Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспи...полностью>>
'Программа дисциплины'
Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гум...полностью>>
'Документ'
Об утверждении положения «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные м...полностью>>
'Образовательная программа'
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального об­разования по специальности 030400 «История» разработана на ФИиМО КемГУ в соответ...полностью>>

Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Шумное поведение.

Громкий голос

Плохой сон.

Хроническая

усталость. Тихий

голос, плохо переносит

шум. Юношеская

живость.

Стереотипный

характер мышления

Объективное и широкое

мышление, направленное

вовне

(экстравертивного

типа)

Концентрированно-

скрытое и

субъективное

мышление.

Общительность и

расслабленность под

воздействием алкоголя

Самоуверенность,

агрессивность под

воздействием алкоголя.

Устойчивость к

действию алкоголя.

Потребность в людях

в тяжелую минуту

Потребность в

действиях в тяжелую

минуту

Потребность в

уединении в тяжелую

минуту.

Табл. 1. Психологические особенности индивидов.

Психика и организм 31

пектам половой жизни и деторождения, то необходимо ответить на 3

основных вопроса. 1. Какие психологические различия между полами

(вне сексуальной сферы) установлены строго научно, в отличие от

ходячих мнений и стереотипов массового сознания? 2. Какова степень

этих различий, насколько жестко разграничиваются мужские и

женские качества? 3. Какова природа этих различий: биологическая

или социокультурная?

Критический анализ достоверных данных на этот счет (проф.

Кон И. С.) позволяет считать доказанным весьма немногое: девочки

превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики

отличаются большей агрессивностью, а также математическими и

визуально-пространственными способностями. Причем факт большей

мужской агрессивности, по данным новейших исследований,

вызывает все больше сомнений.

Действительно, обнаружены некоторые различия в строении

мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у

женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга)

больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что

межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у

них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих

полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые

различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую

«интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие

показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью,

аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием,

можно связать большей относительной активностью левого

полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и

возможность уверенно ориентироваться в пространственных

координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими

преимуществами правому полушарию своего мозга.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано

обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, то

есть оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков.

Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные

параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью

адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и

объясняет большую психологическую индивидуализированность

мужчин, среди которых чаще встречаются не только

сверхталантливые, но и психически больные или совершенно

никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что

особенности как мужской, так и женской психики определяются

эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины отличаются филогенетической ригидностью и

онтогенетической пластичностью, то есть легко приспосабливаясь на

индивидуальном уровне к внешнему миру, они в то же время более

подвержены действию популяционных и видовых закономерностей,

их поведение в большей степени биологически детерминированно.

32

Специфика мужской психики обусловлена ее филогенетической

пластичностью при онтологенетической ригидности. Это

предполагает большее разнообразие типов мужской психики при

значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных

условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции

обнаруживаются прежде всего у мужских особей.

Самым очевидным образом связь органического и

психического обнаруживают неизбежные для каждого из нас

процессы физиологического старения. Изменения при этом

происходят хотя и медленно, мало заметно, но неуклонно.

Аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную

педантичность, бережливость в скупость, твердость в тупое

упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор,

утрачиваются связи с внешним миром и аффективная отзывчивость,

взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут

эгоцентризм, черствость, подозрительность, недоверчивость,

злобность и бестактность, то есть все то, что психиатры называют

сенильными чертами, признаками необратимого регресса личности.

Человека, как считает X. Дельгадо (один из крупнейших

современных специалистов-нейропсихологов), можно рассматривать

как временную материально-информационную структуру. Мембраны,

клетки и другие элементы живого возникли в результате соединения

химических элементов. Живой организм - только временное сочетание

химических соединений. Каждый ион, который входит в состав

нашего тела, до этого существовал в природе, и все элементы,

образующие наш организм, вернутся назад, в ту же природу. Атомы,

организация и время - это единственные факторы, которые создают

организм. Это нельзя, конечно, сказать о содержании наших

психических процессов. Но прежде, чем перейти к их анализу,

необходимо определить роль того органа, который непосредственно

ответствен за высшие психические функции и который носит название

головного мозга.

2. Психика и

особенности строения мозга

Познать самих себя призывал людей еще великий Сократ. Но цель эта

не достигнута. И менее всего изученным остается тот орган человека,

без которого не было бы Сократа, науки и что, конечно, самое

невероятное, не было бы студентов, изучающих психологию. Речь

идет о человеческом мозге.

Конечно, известно о нем уже многое. Но каждое десятилетие

специалисты убеждаются, что их знания весьма ограниченны. Мозгом

занимаются целые области современной науки, поэтому есть смысл

остановиться на тех новых данных, которые имеют наибольшую

психологическую значимость.

Психика и организм 33

Очень популярны сведения о весе мозга, его строении,

знаменитых «извилинах» и тому подобное. На наш взгляд, это

самое интересное. Вес мозга колеблется (в норме) от 1100 до 3000

граммов. Что из этого следует для психики - однозначно сказать

трудно. В конце концов у европейских кроманьонцев объем

черепной коробки достигал 1880 куб. см, а у современного

европейца - только 1450 куб см. Поглупели? Вряд ли для таких

выводов есть основания. Мы предлагаем обратиться к

действительно сенсационным материалам последних десятилетий,

связанным с изучением того, что получило название

функциональной асимметрией мозга.

Индивидуальность личности во многом определяется

спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга.

Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е

годы нашего века профессором психологии Калифорнийского

технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за

исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская

премия).

Первые исследования Р. Сперри были связаны с поиском

«следов» памяти. У кошек и обезьян рассекали мозолистое тело -

толстый пучок нервных волокон, соединяющих полушария, - и

смотрели, может ли навык, заученный одним полушарием, перейти

в другое. Кошке завязывали один глаз и учили ее распознавать

квадрат. Потом с «необученного» глаза снимали повязку и

надевали ее на «обученный». Квадрат кошка не узнавала:

необученный глаз так и оставался необученным. Зато теперь его

можно было научить распознавать круг, и тогда в одном

полушарии появлялся один навык, а в другом - другой. Полушария

можно было научить двум противоположным навыкам - идеальная

модель раздвоения личности!

Расщепление мозга (лоботомия - так стала именоваться эта

операция) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела

избавляла больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных

припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались

признаки раздвоения личности, хотя никто не обучал их

полушария и не вторгался ни в одно из них.

Конечно, функциональная асимметрия полушарий известна

давно: подавляющее большинство человечества делится на

правшей и левшей, почти у всех у нас есть ведущий глаз и ведущее

ухо, речью ведает либо левое (у правшей), либо правое полушарие.

Но чтобы правая рука не знала, что делает левая (а именно это и

происходило, если сигналы подавались в одно из полушарий

«расщепленного» мозга), чтобы предмет, опознанный на ощупь

одной рукой, человек не узнавал, ощупывая его другой рукой, - это

стало сенсацией.

Но причем здесь две личности? Разве полушарие,

командовавшее правой рукой, вело себя не так, как командовавшее

левой? В том то и дело! После того, как были разработаны методы

временного разобщения полушарий как у больных, так и у

здоровых людей и созданы особые тесты для их исследования,

выяснилось, что

34

традиционное деление полушарий на доминантное (скажем, левое у

правшей) и субдоминантное безнадежно устарело, что у каждого из

них просто свой круг обязанностей. Оказалось, что у правшей левое

полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной

памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие

обладает музыкальным слухом, легко воспринимает

пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах

неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части.

Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными

оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у

левого -представления о том, что эти слова означают. Но

закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба

полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя

одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда

у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое

полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали

сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не

имеющего со словами и речью

Интересный медицинский казус, изученный итальянскими

врачами, заставляет предполагать, что мозг даже для восприятия

гласных и согласных звуков использует разные механизмы, и,

следовательно, разделение звуков на гласные и согласные - не только

физиологическая, но и фонетическая классификация.

В одной из больниц Болоньи врачи наблюдали двух больных, у

которых левое полушарие мозга пострадало от инсульта. Из-за

закупорки кровеносных сосудов отключились какие-то клетки мозга.

В результате оба больных испытывали большие затруднения с

гласными. Один из них на письме пропускал все гласные, оставляя

вместо них свободные места. Например, название своего родного

города он писал вместо Bologna - Blgn. Он понимал, что пишет

неправильно, но не мог вставить ни одну гласную.

Другой больной и на письме (как вручную, так и на машинке), и

в устной речи путал одни гласные с другими или переставлял их

местами. Например, вместо саго (по итальянски «дорогой») он писал

сога.

Итальянский психолог Роберто Кубелли предполагает, что при

обработке слов в мозгу гласные и согласные попадают как бы в

разные «хранилища». У первого больного пострадала способность

извлекать гласные из их «ящика», а у второго — способность

правильно выбирать их.

Английский психолог Джон Маршалл, комментируя открытие

итальянцев, писал, что обратный случай «забвение» всех согласных -

вряд ли возможен. Ведь ткет, нпсннй бз глснх, вс ж мжн чтть, а вот е е

оаы оеео еояе. Добавим, что существовали и существуют языки, в

которых нет букв для обозначения гласных звуков, например,

древнеегипетский и иврит.

Психика и организм 35

Человек не рождается с функциональной асимметрией

полушарий, Роджер Сперри обнаружил, что у больных с

«расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в

зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное»

правое полушарие может научиться читать и писать за несколько

месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным

образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме

активизирует, тренирует левое полушарие. Но дело тут не в

участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать

учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно

переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии

иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют

неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у

китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек

останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной

работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется.

Не развивается она и у больных олигофренией, угасает,

сглаживается у стариков, перестающих заниматься интенсивной

умственной деятельностью. Напротив, когда человек решает

задачу, требующую умственных усилий, асимметрия его мозговых

биоритмов возрастает. Обследование большой группы операторов

показало, что наилучших результатов при выполнении задач

добиваются те, у кого функциональная асимметрия выражена

наиболее отчетливо.

Неслучайно физиологи, установившие прямую связь между

степенью асимметрии и умственными способностями

неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна

практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них

все равно не выходит, а специализация полушарий может

ослабнуть. А ведь она - столбовая дорога эволюции мозга, и, в

первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она

выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление,

память, внимание, воображение - все это стало развиваться так

бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его

мозга и врожденной предрасположенности полушарий к

разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что

биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных

о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются

к тому, что она если и не «только начинается», то уж во всяком

случае, продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку

рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его

объекты, пользуясь не только словесно - грамматической логикой,

но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к

явлениям и моментальным охватом целого. Специализация

полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает

физиологическую основу для творчества.

36

Присмотримся к этим собеседникам поближе.

Для того, чтобы понять это, нужно понаблюдать за

изолированным полушарием. Сделать это, как уже говорилось

нетрудно: можно подвергнуть одно из них электрошоку, можно и

усыпить. У каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой

к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее

средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое,

прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою

сущность.

Что же выясняется при таком последовательном усыплении?

Давайте усыпим сначала правое полушарие и посмотрим, как будет

вести себя левое — не только с интеллектуальной, но и с

эмоциональной точки зрения. Посмотреть, оказывается, есть на что:

если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария

особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся

чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив,

его реакции маниакальны, он беспрерывно сыплет глупыми шутками,

он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не

«отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния,

например. Но главное - словоохотливость. Весь пассивный словарь

человека становится активным, на каждый вопрос дается

подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно,

сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом

иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит,

ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией

предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное

впечатление, которое усугубляется в случаях действительно

клинических, когда человек не на шутку лишается правого

полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки.

Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают

творить. Говорят они много, но их монологи (физиологически -

действительно монологи!) не более, чем «взгляд в нечто».

Полная противоположность - отключение левого полушария.

Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным

описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось,

продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха

размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и

следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах - отчаяние

и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается

эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией. Сущность

левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого -

«дух отрица-нья, дух сомнения». Каждое - образчик эмоционального

экстремизма и нетерпимости, каждое норовит воспользоваться

ослаблением собрата, чтобы навязать человеку свою волю. Правое

сдерживает эйфорию левого, а левое - «демонизм» правого. Но в

норме хорошо отрегулированное их содружество приводит только к

плодотворным результатам.

Психика и организм 37

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и

жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен.

Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще,

возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму

возможность нормально работать, а не витать в эмпириях. Конечно,

пренебрежение советами правого едва ли опасно для жизни: оно

всего-навсего прибавит человеку беспечности и заставит отказаться

от творческих планов (иногда, правда, это означает отказаться от

самого себя). Зато неумеренная активность правого полушария может

не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий,

но и вызвать сомнение в ценности самой жизни. Мало того, что

человек не найдет слов для выражения своих мыслей, но еще и не

увидит вокруг ничего хорошего.

Вообще говоря, когда речь идет об антиподах, впряженных в

«одну телегу», не следует ни на минуту забывать об их

взаимодействии, о том, как оно им удается и ради чего это

происходит. Вот тут-то и представляется хороший случай

поразмыслить над тем, какой вклад вносит каждое полушарие в

общую творческую задачу, как правое лепит образ, а левое

подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом

(вспомним тютчевское: «мысль изреченная есть ложь») и что

приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при

обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с

психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные

совпадения. Одно из них — тот мрачноватый тон, в который

окрашено мироощущение правого полушария и, если верить

Стендалю, и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом

полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая

жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые

при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в

создании новых ценностей, а при неблагоприятном - в разрушении

старых.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона»,

фиксирующее наличие особых характериологических качеств у мужчин

маленького роста. Каково, по твоему мнению, может быть научно-

психологическое объяснение этого явления?

2. Часто ты думаешь о психологических различиях между полами? Существуют ли

они? Если существуют, то чем обусловлены и как проявляются?

3. Как ты относишься к типологии Э. Кречмера? Можно ли ее дополнить? Каковы

твои соображения на этот счет?

4. Если бы ты оказался перед страшным «выбором» лишиться (не дай, конечно,

Бог) правого или левого полушария своего мозга, то каков был бы твой выбор?

5. Что ты знаешь о склерозе? Кому и чему он угрожает?

6. Каким образом наркотики влияют на нашу психику? В чем сущность

наркомании? Можно ли сказать, что пьяница чем-то отличается от алкоголика?

7. Место и роль сексуальных инстинктов в психике человека. Гармоны и психика.

Что ты знаешь об этом?

8. Куда бы ты поместил в типологии У. Шелдона такие исторические фигуры как

А. С. Пушкин, Екатерина И, Петр Великий, Ф. М. Достоевский, А. Бло'к?

38

9. Есть ли связь между психикой человека и параметрами его черепа? Что ты думаешь

по этому поводу?

10. Какое полушарие своего собственного мозга ты считаешь доминирующим?

Почему?

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

2. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1994.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1,2.

4. Дельгадо Х- Мозг и сознание. М., 1971.

5. Леви В. Я и Мы. М., 1972.

6. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

8. Кон И. Введение в сексологию. М., 1988.

9. Немов Р. С. Психология. Т. 1. Гл. 2. М.. 1995.

10. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.

М., 1979.

11. Слободчиков В. И. Психология человека. Гл. 7. М., 1995.

12. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М., 1981.

13. Шелдон У. Анализ конституциональных различий. В сб. Психология

индивидуальных различий. М., 1982. С. 248-262.

14. Кречмер Э. Строение тела и характер. В сб. Психология индивидуальных различий.

М., 1982. С. 219-247.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Агнозия - состояние, при котором мозг не может расшифровать информацию, поступающую

от нормально функционирующих органов чувств.

Амфетамин - препарат, возбуждающий центральную нервную систему.

Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Генотип ~ совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком от своих

родителей.

Головной мозг - часть нервной системы, заключенной в черепную коробку, состоящая из

большого мозга, мозжечка, варолиева моста и продолговатого мозга.

Депрессия ~ состояние душевного равнодушия, подавленности, характеризующееся упадком

сил и снижением активности.

Лабильность - свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в

способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу

времени; дебильность так же характеризует скорость возникновения и прекращения

нервного процесса.

Мезоморфный тип ~ морфологический тип, свойственный крупным, мускулистым и

довольно сильным людям; этот тип соответствует энергичному и активному



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный комитет российской федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановление от 23 февраля 1999 г. N 9 Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно коммунального хозяйства

    Документ
    Во исполнение плана мероприятий по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1 годы и Программы действий Государственного комитета Российской Федерации по строительной,
  2. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
  3. Конституция Российской Федерации > Трудовой кодекс

    Кодекс
    12. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования"
  4. Учебное пособие 6-е издание, переработанное и дополненное москва 2008удк 16(075. 8) Ббк 87. 4я73К43

    Учебное пособие
    Сборник упражнений построен в соответствии с учебником {Кириллов В.И., Старченко АЛ. Логика: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998). Сборник включает логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном
  5. Российская федерация трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

Другие похожие документы..