Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Каждое звено, каждая бусинка – ещё один аул, ещё одна гостеприимная сакля, ещё одна встреча на годекане*. В облачении дервиша я объехал, обошёл все с...полностью>>
'Документ'
Данный обзор предназначен, прежде всего, для любителей военной археологии и, надеюсь, поможет в правильной идентификации находок. Поэтому объемы прои...полностью>>
'Книга'
Действительно, всем прекрасно известны машины для перемещения по суше, воде, воздуху и даже вакууму, но как и на чем "летать" во Времени? Н...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре Общего и стратегического менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (...полностью>>

Рабочая программа по курсу математика для специальности 012500 -география Составитель А. И. Голиков, доцент кафедры математической экономики

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Билет 2

1 -Концентрация растворов.

2.Теория электролитической диссоциации.

3.Составить ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза ZnCh, NazCOa. 4.0пределить молярность раствора, содержащего в 250 мл 2,5 г гидроксида натрия. Ответ: 0,2f M 5.Раствор, содержащий 11,04 г глицерина в 800 г воды, кристаллизуется при -0,279°С. Вычислите мольную массу глицерина. Ответ: 92 г/моль.

Элементы VI А - группы. Сера и его соединения.

Вариант 1

1 .Валентность элементов VI А - группы с точки зрения спиновой теории.

2.В какой степени окисления сера может быть только окисли-телем? Примеры.

3.Получение сероводорода и его горение.

4.Сколько миллилитров 96 % - ной серной кислоты, плотностью 1,84 г/см3, потребуется для получения 11,2 л диоксида серы при реакции с медью (н.у.). Ответ: 55,5 мл.

5. Разобрать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом:

Н250з + СЬ + Н20 -> H3S04 + НС1

Zn + H3S04 -> HiS + ZnS04 + Н20

Na2S03 + l2 + Н20 -> Na2S04 + HI

Вариант 2

1.Как изменяются ионизационные потенциалы, сродство к электрону и электроотрицательность в ряду 02 - Ро?

2.В какой степени окисления сера может быть только восстано-вит&лам? Примеры.

3.Растворение сероводорода в воде.

4.Какой объем займет при 20 °С и 740 мм.рт.ст. сернистый газ, полученный действием, кислоты на 0,6 моля сульфита натрия?

Ответ: 14,8л.

5. Разобрать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом:

Н250з + H3S -> S + Н20 НЮз + Н250з -> HI + H3S04

Zn + H3S04 -> S02 + ZnS04 + Н20

Примерные экзаменационные вопросы по общей химии:

1-Атомно-молекулярное учение. Атом, молекула. Единицы атомной массы. Число Авогадро. Атомно-молекулярное учение и современность.

2-Стехиометрические законы (сохранения массы, постоянства состава, эквивалентов). Условия их применения.

3.Протолитическая теория кислот и оснований.

4.Теория электролитической диссоциации Аррениуса. Закон разведения Оствальда. Степень и константа диссоциации слабого электролита.

5.Понятие о методе молекулярных орбиталей. Составьте энергетическую диаграмму для кислорода и определите порядок связи в ней.

6. Метод валентных связей. Механизм образования ковалентной связи.

7.Корпускулярно-волновая природа электрона. Электронное облако (орбиталь). Изобразите формы s-, p-, d-орбиталей атома и укажите соответствующие значения орбитального и магнитного квантовых чисел.

8.Валентность, максимальная валентность. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Геометрия связи и молекулы.

9. Характеристика состояния электрона в атоме. Квантовые числа, их взаимосвязь. Принцип Паули.

10. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете квантовой теории атомов.

4. Литература

1. Общая химия. /Под ред. Е.М. Соколовской, Л.С. Гузея. М.: МГУ, 1989.

2. Князев А.А., Смарыгин С.Н. Неорганическая химия. Учебник. - М.:

Высш. школа, 1998.

3. Павлов Н.Н. Неорганическая химия. Учебник. - М.: Высш. шк., 1989.

4. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник. - М.: Высш. шк., 1981.

5. Глинка Л.Н. Общая химия. Учебник. - Л.: Химия, 1989.

6. Глинка Л.Н. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для вузов. - Л.: Химия, 1989.

7. Романцева Л.М. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.:

Высш. шк., 1991.

9. Лабораторные работы по общей химии для студентов I курса БГФ (методические указания). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.

10. Лабораторные работы по неорганической химии для студентов I курса БГФ (методические указания). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012500 «ГЕОГРАФИЯ»

I. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста - географа по специальности 012500 География:

Индекс

Дисциплина

Основные разделы

ЕН.Ф.05

Биология

Сущность жизни, происхождение и эволюция, уровни организации живых систем, биологическое разнообразие, функционирование организмов, гомеостаз, охрана биологических объектов.

На основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 10 марта 2000г. (№104ЕН/СП) дисциплина «Биология» является одним из курсов естественнонаучного цикла. Курс обеспечивает студентов знаниями об общебиологических закономерностях развития живых систем.

На основании Госстандарта высшего профессионального образования специалист с квалификацией «Географ» должен:

иметь представление об эволюционном развитии природных сфер; о взаимодействии эволюционирующих живых систем на разных этапах развития (ГОС 1);

иметь представление об антропогенном воздействии и реакции на них экосистем Земли (ГОС 2);

иметь представление о составляющих оболочек Земли (ГОС 3);

иметь представление об общих закономерностях круговоротов вещества и потоков энергии (ГОС 4);

знать закономерности эволюции населения (ГОС 5);

владеть методами камеральных работ (ГОС 6).

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

Уровень требований курса "Биология" соответствует Государственному образовательному стандарту подготовки специалистов по специальности 012500 "География" квалификации «Географ».

Курс ведется студентам географического отделения БГФ очной и заочной форм обучения.

Цели курса представлены тремя уровнями:

1-ый - иметь представление;

2-ой - знать;

3-ий - уметь.

Главные цели курса:

иметь представление о строении и свойствах организмов;

знать об организации и эволюции органического мира;

знать связи принципов, концепций, методов биологии с концепциями естественных и гуманитарных наук;

уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Ядро курса составляют модули:

1. Эволюция органического мира.

2. Биология клетки.

3. Свойства живых организмов.

Объем курса "Биология" - для студентов очной формы обучения составляет:

Лекции - 60 часов,

Лабораторные занятия - 28 часов,

Практические занятия - 20 часов,

Самостоятельные работы - 92 часа

Зачет - III семестр,

Экзамен - IV семестр.

- для студентов заочной формы обучения составляет:

Лекции — 20 часов,

Лабораторные занятия — 8 часов,

Семинарские занятия - 8 часов,

Контрольные работы - 2,

Самостоятельные работы - 164 часа,

Зачет - IV семестр,

Экзамен - V семестр.

Основные понятия курса:

Свойства и уровни организации живого, клетка, популяция, экосистема, метаболизм, антропогенез, онтогенез, размножение, наследственность, изменчивость, адаптация, межпопуляционные связи, связи экосистем в биосфере, эволюционный процесс, мутации, генотип, фенотип, кариотип.

Учебный процесс по курсу "Биология" включает в себя следующие формы организации:

- лекционные занятия по основным разделам,

- практические и лабораторные занятия,

- семинарские занятия (для заочной формы обучения),

- самостоятельные работы студентов,

- выполнение контрольных работ (для заочной формы обучения),

    • рейтинговую оценку уровня успеваемости студентов.

Организация контроля

Контроль успеваемости включает промежуточный и итоговый контроль.

Промежуточный контроль

- включает тестовый контроль уровня усвоения знаний по основным разделам курса,

- выполнение, оформление практических, лабораторных занятий, введение конспектов,

- выступление с докладом на семинарских занятиях,

- выполнение контрольных работ,

- выполнение контрольных работ по темам,

- зачет.

Итоговый контроль

- экзамен (по билетам в тестовой форме).

Цели и задачи курса "Биология"

Уровень

усвоения

Номер

цели

Цель изучаемого курса

1 – иметь

представление

1.1.

1.2.

1.3

- о биологии клетки,

- об основных формах размножения организмов,

- об основных закономерностях

наследственности и изменчивости организмов.

2 – знать

2.1.

2.2.

- критерии, свойства и уровни организации

живого,

- основные этапы и особенности эволюции

животных и систем органов.

3 – уметь

3.1.

3.2.

3.3.

- работать с дополнительной и специальной

литературой,

- изображать схематично и излагать этапы

биологической эволюции и антропогенеза,

- применять полученные знания в своей

профессиональной деятельности.

1II. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Контрольные работы (в тестовой форме) выполняются в целях промежуточного, зачетного, итогового контроля уровня усвоения знаний по обучаемому курсу.

Примерные формы промежуточного и итогового контроля :

1. Повышение общего уровня организации организмов называется:

а. дегенерация; б. ароморфоз; в. идиоадаптация.

2. Элементарной эволюционной единицей является: а. особь любого вида; б. популяция любого вида; в. каждый вид.

3. Примером общей дегенерации является: а. исчезновение пищеварительной системы у бычьего цепня; б. исчезновение конечностей у змея; в. вымирание крупных форм рептилий.

4. Явление, приводящее к образованию аналогичных органов, называется:

а. дивергенция; б. конвергенция; в. параллелизм.

5. Органы, выполняющие одинаковые функции, но различающиеся по строению и происхождению, называют: а. аналогичными; б. гомологичными; в. рудиментарными.

6. Наиболее филогенетически молодым отделом головного мозга позвоночных животных является: а. Задний отдел, б. Продолговатый отдел, в. Средний, г. Кора больших полушарий.

7. К прогрессивным изменениям пищеварительной системы у представителей класса Земноводные относятся: а. появление впервые гомодонтной зубной системы, б. появление анального отверстия, в. появление слюнных желез, выделяющих слизь, г. появление слепой кишки.

8. Неклеточные формы жизни представляют: а. Бактериофаги, б. Бактерии, в. Вирусные частицы, г. Цианобактерии.

9. Прокариотические формы жизни представлены: а. Бактериофагами, б. Бациллами, в. Вирусами, г. Амебами.

10. В среднем вода составляет по отношению к массе клетки: а. 30%. б. 50%. в. 70%. г. 90%.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. Гиляров М.С., 1989.

2. Гофман-Кадошников П.Б., Петров Д.Ф. Биология с общей генетикой. М.: Медицина,1966.

3. Грин Н., Стаут У., Тэйлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир, 1990.

4. Кемп П., армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

5. Пехов А.П., Биология и общая генетика. М.: РУ Дружбы Народов, 1994.

6. Популярный биологический словарь. Авт. Реймерс Н.Ф., 1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История биологии. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972. под ред. Микулинского.

2. История биологии. С начала XX века до наших дней. М.: Наука, 1975. под ред. Бляхера Л.Я.

3. Райнер Ф. Биология в цифрах. 1992.

4. Яблоков А.В. Биология и современность. 1990.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Курс «Биология» дает углубленный анализ и систематизацию общебиологических направлений и является опорной базой для изучения смежных естественнонаучных дисциплин, преподаваемых для студентов по специальности 012500 «география».

ПРОВЕРКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Проводится на первой неделе обучения VI семестра (для студентов очной формы обучения). Контрольные задания составлены по ГОССВПО, основываются на знаниях основных модулей, разделов и тем дисциплины и включают тестовые вопросы первого уровня сложности.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Лекции обеспечиваются наглядными таблицами, рисунками, демонстрационными муляжами, схемами; практические и лабораторные занятия обеспечиваются раздаточным, наглядным материалом, методическими указаниями, разработанными на основе цели, задач и аудиторных заданий, выполнимых студентами

ПРОГРАММА КУРСА

« Экология» Для государственных университетов специальность: 012500 «География»

Составитель: Макарова Галина Дмитриевна Ассистент кафедры экологии

Рабочая программа по курсу « Основа экологии»

Специальность: « География» Форма обучения: очная Курс 2

Семестр:3

Лекции:36 ч.

Практические занятия: 10ч.

Лабораторные занятия: 17ч.

Консультации: 2 ч.

ИРС:4ч.

Зачет:

1. Требования государственного стандарта .

Специалист должен знать основы общей экологии об основных закономерностях, определяющих распространение и динамику численности организмов, структуры и динамики сообществ, организации и функционирования целых экосистем. Взаимоотношения организма и среды, экология человека, здоровье, глобальные компоненты окружающей среды, экологические последствия хозяйственной деятельности, воздействующие факторы, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Основные принципы и цели.

Целью предлагаемого курса является:

-ознакомить слушателей с основами общей экологии, с экологическими последствиями хозяйственной деятельности, научить их оценивать, анализировать и прогнозировать эти последствия, применять основные мероприятия по предотвращению и преодолению наступивших негативных экологических процессов и последствий.

- познакомить студентов с местом предмета "общей экология" в формировании мировоззрения и интеллектуального уровня специалиста.

- определить экологическую роль в жизни государства ° России ( в том числе Республики Саха ( Якутия );

Студент должен иметь представление:

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, [имеющих естественно ° научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

- понятие об экологии, об экологической обстановке региона и Республики

Саха (Якутия);

Студент должен знать -основу экологии "экологические термины.

"экологию человека, человек как личность, сфера взаимодействия человека с окружающей средой, формирование интеллекта " должен быть знаком с основными учениями в области экологии и охраны окружающей среды.

- взаимосвязь и влияние природных, исторических и социальных условий развития хозяйства и общества

- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде.

Должен уметь

- дать оценку природной и экологической обстановки региона и РС(Я)

- определить влияния их на хозяйственную деятельность человека.

- владеть навыками экологического анализа по специфике на современном уровне.

- научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, "уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной общественной и социальной деятельности;

- уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

Контролирующие материалы

1. Произвольная экологическая. К реферату предъявляются следующие требования:

Оформление стандартное, наличие титульного листа , заключение и списка литературы обязательное.

В работе должна отражаться экологическая проблема, причины ее вызывающие, пути или вероятные пути ее решения.

Доклад должен быть кратким, четким и отражать содержание реферата. Вопросы задаются по теме реферата.

2. При сдаче экологических терминов учить наизусть их необязательно, достаточно точно передать смысловое содержание термина.

  1. Тестирование. Цель его определение степени глубины знаний по экологии. Работая с тестом нужно последовательно выполнять включенные в него задания.п

  2. При сдаче темы пропущенной лекции должны показать проработанную тему и ответить на вопросы по теме лекции. Рейтинговый контроль знаний по предмету включает:

ПРИМЕРНЫЙ МИНИМУМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

1. Прикладная экология ° раздел экологии, исследования которого направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды. Синоним ° охрана природы.

2. Экология человека ° комплексная дисциплина, изучающий влияние Среды на человека и на группы людей, изучающая экологию человеческой личности, человеческих популяций.

3. Социальная экология - раздел экологии изучающий отношения между человеческим обществом и окружающей средой, влияние производственной деятельности на среду.

4. Глобальная экология- раздел экологии, изучающий биосферу в целом, как единую экологическую систему, охватывающую всю планету.

5. Охрана природы - 1. Система мер, направленная на поддержание

рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей

средой.

6. Комплексная научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы и

методы сохранения и восстановления природных ресурсов.

7.Аутэкология -раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельного организма ( вида) с окружающей средой.

8. Демэкология - (Популяционная экология) раздел экологии изучающий популяции.

9. Синэкология- раздел экологии, экосистемная экология, изучающий сообщества организмов в экосистемах.

10. Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами. Самая крупная экосистема планеты. Охватывает часть литосферы, атмосферы и всю гидросферу,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Чернова H.ML, Былова A.M. Экология, М., 1988. 271 с.

2. Одум Ю. Основы экологии . В 2 т. Мир, 1986, Т Л,2,

3. Небел Б, Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993. Т.1,2..

4. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Саха за 1992,1993, 1994, 1995, 1996,1997,1999.

5. Закон Республики Саха об административной ответственности за экологические правонарушения. Якутск, 1993.

  1. Яблоков А.В.э Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 1983, 272 с.

Дополнительная литература

7. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология особи, популяции и сообщества. Том 1 и 2. М., 1989.

  1. Маркович Данило Ж. Социальная экология. М., 1980.

9. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М. 1980. 327 с.

10. Ю.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.519 с,

11.Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977.326 с.

12.Раманд Ф. Основы прикладной экологии. Л., 1981, 544 с.

13.Миланова Е.В. Рябчиков A.M. Использование природных ресурсов и охрана природы. М., 1986, 278 с.

14. Маковик Р.С. Экологическое право. М., 1996, 96 с.

15. Миркин Б.М.э Наумова Л.Г. Социальная экология. Уфа, 1993.

16. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. Томск, 1975. 17.П.Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы.М.: Россия молодая. 1994.

18. Акимова Т.А.., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994.

19.Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. М., 1986.

20. Соломонов Н.Г. Охрана природы Севера. Якутск, 1987.

21. Красная книга Якутии. Якутск , 1987.

22. Максимов П.С. Вилюй: знак беды! Якутск, 1992,

Рабочая программа по дисциплине ЕН.Ф.07"ГЕОЛОГИЯ"

Специальность: 0125000- география

Составитель: к.г.- м.н., доцент кафедры минералогии и петрог рафии

геологоразведочного факультета Рукович Владимир Никитич

Выписка из учебного плана

п/п

Виды учебной работы

Всего часов

1.

Общая трудоемкость дисциплины

100

2.

Аудиторные занятия

58

3.

Лекции

38

4.

Лабораторные работы (ЛР)

20

5.

Самостоятельная работа

42

6.

Вид итогового контроля

экзамен

I. Требования государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования

1.1. Обязательный минимум содержания дисциплины

Состав и строение Земли и земной коры; геологические процессы; развитие земной коры во времени; этапы геологической истории земной коры; эволюцию органического мира прошлого; геохронологическую шкалу; геологическую деятельность человека и охрану окружающей среды.

1.2. Требования к уровню подготовки специалиста

Географ должен:

Иметь представление:

1.2.1. о геосферах Земли.

Знать:

1.2.2. эндогенные процессы;

1.2.3. экзогенные процессы.

Владеть:

1.2.4. методами полевых (экспедиционных, стационарных) и камеральных работ.

II. Цели и задачи курса

2.1. Основной целью курса “Геология” является знакомство с геологией, как наукой, с методами геологических исследований, с начальными сведениями о строении и возрасте Земли и земной коры, экзогенных и эндогенных процессах и закономерностях их развития.

2.2. Задачи курса “Геология” заключаются в познании основных методов геологических исследований, первых сведениях о вещественном составе земной коры, рассмотрении важнейших закономерностей геологических процессов.

2.3. Студент должен:

  • иметь представление о составе и строении литосферы Земли, об этапах развития земной коры, о геологических (геодинамических) процессах и их взаимодействии, эволюции органического мира и геохронологической шкале, о геологической деятельности человека и охране геологической среды;

  • знать методы геологических исследований, возраст геологических образований; классификацию минералов и горных пород;

  • уметь определять физические свойства минералов, структуры и текстуры горных пород, пользоваться геохронологической таблицей;

  • уметь читать геологическую карту, построить стратиграфическую колонку и геологический разрез.

III. Принципы построения курса

3.1. Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту профессионального высшего образования по направлению 510800 География.

3.2. Геология - курс, которым начинается цикл геологических дисциплин, преподаваемых студентам-географам в течении всего обучения в университете. Самые первые сведения, рассматриваемые в нем, находят свое развитие в последующих курсах “Геоморфологии”, “Гидрология” и др.

3.3. Основным принципом построения дисциплины является модульная система, составляющая основные направления учебной дисциплины:

В первом модуле рассматриваются формы, размеры, строение Земли, земной коры. Главное внимание обращено на состав и строение вещества различных оболочек Земли. Второй и третий модули посвящены характеристике геодинамических процессов - эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних), их взаимодействию и роли в строении земной коры и формировании рельефа. В четвертом модуле дано представление об основных структурных элементах земной коры, этапах эволюции земной коры и важнейших геотектонических гипотезах. В пятом показана роль человека в современных геологических процессах и охране окружающей среды.

4. Преподавание учебной дисциплины Геология осуществляется на основе современной учебной литературы, коллекциях минералов, горных пород и картографического материала.

IV. Контрольные материалы

IV.1. Примерные вопросы текущего контроля

  1. Форма и размер Земли. Основные черты строения ее поверхности.

  2. Глубинное строение Земли по сейсмическим данным.

  3. Термодинамические условия и средний химический состав Земли.

  4. Методы определения относительного возраста пород.

  5. Методы определения абсолютного возраста горных пород.

  6. Процессы физического и химического выветривания.

  7. Геологическая деятельность ветра.

  8. Плоскостной склоновый сток и геологическая деятельность временных русловых потоков.

  9. Геологическая деятельность рек.

  10. Речные долины, их морфологические и генетические типы.

IV.2. Примерные вопросы экзамена

1. Геология, ее предмет, задачи, разделы и методы.

2. Форма и размеры Земли. Геоид. Основные черты строения ее

поверхности ( гипсографическая кривая).

3. Глубинное строение Земли по сейсмическим данным (повер-

хность Мохоровичича, поверхность Вихерта-Гутенберга, земная

кора, мантия, ядро).

4. Термодинамические условия (плотность, давление, ускорение

силы тяжести, магнетизм, тепловой режим, температура внутри

Земли) и средний химический состав Земли.

5. Вещественный состав земной коры (химические элементы,

минералы, горные породы).

6. Строение земной коры и ее типы (континентальный, океанский,

переходный).

7. Методы определения относительного возраста (стратиг-

рафический. петрографический, палеонтологический).

8. Методы определения абсолютного возраста (U-Pb, K-Ar,

Rb-Sr, C).

9. Геохроологическая шкала.

10. Общая характеристика геологических процессов.

IV.3. Примерные вопросы проверки остаточных знаний

1. Каковы форма и размеры Земли?

2. Какие существуют методы изучения внутреннего строения

Земли?

3. Каково внутреннее строение Земли?

4. Какие сейсмические разделы первого порядка четко выделя-

ются при анализе строения Земли?

5. Какая средняя плотность Земли и как она изменяется на границе

мантии и ядра?

6. Как изменяется тепловой поток в различных зонах? Как

понимается изменение геотермического градиента и геотер-

мической ступени?

7. Какие главнейшие химические элементы участвуют в строении

земной коры?

8. Что такое минералы и какие свойства для них характерны?

9. Классификация горных пород по происхождению?

10. Каково строение континентальной коры?

V. Дополнительная информация

V.1. Литература

Основная

1. Короновский Н.В., Якушева А.Ф. Основы геологии. М.: Высшая школа, 1991.

2. Павлинов В.Н., Михайлов А.Е., Кизевальтер Д.С. и др. Пособие к лабораторным занятиям по курсу общей геологии. М.: Недра, 1988.

3. Рукович В.Н., Колодезников И.И. , Никитин В.М. Важнейшие породообразующие минералы и горные породы (учебное пособие по общей геологии). Якутск: ЯГУ, 2003.

Дополнительная

4. Павлинов В.Н., Кизевальтер Д.С., Лин Н.Г. Основы геологии. М.: Недра, 1991.

5. Мильничук В.С., Арабаджи М.С. Общая геология. М.: Недра, 1989.

6. Якушева А.Ф., Хаин В.Е., Славин В.И. Общая геология. М.: МГУ, 1988.

V.2. Рейтинговый контроль

Рейтинговый контроль проводится по результатам выполненных лабораторных.

п/п

Темы лабораторных работ

Баллы

1.

Физические свойства минералов

75-100

2.

Описание минералов классов: самородные элементы, сульфиды, оксиды и гидроксиды

75-100

3.

Описание минералов классов: галогениды, карбонаты, сульфаты, фосфаты

75-100

4.

Описание минералов класса силикаты

75-100

5.

Структуры и текстуры магматических пород

75-100

6.

Описание магматических горных пород

(ультраосновные, основные, средние, кислые)

75-100

7.

Описание обломочных осадочных пород

(псефиты, псаммиты, алевриты, пелиты)

75-100

8.

Описание хемогенных и органогенных пород (карбонатные, кремнистые, сульфатные, фосфатные, железистые)

75-100

9.

Описание метаморфических пород

75-100

Итого:

675-900

Итоги рейтингового контроля: 675 - 800 баллов - работы выполнены удовлетворительно; более 800 баллов - работы выполнены на хорошо и отлично.

V.3 Примерные контрольные тесты

Тест № 1

1. Какие науки включает историческая геология?

А. Минералогию. В. Петрографию С. Палеонтологию.

2. Какие тела входят в Солнечную систему?

А. Метеориты. В. Галактики. С. Созвездия.

3. Какую форму имеет Земля?

А. Шарообразную. В. Геоида. С. Эллипсоида вращения.

4. Экваториальный радиус Земли?

А. 6378.245 км. В. 6356, 863 км. С. 6367,554 км.

5. Средняя мощность земной коры?

А. 70 км. В. 33 км. С. 55 км.

6. Геофизическая поверхность между земной корой и мантией?

А. Конрада. В. Мохо. С. Вихерта-Гутенберга.

7. Геофизическая поверхность между мантией и ядром?

А. Конрада. В. Мохо. С. Вихерта-Гутенберга.

8. Средняя глубина залегания поверхности Мохо?

А. 100 км. В. 410 км. С. 33 км.

9. Граница между мантией и ядром?

А. 1000 км. В. 2900 км. С. 4980 км.

10. Мощность континентальной коры на платформах?

А. 5-20 км. В. 25-35 км. С. 35-40 км.

Тест № 2

1. Разрушительная работа ветра?

А. Выветривание. В. Дефляция и корразия. С. Десквамация.

2. Эоловые отложения?

А. Галька. В. Лесс. С. Известняк.

3. Как называются солончаковые пустыни?

А. Такыры. В. Эрги. С. Шоры.

4. Отложения образующиеся при плоскостном склоновом стоке?

А. Аллювий. В. Делювий. С. Элювий.

5. Отложения временных горных потоков?

А. Морена. В. Коллювий. С. Пролювий.

6. Разрушительная работа рек?

А. Абразия. В. Экзарация. С. Эрозия.

7. Отложения речных долин?

А. Аллювий. В. Делювий. С. Пролювий..

8. Устье рек?

А. Озы. В. Дельты. С. Дюны.

9. Водопроницаемые породы?

А. Песчаник.. В. Конгломерат. С. Галька.

10. К какому виду воды относится капилярно-подтянутая вода?

А. Физически рыхлосвязная. В. Капилярная. С.Парообразная.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии

    Документ
    1. Дисциплина является основным курсом по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" ГОСВПО от 10.03.2 рабочая программа составлена на основе требований указанного стандарта: Понятие о географической оболочке, ее становление
  2. Рабочая программа сд 01 Курса статистический практикум для государственных университетов Специальность: 012500 «География» Составитель: иванова светлана алексеевна

    Рабочая программа
    Специалист должен владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных, применять статистические в социально-экономических исследованиях.
  3. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии Программа

    Публичный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  4. Российская Академия Наук Сибирское отделение Институт водных и экологических проблем Регионоведение учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Заведующая научной лабораторией геоэкологических исследований Нижневартовского государственного гуманитарного университета, д.г.н., профессор Г.Н.Гребенюк
  5. Я. А. Ваграменко Редакционный совет (2)

    Научно-методический журнал
    Учредители:Институт информатизации образования,Уральский государственный педагогический университет,Московский государственный открытый педагогический университет

Другие похожие документы..