Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Главным составным элементов корпуса вакуумной камеры является обечайка – наиболее материалоемкий и ответственный узел (деталь) любого аппарата. Форма...полностью>>
'Рабочая программа'
ФГОС ВПО ставит перед вузом задачу подготовки выпускников, обладающих гражданственностью, толерантностью, целеустремленностью, организованностью, тру...полностью>>
'Книга'
Н. Мамин-Сибиряк Сказки А.И. Куприн Рассказы Л.Н. Толстой Рассказы К.Г. Паустовский Рассказы С.Я. Маршак Стихи А.П. Гайдар Рассказы и повести М....полностью>>
'Документ'
Для опубликования статей в научном журнале приглашаются преподаватели вузов, практические работники, специалисты, докторанты, аспиранты, студенты, ру...полностью>>

Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций москва

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ
НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Москва

2005

Под общей редакцией директора Департамента гражданской защиты МЧС России к.т.н. В.А.Пучкова.

Настоящие «Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций» разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти. Использованы результаты исследований, проведенных в ЦСИ ГЗ и ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, итоговые материалы проекта «Формирование, подготовка и внедрение механизмов поддержания в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований» и Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. №999.

Методические рекомендации разработаны впервые и предназначены для органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, рекомендуются для использования в учебном процессе по программам подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: Ф.Ф.Головченко, В.Г.Загладин, С.С.Дегтярев, В.В.Семенов, Н.В.Твердохлебов, С.В.Акатьев.

Содержание

Глава I. Общие положения 10

Глава II. Управление формированиями 12

Основные требования 12

Организация управления 13

Глава III. Действия формирований
при угрозе нападения противника 19

Общие положения 19

Действия формирований по сигналам гражданской обороны 22

Глава IV. Действия формирований при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ
в военное время 25

Основы проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ 25

Действия формирования обеспечения движения
сил гражданской обороны к очагу поражения 30

Организация выдвижения и ввода формирований
в очаг поражения и на участок (объект) работ 33

Особенности действий формирований
в очаге ядерного поражения 34

Особенности действий формирований
в очаге химического поражения 45

Особенности действий формирований
в очаге бактериологического поражения 49

Особенности действий формирований
в очаге комбинированного поражения 52

Особенности действий формирований при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ
на нефтехимических предприятиях и в подземных горных выработках 54

Особенности действий формирований ночью,
зимой и в районах с жарким климатом 56

Глава V. Особенности действий формирований
при ликвидации последствий стихийных бедствий,
крупных аварий и катастроф 59

Общие положения 59

Ликвидация последствий стихийных бедствий,
крупных аварий и катастроф 60

Глава VI. Участие формирований в составе сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями 67

Общие положения 67

Планирование и подготовка сил гражданской обороны
для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных
крупномасштабными террористическими акциями 68

Силы и средства гражданской обороны, привлекаемые
для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных
крупномасштабными террористическими акциями 72

Организация действий сил гражданской обороны
при террористических акциях различного характера 73

Организация действий сил гражданской обороны
при террористических акциях с применением
опасных химических веществ 74

Организация действий сил гражданской обороны
при террористических акциях
с применением биологических поражающих агентов 77

Организация действий сил гражданской обороны
при террористических акциях, сопровождаемых
радиоактивным загрязнением территорий и объектов 79

Организация действий сил гражданской обороны
при ликвидации чрезвычайных ситуаций,
вызванных крупномасштабными террористическими акциями,
сопровождаемыми разрушением жилых,
общественных и производственных зданий 83

Глава VII. Передвижение формирований 85

Общие положения 85

Марш формирований 86

Перевозки формирований 90

Глава VIII. Расположение формирований на месте 94

Глава IX. Обеспечение действий формирований 97

Общие положения 97

Защита от оружия массового поражения 104

Материальное обеспечение 110

Техническое обеспечение 113

Медицинское обеспечение 115

Глава X. Меры безопасности при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ 117

Содержание (приложения) 126

Приемы и способы спасения людей, находящихся под завалами и на верхних этажах в поврежденных и горящих зданиях 130

1. Разведка завалов и определение
мест нахождения людей 130

2. Способы и технологии поиска пострадавших 131

3. Способы и порядок спасения людей, находящихся в завалах 134

4. Способы и порядок спасения людей, находящихся
на верхних этажах поврежденных и горящих зданий 139

5. Способы эвакуации пострадавших с мест блокирования 143

Порядок и технология вскрытия заваленных защитных
сооружений и спасения людей 147

1. Разведка заваленного защитного сооружения. Определение
наиболее доступного места вскрытия и подачи воздуха
в защитное сооружение, установление связи с пострадавшими 147

2. Способы и порядок вскрытия заваленных убежищ и укрытий
и подача в них воздуха. Механизмы и инструменты,
применяемые для производства работ 148

3. Вывод людей и вынос пострадавших из защитного
сооружения. Особенности по спасению людей,
находящихся в загазованных, затопленных водой
и нечистотами убежищах и укрытиях 150

Действия личного состава формирований по разборке завалов, устройству проходов, обрушению неустойчивых зданий
и конструкций 152

1. Общие положения 152

2. Способы и технологии оборудования
проходов (проездов) в завалах 153

3. Способы обрушения неустойчивых конструкций
с использованием средств механизации. Меры безопасности 156

Действия формирований по дооборудованию и строительству защитных сооружений и обеспечению их готовности 159

1. Виды защитных сооружений, используемых
в системе ГО для защиты населения 159

2. Организация выполнения работ по приспособлению
имеющихся помещений под противорадиационные укрытия (ПРУ) 163

3. Строительство защитных сооружений и укрытий простейшего типа 164

4. Подготовка защитного сооружения к приему укрываемых 166

5. Устранение нарушений в системах подачи воздуха,
электроснабжения, в герметичности ограждающих
конструкций и угрозы затопления 167

Основы организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах 172

1. Общие положения 172

2. Организация и порядок работы формирований
в условиях химического заражения 175

3. Ведение разведки 176

4. Организация и технологии ведения спасательных работ 178

5. Особенности деблокирования людей из разрушенных
и поврежденных зданий и сооружений 180

6. Организация локализации и обеззараживания
источников химического заражения 183

7. Технология локализации и обеззараживания
парогазовой фазы (облака) АХОВ 185

8. Технология локализации пролива АХОВ обвалованием 187

9. Технология локализации пролива сбором жидкой
фазы АХОВ в приямки (ямы-ловушки) 188

10. Технология локализации пролива АХОВ
засыпкой сыпучими сорбентами 189

11. Технология локализации пролива АХОВ покрытием
слоем пены, полимерными пленками, плавающими экранами 189

12. Технология локализации пролива АХОВ разбавлением
его водой или нейтральными растворителями 190

13. Организация обеззараживания проливов АХОВ 191

14. Технология обеззараживания (нейтрализации) проливов АХОВ
растворами нейтрализующих веществ и водой 192

15. Технология обеззараживания (нейтрализации) проливов АХОВ
с использованием твердых сыпучих нейтрализующих веществ 193

16. Технология обеззараживания проливов АХОВ
засыпкой твердыми сыпучими сорбентами с последующей
нейтрализацией или выжиганием 193

17. Технология локализации и обеззараживания
пролива АХОВ загущением жидкой фазы 194

18. Способы и технологии прекращения истечения (выброса)
АХОВ из аварийного оборудования 195

19. Технология обеззараживания местности и дорог 196

Технологические приемы устранения аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических линиях 198

1. Способы и технологии локализации
аварий на коммунально-энергетических сетях 198

2. Выполнение вспомогательных работ
при устранении аварий. Меры безопасности 207

3. Обнаружение и отключение поврежденных
участков коммунально-энергетических сетей
объекта. Меры безопасности 209

Способы и средства специальной обработки личного состава формирований и персонала, транспорта, сооружений и территорий. Оборудование площадки ветеринарной обработки 212

1. Задачи и способы частичной
и полной специальной обработки 212

2. Проведение дезактивации 213

3. Проведении дегазации 216

4. Проведение дезинфекции 217

5. Частичная и полная санитарная обработка людей
с применением табельных и подручных средств
на стационарных санитарно-обмывочных пунктах
и в полевых условиях 219

6. Практическое проведение спецобработки территории, помещений, техники, одежды, обуви, СИЗ. Развертывание пункта санитарной
обработки людей в полевых условиях 220

7. Технические средства специальной обработки 222

8. Оборудование площадки для ветеринарной обработки
животных и их сортировки по степени поражения 228

Аварийно-спасательные инструменты 230

1. Автономный гидравлический
аварийно-спасательный инструмент 231

2. Гидравлический аварийно-спасательный
инструмент «Спрут» 232

3. Гидравлический аварийно-спасательный
инструмент «Медведь» 236

4. Пневматический инструмент 239

Введение

Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий – все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от угроз терроризма, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года 122­ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» внес изменения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «Об аварийно­спасательных службах и статусе спасателей» и другие.

Внесенные изменения уточняют и конкретизируют сферу деятельности гражданской обороны. Гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Из закона исключено понятие «гражданские организации гражданской обороны», а к силам гражданской обороны отнесены нештатные аварийно­спасательные формирования и спасательные службы.

При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышлен­ного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воз­действия на потенциально опасные и иные объекты, демографическая ситуа­ция в стране, возможный призыв на военную службу многих профессио­нальных спасателей в случае объявления мобилизации.

В этих условиях совершенствование сил гражданской обороны должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного пременения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.

В решении комплекса указанных задач важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям.

Количество нештатных аварийно-спасательных формирований может быть меньше, чем было гражданских организаций гражданской обороны, но они должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

При подготовке Методических рекомендаций наряду с законодатель­ными и иными нормативными правовыми актами, руководящими документами МЧС России, Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. №999 (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 г. №7383), использованы научные и методические разработки ВНИИ ГОЧС, Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, Ростехнадзора, материалы территориальных органов МЧС России. Учтены предложения и рекомендации ученых и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, противодействия терроризму, а также практический опыт создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований, действующих на потенциально опасных предприятиях и объектах.

Глава I. Общие положения

1. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

2. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

3. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, их примерный перечень, организационно-штатная структура, нормы оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами утверждены приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. №999.

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;

по составу: команды, группы, звенья, отряды, бригады, автоколонны, пункты, станции, дружины, посты;

по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.

5. Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

6. Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

7. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

8. Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Название: Пропаганда гражданской обороны-важная задача

    Задача
    Инв.№: 10, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344, 402, 403, 412, 413, 414, 415, 466.
  2. Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и«Квалификационные требования и методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Правовой основой проведения аттестации подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России и пожарных на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях являются Федеральный закон
  3. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Методические рекомендации
    Приложение 1. Нормативные правовые, руководящие и методические документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций……….
  4. Рабочая программа подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских) в Объединенном учебно-методическом центре Управления мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области

    Рабочая программа
    Рабочая программа обучения руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских) (далее – руководителей медицинских формирований) разработана на базе Рабочей программы обучения должностных лиц и специалистов гражданской
  5. Методические рекомендации по проведению проверки готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов Москва 2010

    Методические рекомендации
    по проведению проверки готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов

Другие похожие документы..