Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
опубліковані в пресі; 5) безпосереднє виявлення органом дізнання, слідчим, прокурором або судом ознак злочину....полностью>>
'Сочинение'
Учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели ...полностью>>
'Урок'
Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя....полностью>>
'Документ'
Кафедра экономической кибернетики экономического факультета Днепропетровского национального университета им. О.Гончара в свой юбилейный 30-й год приг...полностью>>

Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра политической экономии

Программа учебной дисциплины

История экономических учений

Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

(указываются код и наименования направления(ий)

подготовки (специальности (ей))

Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики

Москва 2010

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, об основных течениях, тенденциях развития экономической теории.

Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс истории экономических учений – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.

Курс история экономических учений представляет систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. История экономических учений это наука о закономерностях и этапах развития экономических знаний. Изучение ее помогает понять внутреннюю логику, эволюцию и взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.

Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, выяснить их связи с происходящими изменениями в реальной экономике.

Изучение истории экономической мысли способствует развитию умения объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);

  • способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);

    (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.

  • характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;

  • связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости;

Уметь:

  • на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.

  • ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

  • оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.

Владеть:

  • понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

  • навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

54 / 1,5

В том числе:

-

-

Лекции

36/1

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

18/0,5

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

54 / 1,5

В том числе:

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

-

Реферат

18/0,5

Другие виды самостоятельной работы

Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям

36/1

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость 108 часов

3 зачетных единиц

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Экономические учения доклассического периода

1.1: Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

1.2: Экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений

2.

Эпоха классической политической экономии

2.1: Создание теоретических предпосылок классической школы

2.2: Английская классическая политическая экономия

2.3: Политическая экономия К.Маркса.

2.4: Германская историческая школа как альтернатива классической политэкономии

3

Неоклассическая школа и современный мэйнстрим

3.1: Маржиналистская революция

3.2: Неоклассическая школа

3.3. Кейнсианство и неоклассический синтез

3.4. Американский неоконсерватизм

4

Альтернативы неоклассической школе

4.1: Посткейнсианство и новое кейнсианство

4.2. Германский неолиберализм и неоавстрийская школа

4.3. Институционально-социологическое направление

Раздел 1. Экономические учения доклассического периода

1.1. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Экономическая мысль Древнего мира. Экономическая мысль Древнего Востока: особенности формы выражения. Классификация основные письменные источники по истории хозяйства Древнего Востока. Экономическая проблематика древневосточных сочинений. Основные достижения экономической мысли Древнего Востока.

Экономическая мысль античного мира. Отражение особенностей социально-экономического устройства античного общества на содержании и формах выражения социальной мысли этого периода. Эволюция экономических воззрений в Древней Греции. Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Ксенофонт и описание натурального хозяйства. Основные экономические категории в интерпретации Платона. Экономические размышления Аристотеля – первое исследование рыночного хозяйства. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме. Проблема эквивалентного обмена.

Экономическая мысль в рамках церкви. Светская экономическая мысль. Основные проблемы, анализировавшиеся в эпоху средневековья.

Экономическая мысль периода раннего средневековья. Причины застоя и кризиса. Сравнение экономической мысли эпохи античности и экономических представлений ранних христиан.

Экономическая мысль классического средневековья. Каноническая доктрина ХП века. Схоластика как метод исследования. Разложение школы поздних схоластов.

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Первые критики церковной системы взглядов: гуманисты и представители реформации. Особенности проблематики и формы изложения.

Меркантилизм – первая попытка разработки программы экономического поведения. Две стадии развития меркантилизма. Теория торгового баланса и ее эволюция. Обоснование протекционизма. Взгляды на роль государства. Меркантилизм – программа развития экономики на основе торгового капитала. Основные достижения меркантилизма. Особенности меркантилизма в отдельных странах.

Первые денежные теории. Доктрина торгового баланса. Меркантилистские дилеммы и камералистика. «Политическая арифметика» У.Петти. Уроки эксперимента Джона Ло.

Раздел 2. Эпоха классической политической экономии

2.1. СОЗДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Исторические условия возникновения концепции экономического либерализма, основанной на принципах laisser faire. Общие характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее эволюции.

Две точки зрения на «классическую школу» - марксистская и западноевропейская.

П. Буагильбер об определяющей роли сельского хозяйства, о богатстве и бедности.

Экономическая школа физиократов. Учение о чистом продукте. Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кэне. А. Тюрго: проблема ценности. Физиократы против государственного вмешательства в экономику.

Ж.Б.Сей и его «Трактат политической экономии». Теория трех факторов производства и стоимости. «Закон рынков» Ж.Б. Сея или концепция о бескризисном экономическом росте в условиях laisser faire.

2.2. Английская классическая политическая экономия

А. Смит – центральная фигура классической политической экономии. Система «естественной свободы» в его «Исследовании о природе и причинах богатства народов». А Смит об источниках роста богатства, экономических законах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале, его структуре, о доходах основных классов общества. Формирование экономической науки как системы.

Д.Рикардо и его экономические взгляды. Книга Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Развитие трудовой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли. Принцип сравнительных преимуществ.

Т. Мальтус: «Закон народонаселения» и теория реализации.

Дж.С.Милль, его характеристика природы капитала, прибыли, социально-экономических реформ.

2.3. Политическая экономия К.Маркса.

Понятие производственных отношений. Отношение Маркса к классической политэкономии. Двойственный характер труда: труд абстрактный и труд конкретный. Товар как вещное отношение. Товарный фетишизм. Теория прибавочной стоимости. Структура капитала по К.Марксу. Теория ренты. Превращенные формы прибавочной стоимости и тенденции капиталистического накопления. Схемы воспроизводства К.Маркса. Отношение Маркса к теории недопотребления. Основное противоречие капитализма и кризисы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Примерная программа
    Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов
  2. Курс лекций по дисциплине история экономических учений москва 2008

    Курс лекций
    Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.
  3. Примерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая патофизиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель - формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об
  4. Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических
  5. Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических

Другие похожие документы..