Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Создание условий для развития свободной конкуренции, обеспечивающих состязательность хозяйствующих субъектов и появление новых участников на рынках то...полностью>>
'Документ'
На основании представления о картах запросов НКО, полученных во время проведения рабочих групп, были сформулированы гипотезы, которые предполагалось п...полностью>>
'Документ'
ГОСТ 8269.0−97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытан...полностью>>
'Документ'
Термин феномен использован в контексте учения немецкого философа Э. Гуссерля (от греч. Phainomenon- являющееся + logos- учение). В самом общем значен...полностью>>

Российская Академия Наук Институт философии В. С. Семенов урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская Академия Наук
Институт философии

В.С.Семенов

УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК

(Социально-философский анализ и прогноз)

Москва

2000

ББК 15.5

УДК 300.3

С 30

В авторской редакции

Рецензенты:
доктор филос. наук А.К.Кузнецов,
доктор филос. наук Ю.К.Плетников
доктор филос. наук Д.В.Джохадзе
доктор филос. наук С.И.Гончарук

С 30 Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-филос. анализ и прогноз). — М., 2000. — 000 с.

На основе социально-философского обобщения процессов общественного развития в монографии дается содержательная характеристика эпохи XX века, присущих ей основных противоречий, диалектики объективного и субъективного, революций и контрреволюций, прогресса и регресса. Обобщены уроки развития в мире за 100–150 лет капитала и труда, марксизма, коммунизма опыта социалистических стран. Исследована проблема исторического выбора, роли масс и личности в альтернативном развитии. Специальные главы посвящены урокам развития СССР и России за последние 15 лет. Охарактеризованы дилеммы развития цивилизации, культуры, человека в конце XX века. Раскрыта ситуация кризиса в современном российском обществе и в глобальном мире. Выдвинуты альтернативные пути перехода от XX к XXI столетию, требующие поворота на качественно более высокий тип прогресса. Положительные и отрицательные уроки общественного развития в XX веке позволяют народам и странам, проявляя волю, энергию и настойчивость, концентрироваться на более совершенных и оптимальных путях саморазвития.

Книга предназначена широкому кругу читателей.

©В.С.Семенов, 2000

ISBN 5-201-02040-2 ©ИФРАН, 2000

Предисловие

Эта книга представляет своеобразный итог целого ряда исследований и некоторых публикаций автора за последние годы. Чем заканчивает человечество XX-й век? На какие перспективы оно может и должно рассчитывать в XXI столетии? Это главнейшие вопросы, интересующие сейчас огромное число не только ученых, политиков, людей, но и большинство народов, стран мира.

Книга носит характер прежде всего социально-философского анализа, что дополняется экскурсами и сопоставлениями исторического плана, а также социологическими и политологическими исследованиями и обобщениями.

Естественно возникает вопрос: “уроки XX века” – от кого, какого рода и для кого?

Это уроки, выводимые из научного, объективного анализа, из научного исследования, которые не должны иметь ничего общего с расплодившимися в последние годы предвзятыми, искусственно сконструированными конъюнктурными лживыми трактовками, заранее нацеленными на искажение и извращение реальных общественных, цивилизационных, глобальных процессов, происходящих в мире. Наука и научное исследование должны решительно противостоять всякого рода массово навязываемым антинаучным и иррациональным подтасовкам и суррогатам “объяснений” того, что в действительности произошло в двадцатом столетии и что можно, исходя из этого, ожидать в XXI веке.

Поэтому данная книга вовсе не выражает позицию только, так сказать, специфически левого, субъективно прогрессивного взгляда на события и свершения XX века, позицию социалистическую, коммунистическую и марксистскую, марксистско-ленинскую. Нет потому, что социализм и коммунизм, марксизм и ленинизм, как и другие явления – капитализм, империализм, реакция, фашизм, диктатуры, агрессии, войны, революции и контрреволюции, прогресс и регресс – есть реальное и главнейшее содержание заканчивающегося XX века, перерастающего в XXI столетие, если не заниматься примитивным антинаучным враньем, антинаучной ложью, изощренными подтасовками и неприкрытым прислужничеством только одной стороне мировой драмы, современной всемирноисторической борьбы – нынешнему западному капитализму и прежде всего империализму США.

Предлагаемая книга не есть преимущественно об СССР, России, других социалистических странах, хотя социалистический мир тогда и теперь есть огромный, растущий и набирающий силу второй мир в мировом многообразии наряду со старейшим первым капиталистическим миром и третьим миром развивающихся стран. Книга нацелена на глобальный научный анализ мировых процессов, мирового общественного и цивилизационного развития в целом, в единстве. Хотя наибольший интерес и наибольшее внимание автор действительно проявляет и уделяет более социально и народно прогрессивной, более перспективной, молодой и бурно растущей стороне общемирового процесса в лице современных социалистических стран, в лице во многом вырвавшихся из прошлой империалистической колониальной зависимости социально, народно и демократически ориентированных стран Азии, Латинской Америки, Африки, в лице многих народов и стран Европы и других частей мира, действительно приверженных ценностям социального благоустройства и справедливости, народного демократизма и гуманизма. Одним словом, в общемировом соотношении левых и правых интерес, расположение и поддержка именно к левым.

Автор стремился и сам понять и донести до читателя свое понимание сложной и противоречивой диалектики недавнего прошлого, нынешнего настоящего и приближающегося будущего общечеловеческого развития в двадцатом и двадцать первом столетиях. Отсюда книга имеет подзаголовок “социально-философский анализ и прогноз”. В связи с этим обосновывается точка зрения, что насколько альтернативным и даже нередко непредсказуемым было развитие СССР и России и все общемировое развитие в XX столетии, настолько же альтернативным и многовариантным с научной точки зрения оно может быть и в грядущем XXI столетии. Выбор всегда есть между лучшим, худшим и средним, между прогрессом, регрессом и застоем, безвременьем.

Все зависит в конечном счете от действий и воли народов Земли, от совместных усилий ради улучшения жизни массы людей, массы человеков нашей планеты.

Глава 1

Характеристика и содержание
эпохи XX века

Каковы главные отличия и характеристики двадцатого столетия? Что наиболее существенно для 100 лет завершающегося периода человеческой истории? Каково содержание, решающее качество, главные достижения и успехи, основные минусы и провалы данного новейшего отрезка истории, каков целостный баланс прогресса и регресса в развитии общества, цивилизации, человека, природы, глобальных отношений?

Несомненно, что человечество своим трудом, деятельностью, творчеством в целом обеспечивает существенный перевес поступательной, нарастающей, прогрессивной линии развития. Но какой ценой, допущением каких катаклизмов, потрясений, агрессий, войн, мер угнетения, подавления, наказания, расправы. Что же обусловливало в XX веке такой противоречивый, во многом антагонистический, непростой, сложный путь общественного, цивилизационного, человеческого, природного, всего геополитического, глобального развития?

1. Диалектика прошлого, настоящего, будущего

Двадцатый век сложился и действовал не на пустом месте. Он явился естественноисторическим продолжением предшествующего XIX столетия. В этом проявилась постоянно действующая диалектика непрерывности и прерывности в историческом развитии. Один временнуй век сменяется другим временным веком, а качественное, содержательное лицо новому веку придает не сама эта смена времен, а изменение именно качественного содержания исторического развития. В этом вся суть и весь смысл качественной смены эпох.

Двадцатый век лежит на диалектической линии непрерывности и прерывности прошлого, настоящего и будущего: XIX века – XX века – XXI века. Он вобрал в себя проблемы XIX века – и с ними, разрешая их и создавая новые, пошел дальше. А на исходе своего развития эти, уже свои качественные и содержательные проблемы передает нарождающемуся XXI столетию.

Главная отличительная черта эпохи XIX века – безраздельное господство в мире капитализма и его носителя – буржуазии. Как главенствующий новый системный элемент капитализм, капиталистический способ производства полностью подчинил себе оставшиеся от прошлых веков и эпох и ставшие несистемными феодальные, дофеодальные, патриархальные и другие примитивно-традиционные способы производства, деятельности и жизни.

Капитализм прошел многовековой и сложный путь развития. “Хотя первые зачатки капиталистического производства, – писал К.Маркс в “Капитале”, – спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях, тем не менее начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию. Там, где она наступает, уже давно уничтожено крепостное право и поблекла блестящая страница средневековья – вольные города” [1, т. 23, с. 728]. Но в этот период капиталистические отношения были еще втиснуты в господствующий феодальный способ производства, в социально-политические формы средневековья. Первая буржуазная революция конца XVI в. в Нидерландах, буржуазные революции 1642–1649 гг. в Англии, 1789–1794 гг. во Франции утвердили господство капиталистического способа производства и буржуазии в обществе. Класс буржуазии встал в центр тогдашней эпохи.

В США капитализм, особенно в северных и западных районах, развивался с XVIII в. на чистой от феодализма почве. Особенно быстро он стал прогрессировать после войны за независимость (1775–1783 гг.). В ряде европейских, евроазиатских стран (Австро-Венгрии, России) и в Японии буржуазные революции произошли в середине XIX – начале XX вв.

Таким образом, до начала XX века капитализм уже господствовал и буржуазия стояла в центре эпохи примерно 250-300 лет. Конец XVII в., XVIII и XIX столетия были временем безраздельного господства капитализма и буржуазии.

К окончанию же XX столетия развитой, зрелый и поздний капитализм достиг возраста уже в 350-400 лет, а в США приблизился к 300 годам.

Предшествующее XX веку девятнадцатое столетие отмечено величайшими достижениями и успехами капитализма и буржуазии. Как отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”, написанном в декабре 1847 – январе 1848 г., “буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!” [1, т. 4, с. 429].

И далее, характеризуя главные отличительные черты капитализма и буржуазии XIX века. “Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль”. “...Пар и машина произвели революцию в промышленности... Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения... Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений... Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим... Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации” [там же, с. 426, 425, 427-428].

Тем самым К.Маркс и Ф.Энгельс научно раскрыли позитивные, революционно-созидательные способы и методы деятельности буржуазии, позволяющие ей путем постоянных переворотов в производственной сфере, во всей совокупности общественных отношений целые столетия умело использовать свои резервы и способности в сложнейших условиях реальной и кардинально меняющейся за века действительности.

В.И.Ленин в свою очередь отмечал, что “весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии, интересам которой они служили, хотя они этого и нне сознавали, прикрываясь словами о свободе, равенстве и братстве” [2, т. 38, с. 367].

На базе и на основе таких крупнейших и грандиозных промышленных, производственных, цивилизационных, культурных, глобальных достижений и успехов, подготовленных XIX столетием, складывались содержательные и качественные черты эпохи XX века.

2. Основное, главные и ведущие противоречия
XX столетия

Источником всего общественного и цивилизационного развития являются диалектические противоречия в процессе их разрешения и тем самым перевода общественных явлений на новый, более высокий уровень. Движение, приводящее к развитию, неизбежно происходит путем возникновения противоречий, лежащих “в самой сущности предметов”, и разрешения их. “...Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется” [2, т. 47, с. 219]. Противоречие как источник, как движущая сила всегда внутренне заложено в развертывании закономерности. Получая свое разрешение, оно продвигает общественное явление вперед, на новую качественную ступень.

По своему существу, значению и роли в развитии общества и определенных эпох противоречия разделяются на основное, главные, ведущие и все другие.

Основное противоречие общества, общественной системы, конкретной эпохи выражает само их существо, раскрывает определяющий внутренний источник их развития. Основное противоречие, отвечая своему обозначению, лежит в основе всех других противоречий. Отсюда его несомненный базисный, производственный, экономический характер.

Оно выражает коренное противоречие в развитии способа производства или различных, противоположных способов производства данной эпохи. “Основным является противоречие, которое, будучи раздвоением единого в самой глубокой его сущности, определяет качественную специфику предмета, основные этапы его развития и оказывает определяющее воздействие на все остальные противоречия. Основное противоречие всегда только одно, и оно существует от возникновения объекта до его перехода в иное качество” [3].

Главное или главные противоречия, формируясь и складываясь на базе основного противоречия, также выражают содержательный характер общественного процесса и развития определенной эпохи, вместе с тем функционально подчеркивая первостепенное, главенствующее значение их проявления и разрешения в ходе общественного и эпохального развития.

Главными обычно бывают одно или несколько противоречий. Главные противоречия затрагивают интересы огромной массы людей и обладают большой движущей силой, служат мощным стимулятором разрешения основного противоречия общества и эпохи.

Каковы важнейшие содержательные характеристики главных противоречий? Во-первых, они обусловлены базисным основным противоречием, строятся на нем. Во-вторых, они, как и основное противоречие, присущи всему периоду развития от начала до конца. В-третьих, они охватывают не только экономическую базисную сферу, что характерно для основного противоречия, но и более высокие этажи общественных отношений – соотношение производства и рабочей силы, организационные отношения, социальный антагонизм между классами, их коренными классовыми интересами. Одним словом, данные главные противоречия как бы перекидывают мост между базисными и надстроечными отношениями и процессами. В-четвертых, разрешение главных противоречий служит мощным средством, движущей силой для решения основного противоречия общества и эпохи.

Основное и главные противоречия глубоко взаимосвязаны между собой. Вторые вырастают на базе первого, обусловливаясь им. Но если основное противоречие глубже, основательнее как базисное, то главные противоречия многограннее, так как выводят на связь базисно-надстроечных отношений, непосредственно связаны с интересами огромных масс людей, с их классовыми, социальными позициями и устремлениями.

Нет оснований считать главные противоречия этапными, временными, преходящими. Они проявляются и действуют на всем протяжении саморазвития общества и эпохи.

Главные противоречия в процессе их разрешения служат важнейшим стимулятором и мощной движущей силой решения основного противоречия, аккумулируя в ходе своей самореализации социальную энергию огромных масс людей. В главных противоречиях живее и нагляднее, чем в основном, проявляется диалектика объективного и субъективного, происходит превращение посредством практической деятельности людей возможности в действительность в общественной жизни.

Наконец, главные противоречия являются важнейшим связующим звеном между основным противоречием и всеми другими противоречиями общественной жизни, прежде всего ведущими противоречиями, связующим звеном между базисным, объектно-субъектным основным противоречием и вырастающими на его основании разного рода надстроечными и другими противоречиями, все более выступающими в субъектно-объектом виде.

Ведущие противоречия являются продолжением основного и главных противоречий общества и эпохи. Они наглядно выражают конкретно-исторические потребности общественного развития, объективные и субъективные требования определенной ступени, того или иного этапа и момента общественных процессов, концентрируют в себе качественные преобразования и переломы, скачки в ходе развития общества и эпохи. “...На различных этапах на передний план выдвигаются главные, ведущие для данных условий противоречия, которые должны быть разрешены в первую очередь” [4].

Каковы же, исходя из исследования завершающихся столетних процессов, реальные основное, главные и ведущие противоречия эпохи XX столетия?

При ответе на этот вопрос необходимо прежде всего подчеркнуть, что эпоха XX века как наиболее продвинутая, развитая, прогрессивная во всех отношениях, характеризуемая новым, более высоким качеством выработанных человечеством материальных и духовно-культурных богатств, включает в себя большое разнообразие процессов, имеющих как определяющее, так и производное значение, как основных, так и второстепенных, как типичных, так и нетипичных. “Эпоха, – отмечал В.И.Ленин, – потому и называется эпохой, что она обнимает сумму разнообразных явлений и войн, как типичных, так и нетипичных, как больших, так и малых, как свойственных передовым, так и свойственных отсталым странам. Отмахиваться от этих конкретных вопросов посредством общих фраз об “эпохе”..., значит злоупотреблять понятием “эпоха” [2, т. 30, с. 86-87].

В качестве основных, наиболее сущностных и типичных процессов, определяющих лицо и характер эпохи XX века, мы выделяем следующие пять процессов, взятых во взаимосвязи и взаимодействии. В совокупности, в целостности они и образуют единый и противоречивый поток изменений в XX столетии. Это развитие природы – общества – цивилизации – человека – геополитическо-глобальных отношений.

Природы – как естественной среды обитания человека и общества, изменяемой ими и часто ими же уничтожаемой и разрушаемой, что затем мстит самому человеку и обществу.

Общества – как искусственной среды, созданной многочисленными поколениями людей и в этом процессе переведшей самого человека из биологического в социальное состояние. Хотя эта же общественная среда часто сохраняет и даже искусственно разжигает в социальном человеке чисто животные, буквально зверские инстинкты.

Цивилизации – как результата творческого овладения человеком и человечеством всем окружающим миром – природой, обществом, самим собой, как процесса и результата творческого создания человечеством всемирной культуры, материальных и духовных благ и ценностей, качественно отличающих одну цивилизацию от другой. В результате в ходе истории выстраивается поток многообразных и многоликих культурно-ценностных цивилизаций, образующих в совокупности и в непрерывном нарастании подлинный и реальный образ и лик человечества, его качественное самовыражение на каждом этапе и в общей череде эпох человеческой истории.

Человека – как главного субъекта общественной, цивилизационной, человеческой, всемирно-геополитической истории и вместе с тем как объекта воздействия на него всех этих ставших объективными процессов. Человека – вышедшего из природы и разрушающего ее. Человека – часто одинокого и задавленного возвышающимся над ним многообразным миром. Человека – находящего смысл жизни и подлинное счастье только в совместной жизни среди людей, в общении и единении с ними, как и с родившей его природой.

Наконец, геополитическо-глобальной реальности, сложившейся в мире конфигурации стран и народов, изменяющейся чаще всего через силовые действия, насилие, агрессии, захваты, мировые и локальные войны, разделы и переделы мира. А это приводит к угнетению, подавлению, эксплуатации одними группами стран и народов других групп стран и народов, к ситуациям мирового диктата, мировой гегемонии, мирового давления, мирового разбоя и уничтожения, борьбы за мировое господство, за новый мировой порядок. Это величайшие проблемы войны или мира в развитии человечества, проблемы блага или несчастья, жизнеутверждения или жизнеуничтожения.

Все эти главные пять процессов, как и многие другие, вобрал в себя XX век. Их взаимным развитием, противоречиями, взлетами и падениями, революциями и контрреволюциями, миром и войнами оказался наполненным и, прямо сказать, переполненным XX век.

Что же, исходя из научного анализа динамики и диалектики взаимодействия этих определяющих процессов, реально явилось в XX столетии основным, главными и ведущими противоречиями?

Основным противоречием эпохи XX века является противоречие между трудом и капиталом. В условиях капитализма это основное противоречие обусловливает классовую борьбу между буржуазией и рабочим классом, наемными работниками как решающую движущую силу истории.

Если брать только одно капиталистическое общество, то в нем основное противоречие выступает как противоречие и часто антагонизм между конкретным общественным характером производства, производительных сил и частнособственнической капиталистической формой собственности, производственных отношений. К.Маркс и Ф.Энгельс основным в капиталистическом обществе называли противоречие между общественными по характеру производительными силами, общественным производством и частнособственническими производственными отношениями, капиталистическим присвоением. “Производство становится общественным актом, – писал Ф.Энгельс; – обмен же, а с ним и присвоение продуктов остаются индивидуальными актами, актами отдельных лиц: продукт общественного труда присваивается отдельным капиталистом. Это и составляет основное противоречие, откуда вытекают все те противоречия, в которых движется современное общество и которые с особенной ясностью обнаруживаются в крупной промышленности” [1, т. 20, с. 674-675].

Но здесь речь идет именно о капиталистическом обществе. Двадцатый же век характеризуется тем, что в нем постепенно и последовательно сложились три мировые общественно-политические системы: первый мир, наиболее старый – капиталистический; второй мир – молодой, реально возникший только в XX веке – социалистический, и затем сложившийся на обломках колониальной системы империализма третий мир развивающихся стран. Так что основным противоречием эпохи данных трех миров стало также противоречие в решающей области производства, экономики, способа производства, а именно между капиталом и трудом, которое в разной форме присуще как основное всем общественно-политическим системам и в этом смысле объединяет их.

Противоречие труда и капитала, выступающее в буржуазном обществе и как антагонизм, из внутреннего для капиталистического общества стало внешним противоречием для всех как сложившихся, так и переходных, трансформирующихся общественно-политических систем. А именно как противоречие между системой капитализма с господством капитала и системой социализма с господством труда или движением к этому (при допускаемых, к сожалению, деформациях в отношениях собственности и труда).

При этом данное основное противоречие приобрело и свои конкретные содержательные видоизменения и формы. А именно: в условиях социализма оно переходит из противоречия угнетаемого и эксплуатируемого капиталом труда (при фактах и тенденциях и налаживания партнерства и сотрудничества между капиталом и трудом) в противоречие между освобождаемым от угнетения капиталом трудом и декапитализируемой, освобождаемой от частных форм собственностью (но при сохранении противоречивых отношений между собственностью и трудом, и даже при допущении нередко отчуждения труда от собственности).

Но в любом случае остающийся именно основным противоречием в области взаимоотношения производительных сил и производственных отношений, исходящим из способа производства, а потому выступающим в качестве решающей движущей силы общественного движения и изменений.

Главными противоречиями, что следует из анализа реалий XX столетия, выступают два.

Первое главное противоречие – между капитализмом и социализмом как разными и противоположными общественно-политическими системами. Оно раскрывает в экономической и общественно-политической сферах основное противоречие между трудом и капиталом. А именно – между господством капитала в буржуазном обществе и изначальной нацеленностью в социалистическом обществе на обеспечение господства труда, при учете допущенных затем в СССР и ряде других стран деформаций и извращений в этой области.

Главное противоречие между капитализмом и социализмом в мире наложило отпечаток на позиции и ориентации массы других стран и народов земного шара, становящихся на ту или другую сторону, или провозгласивших позицию “неприсоединения” к данным двум общественно-политическим полюсам при конкретной внутренней симпатии к определенному лагерю в главной борьбе двух систем.

Второе главное противоречие – между системами стран и конкретными странами в их борьбе за геополитическое положение в мире, за экономический и территориальный раздел и передел мира, за влияние, лидерство и гегемонию в международных отношениях, за мировое господство и новый мировой порядок.

Это главное противоречие проявлялось на протяжении эпохи конкретно и разнообразно. Наиболее остро и трагично – в последовавших за закончившимся к концу XIX века разделом мира между капиталистическими державами трех переделах мира территориально и экономически, социально-политически: первого передела мира в результате первой мировой войны 1914–1918 гг.; второго передела мира в результате второй мировой войны 1939–1945 гг.; третьего передела мира в результате “необычной третьей мировой войны”, проведенной капиталистическими США и другими странами Запада и приведшей с конца 1989 г. к повороту на путь капитализма и фактическому или значительному подчинению США и Западу восьми стран Центральной и Восточной Европы, к разделению их (Чехословакия, Югославия) или к прямому поглощению (ГДР), Монголии в Азии, к прямой насильственной ликвидации в конце 1991 г. СССР как второй сверхдержавы мира, отторжению от него трех прибалтийских республик, к насильственному разделу СССР на двенадцать “независимых” стран СНГ.

Без горячей и настоящей мировой войны великий Советский Союз с помощью внутренних предателей был ликвидирован и раздроблен, Россия возвращена в геополитическом и глобальном отношении к временам середины XVII века, когда в 1645 г. Россия воссоединилась с Украиной, а в 1667 г. за Россией была закреплена Левобережная Украина, Киев, часть белорусских земель. В геополитическом, глобальном плане Россия отброшена назад на 350 лет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук (4)

    Документ
    Здравствуй, дорогой Соратник. Да, да - это именно к тебе обращаются Авторы книги, которую ты держишь в руках. Почему Соратник? Соратник очень древнее красивое слово, слагаемое из двух сокровенных смыслов.
  2. Российская академия образования Институт научной информации и мониторинга

    Документ
    Развитие познавательных способностей и основ учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Коллективная монография. Часть II: Пути формирования продуктивной творческой деятельности младших школьников в различных формах образовательной
  3. Петербургской Императорской Академии наук до середины ХIХ в. Созданная по указу Петра Великого Академия наук отвечала насущным задача

    Задача
    В книге рассматриваются социо-культурные проблемы формирования и становления российской науки — от "стартового" периода создания Санкт-Петербургской Императорской Академии наук до середины ХIХ в.
  4. Институт социологии социология в россии

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  5. Российская академия естественных наук в. А. Ацюковский, Д. А. Буркович Науку спасут дилетанты Москва

    Документ
    В книге разъяснено, что слово «дилетант» имеет итальянское происхождение и означает человека, занимающегося наукой не по принуждению или по обязанности, а с удовольствием.

Другие похожие документы..