Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Цей Закон визначає правові, організаційні, соціальні та економічні засади діяльності, пов'язаної з перевезенням небезпечних вантажів залізничним, мор...полностью>>
'Закон'
Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1 ...полностью>>
'Решение'
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. ...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Человек в условиях автономного существования 4 1 Коллоквиум 7. Слет - как комплексная форма спортивного самодеятельного туризма 4 Реферат 8....полностью>>

«О дальнейших мерах по повышению безопасности дорожного движения, снижению числа погибших при дорожно-транспортных происшествиях»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (протокол от 12 ноября 2008 г. №5) о подготовке и представлении в Правительство РФ проекта нормативного документа, предусматривающего определение федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по организации дорожного движения в РФ, в Минтранс России направлены предложения по конкретным функциям по реализации государственной политики в вышеуказанной области, подготовленные, в том числе, с учетом международного опыта.

В декабре 2008 года МВД России рассмотрен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Положение о Министерстве транспорта РФ» и поддержана инициатива о закреплении за Министерством транспорта РФ функции по организации движения в РФ, который в настоящее время Минтрансом России направлен в Правительство РФ.

В связи с этим, а также в соответствии с возложенными на Минтранс России полномочиями в сфере ОДД необходимо ускорить работу по созданию в структуре данного Министерства соответствующего Департамента по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на УДС городов, населенных пунктов, автомобильных дорогах и транспортного планирования.

Во-вторых, это необходимость разработки и принятия единого нормативного акта, регулирующего все вопросы, связанные с дорожным движением. Сегодня фактически единственным базовым документом, регламентирующим деятельность в области ОБДД, остается Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Вследствие большого количества нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты процесса ОБДД, динамичного развития общественных отношений в рассматриваемой области, стремительного роста темпов автомобилизации, ФЗ «О безопасности дорожного движения» теряет свою актуальность в части решения вопроса о непосредственной организации дорожного движения. В связи с этим, представляется возможным, используя положительные примеры Болгарии, Дании, Испании, Финляндии и др. зарубежных государств, разработать единый документ, регулирующий вопросы в сфере организации и обеспечения БДД. В этой области представляет интерес опыт Франции, где главенствующим документом являются ПДД, состоящие из 5 томов и регулирующие все вопросы, связанные с дорожным движением. С целью недопущения множественности дублирующих актов и создания единых правовых условий для эффективного и безопасного функционирования дорожной инфраструктуры на территории России, в 2007 г. был рассмотрен проект ФЗ «О дорожном движении». Вместе с тем, учитывая, что ФЗ «О безопасности дорожного движения» является «рабочим инструментом» правового регулирования, необходимость и целесообразность принятие закона о дорожном движении в ближайшее время требует дополнительной проработки.

В-третьих, это касается вопросов фиксации нарушений ПДД с использованием специальных технических средств. Речь идет о закреплении юридической возможности фиксирования такими средствами более широкого круга нарушений ПДД, а также о необходимости дальнейшей проработки правовых мер обеспечения взаимодействия органов ГИБДД с Федеральным казначейством, Федеральной службой судебных приставов, Почтой России, Сбербанком России и придания юридической значимости процессам взаимодействия при взыскании штрафов за совершение нарушений ПДД, зафиксированных с помощью названных средств.

В-четвертых, это вопросы медицинского обеспечения БДД. В целях устранения имеющихся пробелов в данной предметной области разработаны предложения по внесению изменений в ряд законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оказания скорой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, осуществляется процедура их согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Подготовлены проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности по ликвидации последствий ДТП и оказанию пострадавшим гражданам первой помощи.

Разработан проект ФЗ «О внесении изменений в статью 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий устранение неопределенностей применения понятий «первая помощь», «первая медицинская помощь» и «доврачебная помощь» при оказании помощи лицами, не имеющими медицинского образования.

Вместе с тем, вне поля зрения законодателя остаются такие важные вопросы, как определение периодичности обязательных медицинских освидетельствований и порядка их проведения, перечня медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять ТС, а также процедуры прекращения действия права на управление ТС при ухудшении здоровья водителя, препятствующим безопасному управлению ТС.

В-пятых, это вопросы организации пассажирских перевозок. Одной из причин высокой аварийности на пассажирском автотранспорте является несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и условия организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом. Так, действующий Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует гражданско-правовые отношения, возникающие между исполнителем и потребителем транспортной услуги при оказании услуг автомобильным транспортом, т.е. не распространяется на случаи перевозок, выполняемых для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, регулярные перевозки пассажиров и багажа разделены Уставом на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки в режиме маршрутных такси. Однако принятые во исполнение требований Устава Правила перевозок пассажиров и багажа, разработанные Минтрансом России, не предусматривают возможности осуществления последних. Несмотря на предложения МВД России, в указанных Правилах отсутствуют пусть даже минимальные требования, направленные на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, что не соответствует потребностям сегодняшнего дня.

Внесенный в апреле 2007 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и принятый в первом чтении в июле того же года проект ФЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в РФ» до настоящего времени не рассмотрен во втором чтении. В тексте законопроекта, подготовленного ко второму чтению, отсутствуют положения, устанавливающие механизм привлечения перевозчиков на маршруты регулярного сообщения, которые не финансируются в рамках государственного заказа, требования к составу конкурсных комиссий, систему требований к регулярным пассажирским перевозкам, критерии приостановления и прекращения права на осуществление пассажирских перевозок при наличии серьезных нарушений, а также предусматривающие в качестве существенных условий договоров соблюдение перевозчиком требований статей 20 и 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В действующем законодательстве отсутствуют нормы об обязательности оборудования транспортных средств, в том числе пассажирских, контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами), а также ограничения по допуску к управлению транспортными средствами на профессиональной основе водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений.

Кодексом РФ об административных правонарушениях не установлена ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение требований, предъявляемых к организации транспортного обслуживания населения.

Говоря о лицензировании перевозочной деятельности как о механизме, препятствующем выходу на рынок транспортных услуг недобросовестных перевозчиков, необходимо отметить, что санкции, предусмотренные КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и условий не всегда соответствуют степени общественной опасности совершенных нарушений, а перечень грубых нарушений, за которые предусмотрена возможность административного приостановления деятельности хозяйствующего субъекта, не отвечает сложившимся реалиям. В то же время вступившим в силу в отношении данной нормы с 1 июля 2009 г. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заказные перевозки пассажиров автомобильным транспортом выводятся из видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, т.е. с указанной даты лицензионные требования и условия будут обязательны только для перевозчиков, допущенных к осуществлению регулярных перевозок пассажиров.

Кроме того, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности», который разработан с целью устранения административных барьеров при осуществлении некоторых видов экономической деятельности, что соответствует концепции административной реформы. Вместе с тем в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом вместимостью менее 20 человек законопроект предусматривает просто отмену лицензирования без введения какого-либо дополнительного обязательного страхования гражданской ответственности владельцев таких транспортных средств. Однако такой подход представляется не отвечающим общей концепции законопроекта и задачам обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

В этой связи предлагается пересмотреть перечень видов деятельности, на которые предполагается распространить действие законопроекта, а также ввести коэффициент страховых тарифов, который бы стимулировал перевозчиков выполнять все требования нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок и был бы обратно пропорционален уровню организации работы по обеспечению безопасности перевозок.

В соответствии с поручением, данным в пункте 2 раздела III протокола №5 заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 12 декабря 2008 г., МВД России были подготовлены и направлены в Минтранс России письмом от 1 декабря 2008 г. №1/9025 предложения по совершенствованию требований к осуществлению пассажирских перевозок. Данные предложения касались как совершенствования действующего законодательства, так и разработки принципиально новых нормативных правовых актов, однако не были учтены в полном объеме при подготовке доклада о выполнении указанного поручения, направленного Минтрансом России Первому заместителю Председателя Правительства РФ И.И. Шувалову письмом от 9 декабря 2008 г. №ЕМ-10/10436.

Повторно вопрос о совершенствовании требований к осуществлению пассажирских перевозок был рассмотрен МВД России во исполнение поручения Аппарата Правительства РФ от 17 января 2009 г. №П9-1092 и решения, принятого на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения 22 января 2009 г. (пункт 4 протокола №1).

В целом поддерживая указанные выше предложения Минтранса России, МВД России письмом от 31 января 2009 г. №1/704 сообщило, что исключение Минтрансом России конкретных мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса недостаточно обосновано.

Такие мероприятия, в первую очередь касающиеся пересмотра перечня грубых нарушений лицензионных требований и условий, переработки порядка обеспечения безопасности пассажирских перевозок, ужесточения требований к пассажирским ТС, их водителям и должностным лицам, ответственным за безопасность таких перевозок, могут быть реализованы путем подготовки соответствующих решений Правительства РФ. Этот путь представляется более оперативным независимо от последующего принятия решений на законодательном уровне.

Кроме того, представляется, что в подготовке обсуждения вопроса о целесообразности введения обязательного страхования жизни и здоровья пассажиров автобусов в качестве головного исполнителя должно выступать не МВД России, а Минфин России, в ведении которого находятся вопросы организации страхового дела, а также Российский Союз Автростраховщиков.

Одновременно с направлением предложений по совершенствованию требований к осуществлению пассажирских перевозок МВД России сообщило о готовности принять участие в разработке проектов соответствующих нормативных правовых актов, направленных на реализацию решений Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, при поступлении проектов соответствующих актов из Минтранса России. Однако Минтранс России к реализации собственных предложений фактически не приступил.

В этой связи представляется целесообразным в решении Государственного совета РФ поручить Минтрансу России активизировать работу по ранее принятым решениям Комиссии, а также внести соответствующие изменения в пункт 3 Предложений Минтранса.

Поддержка Государственным советом РФ предложений о необходимости устранения изложенных выше недостатков в нормативно-правовом регулировании и организации деятельности упомянутых министерств и ведомств позволит повысить безопасность пассажирских перевозок, что соответствует национальным интересам нашей страны.

В-шестых, это вопросы государственного технического осмотра. 22 января 2009 г. Правительственной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения были рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием механизмов проведения ГТО ТС, основной целью которых является создание наиболее благоприятных условий для владельцев ТС, сокращение временных затрат на его проведение, а также расширение сети мест его проведения.

Данные предложения, подготовленные в раках проводимой административной реформы, предусматривают самостоятельное осуществление субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами и предпринимателями) проведения технического осмотра с оформлением его результатов и выдачей итоговых документов – талона ГТО. Одновременно с этим предусматривается серьезное повышение ответственности соответствующих организаций за качество осуществления данного вида деятельности и достоверность результатов ГТО.

При этом на МВД России возлагается нормативно-правовое регулирование, организация и координация данного вида деятельности, а также осуществление соответствующих надзорных функций.

Реализация данных мероприятий потребует серьезной переработки нормативной правовой базы, прежде всего, соответствующего законопроекта, а также разработки более тридцати нормативных и нормативно-технических документов.

В-седьмых, это вопросы технического регулирования элементов автотранспортного комплекса. Базовые документы в этой части разрабатывались в совершенно другой обстановке и требования сегодняшнего дня учтены не в полной мере. Поэтому в них много недосказанного, недоработанного, не связанного со всей системой обеспечения дорожного движения. В целях реализации ФЗ «О техническом регулировании» постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. №1421 утверждена Программа разработки технических регламентов. Работа по согласованию основного технического регламента для автомобильной отрасли «О безопасности колесных транспортных средств» находится на завершающей стадии. Данный технический регламент будет являться фундаментальным документом, на основании которого должно осуществляться техническое регулирование в автомобильной промышленности.

Ведется разработка проектов федеральных законов специальных технических регламентов, призванных законодательно урегулировать требования к конструктивной и эксплуатационной безопасности ТС, процессам их технического обслуживания и ремонта.

В-восьмых, требуется совершенствование законодательства РФ по вопросам привлечения и организации взаимодействия подразделений МЧС, включая противопожарную службу, с органами ГИБДД в процессе оперативной ликвидации последствий ДТП, а также расширения прав и обязанностей участников ликвидации последствий ДТП по оказанию медицинской помощи пострадавшим в них лицам.

Учитывая вышеизложенное, представляется необходимых внесение следующих изменений в действующее законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Первое. Это совершенствование ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части:

  • уточнения компетенции и ответственности в области БДД на различных уровнях системы государственного управления;

  • признания иностранного гражданина, работающего по найму на территории РФ, не участвующим в международном движении и, соответственно, обязанного иметь российское национальное водительское удостоверение;

  • установления правовых основ оборудования ТС контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами).

Второе. Кодекс РФ об административных правонарушениях требует внесения изменений в части:

  • совершенствования механизма исполнения наказания в виде административного штрафа;

  • установления ответственности за систематическое нарушение ПДД;

  • совершенствование механизма выдачи органами, должностными лицами, осуществляющими государственный надзор (контроль), законных предписаний об устранении нарушений законодательства;

  • установления административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение требований, предъявляемых к организации транспортного обслуживания населения;

  • установления ответственности пассажироперевозчика за допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителя, не имеющего соответствующего подтверждения профессиональной пригодности;

  • ужесточения мер административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки;

  • усиление ответственности водителей за перевозку несовершеннолетних пассажиров. В качестве квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака ввести перевозку детей в возрасте до 12 лет. Так, например, предлагается статью 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» – дополнить частью 21, предусматривающей существенное усиление наказания по частям 1 и 2 этой статьи в случае перевозки пассажиров, в том числе детей в возрасте до 12 лет (например, крупный штраф, лишение права управления автомобилем на определенный срок). Статью 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов» – дополнить частью 2, усиливающей ответственность водителя, если в числе перевозимых пассажиров имеются несовершеннолетние в возрасте до 14 лет.

Аналогичные меры предлагаются в отношении статей 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; 12.9. Превышение установленной скорости движения; 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути; 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали; 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика; 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков; 12.14. Нарушение правил маневрирования; 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона; Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения; 12.23. Нарушение правил перевозки людей; 12.28. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах; Статья 12.36.1. Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства.

Во всех этих статьях возможно введение в качестве квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака перевозку пассажиров, включая детей в возрасте до 12 лет.

Градостроительный кодекс РФ необходимо дополнить требованием об обязательном включении в генпланы развития городов и других населенных пунктов вопросов организации дорожного движения. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность участия в процессе приемки законченных строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог Госавтоинспекции.

Земельный кодекс РФ требует уточнения правового статуса земель, входящих в понятие «полоса отвода», а также установления процедуры обязательного выделения земель для организации стоянок и парковок транспортных средств и др.

Требования ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» необходимо распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд.

Закон РФ «Об образовании» требует совершенствования правового регулирования системы подготовки кандидатов в водители, регламентации организационных и методических аспектов указанной деятельности, введение в школьные программы курса знаний правил дорожного движения и др.

ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует дополнить механизмами экономического стимулирования безаварийной эксплуатации транспортных средств и др.

В Основы законодательства о нотариате необходимо ввести обязанность органов нотариата по предоставлению информации органам внутренних дел о совершении нотариальных действий с автотранспортом.

В ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» необходимо предусмотреть дополнительное регулирование вопросов обеспечения безопасности дорожного движения при организации движения на железнодорожных переездах.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обуславливает необходимость внесения изменений в части расширения вопросов местного значения – организации и проведения в границах поселения (муниципального района, городского округа) мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, координации деятельности в области ОБДД, а также организация дорожного движения на дорогах местного значения.

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требует уточнения порядка лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом с учетом современных требований.

Необходима также разработка проектов федеральных законов:

  • «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения»;

  • определяющего общие начала и принципы участия граждан РФ и их объединений в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, в том числе по вопросам ОБДД;

  • о порядке проведения ГТО.

В ПДД необходимо распространить действие пункта 22.6 (применение опознавательного знака «перевозка детей») на все случаи перевозки детей в возрасте до 12 лет, в том числе и в легковых автомобилях.

Кроме того, необходима подготовка проектов постановлений Правительства РФ, регламентирующих:

  • требования к водителям, допускаемым к осуществлению перевозок пассажиров при приеме их на работу, в том числе, обязательную стажировку водителей, ее продолжительность в зависимости от непрерывности стажа управления транспортными средствами, типа подвижного состава, сложности и напряженности маршрута, а также к специалистам, осуществляющим такую стажировку;

  • обязательную периодическую проверку водительского состава на профпригодность, в том числе, проведение занятий по повышению профессионального мастерства на базе учебных организаций, осуществляющих подготовку водителей;

  • процедуры формирования и предъявления технических требований к подвижному составу пассажирского автомобильного транспорта в зависимости от видов перевозки, в том числе по вместимости подвижного состава в зависимости от пассажиронапряженности на маршруте;

  • порядок оборудования и использования на транспортных средствах, осуществляющих маршрутные перевозки пассажиров, контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов) и спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS);

  • порядок обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, в том числе, по маршрутам, не являющимся регулярными (взамен приказов Минтранса России №27-1995 г. и №2-1997 г.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан на 2010 год» оглавление

    Программа
    постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2002 № 28 «О Концепции «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)»,
  2. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан» на 2011 год содержание

    Программа
    Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.
  3. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (1)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой
  4. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (2)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой
  5. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (4)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой

Другие похожие документы..