Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
5, тел. 8(0 13 ) -1 - 0 Во время отсутствия Мироновой В.М. прием осуществляет главный специалист сектора Мачаховская Алла Войтеховна, ул....полностью>>
'Документ'
Прошу Вас принять меня на обучение по программе подготовки членов летных экипажей других видов авиации и пилотов вертолетов для допуска к переподгото...полностью>>
'Методическая разработка'
Директор Автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический цент...полностью>>
'Реферат'
Выбирая тему дипломной работы, я решил остановиться на таком актуальном вопросе в наше время , как планирование личной работы менеджера, а именно орг...полностью>>

Образ Кощея Бессмертного воплощения злых сил. Двойственность сказочной роли Бабы Яги. Чудесные помощники героев. Волшебство как добрая или злая сила в добрых или злых руках. «Иван-царевич и серый волк». сказка

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 класс

Реальность и вымысел в устном народном творчестве и словесном искусстве.

*(произведения для дополнительного чтения выделены курсивом)

Раздел 1.Русские народные сказки.

Волшебные сказки.

Сказка «Царевна-лягушка». Идеальные герои народной сказки: мужество и верность Ивана Царевича, красота и премудрость Василисы. Символический смысл превращений Царевны-Лягушки.

Образ Кощея Бессмертного - воплощения злых сил. Двойственность сказочной роли Бабы Яги. Чудесные помощники героев. Волшебство как добрая или злая сила в добрых или злых руках.

«Иван-царевич и серый волк». Сказка – хранительница многовековой памяти народа. Отражение в сказочном повествовании древнейших мифологических образов, поверий, обрядов (серый волк, жар-птица, мертвая и живая вода); современность нравственных уроков сказки.

Сказки о животных.

«Кот, петух и лиса». Дружба и взаимопомощь животных как образец для человеческого поведения. Устойчивые черты образов животных – персонажей сказки: ловкость и смекалка кота, хвастливость и простодушие петуха, хитрость лисицы.

«Журавль и цапля». Мудрость и лукавство народного сказочника, насмешка над человеческим тщеславием и неразумием, воплощенная в сказочном сюжете. Мастерство повествования: краткость, афористичность сказочного языка, его близость к языку пословиц, поговорок и загадок.

Социально-бытовые сказки.

«Шемякин суд». Открытость сказочного мира проблемам реальной действительности. Социальная и нравственная проблематика сказки. Особенности социально-бытовых сказок: бытовая стихия, комизм, отсутствие фантастики.

Теория литературы: сказка, виды фольклорных сказок, фантастика, сюжет; повтор, усиление, варьирование как приемы построения сказочного повествования.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

Русские народные сказки: «Иван – Крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Крошечка-Хаврошечка», «Сивка-Бурка», «Перышко Финиста ясна сокола».

Народные сказки в обработке Ш.Перро и братьев Гримм: «Золушка», «Белоснежка», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и Алоцветик», «Сказка о рыбаке и его жене», «Смышленый Ганс».

Сказки народов России

Теория литературы: бродячие сюжеты, мотив.

Творческая мастерская: искусство рассказывания сказок.

Раздел 2. Литературные сказки.

Сказки русских писателей

А.С.Пушкин. Пролог из поэмы «Руслан и Людмила». Любовь поэта к русским народным сказкам, высокая оценка их занимательности и поэтичности. Любимые образы народных сказок и пушкинские персонажи в строчках «Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

«Сказка о царе Салтане…». Традиционность сказочной завязки. Противопоставление младшей сестры тщеславным и завистливым старшим. Образ моря и его роль в мире пушкинской сказки. Поэтический образ Царевны-Лебеди. Благородство и бескорыстие князя Гвидона. Чудесные дары Лебеди суженому: опора автора на сюжеты народных сказок и обогащение их индивидуальным художественным вымыслом. Богатство подробностей как признак литературного характера сказки. Автор в сказке: его доброта, мягкий юмор, наблюдательность, сочувственное и шутливое отношение к героям.

«Сказка о рыбаке и рыбке». Заимствованный характер сюжета и национальный колорит сказки. Воплощение противоположных жизненных позиций в образах старика и старухи; речь персонажей как средство их характеристики. Особенности выражения авторской позиции: кажущаяся бесстрастность повествования, образ моря, его символический смысл. Нравственные уроки сказки Пушкина.

Сходство и противоположность двух пушкинских сказок, обещание и предупреждение, скрытые в них. Единство красоты и добра в «Сказке о Царе Салтане», несовместимость зла с красотой в «Сказке о рыбаке и рыбке».

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные источники сюжета и образов сказки. Испытания героев, раскрывающие их нравственные достоинства: отвагу, верность слову, самоотверженность, благодарность, преданность, чистоту сердца. Аленький цветочек – образ великой преображающей силы любви. Своеобразие языка и стиля сказки Аксакова.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

П.П.Ершов « Конек-горбунок»

А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

В.М.Гаршин. «Лягушка – путешественница».

Л.Н.Толстой. «Два брата», «Царь и рубашка».

В.И.Катаев. «Цветик-семицветик»

Теория литературы: литература и фольклор, литературная сказка; начальное понятие о выразительных средствах в литературе и фольклоре (эпитет постоянный – эпитет авторский), гипербола, литота.

Творческая мастерская: искусство выразительного чтения сказки.

Сказки зарубежных писателей

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Зеркало троллей и алые розы: сказочное превращение христианских мотивов в мире сказки Андерсена. Образ Снежной Королевы. Приключения главной героини в поисках названного брата. Многообразие и единство открывшегося ей мира. Кай и Герда: победа самоотверженной любви над холодом бездушия, рассудочности, злобы и лжи.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Лиризм повествования. Одиночество Маленького принца во вселенной, смысл его поисков. Ложные ценности обитателей разных планет. Маленький принц рядом с Лисом и летчиком: цепочка доброты и доверия как спасительная нить в пустыне одиночества. Маленький Принц и его Роза: путь героя к пониманию истинного смысла жизни. Утверждение величайшей ценности любви к человеку в гуманистической сказке Экзюпери.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

В.Гауф «Карлик Нос»

Х.К.Андерсен «Русалочка», «Девочка, наступившая на хлеб», «Штопальная игла»

О.Уайльд «Великан-эгоист», «Счастливый принц».

Д.Толкин «Хоббит или Туда и обратно»

Теория литературы: начальное понятие об авторской позиции; понятие о выразительных средствах в литературе и фольклоре (олицетворение)

Творческая мастерская: Искусство выразительного чтения по ролям и инсценирования сказки.

Раздел 3. Между сказкой и былью

Притча о сеятеле. (Ев. от Луки, гл. 8. ) Иносказание и духовное наставление в притче. Доступность образного языка и глубина содержания.

И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Осел и соловей», «Петух и жемчужное зерно», «Кот и повар». Образы животных в баснях Крылова: их близость к фольклорным и аллегорический характер. Мораль басни. Обличение невежества, самонадеянности и самодовольства в баснях.

«Демьянова уха». Мастерство Крылова в создании ярких бытовых зарисовок, обладающих неповторимым русским колоритом.

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Особенности строения (рассказ в рассказе). Причудливое соединение бытового правдоподобия и волшебства Роль фантастики в сюжете рассказа.

Н.С.Лесков. Сказка «Маланья – голова баранья». Рассказ «Дурачок». Два произведения о силе христианской любви. Фантастическое воплощение темы в сказке. Историческая конкретность и отсутствие фантастики в рассказе. Единство авторской мысли, сходство нравственного воздействия на читателя двух произведений.

М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Переплетение реального и сказочного в художественном мире произведения. Добрые и враждебные человеку силы природы в сказке-были. Доброе и злое в самих героях; путь Насти и Митраши к заветной палестинке и к обретению мудрости, силы, достоинства. «Правда Антипыча» о величии человека и его ответственности перед миром живой природы.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

П.П.Бажов «Каменный цветок».

К.Льюис «Хроники Нарнии»

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

М.Горький «Песнь о Соколе»

А.Платонов «Неизвестный цветок»

Теория литературы: басня как литературный жанр, иносказание (аллегория), мораль в басне; рассказ; притча; быль.

Творческая мастерская: создание творческой работы в одном из изученных жанров: сказки, басни, рассказа с элементами фантастики.

Раздел 4. Преображающая сила памяти и любви

Сказочный край детства

И.З.Суриков «Детство». Прелесть безыскусного поэтического рассказа о мгновениях детства в стихотворении И.З.Сурикова. Неразрывность в сознании ребенка впечатлений реальности и сказочных образов фантазии, запечатленная Суриковым. Популярность стихотворения у многих поколений русских читателей.

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство». Доброта, правдивость, любовь к окружающим как естественные свойства детской души в изображении Л.Н.Толстого. Многообразие и сложность душевного мира ребенка, скрытые от взрослых. Уроки, полученные Николенькой Иртеньевым от близких. Чуткость героя к красоте природы и внутреннему миру других людей. Потребность в любви как основной двигатель (мотив) поступков героя. Автобиографические черты повести и роль художественного вымысла в ее создании.

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Обаянье поэзии детства в стихотворении Некрасова, единство труда и забавы, свободы и забот как основа гармоничного развития крестьянских детей. Изображение Некрасовым любознательности, одаренности крестьянских ребятишек, беспокойство поэта за их будущее.

«Накануне Светлого праздника». Изображение в стихотворении, посвященном крестьянским детям, источника радости и непобедимой душевной силы народа-труженика.

«Школьник». Вера поэта в силу просвещения, способного преобразить судьбу человека и всего народа.

Поэзия действительности в лирике Некрасова. Лирическое чувство поэта, преображающее обыденность жизни в светлый праздник надежды.

А.П.Чехов. «Мальчики». Гимназист Володя и его суровый друг Чечевицын: мастерство писателя в создании ярких и обаятельных детских портретов. Рассказ о вечном стремлении детской души к далекому, неведомому и опасному миру. Мягкий юмор Чехова в изображении грозных покорителей Америки.

И.С.Шмелев. «Лето Господне». Часть 1. Праздники»: главы: «Чистый понедельник». «Пасха». «Разговины» (можно в сокращении).

Гармония детства, воссозданная пристрастной памятью, в книге И.Шмелева «Лето Господне». Переживание маленьким героем общего праздника. Работники и домочадцы – общий семейный круг, единый в горестях и радостях. Многоликая жизнь – источник бесконечных открытий и неповторимых ощущений для чуткой детской души.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». Стремление маленького Афони узнать «что самое главное бывает». Великая и простая правда о том, как «из смерти жизнь делать», открытая дедом внуку, необходимая, как живая вода, для роста и цветения доброй детской души.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:
С. Т. .Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагменты).
А.М.Горький. «Детство»

А.П.Чехов «Беглец», «Дома»

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки».

Ю. Казаков. «Никишкины тайны».

В.И. Белов. «Скворцы».

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»

А.Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»

Теория литературы: рассказчик (повествователь) в литературном произведении; герой литературного произведения.

Творческая мастерская: Я рассказываю о себе (первый опыт сочинения - самонаблюдения)

Волшебный мир родной природы

А.В.Кольцов «Песня пахаря». И.С.Никитин «Утро на берегу озера», «Встреча зимы», «Утро». Ю.В.Жадовская «Нива». А.Н.Майков «Весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь», «Сенокос», «Осень», «Ласточки». Особое восприятие природы в творчестве поэтов 19 века. Взгляд на картины природы с точки зрения крестьянина – земледельца. Единство природы и человека - труженика. Пробуждение лучших человеческих чувств в моменты слияния с природой.

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Деревня». Умиротворенное и радостное настроение произведения. Поэзия обыденных картин русской деревни как противовес ненужным хлопотам и суете.

М.М. Пришвин. «Лесная капель». Таинственная жизнь природы в миниатюрах М.М.Пришвина. Точность подмеченных автором примет, глубина размышлений о законах природной и человеческой жизни.

К.С.Паустовский «Мещерская сторона» (Фрагменты). Любовь писателя к неброской красоте родных мест – источник чудесных открытий.

Волшебство картин природы, переданное К.Паустовским

Теория литературы: стихи и проза – две формы художественной речи; понятие о стихотворных размерах; стихотворение в прозе. Очерк как литературный жанр.

Творческая мастерская: «Я наблюдаю природу». Сочинение в жанре пейзажной зарисовки.

Итоговые занятия: понятие о художественной условности в литературе и фольклоре и ее разновидностях; фантастика и жизнеподобие. Зависимость характера художественной условности от жанра произведения. Универсальность условности в художественной литературе. Особенности проявления художественной условности в русской литературе: преображение видимого мира любовным созерцанием поэта, красота реальности, отраженной в зеркале благодарной памяти и возвышенных чувств художника.

Теория литературы: фантастика, жизнеподобие, литература, фольклор

6 класс.

Разные стороны действительности и их отражение

в литературе.

Раздел 1. Событие и его изображение в фольклоре и литературе.

Героические свершения и подвиги

Былины:

«Илья Муромец и Соловей–разбойник». Образ воина – защитника русской земли, старшего из богатырей – Ильи Муромца. Величие ратных подвигов богатыря в сознании и памяти народа; идеальные черты богатыря: бескорыстие, вежество (учтивость), верность народу и князю, любовь к родной земле.

«Вольга и Микула». Образ богатыря – труженика. Мать Сыра Земля – источник его неизмеримой силы. Традиционные для фольклора приемы создания величественного образа Микулы Селяниновича: гиперболизация, идеализация, сравнения, общие места и другие особенности былинного повествования.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

Былины: «Добрыня и Змей», «Василий Буслаев», «Три поездки Ильи Муромца».

А.К.Толстой. «Илья Муромец», «Садко»

М.Цветаева «Добрыня и Маринка»

Н.Гумилев «Змей»

Б.Пастернак «Сказка»

Теория литературы. Былина как жанр фольклора. Особенности художественного мира былины: лирико-героический пафос, гиперболизация и идеализация образов, тонический стих, композиционная роль повторов и общих мест.

Творческая мастерская: Мастерство русских сказителей. Учимся сказывать былину.

Героический эпос народов России

Алишер Навои «Фархад и Ширин» (фрагмент: гл.25,гл.30-34) Образ богатыря Фархада – ученого и мастера. Чудо человеческого могущества – прорытый в скалах арык и воздвигнутый на вершине дворец. Любовь – источник героических деяний Фархада.

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

Карело-финский эпос «Калевала»

Киргизский героический эпос «Манас»

Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Исторические события в фольклоре и литературе.

Народные исторические песни о Петре 1, о войне 1812 г. «Победа под Полтавой», «Битва с французами», «Платов во время битвы». Народный взгляд на героические и трудные страницы истории России, запечатленный в исторических песнях. Образный строй исторических песен разных веков.

А.С.Пушкин. «Полтава» (Фрагмент «Полтавский бой…»). Стремление поэта осмыслить героическую эпоху становления новой России – источник замысла поэмы «Полтава». Изображение воинского подвига, переживание поэтом величия исторического деяния русских людей в описании полтавской битвы. Величественный образ Петра – свершителя воли Провидения и воли своего народа.

Отрывок из романа «Евгений Онегин» («Москва! Как много в этом звуке…») Значение «грозы двенадцатого года» в личном и творческом становлении Пушкина. Патриотическое и гражданственное воодушевление поэта, воплощенное в прекрасные лирические строки. Противопоставление древней русской славы и случайного успеха Наполеона в отрывке 7 гл. из романа «Евгений Онегин». Метафоричность в изображении исторического события.

«Клеветникам России». Память 1812 года как источник веры поэта в силу и правоту Отечества, гневная отповедь политическим врагам России. Неоднозначная оценка стихотворения современниками и потомками поэта.

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Герои двенадцатого года в представлении М.Лермонтова – поэта иного поколения. Близость образного строя и пафоса баллады к народным историческим песням. Грандиозный образ Бородинского сражения, величие и простота русских солдат - героев Бородина.

И.А.Крылов. «Волк на псарне». Историческая основа сюжета басни. Выявление нравственно-философского смысла событий при помощи аллегории. Авторская оценка персонажей басни.

Теория литературы: начальное представление о пафосе литературного произведения; композиция; выразительные средства в фольклоре и литературе (метафора, антитеза).

Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе

И.А.Крылов «Ворона и курица»

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов».

Н. М. Языков. «Д. В. Давыдову»

Священная война («Вставай, страна огромная…»). Емкое и образное воплощение исторического события в песне. Способность песни высказать общенародное чувство, вдохновить и сплотить людей.

А.Т.Твардовский. «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «О войне», «О награде», «Гармонь». Простота и задушевность авторской беседы с читателем. Правдивый рассказ о буднях войны и светлых минутах фронтового затишья в «Книге про бойца». Героизм русского солдата, его готовность жизнью заплатить за возвращение Родины к мирной и радостной жизни.

М.А.Шолохов «Судьба человека». Судьба Андрея Соколова, ее вехи и повороты – отражение «русской судьбы» в 20 веке. Трагическое и возвышенное в жизни героя. Размышления Шолохова о том, как нравственный выбор человека становится историей народа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. П. Аникин Русская народная сказка

    Сказка
    Сказки—прекрасное творение искусства; Наша память нераз­лучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягуш­ки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость
  2. Гаврилов Д. А, Наговицын А. Е.  Боги славян. Язычество. Традиция

    Документ
    (Что такое язычество? О первоисточниках знаний по язычеству. Преследование язычников со стороны христианства. Почему следует говорить о “язычестве” и что оно может дать современному человеку?
  3. Методическое пособие Москва, 2008 Разработано методическим отделом цбс «Гагаринская» Творческое чтение

    Учебно-методическое пособие
    К написанию данного раздела нас подтолкнуло не столько желание сформировать цикл занятий по творческому чтению, сколько возможность для реализации сразу многих задач,
  4. Прудиус Елена Константиновна Уисточника Урд. Рунный круг в сказка

    Сказка
    Аннотация: Рунный круг - система древних символов в Северной Традиции. И еще это мифологема жизни и детства человека. Наше образное мышление продолжает оперировать древними архетипами, поэтому современному психологу пришлось заняться
  5. А. Н. Афанасьев Древо жизни. Москва, Современник, 1982 с. 464

    Документ
    Историк и фольклорист А. Н. Афанасьев широко известен как издатель сказок, но он был еще и глубоким исследователем мифологии. В книгу вошли наиболее интересные материалы из творческого наследия А.

Другие похожие документы..