Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Статья будет опубликована в спецвыпуске сборника «Прикладная геометрия и инженерная графика». Рукопись должна быть набрана на компьютере в текстовом ...полностью>>
'Документ'
Данная работа, посвященная идеологии движения хиппи, преимущественно в нашей стране, не претендует на абсолютную объективность, поскольку хиппизм, по...полностью>>
'Доклад'
Текстовая часть доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности администрации муниципального образования «Городской...полностью>>
'Документ'
Термин «устойчивое развитие» я услышала совсем недавно, не сразу пришло понимание того, что он означает. Но, познакомившись со специальной литературо...полностью>>

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Германцы

Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение закончено в 50 г. до н.э.).

В своем сочинении Цезарь подробно и красочно передал быт германцев. Спустя 150 лет о германцах писал другой известный римский историк –Тацит, которому принадлежит сочинение «Германия». О германцах писали также Плиний, Плутарх и многие другие известные античные авторы. Из их сочинений известно, что германцы жили между на Рейном на западе, Вислой на востоке, Балтийским и Северным морями на севере и Альпами и Дунаем на юге. Многочисленные германские племена жили в Скандинавии.

С самого начала эти племена делились на западных и восточных германцев, причем это деление сохраняется до сих пор. Вероятно, это не случайно: различия между ними были довольно существенные. Границей между западными и восточными германскими племенами была река Эльба.

Из германских племен, имевших во времена Цезаря и Тацита наибольшее значение, чаще всех упоминаются свевы. Кроме свевов, значительную роль среди германских племен играли хамавы, сугамбры, хатты, херуски; восточные готско-вандальские племена, жившие за Эльбой и на побережье Балтийского моря; квады и маркоманы, обитавшие по Дунаю.

Общественный строй германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался от общественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит, дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Во времена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелие их было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностно разрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда был собран урожай, племя покидало эту территорию.

Цезарь писал о том, что в его время земля у германских племен не была предметом частной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность на землю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени все стороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племена были полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство. В «Записках» Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, а молоком, сыром и мясом.

Что касается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевская власть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военный характер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны. В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами и вождями – principes, как называл их Цезарь.

У Тацита иная картина. Германские племена за 150 лет вышли на новый уровень развития. Тацит пишет о них как уже об оседлых племенах, имеющих свои поселения, деревни, хутора. Они занимаются земледелием и для этого расчищают пустоши, вырубают леса. У германцев эпохи Тацита имеется тяжелый плуг. У них развиваются три основных для этого времени вида ремесла: кузнечное, гончарное и ткацкое. Также германцы занимаются добыванием железа. Частной собственности на землю у них по-прежнему нет, и верховным распорядителем земли остается род- и племя. Но уже начинают формироваться новые элементы экономики, появляется индивидуальное землепользование. Тацит отмечает, что оно появляется потому, что начинает формироваться слой людей, которые выделяются среди остальных сородичей своим достоинством, т.е. источником индивидуального землепользования, что, по Тациту, является индивидуальным достоинством того или иного члена племени. В этом можно усмотреть предвестие новых отношений, зарождающихся в среде германских племен.

Родовой строй как при Цезаре, так и при Таците играл огромную роль у германцев. Родовая организация распоряжалась землей. В сражениях родичи выстраивались рядом друг с другом и сражались плечом к плечу. У них сохранилась родовая месть, причем она была узаконена обычаем: не отомстить за убийство родича считалось позором для всего рода. В присутствии родичей происходило заключение браков, объявление молодого германца совершеннолетним, происходило отчуждение приобретенных имуществ, разбор судебных дел. На собрании рода обсуждались все стороны жизни.

Однако во времена Тацита родовой строй германского этноса обнаруживает] признаки своего разложения. Родовая знать приобретает всё большие богатства и всё большую власть, происходит поляризация между знатью (nobilitas) и рядовыми членами рода (plebs). Знать имела лучшие земли и использовала большое число рабов. В это время рабы, в основном, поставлялись войнами. По сравнению с римским рабством, носившим плантаторский характер, германское рабство имело патриархальные черты. По истечении определенного срока германцы освобождали военнопленного раба и давали ему землю, на которой он мог вести свое хозяйство. Так появлялся слой «рабов с хижинами», или рабов-4 оброчников. «Рабы с хижинами» должны были платить своему господину оброк продуктами.

Могущество племенной знати у германцев основывалось также на развитии» военного дела. Знатные люди имели, как правило, большие дружины, вели войны с соседними германскими и негерманскими племенами. В результате этих постоянных войн знать и дружинники постепенно становились профессиональными воинами. Военная добыча и захват пленных являлись источником обогащения для военной знати, которая формировалась, таким образом, в особое привилегированное сословие. Уже во времена Тацита военная знать стремилась сделать свою власть наследственной, передавая ее от отца к сыну. Впрочем, рядовые германские воины, составляющие основную массу войска, продолжали играть свою определенную роль в жизни племени. Они собирались во время военных советов, и когда вождь предлагал им тот или иной план, должны были бряцанием оружия и криками выражать свое одобрение или порицание. Такая структура была присуща всем народам, находящимся на определенной стадии развития – всем варварам без исключения, а также древним грекам (о чем свидетельствует Гомер) и, в определенный исторический период, такой же строй был присущ и древним римлянам.

На неразвитость классовых отношений древних германцев указывает домашний патриархальный характер их религии. По религиозным воззрениям германцы были язычниками. У германцев не сложилось такого мощного жречества, как у кельтов, хотя и у них было жречество. У германцев не было ни специальных святилищ, ни сложных культовых обрядов, как у кельтов. Они по-прежнему обожествляли стихийные силы природы: солнце, гром, молнию, землю – все, что играло огромную роль в жизни первобытного земледельца. Но с течением времени у германцев начинается антропоморфизация стихийных сил природы, появляются боги: воинственный Один, его супруга богиня Фрейя и др. В XI-XII вв. сложная мифология сложилась у скандинавских племен.

Отношения германцев с их южными соседями, римлянами, носили достаточно сложный характер. Нельзя их свести только к отношениям вражды, хотя именно она выступает на первом плане. Первые серьезные столкновения происходили при Юлии Цезаре, если не считать нашествия кимвров и тевтонов в 102-101 г. до н.э. Цезарь дал отпор свевскому королю Ариовисту, и далее, для устрашения германцев, он переходит на другой берег Рейна. При Августе были завоеваны часть зарейнских земель между Рейном и Везером. В 9 г. поражение Вара в Тевтобургском лесу приостановило наступление римских легионов на север. С этого времени римляне ограничились, главным образом, обороной. Они укрепляются на берегах Рейна и Дуная. Между Рейном и Дунаем был сооружен так называемый римский вал длиной 500 км, по своему стратегическому назначению и масштабности напоминающий Великую Китайскую стену. Оборонительные сооружения римлян некоторое время сдерживали вторжения германских племен. Однако во II в. начинается упорный натиск германских племен на территорию Римской империи, носивший уже более серьезный характер. Во второй половине II в., в течение 15 лет велась Маркоманская война (165-180) на Дунайских землях.

Квады и маркоманы вторглись в Северную Италию, откуда с большим трудом были вытеснены. В то же время римляне начали искать новые возможности сотрудничества, союза с германскими племенами. Римское правительство выделяет для них определенные территории в пределах империи, на которых селятся квады и маркоманы в качестве союзников-федератов. Эти земли находились между Верхним Рейном и Верхним Дунаем (по римскую сторону от римского вала) и получили название Десятинных полей. Существует предположение, что это название произошло от того налога, который платили союзники-федераты Римской империи.

В середине III в., когда Римская империя переживала особенно острый социальный и политический кризис, часть западно-германских племен: франки, свевы и др. перешли Рейн, т.е. римскую границу. Во второй половине II и в течение III вв. значительные передвижения происходили в восточно-германских племенах. Одна из наиболее мощных восточно-германских племенных группировок, готы, прошла с севера на юг, в бассейн Дуная, захватила часть территории Дакии и распространилась в Причерноморье, осев там после тяжелых боев со славянами. Здесь готы оставались около 150 лет, живя среди славян, восточно-сарматских племен. В Причерноморье готы образовали два мощнейших многоплеменных политических союза. По своему типу это были предгосударственные образования – Вестготское королевство на нижнем Дунае и Остготское королевство в бассейне нижнего Днепра. Таким образом готы вышли непосредственно к границам Восточной Римской империи.

Славяне

Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов появляются почти одновременно с известиями о древних германцах. Тацит, Плиний, Птоломей не раз упоминали о венедах, живущих к востоку от германцев, у южных берегов Балтийского моря. В IV-VI вв. наряду с названием «венеды» и «славяне» начинаются встречаться новые названия славянских племен: геты и анты. «Склавинами» и «антами» называет славян византийский историк Прокопий Кесарийский (сер. VI в.). Склавины, согласно Прокопию Кесарийскому, занимали значительную территорию на Дунае, анты жили к востоку от Днестра. Уже в первые столетия новой эры славяне из всех варварских племен занимали, пожалуй, самые большие территории. Их территория на севере начиналась у Балтийского моря, на юге заканчивалась у Дуная, на западе их граница шла от Дуная до Днепра и далее на восток до Оки.

Общественный строй славян, описанный византийскими писателями Прокрпием Кесарийским и Маврикием (кон. VI – нач. VII вв.), характеризуется родовыми отношениями. Славяне жили племенами и родами, рода складывались из больших семей. Родовых старейшин византийские писатели называют по-гречески, архонтами или филархами. Филархи и архонты имели большие дружины. Прокопий и Маврикий отмечали, что славяне ведут частые войны, в том числе и на Балканах.

Находясь на той же стадии развития, что и германские племена, славяне сохраняли еще военно-родовой строй с элементами военной демократии, вече и т.д. – то, что было присуще всем варварским племенам, обитавшим к северу от Римской империи. Прокопий и Маврикий отмечают целый ряд положительных черт в характере славян, например, их свободолюбие и гостеприимство, а также то, что они не держат у себя пленников, взятых в рабство, а через некоторое время их отпускают на свободу, при этом предлагая им остаться в роду и выделяя отдельное хозяйство. Согласно Прокопию и Маврикию, славяне очень гостеприимны, и это их качество даже вошло в пословицу у жителей Византийской империи. Славяне стремятся к дружеским отношениям со своими соседями, но при этом им свойственна некоторая обидчивость, недружелюбное отношение к себе они воспринимают очень болезненно и отвечают на его проявление военными походами.

Прокопий и Маврикий отмечают очень высокие военные качества славян, физически очень сильных и крупных людей, а также их склонность ко всякого рода военным хитростям (засады и т.п.). Попадая на территорию Византии, славяне быстро осваивали византийскую военную технику и вскоре научились осаждать и брать укрепленные города. Славяне Пользовались лодками-однодеревками и совершали долгие морские путешествия и походы.

В отличие от германских племен, основным занятием славян было земледелие. В период, описанный Маврикием и Прокопием, они сеяли в основном ячмень и просо, а также разводили домашний скот. Им были известны и многие домашние ремесла. Те славяне, которые жили в бассейне Вислы и верхнего Днепра (в районе современного Смоленска), наряду с земледелием большое внимание уделяли скотоводству, рыболовству и лесным хозяйствам – звероловству и бортничеству.

Как и древние кельты и германцы, славяне были язычниками, обожествляющими силы природы (бог неба Сварог, бог грома и молнии Перун, бог скотоводства Велес, богиня плодородия Жива и др.). Обожествляя природу во всех ее проявлениях, славяне заселили свой мир множеством мелких божеств и поклонялись им: их водоемы были населены русалками и водяными, леса – лесными божествами, в каждом жилище непременно жил домовой. В первые века новой эры славяне не имели института жречества, в отличие от кельтов.

Отношения между славянскими и германскими племенами были сложными, они постоянно колебались от вражды к миру и от мира к вражде. Эти отношения красочно отражены в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского.

Как кельтские, германские племена, славяне сыграли большую роль в крушении античного мира (Римской империи), который уже стоял на пороге гибели, и в создании нового строя, строя средневековой феодальной Европы. Само передвижение германских племен с востока на запад, положившее начало Великому переселению народов, было отчасти результатом натиска славян на германские племена, о чем подробно пишет готский историк Иордан. Славяне начали вытеснять германцев с их исконных земель по Висле, Одеру и южному побережью Балтики, и расселялись там сами, а германские племена уходили на запад. Вместе с ними пошли и многие славянские племена, таким образом приняв участие в Великом переселении народов в IV-VI вв. Много южных славянских племен переселялись с вестготами и остготами.

В VI-VII вв. славяне передвигались дальше на запад от Вислы и Эльбы и занимали территории все южнее и южнее, приближаясь к границам Римской империи. Вскоре начались многочисленные славянские вторжения на территорию Византии, и в конце концов славяне расселились там в большом количестве. Славянский этнос стал вторым (после греческого) на Балканах, на побережье и на многих островах Эгейского моря. Отсюда славяне продвигались дальше на восток, они селились в Сирии и на других территориях Ближнего Востока.

3. Великое переселение народов. Образование варварских государств

К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории. Парадоксальное положение империи заключалось в том, что сдерживая натиск варварских племен, она вынуждена была искать опору в самих варварах, что делало ее существование особенно безнадежным. Союзники-федераты понимали, что силы римлян на исходе, и из союзников они становились явными врагами Римской империи. Чтобы хоть как-то удержать их в качестве союзников, Рим был вынужден постоянно идти на новые уступки.

К IV в. германские племена претерпели серьезные трансформации по сравнению с теми временами, о которых писали Цезарь и Тацит: у них началось объединение племен в большие союзы, т.е. шло оформление предгосударственных образований. На нижнем Рейне и в Ютландии оформились союзы англо-саксонских племен; на среднем Рейне – франкский союз племен; на верхнем Рейне – аллеманский союз племен (он включил в себя племена квадов, маркоманов и частично свевов). В бассейне Эльбы образовались союзы лангобардов, вандалов и бургундов. В Причерноморье уже существовали два больших и сильных политических союза: Остготский и Вестготский.

С конца IV и особенно в V в. начинается стремительный натиск варваров на территорию гибнущей Римской империи и ее завоевание. Началась эпоха Великого переселения народов. Завоевание империи растянулось более чем на столетие (IV-V вв.).

Многие племена формально считались союзниками империи. Императоры шли на подобные союзы сознательно, чтобы предотвратить катастрофу. Но эти попытки ни у кого не оставляли иллюзий. Грядущее падение Западной Римской империи было очевидным.

Завоевание империи сопровождалось иммиграцией варваров. С конца IV в. весь евразийский варварский мир пришел в движение. Причин было много: одни племена выталкивали другие с их территорий (гунны из восточных степей теснили славян, славяне, передвигаясь на запад, заставляли передвигаться на запад германские племена), потребность в новых, более плодородных землях, суровый климат. Пришедший в движение варварский мир объединяла общая ненависть к Римской империи. По всем дорогам Европы раздавался скрип варварских повозок, нагруженных всевозможным скарбом и домочадцами. Эпоха конца IV – начала VI вв. получила название Великого переселения народов.

Начало Великого переселения народов связывается с вторжением в пределы империи готов. Остготы и вестготы имели в Византии обширные земельные владения и в отличие от многих других варварских племен они не испытывали «земельного голода». Но тем не менее время от времени остготы делали набеги на Балканский полуостров. Несмотря на это, отношения их с Восточной Римской империей были, в основном, мирными.

Остготы и вестготы приняли арианство, как и многие варварские племена того времени. Проповедником арианства среди готов был епископ Ульфил, который перевел Библию на готский язык.

Из двух готских государств наиболее сильным было Остготское, во главе которого в течение 50 лет стоял король Германарих (325-375). При нем Остготское государство было многоплеменным: помимо готов, в него входили славянские и сарматские племена. Находясь в непосредственной близости с Византией, остготы подверглись сильному влиянию античной культуры греков. Остготы смешивались с греческим населением. Влияние на готов Причерноморья оказала культура греческих причерноморских колоний, особенно Боспорского царства.

В 375 г. в Причерноморье из Азии пришло многочисленное воинственное племя гуннов. Гунны были кочевым народом тюркско-монгольского происхождения. Ареал их первоначального расселения находился на границах Китая, затем гунны через Среднюю Азию и «Каспийские ворота» вошли в бассейн рек Дона и Днепра, т.е. на территорию остготов. Начинается война, в которой гунны одерживают победу, серьезно подорвав мощь Остготского союза. После этого гунны вместе с остготами пошли на вестготов. В этой опаснейшей ситуации вестготские вожди обращаются к византийским императорам с просьбой разрешить им поселиться на Балканах в качестве союзников-федератов. Византийские императоры разрешают, и во второй половине IV в. вестготы переходят Дунай. Для их поселения была выделена область Мезия (территория в современной Болгарии).

Появление вестготов на Балканах имело очень тяжелые и серьезные последствия, которые не могли предвидеть византийские императоры. Как только вестготы поселились на Балканах, у них начались стычки с византийскими чиновниками. Отношения вскоре приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. К тому же вестготов начали поддерживать и рабы империи. В стране сложилась опасная ситуация. Уже в качестве врагов империи вестготы переходят границу Мезии, продвигаясь на юг Балканского полуострова. В 378 г. близ Адрианополя вестготы разбивают римское войско, убивают главнокомандующего – императора Валента. Путь на Константинополь был открыт. Но в это время на престол входит император Феодосий I (379-395 гг.), которому удалось военными силами и дипломатией остановить продвижение вестготов вглубь империи. Чтобы умерить военный пыл вестготов, Феодосий I был вынужден пойти на предоставление им новых, более плодородных территорий на Балканском полуострове. Позже вестготам была предоставлена богатая и плодородная провинция Иллирия (на территории Югославии).

После смерти Феодосия I в 395 г. империя делится между его сыновьями. На востоке, в Византийской империи начинает править Аркадий (395-408), а на западе Гонорий (395-423). Эти братья находились в состоянии постоянной вражды, втягивая в нее варварские племена. Аркадий натравливает вестготов против Западной Римской империи. Полководец императора Гонория Стилихон (по происхождению он был варваром) долгое время сдерживал натиск вестготов на Италию. Для этого ему понадобились новые силы, и он отзывает из Британии римские легионы. Но успехи Стилихона были недолгими: в результате придворных интриг он был отстранен от должности и вскоре убит.

После смерти этого талантливого военачальника вестготы уже не встречали серьезного сопротивления, и в 409 г. король вестготов Аларих вступает на территорию Западной Римской империи. На его сторону переходит значительная часть армии западного императора, в том числе состоявшие на службе у римлян германцы. Аларих нашел также поддержку и у многочисленных рабов Римской империи.

В августе 410 г. Аларих берет Рим. Несколько дней продолжался страшный грабеж и разрушение столицы античного мира. Многие, знатные римляне погибли или были взяты в плен и проданы в рабство, кому-то из них удалось бежать в Северную Африку и Азию. Планы Алариха не ограничивались завоеванием Рима: он мечтал идти дальше, переправиться в Сицилию и в Северную Африку, но эти планы не осуществились – в 410 г. он умирает.

Некоторое время после смерти Алариха вестготы остаются в Италии. Затем, по договору с императором Гонорием, они уходят в южную Галлию, где в 419 г. образуют первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в г. Тулузевестготское королевство. Зависимость Тулузского королевства от римских императоров была условной, фактически это было уже самостоятельное государство.

В Галлии вестготы конфисковывали земли у римских землевладельцев и распределяли их между собой, при этом большую и лучшую часть земель захватила вестготская знать. Простые воины получили наделы – sortes, участки по жребию, в которые входили земля, леса, пастбища, луга, реки и т.д.

С конца V – начала VI вв. вестготское королевство начинает распространяться на юг. Вестготы идут за Пиренеи, где их столицей становится г. Толедо. Государство вестготов в период конкисты (VIII в.) завоевали арабы.

Когда вестготы основывали свое государство еще в Галлии, на Пиренейский полуостров вторглись другие варварские племена: свевы и вандалы. Свевы осели в северо-западной части полуострова, вандалы пошли на юг и поселились там. И в настоящее время эта область расселения вандалов носит название Андалузия. первоначальное ее название было Вандалу сия. Из Пиренеев вандалы с королем Гейзерихом переселяются в Северную Африку. Завоевав Северную Африку, вандалы в 439 г. основывают второе варварское королевство на территории Римской империи. Столицей вандалов становится древний город Карфаген. Как и вестготы, вандалы производят конфискацию земли у римских рабовладельцев, за счет которой быстро складывается и обогащается вандальская знать.

Отсюда, через Средиземное море, вандалы начинают совершать набеги на Италию. В 455 г. они захватывают Рим и предают его дикому разграблению, по сравнению с которым грабежи Алариха носили вполне невинный характер. Богатый и цветущий город быстро превратился в безлюдные развалины, среди которых бродили одичавшие домашние животные. С тех пор подобное проявление человеческой дикости получило название вандализма.

В первой половине VI в. королевство вандалов было завоевано Византийской империей и перестало существовать.

В середине V в. образовалось в бассейне р. Роны на территории будущей Франции образовалось новое варварское государство – Бургундское королевство со столицей в г. Лионе. Государство это было небольшим, но земли его были плодородны, и более того – оно занимало важное географическое и стратегическое положение. Образование Бургундского королевства отрезало связь Римской империи с ее провинцией – северной Галлией.

Так же как и другие варварские племена, бургунды перераспределяют на этой территории земельную собственность. Существуя вблизи Римской империи и романизированной Галлии, бургунды в значительной степени подверглись их культурному влиянию. Они усвоили латинский язык, римские обычаи и римские имущественные отношения. Однако массу населения Бургундии составляли крестьяне-варвары, получившие здесь свои наделы. Как и прочие германские племена, бургунды были арианами по вероисповеданию. О быте бургундов и их отношениях с римлянами, а также с другими варварскими племенами дает представление знаменитый эпос «Песнь о Нибелунгах», записанный в XII в. Это произведение в дальнейшем будет вдохновлять многочисленных композиторов, драматургов и писателей.

С основанием Вестготского, Вандальского и Бургундского королевств положение Западной Римской империи становится еще более критическим. В период создания первых варварских государств римским императором становится Валентиниан III (425-455). Он был бездарным и слабым императором, но при нем находился выдающийся министр – Аэций, которого называют «последний Великий римлянин». Аэций весь свой талант направил на спасение Римской империи. Он использовал для этого самые разные методы. Он пытался договориться с варварами, более лояльных к Риму, против варваров, враждебных и опасных ему.

В середине V в. у римлян появляется наиболее грозный враг – гунны. Гунны были опасны не только для Римской империи, но и для только что возникших варварских государств Западной Европы. В первой трети V в. гуннские племена объединились под властью энергичного и жестокого правителя Атиллы (435-453). Столица Атиллы, исходный пункт для набегов на Западную Европу, находилась на берегах Тиссы (на территории современной Венгрии). Атилла был первым в ряду средневековых завоевателей типа Чингисхана, Батыя, Тамерлана и т.п. С берегов Тиссы он делал походы на Балканский полуостров, Малую Азию, Армению и даже Месопотамию. Все его походы отличались жестокостью и носили грабительский характер. Ему платил большую дань и византийский император. В зависимость от Атиллы попали многие подунайские славянские племена.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ежегодная богословская конференция 2002 г богословие

    Документ
    Второе общее заявление и предложение Церквам п. 7. гласит «Восточные православные (нехалкидониты. — О. Д.) согласны, что Православные имеют право применять формулировку «две природы», поскольку согласны различать ‘в одном воображении’.

Другие похожие документы..