Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Работая в Excel, часто бывает трудно ориентироваться в построенных таблицах, отчетах, цифрах и формулах. В повседневной жизни человек чосто пользуетс...полностью>>
'Документ'
Сен-Флоран, который разыгрывал деликатность, впрочем весьма далекую от той, какую предполагала в нем Жюстина, согласился принять дар только при услов...полностью>>
'Документ'
Мероприятия по эффективному ведению сельскохозяйст- венного производства в условиях кризиса: рекомендации / Под общ ред. А.В. Голубева; ФГОУ ВПО «Сар...полностью>>
'Контрольная работа'
Мир, в котором мы живем, в начале XXI века находится в полосе глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестра­ивается и будет перестраиваться ...полностью>>

Роль лидера в современном менеджменте егорова Екатерина Юрьевна

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОЛЬ ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Егорова Екатерина Юрьевна

студентка факультета менеджмента ОГИМ, г. Оренбург

E-mail: sunbeam-91@mail.ru

Колмыкова Марина Александровна

к. соц. н., кафедра управление персоналом, ОГИМ, г. Оренбург

E-mail : mari_kol@

Современное положение вещей породило так называемый великий парадокс управления, когда менеджерам приходится контролировать все менее управляемые ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается. В такой ситуации требуется в первую очередь лидер, а не администратор.

Систематическое изучение проблем лидерства было предпринято с начала 1930-х гг., когда выяснилось, что должность не делает людей лидерами (но эффективные лидеры умело используют ее возможности) [2, с. 161].

Сначала была поставлена цель выявить необходимые для осуществления функции лидерства характеристики личности. В результате возникла теория лидерских качеств (черт), пытавшаяся определить их необходимый набор.

Дальнейшие исследования привели к формулировке четырех групп лидерских качеств:

  1. физические – приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и проч.;

  2. психологические – темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;

  3. интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность мышления, чувство юмора;

  4. личностные:

  • деловые – организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать;

  • личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность.

Для занятия лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, действительно нужны те или иные выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от исторической эпохи. Но этот набор бесконечен, а требуемую степень их проявления и эффективное отношение определить сложно. Поэтому концепция лидерских черт не позволяет создать универсальную модель лидера.

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер – последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник – подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает отношение в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом [1, с. 205].

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во – вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главным в работе лидера. Выше подробно рассматривались различные основы и источники власти. Сейчас же рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до ого момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию [3, с. 209].

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков. Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Лидерство - это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали, правильны вещи.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений [4, с. 111].

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину [3, с. 232].

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решений проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опята. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможность для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во много обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Делая вывод, необходимо помнить, что не существует, и не будет существовать лидера, обладающим универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Каждый человек уникален, но самое главное – лидер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действию, риску.

Список литературы:

  1. Блинов О. А. Искусство управления персоналом : учебник для вузов / О.А. Блинов. – М. : Гелан, 2001. – 411 с.

  2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала : учеб. пособие для вузов / В.Р. Веснин. – М. : Юристъ, 2003. – 495 с.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. –М. : Экономистъ, 2006. – 670 с.

  4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления : Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. - М. : МНИИПУ, 2006. – 752 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  2.  физико-математические науки

    Документ
    Белоусов, Григорий Николаевич. Поверхности дель Пеццо с логтерминальными особенностями : автореф. дис. канд. физ.-мат. наук / Белоусов, Григорий Николаевич ; МГУ им.
  3. Программа 59 ой студенческой научной конференции г. Тюмень, 2008 содержание

    Программа
    Халитулина А.Р. (143 гр.) Семантико-этимологические особенности тюркских по происхождению фамилий в русском семейном именослове. (Науч. рук. – д.ф.н. Фролов Н.
  4.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  5. Содержание Факультет «Финансы и кредит»

    Документ
    «Перспективы инновационной политики России: экономические и социальные аспекты»«Социально-экономический и технико-технологический потенциалы инновационного развития России» 60

Другие похожие документы..