Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В ходе реформирования российской экономики в 90-х годах был решен ряд важных макроэкономических проблем, типичных для начальной фазы трансформации адм...полностью>>
'Документ'
В современных условиях осуществление межпредметных связей – это один из основных резервов совершенствования обучения и воспитания школьников. С учето...полностью>>
'Доклад'
Школа имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Здание школы типовое, введено в строй в 1986 году и рассчитано на 320 ученических ...полностью>>
'Документ'
Стаття 38 Конституції України гарантує громадянам України право на участь в управлінні державними справами. З цією метою Кабінет Міністрів України пр...полностью>>

Рабочая программа по курсу математика для специальности 012500 -география Составитель А. И. Голиков, доцент кафедры математической экономики

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ОБЩИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа по курсу МАТЕМАТИКА для специальности 012500 -география

Составитель А.И. Голиков, доцент кафедры математической экономики

1. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Объем работы студента в часах из учебного плана специальности 012500 - «География», утвержденного Ученым Советом Биолого-географического факультета ЯГУ от «__»_______2001г.

Всего - 350 ч.

в том числе аудиторных занятий - 204 ч.

самостоятельной работы -146ч.

Распределение часов по семестрам

Виды

Семестры

занятий

1

19 недель

2 17 недель

3 19 недель

Всего

Аудиторные, в том числе

76

52

76

204

лекционные

38

18

38

94

Семинарские (практические)

38

34

38

110

Самостоятельная работа

50

46

50

146

ИТОГО

126

98

126

350

Форма контроля

зачет

зачет

экзамен

Недельная нагрузка по семестрам

Виды занятий

СЕМЕСТРЫ

1

2

3

Аудиторные, в том числе Лекционные Семинарские (практические) Самостоятельная работа

4

2 2 3

3 1

2 3

4

2 2 3

II. ТРЕБОВАНИЯ К ВХОДУ

К началу изучения дисциплины

Студент должен знать:

- формулы сокращенного умножения:

(а+Ь)2 ;(а-Ь)2 ;(а+Ь)3 ; (а - Ь)3 ; а2 - Ь2 ; а3 + Ь3 ; а3 - Ь3 ;

- действия со степенями, корни;

- понятие логарифма, свойства, переход от одного основания к другому;

- формулы общего члена и суммы "п" членов арифметической и геомет­рической прогрессий, формулу суммы бесконечно убывающей геометриче­ской прогрессии;

- методы решения простейших алгебраических уравнений и неравенств:

линейных, квадратных, биквадратных, иррациональных;

- среднее арифметическое и среднее геометрическое двух и "п" чисел.

- основные элементарные функции и их графики:

х", а", logaX, Sinx, Cosx, tgx, ctgx, arcsinx, arccosx, arctgx, arcctgx

- тригонометрические формулы приведения, сложения, двойных и поло­винных углов; преобразования произведений в суммы и сумм в произведе­ния;

  • основные теоремы и формулы геометрии на плоскости и в простран­стве, связанные со взаимным расположением и измерением некоторых пара­метров простейших геометрических фигур: прямые, углы, треугольники, многоугольники, плоскости, окружность, и круг со своими частями, приз­ма, цилиндр, пирамида, конус, шар.

Студент должен уметь:

- строить графики основных элементарных функций;

- проводить тождественные преобразования простейших алгебраических выражений;

- решать простейшие алгебраические уравнения и неравенства, а также простейшие системы двух уравнений и неравенств;

- решать элементарные задачи по геометрии.

3. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

После изучения дисциплины студент должен иметь представление:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и ис­тории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- об основных понятиях математического анализа, линейной алгебры, геометрии, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

- об использовании математических методов в прикладных исследованиях, в том числе в географии;

Студент должен знать и уметь использовать :

- основы математического анализа;

- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

  • основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

  • - основы теории вероятностей и математической статистики;

- основные математические методы в биологических исследованиях;

  • основы регрессионного анализа.

4. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

4.1. Принципы построения программы

- Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 013400 - Природопользование.

- В содержательной части рабочей программы выделяется ядро курса (векторы, матрицы и определители, функции и пределы, дифференциальное и интегральное исчисление, функции многих переменных, ряды, дифферен­циальные уравнения, теория вероятностей и математическая статистика);

- большое внимание уделяется практическому усвоению материала (60% аудиторных часов - практические и семинарские занятия).

4.2. Цели курса

Целями курса являются:

- повышение общей математической культуры студента;

- формирование у студента прочных знаний по изучаемым разделам высшей математики;

- развитие у студента логического мышления;

- воспитание у студента умений применять методы математического ана­лиза, математического программирования, теории вероятностей и матема­тической статистики, при анализе и прогнозировании явлений и процессов;

    • привитие студенту навыков самостоятельной работы над изучением ли­тературы по математике и ее приложениям.

5. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Контролирующие материалы

Фонд материалов, контролирующих деятельность студента содержит:

- Текст контрольной работы по требованиям к входу;

- тексты мини-контрольных работ;

- тексты тематических контрольных работ;

- тексты контрольных работ по проверке остаточных знаний за первый и вто­рой семестры и за первый год обучения;

- вопросы коллоквиумов по темам;

- тексты итоговых индивидуальных контрольных работ;

- экзаменационные материалы.

2. Учебно-методическое обеспечение

1. Основная и дополнительная литература (список см. дальше)

2. Алексеев Н.К. Высшая математика. Программа и контрольные задания для студентов по специальности «География» Якутск, ЯГУ. 2001.

3. Алексеев Н.К., Кайгородов С.П. Индивидуальные задания по математиче­скому анализу. Якутск, ЯГУ. 1992.

4. Алексеев Н.К, Кайгородов С.П. Математический анализ (примеры и зада­чи). Якутск, ЯГУ. 1993.

5. Григорьев М.П., МестниковС.В., Софронов Е.Т. Индивидуальные зада­ния по высшей математике в 2-х частях. Якутск, 1993.

6. Матвеева О.И. Высшая математика. Методические указания и контроль­ные задания. Якутск, ЯГУ. 1996

7. Степанов К.А., Винокуров В.Н., Алексеев Н.К. Регрессионный анализ в биологии (Учебно-методическое руководство). Якутск, 1995.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М: ВШ, 1999.

2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и ма­тематической статистике. М: ВШ, 2000.

3. Высшая математика. Общий курс, под ред. Яблонского А.И. - Мн.:

Выш. шк., 1993.

4. Мацкевич И.П., Свирид Г.П. Высшая математика. Теория вероятнос­тей и математическая статистика. -Мн: Выш. шк., 1993.

5. Ефимов А.В., Демидович Б.П. Сборник задач по высшей математике для втузов. Часть 1 и 2. - М: Наука, 1986.

6. Минорский В.П. Сборник задач по высшей математике. - М: Наука, все годы.

7. Шипачев B.C. Задачник по высшей математике. - М: ВШ, 1998.

8. Шипачев B.C. Высшая математика. - М: ВШ, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Кудрявцев В.А., Демидович Б.П. Краткий курс высшей математики. - М:

Наука, 1986.

2. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Ч. Высшая математика в упраж­нениях и задачах. Том 1, 2 и 3. - М: Вые. шк. 1986.

3. Колде Л.Н. Практикум по теории вероятностей и математической стати­стике. - М : Вые. шк., 1991.

4. Бугров Я.С., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и аналитиче­ской геометрии. - М: Наука, 1988.

5. Бугров Я.С., Никольский С.М. Дифференциальное и интегральное ис­числение. - М: Наука, 1988.

6. Бугров Я.С., Никольский С.М, Высшая математика. Задачник. - М: Наука, 1982.

  1. Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика. М: ВШ, 1991.

Примерные контрольные задания

1. Элементы аналитической геометрии.

1. Метод координат на плоскости

Даны координаты вершин треугольника АВС: А(х,; у,), В(х,; у ;>), С(хз; У ч).

Найти:

1) длины и уравнения сторон;

2) длины и уравнения высот;

3) длины и уравнения медиан;

4) внутренние углы;

5) площадь треугольника.

1.01.А(-7;-2), В(-3;8), С(4;3);

1.02.А(4;2), В(-2;-3), С(6;6);

1.03.А(-6;4), В(4;9), С(2;4);

1.04.А(-б;3), В(4;2), С(2;-3);

1.05.А(-2;-3), В(5;2), С(8;-2).

2. Плоскость и прямая в пространстве

В трехмерном пространстве R3 даны плоскость Ax+By+Cz+D=0 (1) и прямая

х-а ^ y-b ^ z-c

m n p Через прямую (2) провести плоскость:

а) параллельную плоскости (1);

б) перпендикулярную плоскости (1);

2.01. А-2, В=-3, C=-l, D=5, a=l, Ь=2, с =-3, m=3, n=3, p=-3;

2.02. А =4, B-l, C=-5, D=-2, а=2, b=-3, c^O, m=2, n=7, p=3;

2.03. А-8, В =-6, С-10, D=3, a--2 b = 3, c=-l, m = 3, n = 9, p = 3;

2.04. A=l, В =-6, С =4, D=-12, a =7, b=-5, с =2, m=14, n=3, p=l;

2.05. A=3, В =5, С =-9, D = 7, a=-\, b=-3, с^З, m=8, n=-3, p^l;

3. Векторы

В трехмерном пространстве R3 даны 4 точки: А(х,; у,; z,), В(х ^; у 2; z,), С(Хз; Уз;2з)и D(x4; у 4; 24). Определить координаты, модули и направляющие

косинусы векторов а = АВ, b = АС, с = AD. Проверить компланарны ли эти векторы и найти:

а) скалярное произведение ab

б) угол между векторами а и b;

в) векторное произведение а х b

смешанное (векторно - скалярное) произведение abc;

д) площадь параллелограмма, построенного на векторах а и b;

е) объем пирамиды, построенной на векторах а,Ь,с.

3.01. А(2;3;5), B(-3;-2;l), C(3;4;-2), D(5;-3;-l);

3.02. A(4;l;2), B(l;l;0), C(3;0;5), D(0; 0; 2);

3.03. A(3;4;-l), B(3;l;l), C(l;4;l), D(l;l;6);

3.04. А(5;1;2), В(-2;3;-2), С(3; 3; 5), D(4; 5;-1);

3.05. A(2;2;3), B(2;-2;-3), C(-l;-2;4), D(4;-3;-2);

II. Основы математического анализа.

1. Пределы

Найти следующие пределы:

... ... 2xз-3x2+5

1.01. a) lim———-———-х->«4+7х -6х


-, ,. х2 -Зх-10 , ,. х2 -Зх+2

б) lim——————; в) lim———-——;

^x2-2x-\5 ^5х-х2 -6



. ,. sin5x

г) lim——-;

^"tg3x3

, -. ... 2 - л/б - х 1.02. a) hm——==—

"^Ух+Р-З


, ,. f2x-l д) hm -——-"-'•"^x + 2


,3х-2


_, ,. v9x - 2x + 4 + 2x ... 1+cosx

6) lim , ——; в) lim————,

'"""лМх^Зх+б+Зх x^ tg2x



2x-l


, ,. Зх^х-? , ,. f3x-2^

г) lim——-————; д) lim———

x->-\ 2x +x-l ''-^Зхч^.

1.03. a) lim^^;

x-82-Vx


„ ,. ^/4x2-5x+3-^/9x2-7 6) lim——, ——;

"^ Vgx3-3x2+x-2

(1 '-> \3x-3

. ,. \-2\} д) lim ——— ^s1 3+2x)

,. sin 3x , ,. 2sinx

lim—,——; r) hm———;

^o tg22x ^o e"-1

1.04. a) limtVx^rhT-Vx2"^^! 6) lim^^"10;

x->00' ' '(-»°° x + x -6

, I' „ / -,\3x+2

. ,. sm6x . ,. vx+3-3 . ,. fx+3i
в) hm———; r) lim , ——; д) lim ——
"->"sin8x '(->6•^/x-2-2 ^\x-5j

1.05. а) Нтл/х2 -Зх+5-^х2 -5х+з} б) lim x ——;

x-^«\ / x-»2x'+5x+6

, ,. xsin5x , ,. 2 - У5 + x , ,. ^х-ЗУ

в) hm—:——; г) lim——, ; д) hm——-

x->() tg 2x ^-Ч-^х+З "^х+2^

2. Производные

а) Найти производные функций, заданных явно, неявно и параметрически.

б) Провести полное исследование с помощью производных и построить графики функций.

2.01. а) у = Ух^атссозЗХ; хЭу2 = ln(xy), x=cos2t, y=sin2t ... 3x б) у=^-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины "ИНФОРМАТИКА"

специальность 012500 "География"

Составитель: ст.преп. Ларионова И.Г., кафедра ПМ, ИМИ ЯГУ

Выписка из учебного плана.

Курс ведется в течение первого года обучения. Объем работы студента согласно учебному плану составляет 200 часов, в том числе:

аудиторных – 106 часа;

самостоятельной работы студента (СРС) – 98 часов.

При этом соблюдается следующее распределение часов по семестрам:

Виды занятий

Всего

Часов
Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

200

IV

V

Аудиторные

102

40

66

Лекционные

30

0

30

Лабораторные

72

36

36

Самостоятельная работа

98

48

48

Форма контроля

Зачет

Зачет

Недельная нагрузка по семестрам:

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

СРС

IV

1.8

2.8

V

2.1

2.1

2.8

  1. Выписка из требований госстандарта

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы (012500 "География") по Информатике (2002 г.):

I.1. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, и накопления информации.

I.2. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

I.3. Инструментарии решения функциональных задач.

I.4. Алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня.

I.5. Базы данных.

I.6. Программное обеспечение ЭВМ и технологии программирования.

I.7. Локальные и глобальные сети ЭВМ.

I.8. Основы и методы защиты информации.

  1. Принципы и цели изучения курса

    1. Принципы построения курса

рабочая программа по дисциплине «Информатика» составлена согласно требованиям к обязательному минимуму содержания профессиональной образовательной программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 012500 "География"

  • курс имеет как практическую, так и теоретическую направленность

    1. Цели обучения

II.2.1. ознакомление с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития;

II.2.2. научить пользоваться прикладными программными продуктами (текстовые процессоры, электронные таблицы, СУБД и т.д) ;

II.2.3. изучение основ теории алгоритмов и элементов программирования на алгоритмическом языке высокого уровня;

II.2.4. приобретение навыков работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей;

II.2.5. ознакомление с основными техническими, программными методами и организационными мерами защиты информации при работе с компьютерными системами;

    1. Требование к уровню освоения содержания курса

Студент, успешно освоивший курс информатики, должен:

  • знать основы современных информационных технологий обработки информации;

  • знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;

  • уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

  • знать основы теории алгоритмов и ее приложений; основные элементы языков программирования;

  • уметь работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка ПС;

  • иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, уметь пользоваться сетевыми средствами поиска и обмена информацией;

  • владеть приемами антивирусной защиты.

  1. Контролирующие материалы

    1. Контрольная работа

Вариант №1 (пример)

  1. Операционные системы.

  1. В состав программного обеспечения не входят:

  1. системы программирования;

  2. операционные системы;

  3. аппаратные средства;

  4. прикладные программы.

  1. OC MS DOS является:

  1. однопользовательской, однозадачной;

  2. однопользовательской, многозадачной;

  3. многопользовательской, однозадачной;

  4. многопользовательской, многозадачной;

  1. Назначение оболочек операционных систем:

  1. защита операционной системы;

  2. предоставление возможности написания программ;

  3. облегчение взаимодействия пользователя с компьютером;

  4. перечислено в пунктах 1-3.

  1. Системы программирования.

  1. Выберите верное утверждение:

  1. компиляторы делятся на трансляторы и интерпретаторы;

  2. трансляторы делятся на компиляторы и интерпретаторы;

  3. интерпретаторы делятся на трансляторы и компиляторы;

  4. перевод текста программы в машинный код осуществляется либо компилятором, либо транслятором.

  1. Транслятор - это программа, которая:

  1. переводит текст программы в машинный код:

  2. представляет средства для просмотра и изменения переменных:

  3. подключает к исходному объектному модулю объектные модули соответствующих подпрограмм;

  4. распознает и исполняет программы..

  1. Неверным является утверждение:

  1. системный диск может не содержать файл config.sys

  2. файл autoexec.bat не может не содержать ни одного байта:

  3. система программирования может не содержать транслятор;

  4. файл с расширением txt может быть не текстовым.

  1. Текстовые редакторы и издательские системы.

  1. Издательская система представляет собой:

  1. систему управления базой данных;

  2. операционную оболочку;

  3. комплекс аппаратных и программных средств;

  4. графический редактор.

  1. В текстовых редакторах и настольных издательских системах, как правило, с помощью клавиш Ctrl-S происходит:

  1. создание нового документа;

  2. открытие файла;

  3. сохранение файла;

  4. печать файла.

  1. При нажатии на кнопку с изображением дискеты на панели пиктографического меню в Word происходит:

  1. считывание информации с дискеты;

  2. запись документа на дискету;

  3. сохранение документа;

  4. печать документа.

  1. Графические системы

  1. Редактор PaintBrush используется:

  1. для работы базы данных;

  2. для создания звуковых сигналов;

  3. для создания текстовых документов;

  4. для создания рисунков.

  1. Способ реализации построения изображений на экране дисплея, при котором изображение представлено прямоугольной матрицей точек, имеющих свой цвет из заданной палитры, называется:

  1. растровым; 2) мозаичным; 3) пиксельным; 4) графическим.

  1. Способ реализации построения изображений на экране дисплея, при котором электронный луч поочередно рисует на экране различные знаки – элементы изображения называется:

1) растровым; 2) векторным; 3) лучевым; 4) графическим.

  1. Электронные таблицы

  1. В ячейку электронной таблицы нельзя ввести:

  1. текст; 2) формулу; 3) иллюстрацию; 4) число.

  1. Электронные таблицы в Excel имеют по умолчанию стандартное расширение:

  1. DBF; 2) XLS; 3) HMTL; 4) MDB.

  1. Создание формулы в электронной таблице Excel начинается с ввода:

  1. «:»; 2) «=»; 3) «СУММ»; 4) «\».

Примерные экзаменационные вопросы по дисциплине “Информатика”

  1. Информация и информатика. Понятие информации. Воспроизведение и обработка данных. Информационный процесс. Свойства информации. Предмет и задачи информатики.

  2. Данные и их кодирование. Код ASCII. Основные структуры данных. Единицы представления, измерения и хранения данных.

  3. Вычислительная техника. Состав вычислительной системы. Вычислительная система: аппаратное и программное обеспечение. Основные функциональные части персонального компьютера.

  4. Программное обеспечение ЭВМ. Базовое и системное программное обеспечение.

Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения. Направление развития и эволюция программных средств. Базовое и системное программное обеспечение.

  1. Операционные системы персонального компьютера.

Понятие об операционной системе. Назначение операционной системы. Управление ресурсами в операционной системе. Драйверы внешних устройств. Операционные системы персональных компьютеров МS-DOS и Windows-98. Файлы и их имена. Путь к файлу. Диалог пользователей с операционной системой. Ввод команд. Запуск и выполнение команд.

  1. Служебное программное обеспечение.

Служебное (сервисное) ПО: программы диагностики и настройки компьютера; антивирусные программы; программы обслуживания дисков; программы архивирования данных; программы обслуживания сети.

  1. Прикладное программное обеспечение.

Классификация прикладного программного обеспечения. Пакеты прикладных программ: общего назначения; методо-ориентированные; проблемно-ориентированные; глобальных сетей; организации вычислительного процесса.

  1. Инструментарий технологии программирования.

Языки и системы программирования. Компиляторы и интерпретаторы. Редактор связей и загрузчик. Отладчики. Инструментальная среда пользователя.

  1. Системы редактирования и подготовки документов. Создание простых текстовых документов в MS Word.

Общие сведения о подготовке текстовых документов. Редакторы текстов. Текстовый процессор MS Word: приемы работы с текстами. Работа со стилями и шаблонами.

  1. Создание комплексных текстовых документов в MS Word.

Ввод формул. Работа с таблицами, диаграммами и графическими объектами. Объекты WordArt.

    1. Примерные экзаменационные тесты по дисциплине “Информатика”

Вариант 1.

  1. Бит – это:

  1. 8 байт;

  2. запись текста в двоичной системе;

  3. наименьшая возможная единица информации;

  4. состояния диода: открыт или закрыт

  1. Число 7 в двоичном виде записывается как

  1. 0100; 2) 0101; 3) 0110; 4) 0111.

  1. Код ASCII используется для кодирования

  1. текстовых данных; 2) графических данных;

3) звуковых данных; 4) всего перечисленного.

  1. Сколько бит в одном байте?

1) 2 бита; 2) 8 бит; 3) 64 бита; 4) 1024 бита.

  1. Сколько байт в одном килобайте?

1) 8 байт; 2) 1000 байт; 3) 1024 байт; 4) 2048 байт

  1. Что такое файл?

  1. устройство ввода информации;

  2. плата расширения для PC;

  3. поименованная область данных на диске;

  4. прием программирования.

  1. Что такое оперативная память?

  1. зона памяти ПК, которая может быть использована программами и данными, необходимыми для работы этих программ;

  2. внешнее устройство для длительного хранения информации;

  3. специальное устройство, подключаемое к клавиатуре;

  4. система, предназначенная для защиты от вирусов.

  1. На материнской плате размещается:

1) CD-ROM; 2) блок питания ПК; 3) процессор; 4) все перечисленное выше.

  1. В базовую конфигурацию персонального компьютера не входит:

1) принтер; 2) жесткий диск; 3) монитор; 4) клавиатура.

  1. Основной характеристикой монитора является

  1. размер экрана по диагонали;

  2. количество кнопок управления на панели;

  3. цвет корпуса;

  4. яркость изображения.

Вариант 2.

  1. Операционная система Windows98 является:

  1. однозадачной и многопользовательской;

  2. однозадачной и однопользовательской.

  3. многозадачной и многопользовательской;

  4. многозадачной и однопользовательской;

  1. Максимальное количество символов в полном имени файла в ОС Windows 98:

1) 8 символов; 2) 12 символов; 3) 256 символов; 4) 1024 символа.

  1. К какому типу программного обеспечения относится программа архивации данных?

1) служебное; 2) системное; 3) прикладное; 4) сетевое.

  1. Выберите верное утверждение:

  1. компиляторы делятся на трансляторы и интерпретаторы;

  2. интерпретаторы делятся на трансляторы и компиляторы;

  3. трансляторы делятся на компиляторы и интерпретаторы;

  4. перевод текста программы в машинный код осуществляется либо компилятором, либо транслятором.

  1. Транслятор - это программа, которая:

  1. предоставляет средства для просмотра и изменения переменных;

  2. переводит текст программы в машинный код;

  3. подключает к исходному объектному модулю объектные модули соответствующих подпрограмм;

  4. распознает и исполняет программы.

  1. Процесс исправления ошибок в программе называется:

1) компилирование; 2) тестирование; 3) отладка; 4) все перечисленное.

  1. Шаблоны в редакторе MS Word используются для

  1. проверки орфографии;

  2. создания однотипных документов;

  3. редактирования документов;

  4. вывода документа на печать

  1. MS Word позволяет вставлять в текст документа:

  1. графические объекты; 2) диаграммы Excel; 3) математические формулы; 4) все перечисленное.

  1. Какие грамматические возможности имеет текстовый редактор MS Word?

  1. проверка орфографии; 2) подбор синонимов к словам; 3) расстановка переносов; 4) все перечисленное

  1. Полная абсолютная адресация ячейки “A2” в Excel записывается как

1) $A2$ 2) $A$2 3) A$2$ 4) $A2

Ключ к тестам

Вариант 1.

вопроса

Варианты ответа

вопроса

Варианты ответа

1

2

3

4

1

2

3

4

1

X

21

X

2

X

22

X

3

X

23

X

4

X

24

X

5

X

25

X

6

X

26

X

7

X

27

X

8

X

28

X

9

X

29

X

10

X

30

X

11

X

31

X

12

X

32

X

13

X

33

X

14

X

34

X

15

X

35

X

16

X

36

X

17

X

37

X

18

X

38

X

19

X

39

X

20

X

40

X

Вариант 2.

вопроса

Варианты ответа

вопроса

Варианты ответа

1

2

3

4

1

2

3

4

1

X

21

X

2

X

22

X

3

X

23

X

4

X

24

X

5

X

25

X

6

X

26

X

7

X

27

X

8

X

28

X

9

X

29

X

10

X

30

X

11

X

31

X

12

X

32

X

13

X

33

X

14

X

34

X

15

X

35

X

16

X

36

X

17

X

37

X

18

X

38

X

19

X

39

X

20

X

40

X

  1. Дополнительная информация

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Информатика: Базовый курс. / Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2001. – 640 с.

  2. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000, 768 с.

  3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. – М., 1999. – 816 с.

б) дополнительная литература:

  1. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98. – СПб.: Питер, 1999, 896 с.

  2. Гук М. Аппаратные средства PC: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 1999, 816 с.

  3. MS Word 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. – СПб.: Питер, 1999, 352 с.

  4. МS Ехсеl 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. – СПб.: Питер, 1999, 480 с.

  5. МS Асcеss 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. – СПб.: Питер, 1999.

  6. МS Office 2000: справочник. Под ред. Ю.Колесникова. – СПб.: Питер, 1999.

  7. Дубнов П.Ю. Ассеss 2000, Проектирование баз данных.— Есоm, 2000.

  8. Райтингер М., Муч Г. Visual Вasic 6.0. Библиотека студента.— ВНV, 2000.

  9. Культин Н. Программирование в Тurbo Раsсаl 7.0 и Delphi.- ВНV, 2000.

  10. Епанешников А., Епанешников В. DELPHI 4. Среда разработки: Учебное пособие. — М.: Диалог МИФИ, 1999.

  11. Виноградов С.М. и др. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность.— Изд. СПбГУ, 1999.

  12. Федеральный закон Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” от 20.02.1995 № 24-ФЗ.

  13. Закон Российской Федерации “О государственной тайне” от 21.07.1993 № 5485-1 с изменениями и дополнениями от 06.10.1997.

  14. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. - М., 1997.

  15. Шафран Э. Создание Web-страниц: Самоучитель. – СПб.: Питер, 1999, 320 с.

  16. Соколова А., Геращенко Н. Электронная коммерция: мироваой и российский опыт. – М.: Открытые системы, 2000, 224 с.

Рабочая программа

курса «ФИЗИКА» для государственных университетов

Специальность (012500) '"География

Составитель: доцент Г.Г. Самсонов

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 012500 'География" (номер государственной регистрации 104 ЕН/СП) от 10 марта 2000 г.

Учебный план

Специальность: (012500) ГЕОГРАФИЯ (очное обучение)

£ час.

Лекции час.

Лабор. час.

СРС

час.

Нагруз

ка по семестрам в ч.

Зачет сем.

Экз.

сем.

200

70

36

94

2

4

1

2

ЕН.Ф.ОЗ Физика

физические основы механики, физика колебаний и волн, молекулярная фи­зика и термодинамика, электричество и магнетизм, квантовая физика.

1. ТС - требования Государственного образовательного стандарта.

2. ПЦ - принципы и цели курса.

3. СС - структура и содержание курса.

4. СДО - структура деятельности студента

5. KM - контролирующие материалы.

6. ДИ - другая информация ( литература и т. п. )

1. Требования государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям по физике.

Специалист должен иметь представление о:

1.1. происхождении и эволюции Вселенной;

1.2. физических методах исследований;

1.3. современных достижениях физики, физических принципах работы современных технических устройств. Специалист должен знать и уметь использовать:

1.4. кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивистской механики;

1.5. кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн;

1.6. молекулярно -кинетическую теорию, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, свойства газов, жидкостей и кристаллов;

1.7. постоянные и переменные поля в вакууме и веществе,теорию Максвелла, свойства и распределение электромаг нитых волн.

1.8. состояния частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел,строение ядра атома.

2. Принципы и цели курса.

Обучение курсу " Физика" основывается на следующих принципах дидактики:

а) научности и систематичности,

б) единства конкретного и абстрактного,

в) сознательности и творческой активности обучаемых.

Цели представлены для студентов-географов в двух аспектах: общеинтеллектуаль­ном и предметном. По общеинтеллектуальным целям- иметь представление:

2.1.а) о современных достижениях и развитии физики,

б) о моделировании, реальном и мысленном экспериментах,

в) о физических принципах работы приборов, устройств, применяемых по данной

специальности. По предметным целям - знать:

2.2. а) понятийный аппарат, терминологию физики в объеме программы,

б) фундаментальные и частные законы физики в объеме программы,

в) современную физическую картину мира. - уметь:

2.3.а) использовать законы физики для объяснения механизмов природных явлений и процессов,

б) читать, переводить и использовать графическую, табличную информации, 4

в) проводить прямые и косвенные измерения физических величин, грамотно обраба­тывать полученные результаты.

3. Контролирующие материалы.

Принцип и содержание построения контролирующих материалов следует из ука­занных выше целей курса. Контролирующие материалы:

1) задания и требования к знаниям и умениям студентов по лабораторным работам,

2) материалы самостоятельных работ по теоретическому курсу физики,

3) конторлирующие задания, тесты,

4) экзаменационные билеты,

5) тест проверки остаточных знаний.

КЗ используются на текущих, итоговых проверках знаний и умений студентов. Для вопросов заданий применяются методические пособия " Вопросы рейтинга по фи­зике" разработанные мной ( 1991, 1996 г.г. ).

Для разных видов учебной деятельности студентов присвоены следующие баллы для рейтинга:

1) 1 выполненная и сданная лабораторная работа....................................................20 б.

2) 1 разработанная тема.................................................................................................... 5 б.

3) контролирующее задание............................................................................................S б.

Максимальный балл определяется количеством лабораторных работ, контроли рующих заданий, разработанных тем за семестр. Критерий удовлетворительного рей­тинга не менее 60 % от максимального.

  • Форма контроля и график проведения объявляются в начале семестра.

Примерные зачетные вопросы по физике для студентов ГО - 03 1 семестр

1. Что такое модель в физике? Привести 2 примера моделей.

2. Что такое система отсчета? Привести пример неподвижной и подвижной инер-циальной системы отсчета.

3. Виды движения в механике. Привести примеры. На примерах объяснить: как нахо­дить путь, перемещение, мгновенную скорость, среднюю скорость.

4. Движение тела по окружности: условия и основные характеристики.

5. 2 закон Ньютона, как уравнение движения и применить для поступательного и вра­щательного движения с примером.

6. Виды сил в механике. Привести примеры.

7. Закон всемирного тяготения. Что такое вес тела? Состояние невесомости. Привести пример.

8. Что такое напряженность и потенциал гравитационного поля? Как можно их найти? Привести пример.

9. Какова физика приливов на Земле? Почему Луна действует сильнее, чем Солнце?

10. Что такое энергия тела, системы? Закон сохранения и превращения энергии в

механике. Понятие потенциальной ямы и потенциального барьера. Привести 2 при­мера.

Примерные вопросы для экзамена по физике

Утверждаю: Зав. кафедрой экспер. физики, доцент:

Физические основы механики

Модели в механике. Система отсчета. Геометрические и кинематические характеристики движения. Условия дви­жения тела по окружности. Угловая скорость и угловое ускорение. Второй закон Ньютона. Уравнение движения. Понятие массы и силы. Виды сил в механике: силы трения, сила упругости, сила тяжести. Закон всемирного тяготе­ния. Вес тела. Невесомость. Напряженность поля тяготения. Работа в поле тяготения. Потенциал поля тяготения. Физика приливов на Земле. I и II космическая скорость. Закон сохранения импульса. Центр масс и закон его движе­ния. Уравнение движения тела переменной массы. Удар абсолютно упругих и неупругих тел. Твердое тело - система материальных точек. Момент инерции. Момент силы. Момент импульса. Уравнение моментов. Свободные оси. Понятие о гироскопе. Гироскопический эффект. Принцип работы гирокомпаса. Прецессия земной оси в простран­стве. Зависимость силы тяжести и веса тела от географической широты. Изменение силы тяжести с высотой и внутри Земли. Аномалии силы тяжести. Изостасия. Гравитационные методы изучения геологического строения Земли. Де­формация твердого тела. Закон Гука для растяжения, сдвига, кручения. Энергия упругой деформации. Уравнение неразрывности струи. Уравнение Бернулли для идеальной жидкости и его следствия. Реальная жидкость. Вязкость. Ламинарное и турбулентное течения. Движение тела в жидкости и в газе. Неинерциальная система отсчета. Силы инерции. Земля как неинерциальная система отсчета. Сила Кориолиса и ее роль на Земле. Механическая энергия и работа. Закон сохранения энергии. Понятие потенциальной ямы и барьера. Преобразования Галилея. Постулаты СТО. Преобразования Лоренца. Следствия из преобразований Лоренца. Основной закон релятивистской динамики материальной точки. Закон взаимосвязи массы и энергии.

Физика колебания и волн

Колебание и его причины. Гармоническое колебание, его уравнение и характеристики. Сложение гармонических колебаний одного направления и одинаковой частоты. Сложение взаимноперпендикулярных колебаний. Дифферен­циальное уравнение свободных затухающих колебаний и его решение. Дифференциальное уравнение вынужденных колебаний и его решение. Резонанс. Переменный ток. Резонанс напряжений и токов. Мощность переменного тока. Упругие волны. Уравнение бегущей волны. Волновое уравнение. Фазовая и групповая скорость. Интерференция волн. Стоячие волны. Звуковые волны и ее характеристики. Эффект Допплера в акустике. Инфразвук. Ультразвук. Землетрясение. Эпицентр. Виды сейсмических волн и их распространение. Принцип работы сейсмографа.

Молекулярная физика и термодинамика

4. Список литературы по физике.

Основная

1. Трофимова Т. И. Курс физики.- М.: Высшая школа, 1990.

2. Детлаф А. А., Яворский Б. М. Курс физики.- М.: Высшая школа,1989.

3. Общая геофизика: Учебное пособие / Под ред. В. А.Магницкого. М.: Изд-во МГУ, 1995.

4. Волькенштейн В. С. Сборник задач по общему курсу физики.- М.: Наука, 1985.

5. Самсонов Г. Г. Лабораторный практикум по физике.-Я.: Изд-во ЯГУ, 1995.

6. Самсонов Г. Г. Вопросы рейтинга по физке.- Я,: Изд-во ЯГУ, 1996.

Дополнительная литература

1. Большова К, М., Пустовалов Г. Е. Краткий курс общей физики, ч. 1.- М.: Изд-во МГУ, 1981.

2. Гуло Д. Д., Пустовалов Г. Е. Краткий курс общей физики, ч.2.- М.: Изд-во МГУ, 1983.

3. Белов Д. В. Краткий курс общей физики. ч.З,- М.: Изд-во МГУ, 1981.

4. Белов Д. В., Пустовалов Г. Е. Краткий курс общей физики, ч.4.- М.: Изд-во МГУ, 1982.

Приложение 1 Темы и вопросы для самостоятельной работы

1. Закон сохранения импульса. Центр масс и закон его движения. Уравнение движения тела переменной массы. Удар абсолютно упругих и неупругих тел.

2. Деформация твердого тела. Закон Гука для растяжения, сдвига, кручения. Диаграм­ма растяжения. Энергия упругой деформации.

3. Движение жидкостей и газов. Давление в жидкости и газе. Уравнение неразрывности струи. Уравнение Бернулли и его следствия. Движение тела в жидкостях и газах.

4. Реальная жидкость. Вязкость. Ламинарный и турбулентный режимы течения жид­костей. Методы определения коэффициента вязкости. Движение тела в жидкостях и газах.

5. Механическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в различных полях, Закон сохранения энергии. Понятие потенциальной ямы и барьера.

6.Дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний ( механических, электромагнитных ) и его решение. Автоколебания

ПРОГРАММА курса «ХИМИЯ»

Для государственных университетов

Специальность 012500 - География

Составители: к.п.н. доцент Д.Н. Осогосток, ассистент Н.И, Гермогенова

1.Требования ГОС ВПО

С учетом ГОС к уровню подготовки по общей химии, утвержденного Министерством образования РФ от 10 марта 2000 г. № гос. регистрации 104 ен/сп

Специалист должен иметь представление о:

- возможности применения фундаментальных законов химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем;

    • химических методах исследования.

    • Специалист должен знать и уметь использовать:

- строение ядер, атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связия;

- химические системы: дисперсные, растворы, электрохимические, каталитические;

- реакционную способность веществ;

- методы химической идентификации веществ;

современных проблемах и перспективах развития химии.

Обязательный минимум содержания программы ЕН Ф.04 Химия;

Химические системы, химическая термодинамика и кинетика, реакционная способность веществ, их идентификация.

2.Принципы построения и цели курса

2.1. Принципы построения курса

2.1.1. Основание для чтения курса

-ГОСВПО по специальности-012500-География, 2000г.

    • учебный план по специальности, 2000 г. ,

- типовая программа по курсу «Общая химия» для студентов географических факультетов государственных университетов», 1991 г.

- тематический календарный план лекций, лабораторных работ, семинаров, коллоквиумов и СРС по общей и неорганической химии для студентов специальности -012500 - География». |

2.1.2. Адресат курса - студенты, обучающиеся по специальности - 012500 -География (очной и заочной формы обучения).

2.1.3. Главная цель курса - способствовать формированию у студентов устойчивых знаний об основных закономерностях химии, взаимосвязанных с законами природы, с мировоззрением человека. Уметь описывать свойства веществ и дать их объяснение на основе теории строения вещества, закономерностей протекания химических процессов и закона периодичности и освоить основы техники лабораторных работ. Привить навыки в проведении химического эксперимента и научить делать химические расчеты, уметь анализировать, делать выводы.

2.1.4. Ядро курса

- периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева;

- химическая связь, строение и свойства веществ;

- химическая кинетика;

- химическая термодинамика,

    • растворы;

- окислительно-восстановительные реакции, основы электрохими;

химия элементов.

2.1.5. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса

Требования «на входе» должны совпадать с требованиями на «выходе» средней общеобразовательной школы. Они приведены в «Программе вступительных экзаменов для поступающих в высшие учебные заведения».

2.1.6. Объем в часах курса

1. Выписка из учебного плана

Объем работы студента (в часах) из учебного плана специальности - 012500 -География, утвержденного Ученым советом ЯГУ от«31» января 2001г.

а) по очной форме обучения составляет 250 ч., в том числе:

аудиторных занятий:

лекции - 72 ч.

лабораторных работ - 72 ч. внеаудиторных занятий:

СРС - 106 ч.

б) по заочной форме обучения составляет ч., в том числе:

аудиторных занятий:

лекции -20 ч.

лабораторных работ -22.ч.

Практических занятий-10 ч

СРС-100 ч ,

2. Распределение часов по семестрам Очная форма обученияиды занятий

I семестр (19 недель)

II семестр (17 недель)

аудиторные:

-лекции

-лабораторные занятия внеаудиторные:

- СРС

38ч.

38ч.

54ч.

34ч.

34ч.

52ч.

Заочная форма обучения:

Виды занятий

семестр

II

Семестр III

аудиторные:

-лекции

- практические занятия

-лабораторные занятия

-внеаудиторные: - СРС

10ч.

4ч.

16 ч.

150ч.

10ч.

6ч.

6 ч.

150ч.

3. Недельная нагрузка (очное образование)

Вид занятий

I семестр

II семестр

Очная форма обучения

Аудиторные:

-лекции

  • лабораторные занятия

Внеаудиторные:

  • СРС

2

2

3

2

2

3

2.2. Цели курса

1. Знать теоретические основы общей и неорганической химии, состав, строение и химические свойства простых веществ и химических соединений.

2. Понимать принципы организации вещества и протекание химических процессов.

3. Уметь описывать свойства веществ на основе закономерностей, вытекающих из периодического закона и периодической системы элементов.

3.Контролирующие материалы

Примерные билеты по темам:

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Билет 1

1. Какие вещества называются оксидами? Напишите формулы высших оксидов элементов 3-го периода периодической системы (ПС). Назовите оксиды. Какие из них относятся к: а) основным, б) кис-лотным, в) амфотерным?

2. Назовите следующие соли:

КИСОз, Na2HP04, В1(ОН)2МОз. КзЗОз.

3. Напишите уравнения реакций следующих превращений:

А1 -> Ab(S04)3 -> А1(ОН)з -> А1(ОН)СЬ.

Билет 2

1. Какие вещества' называются основаниями? Составьте уравнения электролитической диссоциации оснований:

LiOH, Ba(OH)2, NH50H, 5г(ОН)з.

2. Назовите следующие соли: Zn(OH)Cl, Рег(504)з, K.HS, К2Сг04.

3. Напишите уравнения реакций следующих превращений:

Са(ОН)г -^ СаО -> СаСОз -> Са(НСОз)2.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ Билет 1

1. Закон сохранения массы вещества

2. Какой объем занимают 22 г оксида углерода (IV) при нормальных условиях

3. Определите массу 15 моль нитрата калия.

Билет 2

1. Закон постоянства состава.

2. Плотность газа по водороду равна 14. Определите плотность этого газа по воздуху.

3. Рассчитать массу 5,6 л оксида азота (IV) (при н.у.).

Основные закономерности протекания химических реакций

Билет 1

1.Атом. Атомная масса. Единицы атомной массы. Моль атомов.

2.Закон эквивалентов.

3.Вычислить, во сколько раз возрастет скорость реакции при повышении температуры с 20 до 40°С. Температурный коэффициент скорости равен 3. 4.0братимая реакция выражается уравнением: СО + СЬ <=> СОСЬ . В момент равновесия концентрации веществ были: [СО] = 0,1 моль/л, [СЬ] = 0,4 моль/л, [СОСЬ] = 4 моль/л. Вычислить константу равновесия реакции и исходные концентрации оксида углерода и хлора.

5.Написать названия и структурные формулы солей: СаНРОд, К^ЗОз, K-NOs Са(Н2Р04)2, Zn(OH)Cl.

Билет 2

1.Молекула. Молекулярная масса. Единица молекулярной массы. Мольная масса.

2.Скорость химических реакций. Влияние различных факторов на скорость реакций.

3.На восстановление 7,09 г оксида двухвалентного металла требуется 2,24 г

водорода при н.у. Вычислить эквивалент оксида и эквивалент металла. •

4.Во сколько раз измениться скорость прямой и обратной реакции в системе:

2SOz(r) + 02(г) о 250з(г), если объем газовой смеси уменьшить в три раза? В какую сторону сместится равновесие системы?

5.Написать названия и структурные формулы солей: КНСОз, NaH3P04, KNOs К2НР04, Bi(OH)2N03.

Химическая связь

Вариант 1

1.Исходя из строения атомов поясните, почему атом фтора проявляет постоянную, а атом хлора - переменную валентность.

2.0пределите типы связи в молекулах: КВг, СВг, НВг. Для молекул с ковалентной связью составьте электронные схемы и укажите направление смещения электронной плотности.

З.Что такое sp-гибридизация орбиталей атома? Поясните на примере образования молекулы BeF2. 4.Определите типы кристаллической решетки в веществах: АЬОз, CS2, NaBr.

Вариант 2

1.Изобразите конфигурации валентных электронов атома брома в оснрвном и возбужденном состояниях (графически). Укажите возможные валентные с, стояния атома брома.

2.Какую ковалентную связь называют ст-, тс- связью? Покажите образование их на примере молекулы азота (перекрывание орбиталей в молекуле N2).

З.Какой вид гибридизации орбиталей центрального атома реализуется в молекуле СН4 (молекула тетраэдрическая).

4.0пределите типы криссталлической решетки в веществах: вода (кристалл.), sSi02 (кварц), поваренная соль.

РАСТВОРЫ

Билет 1 .Характеристика растворов. Процесс растворения. 2.0собенности растворов солей, кислот, оснований.

3.Составьте ионные и молекулярые уравнения реакций гидролиза K:S, CuCl2.

4.Сколько грамм Na2S04 • 10Н20 и воды потребуется для приготовления 40 г 10%-го раствора, рассчитанного на безводную соль? Ответ: 9,07г; 30,93г.

5.Вычислить температуры кристаллизации и кипения 2% водного раствора глюкозы. Кк = 1,8б°С; Кз = 0,52°. Ответ: -0,21°; 100,06°С.

Билет 2

1 -Концентрация растворов.

2.Теория электролитической диссоциации.

3.Составить ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза ZnCh, NazCOa. 4.0пределить молярность раствора, содержащего в 250 мл 2,5 г гидроксида натрия. Ответ: 0,2f M 5.Раствор, содержащий 11,04 г глицерина в 800 г воды, кристаллизуется при -0,279°С. Вычислите мольную массу глицерина. Ответ: 92 г/моль.

Элементы VI А - группы. Сера и его соединения.

Вариант 1

1 .Валентность элементов VI А - группы с точки зрения спиновой теории.

2.В какой степени окисления сера может быть только окисли-телем? Примеры.

3.Получение сероводорода и его горение.

4.Сколько миллилитров 96 % - ной серной кислоты, плотностью 1,84 г/см3, потребуется для получения 11,2 л диоксида серы при реакции с медью (н.у.). Ответ: 55,5 мл.

5. Разобрать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом:

Н250з + СЬ + Н20 -> H3S04 + НС1

Zn + H3S04 -> HiS + ZnS04 + Н20

Na2S03 + l2 + Н20 -> Na2S04 + HI

Вариант 2

1.Как изменяются ионизационные потенциалы, сродство к электрону и электроотрицательность в ряду 02 - Ро?

2.В какой степени окисления сера может быть только восстано-вит&лам? Примеры.

3.Растворение сероводорода в воде.

4.Какой объем займет при 20 °С и 740 мм.рт.ст. сернистый газ, полученный действием, кислоты на 0,6 моля сульфита натрия?

Ответ: 14,8л.

5. Разобрать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом:

Н250з + H3S -> S + Н20 НЮз + Н250з -> HI + H3S04

Zn + H3S04 -> S02 + ZnS04 + Н20

Примерные экзаменационные вопросы по общей химии:

1-Атомно-молекулярное учение. Атом, молекула. Единицы атомной массы. Число Авогадро. Атомно-молекулярное учение и современность.

2-Стехиометрические законы (сохранения массы, постоянства состава, эквивалентов). Условия их применения.

3.Протолитическая теория кислот и оснований.

4.Теория электролитической диссоциации Аррениуса. Закон разведения Оствальда. Степень и константа диссоциации слабого электролита.

5.Понятие о методе молекулярных орбиталей. Составьте энергетическую диаграмму для кислорода и определите порядок связи в ней.

6. Метод валентных связей. Механизм образования ковалентной связи.

7.Корпускулярно-волновая природа электрона. Электронное облако (орбиталь). Изобразите формы s-, p-, d-орбиталей атома и укажите соответствующие значения орбитального и магнитного квантовых чисел.

8.Валентность, максимальная валентность. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Геометрия связи и молекулы.

9. Характеристика состояния электрона в атоме. Квантовые числа, их взаимосвязь. Принцип Паули.

10. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете квантовой теории атомов.

4. Литература

1. Общая химия. /Под ред. Е.М. Соколовской, Л.С. Гузея. М.: МГУ, 1989.

2. Князев А.А., Смарыгин С.Н. Неорганическая химия. Учебник. - М.:

Высш. школа, 1998.

3. Павлов Н.Н. Неорганическая химия. Учебник. - М.: Высш. шк., 1989.

4. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник. - М.: Высш. шк., 1981.

5. Глинка Л.Н. Общая химия. Учебник. - Л.: Химия, 1989.

6. Глинка Л.Н. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для вузов. - Л.: Химия, 1989.

7. Романцева Л.М. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.:

Высш. шк., 1991.

9. Лабораторные работы по общей химии для студентов I курса БГФ (методические указания). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.

10. Лабораторные работы по неорганической химии для студентов I курса БГФ (методические указания). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012500 «ГЕОГРАФИЯ»

I. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста - географа по специальности 012500 География:

Индекс

Дисциплина

Основные разделы

ЕН.Ф.05

Биология

Сущность жизни, происхождение и эволюция, уровни организации живых систем, биологическое разнообразие, функционирование организмов, гомеостаз, охрана биологических объектов.

На основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 10 марта 2000г. (№104ЕН/СП) дисциплина «Биология» является одним из курсов естественнонаучного цикла. Курс обеспечивает студентов знаниями об общебиологических закономерностях развития живых систем.

На основании Госстандарта высшего профессионального образования специалист с квалификацией «Географ» должен:

иметь представление об эволюционном развитии природных сфер; о взаимодействии эволюционирующих живых систем на разных этапах развития (ГОС 1);

иметь представление об антропогенном воздействии и реакции на них экосистем Земли (ГОС 2);

иметь представление о составляющих оболочек Земли (ГОС 3);

иметь представление об общих закономерностях круговоротов вещества и потоков энергии (ГОС 4);

знать закономерности эволюции населения (ГОС 5);

владеть методами камеральных работ (ГОС 6).

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

Уровень требований курса "Биология" соответствует Государственному образовательному стандарту подготовки специалистов по специальности 012500 "География" квалификации «Географ».

Курс ведется студентам географического отделения БГФ очной и заочной форм обучения.

Цели курса представлены тремя уровнями:

1-ый - иметь представление;

2-ой - знать;

3-ий - уметь.

Главные цели курса:

иметь представление о строении и свойствах организмов;

знать об организации и эволюции органического мира;

знать связи принципов, концепций, методов биологии с концепциями естественных и гуманитарных наук;

уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Ядро курса составляют модули:

1. Эволюция органического мира.

2. Биология клетки.

3. Свойства живых организмов.

Объем курса "Биология" - для студентов очной формы обучения составляет:

Лекции - 60 часов,

Лабораторные занятия - 28 часов,

Практические занятия - 20 часов,

Самостоятельные работы - 92 часа

Зачет - III семестр,

Экзамен - IV семестр.

- для студентов заочной формы обучения составляет:

Лекции — 20 часов,

Лабораторные занятия — 8 часов,

Семинарские занятия - 8 часов,

Контрольные работы - 2,

Самостоятельные работы - 164 часа,

Зачет - IV семестр,

Экзамен - V семестр.

Основные понятия курса:

Свойства и уровни организации живого, клетка, популяция, экосистема, метаболизм, антропогенез, онтогенез, размножение, наследственность, изменчивость, адаптация, межпопуляционные связи, связи экосистем в биосфере, эволюционный процесс, мутации, генотип, фенотип, кариотип.

Учебный процесс по курсу "Биология" включает в себя следующие формы организации:

- лекционные занятия по основным разделам,

- практические и лабораторные занятия,

- семинарские занятия (для заочной формы обучения),

- самостоятельные работы студентов,

- выполнение контрольных работ (для заочной формы обучения),

    • рейтинговую оценку уровня успеваемости студентов.

Организация контроля

Контроль успеваемости включает промежуточный и итоговый контроль.

Промежуточный контроль

- включает тестовый контроль уровня усвоения знаний по основным разделам курса,

- выполнение, оформление практических, лабораторных занятий, введение конспектов,

- выступление с докладом на семинарских занятиях,

- выполнение контрольных работ,

- выполнение контрольных работ по темам,

- зачет.

Итоговый контроль

- экзамен (по билетам в тестовой форме).

Цели и задачи курса "Биология"

Уровень

усвоения

Номер

цели

Цель изучаемого курса

1 – иметь

представление

1.1.

1.2.

1.3

- о биологии клетки,

- об основных формах размножения организмов,

- об основных закономерностях

наследственности и изменчивости организмов.

2 – знать

2.1.

2.2.

- критерии, свойства и уровни организации

живого,

- основные этапы и особенности эволюции

животных и систем органов.

3 – уметь

3.1.

3.2.

3.3.

- работать с дополнительной и специальной

литературой,

- изображать схематично и излагать этапы

биологической эволюции и антропогенеза,

- применять полученные знания в своей

профессиональной деятельности.

1II. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Контрольные работы (в тестовой форме) выполняются в целях промежуточного, зачетного, итогового контроля уровня усвоения знаний по обучаемому курсу.

Примерные формы промежуточного и итогового контроля :

1. Повышение общего уровня организации организмов называется:

а. дегенерация; б. ароморфоз; в. идиоадаптация.

2. Элементарной эволюционной единицей является: а. особь любого вида; б. популяция любого вида; в. каждый вид.

3. Примером общей дегенерации является: а. исчезновение пищеварительной системы у бычьего цепня; б. исчезновение конечностей у змея; в. вымирание крупных форм рептилий.

4. Явление, приводящее к образованию аналогичных органов, называется:

а. дивергенция; б. конвергенция; в. параллелизм.

5. Органы, выполняющие одинаковые функции, но различающиеся по строению и происхождению, называют: а. аналогичными; б. гомологичными; в. рудиментарными.

6. Наиболее филогенетически молодым отделом головного мозга позвоночных животных является: а. Задний отдел, б. Продолговатый отдел, в. Средний, г. Кора больших полушарий.

7. К прогрессивным изменениям пищеварительной системы у представителей класса Земноводные относятся: а. появление впервые гомодонтной зубной системы, б. появление анального отверстия, в. появление слюнных желез, выделяющих слизь, г. появление слепой кишки.

8. Неклеточные формы жизни представляют: а. Бактериофаги, б. Бактерии, в. Вирусные частицы, г. Цианобактерии.

9. Прокариотические формы жизни представлены: а. Бактериофагами, б. Бациллами, в. Вирусами, г. Амебами.

10. В среднем вода составляет по отношению к массе клетки: а. 30%. б. 50%. в. 70%. г. 90%.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. Гиляров М.С., 1989.

2. Гофман-Кадошников П.Б., Петров Д.Ф. Биология с общей генетикой. М.: Медицина,1966.

3. Грин Н., Стаут У., Тэйлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир, 1990.

4. Кемп П., армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

5. Пехов А.П., Биология и общая генетика. М.: РУ Дружбы Народов, 1994.

6. Популярный биологический словарь. Авт. Реймерс Н.Ф., 1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История биологии. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972. под ред. Микулинского.

2. История биологии. С начала XX века до наших дней. М.: Наука, 1975. под ред. Бляхера Л.Я.

3. Райнер Ф. Биология в цифрах. 1992.

4. Яблоков А.В. Биология и современность. 1990.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Курс «Биология» дает углубленный анализ и систематизацию общебиологических направлений и является опорной базой для изучения смежных естественнонаучных дисциплин, преподаваемых для студентов по специальности 012500 «география».

ПРОВЕРКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Проводится на первой неделе обучения VI семестра (для студентов очной формы обучения). Контрольные задания составлены по ГОССВПО, основываются на знаниях основных модулей, разделов и тем дисциплины и включают тестовые вопросы первого уровня сложности.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Лекции обеспечиваются наглядными таблицами, рисунками, демонстрационными муляжами, схемами; практические и лабораторные занятия обеспечиваются раздаточным, наглядным материалом, методическими указаниями, разработанными на основе цели, задач и аудиторных заданий, выполнимых студентами

ПРОГРАММА КУРСА

« Экология» Для государственных университетов специальность: 012500 «География»

Составитель: Макарова Галина Дмитриевна Ассистент кафедры экологии

Рабочая программа по курсу « Основа экологии»

Специальность: « География» Форма обучения: очная Курс 2

Семестр:3

Лекции:36 ч.

Практические занятия: 10ч.

Лабораторные занятия: 17ч.

Консультации: 2 ч.

ИРС:4ч.

Зачет:

1. Требования государственного стандарта .

Специалист должен знать основы общей экологии об основных закономерностях, определяющих распространение и динамику численности организмов, структуры и динамики сообществ, организации и функционирования целых экосистем. Взаимоотношения организма и среды, экология человека, здоровье, глобальные компоненты окружающей среды, экологические последствия хозяйственной деятельности, воздействующие факторы, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Основные принципы и цели.

Целью предлагаемого курса является:

-ознакомить слушателей с основами общей экологии, с экологическими последствиями хозяйственной деятельности, научить их оценивать, анализировать и прогнозировать эти последствия, применять основные мероприятия по предотвращению и преодолению наступивших негативных экологических процессов и последствий.

- познакомить студентов с местом предмета "общей экология" в формировании мировоззрения и интеллектуального уровня специалиста.

- определить экологическую роль в жизни государства ° России ( в том числе Республики Саха ( Якутия );

Студент должен иметь представление:

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, [имеющих естественно ° научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

- понятие об экологии, об экологической обстановке региона и Республики

Саха (Якутия);

Студент должен знать -основу экологии "экологические термины.

"экологию человека, человек как личность, сфера взаимодействия человека с окружающей средой, формирование интеллекта " должен быть знаком с основными учениями в области экологии и охраны окружающей среды.

- взаимосвязь и влияние природных, исторических и социальных условий развития хозяйства и общества

- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде.

Должен уметь

- дать оценку природной и экологической обстановки региона и РС(Я)

- определить влияния их на хозяйственную деятельность человека.

- владеть навыками экологического анализа по специфике на современном уровне.

- научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, "уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной общественной и социальной деятельности;

- уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

Контролирующие материалы

1. Произвольная экологическая. К реферату предъявляются следующие требования:

Оформление стандартное, наличие титульного листа , заключение и списка литературы обязательное.

В работе должна отражаться экологическая проблема, причины ее вызывающие, пути или вероятные пути ее решения.

Доклад должен быть кратким, четким и отражать содержание реферата. Вопросы задаются по теме реферата.

2. При сдаче экологических терминов учить наизусть их необязательно, достаточно точно передать смысловое содержание термина.

  1. Тестирование. Цель его определение степени глубины знаний по экологии. Работая с тестом нужно последовательно выполнять включенные в него задания.п

  2. При сдаче темы пропущенной лекции должны показать проработанную тему и ответить на вопросы по теме лекции. Рейтинговый контроль знаний по предмету включает:

ПРИМЕРНЫЙ МИНИМУМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

1. Прикладная экология ° раздел экологии, исследования которого направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды. Синоним ° охрана природы.

2. Экология человека ° комплексная дисциплина, изучающий влияние Среды на человека и на группы людей, изучающая экологию человеческой личности, человеческих популяций.

3. Социальная экология - раздел экологии изучающий отношения между человеческим обществом и окружающей средой, влияние производственной деятельности на среду.

4. Глобальная экология- раздел экологии, изучающий биосферу в целом, как единую экологическую систему, охватывающую всю планету.

5. Охрана природы - 1. Система мер, направленная на поддержание

рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей

средой.

6. Комплексная научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы и

методы сохранения и восстановления природных ресурсов.

7.Аутэкология -раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельного организма ( вида) с окружающей средой.

8. Демэкология - (Популяционная экология) раздел экологии изучающий популяции.

9. Синэкология- раздел экологии, экосистемная экология, изучающий сообщества организмов в экосистемах.

10. Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами. Самая крупная экосистема планеты. Охватывает часть литосферы, атмосферы и всю гидросферу,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Чернова H.ML, Былова A.M. Экология, М., 1988. 271 с.

2. Одум Ю. Основы экологии . В 2 т. Мир, 1986, Т Л,2,

3. Небел Б, Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993. Т.1,2..

4. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Саха за 1992,1993, 1994, 1995, 1996,1997,1999.

5. Закон Республики Саха об административной ответственности за экологические правонарушения. Якутск, 1993.

  1. Яблоков А.В.э Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 1983, 272 с.

Дополнительная литература

7. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология особи, популяции и сообщества. Том 1 и 2. М., 1989.

  1. Маркович Данило Ж. Социальная экология. М., 1980.

9. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М. 1980. 327 с.

10. Ю.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.519 с,

11.Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977.326 с.

12.Раманд Ф. Основы прикладной экологии. Л., 1981, 544 с.

13.Миланова Е.В. Рябчиков A.M. Использование природных ресурсов и охрана природы. М., 1986, 278 с.

14. Маковик Р.С. Экологическое право. М., 1996, 96 с.

15. Миркин Б.М.э Наумова Л.Г. Социальная экология. Уфа, 1993.

16. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. Томск, 1975. 17.П.Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы.М.: Россия молодая. 1994.

18. Акимова Т.А.., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994.

19.Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. М., 1986.

20. Соломонов Н.Г. Охрана природы Севера. Якутск, 1987.

21. Красная книга Якутии. Якутск , 1987.

22. Максимов П.С. Вилюй: знак беды! Якутск, 1992,

Рабочая программа по дисциплине ЕН.Ф.07"ГЕОЛОГИЯ"

Специальность: 0125000- география

Составитель: к.г.- м.н., доцент кафедры минералогии и петрог рафии

геологоразведочного факультета Рукович Владимир Никитич

Выписка из учебного плана

п/п

Виды учебной работы

Всего часов

1.

Общая трудоемкость дисциплины

100

2.

Аудиторные занятия

58

3.

Лекции

38

4.

Лабораторные работы (ЛР)

20

5.

Самостоятельная работа

42

6.

Вид итогового контроля

экзамен

I. Требования государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования

1.1. Обязательный минимум содержания дисциплины

Состав и строение Земли и земной коры; геологические процессы; развитие земной коры во времени; этапы геологической истории земной коры; эволюцию органического мира прошлого; геохронологическую шкалу; геологическую деятельность человека и охрану окружающей среды.

1.2. Требования к уровню подготовки специалиста

Географ должен:

Иметь представление:

1.2.1. о геосферах Земли.

Знать:

1.2.2. эндогенные процессы;

1.2.3. экзогенные процессы.

Владеть:

1.2.4. методами полевых (экспедиционных, стационарных) и камеральных работ.

II. Цели и задачи курса

2.1. Основной целью курса “Геология” является знакомство с геологией, как наукой, с методами геологических исследований, с начальными сведениями о строении и возрасте Земли и земной коры, экзогенных и эндогенных процессах и закономерностях их развития.

2.2. Задачи курса “Геология” заключаются в познании основных методов геологических исследований, первых сведениях о вещественном составе земной коры, рассмотрении важнейших закономерностей геологических процессов.

2.3. Студент должен:

  • иметь представление о составе и строении литосферы Земли, об этапах развития земной коры, о геологических (геодинамических) процессах и их взаимодействии, эволюции органического мира и геохронологической шкале, о геологической деятельности человека и охране геологической среды;

  • знать методы геологических исследований, возраст геологических образований; классификацию минералов и горных пород;

  • уметь определять физические свойства минералов, структуры и текстуры горных пород, пользоваться геохронологической таблицей;

  • уметь читать геологическую карту, построить стратиграфическую колонку и геологический разрез.

III. Принципы построения курса

3.1. Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту профессионального высшего образования по направлению 510800 География.

3.2. Геология - курс, которым начинается цикл геологических дисциплин, преподаваемых студентам-географам в течении всего обучения в университете. Самые первые сведения, рассматриваемые в нем, находят свое развитие в последующих курсах “Геоморфологии”, “Гидрология” и др.

3.3. Основным принципом построения дисциплины является модульная система, составляющая основные направления учебной дисциплины:

В первом модуле рассматриваются формы, размеры, строение Земли, земной коры. Главное внимание обращено на состав и строение вещества различных оболочек Земли. Второй и третий модули посвящены характеристике геодинамических процессов - эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних), их взаимодействию и роли в строении земной коры и формировании рельефа. В четвертом модуле дано представление об основных структурных элементах земной коры, этапах эволюции земной коры и важнейших геотектонических гипотезах. В пятом показана роль человека в современных геологических процессах и охране окружающей среды.

4. Преподавание учебной дисциплины Геология осуществляется на основе современной учебной литературы, коллекциях минералов, горных пород и картографического материала.

IV. Контрольные материалы

IV.1. Примерные вопросы текущего контроля

  1. Форма и размер Земли. Основные черты строения ее поверхности.

  2. Глубинное строение Земли по сейсмическим данным.

  3. Термодинамические условия и средний химический состав Земли.

  4. Методы определения относительного возраста пород.

  5. Методы определения абсолютного возраста горных пород.

  6. Процессы физического и химического выветривания.

  7. Геологическая деятельность ветра.

  8. Плоскостной склоновый сток и геологическая деятельность временных русловых потоков.

  9. Геологическая деятельность рек.

  10. Речные долины, их морфологические и генетические типы.

IV.2. Примерные вопросы экзамена

1. Геология, ее предмет, задачи, разделы и методы.

2. Форма и размеры Земли. Геоид. Основные черты строения ее

поверхности ( гипсографическая кривая).

3. Глубинное строение Земли по сейсмическим данным (повер-

хность Мохоровичича, поверхность Вихерта-Гутенберга, земная

кора, мантия, ядро).

4. Термодинамические условия (плотность, давление, ускорение

силы тяжести, магнетизм, тепловой режим, температура внутри

Земли) и средний химический состав Земли.

5. Вещественный состав земной коры (химические элементы,

минералы, горные породы).

6. Строение земной коры и ее типы (континентальный, океанский,

переходный).

7. Методы определения относительного возраста (стратиг-

рафический. петрографический, палеонтологический).

8. Методы определения абсолютного возраста (U-Pb, K-Ar,

Rb-Sr, C).

9. Геохроологическая шкала.

10. Общая характеристика геологических процессов.

IV.3. Примерные вопросы проверки остаточных знаний

1. Каковы форма и размеры Земли?

2. Какие существуют методы изучения внутреннего строения

Земли?

3. Каково внутреннее строение Земли?

4. Какие сейсмические разделы первого порядка четко выделя-

ются при анализе строения Земли?

5. Какая средняя плотность Земли и как она изменяется на границе

мантии и ядра?

6. Как изменяется тепловой поток в различных зонах? Как

понимается изменение геотермического градиента и геотер-

мической ступени?

7. Какие главнейшие химические элементы участвуют в строении

земной коры?

8. Что такое минералы и какие свойства для них характерны?

9. Классификация горных пород по происхождению?

10. Каково строение континентальной коры?

V. Дополнительная информация

V.1. Литература

Основная

1. Короновский Н.В., Якушева А.Ф. Основы геологии. М.: Высшая школа, 1991.

2. Павлинов В.Н., Михайлов А.Е., Кизевальтер Д.С. и др. Пособие к лабораторным занятиям по курсу общей геологии. М.: Недра, 1988.

3. Рукович В.Н., Колодезников И.И. , Никитин В.М. Важнейшие породообразующие минералы и горные породы (учебное пособие по общей геологии). Якутск: ЯГУ, 2003.

Дополнительная

4. Павлинов В.Н., Кизевальтер Д.С., Лин Н.Г. Основы геологии. М.: Недра, 1991.

5. Мильничук В.С., Арабаджи М.С. Общая геология. М.: Недра, 1989.

6. Якушева А.Ф., Хаин В.Е., Славин В.И. Общая геология. М.: МГУ, 1988.

V.2. Рейтинговый контроль

Рейтинговый контроль проводится по результатам выполненных лабораторных.

п/п

Темы лабораторных работ

Баллы

1.

Физические свойства минералов

75-100

2.

Описание минералов классов: самородные элементы, сульфиды, оксиды и гидроксиды

75-100

3.

Описание минералов классов: галогениды, карбонаты, сульфаты, фосфаты

75-100

4.

Описание минералов класса силикаты

75-100

5.

Структуры и текстуры магматических пород

75-100

6.

Описание магматических горных пород

(ультраосновные, основные, средние, кислые)

75-100

7.

Описание обломочных осадочных пород

(псефиты, псаммиты, алевриты, пелиты)

75-100

8.

Описание хемогенных и органогенных пород (карбонатные, кремнистые, сульфатные, фосфатные, железистые)

75-100

9.

Описание метаморфических пород

75-100

Итого:

675-900

Итоги рейтингового контроля: 675 - 800 баллов - работы выполнены удовлетворительно; более 800 баллов - работы выполнены на хорошо и отлично.

V.3 Примерные контрольные тесты

Тест № 1

1. Какие науки включает историческая геология?

А. Минералогию. В. Петрографию С. Палеонтологию.

2. Какие тела входят в Солнечную систему?

А. Метеориты. В. Галактики. С. Созвездия.

3. Какую форму имеет Земля?

А. Шарообразную. В. Геоида. С. Эллипсоида вращения.

4. Экваториальный радиус Земли?

А. 6378.245 км. В. 6356, 863 км. С. 6367,554 км.

5. Средняя мощность земной коры?

А. 70 км. В. 33 км. С. 55 км.

6. Геофизическая поверхность между земной корой и мантией?

А. Конрада. В. Мохо. С. Вихерта-Гутенберга.

7. Геофизическая поверхность между мантией и ядром?

А. Конрада. В. Мохо. С. Вихерта-Гутенберга.

8. Средняя глубина залегания поверхности Мохо?

А. 100 км. В. 410 км. С. 33 км.

9. Граница между мантией и ядром?

А. 1000 км. В. 2900 км. С. 4980 км.

10. Мощность континентальной коры на платформах?

А. 5-20 км. В. 25-35 км. С. 35-40 км.

Тест № 2

1. Разрушительная работа ветра?

А. Выветривание. В. Дефляция и корразия. С. Десквамация.

2. Эоловые отложения?

А. Галька. В. Лесс. С. Известняк.

3. Как называются солончаковые пустыни?

А. Такыры. В. Эрги. С. Шоры.

4. Отложения образующиеся при плоскостном склоновом стоке?

А. Аллювий. В. Делювий. С. Элювий.

5. Отложения временных горных потоков?

А. Морена. В. Коллювий. С. Пролювий.

6. Разрушительная работа рек?

А. Абразия. В. Экзарация. С. Эрозия.

7. Отложения речных долин?

А. Аллювий. В. Делювий. С. Пролювий..

8. Устье рек?

А. Озы. В. Дельты. С. Дюны.

9. Водопроницаемые породы?

А. Песчаник.. В. Конгломерат. С. Галька.

10. К какому виду воды относится капилярно-подтянутая вода?

А. Физически рыхлосвязная. В. Капилярная. С.Парообразная.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии

    Документ
    1. Дисциплина является основным курсом по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" ГОСВПО от 10.03.2 рабочая программа составлена на основе требований указанного стандарта: Понятие о географической оболочке, ее становление
  2. Рабочая программа сд 01 Курса статистический практикум для государственных университетов Специальность: 012500 «География» Составитель: иванова светлана алексеевна

    Рабочая программа
    Специалист должен владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных, применять статистические в социально-экономических исследованиях.
  3. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии Программа

    Публичный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  4. Российская Академия Наук Сибирское отделение Институт водных и экологических проблем Регионоведение учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Заведующая научной лабораторией геоэкологических исследований Нижневартовского государственного гуманитарного университета, д.г.н., профессор Г.Н.Гребенюк
  5. Я. А. Ваграменко Редакционный совет (2)

    Научно-методический журнал
    Учредители:Институт информатизации образования,Уральский государственный педагогический университет,Московский государственный открытый педагогический университет

Другие похожие документы..