Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УФ ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и менеджмента
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Управление персоналом
Специальность: «Менеджмент организации»
Утверждено Рекомендовано
Ученым советом факультета кафедрой ЭиМ
Протокол №_ Протокол №_
«___»_____________2011г. «___»_______2011г.
Декан факультета СГиЭН Зав. кафедрой ЭиМ
Р.Р. Чугумбаев_________ В.В. Евдокимов______
УРЮПИНСК
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-методический комплекс по дисциплине 1
Рабочая программа учебной дисциплины 2
2.2. Тематический план дисциплины 8
3. Содержание программы курса «Управление персоналом» 10
4. Учебно-методическое обеспечение курса 32
2.2. Тематический план дисциплины 47
3. Содержание программы курса «Управление персоналом» 49
4. Учебно-методическое обеспечение курса 69
2.2. Тематический план дисциплины 84
3. Содержание программы курса «Управление персоналом» 86
4. Учебно-методическое обеспечение курса 106
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 116
Учебно-методические материалы (УММ) 144
1.Лекции 144
2.Практические занятия 212
3.Словарь терминов и персоналий 260
4.Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля 315
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа «Управление персоналом» по специальности «Менеджмент организации» заочного обучения
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
СД.06 | Управление персоналом Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Анализ кадрового потенциала. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры. Подбор персонала и профориентация. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Конфликты в коллективе. Оценка эффективности управления персоналом. |
1. Цель и задачи преподавания дисциплины
Курс «Управление персоналом» является специальной дисциплиной при подготовке специалистов заочной формы обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент».
Основной целью курса является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией в целом, а также освоение студентом навыков и умений управления персоналом организации.
Управление персоналом является основой эффективного управления любой организации. Без мотивированных и квалифицированных сотрудников ни одна организация не в состоянии создать хорошо работающие системы маркетинга, продаж, финансов или бухгалтерского учета. Управление персоналом тем более важно в современных условиях глобальной конкуренции и стремительного научно-технического прогресса, когда продукты, технологии, операционные методы и организационные структуры устаревают с небывалой скоростью, а знания и навыки сотрудников организации становятся главным источником ее долгосрочного процветания.
Современная концепция управления предприятием предполагает в первую очередь выделение из управленческой деятельности кадровой составляющей. На каждом предприятии возникает необходимость в определении оптимальной штатной численности, поиске действенных методов подбора, найма и расстановки персонала, обеспечении их занятости, а также в формировании системы вознаграждения по результатам труда, продвижения работников по службе (карьерного роста), повышения трудовой мотивации.
Управление персоналом не является самоцелью, достижение которой осуществляется в отрыве от производственной и других сторон деятельности предприятия, — оно охватывает все многообразие деятельности человека. Совокупность факторов, обусловливающих результативность труда работника и коллектива, формирующих поведение личности на производстве (трудовое, производственное поведение), признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия и способствует многократному повышению эффективности его работы.
Основными задачами изучения курса являются:
усвоение сущности и содержания процесса управления персоналом организации;
овладение понятийным аппаратом управления персоналом организации;
оценка места и роли управления персоналом в общей системе управления предприятием;
изучение методов управления персоналом, формирование навыка использования ситуационного подхода при их выборе;
формирование способности к анализу организационных проблем через призму человеческого фактора;
разработка управленческого решения по совершенствованию использования человеческих ресурсов организации;
оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
концепцию управления персоналом, принципы, функции, методы управления персоналом, факторы и субъекты управления персоналом, нормативно-методическое обеспечение управления персоналом организации или учреждения;
необходимые предпосылки обеспечения деятельности системы управления персоналом, основные формы работы с персоналом, принципы и способы управления конфликтами в коллективе;
сущность кадрового обеспечения персоналом, задачи и содержание анализа работы и кадрового потенциала, планирование потребности в персонале, технологии подбора, отбора и высвобождения персонала;
сущность, задачи и факторы планирования карьеры, содержание процессов индивидуального и организационного планирования карьеры, последовательность и правила прохождения отдельных этапов трудоустройства;
цели и факторы обучения и развития персонала, формы и виды развития сотрудников, методы обучения сотрудников, принципы и содержание организационного развития технологию проектирования обучающейся организации;
механизм оценки деятельности сотрудников, сущность, цели, объект, предмет и субъектов оценки, методы оценки деятельности, содержание процедуры оценки деятельности, правила проведения оценочного интервью;
структуру системы вознаграждения сотрудников, факторы, формирующие вознаграждение сотрудников, особенности вознаграждения управляющих;
обеспечение безопасности труда на рабочем месте и поддержание здоровья сотрудников;
трудовые отношения и внутренние отношения между членами трудового коллектива, современные стратегии профсоюзного движения, организацию переговорного процесса между работодателем и профсоюзом, факторы независимости администрации от профсоюзов, дисциплинарные взыскания, основы регулирования конфликтов и трудовых споров.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
разрабатывать типовые документы, используемые службами управления персоналом,
систематизировать, обобщать, анализировать фактический материал по проблемам управления персоналом;
проводить системный анализ управления персоналом организации;
обосновывать выводы и предложения по совершенствованию технологий управления персоналом.
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
о методиках расчета потребности в персонале, определения уровня эффективности управления персоналом, расчета основных показателей состояния и динамики персонала организации и эффективности его использования;
о методиках и технологиях планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров;
о методах оценки социально-экономической эффективности проектов по совершенствованию процессов и системы управления персоналом.
При разработке рекомендаций по использованию человеческого фактора в повышении эффективности производства теория управления персоналом опирается не только на результаты своих исследований, но и на знания, относящиеся к другим научным дисциплинам, таким как «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Организационное поведение», «Социология труда», «Теория организации», «Теория систем», «Психология труда», «Трудовое право», «Экономика предприятия» и др.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Управление персоналом» необходимы при изучении таких дисциплин, как «Стратегический менеджмент», «Разработка управленческих решений», «Конфликтология», «Управленческое консультирование» и др.
2. Содержание учебной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Вид учебной работы | Всего часов |
1. | Аудиторные занятия (всего) | 18 |
1.1 | Лекции | 12 |
1.2 | Практические занятия | 6 |
2. | Самостоятельная работа (всего) | 132 |
3. | Общая трудоемкость дисциплины | 150 |
4. | Вид итогового контроля | экзамен |
2.2. Тематический план дисциплины
№ п/п | Тематика лекций и практических занятий | Количество часов | ||
лекции | практические занятия | СРС | ||
Модуль I. «Концептуальные основы управления персоналом организации» | ||||
| Персонал предприятия как объект управления | 0,5 | 0 | 8 |
| Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием | 0,5 | 0 | 8 |
| Принципы управления персоналом | 0,5 | 0 | 8 |
| Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом | 0,5 | 0 | 8 |
| Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом | 2 | 1 | 15 |
| Анализ кадрового потенциала | 1 | 0 | 10 |
| Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры | 1 | 1 | 10 |
Контрольная работа Модуль I | ||||
Модуль II. «Методологические основы управления персоналом» | ||||
| Подбор персонала и профориентация | 1 | 1 | 15 |
| Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала | 1 | 1 | 10 |
| Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности | 1 | 1 | 10 |
| Профессиональная и организационная адаптация персонала | 1 | 0 | 10 |
| Конфликты в коллективе | 1 | 1 | 10 |
| Оценка эффективности управления персоналом | 1 | 0 | 10 |
Контрольная работа Модуль II | ||||
Всего часов: | 12 | 6 | 132 | |
Итого по курсу: | 150 |
Похожие документы:
Учебно методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» Специальности
ДокументУчебно – методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Национальная экономика»,Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление проектами Специальность (2)
Учебно-методический комплекс1. Рабочая программа по основной образовательной программе подготовки специалистов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» заочного обучения 6 курсУчебно-методический комплекс по дисциплине Управление проектами Специальность (1)
Учебно-методический комплексКонцепция управления проектами; разработка концепции управления проектами; начальная фаза проекта; разработка проектной документации; организация проектного финансирования; оценка эффективности инвестиционных проектов; управлениеУчебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Направление подготовки
Учебно-методический комплексПерсонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» Для направления/специальности 061000
Учебно-методический комплексМетодические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ по дисциплине «Управление персоналом»