Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть Б1.Б.1 История 4 144 х экзамен Б1.Б. Философия 4 144 х экзамен Б1.Б.3 Иностранный язык ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской...полностью>>
'Реферат'
Галузь промисловості – сукупність підприємств і виробництв, що об’єднані схожістю технології та продукції, що виробляється. До 2 р. галузь голографіч...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 12 мая 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманит...полностью>>

Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России Содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.3.1. Состояние нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность транспортной деятельности в Российской Федерации

Несмотря на наличие обширного законодательства и материалов нормативно-правового характера, призванных повышать уровень транспортной безопасности современное состояние законодательной базы не адекватно существующим угрозам безопасности. В числе федеральных законов в сфере транспорта адресно на обеспечение безопасности направлен только один закон – «О безопасности дорожного движения». Прочие нормативно-правовые акты в разной степени касаются проблемы транспортной безопасности, но не решают ее основных вопросов.

Отсутствует единый концептуальный документ, определяющий систему и упорядочивающий законодательство в данной сфере.

В российском праве отсутствует понятие «транспортная безопасность», нормативно-правовая база обеспечения транспортной безопасности несистемна и недостаточна в части четкого определения субъектов и объектов транспортной безопасности, недостаточно четко (в т.ч. в ходе административной реформы) организовано разделение компетенций и ответственности, координация между федеральными органами исполнительной власти, особенно в периоды предупреждения и наступления самой кризисной ситуации, разграничения пределов ответственности государства и хозяйствующих субъектов, соответствия федерального законодательства нормам международного права.

Законодательно четко не установлено отнесение различных видов транспорта к ведению соответствующих государственных и муниципальных органов, федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России до 2010 г.» не содержит раздела о транспортной безопасности.

Не решены вопросы правового статуса служб транспортной безопасности, коммерческой оплаты представителей спецслужб, привлекаемых к охранной деятельности на объектах транспортной безопасности, прав экипажа и персонала по применению спецсредств. Не организован взамен упраздненного с ликвидацией федерального дорожного фонда и источников его наполнения механизм финансирования дорожного хозяйства, определяющий в частности безопасность на дорогах, не соответствуют тяжести правонарушений в сфере транспортной безопасности санкции. Не упорядочены обязательные технические средства и устройства, повышающие уровень транспортной безопасности.

Отсутствуют базовый закон о транспортной безопасности в широком смысле данного понятия, частные законы о безопасности в отдельных специфичных видах транспорта и транспортной деятельности. Не определен правовой статус категорирования объектов транспортной безопасности по их уязвимости в отношении угроз транспортной безопасности, процедуры обращения с проблемным пассажиром и проблемным грузом, не принята требуемая международными обязательствами России национальная программа авиационной безопасности.

Условиями успешной разработки целостной системы законодательства в сфере транспортной безопасности являются:

- единство и согласованность (непротиворечивость) исходных принципов для всей совокупности намечаемых законоположений по всему своду законов и подзаконных актов;

- возможность в ходе реализации настоящей Концепции внесения согласованных и скоординированных изменений одновременно во все законодательство;

- современный и адекватный учет специфических особенностей и условий функционирования транспорта России в настоящее время;

- преодоление несогласованности между действующими нормативными документами правительства и отраслевыми нормативными актами – с одной стороны, и намечаемыми новыми законоположениями – с другой, с учетом требований их иерархической зависимости и значимости;

- сквозной охват в единой процедуре всех частных разработок по проектам уточнения законоположений, связанных с практической реализацией Концепции (собственно проектирование, авторский контроль и сопровождение проекта вплоть до представления предложений в соответствии с их приоритетностью на рассмотрение в Государственную Думу);

- возможно более полный учет факторов, вытекающих из особенностей постперестроечной фазы в социально-экономическом и политическом развитии страны, в частности, сохранение органической связи транспортных сетей России и стран «ближнего зарубежья»;

- согласованное с совершенствованием транспортного законодательства изменение организационно-управленческих структур центрального и периферийных звеньев государственного аппарата, связанного с обеспечением транспортной безопасности.

2.3.2. Финансовое обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации

Финансовое обеспечение транспортной безопасности осуществляется из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления и собственных средств хозяйствующих субъектов.

В федеральном бюджете 2005 г. непосредственно на обеспечение транспортной безопасности выделено более 682 млн. руб., в том числе на авиационную безопасность 240 млн. руб., безопасность водного транспорта 379 млн.руб., дорожного движения 63 млн. руб.

Крупнейший бюджет субъекта Российской Федерации – г. Москвы, в 2005 г. на обеспечение транспортной безопасности выделил 425млн. руб.

Крупнейшие хозяйствующие субъекты транспортной деятельности России по итогам 2004 г. затратили непосредственно на обеспечение транспортной безопасности значительные средства. В том числе: ОАО «РЖД» 496 млн. руб., ОАО «Аэрофлот –российские авиалинии» 504 млн. руб., ФГУАП «Пулково» 75 млн. руб., Utair 56 млн.руб.

В целом за 2004 г. хозяйствующие субъекты транспортной деятельности затратили собственных средств около 1,2 млрд. руб.

Общенациональные целевые затраты на обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации к 2005 г. в годовом исчислении оцениваются суммой около 2,3 млрд. руб. ( 0, 013 % ВВП). При этом совокупные потребности в дополнительном финансировании обеспечения транспортной безопасности (п.5.1.) оцениваются примерно в 40 млрд. руб. (0, 23 % ВВП). Для сравнения – в США ежегодно на обеспечение транспортной безопасности расходуется около 6 млрд. долл. (0,6 % ВВП). После событий 11 сентября 2001 г. расходы федерального бюджета СЩА только на дополнительные мероприятия по улучшению транспортной безопасности возросли на более чем 2 млрд. долл. в год (0,2 % ВВП).

2.4. Лицензирование, сертификация, страхование

Лицензирование опасных видов деятельности по-прежнему остается в Российской Федерации эффективным инструментом государственного регулирования, в частности, при обеспечении уровня транспортной безопасности. Предложения об отмене лицензирования и замене его процедурой страхования неадекватны действительности. Так, если для самого опасного - автомобильного транспорта - за 2003-2004 гг. количество происшествий в целом увеличилось на 2,1%, то для лицензируемого автотранспорта оно сократилось на 1,2%. Аналогичные показатели для погибших и раненых в ДТП составляют, соответственно, +2,3 % и -2,7.

На 2005 г. в Российской Федерации лицензирование деятельности на всех видах транспорта осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Она также проводит сертификацию юридических и физических лиц, имеющих и использующих воздушное судно, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обеспечивающих безопасность полетов, образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала.

Данная сертификация не является сертификацией в смысле, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» (в соответствии со ст.2 указанного закона сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров). Полномочий по сертификации в значении, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности транспортного комплекса, не имеют. В соответствии с указанным законом орган по сертификации – это юридическое лицо аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. На 2005 г. только Федеральное агентство железнодорожного транспорта располагало данными полномочиями; у остальных транспортных агентств такие полномочия отсутствуют.

Отсутствует перечень объектов транспортной безопасности, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, соответственно они не включены в общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации.

Отсутствует лицензирование такого вида деятельности, как строительство автомобильных дорог. Однако в 12% ДТП причиной смертельного исхода было техническое состояние автодорог.

В настоящее время федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, по инженерным изысканиям для строительства указанных зданий и сооружений. Автомобильные дороги также являются сооружениями, а значит, строительство автодорог должно подпадать под лицензирование проектирования и строительства.

Вопросы страхования на всех видах транспорта нашли должное отражение в федеральных законах и кодексах. Однако механизмы страхования и соответствующие средства практически не используются для целей обеспечения транспортной безопасности. Нагляден пример обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. К положительному влиянию на уровень транспортной безопасности в автомобильном транспорте реализация закона не привела. Вместе с тем, по оценкам, только 25% собираемых страховщиками средств направляется на возмещение вреда, остальное остается в прибыли страховых компаний и не идет на повышение уровня транспортной безопасности. В этой связи необходимо изменение указанного закона.

При лицензировании, сертификации и страховании в области обеспечения транспортной безопасности должна учитываться категория объектов транспортной безопасности.

3. Угрозы транспортной безопасности

3.1. Общая характеристика и приоритеты

По локализации источников угрозы транспортной безопасности можно условно сгруппировать в две группы:

I группа – внутренние угрозы транспортной безопасности (формируются в пределах транспортной отрасли – преимущественно технического, экологического, террористического, информационного характера, а также, и в особенности, в связи с человеческим фактором в системе «человек-машина-среда»);

II группа – внешние угрозы транспортной безопасности (экономическая и национальная безопасность России в глобализирующихся мировом экономическом и геополитическом пространствах).

По состоянию на начало XXI века для Российской Федерации приоритетное значение имеют внутренние угрозы транспортной безопасности (I группа).

По характеру источников их возникновения среди угроз транспортной безопасности выделяются:

- угрозы технико-технологического характера (высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа и незаконопослушность, недисциплинированность человеческого фактора в системе «человек-машина-среда»);

- угрозы социального характера (низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, недобросовестная конкуренция и т.п.);

- угрозы природного характера (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.).

В ряду угроз транспортной безопасности могут выделяться угрозы, общие для всех видов транспорта, видов транспортной деятельности, но, кроме того, еще и специфические.

К 2004 г. количество чрезвычайных происшествий в Российской Федерации по характеру источников их возникновения распределено следующим образом. (См. табл.2)

Таблица 2

Структура чрезвычайных происшествий

Источник происшествия

Доля в общем количестве, %

Техногенный

64

Природный

32

Социальный (включая терроризм)

4

Из этой структуры вытекают приоритеты государственно - управленческих усилий по повышению уровня транспортной безопасности. Прежде всего, они лежат в сфере технико-технологического фактора транспортной безопасности.

К угрозам общего типа относятся:

- физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и оборудования управления движением, специальных средств;

- недостаточная квалификация экипажа, персонала транспортных объектов, лиц, управляющих движением, кадров, занятых на различных уровнях управления транспортной деятельностью;

- недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;

- недостаточное нормативное и организационное обеспечение мобилизационной готовности на транспорте;

- отсутствуют базовые законы в области транспортной безопасности;

- несовершенство законодательства в области транспортной деятельности;

- террористические и иные криминальные намерения;

- неоптимальность управленческой деятельности публичных властей;

- неразвитость средств мониторинга и предупреждения о природных катаклизмах;

- низкая эффективность разведки и предупреждения террористических актов.

3.2. Угрозы транспортной безопасности по видам транспорта

Ряд угроз может быть очень специфичен для различных видов транспорта. Наиболее серьезный уровень они имеют в автомобильном транспорте.

3.2.1. Автомобильный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности в автомобильном транспорте:

- массовая автомобилизация населения, ведущая к росту средств автотранспорта и неопытных водителей;

- неоптимальность состава полномочий по обеспечению транспортной безопасности при автотранспортной деятельности, переданных Министерству внутренних дел (см.6.3.);

- неудовлетворительное техническое состояние имеющегося автопарка;

- неразвитость и низкое техническое состояние автодорог;

- моральная устарелость выпускаемых национальной автомобильной промышленностью средств автотранспорта;

- низкий потребительский спрос населения, не стимулирующий выпуск современных и оснащенных пассивными и активными устройствами безопасности транспортных средств;

- коррумпированность государственных органов, в ведении которых находятся вопросы подготовки водителей, выдачи водительских прав, технического осмотра средств автотранспорта, регулирования дорожного движения, предупредительно-воспитательных санкций на дорогах;

- недостаточное финансирование дорожного хозяйства России (в связи с ликвидацией дорожных фондов за 2000-2005 гг. оно сократилось в три раза). В результате доля дорог общего пользования, соответствующая требованиям безопасности, составляет всего 24%, а в 2010 г., при сохранении существующего положения дел, составит 5%;

- низкая дисциплинированность водителей и пешеходов;

- недобросовестная конкурентная борьба в зарубежных странах с российскими автоперевозчиками и их недостаточная защищенность со стороны соответствующих ведомств Российской Федерации;

- недостаточная согласованность действий транспортной инспекции, ГИБДД, ВАИ, таможенных и иных служб;

- несовершенство технических средств организации и управления дорожным движением;

- недостаточность нормативно-правового обеспечения автотранспортной и дорожной (строительство, реконструкция, ремонт) деятельности.

3.2.2. Железнодорожный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности в железнодорожном транспорте:

- сокращение бюджетного финансирования;

- неокончательная отлаженность в связи с перенастройой управления в результате упразднения Министерства путей сообщения;

- несоблюдение правил технической эксплуатации пути и подвижного состава;

- необоснованное, с точки зрения перспективы, закрытие малодеятельных линий;

- децентрализация управления в связи с намечаемой дальнейшей приватизацией объектов основной производственной деятельности ;

- нарастание износа основных производственных фондов;

- устремленность Китая, стран СНГ (азиатского региона) в конкуренции с Транссибом на захват трансширотных мировых грузопотоков;

- сохранение террористических угроз в Южном федеральном округе;

- сохраняющаяся даже при наличии действующей БАМ военная и экономическая уязвимость Транссиба;

- трудности с пропуском транзита через страны Балтии по калининградскому направлению;

- неадекватное управление тарифами на тяговые энергетические ресурсы, снижающее рентабельность железнодорожного транспорта;

- неразграниченность прав собственности ОАО РЖД на объекты питающей электроэнергетики с РАО ЕЭС;

- моральная устарелость техники и технологии железнодорожных перевозок;

- недостаточность нормативно правового обеспечения перевозок в некоторых видах сообщения.

3.2.3. Воздушный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности на воздушном транспорте:

- непоследовательность реформ управления воздушным движением, организации летной работы, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, обеспечения полетов;

- снижение количества аэропортов (за 1999-2004 гг. на 46%) в основном за счет аэропортов местных и среднемагистральных линий, без учета их оптимизации по количеству, районам и обязательствам, проблемы запасных аэродромов при обслуживании воздушного движения на внутренних и особенно международных трассах;

- высокая степень износа и старения воздушных судов и иного оборудования действующих аэропортов и аэродромов;

- сокращение парка воздушных судов (за 2002-2004 гг. на 5,8%), снижение выпуска воздушных судов, изготовленных в России, отсутствие производства гражданских воздушных судов, отвечающих современным требованиям навигации, экологии, шумности и сопровождения технической и летной эксплуатации, что ставит российскую гражданскую авиапромышленность под угрозу закрытия;

- продолжение практики установки на воздушные суда некондиционных запасных частей и агрегатов;

- дисбаланс между спросом на авиаперевозки и возможностями его покрытия провозной способностью парка воздушных;

- высокая вероятность террористических актов;

- незавершенность формирования законодательной базы транспортной безопасности на авиатранспорте;

- недостаточность собственных средств авиаперевозчиков для выполнения всех мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, нерегламентированность бюджетной процедуры надежной поддержки транспортной безопасности;

- незавершенность категорирования транспортных объектов и транспортных средств по степени уязвимости.

3.2.4. Водный (морской и речной) транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности на водном (морском и речном) транспорте:

-сокращение внутренних судовых водных путей на 18% (1989-2004); протяженность внутренних судовых путей с гарантированными глубинами упала с 67 тыс. км до 34 тыс. км; длина искусственных водных путей сократилась на 3 тыс. км (или на 17 %), оборудованных знаками судоходной обстановки на 20 тыс. км (или на 19%), в том числе с освещенными (светоотражающими знаками) в 1,9 раза;

- высокий износ гидротехнических сооружений со сроком эксплуатации 40-60 и более лет, приближающийся к критическому;

- резкое сокращение капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности;

- преобладание мелких компаний среди хозяйствующих субъектов (1-5 судов). Утрата позиций российскими морскими судовладельцами (перевозят менее 10 % российских экспортно-импортных грузов);

- отставание в технологическом перевооружении и модернизации флота и портов (60% всех российских портов мелководны, состояние более четверти протяженности причального фронта и оградительных сооружений неудовлетворительное);

- отсутствие законов о морских торговых (и рыбных) портах, интермодальных перевозках;

- неоптимальность организации процедур транспортного надзора в портах и на судах;

- низкий уровень бюджетного финансирования закупок новых судов (выделяется всего 0,5% необходимых средств вместо 20 % запланированных);

- отсутствие четкого правового порядка выдачи российским судам под управлением иностранных компаний мобилизационных заданий, порядок их отзыва, привлечения плавсостава и его специальной подготовки;

- отсутствие мер защиты российского морского перевозчика на мировых маршрутах; мер, стимулирующих российских грузовладельцев фрахтовать российские суда, вести судовой ремонт на российских судоремонтных заводах.

3.2.5. Городской электрический транспорт (включая метрополитен)

Основные угрозы транспортной безопасности на городском электрическом транспорте (включая метрополитен):

- недостаточность собственных средств хозяйствующих субъектов для обеспечения транспортной безопасности;

- моральный и физический износ основного парка транспортных средств;

- низкий уровень контроля технического состояния транспортных средств;

- недостаток технических средств досмотра и дистанционного контроля пассажиропотока;

- дефицит линейных сотрудников охраны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. И. Гирько начальник внии мвд россии

    Документ
    По данным официальной статистики в 2006 году зарегистрировано 112 фактов терроризма. Однако по ряду объективных причин (угроза террористических посягательств и иных актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, рост аварийности
  2. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности россии (евразийский аспект)

    Автореферат
    Защита состоится « » октября 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д.002.088.03 при Институте социально-политических исследований РАН по адресу: 11 1, г.
  3. Высшего Арбитражного Суда рф, материалы судебной практики, а также специальная литература

    Литература
    Куликова Ольга Валентиновна - доцент, кандидат юридических наук кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".
  4. Законности и правопорядка экологическая безопасность россии проблемы правоприменительной практики

    Закон
    Сборник научных трудов подготовлен по материалам научно-практической конференции, организованной 29 ноября 2002 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ совместно с Комитетом Совета Федерации
  5. Обеспечение экономической безопасности при реформировании естественных монополий

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Другие похожие документы..