Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Координатором по виконанню заходів, передбачених Програмою визначити сектор взаємодії з правоохоронними органами, оборонної, мобілізаційної та режимн...полностью>>
'Рабочая программа'
1. Рабочая программа составлена на основе ГОС для направления 510200 «Прикладная математика и информатика», утвержденного Министерством Образования РФ...полностью>>
'Документ'
для организации самостоятельной работы студентов V курса медицинских факультетов по инфекционным болезням (по теме, которая вошла в план аудиторной п...полностью>>
'Программа'
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального госуда...полностью>>

Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении

длительного времени. К примеру, многократное обследование

студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в

исследовании участвуют представители различных наук, что

позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями

разного рода, например, физиологическим, психическим и

социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные

методы

Наблюдение (внешнее) - метод, состоящий в преднамеренном,

систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии

внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за

собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в

ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное

манипулирование некоторыми факторами и регистрацию

соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных

условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со

строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент,

включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод

исследования и формирования психического процесса, состояния или

качества личности.

Предмет и методы психологии 23

Психодиагностические методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития

определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодидгностики,

позволяющая выявить степень владения испытуемым

конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта - методика психодиагностики для

выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и

оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для

измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) - совокупность

методик для целостного изучения личности, основанного на

психологической интерпретации, т. е. осознанном или

неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и

состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих

потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета - методическое средство для получения первичной

социально-психологической информации на основе вербальной

(словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для

получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования

межличностных отношений в группе с целью определения

структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью - метод социальной психологии, заключающийся

в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные,

как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное

получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от

того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и

оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет

получать одни и те же результаты при повторном и многократном

использовании).

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ.

1. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

2. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?

3. В чем особенности комплексного метода?

4. Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?

5. В чем различие между наблюдением и естественным экспериментом,

лабораторным и формирующим экспериментом?

6. Какие психодиагностические методы ты знаешь?

7. Что такое праксиометрические методы, моделирование и биографические

методы в психологическом исследовании?

8. Каковы приемы обработки данных и интерпретационные методы психологии?

9. Определи, какие методы обозначены римскими цифрами (I), (II), (III).

- Отличием метода (I) от иных методов выступают невмешательство исследователя

в

протекание изучаемых психических явлений.

24

- Использование метода (II) предполагает такое, хотя и незаметное для

испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые

психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

- В основном метод (III) аналогичен методу (II), однако при его использовании

испытуемые знают, что являются таковыми. 10. Определи, к какому из

ниженазванных методов психологии относится положение:

- Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание,

выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств -

1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) социометрия; 5) беседа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. Педагогика-Пресс, 1992.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.,

1977. С. 289-302.

3. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск. 1989. С. 9-31.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической

диагностике. Киев, 1989.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод.

материалы к курсу «Общ. психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов».

М., 1986. С. 24-42.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

7. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

8. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб,

заведений. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1994. С. 15-24.

9. Общая психология М., 1986. С. 30-62.

10. Предчувствие портрета: Сб. тестов. Екатеринбург, 1992.

11. Психологические тесты для деловых людей. М., 1994.

12. Психология. Словарь/Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.,

1990. С. 22, 28, 37, 40, 55, 77, 89, 145-146, 149, 160, 166, 184, 197, 21-212, 214, 216,

227, 259, 275, 285, 295, 302, 309, 338, 340, 351, 352, 375, 378, 396, 449, 457-458.

13. Сборник тестов по отбору кандидатов при приеме на работу (методика

США). Воронеж, 1992.

14. Тесты для делового человека и для всех. Пермь, 1995.

15. Тесты, тесты, тесты. М., 1990.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Аналитическая психология — одна из разновидностей глубинной психологии,

созданная швейцарским психологом К. Юнтом, учеником 3. Фрейда. Целью

психического развития человека Юнг считал индивидуацию - творческую

реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен

опыт предшествующих поколений.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель первой

психологической системы, изложенной им в трактате «О душе».

Ассоциативная психология - одно из направлений психологической мысли, согласно

которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из

простых (ощущений) посредством ассоциаций.

Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из

них влечет за собой появление другого.

Бессознательное - совокупность психических процессов, неосознаваемых и

неконтролируемых самим человеком (субъектом).

Бихевиоризм ~ направление в психологии XX века, пытающееся объяснить поведение

человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь

реакций организма на стимулы внешней среды.

Вытеснение (в психоанализе) - один из видов психологической защиты, когда

неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются» из сознания в

сферу бессознательного.

Предмет и методы психологии 25

Гештальт - устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.

Гештальтпсихология - направление в психологии, согласно которому

структурная (системная) организация сложных психических образований

определяет свойства и функции образующих его частей.

Глубинная психология - ряд направлений психологии, придающий решающее

значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком

побуждениям и установкам.

Гомеостаз ~ подвижное равновесное состояние какой-либо системы.

Гуманистическая психология - направление в психологии, признающее своим

главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям,

ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.

Духовность - индивидуальная способность к миро- и самопознанию,

ориентированность личности действовать «для других», поиск ею

нравственных абсолютов.

Дг/ша - нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний

мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на

протяжении всей жизни человека.

Защита психологическая (в психоанализе) - устранение травм, напряжений,

возникших из-за столкновения бессознательных побуждений с внутренней

«цензурой» индивида, его сознанием.

Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии,

разработанное А. Адлером, учеником 3. Фрейда. Психическое развитие

определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое

формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через

самоутверждение, в творческих актах, в борьбе за власть, превосходство над

другими.

Инсайт ~ внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации,

посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики

благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом

собственной психической жизни.

Когнитивная психология - направление в психологии XX в., задачей которого

является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Коллективное бессознательное ~ термин, введенный К. Юнгом для обозначения

бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечатлен

исторический опыт человечества.

Либидо (в психоанализе) ~ сексуальное влечение, в более широком смысле -

влечение к жизни (Эрос).

Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной

деятельности.

Логотерапия - разновидность психологической теории и клинической практики,

разработанной В. Франклом. Согласно логотерапии, основной движущей

силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла

своей жизни.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые

процессы высших психических функций на материале локальных поражений

головного мозга.

Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются

преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его

положения в социальный контекст.

Общая психология - теоретические и экспериментальные исследования,

выявляющие наиболее общие и фундаментальные психологические

закономерности, принципы и методы психологии.

26

Owo (Ид) - один из компонентов структуры личности в психоанализе.

Представляет собой неосознаваемое человеком средоточие в нем

инстинктивных побуждений (сексуальных либо агрессивных).

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма, формирование

психики индивида.

Ориентировочная основа действия - система представлений человека о цели,

плане и средствах осуществления предстоящего действия.

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические

проблемы обучения и воспитания.

Психика - субъективный образ («картина») внешней и внутренней среды,

ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и

процессов, сознательных и бессознательных.

Психоанализ - 1) направление в психологии, разработанное 3. Фрейдом; 2)

совокупность способов выявления (в лечебных целях) особенностей

переживания и действий человека, обусловленных неосознаваемыми

мотивами.

Психология ~ наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и

функционирования психики.

Психофизический параллелизм - одно из истолкований соотношения психического

и физического (физиологического), согласно которому они неотделимы друг

от друга, но не связаны причинностно.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и

состояний.

Сверх-Я (Супер-Эго) (в психоанализе) - один из компонентов структуры личности,

система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям,

предъявляемым к «Я» (Эго) субъекта.

Сознание ~ процесс вникания субъекта во внутренний психический опыт,

обдумывание и запоминание его, оценивание его значения для своей жизни.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая психические

характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные

общности (группы).

Структура - совокупность устойчивых связей между частями (компонентами)

объекта, обеспечивающих его целостность.

Сублимация (в психоанализе) - один из механизмов психологической защиты,

снимающий напряжение в ситуации конфликта путем переключения энергии

на процесс творчества, «уход» в шутку, остроумие и т. п.

Эго (Я) - один из компонентов структуры личности по 3. Фрейду. Являясь

посредником между Оно и реальностью, Эго призвано наблюдать за внешним

миром, формировать его правильный образ.

Экспериментальная психология - общее обозначение различных исследований

психических явлений посредством экспериментальных методов.

тема 2.

Психика

и организм

1. Психология конституциональных различий 2.

Психика и особенности строения мозга

1. Психология

конституциональных различий

Собственно человеческая, сложно организованная психика может

сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных

биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и

клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т. п. Существует

огромное количество подобных органических параметров, без

которых нормально функционировать наша психика не будет.

Особое значение для психической деятельности имеют

следующие особенности человеческого организма: возраст, пол,

строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические

аномалии и уровень гормональной активности.

Практически любое хроническое заболевание приводит к

повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной

нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.

Широко известно: больные туберкулезом отличаются удивительной

умственной работоспособностью, склонностью к легкой эйфории,

хорошим настроением и повышенной половой возбудимостью, хотя

это мало соответствует их тяжелому, иногда безнадежному

состоянию. Дело в том, что продукты жизнедеятельности

туберкулезной бациллы подавляют чувство усталости, их действие

напоминает легкое алкогольное опьянение.

Совершенно иная картина наблюдается при хронических

заболеваниях печени. Уже одно поступление желчи в кровь (а это

происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается

значительными изменениями в его психике: подавленностью,

раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением

интеллектуальных функций. Отсюда известное понятие «желчный

характер», отражающее многовековой опыт наблюдений за тем, как

влияют заболевания печени на поведение человека.

Особенно много легенд связано с подагрой, которую некоторые

исследователи считают первопричиной одаренности многих

знаменитостей. Основная причина этой болезни —. отложение в

суставах кристалликов соли мочевой кислоты. В результате при

движении возникают страшные боли, так как суставы постоянно

восполняются. Недаром буквально перевод греческого слова

«подагра» означает - «капкан для ног».

28

Какова связь между подагрой и интеллектуальными

возможностями человеческой психики? Подагра приводит к

значительному повышению в крови уровня мочевой кислоты,

химический состав которой очень близок к пуринам, веществам,

возбуждающим нервную систему и сердечную деятельность

(например, кофеин, теофиллин, которых много в кофе и чае). Для

нужд медицины кофеин извлекают из пыли чайного листа или

синтезируют из мочевой кислоты, полученной из куриного помета.

Следовательно увеличение в организме мочевой кислоты

стимулирует психическую активность. Поэтому подагрики, как

правило, отличаются необычайной работоспособностью,

целенаправленностью, умеют упорно добиваться поставленной цели.

Их успехи -плоды напряженного труда.

Весьма вероятно, что мочевая кислота сыграла значительную

роль в становлении человеческой психики. Вещество это токсично, и

у всех млекопитающих существует специальный фермент - урика-за,

расщепляющая мочевую кислоту. Только человекообразные обезьяны

гориллы и мы, люди, лишены уриказы. У нас в крови мочевой

кислоты в десятки раз больше, чем у животных. Именно она помогает

нашим нервным клеткам работать эффективнее. Очевидно урика-зу

утратили ископаемые обезьяны, и благодаря этому их мозг стал

работать значительно интенсивнее, получил возможность успешнее

развиваться.

В современной психологии большое внимание уделяется

определению связи между морфологическими особенностями тела

индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели

конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и

У. Шелдона.

Немецкий психолог Э. Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой

работе «Строение тела и характер» попытался найти те связи,

которые существуют между строением тела человека и его

психологическим складом. На основе большого объема клинических

наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет

не только формы психических заболеваний, но и наши основные

личностные (характерологические) особенности.

По мнению Э. Кречмера, существуют только три основных

варианта человеческой анатомии, встречающиеся, конечно, не только

в чистом виде, но и в различных комбинациях. Астенический тип -

худые, с узкими плечами и тонкими руками, с бледной кожей и

плоской грудной клеткой люди. С детства очень слабые и нежные, они

быстро растут, не обнаруживая в течение всей жизни, ни малейшей

склонности к увеличению объема мышц или жировой прослойки.

Атлетический тип - характеризуется сильным развитием скелета и

мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими

плечами, уверенной осанкой. Пикнический тип - отличается

развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и

склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате.

Психика и организм 29

Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой

массивной шее, сидящей между плечами, основательный, массивный

живот.

Система Э. Кречмера предназначалась в первую очередь для

диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть

направление и формы негативных изменений психики индивида. В

психологической практике получил наибольшее распространение

вариант этой системы, предложенной американским психологом У.

Шелдоном. В основе этого варианта лежат системы

антропометрических показателей («компонентов телосложения»),

соответствие которым оценивается по семибалльной шкале: единица

— минимум, семерка - максимум их выраженности у конкретного

индивида. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о

существовании трех «со-матотипов», то есть основных моделей

строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга.

Первый тип («эндоморф-ный») отличается круглой головой,

крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела,

мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и

мышцами, ярко выраженными отложениями жира.

Для второго («мезоморфного») типа характерны широкие

плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное

количество подкожного жира, мощная голова.

Третий тип («эктоморфный») олицетворяет худой человек, с

вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой

мускулатурой и хорошо развитой нервной системой.

Степень адекватности облика конкретного человека каждой из

этих моделей телосложения и оценивается по семибалльной системе.

Например: 1-1-7, следовательно, данного индивида можно уверенно

назвать эктоморфным.

Трем основным соматотипам соответствуют, по У. Шелдону,

три варианта психической конституции человека. Эндоморфному

типу телосложения соответствует висцеротонический темперамент

(лат. viscera - внутренности, то есть функциональное преобладание

органов пищеварения); мезоморфному - соматотоник (греч. soma -

тело); эктоморфный соматотип предполагает церебротонический

темперамент (cerebrum от лат. — мозг). Сравните по

нижеследующему тексту психологические особенности индивидов,

относящихся к этим типам. (См. Табл. 1)

Большой интерес вызывает и вопрос о влиянии половой

дифференциации на психику. Об этом написано множество книг, одна

из которых «Пол и характер» О. Вейнипгера, недавно переизданная у

нас в стране, остается бестселлером уже почти 90 лет. Наличие

существенных (некоторые даже говорят - принципиальных)

психологических различий между мужчинами и женщинами само по

себе ни у кого не вызывает сомнений. И рассуждать об этом можно

сколь угодно. Но если не сводить эти рассуждения к психологическим

ас-

30

Висцеротоник

Соматогоник

Церебротоник

Чрезмерное развитие

внутренних органов

тела, сложение

относительно слабое,

с избытком жировой

ткани

Стройное и крепкое,

хорошее развитие

мускульной системы.

Организм хрупок и

тонок, грудная клетка

уплощена. Конечности

длинные, тонкие со

слабой мускулатурой.

Расслабленность в

осанке и движениях

Уверенность в осанке и

движениях

Заторможенность,

скованная осанка.

Любовь к комфорту

Склонность к

физической

деятельности

Чрезмерная

физиологическая

чувствительность

Реакции медлительные

Энергетическая реакция

Повышенная

реактивность

(скорость реакции)

Пристрастие к еде

Потребность в

физических нагрузках

Интеллектуализиро-

ванные потребности

(театр, книги)

Любовь к компаниям,

дружеским излияниям.

Приветпливость со

всеми. Социофилия

(склонность к

общественной жизни)

Потребность в

доминировании.

Решительные манеры.

Храбрость. Сильная

агрессивность.

Склонность к риску,

игре случая.

Склонность к

уединению.

Скрытность чувств,

эмоциональная

заторможенность

Социофобия (страх

перед общественными

контактами)

Ориентация на других.

Жажда любви и

одобрения

окружающих.

Терпимость

Психологическая

неустойчивость.

Отсутствие

сострадания

Заторможенность в

общении.

Непредсказуемость и

нестандартность

Хороший сок.

Эмоциональная

ровность.

Отсутствие взрыв -

ных эмоций и

поступков



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный комитет российской федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановление от 23 февраля 1999 г. N 9 Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно коммунального хозяйства

    Документ
    Во исполнение плана мероприятий по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1 годы и Программы действий Государственного комитета Российской Федерации по строительной,
  2. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
  3. Конституция Российской Федерации > Трудовой кодекс

    Кодекс
    12. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования"
  4. Учебное пособие 6-е издание, переработанное и дополненное москва 2008удк 16(075. 8) Ббк 87. 4я73К43

    Учебное пособие
    Сборник упражнений построен в соответствии с учебником {Кириллов В.И., Старченко АЛ. Логика: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998). Сборник включает логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном
  5. Российская федерация трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

Другие похожие документы..