Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пантелеймон Олександрович Куліш — український буржуазно-ліберальний письменник, багатогранна діяльність якого (як поета і прозаїка, фольклориста і ет...полностью>>
'Документ'
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дом...полностью>>
'Документ'
2) ознакомление детей с распорядком дня дворовой площадки, планом работы на месяц, правилами поведения на площадке. Инструктаж по технике безопасности...полностью>>
'Документ'
Генетические алгоритмы (ГА) относятся к средствам решения широкого круга задач оптимизации и структурного синтеза, причем для некоторых задач синтеза...полностью>>

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В. В. Карева.

История Средних веков

Приводится по изданию: В.В. Карева. История Средних веков. М.: ПСТБИ. 1999

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА

1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.

2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне

3. Великое переселение народов. Образование варварских государств

4. Понятие и сущность западноевропейского феодализма

5. Государство, право, Церковь в феодальном обществе

6. Периодизация истории Средних веков в Западной Европе

7. Периодизация истории Средних веков в Византии

8. Этнос и территория Византии

9. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг

10. Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика. Союз Карла Великого и папства

11. Священная Римская Империя германских императоров

12. «Каролингское Возрождение»

13. Средневековая культура

II. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ПЕРИОДЫ ФЕОДАЛИЗМА

1. Русско-византийские отношения IX-XV вв.

2. Монашеское движение в Западной Европе (Бенедиктинцы. Клюнийцы. Цистерцианцы. Августины).

3. Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция. Папство XIV-XVI вв.

4. Крестовые походы

5. Средневековый город

6. Норманнское завоевание Англии

7. Английский парламент

8. Образование национальных государств. Франция XI-XV вв.

9. Столетняя война

10. Жанна д'Арк

11. Реформация и контрреформация

12. Кризис феодализма и народные движения.

13. Возрождение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Периодизация истории Средних веков Западной Европы и Византии

Хронология истории Средних веков

Библиография

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА

1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.

В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась.

Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия.

Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев.

Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната. В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта.

Все эти попытки не привели ни к чему, более того: с течением времени система колоната все больше и больше начинает приближаться к форме крепостничества. В итоге колон из свободного крестьянина превращается в зависимого. В 332 г. император Константин I Великий (306-337) в интересах крупных землевладельцев издает указ, который запрещал колонам покидать виллы (т.е. латифундии, поместья) крупных рабовладельцев-землевладельцев. В этом же указе была статья об обязательном возвращении беглых, колонов. В разных по масштабу и богатству поместьях закрепощение (точнее, прикрепление) крестьян происходило не одновременно. В первую очередь прикрепление крестьян к земле происходило в самых богатых латифундиях, которые принадлежали императорам и сенаторам-магнатам, и только затем процесс спускается в более мелкие поместья.

Таким образом колон попал в двойственное положение: с одной стороны, по закону, он не раб, а гражданин Римской империи, и в качестве гражданина он платит государству налог. Но с другой стороны, по указу императора Константина I Великого он прикреплен к поместью своего землевладельца, т.е. уже не свободен. Историки рассматривают колона этого периода как предшественника будущих крепостных феодального строя.

Была еще одна попытка поднять экономику Римской империи: рабовладельцы-землевладельцы начали отпускать своих рабов, и появился довольно значительный слой вольноотпущенников. Рабовладельцы также начинают наделять своих рабов землей, хозяйством, инвентарем, скотом и т.д. Этот новый социальный слой вольноотпущенников получил название «рабы с хижинами». Условия их существования были чрезвычайно близки к положению крепостных крестьян будущего феодального строя. Рабы с хижинами должны были нести определенные оброки в пользу своего господина. Как правило, это был поземельный оброк (барщина).

Наконец, был еще один, третий социальный слой империи, на который власти : делали ставку в попытках реанимировать экономику – варвары-поселенцы. По своему экономическому и социальному статусу они приближались к положению колонов. Они также получали хозяйство от рабовладельцев-землевладельцев и за это несли в их пользу определенные повинности – в первую очередь оброк. В это же время появляется новая форма повинности зависимых крестьян – барщина.

Кризис охватил не только аграрную сферу, но и всю городскую структуру империи. В деревне кризисом были охвачены оба главных класса рабовладельческого периода: крестьяне и землевладельцы-рабовладельцы. В городах в глубокой кризисной ситуации оказались многочисленные свободные ремесленники. Поскольку в деревне в это время идет натурализация хозяйства, т.е. все большее приближение к будущим формам феодализма, покупательная способность землевладельца рабовладельца значительно уменьшается. Продукция городских свободных ремесленников не находит рынков сбыта, что вело ремесло к кризису.

Кризис переживает и торговля (важнейший аспект городского хозяйства). В III-IV вв. торговый баланс Западной Римской империи в Средиземноморье практически сводится к нулю. Ведущая роль торговли в Средиземноморье постепенно переходит к Восточной Римской империи.

В связи с общим упадком городского хозяйства в Римской империи обнаруживаются новые формы зависимости. В этот период в городах проживало много мелких и средних рабовладельцев-землевладельцев. Как правило, они были членами городских курий и назывались куриалами. В создавшейся обстановке куриалы пытались освободиться от своей должности (они несли ответственность за уплату налогов городского населения). Правительственные реформы сделали должность куриала наследственной и тем самым прикрепили куриалов к городу. Несмотря на то, что куриал принадлежал к господствующему классу, если он осмеливался самовольно покинуть свою должность, т.е. покинуть курию, город и бежать в свое поместье, его обязаны были вернуть. Репрессии на этом не заканчивались – за самовольную отлучку куриал мог быть заточен в тюрьму на долгие годы.

Ремесленники также подверглись процессу закрепощения – закрепощения городу. В III-IV вв. в Римской империи ремесленники принудительно объединялись в советы, получившие название коллегий. Члены коллегий назывались коллегиатами. Как и все остальные городские слои населения, коллегиаты указом императора были лишены права покидать город. Если коллегиат осмеливался нарушить этот запрет, то он насильно возвращался в город и с ним поступали еще более жестоко, чем с куриалами: его клеймили каленым железом, чтобы все видели, что этот человек совершил противоправный поступок.

Коллегиаты были принуждаемы поставлять рабовладельцу свою продукцию, и в правительственных документах этих бывших свободных ремесленников красноречиво называли «рабами государства».

Правительственные реформы реально приводили к упадку городской экономики, и по мере упадка городов и возврата к натуральному хозяйству в деревне начинает меняться характер хозяйства рабовладельца-землевладельца. Из латифундии оно постепенно превращается в виллу, из виллы – в поместье (кастеллюм), причем внешний облик владений также меняется. Дом, в котором жил рабовладелец-землевладелец, по своему облику все больше приближается к средневековому замку. У магната появилось войско, тюрьма. Менее богатые соседи начинают искать его покровительства. Ищут у него защиты и крестьяне – от притязаний других магнатов, разоряющих и захватывающих их земли. Получив согласие магната на покровительство и защиту, крестьяне выставляли на своих полях знаки – камни с соответствующей надписью о том, что это хозяйство находится под покровительством такого-то магната.

Чтобы поддержать господствующий класс империи – рабовладельцев, их приходящие в упадок хозяйства, имперское правительство пошло навстречу магнатам, наделив их обширнейшими иммунитетными правами. За ними был закреплен полицейский надзор, сбор налогов, право суда (уголовные дела из судопроизводства рабовладельцев-магнатов были изъяты). Им поручался сбор ополчения. Так частная власть рабовладельца-землевладельца-магната приобретает на закате Римской империи государственный, публично-правовой характер. Римский рабовладелец-землевладелец конца Империи становится в значительной степени государем, владыкой в своем кастеллюме и примыкающей к нему округе.

Правительство предпринимает целый ряд попыток преодолеть кризис не только в экономике, но ив сфере власти. Так, императоры Диоклетиан (284-305) и Константин I Великий проводят ряд реформ, которые должны были укрепить в первую очередь центральную власть и во вторую – финансово-административный аппарат империи. Взимание налогов в натуральной форме, проведение периодических переписей земель и населения в целях урегулирования налогового обложения, нормирование заработной платы, нормирование цен на товары, восстановление золотого обращения (был введен в обращение солид), юридическое оформление закрепощения крестьян-колонов, ремесленников-коллегиатов и т.д. – эти меры свидетельствуют о серьезных попытках центральной власти империи не только предотвратить окончательный распад государства, но и возродить, укрепить его.

В области реформирования центральной власти ясно проступает двойственность реформы. С одной стороны, императоры пытаются усилить свою власть, придавая ей диктаторские черты. Для этого вместо принципата (высшей структуры власти, сохранявшей республиканские черты) Диоклетиан вводит новую политическую систему – доминат, систему неограниченного самодержавия. Император Диоклетиан требовал своего полного обожествления и принесения жертв. При Диоклетиане происходили жестокие гонения и преследования христиан, которые не могли признать императора Богом, при всей своей лояльности к Риму.

При императорах Диоклетиане и Константине I Великом усиливается бюрократический аппарат. Сенат при этих императорах теряет свое значение, практически он перестает существовать. Власть Сената переходит к совету – консистории.

При этих императорах была увеличена регулярная армия, которая практически формировалась из наемников-варваров.

Имперские реформы власти, направленные к ее централизации, несли в себе явный парадокс, явное противоречие: стремясь к централизации, реформы приводили к децентрализаторским результатам. Диоклетиан делит Римскую империю на четыре крупных провинции между двумя Августами и двумя Цезарями. Каждый из этих четырех правителей имеет свой аппарат управления, столицу, войско и независимость от Рима, от центральной власти.

Константин I Великий возвращается к единодержавию, ликвидируя разделение империи. Но после смерти императора Феодосия I в 395 г. империя окончательно делится на два геополитических пространства – Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (впоследствии Византию), которые с самого начала находились в непримиримо-враждебных отношениях до самой гибели Западной Римской империи.

В 395 г. в связи с глубочайшим кризисом политический центр империи перемещается в Восточную Римскую империю, в Константинополь. Так зародился Новый Рим – Второй Рим. Одной из реформ Константина, которая преследовала цель духовно-идеологического укрепления империи, было дарование Медиоланским (Миланским) эдиктом Константина и Лициния в 313 г. свободы христианского вероисповедания. В 380 г. при императоре Феодосии Великом (379-395) христианство становится государственной религией («Эдикт о кафолической вере»).

В системе государственных структур империи начинает складываться новая церковная организация. В IV веке в Церкви сложился епископат. Римская Церковь развернула широкую миссионерскую деятельность в варварских племенах. В IV-VII вв. многие варвары приняли христианство в его арианской форме. В VII в. практически весь варварский мир Западной Европы был обращен в латинизированное христианство.

В церковной структуре складывается знаменитая пентархия. В епископате империи наиболее значительными и влиятельными были епископы Рима, Александрии, Константинополя, Антиохии и Иерусалима. В V в. епископы этих городов получили титул патриархов (римский и александрийский патриархи назывались также папами). Церковь имела свою иерархию («лестницу властей»). Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы, последним – епископы, управлявшие епархиями. Епархии состояли из приходов, которые управлялись священниками-пресвитерами.

Говоря о кризисе Римской империи, необходимо иметь в виду не только экономический, политический, религиозный кризис, но и социальный кризис, последствия которого особенно остро скажутся в период Великого переселения народов. Жертвами социального кризиса империи накануне ее падения стали угнетенные и отверженные слои римского населения – рабы, колоны, ремесленники. Основной костяк социального переворота в империи составляли эти силы. Обширную империю охватили восстания, из которых в первую очередь необходимо отметить восстание багаудов в Галлии и Испании в III-IV вв., движение циркумцеллионов в Северной Африке в IV-V вв., волнения скамаров в Реции, Паннонии и Норике в сер. V в.

Угнетенные массы империи, объединившись с соседями-варварами (главным образом, германцами), затем с племенами, вторгавшимися на территорию Западной Римской империи в период Великого переселения народов, сыграли серьезную роль в упадке и гибели Римской империи в 476 г.

2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне

Из всех многочисленных варварских племен, живших к северу от Римской империи, выделяются три основных этноса, которые сыграли главную роль в Великом переселении народов и гибели Римской империи, а также в формировании феодальной средневековой Европы.

Кельты

Строй этих племен отличался от общественно-экономического строя Римской империи. Кельты жили первобытно-общинным укладом. К V в. первобытно-общинные отношения трансформировались, подверглись существенному разложению, но полностью изжиты не были. Сохранились родовые отношения, а также общественная собственность на главное средство производства – землю. С этими племенами Риму пришлось вести упорную и тяжелую борьбу на протяжении многих столетий. В результате побед римской армии большое число территорий, заселенных варварами, превратилось в колонии. Как и другие племена, кельты служили источником рабочей силы для римских латифундий, требовавших огромное число рабочих рук.

Рим столкнулся с кельтами раньше, чем с другими варварскими племенами. Кельты заселяли обширную территорию в Западной Европе в середине и второй половине I тысячелетия до н.э. Они занимали территорию современной Германии, современной Франции (галло-кельты), Испании (кельт-иберы), а также Ирландии (эры, или эйры, и скотты) и Британии (бритты); кроме того, они занимали территорию современной Швейцарии (гельветы) и современной Северной Италии (Цизальпинская Галлия). В Малой Азии кельты образовали государство Галатию.

Кельты оставили свой след в современном мире. Им обязана, в частности, география. Целый ряд географических названий Европы имеют кельтские истоки. Названия рек – Рейн и Дунай, гор – Альпы, и страны – Швейцария (Гельвеция) – кельтского происхождения.

Столетиями одно только имя кельтов-галлов наводило ужас на римлян. В начале IV в. до н.э. галлы вторглись в Среднюю Италию, дошли до Рима и сожгли его. При императоре Марии в конце II в. до н.э. произошло нашествие кимвров и тевтонов. Эти племена были отчасти галльскими, отчасти германскими. Их вторжение заставило империю напрячь до предела все свои силы, чтобы дать отпор кимврам и тевтонам. Римские легионы сумели отбросить варварские отряды от своих границ. Во II в. до н.э. римлянами была завоевана часть Галлии, которая с этих пор получила название Нарбоннской Галлии.

В 58 г. до н.э. в Галлии со своими легионами появляется Гай Юлий Цезарь, который предпринял завоевание уже всей Трансальпийской Галлии. Кельты были вытеснены германскими племенами с территории современной Западной Германии, и граница между кельтскими и германскими племенами пролегла по реке Рейн. В противоположность другим кельтским племенам (например, в Британии или в Ирландии), родовой строй галлов еще до завоевания их римлянами начал распадаться. У них выделилась богатая и сильная знать, которую Цезарь называл всадниками. Всадники имели значительную, хорошо вооруженную дружину, а также многочисленных рабов, земли, и приобретали все большую и большую власть в своих племенах. Галльские общинники попадали в зависимость от знати.

В религии кельтов-галлов прослеживаются родовые черты их общественного строя. У кельтов-галлов сложилось сильное и могущественное жречество – друиды. Друиды были богаты, влиятельны и часто выступали в качестве арбитров в межплеменных конфликтах. Друиды по своим религиозным воззрениями были язычниками, обожествляли природу и стихийные силы. Обожествляя природу, они ее изучали. Друиды были искусными врачевателями. Друидический культ знал жертвопринощения (человеческие, животных). Друиды были астрономами: их мегалитические сооружения позволяли наблюдать и рассчитывать движение светил.

Завоевание римлянами Галлии привело к ранней ее романизации. Римляне ввели в Галлии свои порядки: римское землевладение, рабовладение, культуру. Появляются многочисленные галло-римские города, построенные римскими архитекторами и римскими рабочими (с привлечением галльской рабочей силы). До этого у варваров городов не было. Галлию пересекли во всех направлениях прекрасные римские шоссейные дороги. После завоевания галлы охотно шли на контакт с римлянами, перенимая их обычаи, римский быт, в этом особенно преуспела галльская знать. Галлы стали носить римскую одежду. В сравнительно короткий срок Галлия превратилась в романизированную провинцию Рима тесно связанную с Италией.

В I в. до н.э. при императоре Августе римлянами был завоеван Пиренейский полуостров, население которого также подверглось романизации. Но в Испании этот процесс был менее углубленным, чем в Галлии. Кельты-иберы оказывали романизации сопротивление. Особенно дорожили своей независимостью баски, жившие на севере Пиренейского полуострова. Они отчаянно сопротивляясь, как вторжению римлян, так и последующей романизации.

В середине I в., при императоре Клавдии, римлянами была завоевана Британия. Начало завоевания Британии было положено еще самим Цезарем, когда он создавал Трансальпийскую Галлию. Римские легионы вошли в Британию, но в небольшом количестве. Отдаленность Британии от Рима не позволяла направить туда многочисленные легионы. Британия была завоевана частично. Значительные ее территории (современные Шотландия, Ирландия, Уэльс) не вошли в состав римских владений. В силу этих причин романизация здесь была еще более слабой, чем в на Пиренейском полуострове. К тому же завоевание Британии носило временный характер: в начале V в. римские легионы были выведены с территории Британии, и на какое-то время британские кельты восстановили свою былую независимость.

Кельты сыграли немаловажную роль в образовании средневековой Европы. Кельтские племена первыми оказали упорное сопротивление римлянам, хотя в большей своей части, в конце концов, им подчинились. Именно кельты подверглись самому длительному и самому глубокому римскому влиянию. Через кельтские племена римская цивилизация достигла наиболее отдаленных пределов Европы. Некоторые черты родового строя, в частности родовое землевладение, кельты передали в наследство новому феодальному строю. Особенно очевидно это проявилось в Ирландии, Шотландии и французской Бретани.

Ряд этнических и языковых элементов перешли от кельтов ко многим народам Западной Европы: французам, ирландцам, англичанам, испанцам – хотя в образовании этих народов, спустя некоторое время, сыграют большую роль и другие племена, преимущественно германские.

Несмотря на то, что кельтские племена так тесно были связаны с Римской империей и в большой степени романизированы, и более того – христианизированы, несмотря на все это они сохраняли враждебное отношение к завоевателям-римлянам, и когда началось Великое переселение народов, кельты приняли самое активное участие в разгроме империи.

Когда Британия освободилась от римского владычества, на континенте еще одна территория отошла от Рима – полуостров в северо-западной Галлии, который в то время назывался Арморика, а затем получил название Бретани, и это название до сих пор сохранилось во Франции.

Северные территории Пиренейского полуострова также стояли на пороге освобождения от Рима в результате упорной борьбы их населения, но окончательную роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ежегодная богословская конференция 2002 г богословие

    Документ
    Второе общее заявление и предложение Церквам п. 7. гласит «Восточные православные (нехалкидониты. — О. Д.) согласны, что Православные имеют право применять формулировку «две природы», поскольку согласны различать ‘в одном воображении’.

Другие похожие документы..