Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
8)Неверно одно из следующих утверждений:"Получение этилена из этана является реакцией: 1)дегидрирования;2)каталитической;3)обратимой;4)экзотермич...полностью>>
'Закон'
Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим...полностью>>
'Документ'
Навчальний посібник «Державне управління» зорієнтований на освітньо-професійні програми підготовки магістрів державної служби та магістрів за спеціаль...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины является изучение методов расчета устойчивости положений равнове­сия механических систем, находящихся под действием внешних нагрузок...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Финансово-экономический факультет

Кафедра Экономической теории и корпоративного управления

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ______________

(подпись)

Протокол №1 от 24 сентября 2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2)

Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

Факультет – финансово-экономический

Форма обучения: дневная

Сыктывкар, 2010

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Финансово-экономический факультет

Кафедра Экономической теории и корпоративного управления

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ____________________

(подпись)

Протокол №1 от 24 сентября 2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИКРОЭКОНОМИКА

Направление «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Курс: 1

Семестр: 1-2

Форма обучения дневная

ВСЕГО - 288 час, 10 зачетных единиц.

Лекции: 72 час.

Практические занятия: 72 ч.

Самостоятельная работа: 144 час.

Форма итогового контроля: два экзамена

Сыктывкар

2010

Составлена

В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника бакалавриата финансово-экономического факультета.

ОДОБРЕНА УМК

Протокол №____ от «__» ____200__г.

Председатель УМК

_________к.э.н., доцент Л.Н. Фролова

Автор – Куликова Анна Николаевна, доцент кафедры ЭТиКУ СыктГУ

Содержание

  1. Цели освоения дисциплины

  2. Место дисциплины в структуре ОПП бакалавриата

  3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины «Микроэкономика»

  4. Методическая новизна дисциплины

  5. Структура и содержание дисциплины «Микроэкономика»

  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА».

Формирование глубокого и всестороннего экономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования, поэтому курс «Микроэкономика» изучается на всех экономических специальностях. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет как объекты профессиональной деятельности бакалавров направления «Экономика» поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Именно это и является предметом современной микроэкономики. В первой своей части она закладывает базовые методологические подходы в современной теоретической экономике, дает фундаментальный категориальный аппарат, необходимый для успешного освоения любой экономической дисциплины. Поэтому учебной целью базовой части курса в первом семестре является изучение основных понятий, категорий и инструментов экономической теории, описание наиболее общих взаимосвязей и закономерностей на разных уровнях современной экономики.

Во втором семестре, учебной целью развитой микроэкономической части курса является изучение закономерностей рационального экономического поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, при различных типах рыночных структур, и на этой основе – оценка влияния на общее благосостояние государственного вмешательства в функционирование рынков.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности и функционирования и успешно к ним приспосабливаться.

Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, критического мышления, без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для экономиста знание микроэкономических закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы аналитические и прогностические навыки, умение сопоставлять будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений, выбирая наиболее эффективную альтернативу.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет большого количества контрольных работ, которые являются формой промежуточного контроля знаний. В первой (базовой) части курса в рамках самостоятельной работы предусмотрено написание реферата, с целью научить студента применять теоретические знания к анализу конкретных практических проблем, самостоятельно подбирать и обобщать различные источники экономической информации. Формой итогового контроля является экзамен после первого семестра и экзамен после второго семестра.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.

«Микроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла (Б-3). Так как ее изучение предваряет все остальные экономические дисциплины, для ее успешного освоения необходимы качественные «входные» знания по обществознанию, истории, алгебре и геометрии на уровне средней школы, необходимы навыки быстрого чтения и конспектирования, публичного выступления, сбора и обобщения информации по конкретному вопросу, решения задач, научной дискуссии.

Курс «Микроэкономика» тесно связан с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов, как «Институциональная экономика», «Менеджмент», «Теория отраслевых рынков», «Ценообразование», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Налогообложение», «Бухгалтерский учет и анализ». Он предоставляет им категориально-понятийный аппарат, базовые экономические взаимосвязи и закономерности, теоретические модели поведения микросубъектов и функционирования рынков, методологию исследования.

Таким образом, место и роль дисциплины «Микроэкономика» заключается в создании методологический и терминологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, опирающегося на универсальные экономические принципы и закономерности.

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов микроэкономики, базового категориального аппарата и важнейших закономерностей и взаимосвязей;

- определение базовых субъектов микроэкономики (домашних хозяйств и фирм) и особенностей их рационального поведения при различных типах институционального окружения, на различных стадиях воспроизводственного процесса;

- изучение структуры и инфраструктуры хозяйственных взаимосвязей между субъектами микроэкономики;

- определение сущности, границ, функций государства в современной экономике, а также целей и механизмов корректировки экономического поведения хозяйствующих субъектов микроуровня со стороны государственных структур;

- описание причин возникновения и существования преимущественно рыночных форм взаимосвязей на микроуровне, видов и функций рынков;

- изучение теорий и моделей поведения потребителя, видов и эластичности спроса;

-изучение моделей производства и равновесия производителя;

-изучения сущности, видов издержек и доходов, моделей поведения фирм при различных типах рыночных структур;

- изучение сущности, видов, влияния на общественное благосостояние монополий и их государственного регулирования;

- изучение особенностей функционирования рынков ресурсов и формирования первичных факториальных доходов;

-изучение рисков хозяйствования и способов их снижения;

- изучение базовых этапов эволюции экономической мысли и основных экономических школ прошлого и настоящего.

3. КОМПЕТЕНЦИИ, НА ФОРМИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА».

Изучение дисциплины «Микроэкономика» (частично, на своем уровне анализа) формирует следующие общекультурные компетенции:

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

Также изучение данного курса частично формирует профессиональную компетенцию (ПК-6), в части формирования способности на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.

После изучения данного курса студент должен знать:

-закономерности функционирования современной экономики;

- основные понятия, категории и инструменты микроэкономики;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

- основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства (региональной, структурной, социальной, конкурентной, антимонопольной, научно-технической, политики доходов);

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

На основе изучения данного курса студент должен уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий ;

- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, определять стратегии развития хозяйствующих субъектов и их подразделений;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в форме выступления, доклада, реферата, статьи.

Студент должен владеть специальной экономической терминологией, методологией экономического исследования, навыками самообучения, профессиональной аргументации.

4. МЕТОДИЧЕСКАЯ НОВИЗНА ДИСЦИПЛИНЫ.

К методической новизне дисциплины «Микроэкономика» относится ее авторское деление на две части (по семестрам) – базовую и развитую. В первой (базовой) части предполагается изучение классическими методами не только основных современных экономических агентов микроуровня, их различных видов, функции и значение, но и процесс исторической эволюции как самих фирм и домохозяйств, их внутренней структуры, так и внешнего институционального окружения, включая развитие хозяйственной системы и функций государства в экономике. Особенный акцент сделан на значение, генезис и формы таких базовых институтов как собственность, разделение труда, традиции, рынок и план. Таким образом, в первой части курса формируются основы экономического мышления и базовые экономические категории, необходимые для успешного освоения не только микроэкономики, но и макро- и международной экономики. Во второй (развитой) части курса рассматриваются общепринятые микроэкономические модели, описывающие рациональное экономическое поведение потребителя и производителя (фирмы) с использованием, преимущественно, метода графического и математического моделирования, а также факториального анализа. С целью более качественного освоения этой части курса, студентам предлагаются авторские схемы лекций в электронном варианте, что позволяет более эффективно использовать аудиторные часы.

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА».

ЧАСТЬ 1 (первый семестр)

темы

Содержание

темы

Количество часов

Лек-ции

Семи-нары

Самостоятельная работа

1.

Предмет и метод экономической теории.

Предмет экономической теории, исторические этапы его эволюции. Уровни познания экономических явлений.

Особенности объектов исследования и подходов микро-, мезо-, макроэкономики. Субъекты и объекты экономических отношений. Методы экономических исследований. Принцип гедонизма. Позитивная и нормативная экономика. Функции и значение экономической теории.

4

4

4

2.

Блага и потребности. Общественные формы воспроизводства экономических благ.

Блага как экономическая категория. Виды благ. Особенности частных, общественных и смешанных благ. Потребности: сущность, виды, значение. Закон безграничного возрастания потребностей. Воспроизводство экономических благ: сущность, формы, стадии материального воспроизводства. Потребление – личное и производственное, частное и государственное. Собственность на блага, субъекты и объекты отношений собственности. Структура и содержание прав собственности. Типы и формы собственности, ее значение в системе экономических отношений.

6

6

10

3.

Структура национальной экономики.

Понятие экономической структуры. Отраслевая структура национальной экономики: элементы, связи, значение. Региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая структура. Макроэкономическая структура современной рыночной экономики. Разделение труда как основа формирования структуры субъектов экономики. Виды и значение разделения труда (естественного и общественного на национальном и международном уровне). Общее, частное и единичное разделение труда.

2

2

6

4.

Экономические ресурсы и факторы производства.

Сущность, виды и значение экономических ресурсов. Внешние и внутренние факторы производства. Закон относительной ограниченности ресурсов. Экономическая эффективность: сущность, показатели эффективности использования и распределения ограниченных ресурсов. Критерии Парето-оптимальности, причины отклонения от них. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек. Экономическая (хозяйственная) система: сущность, виды (традиционная, плановая и рыночная), оценка их социально-экономической эффективности.

6

6

12

5.

Производство и его экономические формы.

Сущность производства. Единичное и массовое производство, его технологические способы. Натуральное и товарное производство (простое и капиталистическое). Виды капиталистического товарного производства. Домашние хозяйства как субъекты экономических отношений, их виды и особенности поведения при различных хозяйственных системах. Фирмы как субъекты экономики, их сущность, виды, эволюция, значение.

3

4

8

6.

Распределение результатов производства. Доходы в современной экономике.

Распределение как фаза воспроизводства. Доход как экономическая категория. Виды доходов. Доходы субъектов экономики. Особенности государственных налоговых и неналоговых доходов. Значение и виды первичных факторных индивидуальных доходов. Заработная плата: сущность, виды, значение. Прибыль: виды и значение в рыночной экономике. Сущность и виды ренты. Процентные доходы. Вторичные доходы, сущность и виды трансфертов. Кругооборот продукта и доходов. Понятие и виды бюджетов экономических агентов. Оценка неравномерности распределения доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент. Причины неравенства доходов, пути и пределы его уменьшения.

5

4

8

7.

Обмен как фаза воспроизводства.

Сущность, формы, значение обмена, рынок как его организационная форма. Предпосылки возникновения и функционирования рыночной системы. Виды рынков и их функции. Структура рынка и ее типы. Экономическая инфраструктура (производственная, социальная и рыночная). Виды, элементы и значение рыночной инфраструктуры. Особенности равновесного подхода к моделированию рыночных процессов. Общее и частичное рыночное равновесие. Спрос (индивидуальный и рыночный): понятие и особенности графического моделирования. Неценовые детерминанты рыночного спроса. Предложение (индивидуальное и рыночное): понятие, особенности графического моделирования. Закон убывающей доходности. Значение фактора времени в экономическом анализе. Неценовые детерминанты рыночного предложения. Статическое частичное рыночное равновесие: механизм установления при совершенной конкуренции. Значение равновесных цены и объема продаж. Динамическое частичное рыночное равновесие: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное. Недостатки (фиаско) рыночной системы.

6

6

12

8.

Государство как субъект экономики.

Сущность и теоретические подходы к определению государства. Структура органов государственной власти и оценка значения государственного сектора в современной экономике. Универсальные задачи государства. Функции государства в современной смешанной экономике. Проблема внешних эффектов и их государственное регулирование. Государственная экономическая политика: определение, цели, виды, субъекты разработки и реализации. Инструменты государственного регулирования экономики: прямые и косвенные. Провалы государства.

4

4

12

Всего:

36

36

72

ЧАСТЬ 2 (второй семестр)

темы

Содержание

темы

Количество часов

Лек-ции

Семи-нары

Самостоятельная работа

1.

Методология анализа микроэкономики.

Методологические предпосылки и логика курса микроэкономики. Проблемы выбора оптимального решения. Полная рациональность, равновесие и свобода выбора агентов микроэкономики.

1

1

1

2.

Теория поведения потребителя.

Сущность и особенности спроса на потребительские блага и факторы производства. Виды потребительского спроса (функциональный и нефункциональный). Эластичность спроса по цене (точечная и дуговая). Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, факторы эластичности. Значения показателей эластичности спроса в практике ценообразования фирм и налогообложения. Сущность и факторы эластичности предложения по цене. Избыток потребителя и производителя, их использование для оценки влияния косвенного налогообложения на благосостояние общества.

Постулаты поведения потребителя. Полезность потребительских благ – сущность, теории, оценки. Кардиналистская теория полезности. Законы Госсена. Условия равновесия потребителя. Ординалистская (порядковая) теория поведения потребителя. Кривая безразличия и бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя в условиях неполной и полной взаимозамещаемости или взаимодополняемости благ. Моделирование эффекта дохода и замещения при построении графика спроса. Кривая «цена-потребление». Кривая Энгеля.

8

6

14

3.

Теория поведения производителя (фирмы).

Производственная функция. Затраты и результаты. Совокупный, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности и закон предложения. Мгновенный, среднесрочный и долгосрочный период в микроанализе. Производство с двумя переменными факторами. Изокоста и изокванта. Предельная норма технического замещения. Условие равновесия производителя в рамках технологического подхода (правило минимальных издержек). Кривая «путь развития». Экономия на масштабах (постоянная, возрастающая, убывающая).

Теории фирмы: технологический и институциональный подход. Сущность и виды контрактов, образующих фирму. Специфические, интерспецифические и универсальные ресурсы фирмы. Виды фирм. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Открытие, закрытие, санация и банкротство фирмы (предприятия). Валовая и предельная выручка.

Издержки фирмы: производственные и трансакционные; возвратные и безвозвратные; внутренние и внешние. Прибыль фирмы: сущность, виды (бухгалтерская экономическая и нормальная), ее значение в деятельности коммерческих фирм. Издержки фирм в краткосрочный период: постоянные, переменные, предельные. Общие и средние издержки. Динамика издержек в долгосрочный период. Минимально-эффективные размер фирмы. Изменение границ фирмы: причины, формы (концентрация, централизация, диверсификация).

8

8

16

4.

Моделирование равновесия фирмы при различных типах рыночных структур.

Рыночная структура: сущность и виды. Барьеры для входа (выхода) – стратегические и нестратегические. Конкуренция: определение, виды, инструменты, значение.

Равновесие фирмы при совершенной конкуренции (два метода определения). Фирма и отрасль: цена равновесия. Равновесие фирмы в условиях абсолютной монополии. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Монополизация рынков и излишки производителя и потребителя. Естественная (технологическая) монополия и проблемы ее госрегулирования. Основные показатели концентрации. Последствия монополии. Сущность и виды ценовой дискриминации.

Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Последствия рекламы.

Причины возникновения и виды олигополии. Равновесие олигополиста в моделях Курно, Бертрана, Нэша, Суизи, в ситуации картеля и «лидерства в ценах».

10

10

22

5.

Моделирование поведения фирмы как покупателя на рынках ресурсов.

Особенности спроса на ресурсы при совершенной и несовершенной конкуренции на ресурсных рынках. Предельный продукт в денежном выражении. Факторы изменения спроса на ресурс и факторы его эластичности. Правила наименьших издержек и максимизации прибыли, выраженные через рынок ресурсов.

Рынок труда: особенности индивидуального предложения. Равновесная заработная плата. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Модели конкурентного рынка труда, монопсонии и двухсторонней монополии на рынке труда. Профсоюзы и односторонняя монополия.

Рынок земли и недвижимости: особенности предложения и спроса (сельскохозяйственного и несельскохозяйственного). Экономическая (земельная) рента, дифференциальная и чистая рента, цена земли.

Рынок физического и финансового капитала: особенности предложения и спроса. Чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности. Значение процентной ставки как альтернативной цены капитала.

7

8

16

6.

Неопределенность и риски как результат экономической динамики.

Неопределенность (технологическая, внешней и внутренне среды) и риски хозяйствования. Виды рисков. Способы оценки и уменьшения прогнозируемых рисков. Страхование и экономическая безопасность

2

3

3

Всего:

36

36

72



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины .
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Микроэкономика» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров направления подготовки 080100.62 – «Экономика», обучающихся на дневном и заочном отделении. Учебно-методический комплекс по курсу содержит в себе рабочую программу курса,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080102 «Мировая экономика».
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины международные валютно-кредитные отношения направления подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса «Международные валютно-кредитные отношения». В нем содержится краткий обзор тем лекций, планы семинарских занятий, практические задания в виде экспресс-тестов
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы экономической теории: экономика фирмы» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..