Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Критерий отбора оптимальной нелинейной функции. Статистические оценки прогнозирования в нелинейном регрессионном анализе. Регрессионный анализ и прог...полностью>>
'Документ'
Свое рассуждение, связанное с весьма сложной задачей - попыткой соединить теорию сознания (для чего потребуется, естественно, введение определенных п...полностью>>
'Учебник'
Первый учебник по европейскому праву в системе высшего юридического образования России написан на основе изучения проблем развития европейских сообще...полностью>>
'Документ'
Музыка. В самом этом слове для каждого человека заключен огромнейший мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей. Музыка – вечная загадка для ...полностью>>

Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

совершенно незначительная) такая деталь: из семьи ушел отец. Вот

как раз об этом, может быть, главном, мама умолчала. Как относилась

девочка к отцу? Что предшествовало уходу? Нет ли в этом какой-либо

вины М. Н., из-за которой дочь изменила отношение к матери? Так ли

уж агрессивность дочери возникла «ни с того, ни с сего»,

«патологически»?

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко

возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о

взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный

аванс в чувстве любви, потребности в друг друге («Самый большой

дар, который ты можешь дать или получить, - любовь»). Но как

родители и дети распорядятся этим даром - проблема их общения и

отношений. Конфликт - жесткое столкновение, эмоциональная

агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как

известно, — «беспокойный сторож», сигнал бедствия,

физиологический «крик» о помощи. Она возникает в ходе развития

заболевания...

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными

повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом

смысле может означать мировоззренческие, нравственные,

интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей,

такое тесное общение между ними, в результате которого возникает

душевное единение, согласованность основных жизненных

устремлений и действий. Природную основу таких отношений

составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства,

которые проявляются в родительской любви и заботливой

привязанности детей к родителям. «На земле хороших людей немало.

Сердечных людей немало. И все-таки лучше всех на земле - мама.

Моя мама. Здравствуй, мама!» (Р. Рождественский). Однако, как

предусмотрительно заметил Л. Н. Толстой, все счастливые семьи

похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-

своему.

Поистине: как резко, как жестко противоположна эта

амплитуда жизненного маятника - от спасительной

самоотверженности, безмерной преданности до конфликта-ужаса, до

взаимного истребления в самом противоестественном и

убийственном смысле.

...Он жил, как живут многие отцы семейства: безобразно пил,

бил жену, обижал детей. В своем садистском кураже не знал меры.

Долго и мучительно готовились сестры к этому страшному поступку.

Пьяный отец выгонял их из дома, истязал мать, бывал ужасен. Для

того, чтобы одолеть такого, нужна была сила пятерых дюжих

мужиков. М. мог бы умереть с перепоя. Но принял страшную смерть

от рук отчаявшихся дочек-близняшек, хрупких 16-летних девочек. По

свидетельствам жителей поселка, подписавших ходатайство суду о

помиловании (134 подписи), сестры-отцеубийцы - послушные,

спокойные девочки. Ни грубого слова, ни дерзкого поступка не по-

242

мнят за сестрами и в школе. Суд наказал их условно. Судьи оказались

не только юристами, но и психологами, педагогами. (Из газетной

корреспонденции).

Изучение множества разнообразных документов позволило

выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и

детей в семье. В основу анализа положено видоизменение

потребности в общении - одна из фундаментальных характеристик

межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая

ситуация неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, в которой

родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и

пытаются решить возникшую проблему односторонне,

бескомпромиссными путями и методами.

Итак, последовательные стадии отношений и их краткая

характеристика.

2.

Типичные варианты отношений.

Причины конфликтов и их профилактика

Вариант А

Родители и дети испытывают устойчивую потребность во

взаимном общении. Чем же характеризуются такие отношения?

Прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи:

порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во

взаимоотношениях. Умением родителей чутко понять мир ребенка,

его возрастные запросы. Ребенок каждого возраста нуждается в

особом понимании и особой помощи. Дошкольник - в терпеливых

ответах на вопросы. Младший школьник - в понимании школьных

установок. Подросток - в самоутверждении. Старшеклассник - в

жизненном самоопределении. Но каждый возрастной этап открывает

и свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в

заботах родителей.

Особая сфера духовных контактов - развитие отношений детей

к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к людям, к

себе. Яркие примеры такого содружества - некоторые семьи

замечательных людей, семейные традиции деятелей науки, культуры,

искусства, спорта.

Из писем М. Горького к сыну: «Хотелось бы, чтобы ты

полюбил какую-нибудь науку или искусство и в любимом деле сидел

всю жизнь, как отшельник в лесу. Но - не будет этого с тобою, вернее,

что всю жизнь ты будешь метаться, как чужая земле птица, то туда, то

сюда, и нигде не найдешь покоя»...»Если ты хочешь, чтобы вокруг

тебя были хорошие, добрые люди, - попробуй относиться к ним

внимательно, ласково, вежливо, увидишь - все станут лучше». «Вот

если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только

хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе - легка и при-

Семейное воспитание и семейная педагогика 243

ятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям

нужным и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что

всегда приятнее отдать, чем взять».

Размышления повзрослевших, уже вышедших из-под

родительского крова детей позволяет выделить те качества

родителей, которые остаются в благодарной памяти сыновей,

дочерей и пробуждают к ним пожизненные чувства преданности.

Это глубокая, неизменная родительская привязанность;

постоянная готовность прийти на помощь; умение быть рядом во

времена жизненных невзгод; чуткое сопереживание; развитие

интересов, которые помогли найти жизненное призвание.

Особенно ценят дети самых разных возрастов чувства

взаимопонимания, сотоварищества с родителями.

Вариант Б

Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в

заботы и интересы детей, и дети делятся с ними. Это менее

полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но

некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены. Наметилась

едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями

и детьми. Фактические данные дают основание обозначить три

наиболее частых причины этой «трещинки».

1. Некоторые (пока еще именно некоторые) расхождения

между характером требований и личным поведением («А вы сами

всегда так поступаете?»). Немного тревожно уже то, что появился

повод-сомнение для такого вопроса.

2. Недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт

родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности

ребенка быть личностью.

3. Подчас родители психологически не «поспевают» за

динамизмом развития детей. («Потому, что родителям хочется,

чтобы мы оставались детьми»). А они уже школьники, подростки,

уже старшеклассники, уже студенты ...Уже имеют свое мнение.

Уже не соглашаются. Уже влюбились...» Отстающие» родители

встречаются не реже, чем отстающие ученики. К примеру, если

маму что-то огорчило, то эмоциональный всплеск может

последовать, когда сын увлечен интересной телепередачей, или

торопится к товарищам, или к нему пришли гости. Другие

примеры: недостаточно бережное отношение к секретам детей,

или отрицательное высказывание о друге, товарище, тем более -

если это предмет душевной привязанности, влюбленности... Или

если подростку «чуть-чуть» дали понять, что ему еще рано

претендовать на взрослость: что-то знать, что-то чувствовать, к

чему-то стремиться. «Мама постоянно проявляет заботу обо мне,

но не всегда видит во мне старшеклассницу, самостоятельного

человека». «Повышенный тон у нас в семье считается

нормальным». «Когда-то я уловила фальшь в голосе мамы, и

теперь не могу делиться так откровенно, как до сих пор».

244

Подобные, пока еще едва заметные признаки возникающей

дистанции уже дают родителям повод для серьезных

профилактических размышлений.

Вариант В

Скорее родители стараются вникать в интересы и заботы детей,

чем дети делятся с ними. Эта стадия отношений наиболее

противоречивая и, на первый взгляд, странная. Родители стремятся

вникать в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания.

Дети это понимают. Но... не принимают. Суть в том, что высокие

помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую

педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь

предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, родители

фактически обрекают своих дорогих питомцев на неправомерные

ограничения и даже страдания. Причем, тенденция такова, что

жертвами такой любвеобильности становятся обычно девушки-

старшеклассницы.

«Не дай бог, если мой папаша увидит меня рядом м каким-

нибудь мальчиком, даже одноклассником. Не приведи господь! Да он

мне «все ноги повыдергивает». Он готов за мной по пятам ходить,

следить, выпытывать, высматривать, да вот только работа мешает.

Конечно, родительская боязнь за свое «чадо», родительская любовь!

Но ведь это слишком! В общем, они сделали из меня «девочку-

ромашку». Вы скажете: «А разве это плохо? Нет. Это хорошо. Даже

очень. Но ведь терпеть больше невыносимо!»

Выходит, интерес родителей к внутреннему миру детей не

всегда сопровождается умением войти в этот мир без нажима,

навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений. И вот

парадоксальное следствие благонамеренных усилий: «Дорогие

родители! Если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»

Вариант Г

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем

скорее родители вникают в интересы и заботы детей. Такой

вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей

собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками.

Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского

долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у

них чувства обиды, одиночества. И все же естественная

привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают

желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе

остаются их искренними доброжелателями.

«Очень часто бывает так, что приходишь из школы

расстроенной, но никто из родителей не поинтересуется, в чем дело».

Семейное воспитание и семейная педагогика 245

«Мне 17. Мои родители интеллигентные люди. В школе нашу

семью называют «благополучной». А я не хочу возвращаться домой

после школы. Не хочу, потому что дома каждый день скандалы и

ссоры. Видели бы вы этих интеллигентов, когда они бросают друг в

друга книги и тапочки!

Я не раз читала об искалеченных судьбах детей, родители

которых пьют. Но мой отец не пьет, даже не курит. А что это меняет?

Мои родители были заняты лишь тем, что каждый вечер выясняли

между собой отношения. А я росла сама по себе» (Из письма в

газету).

Вариант Д

Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье

конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого

рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей:

когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо

семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние,

временные, не основанные на реальных способностях увлечения

детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с

аморальными поступками.

У специалистов-психологов есть такой термин -

«самонаправленная жестокость». Проявления жестокости по

отношению к самому себе - это алкоголизм, наркомания,

токсикомания, другие опасные отклонения в поведении.

Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены

всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный

вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются

объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко

наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление

воспитательным влияниям.

«Сын-старшеклассник где-то достает видеокассеты с

западными фильмами и смотрит их по ночам. Фильмы эти с

жестокостями, откровенным сексом. Как его убедить не заниматься

этим?»

«После десятилетки, до службы в армии сын решил жениться.

У сына и его невесты нет никаких самостоятельных материальных

средств. Зачем им сейчас создавать семью?»

«Дочь увлекается модными импортными вещами и не хочет

понять, что у родителей нет средств для их приобретения. Как быть?»

(Записки на школьных родительских собраниях).

Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться

в мотивах стремлений детей, проявляли достаточное уважение к их

доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть (и

обычно бывают) искренне убеждены, что правы именно они, что

родители не хотят или не способны понять их. При всей правоте,

родителям полезно знать, что исследователи зафиксировали чреватые

конфликтами психологические барьеры общения: недостаточное

246

знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения,

взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих,

желаний; отрицательные эмоции.

Вариант Ж

Скорее правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как

правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из

искреннего желания добра детям. Что же - вопреки этому - влечет за

собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут

вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или

не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к

другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости,

нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети

на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям,

водке. Это вызывает резкие протесты детей. «Когда отец приходит

пьяным, я бы хотел, чтобы он ушел и никогда не вернулся».

Острые ситуации вызываются также педагогической

бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей

культуры. Острые конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной

глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты

тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема,

возвышенных устремлений, непонятых взрослым.

Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми

последствиями — многолетней детской обидой, способной бросать

тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность.

Вариант 3

Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты.

Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового

возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в

эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не

понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего

отношения к детям, в наступление по всему «фронту» отношений.

Военная терминология тут уместна: это «холодная война»

повседневных нервозных стычек.

«Уважаемая редакция! Хочу спросить у вас совета. Мне 16 лет.

У родителей я одна. Но они не могут одеть меня, а ведь в наше время

хочется выглядеть не хуже других. Из-за денег в семье постоянно

раздоры. Родители заботятся только о себе. Если отцу нужно рубашку,

то он обязательно купит. Мать то же самое. А мне еще ни разу не

купили вещь без того, чтобы не попрекнуть. Посоветуйте, как

воздействовать на родителей, чтобы они не были такими жадными. Я

тоже человек, и они должны понимать, что у меня тоже есть

потребности. Надя С.» (Из писем в редакцию газеты).

Обе стороны утрати ли способность слушать и понимать друг

друга. Устали от длительных бесполезных дебатов и взаимных

упреков.

Семейное воспитание и семейная педагогика 247

«Я не могу понять: люблю ли я ее или ненавижу. Вечером я

часто ухожу, встречаюсь со своими товарищами. Мы обсуждаем

фильмы, музыку. Я люблю такую музыку и такое искусство, которое

охватывает меня целиком, заставляет меня бегать по квартире или

трясти длинным «хайром». Когда же она видит меня танцующим под

музыку, то брезгливо улыбается и говорит: «Шизофреник» (Из писем

в редакцию газет).

От такого холода человеческих отношений стынет душа и так

хочется услышать теплый голос с другого, противоположного

материка нормальных человеческих отношений, привязанностей:

«Милая мамочка! Поздравляем тебя с днем рождения. Желаем тебе

счастья, крепкого здоровья, успехов в твоем нелегком труде и всего

самого наилучшего. С любовью - дочь Оксана, сын Андрей и зять

Сергей» (Из газеты).

Вариант И

Кого ты больше любишь? (О различных взаимоотношениях с отцом

и матерью в зависимости от сложившегося характера общений). Как

свидетельствуют факты, в немалом числе семей у родителей нет

необходимости единства действий в воспитании детей. Это касается

самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни;

содержания требований и тона их выражения; содержания общения и

опять-таки его тона; выражения чувств; характера поощрений и

наказаний.

Это ведь неправда, что все родители одинаково, поровну любят

своих детей. И с детьми отношения могут складываться по-разному.

Разве не бывает так, что в одной и той же семье один сын -

прекрасный ученик, заботливый человек, а другой - уже с возраста

подростка курит, сквернословит, пытается выпивать, вызывает

постоянную тревогу учителей и родителей? Можно ли относиться к

ним одинаково?

Конечно, болят родительские сердца и за того, другого. Но

возмущение его поведением оставляет сильный эмоциональный

след... А то, что проблема реальна и насущна, видно из таких,

например, фактов:

«Отношения между родителями и мной различны. С мамой у

нас отношения очень дружеские и теплые. Мы ежедневно

испытываем потребность во взаимном общении. Она интересуется

моими успехами, университетской жизнью, тем, что я читаю,

спрашивает о моих друзьях. И она, в свою очередь, рассказывает о

событиях в ее цехе, на заводе. Мы вместе обсуждаем просмотренный

фильм, хотя мнения часто расходятся; ходим (иногда) в театр, кино. Я

ее очень уважаю и ценю. С отцом же взаимоотношения скорее

натянутые, чем дружеские. У нас редко бывают общие темы для

разговора. Он почти не интересуется моей учебой. Мы можем

поговорить об этом, если я сама начну беседу. Отец мало

интересуется нашей жизнью. Мама же

248

все время в курсе дел. С мамой я делюсь всем, всегда знаю, что она

мне поможет, подскажет, так я делаю или нет. А отец может только

проверить дневник» (Из газеты).

Когда отношения у отца и матери к детям складываются по-

разному, колебания в сути и характере отношений могут быть самыми

различными: от потребности в общении с одним из родителей до

полной отчужденности с другим. Какую-либо зависимость тут

проследить трудно. Отношения с одним из родителей вовсе не

откладывают строго определенного отпечатка на отношения с другим.

Скорее тут характерны неопределенность и стихия, потому что сама

ситуация ненормальна. Это как раз тот случай, когда предупредить

педагогическую болезнь гораздо легче, чем лечить ее. Единство

установок и отношений - азбучная истина педагогической культуры

родителей.

На фоне новых возможностей самореализации личности в

условиях демократических свобод современные подростки и

старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих

родителей, отцов - в частности. Сегодня «кризис отцовства» остро

проявляется в формах неполных семей, пьянства, вечерней

отрешенности отца от семьи: телевизор, газета, диван, угрюмое

молчание». Есть на то объективные, субъективные причины, но детям

от них нелегче. Исследования среди современных подростков

показывают, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и

только 20% - к отцам: «отец пьет много», «не заботится о семье», «не

хочет помогать материально». (Данные Г. А. Филатовой).

Вариант К

Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить

несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание

детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой

деятельности. А значительное большинство родителей приступает к

этому архисложному и архиответственному делу, не имея о нем

сколько-нибудь педагогических представлений. Но поскольку

родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них

возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К. Д. Ушин-

ский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти

всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом

легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним

знаком теоретически или практически».

И если родители не отдают себе отчет в этом, если не

занимаются вдумчивым психолого-педагогическим

самообразованием, они могут оказаться перед грозной стихией

беспомощности и страданий. А в конце жизни - одинокой,

заброшенной старостью. В типичном варианте такие родители

«упускают» детей. Дети уходят в мир других отношений, в другую

среду общения. Нередко в этом случае - в среду преступную.

Семейное воспитание и семейная педагогика 249

2. Другая причина - жестокие, варварские методы

«воспитания», в результате которых дети начинают бояться,

ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.

Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению

приходит полное отчуждение, вражда.

«Когда я садился за уроки, отец ругал меня тупицей и бил чем

попало».

«Отец бил меня за каждый проступок ремнем и шлангом. Я

уходил в подвал к товарищам. В 4-ом классе начал пить и курить.

Играл в карты - задолжал, стащил у отца деньги и сбежал».

«В 7-м классе меня стали бить в семье и не пускать на улицу.

После школы запирали с маленьким братом до позднего вечера, пока

придут с работы и снова начнут бить. Летом мне удалось бежать». (Из

писем, газет).

Это из «благополучных» семей, где есть отец, мать - здоровые,

работающие, непьющие». Заметим, что во всех этих исповедях

несовершеннолетних правонарушителей, оказавшихся в

воспитательно-трудовой колонии, присутствуют физические

наказания - эти дикости извращенного родительского мышления.

«В детстве меня били. Даже не только в детстве, а до самого

недавнего времени. Каждый раз, когда родители (большей частью

отец, когда приходил пьяный) меня бьют, мне хочется закричать:

«Мне уже 16 лет, я вполне взрослый человек, у меня паспорт есть, вы

не смеете, не имеете права меня бить!»... И еще много всего гораздо

более резкого, но... я молчу. Я уже много раз собиралась в такие

минуты убежать куда-нибудь, попросить у кого-нибудь помощи, даже

заявить в милицию. Я знаю, есть семьи, где детям приходится в 100,

1000 раз хуже, чем мне. Но когда я иногда смотрю на шрам на ноге,

оставшийся от порки собачьим поводком с железным карабином, во

мне одновременно растут жалость к себе и злоба, звериная злоба по

отношению к родителям». (Из письма в газету).

В этом ожесточении нарастающих конфликтов и взаимной

ненависти есть в жизни крайний предел - смертельная точка. Из

газетных сообщений:

«35-летний А. ударил ножом своего 60-летнего отца. Тот в

больнице скончался».

«Трагически завершились жестокие семейные конфликты: 48-

летний неработающий убил свою мать, 70-летнюю пенсионерку».

Как скорбно сказал поэт: «Тут не убавить, ни прибавить...» А

глубоко задуматься надо. В одной из центральных газет были

опубликованы вполне современные - при всей их невероятности! -

результаты анкетирования школьников с третьего по десятый класс в

пятнадцати городах страны (семь тысяч ответов). Оказалось 60%

родителей используют физические наказания. В 86% случаях

применяется порка, в 9% - стояние в углу на коленях, горохе,

кирпичах, в 5% - удары по лицу и по голове.

250

3. Следующая причина парадоксально противоположна только

что обозначенной. Сотворение в семье кумира - обычно

единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного.

Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и

бессовестно-равнодушного. По определению П. Ф. Лесгафта - «мягко-

забитый тип».

3. Рациональные условия

отношений родителей и детей

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних

лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого

должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Разумная организация семьи

Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие

перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые

обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих

интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания

и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно

создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие

словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства

отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится

создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья

может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, так как

в семье есть трудоспособная бабушка. Тогда обязанности бабушки и

внучки должны быть распределены таким образом, чтобы девочка

чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя

совершенно обязательной.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса

к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных

особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того

или иного возрастного периода анатомо-физиологические и

психологические особенности. А под индивидуальностью человека

имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и

качеств.

Учет возрастных особенностей детей требует постепенного

изменения воспитательных влияний на различных ступенях

становления личности. «Я уже ученик!» - говорит всем своим

мироощущением младший школьник и хочет, что это постоянно

замечалось родителями. «Я не маленький: считайтесь с моими

возможностями и моим мнением!» - заявляет подросток и жаждет

деятельности, в которой он с наибольшей полнотой мог бы проявить

свои возросшие силы. «Мы уже взрослые. Помогите нам определить

свое место в жизни!» - это запросы старшеклассников. И родители не

могут не считаться с этим движением растущего человека, его

стремлением к самостоятельности.

Семейное воспитание и семейная педагогика 251

Педагогический такт

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета

жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния,

тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого

прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно

подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого

воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не

любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение,

совместные дела, единые стремления становятся наиболее

естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и

интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься

занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство

воспитательного воздействия.

Общие увлечения

Но этот путь - по следам интересов и увлечений детей - предполагает

и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В

некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку

для жизни, он должен уметь делать сам. Так у отца и сына

обыкновенная кладовка становится столярной и слесарной

мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. По

родителям можно узнать в детях конструкторов, туристов,

спортсменов, участников художественной самодеятельности,

коллекционеров...

Наконец, общесемейные увлечения, интересы, традиции: вечера

семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы

художественной самодеятельности, семейные культпоходы,

путешествия, походы выходного дня...

Таким образом, в каждой семье может сложиться

многообразная система установления и укрепления тесных связей

родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Некоторые выводы

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется

тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу,

связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это

важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье,

проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на

них.

Каждый возрастной период создает особые возможности для

укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их

наличии требования и пожелания родителей становятся для детей

нравственными критериями их поведения. У детей возникает и

развивается потребность советоваться с родителями, мысленно

ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться

на них, следовать их наставлениям.

252

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе

не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители

смогут психологически и педагогически грамотно - сами ли, с

помощью классного руководителя, психолога-консультанта -

разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление

отрицательных факторов возможно. И преобразование любой

ущербной стадии в благополучную - тоже. Конечно, наиболее тяжко

видоизменяется стадия последняя, грозная - отчуждения и

враждебности. Необходима ее бдительная профилактика. И

понимание морально-психологической природы «ступеней» вниз

может служить как раз ее залогом.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от

детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности

за семейный микроклимат. А. С. Макаренко вполне правомерно

отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тирании

любви со стороны родителей, когда не требуют от детей возмещения

за свою самоотверженность. Благополучие родителей столь же

необходимо для нормального воспитания, как и детей.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое

жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А

родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Да будет оптимизм свойством родителей!

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Каковы основные проблемы отношений родителей и детей?

2. Как можно охарактеризовать типичные варианты этих отношений?

3. По каким существенным причинам они возникают?

4. В чем разница между возможными противоречиями между родителями и

детьми?

5. Попробуй оценить, какими сложились отношения между тобой и твоими

родителями.

6. Какие уроки на будущее (для твоей собственной семьи) ты мог бы извлечь из

прочитанного?

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко А. С О воспитании. М., 1968

2. Нефедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.

3. Отец в семье: Кн. для родителей. Сб. статей. М., 1970.

4. Семейное воспитание: Словарь для родителей. М., 1967.

5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей. М., 1987.

6. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с

окружающими: Пер. с англ. М., 1993.

Примечания

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 677.

2 Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 181.

3 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С.

455. В связи с этим следует упомянуть о работах американского

профессора Г. Гэллапа, обнаружившего у высших обезьян необычайно

высокий уровень способностей к развитию новых для них способов

самоузнавания (зеркало, телевизоры).

4 См. Т. Бауэр. Психическое развитие младенца. М., 1979. С. 11-13.

5 Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1953. С. 306.

6 По мнению большинства психологов различение экстероцептивных

и интероцептивных ощущений начинается уже на третьем месяце

жизни.

7 3. Фрейд еще 80 лет назад доказал, что наши сокровенные мысли рождаются

не из других мыслей, а из мотивационной сферы сознания: наших влечений,

потребностей, интересов, эмоций и т. п.

8 Пациенты с расщепленным мозгом полностью утрачивают способность

осознавать процессы правополушарного мышления, так как для осознания

необходима фиксация осознаваемой информации в пространственных и,

главное, временных координатах, на что само правополушарное мышление не

способно. Это функции левого полушария.

9 Любая попытка отделить индивидуальное самосознание индивида от его

«внутреннего Я» приводит к так называемому парадоксу «гомункулуса», то

есть к представлению о сидящем в нашем мозге маленьком человечке, в мозге

которого также должен сидеть «совсем маленький человечек», и так до

бесконечности.

Ю «Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная), может быть

бессознательной... иначе... само осознание не представляло бы

столько трудностей». 3. Фрейд. Я и Оно. М., 1980. С. 188.

11 Любая форма психической деятельности в какой-то степени телесно

обусловлена, психикой могут обладать только организмы. Наше тело является

самым важным фактором, который позволяет другим узнавать,

идентифицировать нас. С другой стороны, в случаях комы или под влиянием

гипноза мы утрачиваем идентичность собственной психики, даже если тело

остается неизменным. И потеряв значительные части своего тела, многие

сохраняют единство самосознания, ощущение собственной идентичности.

12 Расстройство взаимосвязи между аффективным и рефлексивным уровнями

является, по мнению некоторых психиатров, одной из основных причин

деперсонализации многих других нарушений нормального функционирования

самосознания.

13 Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека. //Психологические

исследования.

М., 1966. С. 334.

14 Логическая аргументация не является единственной. В последние годы все

настойчивее (и на большом, клиническом материале) отстаиваются

представления о том, что при поражении правого полушария нарушается

восприятие схемы тела, что именно правое, эволюционно «базовое»

полушарие

мозга более связано с интеграцией личностно-смыслового аспекта психики

человека, чем речевое (следовательно, ответственное за рефлексивные

функции) левое. «

254

Психология

и

педагогика

Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин

Научный редактор ЕЛ. Кроткое

Издательство Центр: дизайн, верстка

Разработка серии, макет, обложка Э. Дудин

Верстка Н. Лаврова

Корректор Л. Захарко

Лицензия ЛР № 063857 от 30.12.1994 г.

Подписано в печать 21.09.98

Формат 60x90/16 Бумага

книжно-журнальная

Печать офсетная

Печатных листов 16

Тираж 10 000 экз.

Заказ № 33

Издательство «ЦЕНТР»

103009 Москва, Тверская, 10

Тел. (095) 229-3669, факс (095) 229-9005

Отпечатано в типографии № 6

Комитета Российской Федерации по печати

109088 Москва, ул. Южнопортовая, 24.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный комитет российской федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановление от 23 февраля 1999 г. N 9 Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно коммунального хозяйства

    Документ
    Во исполнение плана мероприятий по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1 годы и Программы действий Государственного комитета Российской Федерации по строительной,
  2. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
  3. Конституция Российской Федерации > Трудовой кодекс

    Кодекс
    12. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования"
  4. Учебное пособие 6-е издание, переработанное и дополненное москва 2008удк 16(075. 8) Ббк 87. 4я73К43

    Учебное пособие
    Сборник упражнений построен в соответствии с учебником {Кириллов В.И., Старченко АЛ. Логика: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998). Сборник включает логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном
  5. Российская федерация трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

Другие похожие документы..