Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Положение о проведении Всероссийской виртуальной выставки-конкурса детского художественного творчества «Прикосновение к живому» (далее - выставка-кон...полностью>>
'Документ'
При отсутствии приказа (распоряжения) руководителя о списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, оснований для ее вк...полностью>>
'Документ'
Шаг № 1. Участники проекта определяются по желанию родителей и рекомендации психолого-медицинской, педагогической службы школы № 60 и других учащихся...полностью>>
'Документ'
1. Обязан ли гражданин переоформить свои права на земельный участок, предоставленный ему в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочно...полностью>>

Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (2)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составители:

В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

К.М.Бушма, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

В.Я.Родионов, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии c курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 16.04.2010 г.);

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 17.06.2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Анестезиология и реаниматология» является общепрофессиональной дисциплиной по специальности «Медико-диагностическое дело», которая способствует формированию представления у студентов о современных требованиях к проведению анестезии, профилактике осложнений в периоперационном периоде, комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, диагностике и интенсивной терапии критических состояний.

Роль дисциплины состоит в повышении уровня теоретической подготовки врачей лабораторной диагностики и приобретении ими практических навыков в области анестезиологии и реаниматологии, необходимых для формирования высокопрофессионального подхода к лабораторной диагностике жизнеугрожающих расстройств гомеостаза.

Изучение дисциплины «Анестезиология и реаниматология» базируется на знании ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для совершенствования уровня подготовки необходимо знание и понимание ранее изученных теоретических дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Патологическая физиология», «Биологическая химия».

Изложение и изучение вопросов анестезиологии и реаниматологии требует также знания целого ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность анестезиолого-реанимационной службы.

Типовая учебная программа по дисциплине «Анестезиология и реаниматология» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС РБ 1 – 79 01 04 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-001/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: сформировать у будущих врачей-специалистов систему знаний, умений и практических навыков, связанных с медицинской деятельностью в области анестезиологии и реаниматологии.

Задачи:

овладеть основополагающей информацией в области анестезиологии и реаниматологии;

выработать умение применять полученные знания для диагностики, лечения и профилактики наиболее частых осложнений анестезии, критических состояний;

овладеть умением проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях;

усовершенствовать знания по основам интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

принципы интенсивной терапии острой сердечно-дыхательной недостаточности;

уметь:

проводить основные реанимационные мероприятия;

выполнять простейшие врачебные манипуляции;

оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Структура содержания учебной дисциплины

1. Анестезиология. Включает изучение физиологии боли, основ анестезиологии, характеристик методов обезболивания, вопросов диагностики, лечения и профилактики осложнений во время анестезии и в послеоперационном периоде.

2. Реаниматология. Предусмотрено изучение понятия о клинической, биологической и социальной смерти, основ комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения.

Методы обучения

Методами обучения являются:

лекции;

практические занятия;

учебно-исследовательская работа студентов.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение первичной документации (истории болезни, карты анестезии, протоколы интенсивной терапии и наблюдения, рентгенограммы, кардиограммы);

выбор рациональной тактики и метода анестезии;

выбор рациональной тактики интенсивной терапии;

подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины «Анестезиология и реаниматология» по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» отведено 54 часа. Из них – 30 аудиторных часов, в том числе лекций – 6 часов, практических занятий – 24 часа.

Форма текущей аттестации: зачет – 10 семестр.

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

1. Анестезиология

2

12

1.1. Физиология боли. Методы обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения

2

6

1.2. Понятие о предоперационной подготовке. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде

-

6

2. Реаниматология

4

12

2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации

-

6

2.2. Острая дыхательной недостаточность и острая недостаточность кровообращения – основы диагностики и интенсивной терапии

4

6

Всего часов

6

24

Содержание учебного материала

1. Анестезиология

1.1. Физиология боли. Методы обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения

Физиология боли. Этапы развития болевого ощущения: трансдукция (возникновение), трансмиссия (проведение), модуляция (изменение), перцепция (восприятие). Регионарная анестезия как метод воздействия на трансдукцию и трансмиссию боли. Понятие о местной, проводниковой, эпидуральной и спинальной анестезии. Общая анестезия как метод воздействия на модуляцию и перцепцию боли. Компоненты и основные отличия тотальной внутривенной и современной многокомпонентной сбалансированной анестезий.

1.2. Понятие о предоперационной подготовке. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде

Предоперационная подготовка. Роль врача лабораторной диагностики в обнаружении и коррекции жизнеугрожающих расстройств гомеостаза (водно-электролитного, кислотно-щелочного, гемостатического). Оценка функционального состояния пациента по критериям Американского общества анестезиологов (ASA – American Society Of Anesthesiologists) и анестезиологического риска по критериям Американской ассоциации анестезиологов (AAA – American Anesthesiologists’ Association). Премедикация – компоненты, схемы введения. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и пищеварительной систем. Диагностика, лечение, профилактика.

2. Реаниматология

2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации

Терминальные состояния. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Патофизиологические аспекты умирания. Диагностика клинической смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации. Этапы реанимационных мероприятий: догоспитальный – элементарное поддержание жизни (шаги A, B, C), госпитальный (шаги D, E, F), окончательный – лечение постреанимационной болезни (шаги G, H, I).

2.2. Острая дыхательной недостаточность и острая недостаточность кровообращения – основы диагностики и интенсивной терапии

Острая дыхательная недостаточность. Определение, классификация, клинические проявления. Лабораторные критерии диагностики (гипоксия, гиперкапния, гипокапния, респираторный ацидоз, респираторный и метаболический алкалоз). Принципы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности. Показания (в том числе, лабораторные) к переводу на искусственную вентиляцию легких.

Острая недостаточность кровообращения. Патофизиологические основы. Шок различной этиологии. Классификация, клинические проявления. Лабораторные критерии диагностики нарушений микроциркуляции (метаболический лактат-ацидоз). Принципы интенсивной терапии.

Информационная часть

Литература

Основная:

1. Анестезиология и реаниматология / Под ред. Долиной О.А - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.: ил.

Дополнительная:

2. Марини, Дж. Медицина критических состояний: пер. с английского / Дж. Марини, А.П. Уилер. – М.: Медицина, 2002. – 992 с.

3. Морган-мл., Дж. Э. Клиническая анестезиология: в 3 т. – Пер. с англ. под ред. А.А. Бунатяна, М. Цейтлина / Дж.Э. Морган-мл., Мэгид С. Михаил - М.: Бином-СПб,: Невский Диалект, 2003. – 3 т.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (1)

    Документ
    К.Н.Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,
  2. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (4)

    Пояснительная записка
    С.Б.Вольф, заведующий кафедрой фтизиатрии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
  3. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (3)

    Пояснительная записка
    В.Я. Латышева, заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом медицинской реабилитации Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»,
  4. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (5)

    Документ
    Т.Ю. Егорова, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,

Другие похожие документы..