Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Самостоятельная работа студентов в течение семестра включает в себя регулярную проработку лекционного материала, работу с предложенной литературой. С...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Загальний обсяг кваліфікаційної (кваліфікаційної) роботи, включаючи список використаних літературних джерел та додатки, 50 – 60 сторінок, надруковани...полностью>>
'Документ'
Сулханов М.Н., Максимов С.В., Вакулина В.Ю., Горовая Т.Ю, Колтунова Т.А., Нетужил-кина Е.Ю, Проценко Т.Н., Ракина О.И., Шостырь М.Н., Хихля В.В, Симо...полностью>>
'Реферат'
В пояснительной записке к дипломному проекту на тему «11-этажный жилой дом с мансардой» представлены архитектурно-строительные, расчетно-конструктивн...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (51)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Человек и его потребности

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Человек и его потребности

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009


ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. фил. наук, доцент В.М. Журавлёв.

Рецензент:

канд. биол. наук, доцент Г.Г. Ушакова.

Д Человек и его потребности [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.И. Толоконников; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 89 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230500 (100103.65) «Социально- культурный сервис и туризм» и предназначен для студентов дневного и заочного отделений. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Сост.: М.И. Толоконников, 2009.

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин_____________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины «Человек и его потребности»____________________________________________

__________________________________ ОПД.Ф.01_________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус ___________обязательная________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)____социально-культурный сервис и туризм_230500 (100103.65)_______________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения ___дневная и заочная_________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ____100 часов_____________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам (дневное отделение)

Номер

семестра

Учебные занятия

Форма

итоговой

аттестации

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Семинары

3

100

50

28

22

50

экзамен

Распределение по семестрам (заочное отделение)

Номер

семестра

Учебные занятия

Форма

итоговой

аттестации

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Семинары

Всего

100

22

12

10

78

экзамен

3

28

6

4

2

44

-

4

72

16

8

8

56

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

230500 (100103.65) Человек и его потребности.

Комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общие и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека – основа запросов и потребностей человека; социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости; методы удовлетворения потребностей сферой сервиса; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

Разработчик доцент М.И. Толоконников

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

социально-гуманитарных дисциплин

Заведующий кафедрой ____________________ В.М. Журавлев

Одобрена Ученым советом естественно-географического факультета

«______»____________________ Председатель ____________________ С.В. Попов

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………………

6

Цель и задачи дисциплины………………………………………………………………………..

6

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………………..

7

Разделы дисциплин и виды занятий………………………………………………………………

7

Программа курса …………………………………………………………………………………

8

Рекомендации по изучению курса………………………………………………………………

11

Учебно-методическая карта дисциплины………………………………………………………...

12

Список литературы………………………………………………………………………………...

19

Карта обеспечения дисциплины обязательной учебно-методической литературой,

имеющейся в библиотеке университета………………………………………………………….

20

Рекомендации по работе с литературой………………………………………………………….

21

Конспект лекций по курсу ………………………………………………………………………..

23

Планы семинарских занятий………………………………………………………………………

31

Положение о самостоятельной работе студентов………………………………………………..

37

Указания к выполнению самостоятельной работы (реферата)…………………………………

42

Темы творческих работ……………………………………………………………………………

43

Перечень тем рефератов и рекомендуемая к ним литература………………………………….

43

Анализ практической реализации удовлетворения потребностей
жителей городов и сельских районов в различных сферах……………………………………..

45

Формы контроля самостоятельной работы студентов…………………………………………..

45

Вопросы к экзамену……………………………………………………………………………….

46

Тестовые задания к экзамену …………………………………………………………………….

46

Технология определения рейтинга успеваемости студентов ...………………………………...

55

Приложения

Приложение 1.

Терминологический словарь основных понятий……………………………………

57

Приложение 2.

Мыслители всех времен и народов о человеке и его потребностях……………….

60

Приложение 3

Справочный материал…………………………………………………………………

65

Приложение 4

Проблемы повышения эффективности Российской экономики…………………...

72

Приложение 5

Как живет средний класс в России …………………………………………………..

83

Приложение 6

Характеристики количественных показателей
состояния и развития общества………………………………………………………

85

Пояснительная записка

Цель и задачи дисциплины

Цель курса.

Основной целью курса является помочь студенту овладеть спецификой естественнонаучного познания, выявить его роль в формировании личности и развитии ее потребностей; освоить основные классические научные идеи духовно-культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека, подготовить к практической профессиональной деятельности по избранной специальности.

Задачи учебного курса.

Привить интерес к наукам о человеке, его природе и потребностям, которые обеспечивают образованность специалистов высшей квалификации в сферах социально-культурного сервиса и туризма, позволяют ориентироваться в основных теоретических положениях дисциплины и реализовывать их в последующей практической деятельности.

Будущий специалист должен осознавать, что отдельная наука представляет собой единой целое из разновременных по своему происхождению частей. Отсюда следует, что новые научные достижения органически входят в прежние представления о мире и месте в нем человека, пополняют или изменяют их и делают их восприятие современным. Такое восприятие складывается только тогда, когда он выяснит для себя, что такое данная наука в целом, каковы ее история, структура и динамика.

Место курса в системе гуманитарного знания.

Данная дисциплина является интегративной, поскольку теоретический курс органически вбирает в себя основные положения о человеке в целом и его биологических, материальных и духовных потребностях в частности. Поэтому в курсе сочетаются знания по философии, психологии, экономике, социологии, культурологи, биологии и основам жизнедеятельности, маркетингу, сервисологии, географии, валеологии, экологии, демографии, компьютерным технологиям, применяемым в данной сфере.

Товар или услуга по определению предназначены для удовлетворения потребностей не своего производителя, а других людей – потребителей. Поэтому для развития и планирования сервисной деятельности необходимо представлять себе природу человеческих потребностей, закономерности их формирования и взаимодействия друг с другом, механизмы влияния на поведение человека, а также знать, какие способы удовлетворения потребностей использовались в прошлом, существуют сейчас и могут быть предложены в будущем. В начале XXI века, в эпоху формирования «сервисной экономики», уже недостаточно отвечать на подобные вопросы, опираясь только на здравый смысл или личный опыт того или иного менеджера или сервисолога. В учебном курсе перечисленные проблемы обсуждаются с привлечением материалов исследований в области философии, экономики, социологии и психологии.

На современном уровне развития общества никакой вид экономической деятельности вообще не может стать максимально успешным и конкурентоспособным без опоры на сознательно сформулированную общую концепцию человека и человеческих потребностей. Поэтому знание научных представлений о человеке и существующих подходов к изучению его потребностей – важная теоретическая основа практической работы в сфере сервиса (в том числе информационного).

Изучение курса «Человек и его потребности» рассчитано на один семестр и включает в себя лекции, семинарские занятия, изучение литературы, самостоятельную работу и сдачу экзамена.

Требования к уровню освоения содержания курса:

а) преподавание данной дисциплины должно осуществляться методом комплексного и системно-проблемного изучения основ современных наук в целом и отдельных ее составных частей. Важно выявление тенденций развития данной науки с анализом социально-экономических последствий, которые могут наступить при использовании теоретических положений в практическом их использовании;

б) изучение данной дисциплины предполагает ее освоение через философское обобщение и приобщение каждой новой информации к уже имеющимся представлениям о природе человека и его потребностях в соответствии с законом возвышения потребностей;

в) изучение учебного курса предполагает пристальное внимание к прикладному использованию полученных позитивных знаний и на этой основе стимулирование заинтересованности студентов в его успешном освоении;

г) в ходе изучения курса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат, используемый в данной дисциплине, знать в общих чертах историю смены научных парадигм в эволюции знания о природе человека, основные направления развития этой отрасли знания;

д) в самостоятельной работе, а также при подготовке к практическим занятиям при написании рефератов студенты должны уметь грамотно пользоваться энциклопедической и справочной литературой, материалами периодической печати федерального, регионального, краевого и местного (городского, районного) уровня, анализировать итоговые показатели социально-экономического развития этих субъектов и в целом по России, и в связи с этим реальные возможности удовлетворения индивидуальных человеческих потребностей, а также различных социальных групп, общностей, классов и страны в целом;

е) в ходе учебного процесса студенты должны научиться вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, ориентироваться при принятии конкретных решений в различных жизненных ситуациях.

Знания, полученные в результате изучения данной дисциплины, позволят развить у студентов черты высокой гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, должны помочь определить свой собственный статус и роль в практической жизни.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

3

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

50

50

Лекции

28

28

Семинары

22

22

Самостоятельная работа

50

50

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

экзамен

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекций

(28 ч.)

Сем.

(22 ч.)

Самост. работа (50 ч.)

1

Тема I. Основные понятия и проблемы теории
потребностей

2

2

4

2

Тема II. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли

6

4

10

3

Тема III. Современные научные концепции человека и его места в мире

4

4

8

4

Тема IV. Концепция потребностей в философии

4

2

6

5

Тема V. Проблема потребностей в экономике

4

4

8

6

Тема VI. Социально-психологическая концепция
потребностей и методы сервисной деятельности

4

4

8

7

Тема VII. Сервисная деятельность и удовлетворение потребностей человека в сфере туризма

4

2

6

Программа курса «Человек и его потребности»

Тема I. Основные понятия и проблемы теории потребностей (2 часа).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..