Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем” и...полностью>>
'Документ'
Мета: поглибити рівень знань студентів про історичні витоки народних свят, традиційних ритуалів та обрядів зимового циклу. Викликати у студентів бажа...полностью>>
'Статья'
Умберто Эко предложил изящную версию освобож­дения языка от утилитарных функций, благодаря чему появляется возможность создания эстетических сообщени...полностью>>
'Документ'
В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммуналь...полностью>>

«география киберпространства: реальность и перспективы развития»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Хронология сервисов социальных сетей []:

Хронология

События

1995 год

Авиационный инженер Рэнди Конрад, решая конкретную задачу поиска своего одноклассника, попутно создал общедоступный сервис социальных сетей Classmates (одноклассники) и компанию Classmates Online. Несмотря на возраст, этот ресурс в США среди сервисов социальных сетей занимает третье место.

1996 год

Группа израильтян создала компанию Mirabilis, предложив сервис для мгновенного обмена сообщениями ICQ, а через два года ее существования корпорация America Online (AOL) купила ее более чем за 400 млн. долл.

1997 год

AsianAvenue — первое онлайн-сообщество с политическим, оппозиционным уклоном. Два года спустя появился аналогичный сервис , из названия которого следует, что он рассчитан на афроамериканцев. В 2000 году был запущен сервис , ориентированный на тех, кто имеет латиноамериканское происхождение.

1998 год

Компания PlanetAll приобретена . PlanetAll была создана выпускниками Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, ее сервис сочетал в себе элементы оргтехники (календарь, адресная книга) с социальными возможностями. Например, если кто-то помещал в календарь план поездки, этот сервис помогал найти попутчиков, подобными способами формировались группы. После покупки коды PlanetAll были использованы в той части Amazon, которая называется Friends and Favorites.

1999 год

Запущен первый в Юго-Восточной Азии сервис Cyworld — сегодня им пользуются почти 90% жителей Южной Кореи в возрасте до 20 лет, а всего пользователями Cyworld является четверть населения этой страны.

2001 год

Частично платный сервис не претендует на массовость, но он рассчитан на бизнесменов и предпринимателей, именно с его появлением начался успешный марш социальных сервисов нового поколения.

2002 год

Запущена бета-версия Friendster, одного из самых популярных в США сервисов, созданного по мотивам Ryze. Сегодня по своим размерам это ресурс номер 7 во всем мире. Компания Google предпринимала попытку купить его, но неудачно.

2003 год

Вместе с запуском сервиса MySpace, созданного по мотивам конкурента Friendster, началась полоса острой конкуренции между провайдерами сервисов.

2004 год

Facebook — самый успешный сервис социальных сетей — был создан студентом Гарвардского университета Марком Цукенбергером.

2006 год

В России стартовали проекты  и

Канадский профессор К. Кунео выделяет 12 теоретических перспектив или показателей современного цифрового неравенства, характеристика которых дает общее представление о перспективах развития кибердемографии []:

  1. Собственно цифровая демография отражает абсолютное количество и процентную долю населения мира, имеющего доступ к ИКТ и Интернету. Она определяется подсчетом численности компьютеров; людей, имеющих доступ к компьютерам; связей между компьютерами. Сравнение динамики этой триады в определенных временных рамках дает возможность судить о росте, стагнации или снижения использования Интернета на глобальном уровне.

  2. Географический показатель дает представление о том, кто «контролирует» содержание Интернета (хосты, доменные имена, серверы) и кто «потребляет» его содержание (индивидуальные пользователи или клиенты) в географических или политико-локальных пространствах (в селах, городах, районах, областях, странах, регионах) на глобально-локальном уровне.

  3. Геронтологический индикатор характеризует использование Интернета различными возрастными группами (подростками, молодежью, экономически активной частью населения, пенсионерами).

  4. Гендерный показатель определяет соотношение мужчин и женщин среди пользователей Всемирной паутиной.

  5. Психологический показатель отражает степень использования Интернета индивидами с высоким уровнем самоуверенности и, наоборот, с высоким уровнем боязни компьютерных технологий, т.е. страдающих «компьютерофобией», «технофобией» и «технострессом».

  6. Образовательный показатель дифференцирует общий состав пользователей Интернета в зависимости от их образовательного уровня.

  7. Экономический индикатор отражает зависимость доступа к Интернету от объема ВВП страны в расчете на душу населения и размера индивидуального или семейного дохода.

  8. Политический индикатор определяет, во-первых, использование Интернета правительством для защиты, поддержания и укрепления своей политической власти, во-вторых, использование Интернета для выражения протеста против тех, кто обладает большей политической властью или полномочиями (правительства или корпорации). Как правило, это протесты «неимущих» или недовольных «имущих» против более привилегированных «имущих».

  9. Трудовой индикатор охватывает два подхода к цифровому неравенству. Первый учитывает технологические умения на рабочих местах, второй – затраты на оплату труда в производстве компьютерных технологий и их периферии в контексте «международного разделения труда».

  10. Культурный показатель рассматривает неравенство в доступе к Интернету в терминах этнической и расовой принадлежности, национальной дифференциации пользовательских практик, лингвистического разнообразия и культурного содержания компьютерной информации.

  11. Показатель нетрудоспособности отражает ограничения в доступе к Интернету лиц с различными физическими и другими недостатками.

  12. Социологический показатель учитывает профессиональную стратификацию пользователей Интернета и коммуникации посредством компьютеров, а также род их занятости или деятельности, характеристику их рабочего места, семейное положение.

Киберкартография. Наиболее многовекторной в настоящее время представляется киберкартография, причем картирование киберпространства протекает в двух ракурсах. С одной стороны карты имеют привязку к земной поверхности, с другой – содержат информацию о внутреннем строении инфомира. Последние часто приравнивают к картоидам (либо псевдокартам), на которых в качестве координат пространства используются адреса пользователей Интернета и его иерархической структуры, тем не менее, они весомы в такого роды картографировании.

Что касается визуализации развития Интернета на картах реальной земной поверхности (см. прил. Б., рис. Б.2.) (т.е. это карты не собственно киберпространства, а «проекций» киберпространства и реального пространства друг на друга), то в этом направлении особенно преуспел уже упоминавшийся Мартин Додж (см. гл. 2). Он, совместно с Робом Китченом и командой специалистов составили атлас киберпространства («Atlas of Cyberspaces»).

Известный картограф МГУ А.М. Берлянт относит Интернет-картографирование к особой ветви современной автоматизированной картографии (а, точнее, к новому направлению тематической картографии, ле­жащему на пересечении таких отраслей, как картографирование средств связи, сферы услуг, науки и культуры, и даже в определенной мере картографирования международного сотрудничества и разделения труда) и делает вывод о том, что современные компьютерные сети действительно нуждаются в картографическом представлении []. В терминологии направления предлагаются “картографирование телекоммуникационных се­тей”, “отображение информационного пространства”, “география Интернета” “картографирование киберпространства” и др.. Наиболее часто показываются размещение, количество и плотность учреждений, пользующихся услугами Интернета и других компьютерных сетей, в целом по стране или крупным регионам. Но возможные сюжеты картографирования телекоммуникацион­ных сетей значительно более разнообразны и охватывают аспекты инвентаризации, оценки состояния и перспективы развития сетей [].

К перспективным направлениям киберкартографирования А.М. Берлянтом отнесены следующие []:

  1. Размещение по территории линий, каналов, центров связи, Веб-серверов и сетевой инфраструк­туры в целом;

  2. Трафик сетей, то есть объем информации, про­ходящей в единицу времени, степень загрузки, ди­намика трафика по месяцам, неделям, дням и т.п.;

  3. Статистика функционирования сетей: число обращений, виды запросов, количество распространяемых геоизображений, интенсивность инфор­мационных потоков;

  4. Взаимодействие сетей со средой, в которой они функционируют, включая центры накопления геоинформации, базы цифровых данных, базы знаний и другие сети;

  5. Географические закономерности и региональные различия в плотности сетей, обеспеченности разного рода коллективных и индивидуальных пользователей;

  6. Пропускная способность, доступность, скорость передачи информации, другие технические,
    стоимостные показатели и, в конечном счете, оценка экономической эффективности сетей;

  7. Прогноз и планирование территориального развития, оптимизация размещения, конфигурации и
    работы сетей.

Наиболее футуристическими выглядят карты собственно киберпространства и его структуры.

В большинстве источников на первых позициях приводятся картографические произведения группы ученых из американской Bell Labs (/who/ches/map/), которая на основе придуманных «pookies» построила целый ряд довольно специфических карт Сети для визуализации собственных представлений о Сети и определения некоторых особенностей структуры Интернета.

За основу измерений при составлении карт положено определение скорости прохождения сетевых пакетов от одного компьютера с уникальным IP-адресом до другого. В ходе проводимых американцами в 1999 г. исследований ежесуточно осуществлялась трассировка и измерение времени прохождения сигнала до примерно 100 тысяч случайных адресов в Интернете, на что тогда уходило 20 часов непрерывной работы компьютера класса Pentium-400, имевшегося тогда в распоряжении ученых. На основе полученных результатов (более 100 Мб данных) специально разработанной программой составлялась "географическая" карта Интернета, представляющая собой огромное дерево, каждая ветка которого является каналом связи между серверами. Визуально такая карта напоминает что-то вроде кровеносной системы с огромным количеством прожилок. Составляя время от времени, такие карты ученые получают возможность следить за развитием Интернета, его ростом и происходящими структурными изменениями. Подобные карты были построены и для отдельных доменных зон. Еще целый ряд подобных карт (включая несколько наглядных видеороликов и VRML-моделей) представлен на сервере (/steve/stuff/ipmap/) [] .

Юрий Росич считает, что картирование киберпространства, а конкретнее Интернета, можно проводить и более традиционными способами. Например, в качестве координат для киберпространства можно использовать существующие систему доменных имен и IP-адресацию. Для этих целей он приводит несколько способов []:

Существующие доменные зоны можно считать за аналоги материков и островов киберпространства, и тогда примерная схема Интернета на основе доменных имен будет выглядеть следующим образом: Интернет будет состоять из главного ядра («континента» или «’a» - в виде ресурсов расположенных большей своей частью в США в зонах .com, .net и .org и некоторых других доменах, незакрепленных за какой-либо конкретной страной, и многочисленных «островков» национальных доменов, не идущих по своим размерам ни в какое сравнение с главным информационным ядром Интернета) (см. рис. 3.1).

Рисунок 3.1. Распределение доменов

в киберпространстве

Как известно, каждый компьютер имеет свой персональный IP-адрес в Сети (постоянный либо переменный) вида [1.2.3.444], который он получает от своего провайдера, имеющего собственный блок IP-адресов и распределяющего их среди своих клиентов. Тогда, зная какие конкретные блоки IP-адресов закреплены за провайдерами определенной страны, можно вычислить и нарисовать часть Интернета, представляемую данным государством (пример: Байнет, Рунет и др.). Это можно сделать в «pookies», как и сделали ученые из Bell Labs, а можно просто используя IP-адрес как координаты. Существует несколько способов:

Самый простой и логичный из них это использовать существующий поблочный принцип IP-адресации, при котором все IP-адреса разбиты (по протоколу IPv4) на 256 блоков (квадратов), каждый из которых также разбит на 256 блоков и так до четвертого уровня. По такому же принципу на плоскости можно нарисовать квадрат и разбить его на 256 частей и 4 уровня – на третьем уровне уже будут четко видны все закрепленные блоки IP-адресов за провайдерами, а на четвертом уровне уже можно будет рассмотреть и расположение каждого конкретного компьютера (см. рис. 3.2.С).

Рисунок 3.2. Распределение в киберпространстве собственных зон IP-адресов (LIR) российских провайдеров

Другой вариант – использовать как координаты x, y первые два числа IP-адреса (получится своего рода упрощенная двухмерная модель киберпространства (рис. 3.2.А), или три первых числа как координаты x, y, z (т.е. трехмерная модель, рис. 3.2.В), или вообще все четыре числа как координаты четырехмерного пространства, только последний случай графически уже представить невозможно, т.к. это выходит за рамки человеческого восприятия.

Третий вариант – расположить все IP-адреса последовательно на одной линии как на цепочке ДНК (рис. 3.2.D)...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития реально складывается киберпространство, как совокупность информационных потоков действительности. Возможно это супермозг; электронная нервная система; коллективный разум; электронная агора; глобальный канал опосредованного взаимодействия; общедоступное хранилище информации; вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальных групп; определенный тип сложной саморазвивающейся системы, состоящей из разнородных взаимосвязанных элементов и подсистем, свойств и отношений, созданной людьми на основе обратной связи и действующей в определенных границах (в формулировках Л.А.Журавлевой []). Так или иначе, киберпространство приобретает свои особые координаты, виртуальное время, процессы в виртуальной реальности, виртуальные ценности и др.

Возможно, новому пространству присущи информационные коды, изложенные в трудах Л.А.Мельника []:

A). Информационная реальность, имея в своей основе, по всей вероятности, единую сущностную природу, развилась в масштабах нашей Земли в сложный многообразный мир, где ведущим исполнителем является человек, действующий в рамках общества.

B). Предполагается наличие тонкой структуры информации, основанной на памяти человека, в форме ее элементов, атомов или мемов (от memory - "память").

C). Существует некий информационный социально-культурный код, а аналог экономического генотипа можно выделить в социально-экономической системе и назвать мемоном (от «memone»).

Информационное пространство объединяет сегодня глобальные, региональные, локальные и персональные сети, доступ к которым осуществляется как посредством компьютерных сетей, так и через спутники связи, телефонную и сотовую связь, электрические и водопроводные сети, эфирное и кабельное телевидение, опто­волоконные линии, беспроводные технологии (Wifi, 3G), а в качестве средств доступа, наряду с компьютерами, используются мобильные устройства связи (сотовый телефон, смартфон, коммуникатор), медиаплееры и видеотерминалы, игровые приставки, фото-, видео- и бытовая техника. Сейчас еще рано говорить об «управляющем пространстве» («cybernetes»), но точно не исключается, что развитие искусственного интеллекта и интеграция его с нейронными сетями в будущем приведет к созданию «искусственного разума», поселившегося именно в киберпространстве. В ближайшем будущем скорость передачи данных по беспроводным каналам может достичь величины 20 Гбит/с, это показали эксперименты, проведенные в лаборатории Мемориального института Беттелли. В реальных условиях скорость составила 10,6 Гбит/с (расстояние между антеннами 800 метров, частота 60 ГГц). Поток информационного обмена в Интернете практически удваивается каждые 100 дней (по данным за 2003 г.), что за год превышает 700% . Поток информации лавинообразно нарастает с так называемым «эффектом бумеранга», когда «отправленная» в мировое «путешествие» кем-либо информация в виде знания / изобретения возвращается к изобретателю в доработанном кем-то виде. Все более активно реализуется возможность трудовой деятельности как бы вне пространства и времени: электронная деревня, электронный коттедж, виртуальное производство – достаточно известные реалии сегодняшнего дня. Существуют сетевые сообщества, центры досуга, школы, университеты, библиотеки, магазины… Мало кто сможет назвать хотя бы несколько объектов, в той или иной степени, не имеющие отображения он-лайн.

Все это наводит на мысль, что киберпространство уже скоро станет автономным. Некоторые даже подбирают метафору для нового пространства (например, pervasive internet, то есть «вездесущий, всепроникающий или всеобъемлющий Internet»). Другие считают, что настоящее киберпространство — виртуальный мир информации и интерактивной деятельности в Интернете – только впереди. В связи с этим, проект с названием «Язык обработки графов» (Graph Evaluation Language, GEL) нацелен на создание технологии, которую можно будет использовать для построения многопользовательских трехмерных миров общения в Интернете. Цель проекта создать почти осязаемую среду, которая в корне изменит способ общения людей. Многие ученые схожи во мнениях, что факторами перехода к глобальному киберпространству на сегодняшний день являются:

  • Упрощение работы пользователя;

  • Преодоление психологического барьера чуждости киберпространства;

  • Удешевление аппаратного обеспечения и распространение компьютеров с поддержкой речевого и рукописного ввода;

  • Преодоление ограниченности получения информации из сети

  • Миниатюрность компьютеров, которая позволяет пользователям иметь доступ к информации, где бы они ни находились.

  • Изменение методов работы в глобальной информационной сети (и, в частности, новый язык, получивший название OWL (Ontology Web Language)) стоят на пороге перехода к семантической сети (разработки команды Тима Бернерса Ли – создателя Интернета), всей информации в которой будет придаваться четко определенное значение [].

Приведенные данные свидетельствуют об активном формировании киберпространства. Каким бы оно не сформировалось, в какую структуру бы не развилось, наличие термина «пространство» делает географический подход необходимым, поэтому географические исследования глобального информационного мира являются перспективными, и будут развиваться по мере развития самого мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

(К РЕФЕРАТУ)

  1. Алисов, И.В. География мировой телекоммуникационной связи // Вестник МГУ. Сер. 5, География. 1996. № 3.

  2. Багров, Н.В., Черванёв И.Г. Учение В.И. Вернадского и современность: ноосфера, информационное общество, киберпространство нового мира // Социальная экономика, 2009, № 1, с.9 -31.

  3. Берлянт, A.M. Картография и Интернет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /var/db/files/3432.9911_069.pdf

  4. Бернерс-Ли Т., Хендлер Дж., Лассила О. Семантическая Сеть [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /logic/semantic_web_rus.html

  5. Быков, И.А. Геополитические аспекты развития глобальной сети Интернет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /index.html

  6. Вайнштейн, Г.И. «Информационная революция и демократия: ожидания, реальность, перспективы»// Мировая экономика и международные отношения, 2003, №7, с.13-21 (Начало); 2003, №8, с.11-17 (Продолжение и окончание).

  7. Гирич, В.Л., Чуприна В.Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.nlb.by/mba/docs/4.pdf

  8. Загладин, Н. «Глобализация в контексте альтернатив исторического развития»// Мировая экономика и международные отношения, 2003, №8, с.3-10.

  9. Иванченко, Д.А. Интернет, виртуальность, киберпространство: некоторые подходы к методологии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /2007/thes/part2/Ivanchenko.pdf

  10. Кудашев, Е.Б., Филонов А.Н. Электронная библиотека спутниковых данных и развитие информационной инфраструктуры для доступа к космической информации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /index.phtml?page=elbib/rus/journal/2005/part6/#1

  11. Макарчев, В. «Интернет: новые глобальные явления и тенденции развития»// Компас, 2006. №16, с.39-48.

  12. Мантатова, Л.В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. -Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2004. - 242 с.

  13. Мясникова, Л. «Смена парадигмы: Новый глобальный проект»// Мировая экономика и международные отношения, 2006, №6, с.3-14.

  14. Перфильев, Ю.Ю. «Кибергеография»// Энергия, 2003, №11, с.57-61.

  15. Перфильев, Ю.Ю. Российское интернет-пространство; развитие и структура. — М.: Гардарики, 2003.—272с.

  16. Пружинин, Б.И. «Наука, псевдонаука и граница между ними»// Экология и жизнь, 2006, №10(59), с.3-7.

  17. Росич, Ю. Географические дебри киберпространства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /article/248

  18. Скородумова, О.Б. Виртуальная реальность и ее пространственно-временные характеристики. Тезисы докладов конференции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /konferencia/conference2008/tezisy/tezisy_dokladov_2008.doc

  19. Черняк, Л. Сервисы и теории социальных сетей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /text/print/302/5660961.html

  20. Dodge, Martin The atlas of cyberspace [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://personalpages.manchester.ac.uk/staff/m.dodge/cybergeography//atlas

  21. Dodge, Martin The geographies of cyberspace [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.casa.ucl.ac.uk/cyberspace.pdf



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международные неправительственные организации журналистов в условиях глобализации информационного пространства: состояние и перспективы развития 23. 00. 04 политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре политологии, государственного и муниципального управления Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы».
  2. Зависимость особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности

    Документ
    Зависимость - особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Но, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь.
  3. Л. Ионин Социология в обществе знаний

    Документ
    Современное общество принято называть информационным обществом или обществом знаний. О том, какой смысл следует придавать этим терминам, говорится в первой части работы.
  4. В. И. Вернадского В. В. Буряк Динамика культуры в эпоху глобализации: ноосферный контекст Монография

    Монография
    Монографія являє собою комплексне дослідження феномена культурної глобалізації. Розглянуто динамічний аспект глобальних соціокультурних трансформацій у ноосферному контексті.
  5. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с

    Документ
    Замысел данного исследования возник в процессе работы над книгой «Медиакультура: от модерна к постмодерну», когда автору стало ясно, что концепция развития медиакультуры не будет раскрытой, если не коснуться такого явления, как «медиасреда»,

Другие похожие документы..