Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальность проблемы. Обозначившаяся в последнее время нехватка углеводородного топлива, постоянное ухудшение экологической ситуации в глобальном ма...полностью>>
'Документ'
Похідна монотонної функції. Точки щільності інтегрованої функції. Функції обмеженої варіації. Неозначений інтеграл Лебега. абсолютно неперервні функц...полностью>>
'Документ'
– не має єдиної письмової процесуальної форми і змісту документа, все залежить від значення конкретного процесуального акта-документа (функціональног...полностью>>
'Документ'
Особам без почуття гумору читати цей документ суворо забороняється. І навіть тим, у кого почуття гумору є, забороняється передруковувати його без поп...полностью>>

Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда

делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в

теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение поро-дилр

проблему, названную психофизической: как связаны между собой

телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в

человеке? Декарт заложил основы детерминистской (при-чинностной)

концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как

закономерного двигательного ответа организма на внешнее

физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной

психологии, истолковав сознание как непосредственное знание

субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

14

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные

учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-

1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из

проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело

определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза

полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления

психики с такой же точностью и объективностью, как

рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув

установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие

о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет

скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций»

(восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим

(физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как

соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости

«предустановленной гармонии».

XVIII век: зарождение эмпирической психологии

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом

XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в

психологической науке, основной принцип которого состоит в

наблюдении за конкретными психическими явлениями, их

классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной

связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения

родоначальника эмпирической психологии, английского философа

Дж. Локка (1632-1704). Душу человека Локк рассматривает как

пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой

доской, на которой ничего не написано. Под воздействием

чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется

простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные

идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи

между психическими явлениями, при которой актуализация одного из

них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал

английский врач и священник Д. Гартли (1705-1757). По Гарт ли,

психический мир человека складывается постепенно в результате

усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их

ассоциации. Последующее развитие ассоцианизма связано с именами

Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.

XIX век: психология становится самостоятельной наукой

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х

годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-

исследовательских учреждений - психологических лабораторий и

институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с

внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым ва-

Предмет и методы психологии 15

риантом экспериментальной психологии как самостоятельной

научной дисциплины явилась физиологическая психология

немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире

психологической лаборатории. В области сознания, полагал он,

действует особая психическая причинность, подлежащая научному

объективному исследованию.

Последователь Вундта Э. Титченер (1867-1927),

американский психолог, был основателем и лидером структурной

психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания

(ощущений, образов, чувств) и структурных отношений.

Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией -

наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Возникновение психологии в России

Основоположником отечественной научной психологии считается

И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного

мозга» (186В) основные психологические процессы получают

физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов:

они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются

центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной

деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой

Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга

внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена

специфика психической реальности в сравнении с

физиологической ее основой, не учтена роль культурно-

исторических факторов в становлении и развитии психики

человека. Важное место в истории отечественной психологии

принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга

состоит в создании в России психологического института (1912).

Экспериментальное направление в психологии с использованием

объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-

1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на

изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических

основ психической деятельности, однако собственной

психологической концепции И. П. Павлов не создал.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Назови три начала человеческой души в истолковании Платона. Как мыслит

Платон связь души с телом?

2. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с

платоновским)?

3. Почему в средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам

богословия? Кто и когда ввел термин «психология»?

4. В чем состоит дуализм учения Р. Декарта о душе и теле?

5. Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б. Спиноза?

6. Кто первым ввел понятие о бессознательном для характеристики психики

человека?

7. Кто является автором положения о том, что все идеи происходят из опыта?

8. Чем известен в истории психологии английский врач и священник Д. Гартли?

16

9. В чем состоит основная идея ассоциативной психики?

10. Раскрой принцип структурной психологии. Кто был ее основателем и лидером?

11. В чем суть интроспекции как психологического метода?

12. Назови и оцени заслуги русских исследователей конца XIX — начала XX веков

в области психических явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших

дней. -М., 1990.

2. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. М., 1994, разд. 4, гл. 24.

3. Психология. Словарь. - М., 1990.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. - М.,

1994, диалоги 1-6.

5. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1985.

3 Основные направления в

психологии XX века.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал

заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить

специфику психической реальности, решить проблему связи

психических явлений с физиологическими, обнаружился

значительный разрыв между психологической теорией и данными

экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса

привели к формированию нескольких влиятельных школ

(направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский

ученый Д. Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна

заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые

недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает,

что основная задача бихевиоризма (от англ, behaviour - «поведение»)

заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким

расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция

человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение

является или результатом научения - индивидуально приобретенного

путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э.

Толмен, К. Халл и Б. Скиннер - последователи Уотсона, - пришли к

выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими

реакциями не являются прямыми. Они опосредованы

«промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим

механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со

счетно-решающим устройством ЭВМ, т. е непсихологически. Тем не

менее идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на

лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков

кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

17

Предмет и методы психологии

Гешталътпсихология

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и

К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения

целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила

против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера,

трактовавшей сложные психические феномены в качестве

выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о

гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных

образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по

отношению к входящим в эти образования компонентам

(ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в

различных тональностях и вызывает различные ощущения, она

узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно

состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов

проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим

требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа

происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного

схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои

положения Гештальтпсихология противопоставила также

бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной

ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно

приводящих к успеху. Заслуги геш-тальтпсихологии состоят в

разработке понятия психологического образа, в утверждении

системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике,

положившее начало тому, что сейчас называют глубинной

психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3.

Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-

невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход

к психике недостаточен^ и предложил свою систему анализа

душевной жизни человека, названную им психоанализом. С

топической (структурной) точки зрения психика содержит, по

Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние

системы локализованы в слое первичного психического процесса - в

бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп

влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные

влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти, к

разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения,

источник психической энергии, мощное моти-вационное начало. «Я» -

это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый

обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем

мире и состоянии организма. Его основная функция — соизмерять

вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму

социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему

требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» —

18

внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного

самоограничения личности. Данный слой психики формируется

большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего

в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности

характеризуются конфликтом между сознательным и

бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по

природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-

Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее

может быть частично снято с помощью бессознательных защитных

механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии.

Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в

том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих

ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а

затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная

мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней,

влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и

др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не

сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и

необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо

коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя

общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие

личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной

психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов

между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении, названном

им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того,

что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его

пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с

социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и

Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты).

Человеком движут не только биологические предопределенные

бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к

безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других,

сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния

социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении

субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них

центральным становится вопрос об организации знания в памяти

субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных

компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология

возникла под определенным влиянием теоретико-информационного

подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она

Предмет и методы психологии 19

представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и

программу переработки информации об объектах и событиях.

Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы

определяются схемами так же, как устройство организма

генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены

важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности:

избирательность, определяемость средой, неполнота

познавательных схем и др.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология

Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи,

К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований

считают здоровую творческую личность человека. Целью такой

личности является не потребность в гомеостазе, как считает

психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост

конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру,

наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации.

Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и

близкие им понятия характеризуют базисные потребности

человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии,

при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает

скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В

соответствии с этими представлениями гуманистическая

психология разрабатывает рецепты психического благополучия

личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно

также считать духовную (христианскую) психологию. Считая не-.

правомерным ограничение предмета психологии явлениями

душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила

самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что

отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви,

совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе

кризис безосновнос-ти, призрачности своего существования.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши

ученые Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н, Леонтьев (1903-1979),

А. Р. Лу-рия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С.

Выготский ввел понятие о высших психических функциях

(мышление в понятиях, разумная речь, логическая память,

произвольное внимание) как специфически человеческой,

социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы

культурно-исторической концепции психического развития

человека. Названные функции первоначально существуют как

формы внешней деятельности, и лишь позже -как полностью

внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм

речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка.

Система знаков определяет поведение в большей

20

степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит

в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие

психические функции в процессе научения, т. е. совместной

деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований,

раскрывающих механизм формирования высших психических

функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм

орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики

человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой

локализации высших психических функций и их нарушений. Он

явился одним из создателей новой области психологической науки -

нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от

восприятия до мышления включительно) как ориентировочную

деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в

историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для

ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью

действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин - автор концепции

поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

Практическая реализация этой концепции позволяет существенно

повысить эффективность обучения.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Назови (перечисли) наиболее значительные школы (направления)

психологической науки в XX веке и имена их виднейших представителей.

2. В чем состоит основной метод бихевиоризма (выбери правильный, на твой

взгляд, ответ):

а) интроспекция, т. е. целенаправленное самонаблюдение за психическими

процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на

воздействие окружающей среды. Отметь недостатки бихевиоризма и его

достоинства.

3. Охарактеризуй понятие «гештальт». Какие наблюдения (опыты) послужили

основой для введения этого понятия?

Каково значение слова «инсайт»? В чем заключается несомненная заслуга геш-

тальтпсихологии?

4. Как называется система анализа душевной жизни, предложенная 3. Фрейдом?

Охарактеризуй общую структуру психики человека, как она представлена в

психоанализе.

5. Какова, по мнению Фрейда, роль «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в психике человека?

Как 3. Фрейд мыслил отношения между сознанием и бессознательным

содержанием психики?

6. Какие положения психоанализа не устраивали учеников Фрейда - А, Адлера и К.

Юнга? Что они предложили «взамен»?

7. Что такое неофрейдизм? Назови его важнейших представителей и кратко

охарактеризуй их взгляды.

8. В чем состоит своеобразие когнитивной психологии? Охарактеризуй ее

основное понятие «схема».

9. К каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая

психология? Сравни ее в этом плане с глубинной психологией.

10. Охарактеризуй вклад в развитие психологии XX в. отечественных ученых.

Предмет и методы психологии 21

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

3. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990.

4. Краткий психологический словарь. М., 1985.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

6. Лурия А. Р Язык и сознание. М., 1979.

7. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. разд. IV, гл. 24. М., 1994.

8. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

9. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

10. Психология: Словарь. М., 1990.

11. Франкл В. Человек в поиске смысла. М., 1990.

12. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

13. Фромм Э. Душа человека. М., 1992,

14. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса:

начало 10-х - середина 30-х годов XX века. М., 1980.

15. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

4. Методы

психологического исследования

Общие положения

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их

обработки и объяснения используется определенная совокупность

методов (приемов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы

можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы;

2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы

обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении

всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный

методы; к эмпирическим способам добывания научных данных -

обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение),

экспериментальные методы (лабораторный, естественный,

формирующий или психолого-педагогический эксперименты),

психодиагностические методы (тесты стандартизованные и

прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и

беседа), праксиомет-рические, т. е. приемы анализа процессов и

продуктов деятельности (хронометрия, циклография,

профессиографические описания, оценка изделий и выполненных

работ и т. п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий

жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.); к

приемам обработки данных - количественный (математико-

статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация

материала по типам, группам, вариантам и составление

психологической казуистики, т. е описание случаев, как наиболее

полно выражающих типы и варианты, так и являющихся

исключениями или нарушениями общих правил;

22

к интерпретационным методам - различные варианты генетического

(анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз,

стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление

структурных связей между всеми характеристиками психики)

методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и

эмпирических способов добывания научных данных.

Организационные методы

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в

сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию,

деятельности и общению. Например, две большие группы людей,

одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются

одними и теми же эмпирическими способами добывания научных

данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный комитет российской федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановление от 23 февраля 1999 г. N 9 Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно коммунального хозяйства

    Документ
    Во исполнение плана мероприятий по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1 годы и Программы действий Государственного комитета Российской Федерации по строительной,
  2. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
  3. Конституция Российской Федерации > Трудовой кодекс

    Кодекс
    12. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования"
  4. Учебное пособие 6-е издание, переработанное и дополненное москва 2008удк 16(075. 8) Ббк 87. 4я73К43

    Учебное пособие
    Сборник упражнений построен в соответствии с учебником {Кириллов В.И., Старченко АЛ. Логика: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998). Сборник включает логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном
  5. Российская федерация трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

Другие похожие документы..