Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
II Международная научно-практическая конференция «Теория и практика в физико-математических науках» для аспирантов, студентов, соискателей, научных ра...полностью>>
'Документ'
Юридический адрес: 620133, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 2, кв. 22; Фактический адрес: 620219, Свердловская обл., г. Ек...полностью>>
'Программа'
Функционирует с 1963 года. В апреле 2007 году детский был закрыт в связи со сносом старого и строительством нового современного здания детского сада....полностью>>
'Документ'
Предлагаемая система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформир...полностью>>

Мониторинг событий третья декада марта 2005 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОНИТОРИНГ СОБЫТИЙ

ТРЕТЬЯ ДЕКАДА МАРТА 2005 г.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

В целом социально-политическая обстановка в стране продолжала оставаться напряженной – во многих регионах продолжались разнообразные акции протеста. Значительно усилилась критика в адрес президента и правительства. На этом фоне ведется подготовка к 60-летию Великой Победы.

Кремль посчитал наконец нужным дать стране ответы по двум темам, обсуждавшимся в последнее время: Путин не станет премьер-министром после истечения второго президентского срока, а РФ не превратится в парламентскую республику.

Волнения в двух мусульманских республиках - Башкирии и Ингушетии напоминают властям России о событиях в Киргизии.

Достаточно хаотичные действия правительства были направлены на преодоление ряда негативных тенденций – рост инфляции, отсутствие роста ВВП, задолженность по зарплате, неминуемый рост цен и т.д.

В завершающую фазу вступил процесс по делу ЮКОСа.

Президент и правительство

Исследовательский центр «Ромир-Мониторинг» представил сборник «Общественное мнение России-2005», из которого явствует, что рейтинг доверия президенту из-за монетизации льгот снизился на 15 %, а партия «Единая Россия» потеряла треть своих сторонников.

Президент Путин назначил «известного политтехнолога» Модеста Колерова начальником Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Как сообщалось, новое Управление будет курировать отношения России со странами СНГ, а также заниматься работой с соотечественниками за рубежом. Напомним, что в послужном списке Колерова были должность в ОНЭКСИМ банке по связям с общественностью, затем был пресс-секретарем Б. Иордана («Ренессанс-Капитал»).

В Интернете новое назначение Колерова подано исключительно благоприятно – дескать, он и патриот, и умница, и побольше бы Путину таких кадров... Нет сомнения, что и в новой должности он будет лоббировать интересы Потанина и Иордана. Эта новая кадровая ошибка Кремля была обставлена еще и дополнительными благоприятными условиями для Колерова: его в управление не будет подчиняться С. Приходько, а напрямую выходить на Д. Медведева.

В этой декаде президент вновь отдал дань регионам – был в Костроме, где обсуждались проблемы сохранения культурно-исторического наследия. В том числе вновь был поднят вопрос о том, продавать ли – или же сдавать в аренду частным лицам памятники культуры и архитектуры. Директор Эрмитажа М. Пиотровский был единственным, кто выступил против линии правительства на приватизацию и продажу памятников, он – за их аренду. Судьбоносных решений, как всегда, не принято.

В Орле под руководством Путина заседал комитет по подготовке 60-летия Победы. Сообщалось, что само празднование обойдется в 6 млрд руб. Кроме того Путин, явно под воздействием массированной критики персонально в его адрес, сделал очередной популистский жест – сообщил о ежемесячной «президентской выплате» ветеранам и инвалидам ВОВ в размере 1000 руб. То есть, ему нужно было персонифицировать данную льготу как исходящую от него лично. Отметим, что накануне Кабинет министров не смог решить вопросов, связанных с монетизацией льгот для Героев Советского Союза, Соцтруда и др. категорий – просто побоялись вызвать новую волну народного гнева в преддверии праздника. Ветераны В. Варенников, М. Гареев и др. резко критиковали репертуарную политику ЦТ и роль Министерства культуры в предъюбилейный период, а губернатор Е. Строев зачитал президенту всего лишь 4 строчки из учебника истории, посвященные Курской битве.

Продолжалась волна критических публикаций в адрес В. Путина. Образчиком критики из «стана демократов» может быть статья П. Вощанова в «Новой газете», под заголовком «Нефть бьет Фонтанкой», откуда мы приведем для краткости лишь небольшой отрывок:

«В 2000 году многие из тех, кто голосовал за Путина, полагали, что голосуют за наведение порядка в стране. Такого, чтобы не было так вольготно, как при Ельцине, чиновникам-казнокрадам, чтобы взращенные Кремлем олигархи повинились перед народом и поделились неправедно нажитым, чтобы обнаглевшие от осознания собственной безнаказанности бандиты не чувствовали себя хозяевами жизни, чтобы террористы, видя силу Закона, сложили оружие и явились с повинной, чтобы…

Ах как многого нам в ту пору хотелось! И отчего-то думалось, что Путин хочет того же самого. Очень хочет, но пока не может. Мешает «семья», которая хоть и не у руля, но все еще в силе. Ему бы чуток больше власти! А уж там…

Власти с каждым годом все прибывало и прибывало. К концу первого президентского срока ее у Путина уже было так много, что куда там Ельцину, сам Брежнев бы позавидовал. Вокруг него уже только те, кому он может довериться и доверить. Ни единого чужака. Кремлевским аппаратом руководят сослуживцы по работе в Санкт-Петербурге. Такие же заняли ключевые посты в правительстве. Парламент — что верхнюю палату, что нижнюю — тоже возглавили надежные земляки, и теперь тот пребывает в состоянии постоянной законотворческой готовности: чего изволите, Владимир Владимирович?!

Во главе силовых ведомств поставлены люди, биография которых имеет обязательные точки пересечения с биографией главы государства. Еще немного, и точно такие же окажутся во главе регионов, пусть не всех, но самых «хлебных» наверняка. Все пришло к тому, от чего некогда убегали, — от одного должностного лица и небольшой группы его приближенных зависит все в государстве. Новые хозяева Кремля сделали то, что еще не так давно казалось просто немыслимым: приватизировали власть и превратили демократию в политическую бутафорию.

Политические перемены, происшедшие при Путине, пугают своей направленностью в прошлое. По истрепанным лекалам КПСС наспех скроена «Единая Россия», заявившая о себе как о «руководящей и направляющей силе». Заполучив кремлевский административный ресурс и прессу, с необыкновенной легкостью они освободили население от многих демократических повинностей — от необходимости выбирать местную власть, выдвигать своих представителей в Думу и Совет Федерации, создавать политические организации.

Под предлогом борьбы с международным терроризмом власть ужесточила полицейские порядки в стране и вернула в повседневность многие рудименты прошлого. Например, строгий паспортный режим, накладывающий на граждан определенные ограничения в выборе ими места жительства и перемещениях по стране.

В стране опять появились политзаключенные, политэмигранты и даже изменники Родины. Органы госбезопасности, как прежде, следят за политической благонадежностью граждан, которая опять стала одним из условий приема на государственную службу.

Жизнь переменилась и во многом стала напоминать прежнюю. Но вопреки ожиданиям тех, кто разуверился в демократии «по Ельцину» и не видел в ней ничего, кроме воровства, анархии и беззакония, новые порядки не принесли ни благополучия, ни безопасности. Нынешние хозяева Кремля оказались эффективными только в том, что касается кругооборота политического капитала: власть — собственность — приращенная собственностью власть. Любые усилия, осуществлявшиеся вне этой, почти Марксовой, круговерти, заканчивались неудачами, а то и просто конфузом.

Примеров тому, увы, великое множество. Тут и судебная реформа, и реформа армии, и модернизация административного аппарата, и удвоение ВВП, и монополизм в энергетике, и борьба с детской безнадзорностью, и ликвидация бедности, и возрождение массового физкультурного движения, и организация страховой медицины, и чеченское умиротворение. Самое последнее, своего рода апофеоз бесплодности — монетизация. Если разобраться, президент и его команда ошиблись вовсе не в том, что чего-то с льготами недоучли или за кем-то недоглядели. Кризис был изначально предопределен политической ущербностью нынешней власти, живущей исключительно клановыми интересами.»

Не менее серьезные предостережения властям содержатся, например, в статье С. Черняховского (АПН, Интернет) «Сезон охоты на чубайсов»: «Власть очень долго — почти 15 лет, — откровенно издевалась над обществом. Народ очень долго — почти 15 лет, — терпел. Сначала он думал, что так и надо и через полгода или год этот шок даст свой терапевтический эффект. Потом он думал, что настанет день, и, проголосовав за критикующую власть партию, он заставит власть одуматься. Потом он думал, что придет новый президент, молодой, спортивный и энергичный, — и исправит все, что натворил предыдущий. Потом он ждал, что этот новый президент преодолеет сопротивление окружения старого и сделает для народа что-то хорошее. Поскольку же новый президент в течение первого срока хорошего не делал, но и плохого не совершал, — народ продолжал ему верить. Потом наступил новый срок, и президент начал делать. Почему-то, не то, что ожидали, а примерно то же, что делал и предыдущий. Народ устает от ожидания времени, когда над ним перестанут издеваться. Ему только остается ждать. Ждать сигнала, как быть дальше.

И сигнал ему дали.

Обычно в истории чередуются примерно 20-летние периоды накопления социальной энергии, затем происходит ее выброс. Прошлый выброс мы имели в 89-91 годах. Прошло 15 лет. Энергия накапливается, об этом свидетельствуют все социологические исследования. Пока она еще не бьет через край. Но у отдельных, наиболее динамичных представителей народа — она накапливается быстрее. И прорывается быстрее.

А поскольку власть, в своем административном рвении перекрыла все каналы демократического движения этой энергии, поскольку показала, что новых партий создавать нельзя, референдумы проводить невозможно, выборы ничего не решают, — она сама обрекла себя на те формы проявления энергетических прорывов, которые свойственны для умирающих автократур.

Поскольку главный враг народа, в его субъективном восприятии — это власть, и, поскольку власть показала, что главный метод, которому она так и не научилась действенно противостоять, — это террор, то она обрекла то, пока незначительное меньшинство, которое созревает для действительного протеста, на использование этого единственно доступного способа борьбы даже не за свои права, а просто за свое человеческое достоинство».

Наиболее серьезный и обоснованный приговор «пятилетке Путина» содержится в анонсировавшейся нами книге доктора экономических наук М. Делягина «Россия после Путина», только что вышедшей в издательстве «Вече». Здесь убедительно показана несостоятельность проведенной «административной реформы», как и большинства других путинских новаций – пенсионной, налоговой, военной, социальной. Делягин вновь, как и в опубликованных ранее статьях, делает вывод о неизбежности системного финансово-экономического кризиса в РФ в 2007-08 гг.

Особенно досталось в книге правительству, - власти обвиняются в непрофессионализме, коррумпированности, циничном пренебрежении интересами большинства, слепом копировании западных либерал-фундаменталистских моделей и т.д. Менее убедительной выглядит последняя часть книги, где автор сделал попытку выдвинуть конструктивную программу – как выводить Россию из кризиса. Здесь немало алогичных рецептов – например, делать ставку на развитие независимого от властей бизнеса, преобладают самые общие слова «необходимо, следует, надо» – без ответа на вопрос «как?» Таким образом, заманчивое название книги не подкреплено содержанием – о том, кто, вероятно, сменит Путина и в каком направлении пойдет Россия практически ничего не сказано.

Немаловажно, что Делягин, как и автор другой книги о президенте «Я видел Путина» А. Колесников, не сомневается в том, что Путин покинет президентский в 2008 году. Колесников мотивирует свое мнение «маниакальным стремлением президента выполнять данные ранее обещания».

С новыми прогнозами выступил политтехнолог Г. Павловский – в частности, в «Новых Известиях» 29.03 он заявил о том, что в России не будет «оранжевых революций», поскольку новые выборы будут проведены с максимальной прозрачностью, а незаконные выступления оппозиции будут подавлены силой.

«Независимая газета» отвела целый разворот 30.03 теме цикличности появления российских лидеров, где проводятся параллели между Путиным и Горбачевым (оба названы «президентами катастроф»), констатируется массовое разочарование избирателей в Путине и делается вывод о том, что «точка абсолютной исчерпанности ожиданий, связанных с Путиным, придется на весну 2006 года».

Немаловажно, что Кремль посчитал, наконец, нужным дать стране ответы по двум темам, обсуждавшимся в последнее время. Так, Павловский высказал уверенность в том, что Путин не станет премьер-министром после истечения второго президентского срока, а замглавы АП В. Сурков высказался категорически против превращения РФ в парламентскую республику (иначе неизбежна сецессия страны, считает он).

Г. Греф докладывал правительству свою доработанную трехлетнюю программу экономического развития страны. При этом он вновь высказал несогласие с генеральной линией президента на удвоение ВВП – дескать, как лозунг это и неплохо, но если исходить из объективных реалий, то - неосуществимо. Главными движущими силами развития экономики Греф считает развитие малого бизнеса и вступление в ВТО (?!), которое может состояться, по его словам, уже в нынешнем году.

На пресс-конференции представители Минздрава объясняли журналистам положения приказа М. Зурабова о так называемых врачах общей практики. Этот приказ вызвал много критики, т.к. направлен на сокращение педиатрической помощи и передачу функций детских врачей этим самым врачам общей практики. Представители Минздрава особо упирали на то, что в отличие от участковой системы, где ответственность за принятые решения лежит на коллективе, врач общей практики сам формирует свой участок, так сказать, получает госзаказ на обслуживание 1200 человек и несет персональную ответственность за каждого.

Почему до сих пор участковый врач никакой ответственности не несет и с какой стати ее понесет врач общей практики, не уточнялось. Нынче острый дефицит участковых терапевтов. А если учесть, что 30-35% из них пенсионного возраста, то уже через 10-15 лет страна может остаться без участковых.

Остались без ответа вопросы о том, почему Минздрав не согласовал приказ с независимыми специалистами и поторопился подписать его до рассмотрения Госдумой законопроектов о реформе здравоохранения? Не ангажированные Минздравом врачи-педиатры считают, что «врачи общей практики необходимы в сельской местности и вообще в глубинке, где плотность населения не так высока». В городских же условиях замена педиатрии новым институтом семейного врача ни к чему хорошему не приведет. Вот мнение руководителя отдела Научного центра здоровья детей Л. Рошаля: «Я внимательно изучил приказ,- и у меня, конечно, сложилось свое мнение. Приказ Зурабова - это просто ужас».

Продолжалась систематическая критика в адрес министра обороны. Так, на страницах «НВО» (№11) помещены сразу две крупных статьи «Россия строит новую армию старого типа» и «Командирами-дилетантами руководят генералы-недоучки», где подводится итог четырехлетнего пребывания С. Иванова на этом посту. Приводится немало убийственных фактов: например, в 2004 г. РФ продала за рубеж 310 таков. 55 самолетов, а ВС РФ получили только 31 танк и 4 самолета. Министра обвиняют в проведении «воинствующих пиар-акций» ради поднятия собственного рейтинга, в некомпетентности, массовом исходе из войск профессиональных кадров, росте преступности в офицерской среде и т.д. Тем не менее, сверхзадачей министра является перевод армии на контрактную основу в 2007 г., после чего сам он наверняка поднимется по служебной лестнице – выдвигается версия, например, о возрождении поста вице-президента (что на наш взгляд маловероятно). Объективности ради «НВО» признает, что катастрофические последствия монетизации льгот для военнослужащих общими усилиями удалось сгладить.

Финансы и экономика

Последний опрос ВЦИОМ показал, что 62% граждан считают инфляцию последних месяцев чрезмерно высокой, 26 % находят ее умеренной и только 5 % - незначительной. Доктор экономических наук Н. Кричевский (вслед за рядом других ведущих экономистов страны) полагает, что фактическая инфляция в 2004 г. составила более 25 %, а не 11, 7, как утверждает правительство. По его подсчетам, реальная собираемость налогов (несмотря на официальные бравурные рапорты) фактически составляет лишь 65 % от плана. Он предупреждает власти о том, что «в ближайшие 6-8 месяцев мы почувствуем, что такое инфляция» и делает убедительный вывод о полной непригодности либерал-монетаристской экономической модели для России.

Российский ВВП по-прежнему практически не растет. Такую неутешительную статистику опубликовало Минэкономразвития. По данным министерства, среднемесячный рост ВВП в январе и феврале был практически нулевым. А по прогнозу МЭРТ, рост ВВП в 1 квартале составит 5,2%- тогда как в прошлом году этот показатель достиг 7,3%. Экономисты отмечают, что стагнация экономического роста вызвана спадом инвестиций и ростом издержек производителей. По их мнению, укрепление реального эффективного курса рубля, которое лишь за два месяца составило 4,3%, пока не оказывает негативного влияния на экономику. Однако они предупреждают, что уже через два-три месяца реальный эффективный курс достигнет предкризисного уровня. И если государство будет по-прежнему медлить со структурными реформами, а частный сектор не сократит издержки, то сильный рубль может серьезно ударить по экономике.

Глава МЭРТ Г. Греф предложил правительству жестче контролировать цены на бензин и услуги ЖКХ – именно их рост, по его мнению, раскручивает инфляционную спираль в стране. Уже по итогам двух первых месяцев года инфляция составила 4 %. Не забыли в правительстве и о систематических повышениях цен на мясопродукты как стимуляторе инфляции– решено рассмотреть вопрос о снижении импортных пошлин на мясо. Тем временем рост цен на бензин вновь начался – пока что в оптовых ценах.

Правительство утвердило также увеличение пошлин на экспорт сырой нефти – с апреля за тонну экспортеру придется заплатить 102 доллара. Этой мерой Кабинет пытается сдержать стремление нефтяных компаний вывозить из страны все больше нефти, с тем, чтобы большее ее количество оставалось на внутреннем рынке и сдержать рост цен на бензин. Однако другой рукой правительство само инициирует дальнейший рост цен – так МЭРТ внес предложения об очередном увеличении акцизов на алкоголь и табачные изделия, что несомненно приведет к их удорожанию на 15-20 %.

Вновь отложен на неопределенное время вопрос о регулировании тарифов естественных монополий, вопреки заявлению главы РАО «Газпром» А. Миллера о необходимости вообще отменить госрегулирование цен на газ для промышленности (!) и с 2006 года продавать его исключительно по рыночным ценам. Это заявление Миллер сделал уже после того, как МЭРТ и Антимонопольная служба отказали ему в повышении цен на газ на 6 % . По мнению издания «Газета», Миллер раскрутит инфляцию.

Замминистра финансов Т. Голикова сообщила, что задолженность по зарплатам бюджетникам на 1.03 составила около 400 млн руб. На тот же период 2004 г. она равнялась 950 млн. Однако данные Минфина хоть и верны, но не говорят о практическом решении проблемы задолженности – перечисленные сегодня деньги могут дойти до получателей через неопределенное время, поскольку не изжита порочная практика перераспределения бюджетных средств на любые иные нужды.

В обнародованном материале Центра развития 2004 г. назван годом упущенных возможностей. Он прошел для российской экономики под знаком неожиданно благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках. Среднегодовые экспортные контрактные цены на топливо выросли за год примерно на 20%, цветные металлы подорожали почти на 30%, а черные металлы — на 65% по отношению к уровню предыдущего года. В результате стоимость российского экспорта (около 70% которого приходится на топливо и металлы) достигла 182 млрд. долл., что на треть больше, чем в 2003 г.

В условиях внешнеторгового бума важнейшими для российской экономики в прошедшем году были следующие две тенденции. Во-первых, это замедление темпов роста ВВП (6.9% прироста против 7.3% в 2003 г.) на фоне улучшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Во-вторых, быстрое расширение внутреннего спроса. Причем не только инвестиционного (по этому параметру 2004 и 2003 гг. как раз более или менее схожи), но и, прежде всего, развертывание настоящего потребительского бума. Если в 2003 г. расходы домашних хозяйств выросли на 7.5% (что тоже немало), то в 2004 г. — на 12.8%.

Потребительский бум и быстрое наращивание инвестиций могли бы стать прочным фундаментом для подъема российской экономики. Могли бы, но не стали, поскольку из-за низкой конкурентоспособности отечественной продукции львиная доля прироста внутреннего спроса была удовлетворена за счет импорта. Россия стала "локомотивом" для тех стран, которые поставляют продукцию на внутренний рынок, но сколько-нибудь заметно оживить сектор отечественных предприятий, работающих на российский рынок, не удалось. Этот сектор вырос на 2.3% к прошлому году, тогда как экспортный сектор увеличил объемы выпуска на 11.3%, а его вклад в прирост ВВП составил 5.5, т.е. в 5 раз больше вклада предприятий внутреннего сектора.

Замедление темпов экономического роста обусловлено недостаточно высоким темпом роста инвестиционной активности на внутреннем рынке, а со стороны предложения — снижением уровня конкурентоспособности производимой российскими производителями продукции.

На заседании бюджетной комиссии под председательством М. Фрадкова было принято решение увеличить цену отсечения по нефти для Стабфонда до $27 за баррель (а не 20, как было в 2004 году). Это означает, что в следующем году в бюджет поступит дополнительно 350 млрд. руб., которые пойдут на наиболее инфляционные статьи расходов – финансирование зарплат и пенсий.

В РФ впервые создано Бюро кредитных историй – группа банков договорилась об обмене информацией о тех, кому выдавались кредиты.

Объединение «Газпрома» и «Роснефти» - вопрос, который давно будоражит участников рынка. Ведь от хода этого процесса напрямую зависит то, какой будет структура отечественного ТЭК в ближайшем будущем. И этот вопрос носит, прежде всего, политический характер. Утверждается, что ведется активная борьба между главой администрации президента Д. Медведевым и председателем правления «Газпрома» А. Миллером - с одной стороны, и замруководителя АП И. Сечиным и главой «Роснефти» С. Богданчиковым – с другой. Причем первые якобы хотят объединить «Газпром» и «Роснефть», а вторые сделали ставку на укрупнение «Роснефти» и намерены создать на ее основе мощный нефтяной холдинг.

Но нельзя исключать, что ситуация в реальности может быть еще более запутанной. Ведь сейчас никто не мешает Сечину и Богданчикову наращивать активы «Роснефти». При желании они могли бы торпедировать объединение двух госкомпаний еще в самом начале данного процесса. Но этого не сделано. Думается, потому, что Сечину важно получить полный контроль и над газовой монополией. А для этого нужно добиться кадровых перестановок в самой монополии. Затягивание процесса объединения компаний может быть использовано протии Миллера. Поскольку на слияние госкомпаний получена санкция президента, и поэтому срыв интеграции «Газпрома» и «Роснефти» может быть представлен как неспособность справиться с поручением главы государства.

Возможно, что когда Богданчиков вставляет палки в колеса слиянию, он во многом помогает Сечину играть на понижение акций Миллера. Думается, что борьба вокруг объединения будет продолжена и в апреле. Миллер будет настаивать на скором слиянии по его схеме, которая будет рассмотрена на правлении и совете директоров монополии, а также при обсуждении в правительстве инвестпрограммы концерна на 2005 г. Богданчиков же будет повторять альтернативные предложения, согласно которым в состав «Газпрома» не переходит «Юганснефтегаз» или же вообще «Роснефть» вместе с ЮНГ сохранят самостоятельность от «Газпрома». Разрешиться такая ситуация может только путем кадровых перестановок. Хотя пока президент Путин, возможно, еще не готов к окончательному решению газового вопроса.

Российскую фармакологию все активнее прибирают к рукам зарубежные фирмы. Объединение «Нижфарм» отошло к немецкому концерну «Stada”,а «Акрихин» достался в управление международному холдингу «Health Tech Corporation». По прогнозу газеты «Коммерсант»(23.03), завоевание инофирмами отечественной фармакологической отрасли только начинается.

Компания ЮКОС прекратила свои попытки воздействовать на российские власти через американский суд - и обратилась с иском в Страсбургский суд по правам человека.

Генпрокуратура предъявила новое обвинение находящемуся в розыске акционеру ЮКОСа М. Брудно. Ему инкриминируется хищение астрономической суммы в 6 млрд 797 млн долл., а также отмывание в общей сложности 133 млрд руб. В этой связи Басманный суд Москвы выдал уже вторую санкцию на арест предпринимателя. Новый поворот в деле ЮКОСа связан с иском «Юганскнефтегаза» в Арбитражныйсуд Москвы на 60 млрд. руб. за нефть, поставленную, но не оплаченную ЮКОСом.

Помощник президента И. Шувалов, выступая на встрече с зарубежными инвесторами, пояснил, что дело ЮКОСа учит российский бизнес исправно платить налоги, и вместо ЮКОСа таким поучительным примером могла послужить любая иная компания.

В Мещанском суде столицы начались прения сторон. Гособвинитель М. Шохин вновь предъявил все те же обвинения по семи статья УК, что выдвигались и ранее, т.е. без корректировки, и потребовал для Ходорковского и Лебедева максимально возможного наказания – по 10 лет лишения свободы. Кроме того им предъявлено обвинение в неуплате налогов на сумму 18 млрд руб.

Мосгорсуд тем временем вынес приговор по делу бывшего начальника службы безопасности А. Пичугина, обвиненного в организации двойного убийстве по «заказу» Л. Невзлина –20 лет лишения свободы. Защита считает, что это дело требуется властям, чтобы превратить «дело ЮКОСа» из политического в уголовное – и будет апеллировать к Верховному и Страсбургскому судам.

Несмотря на негласное распоряжение Фрадкова о том, чтобы никто из членов Кабинета не высказывался публично о деле ЮКОСа, первый вице-премьер А. Жуков сообщил прессе, что только за 2004 год капитализация компании упала до 2 млрд долл. на фондовом рынке, или в 14,5 раз (!). Как минимум, данный факт говорит о непрекращающихся внутренних противоречиях в правительстве.

А. Кудрин поделился ближайшими планами – довести Стабилизационный фонд в нынешнем году до 1 трлн руб. Только ленивый не говорил и не писал о бессмысленности таких накоплений, выключенных из оборота в реальной экономике.

24 марта В. Путин встречался с бизнес-элитой – присутствовали 26 бизнесменов и предпринимателей. Предыдущая встреча состоялась 4 месяца назад. Накануне новой глава РСПП А. Вольский возмущенно заявил прессе о том, что обстановка в стране для бизнеса и иностранных инвесторов абсолютно нетерпимая – что ни день, то происходят покушения на бизнесменов, ограбления, шантаж и т.д. РСПП подготовил обращение к президенту в связи с недавним покушением на Чубайса, но в канун встречи под давлением кремлевской администрации данный вопрос был замят, хотя устно и обсуждался на встрече. Комментаторы полагают, что в основном предприниматели шли в Кремль не для того, чтобы что-то предложить президенту, сколько затем, чтобы послушать, а именно: о новых «правилах игры» власти и бизнеса. Впрочем, ничего нового и конкретного, как можно судить по отчетам, не прозвучало.

Единственная конкретика - В. Путин согласился сократить «срок давности» по сделкам о приватизации с 10 до 3 лет. Реакция на это сообщение была противоречивой. Одни, например председатель комитета Госдумы по собственности В. Плескачевский, считают, что данное решение нельзя считать «экономической амнистией», и власть не собирается ослаблять давление на бизнес, имеющий криминальные корни. Другие полагают, что власть для обеспечения собственной стабильности стремится «похоронить» все сомнительные сделки за новым «сроком давности». Ко всему прочему это и «отмашка» нынешним чиновникам («кто не спрятался, я не виноват») – и по истечении отпущенного президентом срока прибрать к рукам госсобственность станет сложнее.

Кроме того Путин поручил правительству оперативно разработать законопроекты по смягчению налогового законодательства. Обозреватели единодушно отметили, что «диалог власти и бизнеса идет пока вяло». На взгляд экспертов, это происходит прежде всего потому, что у правительства как не было, так и нет никакой внятной экономической программы развития, и большой бизнес не имеет поэтому четкого видения перспектив.

Директор ФСБ Н. Патрушев выступил с предложением оснастить специальными шифровальными устройствами (ЭКЛЗ) все кассовые аппараты страны (!). На совещании предпринимателей и всех заинтересованных ведомств по данному вопросу предложение было с возмущением отвергнуто. Подобные инициативы показывают, насколько велик отрыв властей от насущных проблем страны.

Результаты проведенной силами Счетной палаты проверки ОАО «Российские железные дороги» переданы в генпрокуратуру. Вскрыты не только многочисленные финансовые нарушения, но и возникли многочисленные вопросы к государственным органам, проводившим реформу ж.д. транспорта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мониторинг событий вторая декада ноября 2005 г

    Документ
    Через полгода после провозглашения административной реформы успешно завершенной В. Путин предпринял значительное усиление правительства – видимо, как не справляющегося со своими прямыми обязанностями.
  2. Мониторинг событий первая декада октября 2005 г

    Руководство
    Провозглашенное руководством страны повышение в среднем на треть тарифов ЖКХ, переход к стопроцентной оплате их населением и полная монетизация льгот в этом секторе, несомненно, приведут к значительному росту социальной напряженности
  3. Мониторинг событий вторая декада апреля 2005 г

    Урок
    Несмотря на весьма серьезный урок, преподанный властям пенсионерами и льготниками в первом квартале с.г., становится ясно, что правительство и президент не оставляют своих намерений продолжать и далее комплексные реформы, болезненные
  4. Мониторинг событий оглавлени е

    Документ
    Неуправляемый рост инфляции, пробуксовка всех национальных проектов, глубокие противоречия внутри Кабинета министров – все это привело к очередному муссированию неизбежности новых отставок и даже нового этапа административной реформы,
  5. Мониторинг событий вторая декада сентября 2005г

    Документ
    Провозглашенный президентом РФ курс на приоритет социальных задач не находит отражения в реальных делах российского правительства. Либерал-монитаристы продолжают уповать на саморегуляцию рынка.

Другие похожие документы..