Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
5. В чем заключаются особенности основных видов государственного иммунитета: юрисдикционного, от предварительного обеспечения иска, от принудительного...полностью>>
'Документ'
Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин: Министерство просвещения, 1980. 125 с....полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «16» марта 2012 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.101.03 при Кубанском государственном университете по адресу: ...полностью>>
'Документ'
Чи враховуються у податковому обліку платника податку кошти, призначені для виплат ФО, які перебувають у трудових відносинах з таким платником податк...полностью>>

Г. Б. Мирзоев правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля москва, 2006 г. Аннотация

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Г.Б. Мирзоев

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Москва, 2006 г.

Аннотация

В предлагаемой вниманию читателей книге отражены результаты исследования, дающие убедительное представление о беспомощности правоохранительной системы в обеспечении безопасности и защищенности человека и гражданина в современной России. Показано удручающее положение жертв общеуголовной преступности и терроризма. Сопутствующее реформам падение авторитета государственных институтов, права и морали, нарастание чиновничьего произвола привлекают внимание автора к необходимости дальнейшей активизации правозащитной и контролирующей деятельности институтов гражданского общества. Обосновывается необходимость целенаправленного формирования профессионального правосознания юристов, нравственного воспитания кадров правоохранительных органов, суда, адвокатуры.

Книга рассчитана на работников правоохранительной системы, активистов неправительственных правозащитных формирований, преподавателей и студентов юридических учебных заведений, широкий круг читателей.

К тыльной стороне обложки (под фотографией)

Пусть способствуют наведению порядка в Стране те соотечественники, которые осознали значение активной жизненной позиции и приблизились к пониманию роли институтов Гражданского общества.

Член Общественной палаты РФ

Г.Б. Мирзоев

Содержание

Предисловие

Глава I. Защита прав человека как конституционная функция государства и роль правоохранительных органов в её реализации.

Глава II. Институт Уполномоченного по правам человека.

Глава III. Институты гражданского общества и возможности их влияния на реализацию правозащитной функции государства.

Глава IV Гражданское общество и адвокатура.

Глава V. О социальной значимости проблемы жертв преступлений и злоупотребления властью

Глава VI. Государственная политика борьбы с преступностью и вопросы защиты прав человека.

Глава VII. Уголовно-процессуальное право как отражение и средство реализации государственной политики борьбы с преступностью.

Глава VIII. Арест и его последствия.

Глава IX. Развитие российского уголовно-процессуального законодательства о статусе потерпевшего.

Глава X. УПК РФ 2001 г. о статусе потерпевшего.

Глава XI. Жертвы террористических актов и проблемы их правовой и социальной защиты.

Глава XII. Акт амнистии и проблема прав человека.

Глава ХIII. Воспитать юриста.

Приложения.

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (4 апреля 2005 года N 32-ФЗ)

2. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам».

3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ)

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

(Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года. С последующими изменениями).

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (ПринятГосударственной Думой 8 декабря 1995 года. С последующими изменениями).

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года. С последующими изменениями).

Введение

В те, теперь уже ставшими отдалёнными времена, когда первые ростки рыночной идеологии едва пробивалась через мифологизированное социалистическое правосознание, а в систему экономических отношений не без опасений внедрялись институты частной собственности, остро стояла задача создания приемлемого статуса новых предпринимателей и способов их правовой защиты. Естественной реакцией на «вызовы эпохи» было исследование этих процессов в социологическом и правовом аспектах. Моя причастность к той работе вылилась в подготовку диссертации по актуальной в то время проблематике, опубликование ряда статей, научных докладов и монографий, совершенствование организационных форм правовой помощи. Это в прошлом. А что в перспективе?

Ныне эйфория перемен сменилась трезвой оценкой происходящих в стране процессов. Многие ожидания оправдались, но рассеялись и иллюзии. И очевидным стал факт: дорогу к приемлемому будущему устилают, как всегда, отнюдь не розы. Нарастающая коррупция госаппарата и его бюрократизация, отдаление правоохранительных структур от населения, преступность, обретающая всё более устрашающие качества и формы, детская безнадзорность и обнищание населения не оставляют надежд на скорый успех в построении правового государства и обеспечении цивилизованной жизни. Уже не выдаётся за исключительное достижение создание института Уполномоченного по правам человека и разного рода комиссий при Президенте, призванных стимулировать позитивные общественные процессы. Всё более обнадёживающей становится идея соединения усилий государства и общества в наведении порядка в стране, создания эффективных форм общественного контроля деятельности бюрократических структур. Знамением времени стало массовое движение неправительственных организаций с правозащитными полномочиями. Создана и приступила к работе Общественная палата, многочисленные комиссии которой должны охватить своим влиянием и контролем чуть ли не все сферы общественных отношений и деятельности государственного аппарата.

Задача: не скомпрометировать эти начинания, способствовать их позитивным акциям и успешному продвижению к поставленным целям. Для этого требуется не только соответствующий эмпирический мониторинг, но и научный поиск путей идеологического, правового и организационного обеспечения общественных инициатив и действий.

Чтобы принять участие в этой работе и сделать исследование посильным, я попытаюсь ограничить его объект для себя одним направлением, в наибольшей степени отвечающим моему научному и практическому опыту. Это направление - связь деятельности общественных движений с практикой правоохранительных органов государства. Именно в этой сфере конфликты достигают наибольшей остроты. Здесь «под сенью закона» гипотетический преступник оказывается лицом к лицу с представителями власти и жертвой преступления, ищущей воздаяния за причиненное зло. И далеко не всегда побеждают закон и справедливость.

С учётом заявленной темы для меня первостепенный интерес представляют проблемы правового обеспечения деятельности государственных правоохранительных органов и неправительственных правозащитных организаций по борьбе с преступностью, проблемы защиты личности в уголовном судопроизводстве, способы повышения реального вклада Общественной палаты и неправительственных организаций в отправление государством правозащитной функции. Отсутствие необходимой информации о реальных плодах деятельности неправительственных правозащитных организаций, а также крайне ограниченный опыт работы Общественной палаты РФ, позволяли наметить лишь контуры многих обсуждаемых проблем. Они ещё ждут своих исследователей.

А пока идёт спор о том, что есть гражданское общество, существует ли оно у нас и можно ли объединить понятием гражданского общества 500 тысяч общественных организаций, зарегистрированных в России. Об этом, в частности, шла речь на Первой Российско-Французской конференции, посвященной проблемам гражданского общества (Москва, 8 сентября 2006 г.).

Сложность и многоаспектный характер темы заставляли меня в ряде случаев обращаться за советами к коллегам, и я крайне признателен известному ученому-правоведу профессору Бойкову А.Д. за участие в подготовке отдельных разделов этой книги (главы IV, V, XIII).

В процессе работы над книгой многие выдвигаемые положения, казавшиеся наиболее актуальными либо спорными, выносились на обсуждение научных конференций, организуемой Гильдией российских адвокатов, публиковались в виде статей в центральных газетах и юридических журналах (материалы глав I, IV, VI, VIII, XII,XIII и др.).

С изданием этой работы я не считаю свою миссию завершенной. Требуются немалые усилия по научному обеспечению ведущихся реформ, совершенствованию законодательства, правоохранительной деятельности, организации подлинной, а не показной защиты прав человека. Долг учёного и практикующего юриста не позволяет стоять в стороне от этих процессов.

ГЛАВА I. Защита прав человека как конституционная функция государства и роль правоохранительных органов в её реализации.

1.Функциями государства принято считать важнейшие направления деятельности государственных механизмов по управлению обществом. Они находятся в тесной зависимости от целей и задач, стоящих перед обществом на каждом историческом этапе развития и потому не являются неизменными. Выделяют функции постоянные и временные, главные и вспомогательные, внутренние и внешние. Их ориентировочный перечень позволяет судить не только о многообразии задач, стоящих перед государством, но и составить представление о необходимой структуре органов государственной власти и их возможных взаимодействиях с институтами гражданского общества. К внутренним функциям относят такие сферы деятельности, как политическая, экономическая, социальная, экологическая, налоговая, обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан. К внешним функциям относятся обеспечение обороны страны, интеграции в мировую экономику, поддержание мирового порядка (борьба с терроризмом, различными видами транснациональной преступности и пр.). Среди форм реализации государственных функций выделяют правовые формы (законотворческую, исполнительную, контрольно-надзорную и правоохранительную) и организационные, связанные с созданием государственных органов для выполнения конкретных задач и обеспечением условий их эффективного функционирования. В числе последних не только кадровое и материально-техническое обеспечение, но и опора на общественность, различные структуры её самодеятельности. Это осознавалось руководителями советского государства, но было забыто в пылу либерально-демократических реформ и осознаётся ныне как актуальность.

Функция защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка реализуется системой государственных правоохранительных органов. В прошлом они тесно контактировали с общественностью через добровольные народные дружины охраны порядка, общественных помощников на предварительном следствии, представителей производственных и учебных коллективов в суде, систему товарищеских судов по месту жительства и в трудовых коллективах и пр. Гражданское общество и ныне через свои институты и органы самодеятельности призвано защищать себя, оказывая в необходимых случаях помощь государственным структурам и контролируя государственную власть. Надо полагать этими соображениями определялась позиция Президента В. Путина, который на первом Гражданском форуме в Кремле (ноябрь 2001 г.) сказал: «Правительству нужны компетентные люди из негосударственных структур, которые мыслят современными категориями. Их помощь имеет неоценимое значение». Помним мы и высказывания Президента РФ из его первого Послания Федеральному Собранию, очень важные для понимания значения гражданского общества: «Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку, становится защитницей свободы».

О том, что это высказывание не было очередным красивым лозунгом, а отражало устойчивую политическую установку, свидетельствуют и последующие акции Президента в направлении укрепления связей с институтами гражданского общества. Об этом же содержится напоминание и в Послании Президента 10 мая 2006 г.: «Убеждён, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества»1.

Создание неправительственных организаций, поддержка государства в их укреплении и функционировании – следствие этой политики. Её апофеозом явилось формирование Общественной палаты с достаточно сложным общественно-государственным статусом.

2. Правозащитная функция современного российского государства нашла относительно чёткое закрепление в Конституции РФ 1993 г. Ряд её статей устанавливает не только правовые гарантии личности, но и обязанности государства и его органов обеспечивать их реальное действие. Общим конституционным принципом является положение о том, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Эта обязанность распространяется на все органы государственной власти и все три её ветви – законодательную, исполнительную и судебную, а также на органы местного самоуправления, определяя «смысл, содержание и применение законов» (ст. 18). При этом особо выделяется гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46). А чтобы не возникло сомнений в объективности и беспристрастности судебной защиты, равной для всех, независимо «от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения» и пр., и пр., «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ст. 32 п. 5 Конституции РФ).

На конституционном уровне проявлена забота и о жертвах преступлений, - той части населения страны, которая нуждается в повышенном внимании государства и защите. «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» (ст. 52).

Все эти положения в их соотнесении с разделом о правах и свободах человека и гражданина (гл. 2) дают основание для вполне обоснованной оценки Конституции РФ как одной из наиболее демократических в числе конституций современного цивилизованного мира. Следует учесть и то, что государство Российское объявлено и правовым, и социальным, и светским.

Фундаментальный «Проблемный комментарий» Конституции РФ не акцентирует внимание на критических оценках и, тем более, на сопоставлении её положений с мировой конституционной практикой. Однако предупреждает: «Неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической. Конституционность Российского государства предполагает, что государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счёт основных прав и свобод»2.

Впрочем, и конституции других стран не скупятся на обнадёживающие декларации, обещая своему народу и защиту, и благоденствие, и процветание.

«Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. …Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (из ст. 3 Конституции Украины 1996 г.).

«Республика Молдова – демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются» (ст. 1 ч. 3 Конституции республики Молдова 1996 г.).

«Республика Польша есть общее благо всех граждан. Республика Польша есть демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости» (ст. 1 и 2 Конституции Польши 1997 г.).

Конституция республики Индонезии провозглашает задачей Правительства защиту интересов всего индонезийского народа с целью повышения благосостояния народа на принципах социальной справедливости, национальной независимости и прочного мира (из преамбулы).

Конституция Японии (1947 г.) в преамбуле провозглашает: «Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, её авторитет исходит от народа, её полномочия осуществляются представителями народа, а благами её пользуется народ».

Мы взяли на удачу Конституции нескольких государств и убедились в их общей приверженности демократическим принципам, заботе о благе народа и социальной справедливости. Различия следует искать в реальной жизни, которая далеко не всегда укладывается в конституционные декларации. Жизнь подданных любого государства определяется не только Конституцией. Решающее значение имеют законы и подзаконные акты, правоприменительная практика, культура и совесть правоприменителей, каковыми являются чиновники государственных властных структур. Законы чаще всего определяются интересами влиятельных группировок, а чиновники имеют свойство превращать своё «место» в источник криминальных доходов.

Для неангажированной науки оценка конституционных обещаний должна быть связана с логико-юридическим анализом нормативной базы конкретной области общественных отношений и, по возможности, с необходимой социологической информацией. Такую информацию можно извлечь из социологических опросов, судебной практики, отчетов и откровений должностных лиц отечественных органов правоохраны, отдельных научных публикаций.

3. Правоохранительная система государства, ответственная за реализацию соответствующей функции, включает ряд структур, наделенных властными полномочиями, обеспечивающими возможности по поддержанию правопорядка, уголовное и административное преследование правонарушителей, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Способами правовой защиты и охраны права является деятельность судебной системы (судебный конституционный контроль, правосудие), прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказании юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы и др.), органы предварительного расследования, прокуратуру. К ним примыкают нотариат и адвокатура с их сложной природой, соединяющей черты общественных и государственных институтов. Суды принято отделять от правоохранительных органов с учётом особенностей функции правосудия, хотя судебная защита представляет собой не только высшую, но и наиболее объективную и авторитетную форму защиты прав и свобод.

Деятельность правоохранительной системы даёт наиболее адекватное представление о выполнении государством её правозащитной функции. И общественное мнение, и официальные оценки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии её работы. Отсутствие личной защищённости переживается гражданами России болезненнее, нежели ущербность нашей демократии.

Ниже мы остановимся на характере деятельности и её оценках населением основных государственных структур, назначением и функциональными обязанностями которых является защита прав и свобод человека и гражданина. Это МВД, Прокуратура, Судебная власть.

Претензии прежде всего адресуются органам МВД, как наиболее многочисленным и тесно соприкасающимися с населением. По состоянию на 2002 г. численность полицейских на 100 000 населения в России была в четыре-пять раз выше, чем в некоторых развитых странах (в России 1225, в США – 300, в Японии -207). Но это не создавало у населения ощущения защищенности. По мнению социологов милиция становится частью криминального сообщества. По подсчетам службы внутренней безопасности МВД только за 9 месяцев 2005 г. к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены свыше 20 000 милиционеров3.

Отчитываясь о работе Прокуратуры РФ за 2004 г., Генеральный прокурор РФ обратил внимание на многие недостатки правоохранительной практики подразделений МВД РФ. Один из них – отсутствие реакции на преступления. Это застарелая болезнь: жертва преступного посягательства не только беззащитна, но и нежелательна и крайне обременительна нашим стражам порядка.

«Сегодня милиция выполняет много функций. Но главная функция – это защита людей от преступных посягательств,- повествует далеко не в первый раз Генпрокурор. А в сложившейся ситуации с регистрацией получается, что она объективно покрывает преступников, помогает им избежать заслуженного наказания, потому что часть преступлений вообще не регистрируется.

Нет регистрации, значит, нет преступления. Следовательно, нет и правосудия. А что есть? Есть издевательства над законностью и правами граждан. Есть весьма лукавые цифры.

За год выявлено и поставлено на учёт преступлений, ранее известных, но не зарегистрированных, практически столько же, сколько в 2003 году. Больше всего снова в Москве и Санкт-Петербурге, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, Алтайском крае, Республике Татарстан. Счёт идёт на тысячи преступлений.

Не регистрируя и укрывая преступления, милиция по существу вводит общество в заблуждение относительно масштабов преступности. Не зная размаха болезни, не определить способа лечения.

.За 2001-2004 гг. «кривая» преступности среди работников милиции выросла в разы. В рядах блюстителей правопорядка немало тех, кто либо ходит на грани преступления, либо давно её преступил. Но до знания реального положения ещё далеко. Реальное положение очень хорошо знают и чувствуют на себе простые граждане. Это их обращения за помощью остаются без последствий. Это они видят, как стражи порядка шастают по ларькам, набивая карманы рублями да бутылками».

Действительно, «простые граждане» знают обо всём этом и их недоверие к стражам порядка нарастает. Ныне уже около 60% граждан, ставших жертвами преступления, не обращаются в правоохранительные органы, - утверждают аналитики ВНИИ МВД.4 Можно полагать, что эта цифра существенно занижена.

Прокурору бы впору остановиться на причинах этих явлений, предложить, наконец, способы борьбы с ними. Увы, дальше разговоров дело не идёт и не пойдёт. Учитывая прошлый опыт, можно уверенно прогнозировать повторение в будущих отчётах тезисов о злоупотреблениях милиции, плохой регистрации преступлений, а значит, об отсутствии реальной борьбы с ней5.

Но и факт регистрации преступления, совершенный в силу героической настойчивости жертвы, вовсе не обещает ей моральных и материальных компенсаций. «Значительным остаётся и количество нераскрытых преступлений. Оно составило 1 млн. 264 тыс. Не раскрыто 5635 умышленных убийств. От правосудия ушли сотни тысяч преступников» - констатирует Генпрокурор. Чаще всего расследование преступлений в этих случаях приостанавливается «за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». Как правило – навсегда.

Распространены случаи незаконных задержаний и необоснованных ходатайств о заключении задержанных под стражу. В 2004 г. было задержано по подозрению в совершении преступления 281 093 лица. Из них освобождено в связи с неподтверждением подозрения 2126 человек. Освобождено прокурором незаконно задержанных при проверках ИВС 323 лица. Отклонено прокурорами ходатайств о заключении задержанных под стражу в 21 921 случае. Отказано судом в удовлетворении таких ходатайств в 13 661 случае.

Озабоченность юридической общественности состоянием системы государственной защиты прав человека в России вылилась в проведении широкой дискуссии по этой теме в мае 2003 г. на базе Генеральной прокуратуры РФ и её НИИ. Превалировали пессимистические оценки.6

Во вводном докладе директора НИИ А.Я. Сухарева проблема подается преимущественно в криминальном и процессуально-правовом аспектах. Подчёркивается рост умышленных убийств (свыше 30 тыс. ежегодно, что в два раза превышает соответствующие показатели по бывшему Союзу ССР), катастрофический рост массива «бедствующих от преступлений» (по выборочным исследованиям - свыше 30 млн. в год). Отмечая «узость нормативистского подхода» к обеспечению реальной защиты прав, докладчик ограничился выражением надежды на возможность в перспективе выработки комплексного подхода «к столь сложным проблемам». Не удалось уйти от «узости нормативистского подхода» и Председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.А. Памфиловой. Констатировав закрепление в Конституции РФ концепции правозащитной деятельности государства, она увлеклась перечнем недостатков процессуального законодательства, ограничивающего права прокурора по инициированию судебной защиты интересов отдельных граждан в гражданском судопроизводстве и неоправданных ограничений процессуальных прав представителей негосударственных правозащитных организаций, участие которых в суде «в два раза выше эффективности участия адвокатов по назначению».7 (Здесь уместно поставить знак вопроса).

Более разносторонний и конструктивный подход к проблеме проявили участники конференции – представители общественности, науки, правоохранительной системы и других органов власти. Опрошенные в качестве экспертов, они в большинстве своём отметили, что за 10 лет действия Конституции РФ положение с защитой прав человека ухудшилось, а их нарушения приобретают массовый и грубый характер. Правозащитную деятельность государства оценивают как недостаточно эффективную (66%) или как неэффективную (29%). В числе факторов, препятствующих реализации правозащитной функции государства, были отмечены: нарушение прав человека самими государственными органами и их должностными лицами (64%); отсутствие в обществе атмосферы уважения к правам человека (60%); неразвитость институтов гражданского общества (34%); отсутствие процедур и механизмов реализации норм прямого действия Конституции РФ (34%); неосведомлённость граждан о средствах защиты своих прав и свобод (31%); несоблюдение Россией международных обязательств в области прав человека (25%); и проч.8

Мы не рискнём в контексте нашего исследования оценивать правозащитную деятельность Федеральной службы безопасности. Прежде всего, потому, что эти службы были крайне ослаблены, а их следственный аппарат развален усилиями либеральных реформаторов в середине 90-х годов. Отдельные достижения ФСБ, становящиеся достоянием гласности, общей картины не составляют и не могут использоваться для объективной оценки её вклада в защиту прав граждан.

Прокуратура РФ является тем органом, на который возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 ФЗ О прокуратуре РФ). Обобщение практики прокурорского надзора показало неприглядную картину массовых нарушений прав человека органами местного самоуправления. Игнорируются требования налогового, земельного, жилищного, трудового, административного законодательства. Устанавливаются непредусмотренные законом налоги и сборы, ликвидируются льготы отдельных категорий граждан.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины правовые и организационные проблемы деятельности адвокатов в уголовном судопроизводстве Направление подготовки

    Рабочая программа
    Курс входит в профессиональный цикл дисциплин вариативного компонента. Курс готовит студентов к осуществлению научно-практической деятельности, связанной с изучением и исследованием правовых и организационных проблем деятельности
  2. Рабочая программа дисциплины (модуля) правохранительные органы

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины «Правоохранительные органы» является усвоение понятий правоохранительной деятельности, системы государственной власти и принципов ее деления, место судебной власти и правосудия в системе государственной деятельности.
  3. Вської області управління юстиції в миколаївській області право XXI століття: становлення та перспективи розвитку збірник наукових праць миколаїв 2006

    Документ
    Терентьєв В.І. канд. юр. наук (голова); Ємельянова Л.В. канд. юр. наук; Козляковський П.А. канд. пед. наук; Козаченко О.В. канд. юр. наук (заступник голови); Обручков Р.
  4. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  5. Московское бюро по правам человека (3)

    Документ
    СКВОЗЬ ЧАД И ФИМИАМ. Историко-документальная проза разных лет: События, портреты, полемика. М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2010. – 460 с.

Другие похожие документы..