Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В 2009-2010 учебном году осуществлялась целенаправленная работа по реализации задач и основных направлений работы гимназии в соответствии с Законом Р...полностью>>
'Книга'
"Идет, без устали его ступают ноги. Идет туда, где край всего, Где только боги. Идет сквозь миллионы лет По хляби, студи, Не веруя, что края - н...полностью>>
'Документ'
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу...полностью>>
'Техническое задание'
Площадка для строительства 14-этажного жилого дома расположена в г. Уссурийске Приморского края в районе ул. Ветеранов,23 в микрорайоне жилой застрой...полностью>>

Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа (3)

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- 48 -

СХЕМА

анализа воспитательного мероприятия

1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.

Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий

Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
психолого-педагогический;
— предметно-содержательный
(анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).

Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.

Анализ внеклассного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

Анализ внеклассного мероприятия
(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)

1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.
2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?
3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).
4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражать я. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.
5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность)
6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)

1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия;
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
(схема Ю. Самсонова)

1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).
2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:
— прослушивании музыки;
— восприятии живописи;
— наблюдении за танцорами и т.д. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.
3. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.

4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.
5. Развитие воспитанников в различных аспектах:
— в интеллектуальном;
— в эмоциональном;
— в художественно-эстетическом.
6. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
7. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

Анализ воспитательного мероприятия

Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

  • анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

  • оптимальность применяемых форм и методов;

  • реализация поставленных целей,

  • реализация поставленных целей,

  • отношения воспитателя и воспитанников;

  • профессионализм педагога-воспитателя.

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

I. Общие сведения

  • Название мероприятия.

  • Дата и место его проведения. Кто проводит?

  • Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.

  • Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.

  • Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие

  • Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия

1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

2. Методика подготовки мероприятия:

  • планирование,

  • разработка,

  • участие в них детей.

3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия

1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?

2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?

3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?

4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?

5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:

  • Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

  • Этика труда, художественная деятельность;

  • Эстетика поведения.

7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.

8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?

2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

V. Анализ деятельности воспитателя

1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?

2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?

3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.

4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

Щадящий охранительно-педагогический режим.

Схема анализа воспитательного мероприятия

  1. Дата

  2. ФИО классного руководителя

  3. Класс___________________________________________________________

  1. Количество присутствующих учащихся ____________________________

  2. Тема занятия ________________________________________________

  3. Форма занятия ________________________

  4. Кто привлекается к проведению мероприятия ______________________

  5. Цель занятия


  • Воспитательная_____________________________________________________________________________________________________________________

  • Развивающая_____________________________________________________________________________________________________________________________

  • Обучающая________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Организация подготовки учащихся:

  • степень участия детей в подготовке______________________________

  • наглядное оформление ________________________________________

  • использование технических средств______________________________

  1. Содержание и методика проведения занятия;

а) соответствие содержания занятия поставленной цели

____________________________________________________________________

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала

____________________________________________________________________

в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность

____________________________________________________________________

г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса

________________________________________________________________

  1. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Педагогическая ценность занятия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как будет учтен опыт этого занятия в дальнейшей работе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема составления "Информационной справки о школе"

1.  Численность учащихся,

2.          Число смен с указанием классов по сменам.

3.          Число классов по ступеням образования или параллелям.

4.    Количество учителей (общее и дифференцированное по
образованию; квалификационным разрядам, почетным званиям.
стажу работы, полу и др. характеристикам).

5.          Средний возраст учителей.

6. Режим работы школы (например, пятидневка с шестым разви­вающим днем или без него, школа полного дня и др.).

7. Продолжительность уроков по классам.

8. Состояние материально-технической базы (спортзал и стадион, актовый зал, количество и оснащенность кабинетов, фонд библиотеки и т.п.).

Характеристика внеурочной воспитательной работы школы

1.   Какие художественные, спортивные, музыкальные школы, студии,
клубы, и секции действуют на базе школы.

2.   Краткие сведения об истории, традициях, наследии школы.

3.   Характеристика контингента (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успеваемости в учебе).

4. Характеристика социума (население микрорайона, окружение
школы, наличие культурно-просветительских учреждений,
торговых точек и пр.).

5. Наличие (или отсутствие) творческих контактов с учеными, научными центрами, кафедрами вузов и т.д.

6.   Краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний
учебный год (или полугодие, четверть текущего года).

7.   Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений
школы.

План воспитательной работы классного руководителя (воспитателя)

Структура плана

Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности школьников и со­стояния воспитательной работы за предыдущий период.

Раздел II. Организационные педагогические задачи

Раздел III. Основные направления и содержание работы с уча­щимися.

Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками.

Раздел V. Работа с родителями и общественными организациями.

Основное содержание разделов плана

Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности школьников, состояние воспитательной работы за предыдущий период.

1 вариант:

а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав,
краткие сведения семейного влияния и авторитета родителей);

б) уровень развития учащихся (здоровье, нравственность, способ­ности);

в) общение в классе (отношение друг к другу, к учителям);

г) актив класса (состав, авторитет, выборный или фактический,
инициативность, самостоятельность и т.д.);

д) выделение групп как одаренных, так и "педагогически запущен­ных" детей.

2 вариант:

а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав, краткие сведения семейного влияния и авторитета родителей);

б) "Учение" или отношение к учебной деятельности
(познавательный уровень, общее развитие, особенности мыш­ления, работоспособность, уровень усвоения программного
материала на уроках, интересы, познавательная активность,
количество учащихся, имеющих "2", "5", с одной "3" и т.д.; воз­можность улучшения успеваемости в перспективе причины по­
лучения "2'');

в) "Общение" или микроклимат в коллективе (есть ли в классе актив,

выборный или фактический его авторитет, его инициативность, самостоятельность, взаимоотношение учащихся друг с другом, с учителями);

г) "Здоровье" (уровень физического развития, психолого-физиологическое состояние детей и т.п.):

д) "Досуг" (формы и содержание проведения досуга с учащимися,

соответствие их интересам, склонностям и способностям);

е) "Образ жизни" (краткая характеристика социально-бытовых ус­ловий, отношение к материальным и духовным ценности
жизни, его гражданская позиция).

Раздел II. Организационно-педагогические задачи

Необходимо предусмотреть как перспективные, так и текущие задачи, исходя из перспективной (идеальной) цели - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, и реальной - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные - возможности семьи, школы, общества, государственной власти. При выдвижении задач следует учитывать следующие материалы:

а) государственные и правительственные документы об образовании;

б) уровень развития учащихся класса;

в) выводы из анализа состояния воспитательной работы за предыдущий год.

Раздел III. Основные направления и содержание работы с учащимися

Исходя из того, что основными составляющими личности школьника являются здоровье, нравственность, способности, сле­дует выделить следующие направления работы классного руково­дителя: "Здоровье". "Общение". "Учение", "Досуг", "Образ жизни". Естественно, для каждой возрастной группы цели, задачи, формы и методы работы по этим направлениям будут несколько отличаться, в итоге ведя к совершенствованию личности ребенка, его развитию и саморазвитию.

Направление I. "Здоровье"

По этому направлению необходимо проводить беседы о значении физической культуры, спорта, туризма в жизни, труде и защите Отечества, знакомить с санитарно-гигиеническими правилами о соблюдении режима дня, питания и сна, правил личной гигиены и общественной санитарии; практиковать упражнения, соревнования, походы и экскурсии, в которых принимают участие учащиеся как внутри школы, так и вне её.

Совместно с родителями необходимо выработать оптимальный для данного ученика режим жизни и работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, коли­чеством требующегося для него сна и отдыха.

Показателями могут быть результаты обследования учащихся школьным врачом и наблюдения родителей.

Направление II . "Общение"

Основными формами и методами по этому направлению могут быть: беседы о культуре общения, культуре поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях; просмотр спектаклей, кино и телепередач с последующим обсуж­дением; упражнения, деловые игры, тренинг по общению учащихся друг с другом, общению с учителями и родителями, поведению в общественных местах.

Показателями здесь могут служить отношения учащихся к своим сверстникам, педагогам, домашнему очагу, семье, родной земле.

Направление III . "Учение"

Включает: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместную работу с "малым педсоветом" (общение с учителями-предметниками, завучем); ор­ганизация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместно с другими учителями внекласс­ных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные ин­тересы учащихся; выработка совместной стратегии и тактики по­мощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса.

Направление IV . "Досуг"

Может включать, выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов, расширение познавательного интереса, кругозора класса (экскурсии, лите­ратурные, исторические, географические, математические, физиче­ские, спортивные и др. вечера, встречи, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на личные и общественные (школьные) нужды; организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющих успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями за счет демонстраций их достижений в другой сфере.

Направление V "Образ жизни"

Включает следующие примерные виды деятельности: знакомство с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучение особенностей его отношений с родителями; фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий (деловой) контакт. Это создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если необходимо, то и подключение компетентных лиц и организаций с целью оказания различной по­мощи или защиты прав ребенка.

Классному руководителю целесообразно вместе с ребятами по­заботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать о стиле классной комнаты (кабинета), наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимо использовать беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, ор­ганизовывать дискуссии о назначении этикета, его роли в жизни общества и во взаимоотношениях человека с другими людьми

Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками

Включает целевые посещения занятий; организацию индивиду­альной работы с учащимися, учителями-предметниками: органи­зацию малых педагогических советов с целью выработки стратегии и тактики работы с одаренными детьми и запущенными в пе­дагогическом отношении учащимися, так называемыми "трудными", обсуждение характеристик и т.д.

Раздел V. Работа с родителями и общественными организациями

Может включать следующее: выбор различных форм работы с родителями, определение тем родительских собраний и сроков проведения, возможности посещения семей с предварительным их согласованием в сроках и необходимости, проведение консультаций по вопросам воспитания и обучения, развитая школьников, родительских собраний, вечеров, "дней открытых дверей", коор­динацию усилий родителей, общественных и государственных уч­реждений в воспитании.

Формы планирования работы классного руководителя на четверть или полугодие (см. табл. 1) формы недельного плана (см. табл. 2 ) и планирования проведения отдельного воспитательного мероприятия (см. табл. 3 ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа (1)

    Анализ
    1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.2. Цели и задачи проводимой работы.3. Форма и место проведения.4. Содержание и методика проведения.5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
  2. Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа (2)

    Анализ
    1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.2. Цели и задачи проводимой работы.3. Форма и место проведения.4. Содержание и методика проведения.5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
  3. Х педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов)

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  4. Общие вопросы теории специальной педагогики

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  5. Л. И. Воспитание в современной школе. Книга

    Книга
    Малькова Л.И. ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Книга для учителя-воспитателя. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера», 1 .

Другие похожие документы..