Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Знать содержание повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», отличительные черты сентиментализма, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к...полностью>>
'Руководство'
Аннотация. Статья посвящается 90-летию со дня рождения академика А.А. Дородницына, выдающегося советского ученого, лауреата Ленинской и трех Государс...полностью>>
'Документ'
Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор формы получения образования, гарантируемого Федеральным законом Российской Федерации "...полностью>>
'Лекция'
Под воспитанием понимается внешнее влияние на подрастающее поколение, которое побуждает его изменяться с учетом эталона совершенного Человека. Самово...полностью>>

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Государство, право, Церковь в феодальном обществе

Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных государств. Государство, право, официальная религия и Церковь стояли прежде всего на защите интересов господствующего класса, т.е. класса феодалов-землевладельцев, и, в первую очередь, наиболее крупных.

Феодальное государство на протяжении всей истории феодализма эволюционировало. В раннефеодальном периоде это были крупные государственные объединения. Классическим примером являлась империя Карла Великого.

В Х-ХП вв. на смену крупным политическим государственным организациям приходят новые их формы – княжества, герцогства, графства и т.п. Эти государственные образования были по существу независимыми друг от друга, и если в той или иной стране они и были зависимы от короля, то эта зависимость, как правило, была чисто номинальной – короли в этот период были слабыми. Это был период феодальной раздробленности.

В XIII-XV вв. вновь меняются формы государственных образований. В это время оформляются единые централизованные государства. Первым результатом этого процесса явилось оформление сословной монархии, король приобретает определенную власть, которую он делит с сословными представительными органами (английским Парламент, французскими Генеральными Штатами, испанскими Кортесами).

В процессе дальнейшей централизации феодальных государств формируется новый тип государства, который является самым сильным государственным образованием эпохи Позднего феодализма – абсолютная монархия. С появлением абсолютной монархии в стране исчезает сословно-представительный орган и власть короля становится абсолютной. Классическим государством абсолютной монархии считается Франция.

С возникновением государства оформляется законодательство. Феодальное право было зафиксировано либо обычаем, обычным правом, особенно на ранних этапах, когда обычай строго соблюдался, либо первыми законодательными сводами. Раннее феодальное законодательство государственных институтов Западной Европы оформилось в правовых сводах, получивших название «Правд» – Саксонская, Рипуарская, Бургундская и др. «Правды». Наиболее широко действующей и известной была «Салическая Правда». Более поздние своды законов раннего средневековья – «Капитулярии» Карла Великого, «Кодекс» Юстиниана, «Эпанагос» Василия I. Своды законов оформляли основы ранних феодальных государств и институционных образований: юридическое оформление собственности и феодального землевладения, положение феодалов и крестьян и т.д.

Самые первые своды законов, как и последующие законодательства, закрепляли и освящали монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьянина и судебную и политическую власть феодала над крестьянином. Большую роль в укреплении феодальных государств, причем не только на ранней стадии феодализма, играла Церковь, ее духовный авторитет.

6. Периодизация истории Средних веков в Западной Европе

Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий.

Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад.

Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собственности – земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам.

В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.

Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию. Именно эти страны развивались быстрее и более всесторонне, чем те, которые вступили на путь феодализма, минуя рабовладение, непосредственно от первобытно-общинного строя.

Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

История феодализма делится на три больших периода:

1) Раннее средневековье – время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2) Классическое, или развитое средневековье – период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье – период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI – середина XVII вв.

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений, образование крупной земельной собственности и подчинение ранее свободных крестьян-общинников феодалам-землевладельцам. Формируются два класса – феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.

Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система.

Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья.

В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства – раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства. Оно было, как правило, относительно единым. В пределах этих государств объединялось множество различных этнических общностей, что являлось неизбежным результатом переселения народов. Но уже на этой стадии начинается процесс этнической интеграции и закладывание основы для формирования средневековых народностей в западных королевствах.

В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.).

В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм.

Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.

Феодалы начинают структурироваться в определенную систему иерархического соподчинения, складывается вассально-ленная система.

Феодальную иерархическую лестницу возглавлял король, ниже – социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне.

Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения Западной Европы – образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей.

С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии – сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы. Коренным образом изменяется все феодальное общество.

Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии – абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция.

Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции.

В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.

7. Периодизация истории Средних веков в Византии

Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода.

Первый, или ранний период (IV-VII вв.) характеризуется сохранением многочисленных позднеантичных институтов во всех областях жизни Византийской империи. В этом периоде историки Византии выделяют VI век. Именно в этот век полностью исчезают позднеантичные формы жизни, начинается история средневековой феодальной Византии. В аграрной области формируются патронатные отношения. Византийские города, в отличие от Западной Европы, не знали упадка. В городах империи сохранялись сильные позднеантичные институты.

Христианство было официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных подданных империи.

Второй период, средний, охватывает вторую половину VII-XII вв. Этот период характеризуется распадом на три этапа с временными рубежами в IX и в конце XI вв. Средний период в общественно-экономической структуре Византии характеризуется расцветом, взлетом византийской государственности, могуществом империи. В области духовно-религиозной наступает определенный кризис, связанный с иконоборчеством. Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета: «Македонское Возрождение» (IX в.), «Комниновское Возрождение» (XII в.).

Третий, или поздний период: XIII – середина XV вв. Его начало характеризуется затяжным кризисом Византии, который наступает с IV Крестовым походом, с образованием Латинской империи. В этот период оформляется поздний византийский феодализм с его спецификой. Происходит серьезный упадок в аграрной сфере, упадок городов. В Византии начинаются восстания, и самым грозным и опасным для ее государственности было восстание зилотов. В поздний период развертывается серьезная идейно-богословская борьба в империи: начинаются дискуссии между паламитами и их оппонентами.

При общем упадке всех областей жизни в области культуры наступает последний ее блистательный взлет – «Палеологовское Возрождение» (XV в.), как лебединая песня культуры Византии. И, наконец, взятие Константинополя турками-сельджуками, падение, гибель, разрушение одной из крупнейших империй – Византийской империи в 1453 г. Перестает существовать огромная империя, оплот православного мира, и миссия Византии в духовно-религиозной области переходит к России.

8. Этнос и территория Византии

Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).

Еще в 330 г. император Константин I Великий заложил новую столицу империи. Столицей стал небольшой город на Босфорском проливе – Византий. По имени ее основателя новая столица получила название Константинополь. Константинополь занимал исключительно благоприятное положение. Он находился на пересечении торговых путей, связывавших Восток и Запад. Он стал также центром торговли на Черном и Эгейском морях.

Новая столица была хорошо укрепленным военно-стратегическим центром. В Константинополь из Рима переносится политический центр империи. Еще до гибели Западной Римской империи Восточная Римская империя – Византия являла высокий уровень развития во всех сферах государственного, политического и общественного бытия.

В состав Византийской империи в ее ранний исторический период входили: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии, часть Армении, а также важные в стратегическом отношении Крит, Кипр, Родос и другие острова Средиземного моря. Византии принадлежал ряд важных, хорошо укрепленных городов-государств на Крымском полуострове (Херсонес) и на Кавказе. В состав Византийской империи входили отдельные районы Аравии. В V в. в ее состав вошли Иллирия и Далмация.

При подобной геополитической системе империи, в Византии жили многочисленные народы и племена: греки, иллирийцы, фракийцы, дакийцы, армяне, грузины, сирийцы, евреи, копты, славяне.

Основным этносом империи являлись греки. Геополитическим ядром обширной Византийской империи была Греция. Государственным языком империи стал греческий язык, который широко распространился в империи. Однако эллинизация коснулась лишь городов Византии и образованных слоев общества. Племена и народы сохранили свой язык, обычаи, культуру.

Возникнув в IV в., Византия, в первые века своего существования, сложилась как самая мощная раннефеодальная империя, которая оказывала огромное влияние не только на близлежащие, соседние страны, но и на Русь и на далекие северные страны Скандинавского полуострова.

9. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг

Франки – это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франков с римлянами были достаточно дружественными. В битве на Каталаунских полях (451 г.) франки сражались на стороне римлян в качестве федератов. Племена франков делились на две большие группы: салические франки, жившие по побережью Балтийского моря, и береговые франки, жившие по обоим берегам Рейна. Наиболее сильными были салические франки. Они подчинили вначале береговых франков, и это был их первый шаг в завоевании новых земель. Особенно усиливаются салические франки при короле Хлодвиге (481-511).

История франков отражена в двух источниках: в своде обычного права – «Салической правде», которая обязана этому племени своим названием, и в «Истории франков» епископа Григория Турского. Григорий Турский по происхождению был или галлом, или римлянином. Король Хлодвиг продолжил традицию Теодориха, приглашавшего к себе знатных и ученых римлян. Григорий Турский писал «Историю франков» во второй половине VI в., уже после смерти Хлодвига, но по живым воспоминаниям его детей, внуков, окружения и т.д. Интересны его описания королевского рода, с которым он был тесно связан. Франкский король V-VI вв. был еще очень похож на варвара. Григорий Турский пишет о том, что сам Хлодвиг и все члены королевского рода носили длинные волосы, и это не случайно. Существовало языческое поверье, которое сохранилось после христианизации франкского государства. Согласно этому поверью, в длинных волосах членов королевского рода пребывает некая мистическая сила, которая дает здоровье, силу, удачу, победы в сражениях и т.п. И когда франки хотели низложить короля, то первое, что они делали, – обривали его наголо, тем самым лишая его всех мистических свойств.

Хлодвиг был выдающийся деятель, с именем которого связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V в., когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает прежде всего романизированную Галлию. Независимой оставалась только центральная часть Галлии с центром в Париже, которой управлял римский магнат Сиагрий. Завоевав северную Галлию, Хлодвиг спускается южнее, т.е. идет к Парижу. Сиагрий не смог оказать сопротивления франкам и бежал к вестготскому королю (в то время на юге Галлии находилось вестготское королевство). Вестготский король выдает Сиагрия Хлодвигу, и тот его убивает.

Завоевав большую и важную территорию в центре Галлии (бассейн Сены и Луары), Хлодвиг поселяет на ней франков и щедро оделяет их землей. Таким образом центр будущей Франции становится территорией сплошного заселения франков. К концу своего царствования Хлодвиг уже значительно продвинулся на юг Галлии, дойдя до реки Гаронны. Здесь ему пришлось встретиться с вестготами. Хлодвиг завоевывает значительные территории вестготского Тулузского королевства. После смерти Хлодвига, отходя все дальше на юг, вестготы переходят Пиренеи и образовывают новое государство на территории будущей Испании с центром в г. Толедо.

Хлодвиг пытался завоевать Бургундию, но это ему не удалось. Бургундия была завоевана его потомками. Тем не менее Хлодвиг обладал сильным влиянием на Бургундское королевство. В середине 90-х гг. V в. Хлодвиг принимает христианство. По преданию, Хлодвиг долго не решался принять христианство, пока в одной из битв не потерпел крупное поражение и над его жизнью нависла угроза. Тогда он дал клятву, что если он выиграет битву и останется жив, то примет христианство. Битву он выиграл, остался жив и христианство принял. Однако была еще одна причина, заставившая Хлодвига принять христианство. У него была жена, вестготская принцесса, и она была христианкой, так что дело, возможно, не в одной только битве, опасной для жизни короля. Вместе с Хлодвигом принимает христианство и его дружина. Постепенно обращались в христианство и низшие слои франкского общества.

Принятие христианства имело для франков чрезвычайно важные последствия, не только духовные, но и политические. В результате завоевания романизированной Галлии франки и сами постепенно романизируются, становятся все меньше похожи на варваров. Поддержанные духовенством, Хлодвиг и его преемники смогли более успешно проводить завоевания как в Галлии, так и на востоке, где еще жили варварские германские племена – за Рейном, по берегам Рейна и т.д.

Сам Хлодвиг завоевывает три четверти Галлии, остальная территория будет завоевана его сыновьями и внуками. Как это бывает после смерти крупного государственного деятеля, после смерти Хлодвига между его сыновьями и внуками начались междоусобицы. Они находились в постоянной вражде между собой, тем не менее уже сказывался западный рационализм, и сыновья Хлодвига продолжали расширение франкского государства. В первой половине VI в. им удалось сделать то, чего не смог сделать Хлодвиг: они завоевывают Бургундию, а также захватывают последние владения вестготов в Галлии. За Рейном они подчиняют все больше и больше варварских германских территорий: Аллеманию, Тюрингию, Баварию. Франкам удается подчинить себе даже непокорных саксов.

Во второй половине VI в. Франкское королевство является самым крупным из всех варварских королевств: оно объединяло всю территорию современной Франция и большую часть территории современной Германии. Это огромное государство становится государством-сюзереном для остальных варварских государств, для всего варварского мира.

Общественный строй франков V – нач. VI вв. отражен в «Салической правде», сборнике судебных обычаев франков, записанных, повидимому, при Хлодвиге (или чуть позже). «Салическая правда» отразила своеобразие перехода салических франков от родовых отношений к феодальным.

Франки, обосновавшиеся в северной Галлии, в бассейне Луары, говорили на франкском наречии. Но так как многочисленное коренное население, состоявшее из романизированных галлов, вестготов и бургундов, говорило на латыни, франки постепенно усваивают этот язык. Соединение латинского языка и франкского наречия послужило основой для складывания старофранцузского языка.

У франков существовала примитивная письменность. Они знали руническое письмо, которым пользовались, практически, все варвары.

Согласно «Салической правде», основной фигурой франкского общества этого времени был свободный франк – полноправный член сельской общины, свободный землевладелец. После смерти Хлодвига у франков начинается процесс феодализации, который выразился в первую очередь в постепенном исчезновении свободного франка, свободного крестьянина. Крестьянин начинает терять свою независимость и все больше и больше превращается в крепостного крестьянина.

Рост крупного землевладения, сопровождавшийся сокращением фонда королевских земель, исчезновение значительной части свободного крестьянства, которое зависело раньше только от короля и поставляло ему основные военные силы – все эти процессы привели к трагическим для королевской власти последствиям.

Династия, к которой принадлежал Хлодвиг, была первой королевской династией франков. Она известна под именем династии Меровингов (от имени легендарного предшественника Хлодвига, Меровея). После смерти Хлодвига династия Меровингов очень ослабла вследствие неизбежных усобиц: внуки и дети Хлодвига воевали между собой 40 лет. В этой жестокой и кровавой борьбе особенно выделились две королевы – Брунгильда, жена короля Австразии, по происхождению вестготская принцесса, и Фредегонда, жена короля Нейстрии. В борьбе за власть эти две неистовые женщины залили кровью Франкское королевство. Франкские короли не отличались супружеской верностью и имели большое число побочных детей. Этих детей, а также королевских родичей, которые могли бы претендовать на королевскую корону, королевы убивали. Ненавидя друг друга, они убивали также родственников и сыновей противоположной «партии». Особенно властолюбивой и жестокой была королева Брунгильда, не желавшая уступать престол ни сыну, ни внуку. Кровавая вражда королев длилась несколько десятилетий. Брунгильда пережила свою соперницу, но была убита сыном Фредегонды.

В начале VII в. во главе Франкского королевства становится сын Фредегонды Хлотарь II (613-629). По своим качествам государя он уступал своему предшественнику Хлодвигу и не обладал сильной властью. Королевская власть несколько усилилась при его сыне Дагоберте (629-639).

Период VII – первой пол. VIII веков получил в истории название «время ленивых королей». Меровинги VII-VIII вв. были королями только номинально, реальной власти они не имели. Из некогда обширных земельных владений у них осталась самая незначительная часть. Административную, судебную и военную власть во Франкском королевстве захватили крупные земельные магнаты. В Нейстрии, Бургундии, Австразии выделились значительные и влиятельные фамилии, которые обладали в своих краях всей полнотой власти – королевские майордомы. Эта должность стала высшей административной должностью государства и существовала в каждой отдельной части распавшегося Франкского королевства.

Нейстрия находилась на северо-западе современной Франции, Австразия – на востоке, Бургундия – на юго-востоке.

Наиболее сильным из трех майордомов (Нейстрии, Австразии и Бургундии) был майордом Нейстрии. Он подчинил себе даже такого влиятельного майордома, как майордом Бургундии. Со временем майордомы Нейстрии столкнулись с сильной оппозицией майордомов Австразии, которые опирались на крупные военные силы.

Войска в Австразии формировались из свободного крестьянства, которого там было много и которое поддерживало своих правителей. И еще один благоприятный момент для усиления местной власти: в Австразии была очень слабая знать. В конце концов майордом – герцог Австразии из фамилии Пипинов, Пипин II Геристальский, разбил своего соперника, майордома Нейстрии, в битве при Тертри (687) и стал правящим майордомом во Франкском королевстве. Создалась ситуация двоевластия: Франкским королевством фактически управлял Пипин II Геристальский, но при этом сохраняется и призрачная власть королей из династии Меровингов. Пипин Геристальский положил начало новой королевской династии, получившей в дальнейшем название династии Каролингов. Но несмотря на победу Пипина Геристальского магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. В VII-VIII вв. отделилась Аквитания, не признававшая власти Пипина II. Зарейнские племена (аллеманы, фризы, саксы, бавары) также отпали от Меровингов и их преемников.

В это время на юго-западе Франкского государства возникает серьезная опасность: началась арабская конкиста Пиренейского полуострова. Наступление арабов шло по всему Средиземноморью, они вторглись на территорию Византии. В ситуации двоевластия во Франкском королевстве невозможно было сконцентрировать военные силы. Существование Франкского государства оказалось под угрозой. Однако новая династия сумела организовать отпор арабам. Чтобы остановить центробежные процессы в государстве, Каролинги сумели ограничить влияние феодализирующейся франкской знати, опираясь на мелкие и средние военно-служилые слои. Таким образом Пипину Геристальскому и его наследникам удалось добиться централизации Франкского государства. Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот») правил еще в качестве герцога-майордома (715-741 гг.). Это был энергичный и способный полководец, которому удалось окончательно разбить аристократическую оппозицию в Нейстрии. Карл Мартелл восстанавил франкское государство за Рейном, совершил удачные походы на восточно-германские племена и вновь обложил их данью в пользу франков.

Карл Мартелл провел реформу войска: он ввел боевую конницу и при этом сохранил пехоту. Эта реформа позволила франкам победить арабов. Но, как известно, арабы никогда не останавливались на полпути: они прекращали свои завоевания только тогда, когда бывали окончательно разбиты. Поэтому в первой половине VIII в. они совершают второе нападение на Франкское государство. Арабский полководец Абдеррахман вступил в Аквитанию, разорил ее и по старой римской дороге направился в Париж. Карл Мартелл встретил Абдеррахмана недалеко от г. Пуатье и здесь, в октябре 732 г., нанес арабам сокрушительное поражение, при этом в руки франков попал богатый обоз. Арабов удалось оттеснить к Пиренеям (конница Карла Мартелла в течение недели гнала их в этом направлении).

Еще одна попытка арабов завоевать Галлию также закончилась неудачей. Военная реформа Карла Мартелла, которая помогла сохранить независимость Франкского королевства, носила двойственный характер. Во внутренней жизни государства она сыграла менее положительную роль. Основой войска франков был свободный крестьянин, а после реформы Карла Мартелла решающая роль стала принадлежать коннице. И основной фигурой франкского войска становится уже не пеший крестьянин, а конник, всадник – рейтер, или рыцарь. Такая ситуация не могла не повлиять на процесс закрепощения ранее свободного франкского крестьянства.

Карл Мартелл провел еще одну важную внутреннюю реформу, на этот раз в земельной политике. Он практиковал широкую раздачу земель из государственного фонда, который пополнялся благодаря конфискации земель на завоеванных территориях или земель знати. Из этого фонда Карл Мартелл раздавал поместья своей коннице – рыцарям. Эти поместья получили название бенефиций. Земельная политика Карла Мартелла заложила основы для развития будущего мелкопоместного и среднего рыцарства, которое представляло собой низшую и среднюю, наиболее многочисленную прослойку оформляющегося класса феодалов.

Раздавая бенефиции, Карл Мартелл не ограничивался изъятием только тех земель, которые принадлежали светским феодалам. Чтобы вести успешные войны, ему нужно было заботиться об увеличении конницы и укреплении положения рыцарства, поэтому он посягнул и на церковные земли. При Карле Мартелле происходит, впервые в истории, секуляризация церковных земель.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ежегодная богословская конференция 2002 г богословие

    Документ
    Второе общее заявление и предложение Церквам п. 7. гласит «Восточные православные (нехалкидониты. — О. Д.) согласны, что Православные имеют право применять формулировку «две природы», поскольку согласны различать ‘в одном воображении’.

Другие похожие документы..