Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
В.А. Владимирова – «… основной целью конкурса является выявление лучших предприятий и организаций малого и среднего бизнеса города Нягани, добивающих...полностью>>
'Статья'
Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные ...полностью>>
'Конкурс'
1. Четвертый областной конкурс на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии, проектную, изыскательскую ор...полностью>>
'Программа'
   Секретарь – сотрудник, без которого не обходится ни одна организация. У этого слова, как ни странно, нет женской формы. Это профессия, творящая вок...полностью>>

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.3. Построение выборочной совокупности

Структура таблиц расчета выборочной совокупности зависит от вида выборки - механической или вероятностной. При расчете выборочной совокупности вероятностными методами используются Таблицы достаточно больших чисел для определения объема выборочной совокупности при заданной величине вероятности Р и предельной ошибки выборки (d). Ниже приводятся примерные таблицы расчета выборочной совокупности в курсовом проекте.

Таблица 5.- Зависимость объема выборки (ВС) от объема генеральной совокупности (ГС) при Р 0,95 и d 0,05

Объем ГС (ед.)

00

000

000

000

000

5000

10000

Бесконечная

Объем ВС (ед)

222

286

333

350

360

370

385

400

Таблица 6.- Расчет численности выборочной совокупности методом механического отбора

Объем ГС (чел.)

до 300

301-500

501-750

751-1000

до 1500

Объем ВС (чел.)

Метод основного массива

200-250

250-300

300-350

350-450

Отношение ВС/ГС в (100%)

70 - 90

50 - 70

40 - 50

35 - 40

30

Шаг механической выборки

-

2

2 - 3

3

3 - 4

Раздел 4. Обработка результатов прикладного социологического исследования

Прикладные социологические исследования характеризуются большим объемом получаемой первичной информации. Например, при изучении мнения 1000 респондентов по бланку, содержащему 45 индикаторов, объем первичной информации составляет около 60 тысяч единиц. Глубокое обобщение и анализ такого количества информации возможны лишь при использовании специальных компьютерных программ для обработки социологических данных. В частности, такой программой является программа SPSS .

Обработка первичных данных прикладного исследования осуществляется в четыре этапа:

  • подготовка бланков к компьютерной обработке;

  • ввод первичной информации в компьютер;

  • непосредственная обработка информации с применением специальных программ;

  • получение итоговых распределений и иллюстраций.

  1. Содержание этапов обработки первичной социологической информации

  1. На первом этапе все бланки опросного листа проверяются на качество и полноту заполнения. При обнаружении не полностью (на 15 - 20%) заполненных бланков, бланков, содержащих противоречивую информацию, незаполненный социально-демографический блок и т.п. производится их отбраковка. Одновременно проверяется аккуратность и правильность заполнения бланков.

Особое место в подготовке к обработке занимает работа с открытыми вопросами. Здесь социолога интересует не столько закодированная количественная, сколько качественная информация. Поэтому целесообразно выписать предложения, замечания, пожелания, высказанные респондентом, дословно и проводить их обработку вручную, представив в дальнейшем в отчете в виде отдельного приложения. Объединение ответов на открытые вопросы допускается в случае их совпадения по смыслу при имеющейся разнице в форме ответов. Такая информация кодируется методом контент-анализа на основе специально разрабатываемого кодификатора, который должен быть представлен в инструментарии программы. Далее закодированная информация обрабатывается по компьютерной программе наряду с количественной информацией, полученной при обработке закрытых вопросов. Подготовленные к вводу бланки группируются по категориям респондентов и базовым характеристикам, предусмотренным в программе обработки. Все они нумеруются строго по порядку - 001, 002...., 100. Одновременно отмечается источник информации (1.0 - ГУУ, 2.0 - МГУ, ... 10.0 - РГСУ).

4.1.2. Вторым этапом обработки является ввод данных в компьютер и формирование исходного банка данных. Для этого задается вид бланка, базовый макет которого делается с учетом максимального объема снимаемой информации с одного опросного листа. Одновременно вводится цифровая структура бланка по номерам вопросов (подвопросов) и соответствующим им диапазонам шифров, что позволяет существенно упростить запись при обработке данных. Зафиксировав номер первого опросного листа, можно приступить к вводу содержащейся в нем первичной информации - перечня отмеченных респондентом шифров. Итогом ввода информации с одного опросного листа является маска, на которой обозначен вид и номер бланка и все отмеченные респондентом при заполнении бланка номера шифров.

4.1.3. В процессе обработки данных проводится логический контроль за правильностью ввода первичной информации. Он осуществляется с учетом того, что в интервале номеров от первого до последнего, используемых в опросном листе, нет повторяющихся шифров вариантов ответов. После проведения логического контроля первичная информация с первого опросного листа передается в банк данных, и в той же последовательности производится обработка данных со следующего бланка. Программа для обработки данных разрабатывается каждым студентом самостоятельно, исходя из структуры опросного листа, целей и задач исследования, вида итоговой информации, которую студент предполагает получить.

4.1.4.. Полученные в результате обработки первичной информации итоговые таблицы группируются в зависимости от содержания выдвинутых гипотез и способов их проверки. Статистические итоговые таблицы должны содержать информацию о структуре объекта, корреляционных зависимостей его элементов, распределения ответов респондентов по наиболее существенным вопросам исследователя. Информация может быть представлена также в графическом виде - посредством графиков, диаграмм или гистограмм и полигонов, иллюстрирующих выявленные в ходе исследования динамические процессы в объекте или взаимосвязи и взаимодействия его структурных элементов.

4.1.5.Результатом обработки и анализа первичной социологической информации является статистический отчет по итогам исследования, которым завершается работа над курсовым проектом в 4 семестре. Защита курсового проекта происходит с представлением такого отчета и детальным представлением студентом содержания и процедур, выполненных на каждом его этапе. Статистический отчет о выполненном исследовании как заключительный этап работы над курсовым проектом вместе с программой и инструментарием исследования оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым проектам, и после его защиты сдается на кафедру Социологии и психологии управления ИСУП.

Раздел 5. Аналитический отчет о социологическом исследовании

Отчет о социологическом исследовании, проведенном студентами в течение 3-го и 4-го учебных семестров, является содержанием курсовой работы, выполняемой ими в ходе 5 семестра и представляемой на защиту в течение экзаменационной сессии в конце обучения по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» наравне со сдачей теоретического экзамена по данному курсу.

Отчет о социологическом исследовании представляет его итоги. Он включает: собственно отчет, приложения и информационную или аналитическую записку о решении поставленных задач. Эти документы содержат информацию, выводы и рекомендации, основываясь на которых можно принимать практические решения для выхода из проблемной ситуации. В научно-исследовательском смысле - это банк социологических данных, используемых как исходная информация при проведении повторных исследований по аналогичной тематике и с целью изучения динамики объекта. Результаты отчета можно использовать как базовые показатели при вторичном анализе в целях поиска ответов на новые вопросы или как вспомогательный инструмент при разработке методического инструментария для нового исследования. Поэтому тщательное и грамотное оформление отчетных документов имеет серьезное значение.

  1. Отчет по итогам исследования

Структура основного документа соответствует общей логике операционализации основных понятий. При этом используется индуктивный метод обобщения полученной информации и сведения ее в единую систему социологического знания по проблеме исследования. Такой переход от частного к общему завершается ответом на вопрос о степени подтверждения основной гипотезы исследования.

Общее число разделов в отчете соответствует числу выдвинутых гипотез. Структура отчета выглядит следующим образом:

  • первая глава включает краткое обоснование актуальности исследовательской проблемы и характеристику исследования ( выборочная совокупность, репрезентативность данных, методы сбора эмпирической информации);

  • во второй главе приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование, место жительства, семейное положение и др.);

  • третья заключительная глава посвящена рассмотрению полученных в ходе исследования ответов на поставленные социологом вопросы в соответствии с выдвинутыми гипотезами.

  • В конце курсовой работы приводится список использованной литературы. При этом источники указываются в следующем порядке: 1. Специальная литература на русском языке в алфавитном порядке; 2. Специальная литература на иностранных языках в алфавитном порядке. По каждому источнику указываются фамилия и инициалы авторов, наименование источника, место издания, издательство, год издания. Не допускается включение в перечень источников, на которые нет ссылок в тексте.

В соответствии с характером предмета исследования главы разбиваются на параграфы (разделы). Каждая глава и каждый раздел заканчиваются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных, соответствующих тематике главы и раздела. Общие выводы и практические рекомендации могут быть вынесены в отдельную главу отчета в зависимости от степени их значимости для рассматриваемой проблемы. Объем отчета не ограничивается, так как он зависит от вида исследования и числа решаемых задач.

Отчет о социологическом исследовании служит исходным документом для подготовки литературных материалов в виде монографий, публикаций, сборников статей.

Непременным компонентом отчета являются рекомендации, представляющие собой перечень основных положений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят утвердительный характер и содержат лишь те положения, которые подлежат внедрению в научную или практическую деятельность. Обоснования рекомендаций должны быть отмечены в тексте отчета. Если таких обоснований нет, следует указать, какие дополнительные исследования необходимо провести для повышения обоснованности выдвинутых рекомендаций.

  1. Аналитическая записка

Составляется на основе отчета. Ее объем в зависимости от сложности и актуальности исследуемой проблемы может колебаться от 5 до 20 страниц. Структура записки идентична структуре отчета, однако логика изложения материала здесь противоположна логике отчета. Если в отчете при написании главы сначала осуществляется анализ и интерпретация социологической информации, а затем на этой основе делаются выводы, то в записке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций, а социологические данные приводятся лишь для иллюстрации выводов. Поэтому в аналитической записке таблицы и графики не используются, а в качестве доказывающих показателей берутся наиболее общие, усредненные числовые показатели. В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы исследования, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В конце курсовой работы приводится список использованной литературы. При этом источники указываются в следующем порядке: 1. Специальная литература на русском языке в алфавитном порядке; 2. Специальная литература на иностранных языках в алфавитном порядке. По каждому источнику указываются фамилия и инициалы авторов, наименование источника, место издания, издательство, год издания. Не допускается включение в перечень источников, на которые нет ссылок в тексте.

  1. Приложения к отчету

В приложениях к отчету представлены все методологические и методические документы исследования (программа, план, инструментарий, инструкции исполнителям программы и т.п.). В приложения выносятся социологические данные (таблицы, графики, контрастные ответы и т.п.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут использоваться при разработке программы повторного исследования и при проведении сравнительного анализа вторичной социологической информации.

Подготовкой отчетной документации завершается работа над курсовым проектом в целом. Защита производится перед комиссией в присутствии членов учебной группы. В устном выступлении на 5-10 минут студент излагает суть своей работы и аргументировано защищает основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой. Затем слово может взять руководитель работы.

Заканчивается защита оценкой работы. Оценка за курсовую работу проставляется в зачетную книжку и ведомость. Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы комиссией к публикации.

Итоговая работа студента в виде представленного к защите отчета о проведенном исследовании оценивается экзаменационной комиссией баллом, выставляемым в зачетную ведомость в ходе экзаменационной сессии в 5 семестре обучения.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Методология и методика социологического исследования»

  1. Студенческая молодежь и современная система обучения.

  2. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов.

  3. Структура взаимоотношений в студенческой группе.

  4. Досуг студента.

  5. Студент и спорт.

  6. Политические взгляды современной молодежи.

  7. Молодая студенческая семья.

  8. Музыкальные вкусы студенческой молодежи.

  9. Молодежь и наркотики.

  10. Неформальные молодежные объединения: причины возникновения и структура ценностей.

  11. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников в ВУЗе.

  12. Бюджет времени студента.

  13. Проблемы организации и развития общественных молодежных организаций.

  14. Изучение общественного мнения по проблемам развития города (района).

  15. Исследование причин девиаций в молодежной среде.

  16. Проблемы взаимоотношений представителей разных поколений.

  17. Ценностные ориентации современной молодежи.

  18. Исследование структуры аудитории молодежных СМИ.

  19. Молодежь и религия.

  20. Маркетинговая программа исследования рынка покупателя товаров массового спроса.

  21. Маркетинговая программа изучения потребительского спроса на товар.

  22. Программа исследования экономического поведения наемного работника в коммерческой фирме.

  23. Контрактная система найма работников. Мнение руководителей и подчиненных.

  24. Структура взаимоотношений в коммерческой организации.

  25. Исследование имиджа товарной марки на потребительском рынке.

  26. Изучение имиджа политического деятеля в зависимости от структуры электората.

  27. Опрос участников презентации коммерческой фирмы.

  28. Программа опроса посетителей выставки компьютерной техники.

  29. Исследование престижности, популярности и объемов продаж радиоаппаратуры высокого качества.

  30. Опрос общественного мнения по вопросам политических предпочтений.

  31. Общественное мнение о причинах межнациональных конфликтов в России.

  32. Перспективы развития малого бизнеса глазами молодежи.

  33. Контент-анализ рекламных объявлений в прессе.

  34. Социометрический опрос « Социально-психологический климат в организации».

  35. Руководитель фирмы глазами подчиненных.

  36. Социальные проблемы коллектива организации.

  37. Социально-экономический портрет современного студента.

  38. Конкуренция в сфере туристических услуг на Московском рынке.

  39. Проблемы безработицы молодых специалистов.

  40. Имидж ГУУ в глазах абитуриентов.

6. ЛИТЕРАТУРА

6.1. Основная литература:

  1. Бабосов Е. М. Прикладная социология.: Учеб. пособие 2-е изд. – Минск: ТЕТРАСИСТЕМС 2001.

  2. Бондаренко В. Ф. Программа социологического исследования: разработка и составление: Учеб. пособие для студентов специальности «Социология». М.: ГУУ, 2005. – 48с.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. – М.: МГУ, 2004

  4. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках: Учеб. пособие для студентов специальности «Социология» М.: ГУУ, 2006. – 173с.

  5. Прикладная социология : Учеб. пособие – Под. ред. Ю.М. Колесникова – Ростов- на- Дону . Феникс, 2001.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании М.: Наука, 1982.

  2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы М.: Наука, 1987.

  3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований М.: Аспект Пресс, 1995.

  4. Белановский С.А. Метод фокус-групп.- М.: Магистр, 1996.

  5. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

  6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика М.: Финпресс, 1998.

  7. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.- М.: Высшая школа, 1984.

  8. Гречихин В.Г. Лекции по методологии и технике социологических исследований: Учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.

  9. Дудченко В.С. Инновационные технологии.- М.: Союз, 1995.

  10. Лекции по методологии социальных исследоваинй/ Под ред. Г.М.Андреевой.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.

  11. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений.- М.: Патент, 1996.

  12. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  13. Методы сбора информации в социологических исследованиях: Кн. 1-2- М.: Наука, 1990.

  14. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.- М.: Аспкт Пресс, 1993.

  15. Основы прикладной социологии. Том 1-2/ Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги.- М., 1995.

  16. Паниотто В.И. Качество социологической информации (методы оценки и процедуры обеспечения).- Киев, Наукова думка, 1986.

  17. Практикум по социологии.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

  18. Процесс социального исследования: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1975.

  19. Рабочая книга социолога.- М.: Наука, 1989.

  20. Саганенко Г.И. Социологическая информация.- Л-д.: Наука, 1979.

  21. Социология: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г.В.Осипова.- М.: Наука, 1995.

  22. Тернер Дж. Структура социологической теории.- М.: Наука, 1985.

  23. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий.- М.: Высшая школа, 1990.

  24. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности социологической информации.- М.: Статистика, 1976.

  25. Экспертные оценки в социологических исследованиях.- Киев, Наукова думка, 1990.

  26. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. Г.В.Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

  27. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы.- Самара, 1995.

приложение 1.

образец титульного листа.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

________________________________

По дисциплине «Методология и методика социологического исследования»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент___ курса____ группы

специальности_______________

фамилия и.о.__________________

ПРОВЕРИЛ:

(ученая степень), фамилия, и.о.

________________________________

МОСКВА - 200_ г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «информационные системы» для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в социальной сфере)»

    Методические указания
    Методические указания предназначены для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в социальной сфере)». В них содержатся основные требования к объему, оформлению, структуре и содержанию разделов пояснительной записки
  2. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций»

    Методические указания
    Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций». Для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом).
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Оценка качества продовольственного сырья и продуктов питания» для студентов 3 курса факультета «Пищевые технологии»

    Методические указания
    Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Оценка качества продовольственного сырья и продуктов питания» разработаны к.т.н., доцентом кафедры «Прикладная биотехнология» Наумовой Н.
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций» для студентов специальности «Налоги и налогообложение» Кострома

    Методические указания
    Семенова, О.Ю. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций» / О.Ю. Семенова. – Кострома: Изд-во Костром.
  5. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине "Макроэкономика" для студентов специальности 070440, 540430, 522630 «Государственное и местное управление»

    Методические указания
    В методическом указании приводятся рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика», показаны цели написания работы, приведены варианты тем.

Другие похожие документы..