Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По данным Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, в июне зарегистрирован один случай менингококковой инфекции у ребенка в возрасте 1 год ...полностью>>
'Программа и правила проведения'
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество ин...полностью>>
'Курсовая работа'
Каждый день нас атакует масса информационных сообщений, большинство из которых являются рекламными. Каждый пытается занять место в голове потребителя,...полностью>>
'Книга'
«Если все деньги мира разделить между жителя­ми планеты поровну, то очень быстро они снова окажутся у тех немногих людей, которые знают законы движен...полностью>>

Основные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение

к решению

Ставропольской городской Думы

от 27 мая 2011 г. № 64

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ ДО 2020 ГОДА

г. Ставрополь, 2011

Содержание

Ведение……………………………………………………………………...

4

Основные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года………..

5

Анализ социально-экономического развития города Ставрополя…

7

2.1.

Население и демография……………………………………...

7

2.2.

Уровень жизни населения…………………………………….

10

2.3.

Труд и занятость……………………………………………….

12

2.4.

Основные виды экономической деятельности………………

14

2.5.

Инвестиционная деятельность………………………………..

17

2.6.

Малое предпринимательство…………………………………

19

2.7.

Жилищно-коммунальное хозяйство………………………….

20

2.8.

Территория и пространственное развитие города…………..

24

2.9.

Образование……………………………………………………

26

2.10.

Здравоохранение……………………………………………….

27

2.11.

Культура и спорт………………………………………………

29

SWOT-анализ социально-экономического развития города Ставрополя……………………………………………………………..

30

Образ желаемого будущего города Ставрополя в 2020 году………

34

Миссия, стратегические цели и задачи развития города Ставрополя……………………………………………………………..

42

5.1.

Основная идея развития города Ставрополя………………...

43

5.1.1.

Создание условий для гармоничного развития личности…

43

5.1.2.

Формирование доброжелательной городской среды………

46

5.1.3.

Создание условий для здоровой экономики и сильного бизнеса………………………………………………………...

47

5.1.4.

Город Ставрополь – геостратегический центр Северного Кавказа………………………………………………………..

48

5.2.

Целевые индикаторы уровня социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года…………………..

49

Стратегический менеджмент как основной механизм реализации стратегии……………………………………………………………….

54

6.1.

Стратегическое планирование………………………………..

55

6.2.

Реализация стратегии………………………………………….

56

6.3.

Стратегический контроль……………………………………..

58

6.4.

Корректировка целей и методов их достижения…………….

58

Набор политик, направленных на реализацию Стратегии………….

59

7.1.

Демографическая политика…………………………………...

59

7.2.

Экономическая политика……………………………………..

62

7.2.1.

Стимулирование инвестиционной активности…………….

63

7.2.2.

Развитие сервиса и торговли………………………………...

74

7.2.3.

Развитие малого предпринимательства…………………….

83

7.3.

Социальная политика………………………………………….

88

7.3.1.

Политика в области социальной защиты населения………

89

7.3.2.

Политика в области образования…………………...………

93

7.3.3.

Политика в области культуры………………………………

100

7.3.4.

Политика в области здравоохранения………………………

104

7.3.5.

Политика в области физической культуры и спорта………

110

7.4.

Градостроительная политика…………………………………

113

7.5.

Политика развития городского хозяйства…………………..

120

7.5.1.

Жилищное хозяйство………………………………………..

120

7.5.2.

Благоустройство и санитарная очистка…………………….

122

7.5.3.

Коммунальное хозяйство и транспортная инфраструктура

125

7.6.

Политика муниципального управления……………………...

131

7.7.

Политика в области муниципальных финансов…………….

134

7.8.

Политика в области общественной безопасности…………..

137

Приложение 1……………………………………………………………….

141

Приложение 2……………………………………………………………….

216

Введение

Стратегия социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года (далее – Стратегия) разработана с учетом современного геополитического и социально-экономического состояния города Ставрополя и призвана сформировать миссию, основные цели и приоритеты развития, механизмы достижения поставленных целей, а также набор политик, направленных на формирование задач и механизмов их реализации.

Стратегия основывается на Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года, федеральных и краевых отраслевых стратегиях.

Стратегия подготовлена в течение 2009, 2010 годов, в период мирового финансового кризиса, когда многие тенденции развития Российской Федерации и Юга России неожиданно резко изменились и экономический рост предыдущих лет сменился падением. Город Ставрополь такую проверку на прочность выдержал без серьезных потрясений. Объяснением этому послужила диверсифицированная экономика с высокой долей непроизводственного сектора, высокая занятость населения (74 процента от числа всего трудоспособного населения), низкий уровень безработицы (8,5 процента по методологии Международной организации труда).

Вместе с тем низкая доля производственного сектора экономики в ее структуре (около 20 процентов) может служить серьезным препятствием для интенсивного роста в развитии города Ставрополя уже в среднесрочной перспективе. Эти опасения подкрепляются неразвитой институциональной средой, неблагоприятным инвестиционным климатом, низкой конкуренцией, коррупцией.

На рубеже 1990–2000 годов, в период активного промышленного спада, город Ставрополь утратил около 30 процентов промышленных предприятий в различных секторах экономики, что привело к потере более 7 000 рабочих мест в сфере производства. Высвободившиеся трудовые ресурсы (3,2 процента всего трудоспособного населения) сформировали основу сегодняшнего малого бизнеса и создали, по сути, новую сферу услуг.

По оценкам журнала «Forbes» в июне 2008 года город Ставрополь занимал 32 место среди 85 крупнейших городов России в рейтинге лучших городов для бизнеса. Причём по социальным характеристикам город Ставрополь занял 2 место, тогда как по комфортности ведения бизнеса – 61, а по деловому климату – 48.

В данных условиях Стратегия развития должна быть основана на совокупности позитивных факторов, которые уже позволили городу Ставрополю стать крупным деловым, культурным, образовательным и сервисным центром с достаточно высоким качеством жизни.

Ставрополь – уютный и зелёный город, расположенный на юге России в комфортной климатической зоне с благополучной экологией. Географическое положение и ход исторического развития обусловили становление города не только в качестве административной столицы Ставропольского края, но и геостратегического центра Северного Кавказа.

Население города Ставрополя постоянно увеличивается за счёт миграции и естественного прироста. Каждый пятый житель – студент. По этому показателю город Ставрополь занимает первое место в стране, а доля молодёжи на 12 процентов выше среднероссийской. Город Ставрополь находится в числе российских лидеров по концентрации образовательных учреждений высшей школы, а также по обеспеченности и профессиональному уровню медицинских кадров.

Одним из первых в России город Ставрополь стал участником международной программы «Здоровые города». В 2006 году он отмечен Дипломом Организации Объединенных Наций «За создание здоровой и комфортной городской среды проживания». Ставрополь отличается высоким уровнем социальных стандартов с эффективно выстроенной системой социальной поддержки.

Главной целью Стратегии является обеспечение высокого качества жизни, создание новых рабочих мест, условий для опережающего роста реального сектора экономики и борьба с бедностью.

Факторами, препятствующими быстрым преобразованиям, кроме перечисленных ранее, могут служить ограниченность собственных ресурсов, инерция, недостаточная консолидация муниципального аппарата, которому предстоит осуществить реализацию Стратегии.

Поэтому центральной задачей муниципального образования является разработка индивидуального процесса реализации Стратегии с учётом его уникальной культуры, истории, общественных ценностей, групп влияния, партий и сообществ.

Составляющими успеха интенсивного развития города Ставрополя должны быть продвижение положительного имиджа города, расширение его границ и формирование Ставропольской агломерации для получения синергетического эффекта инвестиционной привлекательности города, а также консолидация усилий государственного и частного секторов, терпение и настойчивость в достижении поставленных целей.

1. Основные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года

Одним из центральных подходов в разработке настоящей Стратегии стала опора на внутренние интеллектуальные ресурсы города. В создании документа принимали участие специалисты всех подразделений администрации города, аналитики и эксперты ставропольских вузов.

С одной стороны, подобный подход позволил в максимальной мере учесть геоэкономические, социальные, культурные особенности Ставрополя, избежать калькирования стратегических планов с чужих образцов, с другой – именно в самостоятельной подготовке Стратегии заложена ее основная ценность.

Процесс разработки сопровождался интенсивным стратегическим обучением работников администрации города и ее структурных подразделений, настойчивыми попытками привить исполнителям вкус к творческой инициативе, анализу и целеполаганию. Закономерным результатом этого стало ясное понимание сотрудниками муниципалитета ориентиров на ближайшее десятилетие, смещение акцентов в деятельности городских служб с выполнения только тактических задач на достижение приоритетных стратегических результатов.

Определяясь с методом стратегического планирования, рабочая группа приняла решение не останавливаться на каком-то одном методе, считая муниципальное образование слишком сложной средой для этого. Авторами использовались интуитивный метод, основанный на экспертных оценках, метод экстраполяции, метод экономического анализа, программно-целевой метод.

Важным решением создателей Стратегии стал сознательный отказ от теоретизации документа, в том числе от выделения альтернативных сценариев развития города. В нынешних условиях включение в текст стратегического документа нескольких сценарных вариантов (например, по принципу «оптимистический – пессимистический» или «инерционный – инновационный») лишь усложнило бы восприятие материала конечным пользователем, а вместе с этим открыло бы возможности для подмены реальной деятельности имитацией стратегического планирования.

В основу заложен принцип стратегического рыночного планирования с необходимым набором инструментов и механизмов. Авторами предложен сценарий эволюционного развития города. Однако на его начальном этапе необходим «слом модели», так как разработчики документа твёрдо убеждены, что городу надо научиться думать как бизнес-единице и развивать местный деловой климат, обеспечив в первую очередь опережающий рост реального сектора экономики. Одновременно с этим первоочередными управленческими задачами в рамках данного подхода становятся оперативное реагирование на текущую проблематику и превентивность действий в отношении проблем, прогнозируемых в краткосрочной перспективе. Такой путь основан на широком применении инноваций, поощрении творческой инициативы одновременно с жесткими управленческими решениями и контролем исполнительской дисциплины.

Ключевой идеей развития города Ставрополя становится концепция города растущих возможностей, являющаяся естественным расширением концепции «территории устойчивого развития», предложенной ООН. На более высоком уровне детализации концепция условно делится на три части: гармоничное развитие личности, формирование доброжелательной городской среды и создание условий для формирования эффективной экономики.

2. Анализ социально-экономического развития города Ставрополя1

2.1. Население и демография

Численность постоянного населения города по состоянию на 01 января 2009 года составляет 366 255 человек2. Плотность населения – 13,2 чел/га. В структуре населения мужчины составляют 45,6 процента, женщины – 54,4 процента. По численности населения наибольший удельный вес занимает Промышленный район города – 50,2 процента, в Ленинском районе города – 30,6 процента, в Октябрьском – 19,2 процента от общей численности населения города. В возрастной структуре населения города преобладает население в возрасте 20–27 лет (23,1 процента) (рис. 1).

Рис. 1. Половозрастная структура постоянного населения г. Ставрополя

на 01.01.2008 г.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, русские, как коренное население, составляют 88,7 процента всего населения краевого центра. Армяне – вторая по численности национальность с долей 4,3 процента в общей численности жителей (с 1989 года увеличилась в 2,1 раза). Третья по численности национальность – украинцы, доля которых составляет 1,6 процента численности населения города.

Одним из главных результатов социально-экономического развития города является естественный рост численности населения. По сравнению с 1989 годом численность населения города увеличилась на 43,3 тыс. человек или на 13,4 процента. За 2008 год общий прирост населения города составил 2356 человек. В том числе за счёт естественного прироста – 802 человека, за счёт миграционного – 1 554 человек (в целом по Ставропольскому краю естественная убыль населения в 2008 году составила 3 245 человек, а по Российской Федерации – 362 тыс. человек).

Сравнительные данные по некоторым демографическим показателям приведены в следующей таблице.

Таблица 1. Сравнительные демографические показатели

Показатели

Российская Федерация

Ставрополь-ский край

город Ставрополь

2008 г.

2009 г.

Общий прирост (убыль),

на 1 000 человек населения

-0,7

0,8

6,4

8,4

Естественный прирост (убыль),

на 1 000 человек населения

-2,6

-1,2

2,2

2,6

Миграционный прирост (убыль),

на 1000 человек населения

1,8

2,0

4,2

5,7

Коэффициент рождаемости

12,1

12,2

13,2

13,8

Коэффициент смертности

14,6

13,4

11,0

11,2

Коэффициент младенческой смертности

8,5

9,7

6,9

5,7

Число зарегистрированных браков

на 1 000 человек населения

8,3

7,5

10,6

10,4

Число зарегистрированных разводов на 1 000 человек населения

5,0

4,5

5,4

5,3

Естественный прирост населения Ставрополя соотносится с лучшими показателями рождаемости, более низким уровнем смертности и младенческой смертности. Сравнение с Российскими и краевыми показателями по числу зарегистрированных браков и разводов на 1 000 человек населения также в пользу города.

В 2009 году в городе родилось 5 256 детей, что на 5,9 процента больше, чем в 2008 году. В сравнении с региональными центрами коэффициент рождаемости в Ставрополе один из самых высоких.

По общему приросту населения (+ 6 400 человек) город Ставрополь лидирует среди краевых и областных административных центров соседних субъектов Российской Федерации (Астрахань + 1 054 человек, Краснодар + 951 человек, Ростов-на-Дону + 277 человек, Элиста + 148 человек, Владикавказ – 343 человека, Волгоград – 1 984 человека).

Среди городов Ставропольского края с численностью населения свыше 100 тыс. человек по показателям рождаемости, смертности и естественному приросту населения Ставрополь также занимает лучшие позиции.

Данные о распределении населения города по возрастным группам3 представлены в следующей таблице.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Администрация Предгорного муниципального района Стратегия социально-экономического развития Предгорного района до 2020 года

    Реферат
    Создание Стратегии социально-экономического развития Предгорного муниципального района означает для Предгорного района переход к новому качественному уровню управления.
  2. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ
  3. Стратегия социально-экономического развития Петровского муниципального района Ставропольского края до 2020 года содержание

    Документ
    Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно-активной экономике и устойчивой социальной политике.
  4. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (1)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»

Другие похожие документы..