Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Исполнительный директор ТФОМС по Ивановской области, к.м.н. Ю.М. Тюриков, заместитель исполнительного директора ТФОМС по Ивановской области, зав. кафе...полностью>>
'Документ'
Нечто закрылось в этом неистовом сердце, подобно тяжёлой серебряной двери, за которой она переносила свою боль в тишине, что, возможно, было ужасно. ...полностью>>
'Документ'
Сегодня мир без компьютера – это немыслимое ни кому явление. А ведь мало кто задумывается об устройстве этих “существ”. И уж точно никто не знает нас...полностью>>
'Документ'
Убийства - загадочные, нелепые - следуют буквально одно за другим. И раскрыть тайну этих убийств предстоит Рыжей. Причем сделать это придется быстро ...полностью>>

Структура самообследования (6)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебный план согласован с кафедрами, обеспечивающими чтение обязательных учебных дисциплин и курсов по выбору. В блоке дисциплин специализации учтены региональные особенности, специфика факультета, научные интересы преподавательского состава кафедры мировой истории и международных отношений, являющейся выпускающей кафедрой по специальности. Кафедра определяет перечень и содержание специальных дисциплин (СД) читаемых преподавателями кафедры, объем часов отводимых на ту или иную дисциплину в соответствии с общим количеством времени, отводимым на блок специальных дисциплин. Перечень специальных дисциплин ежегодно обсуждается и утверждается на учебно-методической комиссии факультета и Ученом совете.

Все дисциплины блоков учебного плана обеспечены учебно-методическими комплексами, которые включают примерную и рабочую учебные программы (содержащие обеспечиваемые компетенции, цели и задачи курса, место курса в процессе подготовки специалиста, тематический план, формы промежуточного и итогового контроля, списки основной и дополнительной литературы), экзаменационные билеты, тематику курсовых работ, методические указания по самостоятельной работе для студентов и по контролю за самостоятельной работой для преподавателя, а также учебно-наглядные пособия. В учебном плане преподавания дисциплин федерального компонента в качестве базовых примерных программ используются программы УМО по классическому университетскому образованию разработанные ведущими преподавателями МГИМО (У) МИД РФ. Рабочие программы соответствуют содержанию примерных программ в пределах часов отводимых на аудиторную и самостоятельную работы.

Выводы:

Анализ учебного плана и разработанных преподавателями учебно-методических комплексов свидетельствует о том, что они полностью соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

3.4. Контроль знаний

Сроки промежуточных и итоговой аттестации студентов специальности «международные отношения» определяются учебным планом. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план выставляется итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). В соответствии с учебным планом специальности «международные отношения» студенты должны сдать 36 экзаменов и 40 зачетов.

Для контроля знаний преподавателями кафедр используются следующие формы: тестирование, оценка ответов на практических занятиях, типовые задания, контрольные работы, защита лабораторных работ, устные доклады по теме рефератов, промежуточная аттестация в период между сессиями, зачеты и экзамены в сессионный период, что позволяет оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся доводятся до сведения студентов в течение первого месяца обучения. Фонды оценочных средств разработаны преподавателями по каждой дисциплине, утверждены на заседаниях кафедр, факультетом и представлены в УМК (учебно-методических комплексах). Все курсы, читаемые преподавателями выпускающей кафедры, имеют тесты для текущего контроля знаний.

Кроме того, разработан фонд контрольных вопросов и заданий в виде тестов для контроля остаточных знаний студентов и самостоятельной работы. Основными формами самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры являются выполнение контрольных заданий, тестов, подготовка и написание рефератов, включающее работу с литературой, поиск информации в Интернете. Контроль полученных знаний проводится в виде собеседования, выполнения тестовых, контрольных заданий, контрольного опроса, устных докладов, презентаций, защиты практических работ, рефератов.

Опрос студентов в сессионный период традиционно осуществляется по билетам, утвержденным УМК факультета. Все билеты помещены в индивидуальные конверты, которые вне периода экзамена хранятся в сейфах кафедр. В последние годы по ряду дисциплин в качестве контроля знаний все большее применение находит компьютерное тестирование. Перед экзаменами преподавателями читающими дисциплину проводятся консультации.

3.5. Организация практик

Практики являются неотъемлемой составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, обеспечивающие усвоение теоретических знаний и навыков, а также использованию их в производственных условиях. Организация практик определена государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (Приказ Минобразования России от 5.03.2003 № 1154) и рабочим учебным планом специальности «международные отношения».

Для каждого вида практик разработаны учебно-методические указания, обеспечивающие проведение практик на должном методическом уровне.

Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику. В связи с этим подготовка специалистов-международников на историческом факультете ИГУ предусматривает следующие виды практик:

  • После 1 курса учебная (ознакомительная) практика продолжительностью 1 неделя;

  • После 2 курса учебная практика продолжительностью 1 неделя

  • После 3 курса производственная практика продолжительностью 4 недели;

  • После 4 курса производственная практика продолжительностью 4 недели;

  • После 1 семестра 5 курса преддипломная практика продолжительностью 9 недель.

Общая продолжительность всех видов практик составляет 19 недель, что соответствует государственному образовательному стандарту поколения специальности «международные отношения». Сроки проведения практик определяются графиком учебного процесса.

За истекший период на историческом факультете сложились устойчивые базы практик для студентов-международников. Учебные практики проводятся на базе научно-исследовательских учреждений, входящих в структуру факультета и университета – Центра азиатско-тихоокеанских исследований и Межрегионального института общественных наук. Производственные практики осуществляются на базе Представительства МИД РФ в г. Иркутске, Управления международного сотрудничества и Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска, Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, Службы протокола Аппарата губернатора Иркутской области.

Из числа преподавателей выпускающей кафедры мировой истории и международных отношений назначаются ответственные за практику, а также руководители практики от научно-исследовательского учреждения, административных структур или организации в которые направляется студент. Перед началом практики непосредственным руководителем обязательно проводится инструктаж по технике безопасности. Каждый студент получает конкретное задание, ориентированное на ту базу, где проходит практику. Индивидуальные задания направлены на более глубокое изучение дисциплин, на применение на практике полученных в ходе теоретической подготовки знаний. После практики студенты предоставляют на кафедру письменные отчёты, а также характеристики от внешнего руководителя.

Целью учебных и производственных практик является ознакомление со спецификой практической работы специалиста-международника, развитие навыков языкового общения. Нередко именно практики определяют научные интересы и пристрастия студентов. Характер преддипломной практики определяется темой научно-исследовательской и, соответственно, дипломной работы студента. Во время преддипломной практики студенты определяют цели, задачи, актуальность и практическую значимость выбранного ими направления исследований; изучают современные методы исследований в области международных отношений и мировой политики, осуществляют сбор и обработку литературы и источников по выбранной теме, анализируют полученные данные, интерпретируют их в контексте конкретной проблемы исследования.

3.6. Методическая работа: учебники, учебные пособия

Кафедра мировой истории и международных отношений уделяет большое внимание обеспечению учебного процесса основной и дополнительной литературой по преподаваемым дисциплинам. Преподаватели кафедры постоянно работают с каталогами издательств, необходимые рекомендуют для оформления заявок и приобретения, следят за новыми поступлениями в библиотеку.

Дисциплины блока ГСЭ по специальности 350200 (030701) - «международные отношения» обеспечены учебниками и учебными пособиями с грифом «УМО» изданными ведущими ВУЗами Российской Федерации в количестве соответствующем лицензионному нормативу (0,5 экземпляра на студента). Соответствует нормативу и количество единиц учебной литературы по основным курсам федерального компонента циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин государственного образовательного стандарта.

Все дисциплины учебного плана специальности «международные отношения» обеспечены необходимыми учебно-методическими документами в печатном и электронном видах. Обеспечение учебно-методическими материалами по всему перечню дисциплин основной образовательной программы полностью отвечает всем требованиям и нормам государственного образовательного стандарта.

Выводы:

Преподавателями кафедры мировой истории и международных отношений за последние 5 лет выполнен большой объем текущей учебно-методической работы, связанный с постоянным совершенствованием курсов лекций и практических занятий. Тем не менее, очевидным недостатком является незначительное количество опубликованных в этот период собственных учебно-методических изданий и учебников – их только 4. Отрицательным моментом является и отсутствие собственных учебно-методических разработок с грифом УМО или Министерства образования РФ.

3.7. Аспирантура, докторантура

При кафедре мировой истории и международных отношений, являющейся выпускающей для специальности «международные отношения», открыта аспирантура по специальности 07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая). В состав диссертационного совета Д 212.074.05 по защитам диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук входят 5 докторов наук- членов кафедры.

За отчетный период в аспирантуру поступили 7 человек, закончили аспирантуру 8 аспирантов, из них с представлением диссертационной работы 5 человек, с защитой диссертационной работы в установленные нормативные сроки 5 человек (Табл. 8). Эффективность аспирантуры за отчетный период, таким образом, составила по приему 67 %, и 61,5 %. В докторантуру по кафедре мировой истории и международных отношений за отчетный период поступили и в настоящий момент продолжают работу над докторской диссертацией 4 человека (Табл. 9).

3.8. Научно-исследовательская деятельность, основные научные направления, научно-исследовательские работы, монографии

Кафедра мировой истории и международных отношений, выпускающая кафедра по направлению международные отношения, осуществляет активные научные исследования в ряде областей всеобщей истории и мировой политики. Преподавательский коллектив кафедры в основном представлен специалистами в области истории международных отношений и внешней политики. На кафедре работают высококвалифицированные специалисты в области востоковедения и проблем миграции (проф. В.И. Дятлов), монголоведения (Е.И. Лиштованный), российско-новозеландских (В.П. Олтаржевский) и российско-польских отношений (Б.С. Шостакович). Заведующий кафедрой проф. С.И. Кузнецов – специалист по современной истории Японии и российско-японским отношениям.

При кафедре мировой истории и международных отношений действуют два научно-исследовательских центра: Центр международных и европейских исследований имени Фернана Броделя и Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований. ЦАТИ, во главе с его бессменным руководителем профессором В.П. Олтаржевским, на протяжении многих лет является организатором всероссийских и международных конференций. Центр международных и европейских исследований начиная с 2003 г. является участником проектов Европейского Союза (Tempus/Tacis SNESC MP_JEP 23068-2002, Tempus/Tacis SM_SCM-T083B06-2006, Europeaid/129-368/L/ACT/RU), в рамках которых преподаватели кафедры, специализирующиеся в сфере европейских исследований, наряду с исследовательской работой, имеют возможность совершенствовать учебные курсы по различным аспектам европейской интеграции.

В течение отчетного периода сотрудники кафедры активно участвовали в научных проектах, реализуемых в рамках Межрегионального института общественных наук, который был создан в 2002 г. по программе «Межрегиональные исследования в общественных науках» при поддержке Министерства образования России, Института имени Кеннана, Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. С 2002 по 2008 гг. пост научного директора МИОН занимал д.и.н., профессор, заведующий кафедры мировой истории и международных отношений Г.Н. Новиков. С 2008 г. научным директором является доцент кафедры, к.и.н., Д.В. Козлов. Преподаватели, аспиранты и студенты кафедры составляют ядро группы исполнителей проекта «Сибирь в России и мире: вызовы стратегиям развития» (Аналитическая ведомственная целевая программа Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы»), «Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири, XIX – нач. XXI вв» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.).

Кроме того, преподаватели кафедры стали получателями целого ряда индивидуальных исследовательских грантов Европейской Комиссии (в рамках программы Erasmus Mundus ECW Triple I), Посольства США в России, РГНФ, Московского представительства Фонда Форда, Корпорации Карнеги, Soros Foundation и др.

За отчетный период на кафедре мировой истории выполнялась работа по более чем 14 грантам и программам, но при этом сложно проследить динамику изменения объемов финансирования научно-исследовательских работ, он варьировался от максимального размера в 10 млн. 313 тыс. рублей в 2006 г. до минимального в 2 млн. 35 тыс. рублей в следующем 2007 г., со средним показателем 4 млн. 704 тыс. Данные о финансировании НИР приведены в Таблице 10.

Итогом научно-исследовательской работы является публикация ее результатов в открытой печати. За отчетный период сотрудниками кафедры было опубликовано 3 монографии общим объемом 50 п.л., 4 учебных пособия общим объемом 57,5 п.л., 6 статей в центральных журналах из списка ВАК общим объемом 3 п.л., 15 статей в иностранных журналах общим объемом 17,5 п.л., 98 статей в центральных и вузовских сборниках общим объемом 59,5 п.л. и 80 тезисов докладов на конференциях различного уровня и других публикаций объемом 32 п.л. (Табл. 11)

Преподаватели кафедры принимали активное участие в организации и проведении научных, научно-практических конференций, семинаров. За отчетный период на кафедрой мировой истории было организовано и проведено 2 конференции: в 2009 г. – всероссийская научно-практическая конференция «Россия и Восток: взгляд из Сибири», посвященная 30-тилетию создания Центра азиатско-тихоокеанских исследований; и в 2010 г. – всероссийская конференция в рамках IV Университетских социально-гуманитарных чтений «Восток-Запад в мировой истории: взгляд из Сибири», кафедра также непосредственно участвовала в организации и проведении Международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.Н. Муравьева-Амурского, «Сибирское общество в контексте мировой и российской истории», 1-2 октября 2009 г.

Неотъемлемой составной частью подготовки специалистов специальности «международные отношения» является научно-исследовательская работа студентов. Некоторая часть студентов начинает заниматься научно-исследовательской работой с момента поступления на факультет, большая со 2 – 3 курсов. Научно-исследовательская работа студентов осуществляется на кафедрах под руководством ведущих преподавателей. Студенты-международники принимают активное участие в грантовой тематике исследований проводимых кафедрой мировой истории и международных отношений (табл. 12). Результатами этой работы являются участие значительного количества студентов в научных конференциях различного уровня и публикация результатов исследований в открытой печати. Студенты специальности «международные отношения» непосредственно участвуют в организации и проведении ежегодной студенческой конференции исторического факультета «КЛИО», которая в 2010 г. из внутривузовской переросла в региональную.

3.9. Воспитательная работа

Воспитательная работа со студентами является неотъемлемой частью учебной деятельности в ВУЗе по подготовке молодых специалистов, формированию их научного мировоззрения. При составлении индивидуальных учебных планов преподавателями предусматривается проведение различных воспитательных и культурно-массовых мероприятий на основе изучения интереса студентов. Наиболее опытные штатные преподаватели назначаются кураторами учебных групп и ведут в группах воспитательную работу поддерживая непосредственный контакт со студентами. Работу кураторов организует и координирует заместитель декана по воспитательной работе. На факультете ежегодно проводятся различные мероприятия в проведении которых активное участие принимают студенты (“Геродот”, “Студенческая весна ИГУ”).

В учебных программах дисциплин предусмотрены тематические циклы социально-психологического, экологического характера, культурологические и региональные компоненты, историко-методологические аспекты, позволяющие сформировать у будущего специалиста не только высокие профессиональные, но морально-нравственные качества.

Большую работу кафедры проводит по содействию в организации научно-исследовательской работы и профориентации студентов. Проводятся ознакомительные экскурсии в научные и административные организации, встречи с ведущими отечественными и иностранными учеными, контролируется научная работа студентов.

Кафедра и деканат постоянно информирует студентов о вакансиях по специальности, проводят большую работу по координации контактов с профильными учреждениями по вопросам трудоустройства, а так же организации производственных практик.

На заседаниях кафедры проводится анализ воспитательной работы, обсуждаются приоритетные меры и механизмы воспитательного воздействия.

3.10. Инновационные методы обучения

Наряду с использованием традиционных методов в обучении и форм организации учебного процесса применяются современные инновационные формы работы. При разработке раздела «Обеспечение компетенций» в УМК дисциплины каждый преподаватель рассматривает те или иные методы обучения, определяемые психологической и педагогической целесообразностью и особенностями совместной деятельности преподавателя и студентов. В ходе этого взаимодействия отбираются определенные инновационные методы обучения, перечень которых приведен ниже:

  • интеграция учебного процесса с академической наукой в рамках таких инновационных структур, как Научно-образовательные центры – подготовка специалистов международников ведется при тесном взаимодействии исторического факультета и НОЦ Межрегиональный институт общественных наук при ИГУ;

  • привлечение к чтению лекций ведущих отечественных ученых;

  • привлечение студентов к участию в научных семинарах-дискуссиях, конференциях, круглых столах;

  • использование в учебном процессе современного научного оборудования, материалов и информационных ресурсов центров коллективного пользования – студенты-международники, в зависимости от выбранного ими региона специализации пользуются ресурсами Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований и Центра международных и европейских исследований им. Ф. Броделя (Табл. 13);

  • разработка тестов для тестирования в виртуальном пространстве информационно-образовательной среды открытого образования (ВП ИОС ОО);

  • преподавание дисциплин в форме авторских курсов, составленных на основе результатов исследований, учитывающих региональную и профессиональную специфику;

  • использование возможностей мультимедиа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура самообследования (2)

    Документ
    На основании приказа ректора (№256 от 30.09.2010) в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений назначена государственная лицензионная экспертиза образовательной программы специальности 013100 (020801) «Экология».
  2. Структура самообследования (1)

    Документ
    В соответствии с приказом ректора ИГУ №256 от 30.09.2010г. на факультете сервиса и рекламы в период с 01 октября 2010 по 20 ноября 2010 проведено самообследование по профессиональной образовательной программе 100103 «Социально-культурный
  3. Структура самообследования (4)

    Документ
    В соответствии с приказом ректора ИГУ №256 от 30.09.2010г. на факультете сервиса и рекламы в период с 01 октября по 20 ноября 2010 года проведено самообследование по профессиональной образовательной программе 032001 «Документоведение
  4. Структура самообследования (3)

    Документ
    На основании заявления ректора, решения Ученого Совета Иркутского государственного университета в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений (утвержденной председателем государственной инспекции по аттестации учебных
  5. Структура самообследования (5)

    Документ
    На основании заявления ректора, решения Ученого Совета Иркутского государственного университета и Программы аттестации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, утвержденной председателем государственной инспекции

Другие похожие документы..