Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
09.00-10.30 - Заседание Правительства Республики Татарстан «О выполнении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической ...полностью>>
'Документ'
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2010 году произошло 1...полностью>>
'Документ'
Заявка На участие в XIV Международных Кирилло-Мефодиевских Чтениях “Диалог науки и религии в едином процессе познания мира и человека” - 4 мая 008 год...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияРоссийский университет дружбы народовКафедра международного права юри...полностью>>

Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России Содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.4. Планы готовности

План готовности формируется на всех уровнях управления в области обеспечения транспортной безопасности - от экипажа транспортного средства, персонала транспортного объекта и хозяйствующих субъектов до органов государственной власти и местного самоуправления, как постоянных, так и временно образуемых в условиях кризисной ситуации на транспорте.

В плане готовности устанавливается:

- распределение обязанностей и ответственностей;

- порядок действий в периоды предупреждения, действий в условиях кризисной ситуации и ликвидации (минимизации) их последствий участвующих по должности и привлекаемых лиц;

- порядок оповещения и спасания пассажиров, экипажа, персонала, третьих лиц, грузов и иного имущества;

- порядок действий ввиду предстоящего расследования кризисной ситуации;

- порядок и средства связи;

- порядок действий на стыках управления отдельными участками транспортной инфраструктуры и отдельными перевозочными операциями, с вышестоящими и нижестоящими уровнями управления транспортной деятельностью;

- порядок координации действий со специалистами, пожарными и иными службами спасания;

- порядок действий при столкновении с проблемным пассажиром и проблемным грузом;

- перечень и отметку о проверке обязательного комплекта спецсредств;

- отметку о прошедших и предстоящих учениях и тренингах в условиях, приближенных к реальным;

- иные сведения.

Порядок утверждения и формирования конкретного содержания планов готовности, контроля за наличием и ведением определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4.5. Контроль, надзор и оценка угроз транспортной безопасности

Контроль, надзор и оценка угроз транспортной безопасности наиболее важны для предупреждения происшествий на транспорте. Их эффективность должна обеспечиваться непрерывностью контроля и надзора, оперативностью выявления и реагирования на угрозы транспортной безопасности.

Контроль уровня транспортной безопасности должен осуществляться путем организации внутрифирменного (внутри хозяйствующих субъектов транспортной деятельности) и внутриведомственного (государственного) контроля (внутри системы государственной власти). Должен производиться контроль исполнения требований нормативных и индивидуальных предписаний (от нормативных правовых актов до инструкций и приказов), контроль выполнения должностных обязанностей, исполнения отдельных решений, принимаемых как в штатных, так и в условиях кризисной ситуации.

Для хозяйствующих субъектов выстраивание эффективной системы внутрифирменного контроля дает дополнительные конкурентные преимущества, возможность повышения качества услуг, снижения издержек, возникающих в результате нарушений транспортной безопасности (реальный ущерб, компенсации пассажирам и грузовладельцам и т.п.).

При осуществлении контроля и надзора хозяйствующие субъекты должны иметь право:

- на государственную и (или) общественную защиту при проведении мероприятий по контролю и надзору;

- на непосредственное присутствие при проведении мероприятий по контролю и надзору и необходимые объяснения;

- на ознакомление с результатами мероприятий по контролю и надзору, указание в актах об ознакомлении о своем согласии или несогласии с действиями должностных лиц органов государственного контроля и надзора;

- на обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для органов государственной власти внутриведомственный (государственный) контроль должен повышать эффективность их деятельности и взаимодействия государственных органов в системе обеспечения транспортной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности в отношении хозяйствующих субъектов, должны нести в установленном порядке ответственность за причиненный хозяйствующим субъектам ущерб, в случае, если не выявлено нарушений требований и правил транспортной безопасности хозяйствующими субъектами.

Совершенствование систем внутрифирменного и внутриведомственного обеспечения должно идти по следующим направлениям:

- разработка типовых норм (стандартов, правил) внутрифирменного и внутриведомственного контроля;

- повышение информатизации внутрифирменного и внутриведомственного управления транспортной безопасностью;

- стимулирование различных форм саморегулирования в отдельных сферах обеспечения транспортной безопасности на основе разработки отраслевых или межотраслевых стандартов обеспечения транспортной безопасности.

Особое внимание при организации внутрифирменного контроля транспортной безопасности должно уделяться деятельности служб транспортной безопасности (служб авиационной безопасности, ведомственной охраны, охранных предприятий). Должны быть унифицированы правовые основы деятельности служб транспортной безопасности, включая взаимодействие с хозяйствующими субъектами и государственными органами. Необходимо четкое разделение полномочий и ответственности, в том числе в части контроля, между администрациями хозяйствующих субъектов и службами транспортной безопасности.

Надзор в сфере обеспечения транспортной безопасности заключается в осуществлении проверок государственных органов и хозяйствующих субъектов независимым специально уполномоченным надзорным органом. В этой сфере должно быть четкое распределение полномочий между надзорными органами. Вопросы осуществления транспортного надзора должны быть детально регламентированы, в том числе – и на законодательном уровне. Необходима унификация требований по обеспечению транспортной безопасности, полномочий и статуса должностных лиц надзорного органа, процедур осуществления надзора в различных отраслях транспорта. Необходимо принятие нормативных актов, разграничивающих полномочия по надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства между ФСНТ и МВД, закрепление полномочий по надзору в сфере промышленного транспорта за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В порядке совершенствования системы надзора в сфере транспортной безопасности целесообразно поручить координацию ФСНТ. Учитывая сложную структуру ФСНТ, созданной на базе надзорных органов различного уровня и организационно-правовых форм, необходимо осуществление комплекса организационных и правовых мероприятий по модернизации отраслевых надзорных служб ФСНТ, совершенствованию структуры и методов деятельности их территориальных органов, особенно в сфере морского и речного транспорта, автомобильной и автодорожной деятельности.

Оценка угроз транспортной безопасности должна осуществляться как в оперативном, так и в долгосрочном режиме. Оперативная оценка угроз должна складываться на основе мониторинга основных процессов в транспортном комплексе на уровне хозяйствующих субъектов, региона, отрасли, внешнеэкономической деятельности. Текущая информация об угрозах транспортной безопасности должна поступать также в результате проведения оперативно-розыскной и иной специальной деятельности правоохранительных органов. В связи с многочисленностью источников получения текущей оперативной информации об угрозах целесообразно создание единой системы сбора и анализа информации об угрозах транспортной безопасности, способной обеспечить информационный обмен и оповещение об угрозах транспортной безопасности. При ее построении необходимо обеспечить должный уровень ее научно-технического оснащения, механизмы доступа и защиты информации.

Координацию этой деятельности должен осуществлять специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, при взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, научными и экспертными организациями, хозяйствующими субъектами. Результаты текущей и прогнозной оценки угроз транспортной безопасности должны учитываться при корректировке Концепции и иных нормативных правовых актов, в случае необходимости должны вноситься соответствующие изменения в организацию деятельности системы обеспечения транспортной безопасности. Текущая и прогнозная оценка угроз транспортной безопасности должна отражаться в Докладе о транспортной безопасности.

4.6. Международное сотрудничество

В качестве самостоятельного направления выделяется разработка и реализация целевых программ обеспечения транспортной безопасности (включая международное сотрудничество).

Особое значение в рамках данного направления имеет развитие сотрудничества в области обеспечения транспортной безопасности с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, хозяйствующими субъектами, а также с международными организациями для координации усилий и взаимодействия по снижению риска и ущерба от кризисных ситуаций на транспорте на территории Российской Федерации и за ее пределами; формирования благоприятных экономических условий и обеспечения безопасности деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации при осуществлении международных перевозок. Необходимым условием и правовой основой такого сотрудничества является гармонизация законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется в целях:

- координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по обеспечению транспортной безопасности, включая предотвращение, действия в условиях кризисных ситуаций, а также ликвидацию (минимизацию) их последствий как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

- содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений в сфере транспортной деятельности;

- создания благоприятных экономических условий и обеспечения безопасности деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации при осуществлении международных перевозок;

- совершенствования международных и внутригосударственных механизмов обеспечения транспортной безопасности, выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности и совершивших их лиц;

- гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется посредством:

- участия Российской Федерации в международных мероприятиях по обеспечению транспортной безопасности и международных форумах;

- проведения переговоров и консультаций с иностранными государствами;

- организации и обеспечения в пределах практических возможностей и с учетом национальных интересов Российской Федерации взаимного обмена информацией с иностранными государствами, оказания помощи иностранным государствам в области обеспечения транспортной безопасности, а также реализации совместных программ и иных мероприятий в указанной области на двусторонней и многосторонней основе;

- взаимодействия с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями по вопросам расследования причин и обстоятельств кризисных ситуаций.

Представительство интересов Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также федеральными органами исполнительной власти, организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия.

5. Ресурсное обеспечение транспортной безопасности

5.1. Финансовое обеспечение транспортной безопасности

5.1.1. Источники финансирования транспортной безопасности

Финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности должно осуществляться за счет собственных средств хозяйствующих субъектов, а также средств бюджетов всех уровней. Координацию финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности должен осуществлять специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В целях координации финансирования специально уполномоченный орган обязан обеспечить:

- оценку средств бюджетов всех уровней, а также хозяйствующих субъектов в финансировании основных потребностей по обеспечению транспортной безопасности;

- ежегодно (до 1 мая) подачу заявки на финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с требованиями бюджетной классификации и процедурами, предусмотренными бюджетным законодательством;

- своевременное предоставление заявки на финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в Министерство финансов для учета в проекте бюджета на последующий финансовый год;

- использование федеральных бюджетных средств на финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;

- использование федеральных бюджетных средств на финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;

- отчет об использовании средств в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Порядок оценки средств бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов в финансировании транспортной безопасности, а также порядок обращения хозяйствующих субъектов в определенных ситуациях за финансовый поддержкой в целях обеспечения транспортной безопасности должно устанавливать Правительство Российской Федерации.

Для решения важнейших задач обеспечения транспортной безопасности, таких, как преодоление технологической отсталости транспортного комплекса, предупреждение и готовность к новым угрозам, требующим неотложных мер по совершенствованию системы транспортной безопасности, обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации должно разработать федеральную целевую программу обеспечения транспортной безопасности

Хозяйствующие субъекты должны финансировать мероприятия по обеспечению общих и особых требований транспортной безопасности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть механизм налогового стимулирования хозяйствующих субъектов финансировать транспортную безопасность.

5.1.2. Общенациональные прогнозные потребности финансирования транспортной безопасности

Достижение приемлемого уровня транспортной безопасности в Российской Федерации является затратной задачей и требует финансовых расходов на государственное управление, капитальные затраты, подготовку кадров, НИОКР, специальные мероприятия.

Точный объем дополнительных затрат по защите объектов транспортной безопасности может быть рассчитан только после инвентаризации всех объектов транспортной безопасности, проведения оценки их уязвимости и категорирования. Сами эти работы оцениваются в сумму около 1,2 млрд. руб. Оценка совокупных затрат в России на обеспечение транспортной безопасности показывает, что освоение требуемых средств потребует сроков, превышающих один финансовый год, т.е. предполагает несколько ежегодных процедур формирования, принятия и реализации федерального и иных бюджетов. Соответственно, к моменту реализации этих процедур должна быть произведенаи инвентаризация, оценка уязвимости и категорирование, что даст основу для заявок в федеральный бюджет на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с программами работ (федеральные целевые программы и функциональные расходы) и необходимостью полной реализации требуемых национальных затрат.

Более детально оценка потребностей финансирования транспортной безопасности показывает, что потребность только гражданской авиации России, включая государственные и частные авиапредприятия и аэропорты, в финансовых ресурсах для реализации новых международных требований составляет 34,417 млрд. руб. (здесь и далее в ценах 2004 г.).

Новые международные требования по созданию системы безопасности в морском судоходстве, вытекающие из главы XI-2 МК СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС, предусматривают реализацию на национальном уровне следующих мероприятий:

- проведение оценки уязвимости судов и портовых средств, разработку планов охраны, исполнение которых контролируется государством. Затраты на осуществление этих мероприятий в 46 основных портах Российской Федерации составляют 336 млн.руб.; на 1880 судах под российским флагом – 210 млн.руб.;

- дооснащение систем безопасности портовых средств техсредствами охраны и досмотра – 1521 млн. руб.;

- дооснащение систем безопасности судов техсредствами охраны – 364 млн. руб.;

- создание учебно-тренажерных центров, обучение 5000 специалистов -79 млн. руб.

Общая потребность отрасли для реализации новых международных требований составляет около 2,5 млрд. руб.

Потребности ОАО РЖД в дополнительном финансировании на обеспечение транспортной безопасности составляют:

- на подготовку кадров в области транспортной безопасности – 1,5 млн. руб.;

- на техническое оснащение транспортных объектов системами транспортной безопасности до 2010 г. – 3 млрд. руб. В целом по железнодорожному транспорту затраты нужны в сумме свыше 3 млрд. руб.

Потребности метрополитена в дополнительном оснащении составляют около 1,5 млрд. руб., на оплату дополнительного контингента привлеченной государственной охраны 90 млн. руб.

Учитывая, что за 2000-2005 гг. финансирование дорожного хозяйства упало в 3 раза, а по данным ДПС 12% смертельных исходов связано с неудовлетворительным состоянием автодорог и, что к 2005 г. только 25% автодорог общего пользования удовлетворяют требованиям безопасности, только восстановление финансирования составляет около 200 млрд. руб. в год.

Дополнительные национальные затраты на обеспечение транспортной безопасности имеют следующий вид. (См. табл. 3).

Таблица 3

Потребность в дополнительных национальных затратах

на обеспечение транспортной безопасности

Вид транспорта (деятельности)

Сумма, млрд. руб.

Воздушный*

34,4

Водный

2,5

Железнодорожный

3,0

Метрополитен

1,5

Дорожная деятельность (в год)

200

* по 110 основным аэропортам на конец 2004 г.

5.1.3. Экономический эффект от реализации Концепции (прогноз)

Реализация основных мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит получить определенный экономический эффект, который достигается благодаря:

- сокращению ущерба здоровью и жизни людей, потерь и порчи грузов, подвижного состава, элементов транспортной инфраструктуры;

- снижению экономических и социальных потерь, вызываемых задержками и сбоями в организации и грузопотоков;

- предотвращению экологического ущерба в связи с загрязнением окружающей природной среды.

На основании прогнозных оценок на пять лет выполнение мер безопасности на транспорте позволит сократить экономический ущерб на треть (или 6% в среднем в год) и получить величину эффекта от снижения экономического ущерба в 4,5 млрд. руб. в среднем в год.

Исходя из мировых аналогов, в которых укрепление мер безопасности позволило обеспечить увеличение объема перевозок дополнительно на 1-1,5% ежегодно, можно прогнозировать, что совокупный выигрыш отечественной экономики может составить также порядка 4 млрд. руб. в год, в том числе дополнительные доходы федерального бюджета около 600 млн. руб. в среднем в год.

Указанные выгоды для федерального бюджета и экономики страны в целом могут быть еще выше, учитывая возможности транзитного потенциала России. Примеры Китая и Казахстана говорят о возможности роста вклада транзитных перевозок в ВВП до 10%.

5.2. Кадровое обеспечение транспортной безопасности

В целях подготовки кадров, обеспечивающих транспортную безопасность, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен формировать перечень специальностей, требования к специалистам, необходимым для обеспечения транспортной безопасности, образовательных стандартов по этим специальностям и разрабатывать предложения по обеспечению государственного заказа и стимулирования целевого заказа хозяйствующих субъектов на подготовку соответствующих специалистов.

Сотрудники хозяйствующих субъектов и служб транспортной безопасности должны иметь квалификацию, соответствующую профессиональным обязанностям. При трудоустройстве сотрудников хозяйствующих субъектов и служб транспортной безопасности в профессиональные обязанности которых входит обеспечение транспортной безопасности, могут быть введены определенные ограничения.

Сотрудники хозяйствующих субъектов и служб транспортной безопасности, в профессиональные обязанности которых входит обеспечение транспортной безопасности, должны подлежать обязательному страхованию за счет средств работодателей на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением служебных обязанностей.

5.3. Информационное обеспечение транспортной безопасности

В целях современного осуществления мер по предотвращению кризисных ситуаций при транспортной деятельности, для согласованной работы между федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами должен быть создан Единый информационный банк данных о пассажирах и грузоотправителях (далее – банк данных), находящихся в собственности Российской Федерации. Единый информационный банк формируется и поддерживается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Доступ к информационным ресурсам в банке данных должен быть разграничен по категориям пользователей, а круг самих пользователей ограничен.

Банк данных может включать информацию, предоставленную органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, также информацию, предоставленную Российской Федерации в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности. Информация, предоставленная органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и полученная в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, должна использована исключительно в соответствии с задачами оперативно-розыскной деятельности. Информация, предоставленная Российской Федерации в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности, должна использоваться в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации должны вести сотрудничество с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора и обмена информации, касающейся обеспечения транспортной безопасности.

На основании информации, содержащейся в банке данных, может формироваться транспортный паспорт пассажира и грузоотправителя, который в определенных случаях может служить основанием для снижения требований к процедуре досмотра.

Порядок формирования, использования и защиты информационных ресурсов банка данных, в том числе в части формирования транспортного паспорта пассажира и грузоотправителя должно устанавливать Правительство Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. И. Гирько начальник внии мвд россии

    Документ
    По данным официальной статистики в 2006 году зарегистрировано 112 фактов терроризма. Однако по ряду объективных причин (угроза террористических посягательств и иных актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, рост аварийности
  2. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности россии (евразийский аспект)

    Автореферат
    Защита состоится « » октября 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д.002.088.03 при Институте социально-политических исследований РАН по адресу: 11 1, г.
  3. Высшего Арбитражного Суда рф, материалы судебной практики, а также специальная литература

    Литература
    Куликова Ольга Валентиновна - доцент, кандидат юридических наук кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".
  4. Законности и правопорядка экологическая безопасность россии проблемы правоприменительной практики

    Закон
    Сборник научных трудов подготовлен по материалам научно-практической конференции, организованной 29 ноября 2002 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ совместно с Комитетом Совета Федерации
  5. Обеспечение экономической безопасности при реформировании естественных монополий

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Другие похожие документы..