Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безо...полностью>>
'Документ'
8 ноября - 110 лет со дня рождения Маргарет Митчелл (1900-1949), американской писательницы, известной как автор романа-бестселлера «Унесённые ветром»...полностью>>
'Документ'
Проблема индивидуального стиля переводчика-профессионала и переводчика-писателя (на материале сопоставительного анализа переводов «Гамлета» У. Шекспир...полностью>>
'Документ'
Чем является для автора эта повесть? Способом выражения тоски по навсегда ушедшему времени? Испытанием радости и волнения от соприкосновения с дороги...полностью>>

Министерство образования российской федерации (59)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"УТВЕРЖДАЮ"

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

Л.С. Гребнев

22.04.2003 г.

Номер государственной регистрации

594 иск/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Специальность: 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (по видам исполнительских коллективов)

Виды:

01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром

02 – дирижирование академическим хором

03 – дирижирование народным хором

04 – дирижирование военно-духовым оркестром

Квалификации:

01 – дирижер оперно-симфонического оркестра

02 – дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель

03 - художественный руководитель народно-певческого коллектива, хормейстер, преподаватель

04 – дирижер военно-духового оркестра

Вводится с момента утверждения

Москва 2003

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (по видам исполнительских коллективов)

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24. 01.2002 №181.

1.2. Квалификации выпускников по специальности 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (по видам исполнительских коллективов):

01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром – дирижер оперно-симфонического оркестра; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.

02 – дирижирование академическим хором – дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.

03 – дирижирование народным хором – художественный руководитель народно-певческого коллектива, хормейстер, преподаватель; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.

04 – дирижирование военно-духовым оркестром – дирижер военно-духового оркестра; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.

1.3 Квалификационная характеристика выпускника. Специалист должен быть подготовлен для творческой деятельности в сфере профессионального искусства как дирижер (руководитель) исполнительского коллектива (оперного, симфонического, военно-духового оркестров, академического хора, фольклорного ансамбля), а по видам 02 и 03 как преподаватель всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.

1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (по видам исполнительских коллективов):

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее профессиональное музыкальное образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности:

01 - дирижирование и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;

02 - дирижирование и работа с хором, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;

03 - дирижирование и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;

04 - дирижирование, исполнение программы на инструменте военно-духового оркестра, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно).

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ

(по видам исполнительских коллективов)

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – специальные дисциплины;

ФТД – факультативы;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины  - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (по видам исполнительских коллективов)

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Разговорная речь. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Содержание данной дисциплины реализуется также в отдельных дисциплинах специального цикла.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменеия в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I.. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствиях. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ОПДФ.07

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая форма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерменизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчеств и практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Фактор спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл специальных дисциплин для вида 01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2070

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1670

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПД.Ф.02

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ОПД.Ф.03

История искусства

Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили. Основные этапы развития русского искусства. Тенденции и перспективы развития современной художественной культуры. Охрана и использование памятников искусства.

ОПД.Ф.04

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики XIX – начала XХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПД.Ф.05

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПД.Ф.06

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами развития истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; гомофонные формы; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПД.Ф.07

Полифония

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности. Понятие «строгого» и «свободного» стиля в полифонии, Контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров. Теория и этапы исторического развития фуги. Полифония как фактор развития в классических гомофонных формах. Новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений или их фрагментов.

Выполнение письменных заданий (проработка различных видов техники письма и сочинение отдельных полифонических форм).

ОПД.Ф.08

История музыки (зарубежной, отечественной)

Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка – развитие музыкального театра, опера, концертная жизнь, творческие школы. Музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политические движения, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Западноевропейская музыка и музыкальная культура России XIX века, влияние французской революции на развитие музыкального искусства, стилевые особенности музыки ХIХ века. Противоречия эпохи и музыкальная культура XX века, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства, разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Творчество композиторов России и Запада в области академической музыки со времен окончательного формирования музыкального авангардизма. Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПД.Ф.09

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

5130

СД.Ф.00

Федеральный компонент

4430

СД. Ф.01

Дирижирование

Изучение и практическое освоение симфонического, оперного, балетного, камерного репертуара, относящегося к различным национальным школам и периодам истории музыки. Изучение специальной литературы по вопросам техники дирижирования и исполнительской интерпретации. Усвоение методики исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе. Воспитание умения профессионально вести репетиционную работу с оркестром, хором, солистами и отдельными их группами. Формирование способности при помощи развитой мануальной техники добиваться высоких художественных результатов исполнения. Развитие навыков творческого сотрудничества дирижера с режиссером, балетмейстером, певцом, артистом оркестра, солистом-инструменталистом.

СД. Ф.02

Инструментоведение

Углубленное изучение инструментов современного симфонического и оперного оркестра, тембровых качеств и технических возможностей различных музыкальных инструментов. Знакомство с особенностями исполнительской техники на струнных, духовых и ударных инструментах (штрихи, аппликатура, особые приемы звукоизвлечения).

СД. Ф.03

Инструментовка

Формирование представлений об оркестровом мышлении как о важнейшей составляющей композиторского стиля. Развитие навыков переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, малого и большого симфонического), свободного владения оркестровым голосоведением. Изучение особенностей оркестрового стиля композиторов-классиков, романтиков и современных мастеров оркестра. Знакомство с различными системами записи партитуры, свойственными музыке разных исторических периодов.

СД. Ф.04

Чтение симфонических партитур

Формирование практических навыков свободно ориентироваться в партитурах любой степени сложности и оптимального редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа Озвучивание партий транспонирующих инструментов. Знакомство с системами расшифровки цифрованного баса.

СД. Ф.05

История оркестровых стилей

Лекционный курс, призванный в совокупности с практическим курсом инструментовки выстроить общую картину исторического развития оркестровой музыки. Рассмотрение эстетической категории «стиль» через призму оркестровой техники уровнях: «стиль эпохи», «стиль национальной школы», «индивидуальный стиль композитора». Постижение особенностей оркестрового письма, связанных с развитием и усовершенствование музыкальных инструментов.

СД. Ф.06

Техника игры на струнных и духовых инструментах

Практическое знакомство с основными инструментами симфонического оркестра, целью которого является постижение природы инструмента, его выразительных возможностей. Основы штрихов и аппликатуры на струнных инструментах, амбушюрной техники и аппликатуры на духовых инструментах. Особые приемы звукоизвлечения на духовых и струнных инструментах.

СД. Ф.07

Методика репетиционной работы

Основные положения методики работы с оперным и симфоническим оркестрами. Приемы работы над партитурой. Личность руководителя оркестра, психология отношений дирижера и музыкантов в оркестре, дирижера и солистов в музыкальном театре. Организационные вопросы внутренней жизни музыкального коллектива и его концертная деятельность. Принципы формирования репертуара.

СД. Ф.08

Работа над музыкальным спектаклем

Подготовка студента-дирижера к работе над постановкой оперного спектакля. Изучение специфики вокального интонирования (сольного, ансамблевого, хорового). Знакомство с основами театральной режиссуры, техники сценического движения. Практика репетиционной работы с солистами, хором, подготовка и проведение репетиций. Дирижерская редакция оперной партитуры.

СД. Ф.09

Работа с оркестром

Завершающий этап работы по подготовке к исполнению музыкальных произведений. Достижение звукового баланса в оркестре; осуществление корректировки звуковысотной интонации в оркестровых группах и фразировки в сольных эпизодах, выработка ауфтакта, отвечающего особенностям атаки различных инструментов оркестра, разметка штрихов в группе струнных инструментов. Конечной целью работы с оркестром является художественно полноценное исполнение музыки, демонстрирующее зрелость и осмысленность дирижерской интерпретации.

СД. Ф.10

Профессиональная подготовка

Систематизация знаний в области истории оркестровых стилей, эволюции оперного жанра, теории и история дирижерского искусства, методики анализа партитуры, обеспечивающих базис профессиональной работы оперно-симфонического дирижера.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

500

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

Всего часов теоретического и практического обучения 9450 часов

Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл специальных дисциплин для вида

02 - дирижирование академическим хором

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2020

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1620

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПД.Ф.02

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ОПД.Ф.03

История искусства

Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили. Основные этапы развития русского искусства. Тенденции и перспективы развития современной художественной культуры. Охрана и использование памятников искусства.

ОПД.Ф.04

Музыкальная психология

Психологические проблемы профессиональной музыкальной деятельности: основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта; психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления; психология музыкального творчества и восприятия музыки; основы психологии индивидуальности и личности; эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки; психологические факторы профессионального общения и обучения; психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития и др.

ОПД.Ф.05

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики XIX – начала XХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПД.Ф.06

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПД.Ф.07

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами развития истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; гомофонные формы; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПД.Ф.08

Полифония

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности. Понятие «строгого» и «свободного» стиля в полифонии, Контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров. Теория и этапы исторического развития фуги. Полифония как фактор развития в классических гомофонных формах. Новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений или их фрагментов.

Выполнение письменных заданий (проработка различных видов техники письма и сочинение отдельных полифонических форм).

ОПД.Ф.09

История музыки (зарубежной, отечественной)

Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка – развитие музыкального театра, опера, концертная жизнь, творческие школы. Музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политические движения, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Западноевропейская музыка и музыкальная культура России XIX века, влияние французской революции на развитие музыкального искусства, стилевые особенности музыки ХIХ века. Противоречия эпохи и музыкальная культура XX века, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства, разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Творчество композиторов России и Запада в области академической музыки со времен окончательного формирования музыкального авангардизма. Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПД.Ф.10

Народное музыкальное творчество

Овладение теоретическими знаниями законов русского фольклора как особого типа художественной культуры устной традиции, обладающей самобытной жанровой и стилевой системой региональных исполнительских и этнографических комплексов. Познание особенностей народно-песенной речи, ритмической и ладовой структур, закономерностей формообразования на основе слухового восприятия аутентичных записей фольклора в условиях аудиторных и практических (экспедиционных) занятий. Темброво-интонационное и стилевое многообразие музыкального фольклора, характерные приемы исполнения. Специфика функционирования жанров музыкального фольклора. Роль обрядов в жизненном и календарном циклах. Овладение комплексным теоретическим анализом народно-песенного материала. Ознакомление с древнерусскими церковно-певческими распевами. Изучение этномузыковедческой специальной литературы и фольклорных сборников. Анализ современного состояния народного творчества как научно-теоретической дисциплины в области исполнительского фольклоризма.

ОПД.Ф.11

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

5180

СД.Ф.00

Федеральный компонент

4480

СД. Ф.01

Дирижирование

Музыкальное прочтение, исполнительская интерпретация дирижером произведений различных исторических эпох и стилей при участии ансамбля концертмейстеров. Широкий охват форм и жанров хоровой музыки. Совершенствование мануальной техники. Свободное и художественно выразительное исполнение хоровых произведений, их фрагментов и партий на фортепиано, сольфеджируя и с текстом. Изучение специальной, учебно-методической и исследовательской литературы по вопросам хоровой культуры.

СД. Ф.02

Чтение хоровых партитур

Формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром; достоверное воспроизведение партитур (a cappella и с сопровождением) на фортепиано и голосом (горизонталь и вертикаль), чтение с листа, определение формы, фактуры, вокально-хоровых особенностей с целью выявления содержательной основы произведения. Транспонирование партитуры как способ выбора необходимых условий в репетиционном процессе.

СД. Ф.03

Хоровой класс

Систематическая репетиционная и концертно-исполнительская деятельность хора студентов на уровне, определяющем перспективу самостоятельной профессиональной работы выпускников. Исполнение произведений различных эпох и стилей (a cappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов. Реализация аналитического, интуитивного, эвристического методов, специальных знаний и умений, необходимых для дирижерской практики.

СД. Ф.04

История хоровой музыки

История хорового музыки от древности до наших дней. Изучение зарубежной, русской хоровой музыки разных стилей и направлений, народного песенного творчества на основе исполнительского анализа партитур. Важнейшие события хорового искусства; расширение специального музыкального кругозора с целью воспитания навыков составления репертуара и программ для хоровых коллективов.

СД. Ф.05

Вокальная подготовка

Понятие о работе голосового аппарата в пении. Профилактика и охрана голоса. Принципы подбора репертуара. Методические установки при обучении пению, изучение вокальных упражнений и попевок, выравнивание голоса на всем протяжении диапазона, сглаживание регистровых переходов. Раскрытие творческих способностей, развитие артистизма и образного мышления в процессе изучения музыкальных произведений разных стилей. Выработка навыков ансамблевого исполнительства.

СД. Ф.06

Хоровая аранжировка

Выполнение практических заданий по переложению партитур для различных составов и типов хора, предусматривающих разнообразные виды фактуры (гомофонно-гармоническая, полифоническая и т.д.). Составление хоровых партитур на основе сольных вокальных произведений (с сопровождением) различных эпох, стилей, типов фактуры. Создание обработок для хора с сохранением стилистических и художественных особенностей оригинального сочинения. Профессиональное оформление рукописи.

СД. Ф.07

Хороведение и методика работы с хором

Теория и история хорового исполнительства. Типы и виды хора, хоровые партии и составляющие их голоса, строй и ансамбль как эстетические категории, средства достижения хоровой выразительности, вопросы вокальной техники, хоровая дикция, орфоэпия, артикуляция.

Основные положения методики работы с хором: личность руководителя хора, приемы работы над партитурой, организационные вопросы внутренней жизни хора и его концертная деятельность, методические принципы подбора хорового репертуара, организация работы различных типов хоровых коллективов, формы проведения певческих праздников, фестивалей, смотров и конкурсов. Современное состояние хоровых коллективов

.

СД. Ф.08

Методика преподавания специальных дисциплин

Систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения дисциплин специального цикла.

Значение технической подготовки в дирижерской деятельности. Технологические и физиологические основы дирижерского искусства: дирижерский аппарат; структура дирижерского жеста, использование подготовительных упражнений в развитии основных элементов дирижерской техники; звуковедение и фразировка.

Владение основами теоретического и вокально-исполнительского анализа хоровой музыки разных эпох и стилей, необходимых для практической работы с хором. Умение работать с партитурой, включая хоровые произведения ХХ века. Ознакомление с методической литературой.

СД. Ф.09

Работа с хором

Развитие и закрепление всего комплекса знаний и навыков, полученных в ходе обучения в специальном классе. Изучение методов организации репетиций. Подготовка и публичное исполнение хоровых произведений и концертных программ (a cappella и с сопровождением), в которых демонстрируются чистота интонирования и строя, необходимый звуковой баланс и ансамблевая культура, верная нюансировка и агогика, четкая дикция, художественно-выразительная интерпретация, зрелость и осмысленность в использовании исполнительских средств.

Студенты I-IV курсов проходят практику на ансамблях и хорах однородного или смешанного составов, студенты V курса – с полным смешанным хором.

СД.Ф.10

Практика преподавания специальных дисциплин

Воспитание самостоятельности в поисках наиболее рациональных приемов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося; планирование и организация занятий; педагогический репертуар и принципы его подбора (художественная ценность, последовательность и целесообразность, доступность, индивидуальный подход).

СД.Ф.11

Музыкальное исполнительство и педагогика

Систематизация знаний в области истории хоровых стилей, теории и история хорового искусства, методики анализа хоровой партитуры, обеспечивающих базис профессиональной работы дирижера академического хора.

Подготовка теоретической работы (реферата), включающей вопросы исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем подготовки.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

500.

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

Всего часов теоретического и практического обучения, 9450 часов

Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл специальных дисциплин для вида

03 – дирижирование народным хором

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2020

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1620

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПД.Ф.02

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ОПД.Ф.03

История искусства

Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили. Основные этапы развития русского искусства. Тенденции и перспективы развития современной художественной культуры. Охрана и использование памятников искусства.

ОПД.Ф.04

Музыкальная психология

Психологические проблемы профессиональной музыкальной деятельности: основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта; психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления; психология музыкального творчества и восприятия музыки; основы психологии индивидуальности и личности; эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки; психологические факторы профессионального общения и обучения; психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития и др.

ОПД.Ф.05

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики XIX – начала XХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

Специфика народно-песенного искусства, знание которой гарантирует специализированное обучение музыкантов, развивающих народные традиции.

ОПД.Ф.06

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПД.Ф.07

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами развития истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; гомофонные формы; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПД.Ф.08

Полифония

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности. Понятие «строгого» и «свободного» стиля в полифонии, Контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров. Теория и этапы исторического развития фуги. Полифония как фактор развития в классических гомофонных формах. Новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

Полифония в русской музыке. Полифония в русской народной песне. Особенности полифонии в русских профессиональной музыке.

Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений или их фрагментов. Выполнение письменных заданий (проработка различных видов техники письма и сочинение отдельных полифонических форм).

ОПД.Ф.09

История музыки (зарубежной, отечественной)

Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка – развитие музыкального театра, опера, концертная жизнь, творческие школы. Музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политические движения, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Западноевропейская музыка и музыкальная культура России XIX века, влияние французской революции на развитие музыкального искусства, стилевые особенности музыки ХIХ века. Противоречия эпохи и музыкальная культура XX века, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства, разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Творчество композиторов России и Запада в области академической музыки со времен окончательного формирования музыкального авангардизма. Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПД.Ф.10

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Ф.11

Народные инструменты

Ознакомление с народным инструментальным творчеством как составной частью художественной народной традиции. Расширение и углубление общих знаний о народных инструментах, их возможностях и особенностях. Развитие навыков импровизации на традиционных народных инструментах, умений составить простые (несложные) партитуры народно-инструментального сопровождения пения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

5180

СД.Ф.00

Федеральный компонент

4480

СД. Ф.01

Дирижирование

Воспитание высокопрофессионального дирижера-руководителя народно-певческого коллектива, понимающего дирижирование как искусство управления творческим процессом и выражением художественных идей музыки. Развитие и совершенствование навыков и приемов мануальной техники, углубление специальных дирижерско-хоровых теоретических знаний, представлений о специфике русского народного многоголосия, формирование художественного вкуса и аналитического мышления, расширение общемузыкального кругозора и репертуарных границ народно-хорового исполнительства произведениями авторской музыки.

СД. Ф.02

Специальный класс

Подготовка дипломной концертной программы с учетом комплексного характера воплощаемого материала (жанрово-стилистического, сценического, тематического). Определение художественно-исполнительских задач и путей их реализации при работе над вокально-хоровым, дирижерским, хореографическим, режиссерским и сценографическим воплощением конкретных музыкальных композиций.

Умение формировать репертуар коллектива на основе отбора материала и его аранжировки; составлять концертную программу с использованием различных форм сценического воплощения народно-певческих и авторских произведений.

СД. Ф.03

Хоровой класс

Углубление понимания стиля русского народного многоголосия через непосредственное участие в исполнительском процессе, овладение техникой его передачи, особенностями исполнения авторской музыки для народных голосов. Формирование хормейстерского мышления и стиля хормейстерской работы, воспитание чувства стиля и формы в народно-хоровом исполнительстве, расширение репертуарного кругозора, освоение разнообразных методов и форм вокально-хоровой, драматической, хореографической и комплексной музыкально-сценической, репетиционно-концертной работы исполнительского коллектива.

СД. Ф.04

Народное музыкальное творчество

Овладение теоретическими знаниями русского песенного фольклора как особого типа художественной культуры устной традиции, обладающей самобытной жанровой и стилевой системой региональных исполнительских и этнографических комплексов. Познание особенностей народно-песенной речи, ритмических и ладовых структур, закономерностей формообразования на основе слухового восприятия аутентичных записей фольклора в условиях аудиторных и практических (экспедиционных) занятий, темброво-интонационного и стилевого многообразия музыкального фольклора, характерных приемов исполнения, специфики функционирования жанров музыкального фольклора. Характеристика обрядов жизненного и календарного циклов. Овладение комплексным теоретическим анализом народно-песенного материала. Ознакомление с историей собирания русского песенного фольклора и древнерусскими церковно-певческими распевами на основе изучения этномузыковедческой специальной литературы и фольклорных сборников. Анализ современного состояния народного творчества как научно-теоретической дисциплины в области исполнительского фольклоризма.

СД. Ф.05

Народные певческие стили

Изучение народных песенных традиций (стилей) различных регионов России: историко-географический и этнокультурный анализ. Определение взаимовлияния и взаимопроникновения различных народно-певческих стилевых культур. Изучение и овладение специфическими приемами народного пения различных регионов России, сольной и ансамблевой исполнительских традиций. Творческое использование особенностей местных песенных традиций в исполнительской и хормейстерской практике.

СД. Ф.06

Постановка голоса

Развитие и постановка певческого голоса, овладение основными певческими навыками и приемами правильной фонации в народной манере пения (открытым способом звукообразования и речевой манерой звуковедения, соединением регистров путем использования акустических возможностей естественных резонаторов голосообразующей системы). Освоение наддиалектного и диалектных типов интонирования-артикулирования, умение применять их соответственно стилям исполняемой музыки. Совершенствование вокального и фонетического слуха, подвижности и пластичности голоса, техники певческого дыхания, остроты звуковысотного и смысловыразительного интонирования.

СД. Ф.07

Ансамблевое пение

Раскрытие индивидуальных вокально-сценических способностей в процессе ансамблевого исполнительства. Развитие навыков творческого общения в пении, умения импровизировать и выступать в условиях различных певческих составов. Художественная имитация особенностей народных певческих стилей. Самостоятельное освоение ансамблевых партитур, развитие вокального слуха, музыкальной памяти и интонационно-ладового мышления. Расширение репертуарного багажа.

СД. Ф.08

Хоровая аранжировка

Значение аранжировки в деятельности руководителя народно-певческого коллектива. Основные этапы и приемы создания аранжировок, различные их виды, формы и стили; освоение приемов хорового письма. Выработка навыков импровизационного многоголосного распева народной песни с использованием метода слухового восприятия и анализа осваиваемых образцов. Овладение приемами музыкально-поэтического редактирования фольклорных записей. Способы переложения народно-песенных партитур с учетом специфики их строения; переложение авторских произведений a cappella и с сопровождением на различные исполнительские составы. Основные разновидности обработок народно-песенных образцов.

СД. Ф.09

Хоровая литература

Художественно-образный, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведений древнерусского и современного пластов отечественной хоровой культуры. Развитие многоголосного хорового пения в системе русского знаменного распева и внекультовых псалмов и кантов. Русское народно-певческое исполнительство, его основные жанры, носители, репертуар. Характеристика современного репертуара народно-певческих коллективов (хоров и ансамблей). Жанровая классификация коллективов и принципы формирования их репертуара. Композиторский фольклоризм. Неофольклоризм как современное переосмысление фольклора в оригинальных сочинениях для народно-певческих исполнительских составов.

СД. Ф.10

Чтение хоровых партитур

Исполнение на фортепиано различных партитур (академических, народно-песенных) с передачей особенностей хорового звучания, цезур, связанных с вокально-хоровым дыханием и фразировкой; пение голосов по горизонтали (сольфеджируя и со словами), с одновременной игрой остальных голосов на фортепиано; транспонирование произведения a'cappella в заданную тональность; чтение с листа произведений для различных составов a'cappella и с сопровождением. Нахождение наиболее удобных приемов исполнения партитуры для передачи ее художественно-образного строя.

СД. Ф.11

Сценическая подготовка и режиссура народной песни

Овладение основами актерского мастерства и режиссуры, необходимыми в работе с народно-певческим коллективом. Освоение техники и логики речи, правил орфоэпии, навыков выразительного речевого интонирования, сценического общения, концентрированного внимания, творческой фантазии, чувства ритма и памяти.

Знание основной терминологии режиссуры и использование ее в практической работе. Анализ и разработка драматургического плана конкретного произведения. Умение сценического воплощения песенного фольклора, составления и постановки концертных программ.

СД. Ф.12

Народный танец

Овладение практикой русского народного танца на основе изучения литературы по песенно-танцевальному фольклору, анализа видеозаписей народных танцев и практических хореографических занятий. Выработка умений импровизировать в рамках изучаемой традиции и региональных особенностей народной хореографии. Овладение навыками балетмейстерской постановочной работы, сценического воплощения характерных выразительных средств традиционной народной хореографической культуры, создания концертных вариантов вокально-хореографических композиций.

СД.Ф.13

Методика собирания и расшифровка записей народной музыки

Организация и формы фольклорно-экспедиционной работы. Особенности подготовительного периода. Овладение методами фиксации музыкального, поэтического и сопутствующего материалов в полевых условиях; правила их оформления. Методика составления письменного отчета и описей звукозаписей.

Обработка материалов, собранных в фольклорных экспедициях. Правила структурного нотирования и аналитического разбора фольклорных записей. Использование собранных и расшифрованных материалов в специальных курсах хоровой аранжировки, хорового класса и при подготовке дипломного реферата.

СД. Ф.14

Педагогические основы народно-певческой хормейстерской работы

Оснащение знаниями педагогических основ народно-хормейстерской деятельности: понимание специфики народно-хорового исполнительства, его современного состояния и тенденций развития, взаимосвязи и взаимообусловленности с системой народно-певческого образования, профессиональных задач подготовки специалистов народно-хорового профиля. Понятия «фольклор» и «фольклоризм». Знания истории формирования структуры, целей и задач, содержания и форм организации, преемственности образовательных уровней системы народно-певческого образования; уточнение, расширение и систематизация представлений о многообразии художественно-исполнительских направлений, типов, видов и форм современных народно-певческих коллективов; методах работы с ними, особенностях подбора репертуара и использовании различных средств выразительности (музыкальных, драматических, хореографических, художественно-оформительских и технических); ознакомление с содержанием учебного процесса различных образовательных уровней, его методологическими основами, структурой, особенностями, проблемами и методикой преподавания специальных дисциплин.

СД.Ф.15

Практика преподавания специальных дисциплин

Выработка навыков вокально-методической работы с исполнительскими коллективами и певцами на основе знаний общей и возрастной психологии. Знания и навыки планирования и проведения учебных занятий по специальным дисциплинам, подготовка и чтение лекций.

СД.Ф.16

Музыкальное исполнительство и педагогика

Систематизация знаний в области теории и истории русского народно-певческого искусства, методики преподавания специальных дисциплин, обеспечивающих базис профессиональной работы руководителя народного хора.

Подготовка теоретической работы (реферата), включающей вопросы этнокультуры, исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем подготовки.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

500

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

Всего часов теоретического и практического обучения, включая практику 9450 часов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования российской федерации (38)

    Книга
    ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Книга 5. Совершенствование управления качеством образования Материалы XIII Всероссийского совещания – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
  2. Министерство образования российской федерации (56)

    Документ
    Прасолов Б.В. Учебно-методические материалы по Жи­лищ­ному праву. М., РГУ нефти и газа, 2009. – 112 С. Издание третье, пе­рерабо­танное и дополненное.
  3. Министерство образования Российской Федерации (25)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯк минимуму содержания и уровню подготовки выпускниковпо специальности 0510 «Театрально-декорационное искусство»(базовый уровень среднего профессионального
  4. Министерство образования Российской Федерации (73)

    Исследование
    Исследование теоретических, практических и методических проблем функционирования комплекса технологических процессов, формирующих структуру системы защиты конфиденциальной информации в сферах: обеспечения безопасности информационных
  5. Министерство образования российской федерации (57)

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
  6. Министерство образования российской федерации (86)

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки историка-архивиста по специальности 020800 Историко-архивоведение при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..