Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Электрокардиограмма (ЭКГ) - это графическая запись процессов возбуждения, возникающих в миокарде. ЭКГ отражает состояние всех функций миокарда: автом...полностью>>
'Документ'
ИДЕАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ, вообра­жаемая жидкость, лишённая вязкости и теплопроводности. В И. ж. отсутст­вует внутр. трение, т. е. нет касат. напряжений меж...полностью>>
'Анкета'
совместного расширенного заседания Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и Комитета Государственной Думы ФС РФ тему: «Актуальные вопросы повышения...полностью>>
'Реферат'
Как известно, аналитическая, точнее — глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею ...полностью>>

«О дальнейших мерах по повышению безопасности дорожного движения, снижению числа погибших при дорожно-транспортных происшествиях»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2.Оценка социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий

В 2008 г. в рамках реализации ФЦП ПБДД были уточнены подходы к оценке социально-экономического и демографического ущерба от ДТП, более полно учитывающие его различные составляющие, и разработана новая методика оценки ущерба от ДТП и их последствий.

Применение данной методики, а также введение обязательного страхования гражданской ответственности водителей ТС позволило пересмотреть и рассчитать реальную величину прямых и косвенных составляющих ущерба от ДТП, которая более чем в 3 раза превышает результаты предыдущих расчетов и приближается к аналогичному показателю в развитых странах.

Так, согласно уточненным расчетам, социально-экономический ущерб от ДТП в 2004 г. составил 1 167 млрд. руб. или 6,8% от ВВП, в 2008 г. – 908,1 млрд. руб. За пять лет, начиная с 2004 г., совокупные потери экономики страны от ДТП и их последствий превысили 5 617 млрд. руб., что сопоставимо с доходной частью федерального бюджета Российской Федерации в 2005 г. (5 127,2 млрд. руб.). Суммарный демографический ущерб за этот же период оценивается в 378,6 тыс. чел., что в 1,3 раза больше численности населения Республики Калмыкия (284 тыс. чел.) и соотносится с населением Камчатского края (343,5 тыс. чел.).

Сокращение социально-экономического ущерба от ДТП в 2008 г. относительно 2004 г. составило 237,3 млрд. руб. (20,3%), относительно пикового 2006 г. – 339,3 млрд. руб. (26,7%). Сокращение демографического ущерба от ДТП в 2008 г. относительно 2004 г. составило 6 669 человек (8,7%), относительно пикового 2007 г. – 7 400 человек (9,5%).

Доля ущерба от дорожно-транспортной аварийности в общем объеме ВВП, положительная тенденция к сокращению которой наметилась в 2005 г., к 2008 г. снизилась в 3,1 раза от уровня 2004 года и составила 2,2% (при одновременном увеличении за тот же период номинального объема произведенного ВВП в 2,4 раза).

Основная часть социально-экономического ущерба (около 70%, или 635,8 млрд.руб.) связана с потерями от ДТТ. Из них на гибель людей приходится 455,6 млрд.руб., на ранения людей – 180,3 млрд.руб. Ущерб от повреждения транспортных средств составил 237,2 млрд. руб., или 26,1%. Остальные потери отнесены к «прочему» ущербу (повреждения дорог и сооружений на них, порча грузов, задержки ТС в зоне возникновения ДТП, административные затраты, экологический ущерб).

На долю потерь от наездов на пешеходов, столкновений и опрокидываний транспортных средств приходится порядка 84% общего размера социально-экономического ущерба. Наибольший ущерб по итогам 2008 г. был нанесён в результате столкновений (264,7 млрд.руб.) и наездов на пешеходов (190,3 млрд.руб.).

Относительные показатели ущерба от ДТП также характеризуются отрицательной динамикой: социально-экономический ущерб в расчете на одного пострадавшего в ДТП в 2008г. в сравнении с 2004 г. снизился на 12,5% (в расчете на одно ДТП – на 24%), демографический ущерб – на 7,5% (49 человек на 100 тыс. населения в 2008 г. против 53 человек на 100 тыс. населения в 2004 г.).

В сравнении с 2005 г. по состоянию на сегодняшний день социально-экономический ущерб от ДТП сократился на 299,6 млрд. руб. (24,4%), демографический – на 7 155 человек (9,2%), доля ущерба в общем объеме ВВП снизилась в 2,6 раза (с 5,7% до 2,2%).

1.3.Сравнение ситуации с безопасностью дорожного движения в России с другими странами

По данным ВОЗ, ежегодно в результате ДТП в мире погибают около 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. человек получают ранения. Ежегодный мировой ущерб от ДТП составляет свыше 500 млрд. долл. США. Экономические издержки, связанные с ДТТ, оцениваются в среднем в 1% ВВП в странах с низким уровнем доходов населения, примерно в 1,5% – в странах со средним и 2% – в государствах с высоким уровнем доходов населения.

В странах Евросоюза в течение года в ДТП погибают более 40 тысяч человек.

Наиболее часто смертельные травмы получают молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Например, в Австрии в 2006 г. в среднем смертельные травмы в ДТП получили 9 человек на 100 тыс. человек населения, то в данной возрастной группе – 16, в Бельгии – 10 и 17 соответственно, в Финляндии – 6 и 13, в Германии – 6 и 12, во Франции – 8 и 16, в Испании – 9 и 14.

Наиболее объективной характеристикой состояния БДД является число погибших в ДТП людей. В связи с этим, в большинстве стран одним из важнейших показателей, определяющим уровень БДД и позволяющим проводить сравнительную оценку, признается число погибших в ДТП в расчете на 100 тыс. человек населения, характеризующее социальный риск.

В течение последних 15 лет в большинстве развитых стран уменьшается число людей, погибших в ДТП. Такая же тенденция имеется в ряде государств – бывших республиках СССР.

За период с 1990 г. более чем в два раза снизилось число погибших в Австрии, Германии, Испании, Португалии, Франции. Более чем на 30% снизилось количество погибших в остальных европейских странах, кроме Польши. Наиболее незначительное снижение отмечено на территории Российской Федерации.

Риск погибнуть в ДТП был меньше всего на территории Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландов, Швеции, Японии. Такое положение в этих странах сохраняется уже несколько лет. Риск гибели высок в Венгрии, Республике Корея, Исландии, Польше, Португалии, США. Практически во всех развитых странах степень социального риска последовательно снижается, исключение составила Исландия. В ряде стран с 1990 г. показатель социального риска снизился в два и более раз.

За последние годы в экономически развитых странах общее количество ДТП возрастает, при этом число погибших в них людей уменьшается. Ожидается и дальнейшее сохранение данной тенденции.

Для оценки уровня и динамики аварийности в России был проведен сравнительный анализ абсолютных и относительных показателей аварийности (число погибших в результате ДТП, число погибших по отношению к численности населения страны и число погибших по отношению к количеству ТС) в России и зарубежных странах (развитые страны, страны БРИК, СНГ) в 2005-2007 гг.

Сравнительный анализ данных о смертности на дорогах в России и развитых странах

К 2008 г. число погибших в ДТП по сравнению с 2005 г. выросло только в двух развитых странах – Норвегии и Польше (на 4% и 3% соответственно). Для Бельгии и Австралии этот показатель остался примерно на уровне 2005 г. В таких странах как Италия, Германия, Великобритания, США, Венгрия число погибших уменьшилось незначительно по сравнению с 2005 г. В России в 2008 г. относительно 2005 г. число погибших в результате ДТП сократилось на 12%. В последние годы более ощутимые позитивные изменения на дорогах произошли только в Японии, Испании и Франции (снижение на 16%, 14%, 13% соответственно).

Вместе с тем, несмотря на наметившуюся положительную тенденцию к снижению числа погибших в ДТП, значения относительных показателей аварийности на российских дорогах и на дорогах экономических развитых стран мира отличаются в разы.

В 2007 г. в России погибло 234 чел. на 1 млн. жителей. По данным за 2007 г. по зарубежным странам минимальное значение показателя у Нидерландов и Исландии – 48 чел. на 1 млн. жителей. Далее следует Норвегия – 49 чел. на 1 млн. жителей.

В диапазон от 50 до 60 чел., погибших в ДТП на 1 млн. жителей, попадают Великобритания (50), Швеция (51), Швейцария (51), Япония (52), Германия (60). От 70 до 100 погибших в ДТП данный показатель составляет в Финляндии (72), Дании (74), Франции (75), Австралии (77), Ирландии (77), Португалии (81), Канада (83), Австрии (83), Испании (85), Италии (86), Люксембурге (90), Новой Зеландии (100). От 110 до 200 погибших в ДТП – в США (136), Южной Кореи (137), Греции (141), а также в странах Центральной Европы - Чешская республика (118), Венгрия (123) и Польша (147).

В 2007 г. на 1 млн. ТС в России приходился 861 погибший в результате ДТП. Лучшие показатели по данному срезу в Исландии (60), Швейцарии (74), Норвегии (77) и Японии (80). Ниже 100 погибших на 1 млн. ТС - в Швеции (89), Германии (89), Нидерландах (89), Великобритании (89). Незначительно отличается статистика в Австралии (109), Финляндии (123), Италии (127), Испании (134), Канаде (138), Дании (147), Ирландии (147) и Португалии (160). В США данный показатель составляет 163 погибших, Бельгии – 168, Греции – 226, Польше – 310, Южной Корее – 317, Венгрии – 347.

Таким образом, в России на 1 млн. жителей за год в ДТП погибло в среднем в 4 раза больше человек по сравнению с ведущими странами Западной Европы и приблизительно в 2 раза больше по сравнению со странами Центральной Европы и США. По числу погибших в результате ДТП относительно количества ТС Россия в 10 с лишним раз превосходит наиболее безопасные европейские страны и Японию, в 5 раз – США, примерно в 3 раза – страны Центральной Европы.

Сравнительный анализ данных о смертности на дорогах России, стран БРИК и СНГ

Среди стран БРИК (Китай, Индия, Бразилия) по основному показателю аварийности - число погибших в результате ДТП - Россия имеет наименьшее значение показателя, что объясняется меньшей численностью ее населения по сравнению с рассматриваемыми странами.

По числу погибших в результате ДТП на 1 млн. жителей Россия превосходит Китай почти в 4 раза, Индию – в 2 раза, Бразилию – приблизительно в 1,2 раза. По числу погибших на 1 млн. ТС Индия превосходит Россию в 1,6 раза, в Китае данный показатель лучше российского в 1,7 раза, в Бразилии – в 1,4 раза. На дорогах Украины и Белоруссии в расчете на 1 млн. жителей погибает в 1,5 раза меньше людей, чем в России, в том время как в Казахстане - в 1,2 раза больше.

В 2007 г. в России на 1 млн. жителей в ДТП погибло в среднем в 2,4 раза больше человек по сравнению со странами БРИК и в 1,5 раза больше по сравнению со странами СНГ (Белоруссия, Украина), а по сравнению с Казахстаном - в 1,2 раза меньше. По числу погибших в результате ДТП относительно количества ТС Россия в среднем в 1,6 раза превосходит страны БРИК (Китай, Бразилия) и в 1,6 раза уступает Индии.

    1. Анализ основных элементов системы дорожного движения

Водитель

В период с 1998 г. по 2008 г. от 74% до 84% ДТП были связаны с нарушением ПДД водителями ТС. При этом удельный вес таких ДТП в общей структуре аварийности ежегодно возрастает (+10,2% в 2008 г. по сравнению с 1998 г.). Примерно две трети ДТП происходят с участием водителей легковых автомобилей, более 90% из которых принадлежат физическим лицам. Около четверти происшествий связаны с неправильным выбором скоростного режима. Вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестка происходит каждое седьмое ДТП. Каждый девятый водитель, попавший в ДТП, не имеет права на управление ТС. В каждом семнадцатом ДТП водитель скрылся с места его совершения.

В 2008 г. произошло 183 349 ДТП по вине водителей ТС, в которых погибли 24 900 и ранены 239 472 чел. Наибольшее количество ДТП, сопровождавшихся нарушением ПДД водителями ТС, произошло в результате столкновения ТС (40%, +76,6% относительно 1998 г.), наезда на пешехода (28%, +34,3%) и опрокидывания ТС (16%, +37,5%).

В целом динамика ДТП, связанных с нарушением ПДД водителями ТС, соответствует общей тенденции в состоянии аварийности на автомобильном транспорте. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество ДТП по вине водителей ТС сократилось на 6,2%, число погибших – на 10,2%, раненых – на 7,1%. Относительно 2005 г. прирост таких ДТП составил 1,5%, раненых в них – 1,2%, при этом число погибших сократилось на 9,9%.

Основными нарушениями ПДД, оказавшими прямое или опосредованное влияние на возникновение и тяжесть последствий более 80% от общего количества ДТП по вине водителей ТС, являются: несоответствие скорости конкретным условиям (24,3%), несоблюдение очередности проезда перекрестков (13,7%), отсутствие права на управление ТС (10,9%), выезд на полосу встречного движения (8,5%), неправильный выбор дистанции (7,4%), управление ТС в состоянии опьянения (7,4%), нарушение правил проезда пешеходного перехода (6,7%), нарушение водителями правил применения ремней безопасности (3,5%), превышение установленной скорости (2,5%), нарушение правил перестроения (2,5%).

Относительно 1998 г. темп прироста ДТП по вине водителей ТС составил 51,8%, погибших и раненых в них – 4,3% и 61,6% соответственно. Сложившаяся ситуация характеризуется увеличением значений основных показателей аварийности в результате неправильного выбора дистанции (темпы роста 2008 г. к 1998 г. составили 294,5% ДТП, 204,6% погибших и 312,1% раненых), нарушения правил проезда пешеходного перехода (темпы роста 2008 г. к 1998 г. составили 251,7% ДТП, 170,5% погибших и 264,1% раненых), несоблюдения очередности проезда (темпы роста 2008 г. к 1998 г. составили 237,7% ДТП, 140% погибших и 253,2% раненых) и нарушения правил перестроения (темпы роста 2008 г. к 1998 г. составили 207,6% ДТП, 173,7% погибших и 220% раненых).

Вместе с тем, в сравнении с 2007 г. количество ДТП, связанных с неправильным выбором дистанции выросло на 2,8%, нарушением правил проезда пешеходного перехода – на 6,6%, нарушением правил проезда ж/д переездов на – 4,3%, несоблюдением правил движения задним ходом – на 53,6%. Количество происшествий, при оформлении которых установлены нарушения участниками ДТП правил применения мотошлема и правил перевозки детей возросло на 18,7% и 11,7% соответственно.

Несмотря на увеличение в 2008 г. на 2,8 млн. чел. числа лиц, получивших водительские удостоверения на право управления ТС, количество ДТП по вине водителей со стажем управления ТС до 3-х лет сократилось на 4,1%, число погибших в них – на 7,8%, раненых – на 5,5% (относительно 2007 г.).

Причиной каждого третьего ДТП по вине водителей со стажем управления до 3-х лет стало превышение скорости или несоответствие скорости конкретным условиям движения (30,3%), каждого шестого – несоблюдение очередности проезда (16,3%); каждого двенадцатого - выезд на полосу встречного движения (8,6%), каждого тринадцатого – неправильный выбор дистанции (7,6%). Каждое восемнадцатое ДТП совершено водителем со стажем управления до 3-х лет в состоянии опьянения (5,6%).

Количество ДТП, совершенных водителями ТС, находящихся в собственности физических лиц, уменьшилось на 6,2%, юридических лиц – на 8% (относительно 2007 г.).

Уровень аварийности по вине водителей легковых ТС сократился на 5,4% (имеющих лицензию – на 74,4%), грузовых ТС – на 12,4%, автобусов – на 11,3%, мототехники – на 21,1% (по сравнению с 2007 г.). Количество ДТП по вине водителей автобусов, находящихся в собственности физических лиц, сократилось на 15,3%, в то время как количество таких автобусов за рассматриваемый период увеличилось на 3%.

Улучшается положение с обеспечением безопасности пассажирских перевозок. Количество происшествий, произошедших из-за нарушений ПДД водителями автобусов, в 2008 г. снизилось на 11,3%, зарегистрировано 4706 таких ДТП, в них погибли 376 (-15,1%) и ранены 7099 (-13,3%) человек. Удельный вес таких ДТП в общем массиве ДТП по вине водителей составил 2,6%. Показатель тяжести последствий – 5 погибших на 100 пострадавших. Наибольшим его значением характеризовались происшествия на территории Республики Калмыкия (21 погибший на 100 пострадавших), Республики Дагестан (20) и Калужской области (19).

В ряде регионов водителями автобусов происшествия совершаются намного чаще, если в среднем по стране их доля составила 2,6%, то в Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Астраханской и Омской областях она превышает 5%.

Пассажиры автобусов пострадали практически в каждом втором (48,5%, или 2282) ДТП, совершённых по вине водителей автобусов.

В среднем в России водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам, совершено более половины (55,2%) всех ДТП из-за нарушений, допущенных водителями автобусов. Количество этих ДТП и число погибших и раненых в них людей уменьшилось на 15,3%, 16,2% и 17,4% соответственно, в 2 597 происшествиях погибли 223 и получили ранения 3 924 человека.

Более 90% всех таких происшествий совершено водителями автобусов индивидуальных владельцев в Республике Калмыкия и Ульяновской области, а в Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике все ДТП по вине водителей автобусов совершены на индивидуальном транспорте.

Максимальный рост аварийности (в три и более раза) на пассажирском транспорте, принадлежащем физическим лицам, зарегистрирован в Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Ингушетия.

Около половины (44,8%) ДТП, совершённых водителями автобусов, произошло из-за нарушений ПДД водителями автобусов, имеющих лицензию на перевозочную деятельность. Значительно более серьезное влияние оказывает лицензированные перевозчики на общее состояние аварийности на пассажирском транспорте в Владимирской, Вологодской и Курганской областях, где 80% и более всех ДТП по вине водителей автобусов совершено водителями, имеющими лицензии.

Водителями автобусов, находящимися в состоянии опьянения, в 2008 г. совершено 89
(-38,6%) ДТП, в которых 14 (-48,1%) человек погибли и 139 (-42,1%) получили ранения. Среди всех ДТП, совершённых водителями автобусов, доля этих происшествий составила 1,9%.

Уменьшилось на 41,9% количество ДТП совершённых находящимися в состоянии опьянения водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам, также уменьшилось число погибших (-68%) и раненых (-49,1%). В 61 ДПТ погибли 8 и ранены 88 человек, удельный вес таких происшествий – 2,3%.

Из-за нарушений ПДД, совершённых находящимися в состоянии опьянения водителями лицензированных автобусов, принадлежащих физическим лицам, произошло 19 (-36,7%) ДТП, в них погибли 3 (+50%) и получили ранения 29 (-51,7%) человек. Удельный вес таких происшествий невелик – 0,9%.

Уменьшилось количество происшествий по вине водителей троллейбусов (331 ДТП;
-11,7%), а количество происшествий по вине водителей трамваев увеличилось (127 ДТП; +5%). Наибольшее количество ДТП по вине водителей троллейбусов и трамваев зарегистрировано в г. Москве – 59 и 37 соответственно.

Снизились на 12,7% количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения – в 13611 таких ДТП погибли 2383 (-6,7%) и были ранены 19 887 (-12,4%) человек. В среднем по стране удельный вес таких происшествий составил 7,4%.

Вместе с тем, в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Хабаровском и Камчатском краях, Архангельской, Брянской, Вологодской, Калужской, Костромской, Курской, Рязанской, Новгородской, Тюменской, Новосибирской, Томской, Сахалинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе доля таких происшествий превысила 10%, а в Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Амурской, Владимирской, Псковской, Курганской областях составила более 13%.

Самый высокий удельный вес происшествий, совершённых пьяными водителями, отмечен в Республике Алтай (24,2%), Ненецком автономном округе (22,2%), Чукотском автономном округе (16,7%), Республике Бурятия (15,5%).

Фактором, оказывающим наибольшее влияние на рост аварийности по вине водителей, по-прежнему остается несоответствие выбранного скоростного режима конкретным условиям дорожного движения. В 2008 г. данный вид нарушения стал причиной около четверти всех ДТП по вине водителей ТС и раненых в них (24,3% и 24,6% соответственно) и около трети всех погибших в них (31,3%). По сравнению с 1998 г. количество таких ДТП увеличилось на 40,4%, число погибших в них – на 16,3%, раненых – на 48,7%.

Однако, начиная с 2004 г., наблюдается положительная тенденция к сокращению количества ДТП, числа погибших и раненых в связи с превышением установленной скорости движения (-57,6%, -59,5%, -55,7% соответственно в 2008 г. к 1998 г.), управлением ТС в состоянии опьянения (-43,2%, -47,8%, -36,9%), выездом на полосу встречного движения
(-22%, -17,1%, -11,8%). По сравнению с 1998 г. сократилось количество ДТП, число погибших и раненых по вине водителей, не имеющих права на управление ТС (-25,7%,
-32,5%, -22,2% соответственно).

В зависимости от влияния (по сравнению с 1998 г.) на динамику удельного веса ДТП, произошедших по вине водителей ТС, основные виды нарушений ПДД можно объединить в две группы. К первой группе нарушений, характеризующихся увеличением удельного веса ДТП по их причине, относятся: несоблюдение очередности проезда (+5%), неправильный выбор дистанции (+3,6%), нарушение правил проезда пешеходного перехода (+2,7%), нарушение правил перестроения (+0,6%). Ко второй группе нарушений – с отрицательной динамикой удельного веса ДТП – относятся: управление ТС в состоянии опьянения (-12,4%), отсутствие права на управление ТС (-11,4%), выезд на полосу встречного движения (-8%), превышение установленной скорости (-6,3%), несоответствие скорости конкретным условиям (-1,9%).

Пешеход

Пешеходы являются самой многочисленной и наиболее уязвимой группой участников дорожного движения. В 2008 г. доля пешеходов составила 30% от общего числа лиц, пострадавших в результате ДТП. Относительно уровня 1998 г. число пострадавших в ДТП пешеходов увеличилось на 11,4% (9 060 чел.). В то же время число погибших пешеходов за последние 11 лет сократилось на 4,8% (550 чел.).

Несмотря на то, что доля наездов на пешеходов ежегодно снижается и по итогам года составила 37,8% (48,6% в 2000 г., 43,5% в 2004 г., 41,3% в 2005 г., 40,4% в 2006 г., 38% в 2007 г.) данный вид происшествий по-прежнему остаётся самым массовым.

Отмечается снижение основных показателей аварийности при данном виде ДТП. Зарегистрировано 82 508 (-7,1%) ДТП, связанных с наездами на пешеходов, в которых 10 692 (-9,7%) человека погибли и 77 378 (-6,6%) получили ранения.

При снижении количества происшествий данного вида в целом по стране, возросло количество наездов на пешеходов в Республике Тыва (+31,5%), Костромской (+4,9%), Мурманской (+4,8%), Курганской (+4,7%) областях, Республике Калмыкия (+4,6%), Рязанской (+3,9%), Кировской (+3,7%), Липецкой (+1,9%), Новгородской (+1,5%) областях, Республике Башкортостан (+0,3%).

Число погибших в ДТП пешеходов на территории Тамбовской, Кировской, Сахалинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе увеличилось более чем на 20%.

Тяжесть последствий наездов на пешеходов в среднем по стране составила 12 погибших на 100 пострадавших. Вместе с тем, более пятой части пострадавших пешеходов получили смертельные травмы в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике.

Нарушение ПДД пешеходами является одним из основных факторов, способствующих возникновению ДТП. По вине пешеходов в 2008 г. произошло 38 858 ДТП (17,8% от общего количества ДТП), в них погибли 6 270 (20,9% от общего числа погибших в ДТП) и ранены 34 401 чел. (12,7% от общего числа раненых в ДТП).

Анализ динамики статистических данных за 1998-2008 гг. свидетельствует о наличии позитивной тенденции к сокращению значений основных показателей аварийности по вине пешеходов, наметившейся в 2004 г. и продолжающейся до настоящего времени. За последнее пятилетие (2004-2008 гг.) темпы сокращения основных показателей аварийности, связанной с нарушением ПДД пешеходами, составляли около 7% в год (по ДТП – 6,5%, по погибшим – 6,8%, по раненым – 6,4%). По сравнению с 1998 г. количество ДТП, сопровождавшихся нарушением ПДД пешеходами, сократилось на 18,4% (8 736 ДТП), число погибших – на 7,5% (505 чел.), раненых – на 19,4% (8 293 чел.).

Относительно 2005 г. количество ДТП по вине пешеходов, число погибших и раненых в них людей в 2008 г. сократилось более чем на 20% (-21,7% (-10 752 ДТП), -20,6% (- 1 628 человек) и -21,7% (- 9 519 человек) соответственно).

Начиная с 2001 г., наблюдается тенденция к последовательному сокращению удельного веса основных показателей аварийности по вине пешеходов в общей структуре аварийности на автомобильном транспорте. За период с 1998 г. по 2008 г. доля таких ДТП уменьшилась на 11,3%, погибших – на 2,4%, раненых – на 10,5%.

Наибольшее влияние на состояние аварийности оказывают следующие виды нарушений ПДД пешеходами: переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода (67,4%), нарушение ПДД пешеходами в состоянии опьянения (11,8%), неожиданный выход на проезжую часть (10,4%), неподчинение сигналам регулирования (5,5%), ходьба вдоль проезжей части попутного направления вне населенного пункта (4%), ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара (3,2%), движение пешехода в возрасте до 7 лет без сопровождения взрослого (1,2%), игра на проезжей части (0,5%).

Причиной возникновения 90% ДТП по вине пешеходов являются три вида нарушений, на долю которых приходится 79% от числа погибших и 91% от числа раненых в ДТП по вине пешеходов. К таким нарушениям относятся: переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода, нарушение ПДД пешеходами в состоянии опьянения и неожиданный выход на проезжую часть (из-за ТС, деревьев и др.). При этом удельный вес ДТП по причине перехода пешеходом проезжей части в неустановленном месте имеет тенденцию к росту (+8% к 1998 г.), а по вине пешеходов в состоянии опьянения и по причине неожиданного выхода на проезжую часть – к сокращению. Если в 1998 г. нарушение ПДД пешеходом в состоянии опьянения становилось причиной каждого четвертого ДТП по вине пешеходов (из-за выхода на проезжую часть – каждого шестого ДТП), то в 2008 г. – уже каждого девятого ДТП (из-за выхода на проезжую часть – каждого десятого ДТП).

Динамика показателей аварийности, начиная с 2004 г., характеризуется тенденцией к сокращению количества ДТП по основным видам нарушений ПДД, совершенных пешеходами. В зависимости от темпов сокращения таких ДТП относительно 1998 г. основные виды нарушений ПДД пешеходами можно разделить на две группы. К первой группе – с темпами сокращения показателей более 50% относятся: игра на проезжей части (-71,8%), движения по проезжей части пешехода в возрасте до 7 лет без взрослого (-63,3%), нарушение ПДД в состоянии опьянения (-58,5%) и неожиданный выход на проезжую часть (-51,2%). Ко второй группе – с темпами сокращения показателей менее 50% относятся: ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара (-35,6%), неподчинение сигналам регулирования (-14,7%), ходьба вдоль проезжей части попутного направления вне населенного пункта (-9,9%), переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода (-7,4%). Данная группа во многом характеризуется сознательным нарушением ПДД пешеходами.

Наиболее значимым, с точки зрения влияния на последствия ДТП, нарушением пешеходами ПДД является переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. В 2008 г. по причине данного фактора аварийности погибли и получили ранения две трети всех пострадавших в ДТП, возникших по вине пешеходов. Удельный вес числа пострадавших в ДТП данного вида имеет устойчивую тенденцию к росту. Вместе с тем, по сравнению с пиком в 2003 г. роста аварийности по вине пешеходов, нарушающих правила перехода проезжей части (+44,8% погибших и +19,9% раненых к 1998 г.), в 2004-2008 гг. отмечается ежегодное сокращение абсолютных значений основных показателей аварийности по данному виду нарушения. Относительно 2003 г. количество таких ДТП уменьшилось на 24,6%, число погибших и раненых в них сократилось на 1 498 человек (-27,5%) и 7 292 (-23,9%) соответственно.

Актуальным остается вопрос обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах. В 2008 г. каждый шестой наезд на пешехода совершен на пешеходных переходах (17,3%): в 14 271 (+2,8%) ДТП погибли 929 (-5,1%) и получили ранения 14 387 (+3,6%) человек. При этом уровень аварийности на пешеходных переходах по вине самих пешеходов характеризуется тенденцией к сокращению (-40,2% ДТП, -43,6% раненых, -38,6% погибших по сравнению с 1998 г.).

Около трети пострадавших в ДТП по вине пешеходов погибли в возрасте 45-55 лет (удельный вес – 18,2%) и старше 65 лет (19,5%). Среди раненых в ДТП с нарушением ПДД пешеходами преобладают люди в возрасте 16-25 лет (17,9%) и 25-35 лет (17,4%). С 2004 г. наметилась тенденция, укрепившаяся в 2006-2008 гг., к сокращению основных показателей аварийности, связанной с нарушением ПДД пешеходами, по всем возрастным группам. При этом наиболее высокими темпами сокращения показателей характеризуется группа пешеходов в возрасте до 16 лет: -50,8% ДТП, -68,1% раненых, -48,6% погибших по сравнению с 1998 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан на 2010 год» оглавление

    Программа
    постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2002 № 28 «О Концепции «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)»,
  2. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан» на 2011 год содержание

    Программа
    Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.
  3. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (1)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой
  4. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (2)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой
  5. Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах" далее программа (4)

    Программа
    2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой

Другие похожие документы..