Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Музыка среди всех видов искусств является наименее конкретной; образы её нельзя облечь в зримую форму, как в изобразительном искусстве (живописи, ску...полностью>>
'Анализ'
Топ-менеджер одной из столичных компаний по разработке программного обеспечения Андрей не переживает из-за возможного сокращения доходов в кризис. Три...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.1...полностью>>
'Учебное пособие'
Рекомендовано Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького как учебное пособие для студентов медицинских факультет...полностью>>

Е. В. Леонтьева -г. П. Окорокова

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

21

Развитие некоммерческих организаций в разных частях страны нахо­дится на разных этапах, о чем свидетельствуют как число самих организа­ций, так и разнообразие их организационно-правовых форм и количество членов и сотрудников.

Экономический портрет некоммерческого сектора

Число НКО в России, хотя и уступает аналогичным показателям других стран, составляет около 8% всех хозяйствующих субъектов. Однако динамика развития сектора отстает в развитии от экономики в целом.

Несмотря на сложности получения информации о вкладе некоммерчес­ких организаций в ВВП России по системе национальных счетов, последние не­сколько лет наблюдается устойчивое снижение этого вклада по доступным для оценки показателям (с 0,8% в 2002-м до 0,4% в 2005-м годах).

В системе национальных счетов каждая из некоммерческих организаций причисляется к тому сектору экономики, субъекты которого она обслуживает. Исключение составляют лишь НКО, которые предоставляют услуги домаш­ним хозяйствам, - они выделяются в отдельный сектор экономики. По данным статистического ежегодника «Национальные счета России в 1999-2006 годах» можно судить только об НКО, оказывающих услуги домохозяйствам (иначе го­воря- населению): они наряду с самими домашними хозяйствами, корпораци­ями, государством и финансовыми посредниками рассматриваются системой национальных счетов как базовые сектора экономики. По данным опроса руко­водителей НКО, проведенного компанией РОМИР в рамках «Мониторинга граж­данского общества-2006», только 3,3% НКО не оказывают услуги населению.

В соответствии со статистическими наблюдениями в раздел «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» по­падает вся деятельность общественных объединений (кроме ТСЖ). Ее структура по состоянию на 2007 год показана на рис. 9.

Основным источником доходов НКО являются различные взносы, пожер­твования и безвозмездные поступления. По оценкам Росстата, в 2005 году доля различных пожертвований в бюджете НКО составляла около 70%. При этом и НКО, и сами представители власти говорят о том, что финансирование деятель­ности НКО со стороны государства должно увеличиваться (рис. 10).

По мнению большинства граждан, оказание финансовой поддержки НКО является стимулом их развития. Так считают 66% опрошенных. Но примерно та­кое же число россиян считает не менее важным финансирование НКО со сторо­ны отечественного бизнеса 61 %.13

Анализ данных о некоммерческих организациях, собранных в 2006-2007 годах Общественной палатой Российской Федерации, позволяет также выяс­нить масштабы включенности НКО в различные финансовые потоки. Так, 44% организаций получают средства от государственных и муниципальных органи-

13 Репрезентативный опрос населения Российской Федерации, проведенный Государственным уни­верситетом - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) совместно с Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение». - М., 2007.

22

Рис. 9. Деятельность общественных организаций в сфере предоставления

прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

(% от числа организаций) *

Деятельность профессиональных организаций 10%

Деятельность религиозных организаций

12%


Деятельность

профессиональных

союзов

36%


Деятельность политических организаций

4%

Деятельность

коммерческих и

предпринимательских

организаций

1%

Деятельность

прочих общественных

объединений

37%

* Данные статистического регистра хозяйствующих субъектов Федеральной службы государствен­ной статистики, 2007 год, фиксированное состояние.

Рис. 10. Как Вы считаете, государству следует увеличить финансовую

поддержку НКО, сократить или оставить на прежнем уровне?

(% от числа опрошенных)*



опрос руководителей НКО


опрос представителей власти

-Н-

D Следует увеличить финансовую поддержку НКО

D Следует оставить финансовую поддержку НКО на прежнем уровне

■ Следует сократить финансовую поддержку НКО

ЕВ Затрудняюсь ответить

*АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН) «Третий сектор России: оценка влиятельности». - М., 2007.

23

заций, 30% ведут собственную хозяйственную деятельность и 37% получают поддержку от компаний. Получение средств из тех или иных источников раз­нится от региона к региону. Так, больше всего средств от иностранных гранто-получателей заявляют представители Дальневосточного федерального округа (23%), а в Центральном и Уральском федеральных округах доля таких средств самая маленькая. Напротив, в Москве больше всего организаций, живущих за счет членских взносов (17%), а также, вместе с Уральским федеральным ок­ругом, в нем больше всего средств выделяют компании (18% и 21%). Москва отличается и самым большим числом организаций, живущих за счет коммер­ческой деятельности (21%).

Опора нате или иные источники финансирования соответствует характе­ру и приоритетным направлениям деятельности НКО. Организации, имеющие бюджетное финансирование, чаще всего работают с молодежью, занимают­ся организацией досуга и массовых мероприятий. Членские взносы являются основным доходом для организаций в правовой сфере и сфере содействия развитию бизнеса и предпринимательства, а иностранные средства во многом расходуются на развитие самого некоммерческого сектора, консультации, об­разовательную и научно-исследовательскую деятельность, правовую защиту и информационную поддержку.

Средства бизнеса могут быть предоставлены для любых сфер деятель­ности, но в основном концентрируются на подержании работы с социально уязвимыми слоями населения, инвалидами, детьми-сиротами, финансировании спортивных и культурных мероприятий.

Несмотря на то, что собственная экономическая активность НКО остается низкой, источников их финансирования становится больше, это ведет к большей устойчивости НКО.

Нормативно-правовое обеспечение некоммерческого сектора и общественной активности

Законодательство, регулирующее создание, деятельность и отчетность организаций гражданского общества, в 2007 году не претерпело значительных изменений. Свое воздействие на сектор оказали акты, ранее принятые и всту­пившие в силу в 2007 году.

Так, в связи со вступлением в силу новых редакций Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» изменился порядок регистрации и отчетности организаций, что, в числе прочего, привело к умень­шению числа некоммерческих организаций и увеличению числа проверок их де­ятельности различными ведомствами. Облегчение получили лишь религиозные организации, а также после вступления в силу закона будут освобождены от обязанности сдавать отчетность и проходить проверки такие некоммерческие организации, как товарищества собственников жилья, садоводческие, огород­нические и дачные некоммерческие объединения граждан. Как результат, около 60% всех некоммерческих организаций не сумели вовремя и в полном объеме

24

сдать отчетность, а ФРС пока не смогла проанализировать отчеты и предложить какой-либо механизм более эффективного заполнения форм.

Поэтому попытка государства установить для всех некоммерческих организаций единый порядок регистрации, сроки и формы отчетности, формы государственного контроля не достигает пока своей цели.

В качестве положительных изменений необходимо отметить развитие законодательства. Принятый Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» предусматривает две формы создания целевых капиталов:

  • НКО может быть сама владельцем такого капитала и единственным по­
    лучателем дохода от него (эта модель применима прежде всего для образова­
    тельных учреждений, музеев, больниц и т.д.);

  • НКО может быть одним из получателей средств целевого капитала специ­
    ализированной организации, единственная цель деятельности которой - создание
    и расходование средств целевого капитала (аналог классического грантодающе-
    го фонда).

По итогам 2007 года большинство целевых капиталов (9 из 10) пока созда­но по первой модели, в которой НКО - собственник капитала.

Другим результатом вступления в силу данного Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ стало расширение списка организаций, имеющих право получать пожертвования.

Кроме того, в 2007 году началась подготовка законопроекта, расширяю­щего возможности поддержки гражданами благотворительной деятельности, в частности, предполагается стимулировать и поощрять добровольчество, т.е. безвозмездный труд граждан, результаты которого будут служить общественно полезным целям. Этим же законопроектом предусматриваются льготы по налогу на доходы физических лиц, перечисляющих средства в любые благотворитель­ные организации, а не только имеющие бюджетное финансирование, как это предусмотрено законодательством в настоящий момент, в размере до 25% со­вокупного годового дохода.

Не менее важно и то, что в ходе разработки и продвижения данных за­конопроектов Общественной палатой была отработана технология для вовле­чения всех заинтересованных сторон в процесс их публичного обсуждения, выработки консолидированного общественного мнения и донесения его через Общественную палату до основных разработчиков законопроектов. Составляющие этой технологии - информационная кампания, общественные слушания на стадии доработки, общественная экспертиза на стадии рассмот­рения законопроекта и принятия его в Государственной думе. С появлением Общественной палаты у гражданского общества появилась возможность реаль­ного влияния на законотворческую деятельность.

В 2007 году сотрудничество власти и общества получило дальнейшее правовое закрепление не только на федеральном уровне, но и в регионах. Общественные советы, в состав которых входят видные общественные деяте­ли и специалисты по профилю деятельности ведомств, в 2007 году созданы и действуют при многих федеральных ведомствах. Аналогичный процесс идет и на региональном уровне, где формирование и деятельность различных консуль­тативных, общественных или экспертных советов при исполнительных органах власти нормативно закрепляется.

25

В апреле 2006 года российское законодательство, которое регулиро­вало такие формы диалога, как общественные палаты, государственная под­держка НКО, социальный заказ, обращения граждан, публичные слушания и общественная экспертиза, благотворительность, состояло из 1363 норматив­ных актов, принятых на уровне субъектов Федерации. К октябрю 2007 года количество нормативных актов, регулирующих те же сферы взаимоотноше­ний власти и общества, увеличилось до 2351, причем наиболее четко и уже в большинстве субъектов Федерации законодательно урегулированы вопросы проведения публичных слушаний и общественных экспертиз, а также создание консультативных и экспертных советов. Расширение нормативной базы свиде­тельствует об укрепляющейся тенденции постепенного и поступательного раз­вития регионального законодательства (законов и подзаконных актов), многие из которых изменяются или дополняются в зависимости от темпов развития и активности гражданского сектора региона.

Таким образом, изменения законодательства об НКО коснулись не­скольких сфер: налоговой - изменения носят позитивный, стимулирующий характер, политической - изменения ограничивают деятельность организа­ций гражданского общества, экономической - принятые изменения играют как позитивную, так и негативную роль в развитии гражданского общества.

Поддержка государством и бизнесом институтов гражданского общества

Система поддержки НКО в последний год претерпела значительные изме­нения. Можно выделить три основные причины такого изменения: вступление в силу поправок к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», увеличение государственного финансирования и активизация российских благотворителей.

В связи со вступлением в силу в 2006 году поправок к Закону об обще­ственных объединениях деятельность всех иностранных благотворительных организаций была осложнена. Так, количество отчетов и планов деятельности, которые иностранные доноры вынуждены теперь предоставлять в ФРС еже­квартально, увеличивает объем работы и расходы доноров, которые могли быть использованы для поддержки российских НКО.

Одновременно произошло увеличение финансирования деятельности НКО со стороны государства. Причем не только на федеральном уровне уве­личилось финансирование деятельности НКО, но и в большинстве регионов продолжилась практика предоставления средств в виде муниципального гранта или заказа, а также привлечения НКО для выполнения разного рода работ на возмездной основе. (Рис. 11).

По данным РОМИР, бюджетные средства составляют 29% финансирова­ния НКО. Из них 7% приходится на федеральный бюджет, 9% - бюджеты субъ­ектов Федерации и 13% - местные бюджеты.

Более того, в соответствии с реализацией среднесрочной программы раз­вития МЭРТ начал подготовку нового законопроекта, который уравняет в правах бюджетные и небюджетные НКО при получении средств из бюджета. Подобная

26

законопроектная деятельность говорит о желании государства создать более конкурентную среду в сфере предоставления социальных услуг.

Рис. 11. Доля общественных объединений в Центральном федеральном округе по источникам доходов*


11%


30%


20%

18%

16%

И Зарубежные организации

и Членские взносы

■ Коммерческие организации

И Собственная хозяйственная деятельность

D Госудаственные, муниципальные организации

□ Другие источники

" Отчет о проведении исследования по проблемам развития гражданского общества в Центральном федеральном округе, 2008 г.

Главная отличительная черта последнего года - увеличивающееся фи­нансирование со стороны российских благотворителей, компаний и специа­лизированных организаций (в большинстве своем - фондов). По результатам только одного конкурса «Корпоративный донор России» средства, выделенные десятью крупнейшими компаниями на благотворительные и социальные цели в 2005 году, составили 3,2 млрд. рублей, а в 2006 - около 6 млрд. рублей. Однако тематика, которую поддерживают российские благотворители, остается доста­точно узкой - дети, образование, здоровье, спорт. Это не совсем совпадает с ожиданиями граждан, но воспринимается ими и государством лучше, чем если бы российские доноры поддерживали экологию или правозащиту.

Благотворительная помощь со стороны граждан, прежде всего социаль­ным учреждениям, растет. Однако граждане стремятся передать свои средства напрямую в больницы или детские дома, а не в специализированные организа­ции, системно решающие данные проблемы. Так, только Российский фонд по­мощи в 2007 году привлек средств на 128 млн. рублей, из которых лишь 1 млн. прошел через счета организации.14

14 Поданным на ноябрь 2007года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публикации 2008 года Монографии

    Урок
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  2. Московская битва в хронике фактов и событий предисловие

    Документ
    Человечество всегда хранит в своей памяти события, в которых решалась его судьба. В их ряду важнейшее место занимает Московская битва — самая крупная битва Великой Отечественной и всей Второй мировой войны, втянувшая в свою орбиту более 7 млн чел.
  3. Публикации 2009 года монографии

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  4. Статьи Общественные науки Философия (2)

    Документ
    Веселова В.В. Аксиологический подход концепции использования трудовых ресурсов - как основное условие формирования новых мотивационных механизмов трудовой деятельности Интеллектуальное развитие общества в аспекте научно-исследовательской
  5. Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок проведения ига)

    Методические рекомендации
    1. Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Закономи Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

Другие похожие документы..