Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Возникновение «новых индустриальных стран» (НИС) в зарубеж­ной Азии - очень важное и неординарное явление современ­ности, его анализу посвящена обшир...полностью>>
'Документ'
А наша комната – фрегат! Учитель: Да, да, корабль! Дети (хором): А мы – матросы! 3: Отважно все пустились в путь! Пусть окружают нас торосы, Мы не бо...полностью>>
'Регламент'
Валютный демпинг. Валютный арбитраж и его виды. Платёжный баланс государства: необходимость составления и значение. Методология составления платёжног...полностью>>
'Документ'
В  полугодии 2011 года пассажирские автомобильные перевозки в Ростовской области осуществлялись 139 крупными и средними транспортными предприятиями,...полностью>>

Программа дисциплины «Русский язык и культура письменной речи» Разделы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал Научно-исследовательского университета

«Высшей школы экономики»

Факультет социологии

Программа дисциплины

«Русский язык и культура письменной речи»

Разделы:

«Русский язык и культура речи»

«Академическое письмо»

для направления 040200.62 Социология

(квалификация «бакалавр»)

Курс 1

Модуль: 1-3 модули 2011/2012 уч.г.

Авторы программы:

Баранова В.В., к.и.н., доцент, vlada@

Куприянов А.В., кандидат биологических наук, доцент, e-mail: alexei.kouprianov@

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 201 г.

Зав. кафедрой Ж.В. Кормина

________________________ [подпись] «___»____________ 201 г.

Согласована УМО

Начальник УМО

________________________ [подпись]

Утверждена Советом Факультета «___»____________ 201 г.

Председатель

________________________ [подпись]

Санкт-Петербург

2011

Раздел

«Русский язык и культура речи»

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящий раздел «Русский язык и культура речи» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов первого курса направления 030501040100.62 Социология.

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом ГСЭ.Ф.08. по направлению подготовки специалистов по специальности 040200.62 Социология.

  1. Цели курса

Целью курса является знакомство студентов с нормами современного русского языка в области фонетики, лексикологии, морфологии и синтаксиса. В задачи курса входит знакомство студентов с основными правилами написания письменного текста в научном стиле: оформление работы, стилистическое соответствие, правильное построение аргументации.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения раздела студент должен:

  • иметь представление о нормах современного русского языка;

  • уметь выстраивать письменный и устный тексты в соответствии с этими нормами;

уметь выстраивать научную аргументацию;

  • обладать практическими навыками написания и стилистической правки текста

По окончанию курса студент должен знать основные современной стилистики, учение о функциональных стилях языка, основные лингвистические понятия.

Таким образом, в ходе курса формируются значимые общенаучные компетенции построения грамотного письменного и устного текста в научном стиле, инструментальные компетенции создания справочно-библиографических материалов к научному тексту и навыков работы с официальными документами, социально-личностные и общекультурные компетенции грамотного устного выступления и аргументации речи.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

  1. Тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Название разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работаЛекцииСеминарыПрактические занятия1Русский язык. Функциональные стили языка.1282Официально-деловой и публицистический стиль.2483Научный стиль и аргументация. 24104Разговорная речь. Внелитературные подсистемы языка.2445Стилистика частей речи .24126Синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы. Стилистические функции.2487Синтаксическая стилистика144итого122654

  1. Формы контроля знаний студентов

  • текущий контроль: осуществляется на семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль по данному курсу: контрольная работа

  • итоговый контроль: экзамен.

Результирующая оценка за курс складывается из следующих составляющих:

25% - выполнение домашних заданий

45% - итоговая письменная работа (зачет)

30% - работа на семинарах

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Русский язык. Функциональные стили языка.

Кодификация языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Социальная, территориальная вариативность. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Тема 2. Официально-деловой и публицистический стиль

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Основные речевые жанры официально-делового стиля, упражнения в написании актов, договоров и др. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.

Тема 3. Научный стиль и аргументация

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Речевые жанры научного стиля: эссе, диплом / курсовая работа /диссертация, резюме, аннотация, статья, рецензия, тезисы, обоснование проекта. Принципы оформления сносок и ссылок в научном тексте. Оформление справочно-библиографических ссылок. ГОСТ, «оксфордская система» и др.

Тема 4. Разговорная речь. Внелитературные подсистемы языка.

Основные особенности разговорной речи носителей литературной нормы. Жаргон, сленг, арго. Язык эмигрантов.

Тема 5. Стилистика частей речи

Стилистическая характеристика категории рода, числа у имени. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола. Стилистическая характеристика наречий. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений. Особенности склонения числительных.

Тема 6. Синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы. Стилистические функции

Системные связи русской лексики. Стилистические функции синонимов и антонимов. Градация. Антитеза. Ошибки, вызванные смешением паронимов. Многозначность слова как причина неточности высказывания.

Тема 7. Синтаксическая стилистика. Вариации грамматической координации форм подлежащего и сказуемого. Стилистическая оценка вариантов управления. Использование различных типов сложного предложения.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля

Примерные вопросы/задания для домашнего задания:

1. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли.

2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: автор, адрес, бухгалтер, век, год, директор, джемпер, договор… и др.

3. Можно ли считать следующие группы слов синонимами? Всадник, конник, верховой, конный. Слепой, слепец, незрячий.

    1. Примеры заданий для контрольной работы

По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.

4. 1. Дайте определения понятиям «функциональный стиль», «жанр».

Как связаны эти понятия?

2. В какой сфере общественной деятельности функционирует официально-деловой стиль? Назовите его основные черты.

Найдите синтаксические ошибки, исправьте предложения

3.Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.

4. Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

5. По сообщения газет, вскоре граждане будут оплачивать за квартиру значительно больше, чем сейчас.

6. У нас еще осталось много вопросов о приватизации жилья, но об этом мы продолжим тему в следующий раз.

7.Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики.

В данных примерах найдите случаи неправильного выбора форм числительных, исправьте предложения:

8.На занятиях не было обоих сестер.

  1. Четверо журналисток были направлены на место событий.

  2. Записали программу с помощью двоих дисков.

1.

Укажите верное значение заимствованного слова

Апокриф1. произведение с неподтвержденным авторством2. надпись на памятнике3. посвящениеАльтернатива1. чередование2. переменная3. взаимоисключающие возможности

2. Исправьте ошибки:

1. Создано три звена по три доярки в каждом, из кторых двое работают, а одна отдыхает.

2. Перед нами были два крепких, сльных мужчины, вернувшихся с работы.

3. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения. .1. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

Контрольные вопросы по курсу «Русский язык и культура письменной речи»:

  1. Назовите функциональные стили русского языка.

  2. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

  3. Дайте определение понятию «речевой жанр», приведите примеры.

  4. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

  5. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

  6. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  7. Назовите основные языковые черты разговорной речи.

  8. Дайте определения синонимам, антонимам, омонимам, паронимам. Приведите примеры.

  9. Что такое заимствования, варваризмы?

  10. В какие эпохи наиболее интенсивно шел процесс заимствования иноязычной лексики в русский язык?

  11. Дайте определения неологизмам, устаревшей лексике. Укажите основные типы устаревших слов.

  12. Какие варианты находятся вне системы функциональных стилей (иди за пределами литературной нормы)? Дайте определение понятиям профессиональная лексика, диалект, социальный диалект, жаргон, сленг, арго.

  13. Перечислите основные разряды числительных в русском языке, укажите их грамматические особенности.

  14. Основные грамматические категории имени существительного, использование вариантных форм в разных стилях.

  15. Использование деепричастных и причастных оборотов в различных текстах.

Принципы построения эссе.

  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: выполнение упражнений на за, ответы на вопросы, обсуждение сложных случаев домашней работе, активное участие в работе группы, выступления с мини-докладами. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем.

  1. Учебно-методическое обеспечение курса

Базовый учебник:

Мизинина И.Н. Русский язык и культура речи.  Москва, 2005 г.

  1. Рекомендуемая литература (основная)

    • Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. С. 217-237.

    • Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004. С. 226-242.

    • Поливанов Е. Д. Стук по блату // Поливанов Е. Д. За марксистское языкознание. М.: Федерация, 1931 или /apr/textes/polivan/poliv7.htm

    • Клубков П. А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб, 2000.

    • Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2001.

    • Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

    • Розенталь Д.И. Русский язык. М., 1992. С. 55-63.

    • Земская Е.А. Русская разговорная речь. М., 1973.

    • Земская Е.А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века // Русский язык конца XX века. М., 2001

  1. Справочная литература

    • Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999

    • Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

    • Крысин А.П. Толковый словарь иностранных слов.

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная):

    • Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996

    • Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На занятиях используется проектор для работы с прзентациями в программе Пауэр Пойнт.

Раздел
«Академическое письмо»

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной раздела дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавра, изучающих раздел «Академическое письмо» дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».

Программа разработана в соответствии с

  1. Образовательным стандартом НИУ для факультета социологии

  2. Образовательной программой для направления для направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавра

  3. Рабочим учебным планом университета для направления для направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавра, утвержденными в 2010г.

  1. Цели освоения дисциплины

Курс должен ознакомить студентов с основами академического письма. Цель курса—сформировать элементарные навыки сбора и фиксации информации, навыки анализа композиции научных статей, составления резюме научных текстов, написания исследовательских работ (прежде всего, с ориентацией на эмпирически содержательные исследования). Содержательно курс опирается на одно из широко распространенных руководств по Academic Writing (Booth et al., 2003; русск. Пер.: Бут и др., 2004).

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • приобрести навыки анализа текста и участия в групповом обсуждении, приобрести дополнительные навыки работы с компьютером (в том числе, пользование MS Word и MS Excel или аналогичными пакетами OO.o Writer и OO.o Calc, пользование электронной почтой), навыки работы в библиотеке, включая виртуальный электронный читальный зал ГУ—ВШЭ, навыки сбора и фиксации информации, навыки анализа композиции научных статей, составления резюме научных текстов, написания исследовательских работ;

  • усвоить необходимые социальные навыки, как на семинарах, так и в ходе работы по сбору данных и написанию эссе, когда студенты оказываются вовлечены в интенсивную коммуникацию со своими однокурсниками.

В результате освоения дисциплины студент направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавров осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

Студент умеет обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений

Участие в исследовательских проектах в рамках курса, дискуссия во время семинаров

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент правильно дает определения понятиям и правильно их применяет в рассуждении, не нарушает правила и законы логики, в состоянии четко сформулировать и оценить альтернативную точку зрения по конкретной проблеме

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам, участие в исследовательских проектах в рамках курса

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент способен использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации

Участие в исследовательских проектах в рамках курса

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент знает как и где быстро найти необходимую информацию в глобальной сети

Участие в исследовательских проектах в рамках курса

владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент способен читать и схватывать «с листа», «с экрана», общий смысл текстов на иностранном языке

Чтение литературы к семинарам, участие в исследовательских проектах в рамках курса

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров. Она представляет собой вторую часть обширного курса «Русский язык и культура речи».

Для направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавров настоящая дисциплина является базовой. Программа рассчитана на (90 учебных часов, из них 38 часов аудиторных занятий и 52 часа самостоятельной работы студентов). В течение двух модулей студенты должны выполнить домашние задания по сбору эмпирического материала и написать итоговую работу в виде эссе. Аудиторные занятия включают 13 семинаров и 6 лекций (каждое занятие — 2 академических часа). Семинары посвящены проработке отдельных разделов базового учебного пособия по курсу, анализу композиции и резюмированию научных статей, обсуждению прогресса в написании итоговых эссе.

Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, выполнение домашних заданий и написание итогового эссе. Выполнение домашних заданий по сбору эмпирического материала производится индивидуально, для написания итоговых эссе студенты объединяются в аналитические группы по три (в исключительных случаях — четыре) человека. Домашние задания по сбору эмпирического материала рассчитаны на то, что каждый студент выполняет по определенной схеме небольшую часть работы, после чего передает собранный им материал в соответствующую аналитическую группу. В результате, каждая аналитическая группа работает с материалом, собранным понемногу всеми студентами, что позволяет значительно превысить объемы информации, обычно собираемые студентами и группами студентов в рамках учебных заданий по курсам. Серия разнообразных заданий позволяет обеспечить материалом для работы все аналитические группы. Поскольку собранный материал можно обрабатывать и далее, ставя другие исследовательские вопросы (мощность аналитических групп и время, отпущенное для написания эссе недостаточны для исчерпывающего анализа), предполагается, что базы данных, создаваемые и пополняемые студентами, могут быть использованы их преемниками в последующие годы (в том числе, отдельными студентами и за пределами данного курса для написания исследовательских работ – курсовых и ВКР бакалавра).

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • владеть навыками конспектирования, работы с компьютером;

  • владеть элементарными навыками деловой переписки.

  • владеть начальными навыками работы в компьютерной сети СПбФ ГУ-ВШЭ;

  • владеть начальными навыками работы с простейшими офисными приложениями, с их наиболее базовыми функциями (в особенности это касается MS Excel или OO Calc);

  • уметь самостоятельно работать с учебной и справочной литературой;

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (история, социология, экономика, философия и др., а также спецкурсов и факультативов) и в ходе самостоятельной научной работы студентов над эссе, курсовыми работами и выпускной квалификационной работе бакалавра.

  1. Тематический план учебной дисциплины

Для направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавров

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

Практичес-кие занятия

1

Введение

1

1

2

Сбор эмпирических данных и письменный отчет как необходимые элементы исследовательской работы

19

1

18

3

Композиция научной статьи

22

2

10

10

4

Визуальная презентация данных

14

4

6

4

5

Написание текста

24

2

6

16

6

Планирование исследовательской работы

10

2

4

4

Всего

90

12

26

52



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины русский язык и культура речи для студентов всех не филологических специальностей Форма обучения: очная

    Программа дисциплины
    В настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуются не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями,
  2. Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов, обучающихся по неязыковым специальностям Факультет иностранных языков

    Программа дисциплины
    Факультет физики и информатики 050202.65 – Информатика, 050502.65 – Технология и предпринимательство, 050203.65 – Физика, 050500.62 – Технологическое образование (Бакалавриат)
  3. Программа дисциплины Русский язык и культура речи Составитель

    Программа дисциплины
    Повысить уровень практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.
  4. Рабочая программа дисциплина Русский язык и культура речи (для аспирантов)

    Рабочая программа
    укрепить знание правил, относящихся ко всем уровням структуры русского языка, и научиться применять их для продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей;
  5. Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Рекомендуется для направления подготовки (3)

    Рабочая программа
    Формирование представления о современном русском языке как универсальном средстве общения, обеспечивающем коммуникативные потребности индивидов, социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных и пр.

Другие похожие документы..