Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Львов. Встреча каждого туриста. 08:30 со Львова, а в 14:00 с Чопа – переезд на Родину известного вина – ”Короля вин – вина королей!” – город Токай. Дл...полностью>>
'Документ'
В случае потребности в конкретном кране из данного опросного листа, Заказчик посылаетИзготовителю (ООО «Подъем Сервис») запрос с указанием номера опр...полностью>>
'Документ'
Игра преследует, главным образом, воспитательную цель. Она должна способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою страну: привити...полностью>>
'Доклад'
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям (далее – Доклад) подготовлен в...полностью>>

Н. В. Третьякова © гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2008

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Пушкарь Ф.А.

Уральский государственный педагогический университет

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги - хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это - чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира? В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.Конечно, область применения ее - всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах.

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

желание улучшать свои личностные качества;

стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

Всеобщее распространение имеет точку зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. "Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам", - считает профессор П.А. Виноградов.

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом. В странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. "До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов", - писали в 1996г. авторы книги " Основы физической культуры и здорового образа жизни" П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России .И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль. Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем :нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.

В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.). Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:

1. разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта;

2. обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья;

3. диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями;

4. оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений;

5. организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;

6. подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ДЮСШ.

Ахмадянова Т., Строшкова Н.Т.

Российский государственный профессионально – педагогический университет

Многолетняя подготовка спортсменов включает в себя несколько этапов: 1) этап предварительного отбора. На данном этапе выявляется целесообразность выбора ребенком вида спорта на основе учета его морфофункциональных и психических способностей; 2) этап углублённой проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специали­зации в избранном виде спорта; 3) этап спортивной ориентации; 4) этап отбора в сборные команды обществ, республик, страны. Каждый ребенок, попавший в спорт, на наш взгляд, должен пройти этапы многолетней подготовки и в первую очередь получить удовлетворение от того, что он занимается любимым делом, а во – вторых, годы, проведенные в спорте, не должны пройти даром и он должен добиться определенных результатов. Но для того, чтобы добиться этих результатов, ему необходимо выбрать тот вид спорта, в котором его возможности и способности будут соответствовать требованиям избранного им вида спорта. Как ему определиться в том многообразии видов спорта, который существует, как выбрать тот единственный вид, в котором он сможет добиться успеха? Ранняя специализация в спорте сейчас играет больше негативную роль, чем позитивную, в том смысле, что приводя ребенка за руку в спортивную секцию, родители выбирают, тот вид спорта, который понравится им, но проходит год, другой и желание посещать данную секцию у такого ребенка иногда пропадает. Существует безусловно множество причин по которым дети уходят из спорта. Но одна из них наиболее очевидна, нет результата его занятий спортом. Нельзя сказать, что нет неспособных детей, просто есть виды спорта, которые предъявляют определенные требования, но к этим требованиям, способностей у ребенка недостаточно. Поэтому главенствующую роль на начальном этапе занятий детей в спортивных секциях занимает – определение вида спорта с учетом морфофункциональных и психических способностей ребенка. На этом этапе вопросе важна компетенция тренера в вопросах определения спортивной пригодности ребенка к избранному виду спорта.

Насколько готов детский тренер помочь своему воспитаннику в определении вида спорта, нами было проведено анкетирование тренеров детских спортивных школ нашей области. Анкета содержала вопросы по проблеме первичного спортивного отбора в ДЮСШ.

На вопросы анкеты ответило 20 тренеров. 45 % составили тренеры по спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис), 10% - являются тренерами по видам легкой атлетике, 20% представители видов единоборств, 10 %- тренеры по лыжам, 10% - являются тренерами по гимнастике, 5% - шахматы, 10% тренеры по велоспорту. Тренерский стаж у 25% тренеров составляет от одного года до пяти лет, у 5% - от 5 до 10 лет, 30% имеют стаж от 10 до 15 лет, 15% - от 15 до 20 лет и 25% тренеров имеют тренерский стаж более 20 лет.

По ответам тренеров на вопрос: «Какие функции из предложенных вариантов, выполняет ДЮСШ в физическом воспитании подрастающего поколения?» мы ранжировали ответы по значимости каждой функции. Места распределились следующим образом:

  1. место - функция сохранения и укрепления здоровья (85%),

  2. место - функция улучшение физических качеств (80%),

  3. место – функция достижение высоких спортивных результатов (65%),

  4. место – организация досуга детей(35%),

  5. место – достижение физической привлекательности (10%).

Как правило, тренеры, имеющие большой стаж работы выделяют именно функцию

достижения высоких спортивных результатов, по причине того, что именно от них и их воспитанников, директора спортивных школ ждут результатов.

На вопрос о ранней специализации детей в спорте, мнение тренеров распределились поровну 50 на 50%, связано это с тем, что от тренера требуется результат и как правило, достаточно высокий и поэтому зачастую ему приходится набирать детей более раннего возраста для того, чтобы к переходу из группы начальной спортивной подготовки в группу учебно – тренировочную, он многому научился, но такой подход неоправдан в той мере, что дети по своим физическим возможностям не всегда могут переносить все возрастающие физические нагрузки, а иже с ними и психологические, так как организм не готов функционально, и результатом бывает состояние перетренированности, которые приводят к нарушениям функций организма.

На вопрос о том, как осуществляется набор детей в спортивные секции. Нами были получены следующие ответы(Рис. 1)

Рис. 1 Форма организации набора детей в спортивные секции в ДЮСШ.

1 – просмотр детей в школах; 2 – детей в секции приводят родители; 3 – дети приходят самостоятельно; 4 – дети приходят вместе с друзьями; 5 – получение информации от учителей школ; 6 – просмотр детей на соревнованиях.

На вопрос анкеты, какие критерии используются тренерами при отборе детей, нами были получены следующие результаты (Рис. 2):

Рис.2 Критерии отбора в спортивные секции.

1 - отбор по антропометрическим данным; 2 - визуально; 3 - по результатам контрольных испытаний; 4 – отбора нет, существует только набор.

Процент детей покидающих секции после первых двух лет тренировок, распределился так: 20% тренеров указали, что таких детей – 5%, 30% считают, что процент детей покинувших секции составляет от 5 до 10%, 25% тренеров указывают, что таких детей от 10 до 15%, 25% - от 15% и выше.

Вопрос одаренности детей и роль одаренности в дальнейших спортивных достижениях, по мнению тренеров, влияет только на 50%, так считает 55% специалистов, поровну по 25% тренерского состава ответили, что начальный уровень развития физических качеств влияет на развитие специальных физических качеств и технической подготовки как на 100%, так и на 25%, 5% тренеров считает, что не влияет вообще.

На вопрос о количестве лет, по истечению которых можно с уверенностью сказать о правильном выборе спорта ребенком большинство тренеров (70%), считает, что для этого достаточно 2-3 года, 25% - думают, что только по истечению 4- 5 лет, 5% ответили. Что им достаточно одного года.

Причины по которым дети покидают спорт, были указаны следующие: на первом месте по их мнению, это – нежелание заниматься спортом самим ребенком, на втором месте – ухудшение состояния здоровья, на третьем месте – несоответствие физических данных требованиям вида спорта, на 4 месте непопулярность избранного вида спорта и на последнем месте запрет родителей.

На вопрос о том, что ребенок, изначально имеющий высокий уровень развития физических качеств имеет больше шансов на успех в спорте, 60% тренеров поддерживают данный факт, 25% с этим доводом не согласны и 15% затруднились ответить на данный вопрос.

Проведенное анкетирование позволяет сделать следующие выводы: во – первых, 60% детей попадают в спортивную секцию либо по решению родителей, либо за компанию с друзьями, либо самостоятельно решают прийти и заниматься спортом и только в 40% случаев дети набираются тренерами и результатом является, уход достаточно большого количества детей после первого года тренировок, зачастую бывает так как отмечают сами тренеры, что состав занимающихся меняется полностью. Во – вторых, отбираются дети, как правило, тренером интуитивно. И на первый взгляд, ребенок, не приглянувшийся тренеру, но имеющий определенные способности , бывает необъективно отсеян. Тренеры жалуются на то, что им не хватает времени ни на что, кроме непосредственно тренировочного процесса, но с другой стороны качественно проведенный отбор является залогом будущих успехов его воспитанников и как следствие получение высоких званий самого тренера. В – третьих, по мнению специалистов в спорте нет неодаренных детей, есть виды спорта, которые не подходят детям и нужно помочь ему определиться в выборе вида спорта в соответствии с его возможностями и способностями, а кто это сделает лучше как не детский тренер?!

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Нугуманова Л., Андрюхина Т.В.

Уральский государственный технический университет им. Б.Н. Ельцина

Младший школьный возраст является наиболее важным с точки зрения интенсивного развития, формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является детский церебральный паралич. У детей с ДЦП, прежде всего выключена из деятельности важнейшая функциональная система - двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, является одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП. Своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП, является необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации. Одним из эффективных способов коррекции психомоторных нарушений у детей с ДЦП является коррекция пространственного анализа и синтеза, определяющие дальнейшие возможности и перспективы развития и усвоения программных материалов в условиях детского специализированного учреждения, но работающего по общеобразовательной программе, т.к. нет специальных программ рекомендованных Министерством образования для учебных учреждений VI вида.

Уроки по физической культуры проходят 2 раза в неделю в соответствии с программой. На уроке работают два преподавателя, один с основной массой, другой с учащимися, которые имеют сложные проявления банного заболевания. В связи с этим спортивный зал поделен на две зоны. Зона для заданий общеразвивающего характера и зона лечебной физической культуры. В ней размещены комплексы тренажеров для развития физического качества (сила, выносливость), сухой бассейн, уголок развития мелкой моторики, комплекс мягких модулей «Радуга».

С помощью комплекса «Радуга » решаются следующие задачи:

  • укрепление «мышечного корсета»;

  • расширение общей двигательной активности;

  • улучшение координации движений и равновесия;

  • улучшение ориентировки в пространстве и во времени;

  • повышение эмоционального фона;

  • успешная адаптация вновь поступивших учащихся;

  • использование межпредметной связи;

  • повышение уровня общей работоспособности.

Занятия физической культуры со школьниками с ограниченными возможностями организуются и проводятся по следующей схеме, состоящей из трех частей.

Подготовительная часть. На протяжении 5 – 10 мин. решаются следующие задачи: мобилизация внимания, ориентировка занимающихся на удержание правильной осанки, подготовка организма к выполнению основных движений.

Использую общеразвивающие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища.

Основная часть (20-25 мин.). Ставятся следующие задачи – обучение учащегося новым движениям с коррекцией тех или иных двигательных нарушений с применением упражнений со снарядами (с гимнастической палкой, гантелями, мячами).

Работа над тугоподвижностью верхнего плечевого пояса с применением массажа, обучению основам самомассажа, применение вспомогательных средств, которые помогают развивать мелкую моторику и оказывать расслабляющее действие спастичным группам мышц при помощи упражнений.

Основное внимание, направленно на коррекцию неправильных поз, положений головы и конечностей.

В конце основной части включаются подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам.

Заключительная часть (3-5 мин.). Выполняются следующие задачи: постепенное снижение физической нагрузки и снятие эмоционального перенапряжения. В этой части применяю упражнения на расслабление, простейшие общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику. Следует учитывать, что у младших школьников слабый тонус мышц разгибателей (в том числе и мышц спины) по сравнению со сгибателями, и в этой связи наступает утомление мышц спины, поэтому на протяжении занятий выделяю время для отдыха в сухом бассейне.

На занятиях физической культуры у учащихся с ограниченными возможностями нужно воспитывать уверенность в себе, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, упорство и целенаправленность. Формирование этих черт личности составляет важную задачу физического воспитания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. [Текст]: сб тез докл. V межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 3 дек. 2009 г. / Гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2009. 152с

    Документ
    Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи [Текст]: сб. тез. докл. V Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 3 дек.
  2. [Текст]: сб тез докл. Межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 19 нояб. 2009 г. / Гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2009. 93 с

    Документ
    Актуальные проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи [Текст]: сб. тез. докл. Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19 нояб.
  3. Активизация учебно творческой деятельности студентов профессионально педагогического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 29 октября 2009 г. в 10.00 ч в конференц-зале на засе­дании диссертационного совета Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский госу­дарственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатеринбург, ул.
  4. [Текст]: сб тез докл. VI межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 18 нояб. 2010 г. / Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2010

    Документ
    Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения [Текст]: сб. тез. докл. VI Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18 нояб.
  5. Социальная работа на урале: история и современность межвузовский сборник научных трудов

    Документ
    Представлены результаты исследований по различным проблемам социальной работы, социальной педагогики и психологии. В статьях отражена достаточно широкая проблематика: исторические традиции социальной помощи и социальной работы; вопросы

Другие похожие документы..