Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Проблема працездатності є центральною в фізіології і психології праці, оскільки ефективна трудова діяльність може бути забезпечена лише на основі вра...полностью>>
'План урока'
Оборудование: компьютерная презентация в качестве наглядного пособия, книжная выставка, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Руслан и Лю...полностью>>
'Лекция'
Лекцию читает Петр Валентинович Турчин – один из сильнейших специалистов в мире по популяционной динамике, преподаватель Коннектикутского университета...полностью>>
'Документ'
о проведении запроса котировок цен на закупку художественной, научно-познавательной, справочной, учебной, детской и др. литературы для нужд МБУ ЦБС МР...полностью>>

Проект Программы социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011-2015 годы 2011 год

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект Программы социально-экономического развития муниципального образования

город Набережные Челны на 2011-2015 годы

2011 год

Содержание Программы

Проект Программы социально-экономического развития муниципального образования 1

город Набережные Челны на 2011-2015 годы 1

Паспорт Программы 3

1.Характеристика социально-экономического положения муниципального образования город Набережные Челны 4

2.Цель и задачи Программы 9

Решение задач должно основываться на следующих принципах: 10

3.Конкурентные преимущества и потенциал муниципального образования 10

4.Основные проблемы и угрозы социально-экономического развития муниципального образования 11

5.Комплекс программных мероприятий 13

5.1 Комплекс программных мероприятий по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц 13

5.1.1 Регламентация и прозрачность процесса предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления 13

5.2 Комплекс программных мероприятий по повышению качества среды – экономические и экологические факторы 14

5.2.1 Содержание, эксплуатация и капитальный ремонт жилого фонда 14

5.2.2Коммунальное хозяйство 16

5.2.3Жилищное строительство 18

5.2.4Транспортно - логистическая система 22

5.2.5Экологическая безопасность 24

5.2.6Социальная инфраструктура 25

5.2.7 Формирование институтов гражданского общества 39

5.3 Комплекс программных мероприятий по размещению производительных сил, развитию человеческого капитала и решению проблем рынка труда и занятости, повышению уровня жизни, формированию среднего класса 42

5.3.1 Демография 42

5.3.2 Развитие человеческого капитала и рынка труда 43

5.3.3 Развитие малого и среднего предпринимательства 47

5.4 Комплекс программных мероприятий по решению проблем, препятствующих повышению инвестиционной деятельности и стимулированию инновационных процессов 52

5.4.1 Инвестиционная привлекательность и деловая активность 52

5.4.2 Доминирующее влияние на экономику города бюджетообразующего предприятия 57

5.4.3 Научная деятельность, инновационное развитие секторов экономики 58

5.5 Комплекс программных мероприятий по решению проблем в развитии экономической базы и в финансово-бюджетной сфере, упорядочении земельно-имущественных отношений 62

5.5.1 Финансовая самодостаточность 62

5.5.2 Нормативно-правовая база, координация взаимодействия субъектов имущественных отношений 63

5.6 Комплекс программных мероприятий по развитию экономического зонирования и межмуниципальных проектов 66

5.6.1 Взаимодействие субъектов межмуниципальной кооперации 66

5) Разработка порядка и формы участия муниципальных образований в выполнении федеральных, региональных и других программ, с компенсацией расходов. 68

6. Механизм управления реализацией Программы 68

7. Ресурсное обеспечение Программы 69

8. Основные результаты реализации Программы 70

Приложение 1.

Итоги социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны за 2010 год 70

Приложение 2.

Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2015 г. 71

Приложение 3.

Целевые программы муниципального образования город Набережные Челны,

действующие и разрабатываемые в рамках реализации Программы социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011-2015 годы 75

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011 - 2015 годы

Основные разработчики Программы

Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны, Государственное бюджетное учреждение «Центр Перспективных Экономических Исследований Академии Наук Республики Татарстан»

Цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение качества жизни населения муниципального образования город Набережные Челны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Интенсивное развитие приоритетных отраслей, обеспечивающих диверсификацию конкурентных преимуществ территории

2. Формирование благоприятных инвестиционных условий для долгосрочного роста инновационной экономики

3. Развитие государственно - частного партнёрства

4. Повышение качества человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов

5. Реализация конкурентного потенциала малого и среднего предпринимательства

Срок реализации Программы

2011 – 2015 гг.

Исполнители Программы

Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны, предприятия и организации, учреждения муниципального образования город Набережные Челны

Координатор программы

Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны

Система организации контроля по исполнению Программы

Контроль по исполнению осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны по целевым индикаторам

Основные результаты реализации Программы

Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров

  1. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования город Набережные Челны

Программа социально -экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011-2015 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Программой социально - экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом РТ от 22.04.2011 г. №13-ЗРТ, Стратегией социально - экономического развития города Набережные Челны до 2015 года (далее – Стратегия), утвержденной решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 19.11.2008 г. №35/4.

Программа развивает, дополняет и конкретизирует на период до 2015 года основные стратегические установки, отраслевые и территориальные приоритеты, цели и задачи, отраженные в Стратегии социально-экономического развития города Набережные Челны до 2015 года, обеспечивая преемственность программно-целевого подхода в подготовке планово-прогнозных документов.

Набережные Челны - крупнейший город Закамского региона Республики Татарстан, основан в 1930 году. На территории муниципального образования общей площадью 171,03 кв. км (0,24% общей площади Республики Татарстан) проживает 513,8 тыс. человек (13,5% населения республики). Набережные Челны - второй по численности населения город Татарстана. Плотность населения – 3,19 тыс. чел. на 1 кв. км. Административные границы утверждены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. № 47-ЗРТ «Об образовании муниципального образования «город Набережные Челны» и установлении его границ и наделении статусом городского округа».

Темпы экономического развития города характеризуются положительной динамикой. Несмотря на финансовый кризис 2008-2009 гг., темп роста валового территориального продукта (ВТП) в действующих ценах составил к концу 2010 года 123,1% (по РТ – 112,5%), достигнув 104,1 млрд. руб. Заметный удельный вес (10,5%) в валовом региональном продукте Татарстана позволяет муниципальному образованию занимать лидирующие позиции среди крупнейших городов РТ.

Город Набережные Челны является крупным промышленным центром Республики Татарстан. В 2010 году доля города в объеме промышленной продукции Республики Татарстан составляет 14,2%. Предприятиями и организациями города отгружено товаров собственного производства в сумме 150,5 млрд. руб., индекс промышленного производства составил 135,3% к уровню 2009 года (рис. 1.1.). За период с 2006 – 2010 годы объем промышленной продукции увеличился в 1,3 раза в действующих ценах. Основной вклад в прирост промышленного производства вносят автомобилестроение и металлообработка. Совокупный темп роста производства данных отраслей промышленности в 2010 году составил 142,2% в сопоставимых ценах.

Рис.1.1 Объем отгруженной продукции и индекс промышленного производства за 2006-2010 гг.

Экономика города носит моноотраслевой характер – до 72,5% объема промышленной продукции приходится на машиностроение. До 19,2% бюджета города формируется Камским комплексом заводов по производству большегрузных автомобилей (ОАО «КАМАЗ»).

Значительное место в структуре добавленной стоимости на начало 2011 года занимает обрабатывающие производство – 50,7%. Наибольшая доля приходится на производство транспортных средств и оборудования (58,0%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (14,8%), целлюлозно-бумажное производство, издательскую и полиграфическую деятельность (9,9%), производство пищевых продуктов (9,2%) (рис.1.2).

Положительную динамику темпов роста демонстрирует стройиндустрия. Это выражается как в динамике роста производства строительных материалов, так и в стремительном увеличении объемов строительно-монтажных работ, которое достигло к началу 2011 года 24,3 млрд. руб. или 114,8% в сопоставимых ценах к 2009 году. Именно рост потребности строительной индустрии оказал кардинальное влияние на рост производства строительных материалов и, отчасти, стал катализатором дальнейшего развития металлургической отрасли и производств готовых металлических изделий. В строительном комплексе города Набережные Челны работают более 1400 предприятий, что свидетельствует об устойчивых предпосылках формирования строительного кластера в городе.

Рис.1.2 Структура добавленной стоимости по обрабатывающим производствам

на начало 2011 г.

Положительная динамика наблюдается по обороту розничной торговли: в 2010 году он вырос на 22,2%, достигнув при этом 76,6 млрд. руб. За 5 лет рост составил 242,3%. Необходимо отметить некоторое отставание от среднереспубликанских показателей. Так, рост оборота розничной торговли составил в Республике Татарстан за аналогичный период 287,0%, в г. Казань –349,5%. Существенное влияние на величину товарооборота оказывает уровень доходов населения, который зависит от эффективности работы промышленных предприятий.

Численность экономически активного населения Набережных Челнов составила на начало 2011 года 270,3 тыс. чел., в том числе количество занятых в экономике – 231,5 тыс. чел., из них в малых и средних предприятиях - 43,9 тыс. чел.

По структуре занятости наибольший удельный вес приходится на промышленный сектор – 33,7% (78,1 тыс. чел., в том числе на крупных и средних предприятиях 64,2 тыс. чел.), а также сектор торговли и общественного питания – 17,9% (41,4 тыс. чел, в том числе на крупных и средних предприятиях 9,1 тыс. чел.).

Рис.1.3 Структура занятости по секторам экономики

на начало 2011 г.

Уровень оплаты труда в муниципальном образовании в целом соответствует средним значениям по Республике Татарстан. Размер начисленной среднемесячной заработной платы одного работника в организациях, включая субъекты малого предпринимательства, вырос на начало 2011 года на 22,1% и составил 17128,3 руб. (по РТ – 17350,1 руб.). За период с 2006-2010 гг. средняя заработная плата одного работника росла стабильными темпами (колебание среди всех показателей минимальное – 20,5%). Также относительно устойчиво увеличивались доходы населения, в среднем, на 26,2% в год.

Денежные доходы на душу населения на начало 2011 года составили 20623,3 руб. (рост на 14%), превысив показатель по РТ (18026,9 руб.) (рис.1.4). За 5 лет денежные доходы населения выросли в 2,3 раза. Кризисные явления в экономике, наблюдаемые в 2009 году, отразились на снижении реальных денежных доходов населения в муниципальном образовании город Набережные Челны (90,1% к уровню 2008 года), денежные доходы в расчете на душу населения составили 16659,6 рубля в месяц, или 105,1% к среднереспубликанскому значению.

Рис.1.4 Начисленная среднемесячная заработная плата и денежные доходы на душу населения в среднем за месяц в 2006-2010 гг.

  1. Цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение качества жизни населения муниципального образования город Набережные Челны.

Важнейшей задачей является максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов города с целью достижения устойчивых положительных социально значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, создания более комфортных условий труда, отдыха, образования и охраны здоровья.

Сроки и этапы реализации Программы социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны – 2011-2015 гг.

Основными задачами социально-экономического развития города Набережные Челны являются:

  1. Интенсивное развитие приоритетных отраслей, обеспечивающих диверсификацию конкурентных преимуществ территории;

  2. Формирование благоприятных инвестиционных условий долгосрочного роста инновационной экономики;

  3. Развитие государственно - частного партнёрства;

  4. Повышение качества человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов;

  5. Реализация конкурентного потенциала малого и среднего предпринимательства.

Решение задач должно основываться на следующих принципах:

  • ориентация на развитие местного самоуправления с созданием соответствующей финансовой базы и обеспечение органов местного самоуправления системой надежных правовых гарантий;

  • ориентация на повышение уровня самодостаточности муниципального образования, на мобилизацию всех имеющихся возможностей и ресурсов (интеллектуальных, деловых, финансовых, производственных, сырьевых);

  • создание комплекса благоприятных условий и эффективных стимулов, способствующих мобилизации потенциала города в различных сферах социально-экономической деятельности;

  • привлечение к решению городских проблем заинтересованных организаций, предприятий, различных фондов и других инвесторов;

  • создание условий и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Татарстан для решения общих задач развития муниципального образования город Набережные Челны;

  • обеспечение баланса местных, региональных, федеральных интересов, позиций различных сторон (в том числе частных лиц) в процессе развития с оценкой их приоритетности;

  • активное вовлечение населения в формирование и реализацию конкретных программ развития муниципального образования город Набережные Челны;

  • развитие системы взаимодействия с другими районами для обеспечения реализации масштабных и эффективных проектов;

  • построение системы организации контроля по выполнению всех мероприятий, определенных программой.

  1. Конкурентные преимущества и потенциал муниципального образования

Ключевыми элементами конкурентного потенциала города Набережные Челны до 2015 года, которые необходимо использовать в средней и долгосрочной перспективе, выступают:

  1. Выгодное геополитическое положение – в центре экономически развитого Поволжья, между индустриальными регионами Центрального и Уральского экономических районов.

  2. Благоприятное транспортно-географическое положение, город находится на пересечении железнодорожных, автомобильных и речных магистралей общероссийского значения.

  3. Стабильный производственный потенциал: действующие крупные предприятия промышленности; свободные производственные площади с инженерным обеспечением.

  4. Наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

- Торгово-промышленная палата города Набережные Челны и региона «Закамье»;

- ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер»;

- ГАУ «Бизнес-Инкубатор города Набережные Челны»;

- Выставочное предприятие ООО «Экспо-Кама»;

- Представительство Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан;

- Дополнительный офис ООО «Лизинговая компания малого и среднего бизнеса Республики Татарстан»;

- Организации, оказывающие юридические, консалтинговые, аудиторские и образовательные услуги.

  1. Развитый потребительский рынок, высокая концентрация сетевой торговли.

  2. Кадровый потенциал и трудовые ресурсы.

  3. Развитая база строительной индустрии.

Целенаправленная политика по привлечению инвестиций в экономику города, развитие концепции OPEN CITY позволяет говорить о росте инвестиционной привлекательности территории, как для российских, так и для зарубежных инвесторов.

Город обеспечен ресурсами, позволяющими ему сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с индустриальными отраслями, перешедшими на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, активно развиваются высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, среднее и малое предпринимательство.

  1. Основные проблемы и угрозы социально-экономического развития муниципального образования

Основными проблемами и угрозами социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на период до 2015 года выступают:

  1. Население:

  • миграция трудоспособного населения и наиболее активной молодежи в столичные города;

  • недостаток специалистов рабочих специальностей;

  • недостаток высококвалифицированных специалистов среднего и высшего звена управления в автомобилестроительной, строительной и пищевой индустрии;

  • снижение эффективности рынка труда, диспропорции по спросу и предложению трудовых ресурсов.

  1. Жилищная сфера и инженерная инфраструктура:

  • высокая степень износа жилого фонда и недостаток инвестиционных ресурсов для его снижения;

  • низкий уровень средней обеспеченности жильем;

  • длительный период согласования проектно-сметной документации для строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства;

  • износ части инженерной инфраструктуры города (незавершенное строительство сетей ливневой канализации и отсутствие соответствующих очистных сооружений);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально экономического развития республики татарстан

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  2. «Комплексной программе социально-экономического развития городского округа город Сибай Республики Башкортостан на 2011- 2015 годы»

    Решение
    В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным Кодексом Российской Федерации,
  3. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2011 2015 годы

    Статья
    Министерство экономики Республики Татарстан; Центр экономических и социальных исследованийРеспублики Татарстан при Кабинете МинистровРеспублики Татарстан; министерства,
  4. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (1)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
  5. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (2)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:

Другие похожие документы..