Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Данные методические рекомендации, предназначенные для медицинских работников, обучающих родственников ВИЧ-инфицированных и больных СПИД, дают возможн...полностью>>
'Презентация'
Текст оформляется в Microsoft Word. Объем не более 10-15 стр. Поля: левое – 2,5; правое, верхнее и нижнее – 2,0. Шрифт – 12, интервал – 1,5. Форматиро...полностью>>
'Документ'
За последние десятилетия роль интеллектуальной собственности в мировой экономике выросла значительно. По оценкам некоторых специалистов ИС как состав...полностью>>
'Документ'
За последнее 15 лет в российской экономике произошли существенные изменения изменение в ее отраслевой структуре Это изменения, или так называемые, ст...полностью>>

Учебной дисциплине «Основы философии» для студентов дневного отделения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебный материал

по учебной дисциплине «Основы философии»
для студентов дневного отделения

Специальности: 190604, 270206 190701, 080110.

Преподаватель- Секушина Надежда Николаевна,

«Заслуженный работник образования

Республики Карелия».

Тема 1.9 Современная западная философия ( ХХ- ХХI век)

Дидактические единицы
(из рабочей программы)

  • Требования к знаниям: знать наиболее выдающихся мыслителей ХХ- ХХI века, их основные идеи, особенности развития философии в контексте общего развития культуры.

  • Требования к умениям: уметь ориентироваться в основной проблематике философской мысли ХХ- ХХI века, соотносить ее с актуальными проблемами современности.

  • .

План лекции:

Два полюса в современной философии:

I- Современный иррационализм

II - Рационализм (Неоклассическое направление)

I- Современный иррационализм

    1. Экзистенциализм. ( с 20х годов ХХ века)

    2. Фрейдизм (Психоанализ )— ( с 20х годов ХХ века)

    3. Философия жизни. Рациовитализм

II - Рационализм (Неоклассическое направление)

  1. Современный позитивизм:

      • Неопозитивизм :

          • Логический позитивизм

          • Аналитическая философия,

      • Постпозитивизм :

            • Критический рационализм.

            • Методология науки.

            • Философия герменевтики

  1. Неомарксизм.


  2. Теологическая философия (религиозная философия

      • Неотомизм ( религиозная философия католицизма)

      • Тейярдизм-

  3. Философские течения конца ХХ - начала ХХI вв.

      • Феноменология

      • Постмодернизм

      • Биофилософия - направление ХХI века

Каждое из направлений включает современные модели философского мышления как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуя школы, течения.

В иррационализме такими моделями ( "матрицами") являются экзистенциализм , философия жизни , фрейдизм.

В неоклассическом направлении такими моделями являются неопозитивизм, неомарксизм, неотомизм, и др.

Отчего эти философские модели, возникшие в XIX—XX вв., оказались столь жизнестойкими и не были опровергнуты наукой и практикой сегодняшнего дня?

Дело в том, что они рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: человек и его жизнедеятель-ность; взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного; свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д.

I- Современный иррационализм

    1. Экзистенциализм. ( с 20х годов ХХ века)

  • Его центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире.

Экзистенциализм возникает как философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»

В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, положившую начало данному течению в 20-е гг. и представленную Карлом Ясперсом (1883—1969) и Мартином Хайдеггером (1889—1976), и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны и связанную прежде всего с именами Жана Поля Сартра (1905—1980), Альбера Камю (1913—1960), Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий – в Первую мировую войну, французский – во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием.

  • Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания личности: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку и т. п.

Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од­ним из первых, кто поднял проблемы существования в XX в

  • Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все".

  • При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я".

  • Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с высшим бытием.

  • Оказавшись в «пограничной ситуации», человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, «очищение Я дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает человеку понять иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.

«Пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

  • Мартин Хайдеггер (1889—1976),

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

  • Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т. д. составляют «бытие-в-мире», которое он считает «первичным».

  • Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом "бытие в мире").

В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

· "бытия с другими";

· "бытия самого себя".

"Бытие с другими" обезличивает человека, превращает в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою индивидуальность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою индивидуальность в поглощающем человека окру­жающем мире — главная проблема и забота человека.

Проблемы личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме.

  • Жан Поль Сартр (1905—1980),

Основная проблема— проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира.

  • Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень",— свобода.

  • Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы).

  • Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

  • Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрез­ков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

  • По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

  • Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

  • Альбер Камю (1913—1960),

сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

  • Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла.

  • Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

· соприкосновение со смертью — когда ранее ка­завшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богат­ство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

· соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест­вовании человека.

А. Камю ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни – это непокорство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность своего труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бессмыслицу внес смысл своим вызовом.

В годы Второй мировой войны, когда Камю принимал участие во французском Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека.

  1. Фрейдизм (Психоанализ )— ( с 20х годов ХХ века)

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) -основатель

психоанализа ,австрийский ученый –психиатр.

Особое внимание уделяется бессознательной сфере в жизни человека.

  • Психика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

· "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

· "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.

· "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

  • Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че­ловеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

· бессознательного - "Оно";

· внешнего мира;

· норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

  • Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

· удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

· вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

  • Что является "ядром" бессознательной сферы?

  • В основе бессозна­тельного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

· в сексуальных действиях;

· в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

  • Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

· "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

· вытеснен в бессознательное;

· подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

  • Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

  • Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация по­давленной энергии и преобразование ее в культуру.

  • На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адле­ром, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования:

· власть и подчинение;

· стремление к обладанию и просто жизнь;

· личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

· "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы.

  • Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирова­ние всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

  1. Философия жизни. Рациовитализм (Xосе Ортега-и-Гасет) (1883-1955), испанский мыслитель , основатель рациовитализма.

Витализм (от лат. vita - жизнь) - это, собственно, и есть философия жизни, где центральное понятие "жизнь" достаточно многозначно и неопределенно.

  • Жизнь есть прежде всего непосредственное переживание человека, она постигается им непосредственно, интуитивно, то есть "понимается",

  • Жизнь - это проявление витальной силы, которая сродни космической, это вечное движение, становление, изменение.

  • А потому "жизнь есть время". Время как сущность жизни - это время необратимое, ограниченное, конкретно-историческое,

  • Жизнь –это единственная реальность, по отношению к которой нет ничего высшего.

  • Как и Ницше, Ортега считал, что "Бог умер" и люди должны устраиваться без него, сами творить свой "мир". А философия призвана вооружить историческим опытом новые поколения людей.

  • Человечество, по убеждению Ортеги-и-Гасета, находится в тяжелом кризисе, более того, стоит перед страшной опасностью саморазрушения.

  • Подобное состояние характерно сегодня для всей европейской цивилизации, которая вышла далеко за рамки Европы и стала синонимом современной цивилизации вообще. Причина же такого кризиса - восстание масс.

II - Рационализм (Неоклассическое направление)

  1. Современный позитивизм.

      • «первой исторической формой позитивизма»- позитивизм О. Конта, Можно сказать, что именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные О. Контом в курсе «Позитивной философии», и являются той «матрицей», той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX—XX вв.

      • Вторая историческая форма позитивизма, получившая название махизма, развивается на основе новейших открытий физической науки, теории относительности, квантовой механики, открытий в области явлений света, электромагнитных волн и т. д.

      • Неопозитивизм -«Третья историческая форма позитивизма» возникает в 20-е годы XX в. Венский философский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма.

      • Логический позитивизм

-Истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

-Принцип верификации- (проверяемость). Согласно принципу верификации, достоверность научных суждений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение.

Но как обнаружили сами неопозитивисты, процедура верификации не всегда достигает цели. Сам принцип верификации не может быть проверен.

  • В дальнейшем логический позитивизм развивается как аналитическая философия, Аналитическая философия - это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план.

  • Английский логик и математик Бертран Рассел, пришел к выводу, что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

  • В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, а язык. Бертран Рассел был убежден, что новая логика позволит более адекватно, чем ранее найти окончательные философские истины,

  • Людвиг Витгенштейн, кембриджский философ еще более настойчиво, чем Рассел, концентрирует свое внимание на языке.

Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие:

- Мысль выражается в языке, а значит, именно язык есть граница мышления.

- Есть только один мир - мир фактов, событий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

- Цель философии - не особые философские предложения, а логические прояснения языка. Поэтому философия не особое учение, а деятельность по прояснению языка .

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблемы факта, веры, познания и творчества, логики познания, логики роста знаний и др. Все они и сегодня привлекают к себе ученых, для которых поиск истины всегда будет главным вопросом их деятельности.
Итак, неопозитивизм или логический позитивизм существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе философского порядка.

Постпозитивизм – получил распространение с середины XX

Постпозитивисты как и неопозитивисты, были сторонниками научного построения знания. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивизм

Постпозитивизм

человек спосо-бен на ясное, истинное зна-ние. (на века )

человек - существо ошибающееся. (вечное знание не может быть достигнуто) Надо обеспечить рост научного знания.

достижение знания имеет определенный конечный пункт ("все ясно, дальше идти некуда").

развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой,

между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

  • В 70—90 гг. широкое распространение получают такие течения постпозитивизма как «критический рационализм», методология науки, герменевтика, интуитивизм и другие философские школы.

  • Критический рационализм.
    Центральное место в постпозитивизме 90-х гг. принадлежит критическому рационализму, основоположником которого является английский философ Карл Поппер (р. 1902) – весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

В чем состоит суть философской концепции К. Поппера?

  • К. Поппер выдвигает, казалось бы, парадоксальную идею: «Лишь те теории в принципе научны, которые могут быть рано или поздно опровергнуты».

  • Фактически К. Поппер утверждает всеобщий характер относительности знания. За это исследователи и оппоненты упрекают его в релятивизме, т. е. в отрицании абсолютной истины и абсолютизации относительной истины.

  • По мнению К. Поппера, статус истины можно сравнить с горной вершиной, которая постоянно закрыта облаками. Однако это не влияет на существование вершины. Этим сравнением К. Поппер как бы подчеркивает, что объективное знание не зависит от возможностей нашего познания и добыть его трудно.

  • К. Поппер убежден в необходимости создания «теории научной рациональности», некой системы стандартов и норм «роста научного знания», осуществления «демаркации», т. е. отделения научного знания от ненаучного.

  • .Науке, считает К. Поппер, надо отказаться от принципа верификации, т. е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами.

  • Будущее за принципом фальсификации, который философ называл «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного.

  • Суть его состоит в следующем: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

  • Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип. С его помощью К. Поппер стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука – это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.

Методология науки. Другим представителем постпозитивизма, одной из его школ – философии науки – является американский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922). Огромную известность ему принесла книга «Структура научных революций». В этой книге С. Кун изложил свою концепцию философии науки. По его мнению, история науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает модели теоретического мышления, приверженные различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки.

«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу», – пишет Кун

  • Господство парадигмы – это период «нормальной науки», который всегда заканчивается «взрывом парадигмы изнутри». «Расшатывание» парадигмы начинается с появления проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми.

  • Именно с этого начинается кризис науки. Решение этого противоречия возможно, по Куну, лишь посредством революции в науке, которая сопровождается сменой парадигм. Критерии истинности научного знания объявляются исторически относительными.

  • Т. Кун вводит понятие «нормальной науки», под которой понимает развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

  • Итак, нормальная наука содержит три класса решаемых проблем: установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории.

  • Философия герменевтики

Гермене́втика ( с греч.- — искусство толкования) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Герменевтику мы понимаем как толкование текстов, как понимание и постижение смысла литературных источников.

Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование.

Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире. В современной философии культивируются две формы философской герменевтики - герменевтика сознания и герменевтика бытия. Согласно герменевтике сознания, понимание - это вживание в психологический мир другого, форма сопереживания. Согласно герменевтике бытия, понимание - это смысл человеческого опыта, который реализуется в делах и языке индивидуумов.

  1. Неомарксизм. Остается актуальной марксистская модель философского мышления».

  • Марксистская философия, выступая как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему – в этом ее привлекательность.

  • С тех пор как появился марксизм, он всегда приковывал к себе взгляды, имел сторонников и противников. И, пожалуй, у него никогда не было равнодушных созерцателей.

  • По этому поводу хорошо заметил Н. Бердяев в работе «Самопознание»: «Особая чувствительность к марксизму у меня осталась и доныне.. В конце 90-х годов образовалось марксистское течение, которое стояло на гораздо более высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интеллигенции. Это был тип, мало похожий на тот, из которого впоследствии вышел большевизм». Далее он отмечал: «Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас. Я вполне принимал Марксову критику капитализма

Неомарксизм – это развитие взглядов Маркса на основе идей экзистенциализма, фрейдизма, творческое развитие марксизма под воздействием всей практики перестройки и критики философии Маркса слева и справа.

  1. Теологическая философия (религиозная философия
    Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм.

  • Неотомизм ( религиозная философия католицизма)

Неотомизм возник в конце XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

  • Указом Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению.

  • Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Наряду с философским обоснованием бытия Бога, неотомизм по преимуществу обсуждает ситуацию «образованного человека», живущего в условиях современной «индустриальной и научной культуры».

Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии, являются:

· бытие Бога как творца всего сущего;

· бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.

  • Наиболее влиятельными представителями неотомизма являются Жак Маритен (1882—1973), Этьен Анри Жилъсон (1884—1978),

  • Вся натурфилософия неотомизма основана на рассмотрении формы и содержания, понимаемой в духе учения Аристотеля: материя – пассивна, а форма – активна, и только через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.

  • В теории познания неотомисты обращаются к различным формам познания: чувственному познанию, рациональному познанию и интуиции.

  • Человеческий разум должен согласовываться с божественными истинами. Наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу.

  • Таким образом, творчество личности, ее самопознание и свобода органически связываются с Богом.

  • Одновременно неотомизм много внимания уделяет социально-философским проблемам: формам отношения личности и общества (индивидуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).

  • Конечно, центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, сохраняет действенное присутствие в мире.

  • Это базисные положения любой формы теизма, которые вбирает в себя и философская модель неотомистского мышления. Она ориентирована больше на чувственное постижение Бога.

  • Говоря о современной теологической философии в целом, сле­дует отметить, что она:

· стала ближе к человеку;

· освободилась от ряда догм;

· стала большое внимание уделять социальной гармонии, мо­рали, нравственности, миру между народами.

  • Тейярдизм- направление современной теологической философии противостоящее неотомизму.

Его основоположник —теологический фило­соф Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955).

Цель Тейяра де Шардена: создать ком­плексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эво­люционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским тече­нием в теологической философии, во многом опирался на достиже­ния естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

  1. Философские течения конца ХХ - начала ХХI вв.

    • Феноменология ( с греч.- явление)

Является одним из основных философских направлений ХХ века Феномен - это и ощущение, и восприятие, и представление и мысль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах и их смыслах.

Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Он понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов.

  • Почему богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным. Происходит забвение жихненного мира.

Почему это происходит?

Феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывают особый феноменологический метод, основанный на феноменологии Э. Гуссерля.

Каким образом человеку удается постигнуть суть вещей? Преодоление всех трудностей Гуссерль видит в последовательной философии, в феноменологии.

Феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого, полученный эйдос возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. Феноменологический метод весьма популярен в мировой философии и науке. Считается, что он гарантирует от сползания в крайности науки, оперирующей понятиями, за которыми не видно красок, тонов, запахов жизненного мира.

Феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека. Человек образует смысл (эйдос) не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Созерцание обогащается смыслами и только после этого эйдос возвращается к предмету, что означает сохранение полноты жизненного мира.

Постмодернизм

Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, а также итальянский философ Дж. Ваттимо.

Жак Деррида (р. 1930) является сегодня одним из самых известных и популярных философов и литературоведов не только во Франции, но и за ее пределами. Он представляет постструктуралистский вариант постмодернизма. Как никто другой, Деррида имеет за рубежом своих многочисленных последователей. Разработанная им концепция деконструктивизма получила свое широкое распространение в американских университетах - Йельском, Корнельском, Балтиморском и других, а в первом из них с 1975 года существует школа, именуемая "йельской критикой" Философы ХХ века.-М., 1999.-С.312..

Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры и тексты. Постмодернизм завоевал себе место в искусстве. Постепенно он проникает в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеет место многозначность.

Биофилософия - направление ХХI века

Конец XX и начало XXI века отмечены осознанием человечества ,что оно есть всего лишь часть живой природы, поэтому не может и далее бесконтрольно и безнаказанно строить свои отношения с ней на началах хищнического потребления и истребления.

  • Осознание этого потребовало переориентации на позиции биоцентризма.

Однако решающим фактором нового поворота философской мысли к биоцентризму безусловно, являются научные достижения в биологии последних двух-трех десятилетий.

  • В последние два-три десятилетия вновь можно наблюдать обостренный интерес к феномену жизни и как бы второе рождение "философии жизни", но в литературе все чаще стали использовать наименование "биофилософия".

На роль нового лидера (после физики) была решительно выдвинута биология.

Биофилософия - в чем ее суть?

  • Биофилософия - это целостное единство трех составных частей: философии биологии, философии жизни и соответствующей им аксиологии (оценочное отношение к философии биологии и философии жизни).

Существуют три области, или направления, исследований в современной науке, имеющие отношение к биофилософии.

- Исследования в области философских проблем биологии, или философии биологии,

(соотношения микро- и макроэволюции, проблема построения системы живого мира и ряд других).

- Исследования в области биологических основ того, что связано с человеком, человеческой культурой,

- Третье направление связано с исследованием жизни под более общим углом зрения, чем это характерно для самой биологии,

Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе и мира чисто человеческих ценностей. Появилось и приобретает многочисленных сторонников новое течение биофилософия, как целостное единство трех составных частей: философии биологии, философии жизни и соответствующей им аксиологии (оценочное отношение к философии биологии и философии жизни).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Канке В.А. Основы философии М.,2002

  • Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. –М.: ТОН, 1999.

  • Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. –М.: Гардарики, 2001.

  • Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. –М.: ТОН, 2001

  • Спиркин А.Г. Философия.- М., 2005

  • Гуревич П.С. Основы философии.- М., 2003

/library/details_18.html#0

Губин В.Д.

Основы философии: учебное пособие. — М., ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005 г. — 288 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины гендерная антропология для студентов дневного отделения философского факультета, специальность «философия»

    Программа
    1.1. Цель курса состоит в изучении философских оснований современных гендерных исследований, а также основных теоретических понятий, составляющих инструментарий гендерных исследований в антропологии.
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине «Методологические основы психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».
  3. А. Б. Тазаян Учебно-методический комплекс дисциплины "Юридическая логика" (для студентов дневного отделения) Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по логике разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.
  4. Учебно-методический комплекс «Анатомия и физиология центральной нервной системы» для студентов дневного отделения пи юфу, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа разработана для студентов 1 курса Психологического отделения ИПП в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ (2005г.) по специальности 050700 Педагогика.
  5. Программа дисциплины Учебно-тематический план для студентов дневного отделения Учебно-тематический план для студентов вечернего отделения

    Программа дисциплины
    Сборник учебно-методических материалов кафедры культурологии и социокультурной деятельности подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования авторским коллективом в составе:

Другие похожие документы..