Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Целью изучения дисциплины «Ботаника» является профессиональная подготовка выпускников в области морфологии, анатомии, физиологии и систематики растен...полностью>>
'Документ'
Леса, осуществляя круговорот углерода, являются мощным регулятором газового состава атмосферы. Углеродная функция лесного покрова является лабильным ...полностью>>
'Урок'
способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией, мультимедийной пре...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Для участия в конкурсе на соискание Международной Премии имени Елены Ивановны Рерих соискателям необходимо представить в оргкомитет Премии докум...полностью>>

Образовательный стандарт томского политехнического университета

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Министерство образования Российской Федерации

Томский политехнический университет

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор Томского политехнического

университета

_______________ Похолков Ю.П.

«___»________________ 2000г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки инженеров по специальности 210100 – «Управление и информатика в технических системах»

Утверждена Советом

Томского политехнического

университета

« »________

Протокол №

Секретарь совета .

Томск-2000 г.

  1. Требования к предшествующему уровню образования.

    1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) образование.

    2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем имеется запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшем профессиональном образовании.

  1. Требования к уровню подготовки специалиста.

2.1. Общие требования к образованности инженера.

Федеральные требования:

Инженер отвечает следующим требованиям:

-знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

-знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

-имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

-способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

-имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

-владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

-умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

-владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

-способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

-понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

-способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

-способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

-готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений;

-методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Региональные требования:

способен организовывать автоматизированное управление производством, включая планирование, организацию трудовых коллективов, распределение ресурсов, оперативное управление и контроль с широким использованием средств автоматизации сбора и компьютерной обработки информации, организовывать повышение квалификации рабочих, обеспечивать безопасные условия труда, учитывать требования экологии и энерго- и материалосбережения;

Университетские требования:

- должен быть подготовлен к применению новых информационных технологий;

- владеет навыками автоматизированного проектирования систем автоматического регулирования и управления;

- знает историю тенденции и особенности развития экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, культуру и традиции народов, населяющих этот регион, а также характер рынка интеллектуального труда региона, знает и владеет системой практических умений и навыков, обеспечивающих здоровое и творческое долголетие в природно-климатических условиях Сибири; знает экологическую ситуацию Азиатско-Тихоокеанского региона и проблемы регионального природопользования;

- имеет понимание определяющей роли мировозренческо-методологических взглядов в деятельности профессионала владеет социально-психологической культурой и способен анализировать личностно значимые проблемы, имеет широкую эрудицию, для него характерны высокая культура поведения и хорошие манеры. Знает экологическую ситуацию в Томске, владеет мерами защиты от радиационного и других видов опасностей для жизнедеятельности.

    1. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.

2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствует Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г.

Региональные требования:

-знать особенности развития философской мысли в регионе;

-понимать и уметь объяснить феномен цивилизации, разбираться в многообразии интерпретаций общества;

-иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, о базисных ценностях культуры, а также о таких проблемах культурологии, как культура и личность, культура и история, структура и функции культуры, единство и многообразие культуры;

-знать основные подходы к изучению истории культуры: генетический, структурный, типологический, компаративный, важнейшие культурно-исторические эпохи (согласно концепции), традиционные культуры Востока, основные этапы истории культуры России, проблемы культуры ХХ века;

-понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;

-иметь представление о прошлом Сибири;

-знать особенности национальной психологии населения Сибирского региона:

-знать особенности социально-культурного развития регионального уровня;

-знать и уметь применять правовые основы "Сибирского соглашения";

-приобрести уровень коммуникативной компетентности, позволяющий использовать английский язык в информационной деятельности, для изучения и обобщения зарубежного опыта.

Университетские требования:

- иметь представление о новых образовательных технологиях, концепциях развития науки и образования, роли научной рациональности в информационно-техническом мире;

-понимать проблемы и перспективы современной цивилизации: экологические, демографические, методологические, мировоззренческие, этические, эстетические и др.;

- уметь использовать навыки анализа культуры элиты в культуре повседневности, в культуре большинства, различать языки культур, их "синтаксис", сравнивать основные модели культуры, приобретая навыки анализа современной культурологической проблематики;

- иметь представление о прошлом и настоящем Томска, Томской области и Томского политехнического университета, деятельности его ученых и состояния науки и образования;

-уметь использовать передовой опыт по индивидуализации обучения в ТПУ:

-уметь использовать компьютерную технику для решения экономических задач, исследования проблем маркетинга;

-понимать место и роль Томска в политической жизни России;

-иметь высокий обще языковой и общекультурный уровень в сфере профессионального общения.

2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам.

Федеральные требования:

Инженер должен:

в области математики и информатики:

иметь представление:

-о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;

-о математических моделях как средствах формального описания и анализа процессов и явлений;

-об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

-о современных методах изучения информационных моделей и процессов, месте информатики в ряду естественнонаучных и прикладных дисциплин;

знать и уметь использовать:

-основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, общей и линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;

-математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;

-вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;

иметь опыт:

-употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;

-исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов;

-использования основных приемов обработки экспериментальных данных;

-аналитического и численного решения алгебраических уравнений;

-исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;

-аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;

-программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения;

-математических моделей сигналов и систем и методов исследования моделей и анализа систем;

-использования средств компьютерной графики;

Университетские требования:

Инженер должен:

в области математики и информатики иметь представление:

-об основных принципах и методах системного анализа;

-о типовых временных, операторных и частотных характеристиках линейных стационарных динамических систем;

Иметь опыт:

-классификации систем по особенностям их математических моделей;

-математического описания процессов в технических системах;

-составление структурных схем динамических систем и их математического анализа.

В области физики, теоретической механики, химии и экологии иметь представление:

-о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;

-о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;

-о дискретности и непрерывности в природе;

-о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;

-о динамических и статических закономерностях в природе;

-о вероятности, как объективной характеристике природных систем и статистических закономерностях в природе;

-об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;

-о фундаментальных константах естествознания;

-о принципах симметрии и законах сохранения;

-о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;

-о состояниях в природе и их изменениях со временем;

-об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;

- о времени в естествознании;

- о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;

- об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;

- о биосфере и направлении ее эволюции;

- о целостности и гомеостазе живых систем;

- о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;

- об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;

- о физическом и биологическом моделировании;

- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферы и биосоциальной природы человека;

знать и уметь использовать:

-основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, экологии;

  • методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, экологии;

уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.

Университетские требования:

- иметь представления о принципе действия, конструкции, управлении и организации работы по физическим исследованиям на различных типах ускорителей заряженных частиц; - иметь навыки работы с физическими приборами и оборудованием, уметь измерять и обрабатывать результаты измерений физических величин, уметь моделировать некоторые физические процессы на компьютере;

- знать элементы физики твердого тела, физику элементарных частиц;

- уметь проводить статический и динамический анализ разомкнутых кинематических структур;

- знать экологическую ситуацию Западно-Сибирского региона, проблемы регионального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

- законодательную и нормативно-техническую документацию, регулирующую охрану природной среды;

- методы теоретического и экспериментального исследования в экологии;

- методы анализа взаимодействия человека с природной средой;

- современные приборы контроля состояния природной среды;

- знания о методах защиты природной среды для выбора, разработки и эксплуатации средств защиты;

- методики расчета платы за загрязнение природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия;

- методики расчета социально-экономической эффективности защитных мероприятий;

  • данные о состоянии природной среды для прогнозирования развития негативных экологических ситуаций.

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.

Федеральные требования:

Инженер должен:

иметь представление:

- об основных тенденциях развития систем управления и их элементной базы;

- о принципах математического и имитационного моделирования автоматических систем управления;

- об основных принципах расчета электронных и микроэлектронных схем и устройств;

- об архитектуре, функциональной организации и аппаратных средствах ЭВМ;

- о современных средствах компьютерной графики;

- о методах качественного и количественного анализа особо опасных, опасных и вредных антропогенных факторов;

- о научных и организационных основах мер ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

знать и уметь использовать:

- принципы организации систем управления; формы представления математических моделей систем управления;

- методы анализа фундаментальных свойств систем и методы синтеза систем управления;

- основные законы теории цепей, методы анализа и синтеза цепей и электронных устройств;

- базовые элементы аналоговых, цифровых и электромеханических устройств;

-методы схемотехнического расчета электронных и электромеханических устройств;

- основные характеристики и области применения ЭВМ различных классов; принципы организации и функционирования систем, комплексов и сетей ЭВМ;

- методы системного анализа и моделирования систем управления;

- компьютерные технологии решения системных задач;

- методы анализа поведения систем управления в рабочем и аварийном режимах;

- современные системные программные средства: операционные системы и оболочки, сервисные программы;

- стандарты и правила построения и чтения чертежей и схем;

иметь опыт:

- создания и реализации моделей систем автоматического управления и их исследования;

- составления расчетных схем для анализа и синтеза электронных и электромеханических систем;

- использования пакетов прикладных программ по моделированию и расчету линейных и нелинейных моделей автоматических систем и электронных устройств различных типов;

-экспериментальных исследований автоматических и автоматизированных систем управления;

- чтения и анализа основных типов схем систем автоматического управления;

- анализа и оценки степени экологической опасности и опасности производственной деятельности человека на стадиях исследования, проектирования, производства и эксплуатации технических объектов;

Университетские требования:

Инженер должен:

иметь представление:

- о принципах и методах разработки дискретных автоматов;

- о структуре, составе и основных функциях, выполняемых современными системами автоматизированного управления технологическими процессами;

- о современных достижениях в области прикладного программирования;

- об основных проблемах производственной, экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, о проблемах безопасности в быту;

- об источниках и интенсивности загрязнения среды обитания;

- о перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации;

знать и уметь использовать:

- цифровые системы с микропроцессорными автоматами, с однокристальными микро-ЭВМ и с микропроцессорами российских и зарубежных фирм;

- технические и программные средства САПР для решения типовых задач проектирования в области электроники и машиностроения;

- принципы организации баз данных, баз знаний и интеллектуальных систем, построенных на их основе.

владеть:

- методами обоснованного выбора основных логических элементов, микросхем средней интеграции, реализующих последовательную или комбинационную логику, цифровых систем с микропрограммными автоматами;

- методами автоматизации решения проектных задач;

иметь опыт:

- проектирования аппаратных средств обработки информации систем автоматического и автоматизированного управления техническими объектами;

- проектирования многопроцессорных систем управления;

- создания и использования баз данных на основе наиболее распространенных СУБД;

- использования новых информационных технологий при проектировании технических систем;

- нормативно-технической и правовой документации по вопросам экологической безопасности и безопасности труда;

- современных методов анализа для оценки степени опасности антропогенного воздействия на среду обитания;

- знаний о современных системах и методах защиты среды обитания для анализа, выбора, разработки и эксплуатации этих систем и средств защиты;

- современных приборов контроля среды обитания;

- методик для расчета социально-экономической эффективности защитных мероприятий;

- данных о состоянии среды обитания для прогнозирования развития негативных ситуаций.

2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин.

Федеральные требования:

Инженер должен:

иметь представление:

- о проблемах и направлениях развития систем и средств управления техническими объектами;

- об организации и содержании программно-технического комплекса систем управления;

- об основных методах и средствах проектирования, производства, эксплуатации и оценки качества систем и средств управления.

знать и уметь использовать:

- методы исследования объектов, средств автоматизации и процессов функционирования управляемых систем;

- методы разработки и использования алгоритмов управления, обработки и передачи информации, диагностики и контроля технических объектов, специального математического и программного обеспечения при построении систем управления;

- методы выбора комплекса технических средств систем управления;

- методы анализа результатов исследования объектов и систем управления с использованием современных компьютерных технологий;

- методы и системы автоматизированного проектирования систем управления на основе регламентированных методик и стандартных пакетов;

иметь опыт:

- расчета систем управления объектами различных классов;

-экспериментального исследования объектов управления и производственных процессов;

-разработки прикладного программного обеспечения информационно-управляющих систем;

- разработки и использования сетевого программного обеспечения локальных управляющих вычислительных систем;

- разработки электромеханических и микропроцессорных устройств автоматики;

- выбора элементной базы и технических средств систем управления;

- по наладке, испытаниям, пуску и техническому обслуживанию средств и систем автоматики;

- диагностирования средств и систем управления;

Университетские требования:

Инженер должен:

иметь представление:

- о назначении, функциях, структуре систем передачи информации, включая системы телемеханики и сети ЭВМ;

- о функциях и особенностях программирования управляющих микропроцессорных контроллеров;

- об информационно-измерительных системах;

- о надежности технических систем;

-об основных задачах и общей методологии конструирования систем управления знать и уметь:

- применять помехоустойчивые коды для передачи информации;

- устройство и принцип действия различных датчиков информации, в том числе - температуры, давления, уровня, расхода, состава веществ, способы сопряжения датчиков с микропроцессорными контроллерами;

- принципы построения программного обеспечения систем управления, работающих в реальном времени;

- систему показателей количественной оценки надежности технических систем;

- прогнозировать показатели надежности технических систем на этапе их проектирования;

- решать конструкторские задачи с учетом эксплуатационных и конструктивно-технологических требований к системам управления.

владеть:

- методами анализа и синтеза регуляторов систем автоматического управления;

- методами выбора датчиков, преобразователей, исполнительных устройств;

- методами разработки и использования алгоритмов управления, обработки и передачи информации;

- методами программной реализации законов управления;

- методами конструирования, в том числе методами автоматизации конструкторского проектирования.

- методами обеспечения требуемого уровня надежности систем.

иметь опыт:

- разработки микропроцессорных систем управления;

- экспериментального исследования автоматических систем различных типов;

  • разработки прикладного программного обеспечения для регулирующих микропроцессорных контроллеров.

3. Примерный учебный план.

Подготовка инженеров по специальности 210100 в Томском политехническом институте включает в себя в качестве первого этапа подготовку бакалавра по направлению 550200. Представленный ниже примерный учебный план содержит перечень и объем работы по всем дисциплинам в течение всего периода обучения, включая подготовку бакалавра.

В случае, если однотипные дисциплины носят различные названия по Государственному образовательному стандарту по направлению 550200 и Государственному образовательному стандарту по специальности 210100, в примерном учебном плане приняты названия из Государственного образовательного стандарта по направлению 550200.

4. Примерные программы дисциплин.

ГСЭ.00. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1885 часов)

Федеральные требования.

Перечень дисциплин и их основное содержание соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г.

Региональные требования:

проблемное поле философии, переход от классического к неклассическому типу рациональности в функционировании знания; Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. Проблема генезиса культуры, культурно-исторические эпохи, основные тенденции социального, культурного, современного развития региона; этногенез славян, этногенез сибиряков, особенности исторического развития Сибири; политическое лидерство и элитизм, политическая культура, политическое сознание, политическая психология, политические идеологии.

Университетские требования:

человек в информационно-техническом мире; речь, естественные и искусственные языки, проблема искусственного интеллекта, современная наука и новые методологические тенденции; философские проблемы естествознания; углубленное изучение английского технического и экономического языка; переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального общества (создание интеллектуальных технологий, формирование класса производителей нового знания, революция свободного времени), русская культура, проблема генезиса русской культуры, специфика ментальности русского типа; специфика культуры сибирского этноса.

История технического образования в Сибири и развития науки, роль ученых Томского политехнического университета в становлении экономики Сибири и России; правовые основы "Сибирского соглашения", устав и другие нормативные документы ТПУ; особенности социально-культурного развития Сибирского региона и коллектива Томского политехнического университета; особенности политической мысли Сибири и Томска, роль Томска в политической жизни России; особенности развития личности в социокультурных условиях Сибири, индивидуализация обучения в условиях ТПУ; специфика развития экономики стран Востока, экономика Сибири и экономика Востока, экономика Сибири и экономика Запада, роль Томского политехнического университета в развитии экономики Сибири и России, основы маркетинга и консалтинга.

ЕН.00. Общие математические и естественнонаучные дисциплины (2054 часа)

ЕН.01 Математика (666 часов)

Федеральные требования:

алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Университетские требования:

теория функций комплексного переменного: Комплексные числа и действия над ними, понятие функции комплексного переменного, элементарные функции комплексного переменного, производные функции комплексного переменного, условия Коши-Римана, интегрирование функций комплексного переменного, интегральная формула Коши, ряд Лорана, классификация изолированных особых точек, понятие вычета, вычисление вычетов, основная теорема о вычетах, применение вычетов к вычислению интегралов; преобразование Лапласа: оригинал и изображение, основные теоремы операционного исчисления, применение преобразования Лапласа к решению дифференциальных уравнений; Дискретное преобразование Лапласа: основные свойства дискретного преобразования, применение дискретного преобразования Лапласа к решению разностных уравнений.

ЕН.02 Информатика (270 часов)

Федеральные требования:

базовые понятия информатики; информационные системы и технологии; технические и программные средства информатики; информационное окружение; прикладные программные системы; текстовые, графические и табличные процессоры; системы управления базами данных; введение в информационные технологии; программные системы в научных исследованиях; использование пакетов для математических и инженерных расчетов; информационные технологии в сетях и системах ЭВМ; основы компьютеризации производства; перспективы развития информационных систем и технологий; технологии искусственного интеллекта.

Университетские требования:

архитектура ЭВМ как программно-аппаратного комплекса, структурная схема ЭВМ: процессор, память, каналы и интерфейсы ввода-вывода, периферийные устройства, логические и арифметические основы ЭВМ, язык программирования Паскаль, понятие операционной системы (ОС), операционная система MS DOS, знакомство с OC WINDOWS; стандартные и пользовательские типы данных; работы с множествами, массивами, строками, записями и файлами; динамические переменные и указатели; отладка и тестирование программ; новые направления в области создания языков программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности.

ЕН.0З Физика (522 часа)

Федеральные требования:

физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов;

электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике;

физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье оптики;

квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи;

статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние.

Университетские требования:

принцип действия, конструкция управление ускорителями заряженных частиц: бетатрона синхротрона, циклотрона, линейного ускорителя, физические приборы и оборудование, измерение физических величин и обработка результатов измерений; моделирования некоторых физических явлений на персональном компьютере, элементы физики твердого тела, физика элементарных частиц.

ЕН.04 Химия (144 часа)

Федеральные требования:

химические системы : растворы , дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы ,полимеры , олигомеры и их синтез;

химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов , химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования , колебательные реакции;

реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплиментарность;

химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ.

Университетские требования:

химия конструкционных, электротехнических и полупроводниковых материалов; электрохимические процессы; химия и охрана окружающей среды.

ЕН.05 Экология (72 часов)

Федеральные требования:

биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды.

Университетские требования:

экологическая ситуация в Томске и области, учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ, координация деятельности экологических служб предприятий и организаций; результаты экологической экспертизы проектов на территории Томской области, права и обязанности государственных контролирующих органов.

ЕН.06 Теоретическая механика (108 часов)

Федеральные требования:

аксиомы статики; приведение систем сил к простейшему виду; условия равновесия; кинематика точки; кинематика твердого тела; сложное движение точки; общие теоремы динамики; динамика твердого тела; основы аналитической механики.

Университетские требования:

кинематика и динамика степеней подвижности промышленных роботов.

ЕН.07 Математические основы теории систем (135 часов)

Федеральные требования:

математические модели взаимодействующих объектов различной природы, сигналов и воздействий, непрерывных и дискретных динамических систем, логических и функциональных преобразований; теоретико-множественные, алгебраические, логические, вероятностные и другие аналитические средства описания систем; математические методы исследования различных моделей; методы анализа систем, описываемых дифференциальными и конечно-разностными уравнениями, соотношениями для изображений по Лапласу переменных систем, графами; основы теории случайных процессов в непрерывных и дискретных системах; методы конечномерной оптимизации, алгоритмы численной оптимизации, элементы теории оптимального управления.

Университетские требования:

комбинационный и последовательный автоматы, построение функциональных схем комбинационных устройств с минимальным количеством элементов, представление и анализ сигналов во временной и частотных областях, описание динамических систем в различных формах, методы получения динамических характеристик, статистический метод определения динамических характеристик объектов управления, элементы математической логики, алгебра высказываний, булевы функции, элементы теории вероятностей, элементы математической статистики, элементы функционального анализа.

ЕН.8.1 Программное обеспечение персональных ЭВМ, дисциплина по выбору (135 часов)

Программы САПР: PCAD, AutoCAD, MathCad. Определение базы данных. Табличная структура базы данных. Поля и записи. Ключи. Определение данных, обработка данных, управление данными. Базы данных на Delphi и Access: методика создания, этапы разработки.

ЕН.8.2 Компьютерная технология инженерного труда, дисциплина по выбору (135 часов)

Основные виды и операции интеллектуальной инженерной деятельности. Программное обеспечение ПЭВМ. Решение инженерных вычислительных задач. Пакеты Eureka, MathCad, Matematika. Интегрированный программный пакет Microsoft Office. Графические редакторы. Задачи САПР и программные средства САПР.

ЕН.09 Моделирование и анализ сложных систем (126 часов)

Университетские требования:

имитационное моделирование; формальные модели сложных систем; сети Петри и моделирование систем; Е-сети, программные средства Е-сетевого моделирования; математическое моделирование технических систем; Марковские модели; метод Монте-Карло; генераторы случайных чисел; методология структурного анализа и проектирования.

ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (2176 часов)

ОПД.01 Инженерная графика (198 часов)

Федеральные требования:

задачи геометрического моделирования; отображение геометрической модели в чертеже; аппарат проецирования, комплексный чертеж; точка, прямая, плоскость, линия, поверхность, их пересечения, развертки; разрезы, сечения; способ замены плоскостей проекций; метрические задачи; позиционные задачи; аксонометрические проекции; интерактивная компьютерная графика на персональных компьютерах; компьютерная графика как подсистема систем автоматизированного проектирования.

Университетские требования:

автоматизация конструкторского проектирования, краткая характеристика и назначение наиболее распространенных пакетов программ в области конструирования.

ОПД.02 Безопасность жизнедеятельности (96 часов)

Федеральные требования:

теоретические, организационные и правовые основы безопасности жизнедеятельности; человек и среда обитания; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических систем; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; анатомо-физиологические воздействия на человека вредных факторов.

Университетские требования:

устройство систем производственного освещения с учетом климатических условий Западной Сибири, влияние радиационно-опасных производств СХК на радиационную безопасность на рабочих местах и в населенной местности, травматизм в Томске и Томской области, планирование и финансирование мероприятий по охране труда на предприятиях, природоохранные мероприятия и примеры экозащитной техники и технологий на предприятиях Томска и области.

ОПД.03 Прикладное программирование (126 часов)

Федеральные требования:

программирование и основы алгоритмизации; понятие абстрактных языков и спецификаций; синтаксис и семантика языка; основы типизации и структуризации данных; принципы структурного и модульного программирования; сложные модели данных (списки, деревья, сети); проектирование алгоритмов (основные принципы и методологические подходы); основные классы программных алгоритмов; организация программных средств; перспективы программных технологий; объектно-ориентированное программирование.

Университетские требования:

современная технология программирования: структурное программирование, стандартные логические структуры, метод пошаговой детализации, тестирование и отладка программ, объектно-ориентированное программирование; язык программирования Си; библиотека Turbo-Vision; система Borland Pascal в среде Windows, система программирования Borland С++.

ОПД.04 Теоретическая электротехника (288 часов)

Федеральные требования:

законы теории цепей; анализ резистивных цепей; расчет переходных процессов во временной области; анализ установившегося синусоидального режима; явление резонанса; частотные характеристики цепей; использование преобразования Лапласа для анализа цепей; передаточная функция и ее связь с дифференциальными уравнениями; методы расчета сигнала по спектру: спектральный метод анализа цепей, неискажающие дифференцирующие и интегрирующие цепи, спектры видеоимпульсов и радиоимпульсов; индуктивно-связанные многополюсные цепи; анализ активных цепей с зависимыми источниками и операционными усилителями; нелинейные резистивные цепи: методы расчета, анализа и синтеза цепей с диодами, решение функциональных уравнений нелинейных электрических цепей; переменное электромагнитное поле, поверхностный эффект и эффект близости; электромагнитное экранирование.

Университетские требования:

понятие обобщенной ветви, матрицы электрической цепи, методы контурных токов и узловых потенциалов в матричной форме, расчет электрических цепей на ЭВМ; электрические цепи с негармоническими периодическими сигналами; дискретные спектры, расчет цепей с несинусоидальными периодическими сигналами; четырехполюсники: основные уравнения линейного пассивного четырехполюсника; законы коммутации: анализ разветвленной цены методом переменных состояния, ступенчатая и импульсная функции, переходная и импульсная характеристики цены, определение реакций при действии сигналов произвольной формы.

ОПД.05 Электроника (198 часов)

Федеральные требования:

основной элементный базис аналоговых и цифровых интегральных микросхем: усилители постоянного и переменного тока, генераторы, активные фильтры, стабилизаторы напряжения и тока и другие аналоговые элементы на базе интегральных операционных усилителей; комбинированные схемы: кодовые преобразователи, шифраторы и дешифраторы, мультиплексоры и де мультиплексоры, сумматоры, цифровые компараторы, постоянные запоминающие устройства; последовательностные устройства: триггеры, счетчики, регистры; аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи и другие элементы на базе цифровых интегральных микросхем; основы расчета и проектирования; энергетические аспекты электроники; особенности построения и расчета мощных выходных каскадов, мощных интегральных усилителей, источников вторичного электропитания.

Университетские требования:

новые твердотельные преобразователи физических величин в электрический сигнал: тензочувствительные элементы на твердых растворах ArGa, автодинные датчики на диодах Ганна, датчики Холла, современные аппаратные средства сопряжения твердотельных преобразователей с персональной ЭВМ.

ОПД.06 Электромеханические системы (180 часов)

Федеральные требования:

электромеханическая система как совокупность электрической и механической частей; задачи и способы управления координатами электромеханической системы, моментом и скоростью движения, положением исполнительного органа; структуры и компоненты управляемой электромеханической системы; уравнения движения; электропривод как управляемая электромеханическая система; одно-массовая и двух массовая механические системы; механика электропривода; элементы силовой части, их математическое описание; характеристики электроприводов постоянного и переменного тока; принципы построения и реализации замкнутых электромеханических систем: принципы подчиненного регулирования, независимое управление координатами; статические и динамические характеристики, методы расчета и настройки.

Университетские требования:

вентильные электроприводы: вентильный электродвигатель, механическая характеристика, силовая схема вентильного электропривода, регулирование чистоты вращения; шаговые электроприводы; информационно-измерительная система электропривода: датчики тока, частоты вращения, положения; элементы и узлы электрической защиты электродвигателей и схем управления; типовые узлы схем автоматического управления электродвигателями постоянного и переменного тока.

ОПД.07 Теория управления (432 часа)

Федеральные требования:

содержание задач управления; классификация систем управления; модели и характеристики систем автоматического управления; анализ систем автоматического управления; устойчивость, управляемость, наблюдаемость, инвариантность, чувствительность; показатели качества: корневые, частотные, интегральные; синтез линейных систем управления; модальное управление, модели дискретных сигналов и систем, основы теории нелинейных систем, нелинейные модели, методы фазового пространства и гармонической линеаризации, стохастические системы.

Университетские требования:

характеристики случайных процессов и их преобразование линейными динамическими звеньями; основы анализа линейных импульсных систем, принципы построения оптимальных и адаптивных систем управления; использование аналогового вычислительного комплекса АВК-6 для анализа систем автоматического управления.

ОПД. 08 ЭВМ и вычислительные системы (144 часа)

Федеральные требования:

архитектура ЭВМ и систем; функциональная организация ЭВМ; архитектура аппаратных средств ЭВМ и систем; многомашинные и многопроцессорные системы; системное программное обеспечение ЭВМ; архитектура и характеристики ЭВМ; пользование системными ресурсами ПЭВМ; системный блок ПЭВМ; периферийное оборудование ПЭВМ; драйверы внешних устройств; организация последовательного порта связи с протоколом.

Университетские требования:

принцип программного управления, архитектура ЭВМ 4-го поколения, ввод-вывод информации, языки программирования и трансляторы, распределенные, многопроцессорные и многомашинные ЭВМ и комплексы, локальные вычислительные сети.

ОПД.09 Метрология (108 часов)

Федеральные требования:

общие вопросы измерительной техники; основные понятия и определения; погрешности измерений; основы метрологического обеспечения; средства метрологического обеспечения: методы, методики, технические средства; метрологические нормативы; электрические средства измерений; классификация средств измерений и государственная система приборов; характеристики средств измерений и государственная система приборов; характеристики средств измерений и их нормирование; сигналы измерительной информации; структурные схемы и свойства средств измерений в статическом режиме; средства измерений в динамическом режиме; меры и измерительные преобразователи электрических величин; электромеханические приборы; термоэлектрические и выпрямительные приборы; электронные аналоговые приборы и преобразователи; электронно-лучевые осциллографы; мосты и компенсаторы; цифровые измерительные устройства; регистрирующие приборы и устройства; измерительные информационные системы; измерительно-вычислительные средства; измерения физических величин; подготовка измерительного эксперимента; цель эксперимента; обработка результатов измерений.

ОПД 10.1 Дискретные устройства и микропроцессоры (198 часов)

Университетские требования:

реализация простых дискретных автоматов и дискретных автоматов с памятью на микросхемах средней интеграции; абстрактный автомат с памятью, автоматы Мили и Мура, описание автоматов таблицами, с помощью графов и ГСА; структурный автомат с памятью; эффект гонок; распределители импульсов; цифровые системы с микропрограммными автоматами; структурная схема МПА, формат микрокоманд, структура БИС секции управления адресом, счетчик циклов, структура операционного автомата ЭВМ с тремя регистрами и АЛУ, сравнительный анализ конвейерных структур МПА; сравнительный анализ микропроцессоров зарубежных фирм.

ОПД 10.2 Цифровая схемотехника (198 часов)

Университетские требования:

устройства цифровой техники; системы передачи информации; основы теории конечных автоматов: синтез примитивных автоматов, логико-математические методы комбинационных устройств, функционально-полные наборы логических элементов и базы представления логических функций, многофункциональные логические элементы и модули; виды и типы схем; методы реализации устройств на различных функционально-полных наборах логических элементов и модулях, автоматы типа Мура, Мили, задача синтеза и ее решение, сравнительная оценка устройств аналоговой и цифровой техники; Булева алгебра; минимизация логических функций визуально матричным методом; универсальные логические модули в интегральном исполнении; полные декодеры, мультиплексоры-селекторы, ППЗУ, ПЛМ; методы синтеза устройств на этих модулях.

ОПД.11 Моделирование систем управления (112 часов)

Федеральные требования:

классификация моделей по характеру и способу использования; основные понятия теории моделирования; Канонические формы математических моделей; методы упрощения моделей; задачи и цели исследования математических моделей, математические методы моделирования; методы исследования линейных и нелинейных моделей автоматических систем; имитационное моделирование; планирование имитационных экспериментов; формализация и алгоритмизация процессов; статистическое моделирование: оценка точности и достоверности результатов моделирования, инструментальные средства.

ОПД.12 Системное программное обеспечение (96 часов)

Федеральные требования:

функции и организация операционных систем (ОС); обзор современных ОС и операционных оболочек; загрузка и выполнение программ в ОС; вычислительный процесс; обслуживание прерываний; многозадачные и многопользовательские ОС; распределение ресурсов в ОС; особенности сетевых ОС; системные программы, утилиты, макроассемблеры; компиляторы, интерпретаторы, отладчики; сохранность и защита программных систем; интерфейсы и основные стандарты в области системного программного обеспечения.

  1. Специальные дисциплины.

СД.00 Специальные дисциплины (1842 часов)

СД.01 Элементы и устройства систем управления (144 часа)

Федеральные требования:

общие сведения об элементах и устройствах; классификация по функциональному назначению; основные характеристики и параметры; условия совместимости элементов; датчики управляемых величин; физические явления, положенные в основу построения датчиков; параметрические, генераторные, неэлектрические измерительные преобразователи; датчики с электрическими выходными сигналами; датчики угловых и линейных перемещений, скоростей, ускорений, вибраций, усилий, давления, толщины, уровня, температуры, химического состава; цифровые датчики; интеллектуальные датчики; исполнительные устройства; электродвигательные исполнительные механизмы; двигатели постоянного тока, двухфазные и трехфазные асинхронные двигатели, синхронные двигатели, шаговые двигатели; статические и динамические характеристики двигателей, способы управления; электромагнитные, магнитострикционные, неэлектрические исполнительные устройства, гидравлические и пневматические исполнительные устройства; электромагнитные силовые элементы, электромагнитные реле, магнитные усилители, электромашинные усилители, генераторы постоянного и переменного тока; оптоэлектронные, тиристорные устройства; унификация и стандартизация элементов и устройств.

Региональные требования:

особенности функционирования и обслуживания элементов автоматики при резких перепадах температуры, в системах и устройствах на нефтепромыслах и нефтегазовых комплексах региона.

Университетские требования:

алгоритмизация расчета элементов; роль томских научных школ в развитии теории и практики разработки элементов автоматики (расчеты магнитных систем; устройства на основе индуктивных параметронов); диагностика элементов и устройств на основе энергетического подхода.

СД.02 Передача данных в информационно-измерительных системах (266 часов)

Федеральные требования:

описание источников информации; физические среды передачи; модели каналов связи; методы модуляции и демодуляции сигналов данных; методы кодирования информации; помехоустойчивое кодирование информации; принципы построения систем с обратной связью; методы синхронизации; протоколы управления передачей; интерфейсы обмена данными; распределенные системы сбора и передачи данных; локальные вычислительные сети; передача данных в системах реального времени; международные стандарты в области передачи данных.

Университетские требования:

основы передачи информации; теория сигналов; теория информации; кодирование информации; системы передачи информации (телеуправление, телеизмерения), аппаратура передачи данных, интерфейсы и их классификация, принцип агрегатного построения систем; основы передачи информации по сетям; обобщенные физические и информационные характеристики сигналов и каналов связей и методы их согласования; преобразование аналоговых сигналов в дискретные; равнодоступные коды; образование временных каналов связи, методы синхронизации работы систем, структурные схемы телемеханических и телеметрических систем, аппаратура передачи данных.

СД.03 Системы автоматизации и управления (272 часа)

Федеральные требования:

общие сведения о локальных системах автоматики; типовые структурные и функциональные схемы и элементы локальных систем автоматики; промышленные объекты локальных систем управления; методы экспериментальных исследований объектов; технические средства локальных систем автоматики; применение мини и микро- ЭВМ в локальных системах автоматики; агрегатные комплексы технических средств; реализация типовых законов регулирования в промышленных регуляторах; методы и особенности расчета локальных систем автоматики; типовые структуры промышленных локальных систем регулирования; особенности анализа и синтеза следящих систем и систем программного управления; надежность и диагностика локальных систем; наладка и эксплуатация.

Университетские требования:

настройка регуляторов; агрегатные комплексы технических средств; обслуживание промышленных систем регулирования; программные автоматические системы управления; управление электроприводами; системы технической диагностики и защиты.

СД.04 Автоматизация проектирования систем и средств управления (112 часов)

Федеральные требования:

анализ существующих процессов проектирования систем управления; техническое обеспечение САПР; лингвистическое программное и информационное обеспечение САПР; автоматизация построения математических моделей систем управления; моделирование систем с помощью САПР; автоматизация синтеза и анализа систем управления; автоматизация конструкторского и технического проектирования систем управления; основные направления дальнейшего развития САПР систем управления.

Университетские требования:

единые системы технологической и конструкторской документации ЕСТД и ЕСКД, проектная документация на системы автоматизации и автоматизированные системы управления, типовые технологические процессы изготовления средств автоматики, оценка степени автоматизации технологического проектирования элементов и узлов технических систем; использование САПР P-CAD для проектирования печатных плат и пакета AutoCAD для изготовления проектной документации.

СД.05 Проектирование систем управления (128 часов)

Университетские требования:

классификация систем управления и содержание работ по их проектированию, выбор и обоснование функций и задач системы управления, специальные методы обеспечения безопасности технологических систем, реализуемые системой управления, разработка технического информационного, алгоритмического и программного обеспечения системы управления, источники помех и способы повышения точности измерительных каналов, методы повышения надежности исполнительных каналов системы управления, разработка энергообеспечения систем управления, перспективы развития систем управления и систем их проектирования; показатели и расчет надежности технических систем; составляющие надежности; показатели безотказности системы; показатели надежности восстанавливаемых систем, потоки отказов, основные законы распределения отказов, виды расчетов надёжности систем; обеспечение заданного уровня надежности технических систем; надежность программного обеспечения; оценка надежности систем по результатам испытаний.

СД.06 Микропроцессорные устройства систем управления (174 часа)

Федеральные требования:

назначение и области применения микропроцессорных устройств; представление информации в микропроцессорных системах; архитектура микропроцессора; организация памяти; система команд, выполнение команд; организация устройств ввода/вывода информации; организация связи в микропроцессорных системах; реализация функций контроля и управления; программное обеспечение микропроцессорных устройств; управляющие программируемые контроллеры; контроль и диагностика микропроцессорных устройств.

Университетские требования:

функции и перспективы развития микропроцессорной техники, микропроцессорные комплекты интегральных микросхем, классификация информации и сигналов ввод, вывод, обработка и хранение аналоговых, дискретных, цифровых, аудио- и видеосигналов; персональные компьютеры и промышленные контроллеры.

СД.07 Автоматизированные системы управления (144 часа)

Университетские требования:

классификация АСУ, особенности автоматизированных систем управления технологическими процессами, предприятиями, гибкими производственными процессами, АСУ организационного типа; состав АСУ, виды обеспечения, информационно-вычислительные и управляющие функции АСУ; алгоритмическое обеспечение, алгоритмы первичной обработки информации, алгоритмы контроля, диагностики состояния и прогнозирования; алгоритмы цифрового регулирования, параметрические и структурно оптимизированные регуляторы, алгоритмы цифровой коррекции; программное обеспечение операционных систем реального времени, языки технологического программирования (SCADA, TRACE MODE, VNS, REAL FLEX); техническое обеспечение АСУ, состав, структура, классификация, агрегатные комплексы технических средств, программируемый микропроцессор при контроллере регулирующего и логического типа; примеры построения АСУ, их анализ.

СД.08 Автоматизированное управление в технических системах (126 часов)

Федеральные требования:

технические системы; основные понятия и определения; функционально-целевая декомпозиция системы управления производством; подсистемы АСУ технологическими процессами и АСУ гибких производственных систем, виды обеспечения АСУ; структуры автоматизированных систем управления техническими объектами; критерии управления; задачи стабилизации, оптимизации, идентификации, адаптации в структуре многоуровневого иерархического управления; задачи календарного планирования и оперативного управления; децентрализованное управление; алгоритмическое обеспечение на верхнем уровне автоматизированной системы управления; распределение ресурсов; календарное планирование; задачи оперативного управления и прямого диспетчерского управления; задачи синхронизации материальных потоков и рабочих циклов основного и вспомогательного технологического оборудования; анализ технической системы как системы массового обслуживания; представление технической системы в виде стохастической сети; программное обеспечение и архитектура автоматизированных систем управления техническими объектами; техническое обеспечение.

Университетские требования:

назначение, состав и структура автоматизированных систем управления, классификация, содержание информационно-вычислительных и управляющих функций, виды обеспечения АСУ, информационное обеспечение, алгоритмическое обеспечение, общее и функциональное программное обеспечение, операционные системы реального времени, агрегатные комплексы технических средств, промышленные УВК, микропроцессорные регулирующие и логические контроллеры; цифровые параметрически- и структурно-оптимизмруемые регуляторы.

СД.09 Технические средства систем автоматики и управления (144 часа) Региональные требования:

номенклатура технических средств автоматики и систем управления, выпускаемых на предприятиях г. Томска и в Сибирском регионе; перспективы производства новых технических средств на предприятиях региона.

Университетские требования:

государственная система промышленных приборов и средств автоматизации; состав приборов электрической, пневматической, гидравлической ветвей ГСП; типовые конструкции и унифицированные сигналы ГСП; промышленные приборы и преобразователи для измерении давления, температуры, уровня расхода жидкости, газа, пара, плотности жидкостей и газов; автоматический контроль загрязненности окружающей среды; промышленные устройства отображения информации; управляющие устройства; промышленные исполнительные устройства; технические средства систем сигнализации и защиты; агрегатные комплексы технических средств; стабилизированные источники питания; комплектация средствами автоматики и управления.

СД.10 Технология решения инженерных задач (90часов)

Университетские требования:

методология поиска новых технических решений (НТР). Правила рационального мышления и системного подхода. Алгоритмы поиска НТР. Охрана интеллектуальной собственности. Вопросы изобретательства. Планирование и организация измерительного эксперимента, метрологическое обеспечение единства измерений; технология патентного поиска; оформление результатов разработок.

СД.11 Идентификация объектов управления (90 часов)

Университетские требования:

обработка экспериментальных данных, корреляционный, регрессионный анализ, планирование эксперимента, методы оценивания параметров модели; уравнение Винера-Хопфа; получение модели в классе физически реализуемых систем; проблема некорректности задачи идентификации; метод регуляризации Тихонова; оптимальная фильтрация; фильтр Калмана-Бьюси; алгоритмы адаптивной идентификации.

СД.12 Методы оптимизации (108 часов)

Университетские требования:

постановка и классификация задач оптимизации, возникающих при управлении технологическими процессами и объектами; модели и методы безусловной одномерной и многомерной оптимизации; методы прямого и градиентного поиска; линейное программирование; симплекс-метод; целочисленное программирование; модели и методы нелинейного программирования; стратегии оптимизационных исследований.

СД.13 Информационное обеспечение систем управления (108 часов)

Федеральные требования:

информационное обеспечение, информационные системы, базы данных, системы управления базами данных; жизненный цикл информационной системы; основные этапы проектирования информационной системы; внешнее проектирование, основные требования к организации диалога и представлению данных; концептуальное, логическое и физическое проектирование баз данных; модель данных "сущности-связи", реляционная, сетевая и иерархическая модели данных; языки описания данных и языки манипулирования данными в системах управления базами данных; физическая организация данных, методы доступа; многозадачные и много пользовательские информационные системы; расписания и протоколы; защита и секретность данных.

Университетские требования:

идеи и концепции новых информационных технологий; архитектура экспертных систем; приобретение и обработка знаний; представление знаний фреймами и семантическими сетями; основы технологии искусственного интеллекта; современные CASE-технологии; системный анализ элементов обеспечения функционирования сложных систем, информационное обеспечение процесса проектирования.

  1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

Итоговая государственная аттестация выпускника заключается в выполнении и публичной защите выпускной квалификационной работы (ВКР) инженера.

Выпускная квалификационная работа инженера представляет собой самостоятельное и логически законченное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, с проведением экспериментальных исследований, проектных работ для решений актуальных задач как в области технического, так и программного обеспечения систем управления различных классов и в различных отраслях.

ВКР состоит из расчетно-пояснительной записки, отражающей: задание на проектирование, технико-экономическое обоснование принятых решений, расчет точностных, надежностных, динамических характеристик, контструкторско-технологическую часть, либо программу теоретических и экспериментальных исследований, выбор и обоснование методов исследования, разработку алгоритмов и математическое моделирование, рекомендации на основе проведенных исследований.

ВКР включает в себя вопросы безопасности жизнедеятельности, вопросы экологии, экономическую часть, заключение на русском и иностранном языках, список использованной литературы, приложения.

Как правило, ВКР выполняется по реальной тематике, связанной с разработкой новых аппаратных, программно-аппаратных, программных средств или систем.

Организация итоговой аттестации базируется на Временном положении об итоговой аттестации выпускников ТПУ, принятом научно-методическим советом ТПУ 22 апреля 1998 г. Оформление выпускных квалификационных работ выполняется в соответствии со стандартом предприятия СТП ТПУ 2.5.01-99 «Система образовательных стандартов. Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Общие требования и правила оформления», введенном в действие приказом ректора №15-од от 19 февраля 1999 г.

7. Требования (условия) к проектированию образовательных программ высшими учебными заведениями.

7.1. При разработке образовательно-профессиональной программы вуз имеет право.

7.1.1. Для обеспечения гибкости системы основных образовательных программ высшего профессионального образования устанавливать сле­дующие доли часов, отводимых на дисциплины по выбору студента, на­ционально-регионального и университетского компонента содержания образования в циклах дисциплин: ГСЭ- до 30%, EH - до 30%, ОПД - до 20%, специальных дисциплин - до 30% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и выполнении требований к со­держанию, указанных в настоящем стандарте.

7.1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и соци­ально-экономическим наукам.

7.1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и раз­нообразных видов коллективных и индивидуальных практических заня­тий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в самом ву­зе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессио­нальную специфику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалификационное освещение тематики дисциплин цикла.

7.1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математи­ческих и общих естественнонаучных дисциплин в соответствии с про­филем направления.

7.2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен пре­вышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в не­делю. При этом в указанный объем не входят занятия по факульта­тивным дисциплинам.

7.3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

7.4. Самостоятельная работа студента при подготовке к экзаменам рас­сматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение (из расчета 30 часов на подготовку и сдачу одного экзамена).

7.5. Наименование специализаций: утверждается учебно-методическим объединением, за которым закреплена данная специальность (на­правление), наименование специальных дисциплин и их объем уста­навливаются высшим учебным заведением.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный стандарт томского политехнического университета основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 550200 «Автоматизация и управление»

    Образовательный стандарт
    1.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем имеется запись о получении предъявителем
  2. Образовательный стандарт томского политехнического университета по направлению подготовки Специальность 080505. 65 "Управление персоналом"

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера высшей квалификации по специальности 080505.65 - “Управление персоналом” при очной форме обучения 5 лет.
  3. Образовательный стандарт томского политехнического университета по специальности 210100-Управление и информатика в технических системах Квалификация выпускника инженер

    Образовательный стандарт
    Специальность утверждена приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 5.03.94 года № 180. Возникла на базе специальности "Автоматика и управление в технических системах", ранее "Автоматика и телемеханика".
  4. Образовательный стандарт томского политехнического университета по направление подготовки дипломированных специалистов 220400 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

    Образовательный стандарт
    1.2. Нормативный срок освоения основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированных специалистов 220400 – Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем - 5 лет
  5. Образовательный стандарт томского политехнического университета основная образовательная программа подготовки магистров по направлению

    Образовательный стандарт
    Лица, желающие получить квалификацию (степень) магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной степени, подтвержденное документом государственного образца.

Другие похожие документы..