Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гражданское общество в России в настоящее время переживает этап своего становления и развития. Только сейчас обществом начинает осознаваться необходи...полностью>>
'Документ'
27.12.11 ВТОРНИКНИК Нас приглашает Болгария! Время и волны пощадили маленький кусочек земли и оставили чудное творение - один из древнейших городов Б...полностью>>
'Рассказ'
ДАТЫ ДЛЯ ВСЕХ: 23.10, 29.10, 05.11, 13.11, 19.11, 27.11, 03.12, 11.12, 17.12, 24.12, 25.12, 23.12, 03.01, 05.01, 07.01, 08.01, 14.01. Даты только для...полностью>>
'Документ'
Кэтрин ненавидела Ларри за то, что он пытался вывести ее из щекотливого положения. Ведь это как бы превращало их в заговорщиков, объединившихся против...полностью>>

Курс лекций / Под редакцией заведующего кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права, к ю. н., доцент Н. И. Дорохов. М.: Миэмп, 2007. Вкурсе лекций в краткой форме излагаются основные

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Л.Т. Чихладзе

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

КУРС ЛЕКЦИЙ

Москва

Московский институт экономики, менеджмента и права

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Л.Т. Чихладзе

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Курс лекций

Москва 2007

УДК

ББК

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального права Российского университета дружбы народов, академик Российской Академии Естественных наук В.В. Еремян; кандидат юридических наук , доцент, Государственный советник II класса И.Н. Шумский; кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедры государственно-правовых дисциплин МИЭМП Н.И. Дорохов.

Чихладзе Л.Т.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций / Под редакцией заведующего кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права, к.ю.н., доцент Н.И. Дорохов. - М.: МИЭМП, 2007.

В курсе лекций в краткой форме излагаются основные проблемы учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». Дается общая характеристика источников конституционного (государственного) права и освещаются конституционно-правовые институты. В данном пособии студентам предоставляется возможность самостоятельного размышления над вопросами, изложенными в тексте. Для этого как в подстрочнике, так и в самом тексте предлагаются различные точки зрения известных российских и зарубежных правоведов и общественных деятелей.

Курс лекций предназначен для студентов юридических вузов и факультетов всех форм обучения, аспирантов и преподавателей высших и средних профессиональных образовательных учреждений, а также широкого круга читателей.

Структура пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Печатается по решению научно-методического совета Московского института экономики, менеджмента и права.

© Чихладзе Л.Т.

© Московский институт экономики, менеджмента и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………….

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………...8

СОДЕРЖАНИЕ КОНСПЕКТА…………………………………………...……….21

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Лекция 1. Предмет, источники и система «Конституционного (государственного) права зарубежных стран…………………………………………………………....21

Лекция 2. Конституционное законодательство зарубежных стран……………45

Лекция 3. Основы Конституционно-правового статуса личности…………....65

Лекция 4. Основные черты общественно-политичекого устройства………....92

Лекция 5. Конституционно-правовой статус политических партий………..108

Лекция 6. Форма правления…………………………..………………………....120

Лекция 7. Избирательное право……………………………..…………………..140

Лекция 8. Форма территориальной организации публичной власти…………157

Лекция 9. Глава государства……………………………………………………..184

Лекция 10. Конституционно-правовой статус Правительства…………………190

Лекция 11. Конституционно-правовой статус Парламента…………………...198

Лекция 12. Конституционно-правовой статус судебной власти……………....217

Лекция 13. Конституционно-правовой статус местного самоуправления……228

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Лекция 14. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки……………………………………………………………………………265

Лекция 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии…………………………………………………………………………..284

Лекция 16. Основные конституционного права Федеративной Республики Германия………………………………………………………………….…….….301

Лекция 17. Основы конституционного права Итальянской Республики…….321

Лекция 18. Основы конституционного права Королевства Испании………...335

Лекция 19. Основные черты конституционно права Французской Республики………………………………………………………………………...349

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА…………………………….375

СПИСОК ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ……………………………….....382

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….384

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый курс лекций «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» являете актуальным трудом в области правоведения. Он предназначен для «погружения» студентов в захватывающий мир современного конституционного права. Оно многообразно, так как здесь отражаются история, политика, государственная жизнь зарубежных стран, их правовая культура. Безусловно изучая данную науку, с точки зрения сравнительного правоведения читатель расширяет свои знания и развивает правовую эрудицию.

По мнению немецких ученных К. Цвайгерта и Х. Кетца, «важная функция сравнительного правоведения проявляется и в той значительной роли, которую оно играет в юридическом образований. Как для правовой науки, так и для университетов и школ права акцент на самодостаточности национального права в учебном процессе свидетельствует о поразительном отставании от духа времени.

Сравнительное правоведение расширяет и обогащает знания студента-юриста; он учится уважать самостоятельную правовую культуру других народов, углубляет понимание собственного права, начинает понимать, как использовать критические идеи для улучшения правовых конструкции, получает знание о социальной обусловленности правовых норм и глубже вникает в процесс формирования правовых институтов. При этом применимость сравнительного правоведения на практике вытекает из самой природы научного знания, эффективность которого проявляется некоторое время спустя…

Уже подрастающее поколение юристов, а вернее всего, следующее за ним, столкнется с беспрецедентной «интернационализацией» правовой жизни… Важное значение в этих условиях приобретает ценность повсеместного изучения сравнительного правоведения: оно указывает, в противовес позитивизму, догматизму и ограниченному национализму, на всеобъемлющую ценность права и универсальность правовой науки, помогает преодолевать узкую специализацию с помощью более широких категорий эффективного обобщающего правового мышления, которое вооружает критический ум широким набором решений, в которых сконцентрирован опыт всего мира». (Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.: Международные отношения, 2000. С.35-36).

В контексте выше сказанного следует отметить, что в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу (19 сентября 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию образования и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства) становиться актуальным доминирование в преподавании сравнительно-правового метода. Последнее в итоге приведет к необходимости подготовки принципиально иных учебников и учебно-методических пособий в рамках академического курса «Конституционного права».

В любом случае – основой должна стать ломка многочисленных стереотипов, оказывающих воздействие на восприятие преподавательским и научным сообществом тех тенденций, объективный характер которых становиться все более очевидным.

Представляется, что данное пособие написано с учетом новых тенденции в российском образований. Об этом свидетельствует его оригинальная концепция заключающаяся в том, что студентам предоставляется возможность самостоятельного размышления над вопросами, изложенными в тексте. Для этого как в подстрочнике, так и в самом тексте предлагаются различные точки зрения известных российских и зарубежных правоведов и общественных деятелей.

Кроме того изложенный в пособии материал позволяет: 1) познать множественность культурных традиций и многокомпонентность современного конституционного права; 2) осознать разнообразие политических доктрин и научных взглядов; 3) обратить внимание на развитие новых и стремительное обновление старых институтов; 4) изучить, в каких формах старее институты воспроизводятся в странах СНГ.

Исторические экскурсы позволяют использовать в учебных целях богатейшее политико-правовое наследие, накопленное человечеством. Этому же служит и приведенные в работе высказывания известных ученных и политиков.

Таким образом, читатель получает возможность ознакомиться с законодательством и практикой его применения, проанализировать существующие теории, погрузиться в реалии зарубежного конституционно права, попробовать разработать свои версии. Все это актуализирует применения данного курса лекции в учебном процессе вуза, как весьма оригинального пособия.

В.В. Еремян доктор юридических наук, профессор кафедры

конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов, академик РАЕН.

ВВЕДЕНИЕ

Конституционное (государственное) право это базовая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, связанные, прежде всего с устройством государства, положением в нем личности, осуществлением государственной власти. Конституционное право закрепляет основы общественного строя, т.е. политическую, экономическую систему общества, определяет основные параметры социальной структуры, основы правового положения личности, партий, союзов, ассоциаций, устанавливает формы политического режима, фиксирует государственное устройство.

Изучение и творческое переосмысление опыта деятельности конституционно-правовых институтов зарубежных стран особенно важны не только для России, вставшей на путь демократических преобразований, но и других стран СНГ. В процессе проведения в России демократических реформ, направленных на совершенствование правовой и политической системы, учет мирового опыта формирования конституционализма должен сыграет позитивную роль. Поэтому трудно переоценить значение как сравнительного анализа отечественных и зарубежных институтов конституционного права, так и теоретическое обобщение многовекового опыта развития зарубежных стран.

Конституционное право зарубежных стран как самостоятельная отрасль национального права сформировалось на рубеже ХVIII-ХIХ вв. Это обусловлено тем, что данная наука имеет свою специфику и в социальном плане призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Периодом же утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира стала именно эпоха антифеодальных освободительных революций. Однако, даже в современном мире в эпоху устоявшихся там демократических принципов, продолжается процесс становления указанной науки и поэтому особое значение приобретает сравнительный анализ конституционно-правовых институтов зарубежных стран.

При написании данного курса лекции автор использовал, широки и разнообразный круг, как документального, так и учебного и учебно-методического материала.

Настоящий курс лекции состоит из двух частей – общей, в которой данный основополагающие понятия, составляющие предмет конституционного права зарубежных стран, и особенной содержащей характеристику конституционного права ведущих государств мира – Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Японии, Индии.

В организационно-методической части дана краткая характеристика и особенности методического построения учебной литературы, рекомендованной студентам для самостоятельной работы по изучению Конституционного (государственного) права зарубежных стран. Кроме того, проблемно даны вопросы и задания для самостоятельной работы, что позволит студентам сформировать свой взгляд на конституционный строй той или иной страны и развить сравнительно-правовое мышления.

Для правильной ориентации в большом количестве понятии и категории свойственной отрасли и науке конституционного (государственного) права зарубежных стран в конце конспекта лекции дан специальный терминологический справочник.

Дополнительно к основному материалу дается список географических указаний, где приводятся данные о географическом расположении страны, что позволяет студенту сформировать наиболее полное представление о той стране, которую он изучает.

Курс лекций по конституционному (государственному) праву зарубежных стран снабжен также списком интернет ресурсов, способствующим получению учащимся достоверной и конкретной информации по различным институтам того или иного государства рассматриваемого в данном пособие.

Преподавание дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» строиться в соответствии с программой одноименного учебного курса, что вместе с представленными в конспекте, схемами и таблицами позволит студентам систематизировано усваивать учебный материал, а при подготовке к экзамену – быстро его повторить и вспомнить.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цели и ожидаемые результаты курса

Основной целью изучения курса является рассмотрение общих понятий и категорий конституционного права зарубежных стран; овладение методикой правового анализа конституционно-правовых норм; формирование правового мышления.

В результате изучения данной дисциплины Вы должны знать:

  • общие принципы организации публичной власти;

  • особенности конституционно-правовых отношений;

  • особенности конституционно-правовых норм;

  • сущность конституции;

  • правовой статус человека и гражданина;

  • правовое регулирование общественного строя;

  • формы государства;

  • правовое положение парламента;

  • правовое положение правительства;

  • правовое положение судебных органов власти;

  • правовой статус муниципальных органов власти.

В результате изучения дисциплины Вы должны научиться:

  • анализировать конституционно-правовые нормы;

  • определять структуру конституционно-правовой нормы;

  • анализировать нормативно-правовые акты конституционного значения;

  • сравнивать друг с другом различные институты конституционного права;

  • оценивать значение тех или иных институтов конституционного права.

Связь с другими дисциплинами

Система права каждого государства состоит из множества отраслей права, среди которых конституционное (государственное) право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное (государственное) право находиться в центре взаимодействия всех отраслей права. Именно в этой отрасли права провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

Конституционное (государственное) право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею человека и гражданина и тем самым устанавливает исходные позиции административного права. Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное (государственное) право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное (государственное) право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного (государственного) в правовых системах государства не следует понимать в том смысле, что оно включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права.

Главной формой изучения любой научной дисциплины является самостоятельная работа, с нормативным или учебным материалом. Для будущей профессиональной деятельности юриста весьма важным является приобретение навыков самостоятельной работы с различными материалами. Это значит, что каждый студент-юрист кропотливо и методично готовясь к будущей профессиональной деятельности – реализации на практике полученных знаний должен уметь самостоятельно выявлять информацию, оценивать ее важность, отбирать главное и использовать в процессе учебы, а потом и на практике.

Контрольная работа, как разновидность самостоятельной работы и формы отчетности, выполняется студентами всех форм обучения. Выполнение контрольной работы предполагает:

1. Определение темы контрольной работы согласно представленной в учебно-методических материалах тематике.

2. Подбор и изучение литературы: кроме указанной рекомендуемой литературы для подготовки контрольной работы студент может использовать другую, дополнительную литературу (учебные пособия, монографии, статьи).

3. Составление плана контрольной работы и основных тезисов изложения вопросов плана.

В целом, подготовка, выполнение и оформление контрольной работы осуществляется в соответствии с требованиями изложенными в Положений о выполнении курсовой работы в МИЭМП и рекомендациями преподавателя, ведущего учебный курс.

Контрольная работа сдается (защищается) устно (в форме собеседования) во время консультации или в сроки, установленные графиком экзаменационной сессии.

Базовыми учебными источниками по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» для студентов МИЭМП рекомендованный следующие издания:

1. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2006.

В учебнике рассматриваются основные институты конституционного права зарубежных стран (Общая часть, имеющая в основном теоретическое значение) и основы конституционного права десяти отдельно взятых стран, представляющих различные правовые системы современности (Особенная часть).

Отличительной чертой учебника является его научно-практический характер. Это значит, что с одной стороны проф. В.Е. Чиркин ставит сугубо теоретические проблемы конституционного права зарубежных стран и предлагает свою во многом оригинальную концепцию их решения, с другой приводит правоприменительную практику. Как следствие этого он цитирует и анализирует конституционные положения многих государств – от больших и экономический развитых Великобритании, США, Франции, Испании, Италии, Японии, Индии до маленьких - Науру и Тонго в Океании, Чада в Африке, Эфиопии, Папуа – Новая Гвиненя, Лесото, Свазиленда в Тропической Африке и т.д.

Большое, внимания в учебнике уделяется рассмотрению форм государства в странах мусульманского востока: Бахреине, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане, Иране, Иордании.

Таким образом, учебник насыщен интересными и весьма познавательными фактами из конституционной практики зарубежных стран.

2. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.

Данная книга является данью памяти видного ученого-правоведа профессора Августа Александровича Мишина. Она подготовлена на основе учебников и монографии, автором которых был А.А. Мишин, и лекционных курсов, прочитанных им в Московском государственном университете.

Учебник представляет собой систематическое изображение конституционного права зарубежных стран. В лаконичном изложений выделяются закономерности развития конституционного строя зарубежных стран. Широко используется исторический материал, без которого невозможно понять и оценить современные тенденции развития конституционного (государственного) права зарубежных стран.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. –М.: Издательство НОРМА, 2003.

Изложение материала в данном учебнике свободно, от каких либо идеологических установок, и прежде всего – методологии изучения государства с узкоклассовых позиций. Авторы исходят из общедемократической концепции обеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового государства и критического отношения ко всем тоталитарным формам организации государственной власти. Такая методология не навязывает предвзятых догм студенту, она оставляет ему возможность самостоятельно осмысливать конституционно-правовые институты с точки зрения их целесообразности в конкретных исторических условиях. В то же время сохраняется общая доминанта сравнительно-правового анализа, позволяющая оценивать конкретные нормы и институты под углом зрения наиболее передовых и распространенных представлений о демократии.

Большое внимание уделяется возникновению и эволюции конституционного права зарубежных стран, а также рассматриваются различные школы конституционного права. Кроме этого выделяются тенденции конституционно-правового развития современных государств.

Подробно расписана система источников конституционного права зарубежных стран – нормативные акты, обычай, судебные прецеденты, нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры. В этой связи особое место уделяется рассмотрению основ европейского права. В рамках вопроса субъекты конституционного (государственного) права зарубежных стран студентам предлагается поразмыслить о различиях в правовом статусах юридических лиц публичном праве и юридических лиц в частном праве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт о результатах самообследования тульского филиала государственного образовательного учреждения высшего

    Документ
    Филиал ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Туле (далее Филиал), осуществляющий свою деятельность с марта 2004 г., был основан по ходатайству губернатора и администрации Тульской области, Управы г.

Другие похожие документы..