of Pavlodar from the outpost to the city, that subsequently became the administrative centre of the

similarly named district;

- to analyze the socio-demographic establishment and development of Pavlodar in the indicated chronological framework;
- to give the analysis of socio-economic processes in Pavlodar related to the colonial policy of the metropolitan country;
- to show the socio-cultural development of Pavlodar in the context of the Russian empire colonial policy;
- generalization of scientific objectivity and logical sequence, allowing to show and estimate the investigated period in the history of Kazakhstan on the example of Pavlodar city, as well as to reveal the tendencies in its development in the context of that time with the social interpretation, and to determine the past into the present.
     Scientific novelty of the research. For the first time, the history of Pavlodar city is considered in historical sequence and as comprehensively as possible, within the mentioned chronological framework (the year 1720 to October 1917) on the basis of archive sources, some of which are for the first time introduced in scientific use.
   Scientific-practical significance of the work. Investigation materials are a kind of the contribution in our state history records, and they can be used by students in their study of the course of Kazakhstan history. They can be also used in summurizing scientific works about our country, as well as for updating the area researches.
    Dissertation structure. Dissertation consists of introduction, three sections, conclusion and a list of used sources.

Main part. The first thesis section "Establishment of the city. Development of Pavlodar up to the year 1868" provides a historical overview of the region, the reasons for the interest of Russia to Kazakh lands in general and the north-eastern territories of the Steppe in particular. The section also addresses the issues of Koryak settlement economic and social formation, which started in 1720, in the area of today's Pavlodar as a military fortification at the Irtysh River, under the influence of the Russian Empire colonial policy, and received the rank of a

provincial town in 1861.
       The second section "Socio-economic development of Pavlodar starting from the 60s of the XIX-th century until October 1917th", shows the city development caused by the tsarist administrative and political reforms. The city became the district center in 1868, with the appropriate economic and cultural infrastructure, socio-demographic composition and the rhythm of life under the influence of capitalist relations having penetrated in the region. Expansion of Pavlodar Municipal Statute dated June 16, 1870, provided an opportunity to elect the town council, mayor, and since then the city was ruled by merchants and tradesmen. They, representing the enterpreneurial class, contributed to development of industry and commerce. Socio-ethnic structure of the population in Pavlodar was quite varied, which is associated with the tsarist resettlement policy. In addition to merchants and artisans, Cossacks in Pavlodar also had a significant weight.
The third section of the work "Socio-cultural and socio-political processes" is devoted to the issues of education, activities of cultural, educational, religion and charity institutions and unions, as well as the state of healthcare. In addition, the socio-political processes in the city are shown, greatly influenced by political exiles and the entire socio-political situation in the metropolitan country.

ДЮСЕБАЕВА ГУЛЬНАР КАРАТАЕВНА

История города Павлодара: социально-экономическое,

культурное и политическое развитие (1720-октябрь 1917 гг.)

07.00.02 – Отечественная история

(история Республики Казахстан)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Подписано в печать 21.08.2010 г. Формат бумаги 60х84 1/16.

Бумага «Multilaser». Печать – RISO.

Гарнитура «Таймс». 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ № ___. Обложка – Colorit.

Отпечатано в типографии «Әрекет-Принт»

050036, Алматы, 12 мкр., д.16, кв.69

Тел 221-84-55

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73

    Учебно-методическое пособие
    Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008.
  2. Врамках программы «Прометей» Павлодар 2007 удк ббк 63. 3(5Каз) и 69

    Книга
    Книга содержит исторические сведения по области в целом. Предметом исследования является история развития области за 70 лет, административно-территориальные реформы, изменение национального состава населения, сведения об экономике,
  3. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25) Ббк 63. 3(5Каз)

    Книга
    Книга содержит историко-краеведческие сведения по 12 ныне существующим сельским районам Павлодарской области. Предметом исследования является история развития районов за 70 лет, административно-территориальные реформы, изменение национального
  4. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті (1)

    Документ
    Саяси институттар жүйесіндегі БАҚ: теория және практика: Халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары. – Астана: Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2010.
  5. Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку artistas Espanoles

    Библиографический указатель
    Провал операции "Шаровая молния". Татары в партизанских отрядах Белоруссии в годы Великой Отечественной войны: сборник статей/ Мустафин Р.А.

Другие похожие документы..