Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Плакат с кроссвордом «Хождение за три моря»; стенд с иллюстрациями, посвященными странам Средней Азии и Индии. Понадобятся призы для активных участни...полностью>>
'Литература'
Иллюстрированная книга воздействует на человека через различные каналы восприятия, органично сочетая текст и изображение. Взаимодействуя с текстом, и...полностью>>
'Документ'
2 ноября Госдума одобрила в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части совершенствования порядка рассмотрени...полностью>>

«О дальнейших мерах по повышению безопасности дорожного движения, снижению числа погибших при дорожно-транспортных происшествиях»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.3.Анализ деятельности региональных и местных комиссий по безопасности дорожного движения

Комиссия по безопасности дорожного движения на всех уровнях управления, как орган по координации деятельности в области ОБДД были образованы в 60-х годах прошлого столетия.

В 2004 г. ходе административной реформы Правительственная Комиссия была упразднена. Однако, в 2006 г. в связи с осложнением обстановки с ОБДД, по поручению Президента Российской Федерации Правительственная Комиссия восстановлена. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано образовать аналогичные Комиссии по обеспечению дорожного движения.

Одними из основных задач Правительственной Комиссии являются:

  • обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области ОБДД;

  • совершенствование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ОБДД.

В целях реализации возложенных на нее задач Правительственная Комиссия рассматривает предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам формирования и реализации государственной политики в области ОБДД; вопросы совершенствования государственной системы ОБДД, правового регулирования в области ОБДД.

Правительственная Комиссия контролирует ход реализации ФЦП ПБДД, обобщает и распространяет положительный опыт работы региональных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, оказывает методическую помощь в организации их деятельности.

Комиссии по безопасности дорожного движения образованы и функционируют в субъектах Российской Федерации, в муниципальных районах и городских округах. Их работа построена аналогично.

Деятельность комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения на всех уровнях явилась важным рычагом в улучшении ситуации с ДТТ в стране. Создание региональных и местных программ по повышению БДД с их непосредственным участием и последующий контроль за ходом реализации программных мероприятий, объединяло и активизировало усилия органов исполнительной власти в целом в этой области.

Работу региональных комиссий, как правило, возглавляют заместители руководителей высших органов исполнительной власти.

В её состав входят представители органов управления здравоохранением, образованием, дорожным хозяйством, транспортным комплексом, Госавтоинспекции, Управления государственного автодорожного надзора, регионального подразделения ГО и ЧС, предприятий дорожно-транспортного комплекса, общественных организаций и т.д.

В зависимости от поставленных перед региональной комиссией задач, представительство органов исполнительный власти может различаться.

Планы работы региональных комиссий, как правило, разрабатываются на календарный год и формируются исходя из анализа:

  • тенденций и прогнозов состояния аварийности;

  • итогов проведенных мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма, количества ДТП с особо тяжкими последствиями (результаты обследование улично-дорожной сети, проведения операции «Автобус» и т.д.).

  • текущих проблем, влияющих на состояние аварийности и тяжесть последствий ДТП (сезонных содержание УДС, подготовка школ к новому учебному сезону, готовность снегоуборочной техники и т.п.);

Заседания региональных комиссий проводятся ежеквартально (при необходимости – организуются внеочередные заседания).

В ходе их проведения заслушиваются:

  • представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам, относящимся к их компетенции (наиболее часто – Госавтоинспекции и жилищно-коммунального хозяйства, редко – здравоохранения и образования);

  • представители органов местного самоуправления (о мерах, принимаемых по обеспечению безопасности дорожного движения, результаты выполнения муниципальных программ);

  • руководители муниципальных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения (о результатах работы комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения);

  • руководители транспортных, учебных и дорожных организаций (вопросы транспортного обслуживания населения, обучения кандидатов в водители, содержания УДС).

Анализ деятельности региональных и муниципальных комиссий, позволил выявить ряд проблем.

В ряде случаев в статусных документах региональных комиссий не определен должностной ранг её председателя, не закреплена его ответственность за ОБДД в регионе. Не на все региональные комиссии возложена координация деятельности в области ОБДД.

В их работе не всегда верно расставляются приоритеты. С одной стороны, принимаются важные решения, для исполнения которых не выделяются необходимые объемы финансирования, что в дальнейшем влечет их неисполнение. С другой – наблюдается уход от решения основных проблем ОБДД, требующих значительных человеческих и финансовых ресурсов, от долгосрочных и перспективных направлений с глубокой проработкой вопросов. В результате все сводится к «латанию дыр» и решению сиюминутных проблем.

Принятые на заседаниях решения не всегда находят своего отражения в нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Во многих регионах отсутствуют планы по реализации решений комиссии, нет отчетности об исполнении поручений.

3.4.Анализ нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения

В настоящее время систему правовых актов в области ОБДД оставляют несколько тысяч актов различной юридической силы, включая международные договоры, федеральные законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, акты субъектов РФ и муниципальных образований. Только на федеральном уровне их действует более тысячи.

Центральным звеном системы выступает ФЗ «О безопасности дорожного движения». Он формулирует основные принципы ОБДД, частично решает проблему разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами, в общем виде определяет основные требования, которые предъявляются к соответствующим субъектам управления. Иные аспекты общественных отношений в области ОБДД более детально регламентируются в ряде специальных законодательных и подзаконных актах.

К числу первых следует отнести: КоАП, Уголовный кодекс РФ (глава «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»), Федеральные законы «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О техническом регулировании» и иные.

Комплексный характер отношений по ОБДД, а также многочисленность субъектов управления, участвующих в данном процессе на всех уровнях организации власти, объективно способствует проявлению определенных системных недостатков правового регулирования:

  • отсутствие единого органа власти, ответственного за выработку и реализацию единой государственной политики в области ОБДД, организацию дорожного движения в целом;

  • отсутствие четкого закрепления предметов ведения, полномочий и ответственности субъектов управления на всех уровнях;

  • недостаточность правового регулирования процессов координации деятельности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

  • несовершенство механизма реализации отдельных контрольно-надзорных полномочий;

  • слабая реализация основной задачи законодательства об административных правонарушениях в области ОБДД – предупреждение правонарушений;

  • отсутствие норм, стимулирующих участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности.

Решение указанных, а также иных, вытекающих из них задач, возможно исключительно в рамках интеграции усилий всех органов власти, участвующих в процессе ОБДД. Необходимость консолидации усилий органов власти в целях ОБДД стала одной из причин принятия и реализации ФЦП ПБДД, предусматривающей существенный объем мероприятий, направленных на совершенствование действующей системы нормативно-правового регулирования отношений в области ОБДД.

Решение задачи по системному совершенствованию правового регулирования в области ОБДД, в том числе в рамках реализации ФЦП ПБДД, уже сегодня позволило добиться определенных результатов.

Только на федеральном уровне, начиная с 2006 г. по настоящее время, принято более 160 нормативных правовых актов различной юридической силы. В их числе 20 федеральных законов, 8 указов Президента РФ, 50 актов Правительства РФ, более 90 ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В 2008 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, в соответствии с которой определен порядок административного делопроизводства в отношении иностранных граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Таджикистана.

Приняты новые федеральные законы «О рекламе» (2006 г.), «О противодействии терроризму» (2006 г.), «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» (2007 г.), «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (2007 г.), «О транспортной безопасности» (2007 г.), «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (2008 г.), реализация которых влияет на решение социально-экономической проблемы БДД.

За период 2006-2009 гг. внесен комплекс существенных изменений в КоАП, направленных на совершенствование системы контроля за соблюдением ПДД, механизма исполнения административных наказаний, усиление административной ответственности за совершение наиболее грубых нарушений, устранение противоречий, пробелов и дублирования норм.

Особое место в поправках к главе 12 КоАП заняло повышение ответственности за управление ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Введены две новые части статьи 12.8 с большим наказанием за их нарушение – от ареста до задержания до 15 суток, от лишения права вождения до 3 лет до задержания ТС, изъятия водительского удостоверения, а для лиц, в отношении которых не может применяться арест, – штрафа в размере 5 000 рублей.

Вступили в силу положения, направленные на обеспечение соблюдения принципа неотвратимости наказания, среди которых наиболее эффективными являются использование средств автоматической фиксации нарушений ПДД, а также совершенствование законодательства в части применения мер обеспечительного характера.

Фактически с использованием средств автоматической фиксации нарушений ПДД в законодательство введен принципиально новый метод повышения дисциплины водителей. Опыт более чем 30 стран, где подобные приборы применяются достаточно давно, показывает их заметный вклад в предупреждение ДТП.

С целью совершенствования процедуры доказывания регламентированы отдельные процедуры, связанные с применением мер обеспечительного характера, такие как правила проведения свидетельствования на состояние алкогольного и наркотического опьянения должностными лицами Госавтоинспекции и медицинскими учреждениями. Введены дополнительные основания для запрета эксплуатации ТС.

По-новому определено понятие «задержание транспортного средства» – это перемещение ТС при помощи другого ТС и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на ней до устранения причины задержания. При невозможности перемещения по техническим характеристикам ТС задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

Внесены изменения и в статью 27.13 КоАП «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Теперь основаниями для задержания являются:

часть 3 статьи 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления либо лишенным право управления»;

части 1 и 2 статьи 12.211 «Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении» и «Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении»;

часть 1 статьи 12.212 «Нарушение правил перевозки опасных грузов».

Теперь основанием для запрещения эксплуатации ТС является совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума». При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации ТС. Законом такому ТС разрешено движение к месту устранения причины запрещения эксплуатации, но не более чем в течение суток с момента задержания. Запрещается эксплуатация ТС и без обязательного страхования гражданской ответственности его владельца.

Расширены полномочия ГИБДД в части применения мер обеспечительного характера. Сотрудникам ГИБДД предоставлено право проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте выявления подозрения в опьянении водителя ТС.

Внесены изменения в статью 264 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»: федеральным законодателем ужесточены меры уголовной ответственности в отношении водителей, которые в состоянии опьянения при управлении механическим ТС, нарушили ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть одного и более лиц

Отдельные изменения внесены в Градостроительный и Земельный кодексы РФ (2006 г.), статью 10 Закона РФ «О милиции» (2006 г.), Федеральные законы «О безопасности дорожного движения» (2006 г., 2007 г.), «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (2006 г.) и ряд других законодательных актов по вопросам ОБДД.

С учетом внесенных изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает возможность оформления документов о ДТП без участия милиции, если:

в результате ДТП вред нанесен только имуществу;

ДТП произошло с участием двух ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в установленном порядке;

отсутствие разногласий между участниками ДТП, которое зафиксировано в извещениях о ДТП, заполненных водителями в соответствии с правилами обязательного страхования.

При этом, размер страховой выплаты при оформлении страхового случая без участия сотрудников ГИБДД сегодня не может превышать 25 тыс. рублей.

С 1 марта и с 1 июля 2008 г. в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» также вступили в силу поправки, согласно которым:

  • не подлежат страхованию прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам;

  • уменьшен минимальный срок страхования до 5 дней для ТС, зарегистрированных в иностранных государствах;

  • отменен специальный знак государственного образца (стикер), размещаемый на переднем стекле ТС;

  • изменен порядок применения коэффициента территории преимущественного использования для юридических лиц – по месту регистрации ТС;

  • отменен порядок продления ОСАГО с 30-дневным льготным периодом;

  • установлен лимит в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 160 тыс. рублей без ограничения суммы выплат всем пострадавшим;

  • установлены фиксированные выплаты за причинение вреда жизни: 135 тыс. рублей – лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца), и не более 25 тыс. рублей на возмещение расходов на погребение – лицам, понесшим эти расходы;

  • ДТП на внутренней территории организации признается страховым случаем;

  • срок рассмотрения заявления о выплате или отказе продлен до 30 календарных дней, а за каждый день просрочки рассмотрения заявления введена неустойка (пени) в размере 1/75 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ, от страховой суммы по виду вреда;

  • не требуется проведения независимой экспертизы после проведения страховщиком осмотра ТС и договоренности сторон о размере страховой выплаты.

В рамках совершенствования ПДД установлены дополнительные требования к безопасности перевозок детей и предусмотрена возможность оформления ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции.

В числе принятых в этот период актов Президента РФ следует выделить, прежде всего, Указы от 22.09.2006 г. №1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», от 06.09.2008 г. №1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ», от 03.07.2008 г. №1041 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

Среди актов Правительства РФ особо можно выделить

  • постановления:

от 20.02.2006 г. №100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 г.г.» (с изменениями от 18.08.2007 и от 15.07.2008);

от 25.04.2006 г. №237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения»;

от 14.07.2006 г. №43 - Порядок проведения государственных технических осмотров транспортных средств, зарегистрированных ВАИ;

от 30.10.2006 г. №637 - Положение о лицензировании пассажирских автоперевозок;

от 17.01.2007 г. №20 - Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями ГИБДД;

от 30.08.2007 г. №548 - Требования к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан;

от 15.12.2007 г. №876 - Порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными спецсигналами;

от 19.04.2008 г. №475 - Правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование и медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей;

от 20.03.2008 г. №186 – «О передаче в собственность субъектов РФ материально-технических ресурсов, приобретаемых за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»;

от 22.11.2008 г. №859 - «О внесении изменений в правила учета дорожно-транспортных происшествий»;

  • распоряжение Правительства РФ от 10.09.2008 г. №1299-р «Об образовании оргкомитета по подготовке и проведению международной конференции по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

За отчетный период утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», предусматривающий запрещение ввода в эксплуатацию транспортных средств, уровень выбросов которых ниже требований ЕВРО-2.

Из числа наиболее значимых совместных документов следует отметить приказ МВД России и ФНС России об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, реализация которого позволит избавить владельцев ТС в определенных случаях (в том числе и в случае хищения, угона) от излишней уплаты транспортного налога.

27 января 2009 г. вступил в силу Административный регламент МВД России по исполнению функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним и новые Правила их регистрации.

С 1 сентября этого года вступает в силу Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области ОБДД. Административным регламентом урегулирован порядок исполнения следующих административных процедур: остановка ТС и пешехода; регулирование дорожного движения; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя ТС, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС; осмотр и досмотр ТС; изъятие водительского удостоверения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; выезд на место ДТП; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; административное задержание; доставление и др.

За период с 2006 г. по настоящее время в соответствии с изменениями в законодательстве, а также по восполнению существующих пробелов приняты также многочисленные ведомственные (межведомственные) акты посвящены регламентации различных направлений деятельности по ОБДД.

В области подготовки и обучения водителей с 1 января 2009 г. действуют новые примерные программы подготовки водителей ТС различных категорий. Программы предусматривают внедрение современных технологий обучения, предусматривают обучение вождению в типичных аварийных ситуациях, и значительное увеличение времени на приобретение практических навыков управления ТС. Одновременно повышены требования к образовательному цензу преподавателей и мастеров производственного обучения. Порядок подготовки водителей автопоездов различных категорий ТС приведен в соответствие с положениями Венской конвенции. Определены также Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей ТС.

С 1 июля 2009 г. вступило в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности, в котором предельно четко нормативно определены лицензионные условия и требования к процессу обучения, а также основания для приостановления действия специального разрешения.

Несмотря на проделанную работу, достаточно большой массив вопросов в области БДД требует развития и совершенствования правового регулирования.

Во-первых, это определение федерального органа власти, ответственного за выработку и реализацию единой государственной политики к области ОБДД, а также федерального органа власти, ответственного за организацию дорожного движения в целом.

Одним из основных вопросов, так и не получившим юридического разрешения, является определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию единой государственной политики в области ОБДД.

Аналогично не решен и вопрос относительно органа, ответственного за организацию дорожного движения в целом. Как известно, «организация дорожного движения» включает в себя три составляющие: организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные действия. К компетенции Госавтоинспекции относится совершение только распорядительных действий по управлению движением. В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» обязанность по организации движения возложена на органы исполнительной власти, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Однако в большинстве администраций городов лица с необходимым образованием и знаниями по организации дорожного движения отсутствуют. Сегодня такие структуры созданы и работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Самаре. Решением вопроса организации дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах фактически никто не занимается. Госавтоинспекция сегодня вправе только вносить предложения по изменению организации дорожного движения, изменять схему организации движения она может лишь временно – при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, ДТП и т.д. В Росавтодоре также не существует органа управления по вопросам организации дорожного движения (есть отдел безопасности дорожного движения и автомобильного транспорта). А функции мониторинга, совершенствования схем движения и выдача заключений по проектам организации дорожного движения, – не исполняются даже на федеральных трассах. Соответственно, ситуация зеркально отображается на региональных, межмуниципальных, муниципальных и частных автомобильных дорогах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан на 2010 год» оглавление

    Программа
    постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2002 № 28 «О Концепции «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)»,
  2. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан» на 2011 год содержание

    Программа
    Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.
  3. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (1)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой
  4. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (2)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой
  5. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (4)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой

Другие похожие документы..