Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
З метою запобігання шкідливому впливу низьких температур на стан здоров’я вихованців дошкільних і позашкільних навчальних закладів, учнів загальноосв...полностью>>
'Урок'
Кто из учителей литературы не жаловался на то, что дети не читают? Кто из нас не сетовал на малое количество часов, отведенных на уроки литературы? И...полностью>>
'Документ'
Предисловие Глава I. Теоретические ошибки экономистов-народников Глава II. Разложение крестьянства Глава III. Переход землевладельцев от барщинного хо...полностью>>
'Конкурс'
Пролетели, мелькнули дни самой длинной четверти. Одно событие сменяло другое. Заглянув в калейдоскоп событий, увидим, что некоторые из них вошли в ист...полностью>>

Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России Содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.4. Материальное и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности

Материально-техническое обеспечение транспортной безопасности расходными средствами включает устойчивое снабжение транспортных объектов, служб транспортной безопасности топливом, горюче-смазочными материалами, запасными частями, а также специальным обмундированием и оборудованием экипажей транспортных средств и персонала транспортных объектов, аварийно-технических и других экстренных служб поддержания безопасности в нормативно установленных объемах.

Материально-техническое обеспечение транспортной безопасности (за исключением транспортных объектов аварийно-технических и других экстренных служб поддержания безопасности и их персонала) осуществляется хозяйствующими субъектами исключительно за собственный счет. Материально-техническое обеспечение транспортной безопасности объектов аварийно-технических и других экстренных служб поддержания безопасности и их персонала осуществляется хозяйствующими субъектами за собственный счет и при поддержке бюджетами соответствующего уровня. Порядок такой поддержки должно устанавливать Правительство Российской Федерации.

В целях обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в отдельных видах имущества, необходимого для выполнения требований по транспортной безопасности, могут создаваться государственные, муниципальные и частные лизинговые компании.

Финансирование научно-исследовательских работ в области обеспечения транспортной безопасности должно включаться в цели расходования средств бюджетов, федеральной целевой программы, направленной на обеспечение транспортной безопасности, а также фондов обеспечения транспортной безопасности средств хозяйствующих субъектов.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен рассматривать обращения хозяйствующих субъектов и научных организаций об оказании финансовой поддержки НИОКР в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений об оказании финансовой поддержки.

5.5. Особенности ресурсного обеспечения транспортной безопасности в кризисных ситуациях

Ресурсное обеспечение предупреждения кризисных ситуаций на транспорте предусматривается в планах готовности и осуществляется за счет средств хозяйствующего субъекта. Ресурсное обеспечение соответствующих мер транспортной безопасности в период ликвидации кризисных ситуаций осуществляется за счет хозяйствующего субъекта и средств бюджетов соответствующего уровня, в том числе путем компенсационных выплат пострадавшим объектам и субъектам транспортной системы.

Если потребность в ресурсном обеспечении в период ликвидации кризисных ситуаций превышает возможности хозяйствующего субъекта, недостающее ресурсное обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. В том случае, когда в ходе расследования кризисной ситуации устанавливается вина хозяйствующего субъекта в формировании кризисной ситуации, на него возлагается обязанность компенсировать расходы бюджетов соответствующих уровней на ресурсное обеспечение ликвидации кризисной ситуации.

6. Общегосударственная система управления обеспечением транспортной безопасности

6.1. Организация и структура

Общегосударственная система управления обеспечением транспортной безопасности (см. рис.2.) включает в себя субъекты и объекты управления и организацию взаимодействия между ними.

Конституция РФ

Международные органы и организации

Международные договоры


Президент РФ


Концепция транспортной безопасности

Указ


Послание Парламенту


Бюджетное послание


Правительство РФ

Парламент РФ

бюджет

законы


ФЦП


Минтранс – специально уполномоченный орган

ФЦП

ФЗ «О транспортной безопасности»

технические регламенты



Субъект РФ


МФ

МВД

ФСБ

МЧС

МПЭ

МО

МЭРТ

ФАС

ФСТ

МИД

МПР

Мин

здрав

СВР


Местное самоуправление

ФСНТ

ФСЭТА

Прокуратура

надзоры



ФАЖТ

ФАВТ

ФАМРТ

ФДА


Совместные органы


Территориальные органы


Временные органы



Управленческие воздействия


Хозяйствующие субъекты

Службы безопасности


Рис.2. Общегосударственная система управления транспортной безопасностью

Страховщики

Потребитель транспортных услуг

Третьи лица


К субъектам управления относятся:

- международные органы и организации;

- национальные государственные органы различных уровней;

- органы местного самоуправления.

Объектами государственного регулирования являются хозяйствующие субъекты, включая третьих лиц, страховщики, службы транспортной безопасности, потребители транспортных услуг. В конкретных случаях субъектно-объектные отношения (в управленческом смысле) могут возникать между указанными органами, организациями и лицами в различных комбинациях, могут даже менять их местами.

Интересом и целью субъектов управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с принципом конечной ответственности государства за транспортную безопасность является достижение ее установленного уровня, предотвращение (минимизация) ущерба всех видов, соответственно,

для хозяйствующих субъектов - их экономический успех (прибыль), для потребителей транспортных услуг – качественные (в т.ч. безопасные) транспортные услуги.

Государственное управление в данной сфере во всех своих решениях должно гармонизировать перечисленные интересы на максимально достижимом в конкретных случаях уровне.

Основными видами управленческих воздействий в адрес объектов управления являются:

- выработка и установление норм, правил и требований по обеспечению транспортной безопасности;

- контроль, надзор за их исполнением;

- санкции в случае неисполнения;

- определение общеэкономических условий деятельности хозяйствующих субъектов;

- договорные условия с хозяйствующими субъектами в рамках государственно-частного партнерства;

- в необходимых случаях бюджетное финансирование мероприятий транспортной безопасности хозяйствующих субъектов и нижестоящих бюджетов разных типов.

В соответствии с данными видами управленческих воздействий должны быть сформированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, построена их субординация по вертикали и координация по горизонтали.

Государственное управление должно быть:

- рефлексивно и адаптивно к текущим и прогнозируемым угрозам транспортной безопасности (надзор, контроль, мониторинг, оценка угроз, планирование);

- обеспечено ресурсно (кадры, научно-техническое развитие, информатизация, материально-техническое обеспечение, собственные средства хозяйствующих субъектов и средства бюджетов, нормативно-правовая база);

- подготовлено к возможным кризисным ситуациям (планы готовности, учения, тренинги, неприкосновенный запас определенных ресурсов);

- целенаправленным, устанавливая цели управления в формате «уровень транспортной безопасности – сроки достижения»;

- спланированным на основе прогнозных оценок угроз, международных условий и иных развивающихся процессов;

- ориентированным на достижение уровня транспортной безопасности не ниже лучших мировых показателей;

- комплексным и скоординированным в отношении всех субъектов и объектов управления и управленческих воздействий;

- динамичным (временные органы: комиссии, штабы и т.п.);

- прозрачным, легитимным, основанным на общедоступной законодательной и иной нормативно-правовой базе;

- координирующим, обеспечивая координацию через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

- обеспечено поддержкой спецслужб только в рамках принадлежащих исключительно им специальных полномочий.

Структуру и конкретные полномочия органов федеральной исполнительной власти должно определять Правительство Российской Федерации.

6.2. Основные функции субъектов и объектов управления

К основным функциям субъектов и объектов общегосударственной системы управления обеспечением транспортной безопасности относятся:

- мониторинг и оценка уровня транспортной безопасности;

- планирование и подготовка мер по обеспечению транспортной безопасности;

- реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в штатной обстановке;

- реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, а также по выполнению планов готовности в кризисной ситуации;

- расследование кризисной ситуации, работа по минимизации ущерба и ликвидации их последствий.

Реализация перечисленных функций происходит на стадиях: повседневного управления обеспечением транспортной безопасности (штатная обстановка), кризисной ситуации и расследования кризисной ситуации.

На стадии в процессе планирования разрабатывается государственная политика в области транспортной безопасности, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы (в том числе федеральная целевая программа) по обеспечению транспортной безопасности. Важным элементом на стадии планирования является выработка механизма взаимодействия элементов государственной системы между собой. Совместно должны разрабатываться и отрабатываться планы готовности, утверждаться перечень основных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, проводиться различные учения, тренинги, методические семинары, конференции.

На этой же стадии обеспечивается координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности в целях достижения согласованности действий по предупреждению, выявлению и пресечению кризисных ситуаций, а также обеспечения необходимого уровня транспортной безопасности.

К числу мер на этой стадии относятся:

  • работа по мониторингу уровня транспортной безопасности и категорирование транспортных объектов;

- формирование и ведение Единого банка данных о грузоотправителях и пассажирах;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях достижения согласованности действий по поддержанию необходимого уровня транспортной безопасности, а также своевременного обмена информацией.

Помимо этого, функции повседневного управления включают установление требований к персоналу, занятому на транспортных объектах и экипажу транспортного средства, а также мероприятия по проверке и допуску кадров на некоторые категории транспортных объектов. По результатам вырабатываются рекомендации, направленные на повышение эффективности работы и взаимодействия элементов государственной системы обеспечения транспортной безопасности.

На стадии кризисной ситуации успешная реализация функций обеспечения транспортной безопасности зависит от эффективности выполнения функций мониторинга и планирования (подготовки) на предыдущей стадии управления. Функции, осуществляемые в кризисной ситуации включают реализацию разработанных ранее планов готовности, мер, предусмотренных ими, в том числе по ликвидации (минимизации) последствий кризисных ситуаций. Обеспечивается своевременное информирование соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, а также информирование в установленных пределах и оповещение населения о возникшей кризисной ситуации. Принимаются меры по проведению эвакуационных, аварийно-спасательных работ, а также по ограничению доступа в зоны кризисных ситуаций. Наиболее важная сторона данной функции - координация органов государственной власти и иных органов и организаций, ответственных за проведение мероприятий, направленных на устранение кризисной ситуации и минимизации вреда.

На завершающей стадии расследования кризисной ситуации и ликвидации (минимизации) последствий функции по обеспечению транспортной безопасности включают организацию расследования причин возникновения и развития кризисной ситуации, выявление виновных лиц, допустивших те или иные ошибки или халатность при выполнении полномочий.

На этой стадии также обеспечивается координация органов государственной власти с целью проведения наиболее полного расследования и обмена информацией в установленных пределах. Организуется сотрудничество при расследовании с хозяйствующими субъектами, которые проводили собственное расследование причин кризисной ситуации. При необходимости привлекаются экспертные и иные организации для помощи в расследовании.

На всех стадиях осуществляется контроль и надзор со стороны уполномоченных органов государственной власти за надлежащей реализацией мер по обеспечению транспортной безопасности.

6.2.1. Государство

Функции государства в управлении обеспечением транспортной безопасностью распределяются на основе субординации и координации органов исполнительной власти. Высшим звеном является Президент Российской Федерации, который определяет основные цели в области обеспечения транспортной безопасности. На их основании Правительство Российской Федерации разрабатывает задачи и направления государственной политики, организует ее исполнение. По вопросам обеспечения транспортной безопасности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют в соответствии с указаниями федеральных органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления действуют в соответствии с указаниями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области транспортной безопасности. Кроме этого, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен исполнять следующие функции:

  • общую координацию деятельности в области транспортной безопасности;

  • разработку и утверждение планов готовности на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, для отдельных видов транспорта;

  • утверждение планов готовности отдельных национально значимых хозяйствующих субъектов и транспортных объектов (по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);

  • разработку государственной политики и нормативных правовых актов, Доклада о транспортной безопасности;

  • в определенных случаях руководство временными органами, создаваемыми для управления кризисными ситуациями и ликвидации (минимизации) их последствий;

  • осуществление государственно-частного партнерства в области транспортной безопасности;

  • иные функции, определенные Правительством Российской Федерации.

Функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в субъектах Российской Федерации осуществляют его территориальные органы.

6.2.2. Хозяйствующие субъекты

Хозяйствующий субъект в области транспортной деятельности может:

  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению транспортной безопасности;

  • взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения транспортной безопасности и при осуществлении государственно-частного партнерства;

  • получать на определенных условиях информацию из Единого информационного банка данных о пассажирах и грузоотправителях;

  • проводить собственные расследования в целях установления причин и обстоятельств кризисных ситуаций;

  • организовывать в установленном порядке охраняемые зоны и ограничивать в них право передвижения граждан;

  • снимать с транспортного средства и изолировать в специально отведенном месте проблемный груз, составив акт о снятии указанного груза. Требования к акту устанавливаются специально уполномоченным органом.

Хозяйствующий субъект обязан:

  • соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными документами;

  • содержать в исправном состоянии технические и специальные средства, необходимые для безопасного и бесперебойного функционирования транспортных объектов;

  • заключить договор оказания услуг обеспечения транспортной безопасности со Службой транспортной безопасности либо создать собственную Службу транспортной безопасности в качестве структурного подразделения;

  • обеспечить наличие необходимых планов готовности;

  • обеспечить осуществление мер по предупреждению, действиям в условиях кризисных ситуаций, ликвидации (минимизации) их последствий во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

  • предоставлять в установленном порядке информацию в Единый информационный банк данных о пассажирах и грузоотправителях, а также информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления об угрозах и самих кризисных ситуациях;

  • обеспечить информирование пассажиров и грузоотправителей о правилах и порядке действий в кризисных ситуациях на транспорте;

  • допускать к работе, связанной с обеспечением транспортной безопасности, лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований и правил транспортной безопасности;

  • принимать участие в техническом расследовании причин кризисной ситуации, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных ситуаций;

  • нести ответственность за нарушения транспортной безопасности.

6.2.3. Служба транспортной безопасности

Службой транспортной безопасности должно признаваться юридическое лицо, созданное специально для целей обеспечения транспортной безопасности, либо структурное подразделение хозяйствующего субъекта в области транспортной деятельности.

Деятельность Службы транспортной безопасности по обеспечению безопасности на транспорте должна лицензироваться.

В целях обеспечения транспортной безопасности во исполнение договора с хозяйствующим субъектом Служба транспортной безопасности осуществляет:

  • разработку и реализацию мер по предупреждению, действиям в условиях кризисных ситуаций, ликвидации (минимизации) их последствий во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

  • охрану территории транспортного объекта;

  • принятие дополнительных мер транспортной безопасности в периоды повышенной угрозы или кризисной ситуации;

  • паспортно-визовой контроль пассажиров и досмотровые мероприятия;

  • выявление, задержание правонарушителей и передачу их правоохранительным органам;

  • контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности по перевозке пассажиров и грузов;

  • контроль за соблюдением мер транспортной безопасности персоналом, находящимся в охраняемой зоне;

  • анализ состояния транспортной безопасности транспортных объектов и представление итогов этого анализа уполномоченным представителям соответствующих органов;

  • при наличии установленных оснований принятие решения по вопросу об отказе в перевозке проблемных пассажиров, багажа или грузов;

  • содействие правоохранительным органам и федеральным органам исполнительной власти в обеспечении правопорядка на объектах транспорта;

  • в случае привлечения уполномоченными органами участие в проведении служебных расследований по фактам нарушения требований транспортной безопасности персоналом.

В ходе осуществления деятельности по обеспечению транспортной безопасности сотрудникам служб транспортной безопасности должно быть разрешено применение специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных для применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. И. Гирько начальник внии мвд россии

    Документ
    По данным официальной статистики в 2006 году зарегистрировано 112 фактов терроризма. Однако по ряду объективных причин (угроза террористических посягательств и иных актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, рост аварийности
  2. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности россии (евразийский аспект)

    Автореферат
    Защита состоится « » октября 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д.002.088.03 при Институте социально-политических исследований РАН по адресу: 11 1, г.
  3. Высшего Арбитражного Суда рф, материалы судебной практики, а также специальная литература

    Литература
    Куликова Ольга Валентиновна - доцент, кандидат юридических наук кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".
  4. Законности и правопорядка экологическая безопасность россии проблемы правоприменительной практики

    Закон
    Сборник научных трудов подготовлен по материалам научно-практической конференции, организованной 29 ноября 2002 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ совместно с Комитетом Совета Федерации
  5. Обеспечение экономической безопасности при реформировании естественных монополий

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Другие похожие документы..