Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалас...полностью>>
'Публичный отчет'
В работе конференции приняли участие более 780 делегатов из различных регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, а также 147 представи...полностью>>
'Сказка'
Жила-была девочка, и звали её Пеппи Длинный Чулок. И вот однажды пошла Красная Шапочка с подружками на речку за грибами, за ягодами, да и заблудилась...полностью>>
'Документ'
Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил чело...полностью>>

Н. В. Третьякова © гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2008

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Шадрина О.В., Процкая М.А.

Российский Государственный профессионально-педагогический университет

Информационные технологии в физической культуре включают в себя компьютерные, аудио – и видеопрограммы, печатные материалы. Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль работы, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал человека. Обеспечение образовательного процесса компьютерными программами всегда сопутствовало развитию теоретической и практической мысли по эффективному их использованию в педагогической деятельности. В этой связи представляют интерес вопросы развития теории и практики использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Основным требованием к автоматизированным обучающим системам должно стать их органическое соответствие психофизиологическим моделям деятельности и обучения. Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности студентов.

Ниже перечислены наиболее эффективные инновации и компьютерные технологии в физической культуре.

  • Многочисленные комплексы разработаны в РГАФК. Так, создана модель, имитирующая срочные адаптационные процессы в организме спортсменов.

  • Комплекс «Гибкость». Цель – помощь в изучении теоретических аспектов и в практическом освоении технологии развития гибкости. Включает в себя иллюстрированное печатное пособие и учебный видеофильм.

  • Комплекс «Атлетическая подготовка». Цель – организация занятий с применением тренажеров, дана методика развития силы с описанием наиболее распространенных и продуктивных методов тренировки. Включает в себя печатные и методические рекомендации, учебный видеофильм, обучающую КП «Атлет», которая позволяет индивидуальный подход в обучении.

  • Комплекс «Аэробика, шейпинг…» Цель – навигатор в формировании стройного тела. Он содержит образовательное начало, определение индивидуального диапазона норм, определение для каждого реальных задач по коррекции фигуры, а также самоконтроль за питанием, весом, физическими упражнениями. Включает в себя печатное учебное пособие, КП «Мини – шейпинг», КП «Грация», КП «Грация – соревнование».

  • В университете им. Н.Э. Баумана создана информационно – методическая система, функционирующая в интерактивном режиме. КП решает три основные задачи: контроль и управление за ходом учебного процесса, создание и введение методических и информационных документов в виде базы данных, поиск и чтение информации.

  • В Санкт – Петербургском государственном техническом университете им. С.П. Королева произведена компьютеризация всего теоретического материала по дисциплине «Физическая культура», в которую вошли теоретический материал, статические иллюстрации, КП, видоекольцовки и видеосюжеты.

  • В Санкт – Петербургском НИИ физической культуры с помощью КТ осуществляется контроль и обучение технике гребли. Эта программа может использоваться и как система отбора, но уже не в конкретном виде спорта, а практически во всех видах.

  • В НИИФКе (СПб) произведена разработка автоматизированной платформы «Тензо», позволяющей оценивать уровень специальных качеств в прыжках, приседаниях, толчках и т.д.

  • В Хабаровском ВГИФКе разработан тренажер (инерционная дорожка), совмещенный с ЭВМ, для дозированного и автоматизированного регулирования силовых возможностей.

  • В Краснодарском ГИФКе разработан и создан компьютеризированный комплекс для обеспечения тренировочного процесса по легкой атлетике. В него вошли система измерения мгновенной скорости, система измерения ритмических характеристик бегового шага, система для оценки электрической оценки мышц.

  • В Урал ГАФКе создана автоматизированная система «Реакция», предназначенная для исследования основных свойств нервной системы человека и выявления сенсорных отклонений.

  • В Томском политехническом университете произведена работа по созданию автоматизированного комплекса для контроля психофизиологического состояния студентов.

  • В республике Татарстан поставлена и успешно выполнена задача оценки и анализа физического состояния школьников всех школ Казани с использованием КП.

  • Четкий адресный характер носит КП «Надежда», созданная во ВНИИФКе в виде компьютерных консультаций по оздоровительной физической культуре для женщин с избыточной массой тела.

  • Ряд программ, систем, комплексов созданы для обеспечения работы специалистов в смежных или совмещенных с физической культурой и спортивной деятельностью отраслях: в медицине, физиологии, биохимии, социологии.

  • Специалистами ВНИИФКа и НИИ физиологии детей и подростков создана КП, помогающая человеку при проведении самостоятельных занятий: она оценивает показатели пульса, определяет оббьем проделанной работы и энергетическую стоимость выполненных упражнений.

Компьютер способствует эффективности интеллектуальной деятельности в процессе учебного и неучебного процессов. По аналогии со спортом, где качественный спортивный инвентарь позволяет показывать лучшие результаты, компьютер усиливает, разнообразит умственную деятельность. Компьютерные программы, компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующего процесса обучения, поэтому должны в большей или меньшей степени внедряться в учебный процесс и влиять на изменение не только отдельных методик преподавания, но и целиком на весь учебный процесс.

КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Корчемкина Е.В., Медведева С.А.

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Детский психический инфантилизм является одной из форм задержки психического развития (ЗПР) и обычно диагностируется у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу.

У детей с психическим инфантилизмом наблюдается личностная незрелость: преобладают эмоциональные реакции в поведении, игровые интересы, повышенная внушаемость и недостаточная самостоятельность. Часто наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивность в сочетании с повышенной психической и физической истощаемостью, особенно при интеллектуальных нагрузках. Таким детям трудно длительно сосредотачиваться на задании, подчиняться правилам дисциплины. Это приводит к поведению, несоответствующему возрастным нормам, затрудняет социализацию и создает трудности при овладении школьной программой в начальных классах (феномен «школьной незрелости»).

Нейропсихологи установили, что простой (неосложненный) психический инфантилизм часто базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, которые отвечают за функции долговременного целеобразования и планирования, предопределяют формирование воли.

Психический инфантилизм может быть осложнен недоразвитием познавательной деятельности вследствие нарушения динамики умственной работоспособности, снижения объема памяти и внимания, что приводит к снижению способности детей к обучению. При этом конкретно-образное мышление у детей, как правило, преобладает над абстрактно-логическим.

По мнению В.И.Гарбузова в возникновении психического инфантилизма прослеживается связь биологических и микросоциальных причин, его формированию способствует тревожно-мнительное воспитание в семье, которое часто имеет место, если ребенок рождается физически ослабленным или с небольшой патологией нервной системы. В.И.Гарбузов считает, что в преодолении детского инфантилизма усилия воспитателей должны быть направлены, прежде всего, на социализацию ребенка, на обучение различным навыкам и умениям, на развитие его самостоятельности в процессе преодоления посильных трудностей. Причем предпочтительным является воздействие через игру, в которой отрабатываются навыки, необходимые для успешной адаптации в социальном окружении. Следуя рекомендациям В.И.Гарбузова, можно рассматривать физические упражнения и спортивные игры в качестве одного из основных инструментов коррекции психического инфантилизма старших дошкольников.

Средствами физической культуры мы нетолько повышаем двигательную активность ребенка, но и активно развиваем физические качества (силу, выносливость, ловкость и др.), формируем правильную осанку, улучшаем адаптивные возможности детского организма. Спортивные занятия, игры и праздники помимо оздоровительного значения несут воспитательную и образовательную задачу.

Занятия физической культурой, организованные с учетом коррекции психической деятельности, могут помочь детям с психическим инфантилизмом развить познавательную активность, коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.

Психологические исследования показали, что у детей с пониженной способностью к обучению наблюдается низкий уровень анализирующего наблюдения, который проявляется в ограниченном объеме анализа, преобладании анализа над синтезом, в неумении разграничивать существенные и несущественные признаки, в затруднении устанавливать признаки сходства, в недостаточности использования слов-обобщений.

Даже простое упражнение по метанию предмета в цель можно сделать обучающим и тренирующим внимание, если использовать мячи и мишени разного цвета. При этом дети должны бросать мячи только в мишени, соответствующие им по цвету.

Во время упражнения с мячом, при котором учитель бросает ребенку мяч, а ребенок ловит и бросает обратно, можно заучивать свойства предметов. Например, педагог называет какой-либо фрукт (апельсин) и кидает мяч, а ребенок в ответ должен назвать его свойства – форму, вкус или цвет (круглый, оранжевый, кислый). Так же можно учить названия птиц (животных), их детенышей: утка – утенок, курица – цыпленок, лошадь – жеребенок и т.д., или названия месяцев и соответствующие им времена года: весна – апрель (или март, май) и т.д. Если при этом детей разделить на 2 команды, а победу присуждать за правильные ответы, то у детей появляется дополнительный стимул к обучению - узнать и выучить, чтобы выиграть.

Можно трансформировать упражнения по преодолению препятствий, такие как ходьба по скамейке, пролезание в обруч, перепрыгивание через небольшие «запретные» расстояния на полу в увлекательное путешествие по воображаемому пространству (лес, овраги, река, туннели) с целью найти клад или спасти потерявшуюся игрушку.

Задания, требующие определенных знаний или сообразительности, можно включать этапами при проведении спортивных эстафет. В спортивных играх и спортивных праздниках также должна быть поставлена увлекательная смысловая задача, использован сказочный сюжет и т.п.

Занятия физической культурой позволяют исправить недостатки волевой регуляции. Для тренировки дисциплины и контроля своего поведения детям можно предлагать спортивные игры, требующие внезапной смены действия на противоположное, когда движение, прыжки или бег по команде ведущего прекращаются и шум сменяется тишиной вплоть до новой команды. Например, дети скачут, как зайчики или бегают и машут руками, изображая полет птичек, а ведущий командует: «Тишина! Идет лиса!». Все должны остановиться и молчать, пока «лиса» не уйдет.

Движения (любые активные действия) более свойственны детям старшего дошкольного возраста, чем длительное состояние покоя, поэтому дети будут лучше запоминать обучающий материал, если при этом они играют, двигаются. На уроках физической культуры при выполнении таких упражнений, как ходьба или махи руками, дети легко обучаются считать, хорошо запоминают стихотворения. Физические упражнения в стихах и с музыкальным сопровождением широко применяются в детских дошкольных учреждениях.

Ряд методик по проведению занятий с детьми рекомендует специальные упражнения для пальцев рук («Пальчиковая игротека»), которые развивают подвижность кисти руки и пальцев, мелкую моторику и необходимы для детей с ЗПР. В основе нарушений моторики лежит механизм, определяющий и интеллектуальный дефект, а именно - недоразвитие аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Поэтому развитие тонких движений пальцев рук способствует улучшению работы головного мозга.

Состязательность вызывает у детей стремление к максимальному эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде, на стадии освоения новых упражнений, состязательный метод применять нецелесообразно. Успех, которого достигают дети, надо объективно оценивать, поощрение стимулирует детей к активности, повышает уверенность в своих силах.

Действия в командах или в парах формируют у детей коммуникативные навыки, способствуют развитию вербального и невербального общения. Для формирования правильных межличностных отношений дети должны помогать друг другу. Например, играя в парах в «Лошадка и кучер» они должны научиться взаимодействовать, не подталкивая бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

В разработке методик занятий спортивной и лечебной физической культурой для коррекции психического инфантилизма старших дошкольников должны активно участвовать детские психологи и педагоги. Анализ методической литературы по проведению спортивных занятий с дошкольниками показал, что такое сотрудничество не всегда имеет место. И, как следствие, в некоторых источниках литературы, наряду с интересными спортивными играми, предлагаются игры «Сорви шапку у противника», «Лихие шоферы» и т.п.

Для того чтобы игра на занятии стала обучающей необходимо выполнение следующих условий:

1) выбранная игра неоднократно повторяется в течение учебного года;

2) при помощи ведущего дети формулируют правила для данной игры;

3) постепенно от занятия к занятию игра усложняется за счет введения новых правил;

4) независимо от возраста детей игру надо вводить с самого простого варианта.

Необходимо учитывать, что усложнение игровых правил, их интеллектуализация часто приводит у детей с психическим инфантилизмом к фактическому распаду игровых действий. Психологи установили, что формирование игровой деятельности у детей с ЗПР происходит замедленными темпами в сочетании с целым рядом особенностей: отсутствием стойкого познавательного интереса, недостатками произвольного внимания, характерной двигательной расторможенностью, плохой координацией движений, аффективной возбудимостью. Наибольшие затруднения у дошкольников с задержкой психического развития возникают при организации сюжетной игры. В таких случаях при проведении занятий необходима помощь педагога-психолога.

Важно, чтобы при проведении спортивных занятий и игровых спортивных мероприятий у детей не возникало чувство своей несостоятельности, росла уверенность в своих силах и возможностях. В результате правильной коррекции воспитания у детей с психическим инфантилизмом к 6-8 годам дозревают высшие психические функции. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Файзрахманова И., Ольховская Е.Б.

Российский государственный профессионально-педагогический университет

В современных социально-экономических условиях эффективно профессиональной деятельностью могут заниматься только универсально мыслящие специалисты, способные различать и понимать весьма широкий спектр проявлений как социальной, так и профессиональной действительности, воспринимать мир в целостности.

Область профессионального образования становится приоритетной; содержание образования выступает как один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации в личностном и профессиональном плане.

Высшее образование становится неотъемлемой частью экономики страны. Оно должно стать «конвертируемым», обеспечивая социально-профессиональную мобильность и конкурентоспособность специалистов. Для этого необходимо осуществить модернизацию высшего профессионального образования, утвердить инновационную концепцию профессионального развития обучаемых, что обуславливает необходимость научного моделирования образовательного процесса и разработки новых педагогических технологий, интегрирующих обучение, воспитание и развитие личности обучаемых. Реализация такого профессионального образования возможна при широком внедрении в практику высших учебных заведений личностно ориентированного образования в рамках компетентностного подхода.

В процессе личностно ориентированное профессиональное образование организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев). Такое образование позволит обеспечить профессиональную самореализацию человека и поддержку дальнейшего творческого роста.

Ориентация в профессиональном образовании на подготовку специалистов, способных выполнять конкретные профессиональные функции и решать типовые производственные задачи входит в противоречие с заказом современной экономики на динамическую профессиональность – подготовленность выпускника к выполнению широкого радиуса социально-профессиональных функций. Реализация этого требования видится в формировании у обучающихся принципиально новых конструктов образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств, которые выступают инструментальными средствами реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании ориентированна на «результаты обучения», т.е. на набор компетенций показывающий, что именно выпускник будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения. Акцент в образовании ставится на формирование такой системы и структуры мыслительной, практической и нравственной деятельности, которая позволит будущим специалистам самостоятельно ориентироваться во все возрастающем потоке учебной и научной информации, свободно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических и технологических условиях.

Данный подход предполагает переориентацию на личностно-центрированный характер образования с обязательным использованием практико-ориентированных технологий организации образовательного процесса.

В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровье приобретает роль неотъемлемого фактора профессионального роста (В.И. Ильинич, Ж.К. Холодов и др.). Ухудшение физической подготовленности и здоровья, возрастание маргинальности и процессов самодеструкции значительной части студенческой молодежи является закономерным следствием недостаточной двигательной активности на фоне высоких интеллектуальных нагрузок (Л.А. Семенов, В.И. Григорьев).

Физкультурно-спортивная деятельность студента – один из эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, в результате чего происходит формирование общественно необходимых потребностей (Л.П. Матвеев). Использование научно-обоснованных средств физкультурно-спортивной деятельности студентов, с учетом специфики каждого вуза, поможет достичь психофизической готовности студентов к успешной профессиональной деятельности, научить их осуществлять профилактику профессиональных заболеваний и травм, использовать средства физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности (В.А. Головин, Р.Т. Раевский и др.).

Для выявления наиболее эффективных средств физкультурно-спортивной деятельности студентов мы осуществили анализ будущей профессиональной деятельности студентов: выделили основные этапы деятельности; обосновали профессионально важные качества и определили четкие критерии профессиональной подготовленности. Таким образом, для студентов педагогических вузов наиболее оптимальным средством для формирования компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств будущих специалистов являются спортивные игры.

Спортивные игры имеют ряд характерных признаков, отличающих их от других средств физического воспитания студентов:

1. Яркая выраженность элементов соперничества и эмоциональности в игровых действиях, что позволяет воспроизводить сложные взаимоотношения между людьми.

2. Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, выполнения двигательных действий. Игроки должны владеть многообразными способами решения возникающих задач, а сформированные у них качества отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

3. Высокие требования к творческой инициативе: вариативность игровых ситуаций требует активной самостоятельности в выборе наиболее результативных действий.

4. Комплексное проявление разнообразных психофизических качеств, особенно конкурентоспособности и мобильности – наиболее востребованных качества личности в современных социально-экономических условиях. В подавляющем большинстве спортивных игр участники для победы проявляют несколько качеств, причем в самых различных сочетаниях.

Данные особенности спортивных игр позволят успешно формировать сверхнормативную активность, коммуникативность, организованность, рефлексию, толерантность, эмоциональная устойчивость и основные физические качества будущих педагогов.

Образовательный процесс по физической культуре с использованием спортивных игр должен быть организован как педагогическая технология, т.е. представлять упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса (В.А. Сластенин).

Мы определили спортивно-игровую педагогическую технологию как педагогическую технологию, основанную на спортивной игре, и представляющую совокупность средств, методов и форм организации субъект-объект-субъектной целенаправленной физкультурно-спортивной деятельности студентов по саморазвитию личности, обеспечивающую гарантированность прогнозируемого результата в образовательном процессе по физической культуре. Данная педагогическая технология интегрирует функции обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения студентов.

В основе спортивно-игровых педагогических технологий лежат деятельностный, проблемный, опережающий и ситуативный подходы. Следовательно, данные технологии создают условия для проявления активности и самостоятельности обучаемых. Причем эта активность представлена на трех уровнях: активность воспроизведения, активность интерпретации и творческая активность. Студенты при этом являются субъектами собственного учения, что является главной целью личностно ориентированного образования.

Таким образом, педагогические технологии, основанные на спортивных играх, имеют как профессионально-образовательную направленность, развивая компетенции и метапрофессиональные качества будущих специалистов, так и выполняют здоровьесберегающие функции в образовательном процессе вуза. Все это способствует успешному профессиональному становлению студентов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. [Текст]: сб тез докл. V межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 3 дек. 2009 г. / Гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2009. 152с

    Документ
    Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи [Текст]: сб. тез. докл. V Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 3 дек.
  2. [Текст]: сб тез докл. Межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 19 нояб. 2009 г. / Гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2009. 93 с

    Документ
    Актуальные проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи [Текст]: сб. тез. докл. Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19 нояб.
  3. Активизация учебно творческой деятельности студентов профессионально педагогического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 29 октября 2009 г. в 10.00 ч в конференц-зале на засе­дании диссертационного совета Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский госу­дарственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатеринбург, ул.
  4. [Текст]: сб тез докл. VI межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 18 нояб. 2010 г. / Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2010

    Документ
    Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения [Текст]: сб. тез. докл. VI Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18 нояб.
  5. Социальная работа на урале: история и современность межвузовский сборник научных трудов

    Документ
    Представлены результаты исследований по различным проблемам социальной работы, социальной педагогики и психологии. В статьях отражена достаточно широкая проблематика: исторические традиции социальной помощи и социальной работы; вопросы

Другие похожие документы..