Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Робоча навчальна програма складена на основі робочої навчальної програми дисципліни «Мікропроцесорні керуючи системи» (МПКС), затвердженої у серпні —...полностью>>
'Программа'
на оказание услуг по организации дополнительного профессионального обучения кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы ...полностью>>
'Документ'
Львов – Вена – Зальцбург – Инсбрук – Турин – Ним – отдых на побережье Коста Дорада – парк «Порт Авентура» – Сарагоса – Валенсия – Барселона – Канны –...полностью>>
'Документ'
Конкурентные преимущества Вашего товара (услуги). Можно такжеконкурентные преимущества Вашего сервиса или другие конкурентныепреимущества. Назовите, п...полностью>>

Предисловие социальная работа

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальная работа – специальность, предметной областью кото­рой является воздействие на человека с целью обеспечения культур­но­го, социального и материального уровня его жизни, оказания инди­­ви­­дуальной помощи человеку, семье или группе лиц. В настоящее время социальная помощь во всем мире оказывается профессионально, т.е. когда в постановке социального диагноза и выбора методов социальной работы руководствуются не общими моральными филантропическими критериями, а научно-обоснованными подходами и технологиями. Во всех странах мира она стала явлением и необходимостью профессиональной помощи нуждающимся, сформированы системы государственной помощи населению, состоящие из социального законодательства, специальных социальных органов и учреждений, учебных заведений по подготовке специалистов по оказанию социальной помощи. Предметом теории и практики социальной работы – является система закономерностей, принципов и концепций, выражающих основные тенденции функционирования системы социальной защиты и социальной помощи.

В Республике Беларусь подготовка специалистов по социальной работе ведется в ведущих высших учебных заведениях страны: в Белорусском государственном университете, в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка, в Белорусском университете культуры, в Минском филиале Московского государственного социального университета, в Институте современных знаний, в Минском институте социальных отношений, в Минском международном образовательном центре и других учебных учреждениях. Подготовка специалистов по социальной работе осуществляется для служб социальной поддержки и социального обслуживания, занятости населения, сферы культуры, образования и здравоохранения. Потребность в высококвалифицированных кадрах обусловлена состоянием современного здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях трансформации общества. Процесс обучения студентов в ВУЗах страны направлен на усвоение ими содержания и технологий основных видов социальной работы с особенностями практики взаимодействия с основными социальными объектами.

Министерство образования Республики Беларусь в 1999 г. утвердило Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности Г.08.0200 –«Социальная работа», согласно которому в учебном процессе предусматривалось теоретическое обучение, научно-исследовательская работа студентов, проведение социальных практик. Государственный стандарт является обязательным руководящим документом для всех высших учебных заведений страны независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и содержит основные требования к уровню профессиональной подготовки и теоретических знаний и практических навыков специалистов по социальной работе. После принятия в 2008 г. Министерством образования Республики Беларусь нового руководящего документа (образовательного стандарта), устанавливающего назначение, структуру, требования к уровню подготовки специалиста и содержание специальности Г.1-860101 "Социальная работа", одной из актуальных задач развития образовательного процесса в нашей стране, стала разработка новых учебных программ и издание современных пособий, в частности, по курсу «Теоретические основы социальной работы». В соответствии с общей идеей стандарта в данном пособии предпринята попытка реализовать определенный подход к разработке учебной программы по курсу «Теоретические основы социальной работы», преподаваемому в течение 5 семестров в объеме 412 учебных часов.

Цель курса: обозначить значимость социальной работы в системе общественных наук. Определить цели, задачи, принципы и методы социальной работы. Задачи курса: сформировать представления о социальной работе как вида научного знания; рассмотреть основные теории и модели социальной работы; отразить актуальные проблемы теории и практики; охарактеризовать особенности социальной защиты в условиях современных трансформационных процессов в обществе; дать оценку состояния социальных проблем групп населения в Республике Беларусь; описать проблемы подготовки специалистов по социальной работе и реализации их профессиональной деятельности в современных условиях.

Курс «Теоретические основы социальной работы» самым тесным образом связан как с курсами «Введение в специальность» и «Пропедевтика социальной работы» и целым рядом социально-гуманитарных, естественно-научных дисциплин (социология, основы современного естествознания, медицина, психология, педагогика и др.), поскольку специфика оказания социальной помощи предполагает использование технологий социальной работы, адаптированных к потребностям различных отраслей социальной сферы и здравоохранения.

Учебное пособие адресовано двум контингентам пользователей: тем, кто учится, и тем, кто учит. Пособие содержит 5 разделов, охватывающих основы организации социальной работы в Республики Беларусь и зарубежный опыт социальной работы. Учебное пособие состоит из введения в социальную работу, где изложены основные теоретические основы, этапы развития социальной работы, морально-этические нормы, принципы и требования профессионального поведения социального работника.

В разделе I рассмотрены современные модели социальной защиты населения; обобщены принципы, методы, виды, формы социальной работы. Даны ключевые понятия, категории курса. Определены факторы, влияющие на развитие социальной работы; обозначены исторические этапы становления социальной работы. Выделены основные глобальные социальные проблемы в мире и актуальные проблемы в области охраны здоровья. В разделе II отражена структура системы социальной защиты Республики Беларусь, виды социального обеспечения в Республике Беларусь в соответствии с законодательством, основные принципы социальной политики государства. Раздел III посвящен медико-социальным основам социальной работы; вопросам организации профилактической помощи населению, здоровому образу жизни; организации и проведению медико-социальной экспертизы. Дана характеристика основным показателям здоровья. Представлена медико-демографическая ситуация в Республике Беларусь в 2007-2008 годах. Раздел IV отражает основные актуальные проблемы теории и практики социальной работы: проблемы общественного здоровья, медико-социальные проблемы последствий аварии на ЧАЭС; современные проблемы семьи и детей; социального сиротства; детской инвалидности; проблемы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов; медико-социальные проблемы пожилых людей и медико-социальные проблемы пенитенциарной медицины. В разделе V обобщен зарубежный опыт социальной работы. Представлены основные тенденции демографического развития в мире. Охарактеризованы системы управления здравоохранением и медико-социальной работой за рубежом. Описаны структуры здравоохранения и социального обеспечения в отдельных странах. Отражено международное сотрудничество в области здравоохранения и социальной сферы.

В основу пособия положены материалы лекций, которые читаются автором студентам Белорусского государственного университета гуманитарного факультета специальности социальная работа. Автор выражает свою признательность студентам, поскольку без их заинтересованного и доброжелательного отношения пособие просто не было бы написано.

I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ

I.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

Основные определения

Цель, предмет, объект социальной работы

Сфера и виды профессиональной деятельности

Стандартные требования к специалистам по социальной работе

Должностные обязанности специалиста по социальной работе

Задачи и функции специалиста по социальной работе в здравоохранении

Основные определения

С позиций теории и практики социальной работы важно четко определить само понятие «социальной работы». Наиболее подробно и профессионально это понятие сформулировано в «Социальной энциклопедии» под редакцией А.П.Горкина с соавторами. В ней даны 3 определения: социальная работа

- это вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общности, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а так же путем изменений и реформирования отдельных элементов социальной системы;

- это теория, изучающая способы и методы воздействия социальной адаптированности и реализации субъективности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях;

- это учебная дисциплина, многоуровневого характера, преподаваемая в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы.

Такое многогранное современное толкование социальной работы как профессиональной деятельности, теории научного познания современного общества и учебной дисциплины представляют ее как уникальное общественное явление. В настоящее время социальная работа является одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества.

Цель, предмет, объект социальной работы

Цель социальной работы – оказание помощи людям в трудной жизненной ситуации, установление гармоничного взаимодействие с окружающей средой. Эта цель содержит подцели: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать свои проблемы, создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв и жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих.

Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, формирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица и т.д., т.е. ситуации, которые объективно нарушают жизнедеятельность человека, когда он не в состоянии справиться с проблемой без помощи специалистов.

Предметом теории и практики социальной работы – является система закономерностей, принципов и концепций, выражающих основные тенденции функционирования система социальной защиты и социальной помощи.

Объектом социальной работы выступают слабозащищенные слои населения: инвалиды, безработные, дети-сироты, пожилые и прочие категории и общественные группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; система взаимоотношений человек-общество; взаимодействие человек-среда; социальная среда (социум) как усло­вие жизнедеятельности человека; государственные и негосу­дарст­вен­ные учреждения и организации социальной поддержки и защиты насе­ления; органы народного образования, производственные кол­лек­тивы; пенитенциарные учреждения; научные и высшие учебные заведения.

Сфера и виды профессиональной деятельности

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъективности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Непрофессиональный уровень – это добровольная (благотворительная), волонтерская помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных т. д.). Специалист в области социальной работы - социальный работник – человек, который в силу должностных и профессиональных обязанностей оказывает все или отдельные виды социальной помощи в преодолении индивидом, группой возникших у них проблем.

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности фундаментальных, общенаучных, общепрофесссиональных и специальных знаний: практическая работа в республиканских, региональных, мест­ных органах, на предприятиях, в учреждениях, службах и органи­за­циях социальной поддержки и защиты населения; менеджмент социальной работы в государственных и негосу­дар­ственных учреждениях, центрах, организациях и фондах соци­аль­ной помощи; индивидуальная, групповая и общинная работа с различ­ными социальными группами населения; исследовательская работа в научных учреждениях.

Виды профессиональной деятельности

Специалист может осуществлять профессиональную деятель­ность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому;

  • правозащитному;

  • организационно-управленческому;

  • предупредительно-профилактическому;

  • социально-медицинскому;

  • социально-педагогическому;

  • психологическому;

  • социально-бытовому;

  • коммуникативному;

  • реабилитационному;

  • научно-методическому;

  • научному (экспериментально-исследовательскому);

  • лекторско-просветительскому;

  • консультативному.

Стандартные требования к специалистам по социальной работе

К стандартным требованиям специалиста по социальной работе относительно навыков и умений относят:

  • умение вести профессиональную практическую работу: консультирование, посредничество, специализируемая помощь и т.д. в лечебно-профилактических учреждениях и организациях здравоохранения и социальных службах;

  • оказывать медико-социальные услуги лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • организовывать и координировать работу общественных и государственных организаций лечебно-профилактических учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб;

  • проводить научно-аналитическую деятельность по проблемам медико-социального положения населения;

  • участвовать в организационно-управленческой и административной работе учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб.

Специалист по социальной работе должен владеть практическими навыками:

  • методами оказания консультативной медико-социальной помощи населению;

  • методами психосоциальной помощи отдельным лицам и различным группам населения;

  • методами проведения консультативных и профилактических мероприятий с объектами медико-социальной работы;

  • методами социально-психологической профилактики, диагностики и лечения;

  • методами психокоррекции;

  • методами индивидуальной и групповой медико-социально-психологической терапии;

  • методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.

Профессиональные качества личности специалиста

Специалист должен обладать следующими профессиональными качествами: знанием целей, задач, законов и методов социальной работы, иметь хорошей профессиональной подготовкой, знаниями в различ­ных областях: психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, информатики и т.д.; достаточно высокой общей культурой, быть эрудированным спе­циалистом; информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведом­лен­ность о различных социальных группах населения; умением предвидеть последствия своих действий, твердо прово­дить свою позицию в деле социальной помощи клиенту (группе, общности); профессиональным тактом, способностью вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть дели­кат­ным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оцен­ках и действиях, при всевозможных неудачах оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к клиенту, добросовестно испол­нять свой долг; умением принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их изла­гать, всегда поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Профессиональные и духовно-нравственные качества специалиста по медико-социальной работе необходимы: сострадание, милосердие, чувство гражданской и социальной справедливости.

Профессиональная деятельность социального работника обусловлена совокупностью его личностных качеств, ценностными ориентациями и интересами, которые и оказывают решающее воздействие на систему формирующихся отношений. Основные качества, которыми должен обладать специалист по социальной работе это – эмпатия и умение устанавливать такие взаимоотношения с клиентом, которые помогли бы расположить его к себе, чтобы изменить трудную жизненную ситуацию.

Среди значимых личностных качеств, без которых социальный работник не состоятелен как профессионал, и которые необходимо вырабатывать, если они изначально ему несвойственны, выделяют 3 основные группы:

1.) психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности;

2.) психологические качества, характеризующие социального работника как личность;

3.) психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия); внимание как состояние сознания, эмоциальные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества как самоконтроль, самооценка своих поступков, характеристики Я-концепции, направленность его личности; а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (сопереживание, выявление ожиданий, установок, состояний других людей); аттрактивность (внешняя привлекательность); красноречие (умение внушать и убеждать словом)

Должностные обязанности специалиста по социальной работе

Выполняет и формирует банк данных о неблагополучных семьях, одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке. Устанавливает причины социального неблагополучия, определяет характер и объемы необходимой социальной помощи и услуг, содействует их предоставлению. Составляет «социальный паспорт» семьи. Осуществляет социальный патронаж социально-неблагополучных семей, семей, имеющих детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, семей беженцев и вынужденных переселенцев, семей воинов-интернационалистов и участников военных действий в мирное время; семей, где воспитываются сироты; одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, инвалидов.

Оказывает помощь в подготовке и оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства, госпитализации. Содействует в трудоустройстве членов семьи, активизации ее собственного потенциала, расширению масштабов самопомощи.

Сотрудничает с органами внутренних дел по вопросам профилактики асоциальных форм поведения членов семьи. Участвует в организации оздоровительного отдыха детей.

Анализирует качество и ассортимент оказываемых услуг, прогнозирует перспективы их развития, динамику нуждающихся в социальном патронаже.

Принимает участие в работе по формированию и совершенствованию социальной и семейной политики в регионе, в подготовке и реализации региональных социальных программ. Участвует в работе методического совета, методических объединений социальных работников, в организации и проведении семинаров по социальным вопросам.

Консультирует граждан по социальным вопросам. Координирует деятельность различных государственных, общественных, религиозных организаций и учреждений по оказанию помощи семьям с детьми, одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам. Содействует созданию клубов, групп самопомощи, способствующих объединению семей и граждан по интересам. Организует семейные, детские праздники, конкурсы, соревнования. Ведет необходимую документацию.

Права специалиста по социальной работе

Лица, оказывающие социальные услуги имеют право: на создание условий, необходимых для оказания социальных услуг; на защиту профессиональной чести и достоинства; повышать профессиональную квалификацию; самостоятельно выбирать формы и методы работы с различными категориями населения; устанавливать очередность проведения различных видов работ; составлять проекты программ исследований по избранному и согласованному с руководством направлению; участвовать в реализации социальных проектов.

Лица, оказывающие социальные услуги обязаны: добросовестно оказывать социальные услуги нуждающимся в них лицам; руководствоваться в своей деятельности принципами социального обслуживания, уважать достоинство граждан, семей и их право на самореализацию; не допускать негуманных дискриминационных действий по отношению к гражданам и семьям, получающим социальные услуги; предоставлять обслуживающим лицам полную информацию о полагающихся им видах социальной помощи; сохранять в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей, а также ту информацию, которая может быть использована против обслуживаемого лица; заботиться о поддержании необходимого уровня своих знаний, требуемых для оказания социальных услуг.

Ответственность специалиста по социальной работе

Несет персональную ответственность за ведение документации в соответствии с установленном порядком; за качество и своевременное выполнение своих обязанностей.

Практическая профессиональная деятельность осуществляется в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты: амбулаториях, больницах, специализированных диспансерах, стационарах, отделениях медико-социальной помощи, домах-интернатах, территориальных центрах социальной помощи населению, кризисных центрах и пр. В здравоохранении медицинские работники выполняют ряд функций социальных работников. При этом в следствие специфики современных клиник, когда персонал перегружен массой специфических документов, пациент со своими страхами и переживаниями, личными проблемами выпадает из поля зрения врача. У сотрудников не хватает времени, чтобы предоставить пациенту необходимые сведения и разъяснения, обеспечить душевный комфорт и социальную поддержку. В процессе нахождения пациента в стационаре у человека возникает множество проблем, которые он разрешить самостоятельно не в состоянии. Это и финансовые вопросы (например, получить пенсию), материальная заинтересованность (если прогнозируется неблагоприятный исход и ограничение физических возможностей, тогда необходимо оформить инвалидность), юридические вопросы (оформить завещание, если болезнь неизлечима) и наконец сбор сведений для регистрации смерти и организации похорон. Специалист по социальной работе должен взять часть этих функций на себя, четко разграничив функции с медицинскими работниками.

Задачи и функции специалиста по социальной работе в здравоохранении

В здравоохранении медицинские работники выполняют ряд функций социальных работников. При этом в следствие специфики современных клиник, когда персонал перегружен массой специфических документов, пациент со своими страхами и переживаниями, личными проблемами выпадает из поля зрения врача. У сотрудников не хватает времени, чтобы предоставить пациенту необходимые сведения и разъяснения, обеспечить душевный комфорт и социальную поддержку. В процессе нахождения пациента в стационаре у человека возникает множество проблем, которые он разрешить самостоятельно не в состоянии. Это и финансовые вопросы (например, получить пенсию), материальная заинтересованность (если прогнозируется неблагоприятный исход и ограничение физических возможностей, тогда необходимо оформить инвалидность), юридические вопросы (оформить завещание, если болезнь неизлечима) и сбор сведений для регистрации смерти и организации похорон. Специалист по социальной работе должен взять часть этих функций на себя, четко разграничив функции с медицинскими работниками.

Специалист способен решать следующие профессиональные задачи:

  • управление процессом социальной помощи в ее государст­вен­ных и негосударственных формах;

  • регулирование отношений и взаимодействий в социальной среде на уровне структурной социальной работы;

  • определение и использование оптимальных форм в процессе социальной помощи и защиты населения;

  • организация социальной поддержки различным категориям нуждающихся (группа, общность);

  • защита индивида в трудной жизненной ситуации;

  • проведение научно-практических исследований.

В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит: оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного и коррекционного воздействия; защищать беспомощных в соответствии с законом; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Задачи специалистов по социальной работе в здравоохранении:

в стационаре – участие в приеме и оформлении больного в приемном покое; адаптация больного к больничному режиму; морально-психологическая подготовка больных к операции, особенно детей; организация помощи и ухода после операции; содействие контактам между врачом, пациентом и его родственниками; составление программы работы с тяжелобольными и с лицами с ограниченными возможностями; оказание поддержки родителям, дети которых тяжело больны и проходят длительное лечение; работа с родственниками умерших в клинике; социальная помощь нуждающимся больным; непрерывный контроль за душевным самочувствием больных; овладение навыками первой медицинской помощи и ухода за больными.

после выписки больного из стационараморально-психологическая поддержка (адаптация к новым условиям, если в результате заболевания или травмы индивид потерял работоспособность; психологическая поддержка родственникам, помощь родителям в общении с детьми-инвалидами и их адаптации в кругу своих ровесников и в школе); социальная поддержка (улучшение бытовых условий, подбор этажа проживания, организация ухода на дому, устройство в дом-интернат в случае отсутствия родственников, оформление опекунства, помощь в получении ортопедических приспособлений, протезов, колясок, помощь в выборе новой профессии, профессиональная ориентация детей-инвалидов; материальная помощь – оформление инвалидности, реализация льгот, предоставляемых государством, контроль выдачи больничных листов, спонсорская и гуманитарная помощь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В социальной работе

    Документ
    Вы держите в руках 8-ой выпуск межвузовского научного сборника «Психотехнологии социальной работы». Мы издали внутри этого проекта сотни научных статей.
  2. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии. Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. 

    Сборник статей
    В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях.
  3. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии

    Сборник статей
    Подходит к концу 20-ое столетие. Понятно, что история не кончается. Но уже можно делать некоторые итоги. Итоги, как известно, всегда являются обобщением нашего опыта.
  4. Предисловие дорогие коллеги!

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной
  5. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет факультет социальной работы и клинической

    Документ
    Настоящая программа лекций и семинарских занятий рассчитана на один семестр и предназначена для студентов дневного отделения факультета психологии. В программу включены три взаимосвязанных раздела курса общей психологии: психология

Другие похожие документы..