Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Разработка и внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, устанавливающего порядок регистрац...полностью>>
'Документ'
В. Кравченко Вікторія Олександрівна ІІ ЗШ І-ІІІ ступенів №3 Міщенко С.Г. Рудакова Анна Миколаївна ІІІ ЗШ І-ІІІ ступенів №8 Пазюк О.І. Слабоуз Янна Вас...полностью>>
'Программа'
Сборник тезисов 66-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений БГУ. Минск, 9 апреля 200...полностью>>
'Реферат'
Представлена краткая характеристика Ямбургского месторождения, тектоника, литология и физико-химические свойства газа, показатели разработки всех УКП...полностью>>

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г определяет приоритетные цели и задачи, решение (1)

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация системы сопровождения детей
с проблемами в развитии в Новосибирской области

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и дальнейшее их психолого-педагогическое сопровождение.

Как известно, приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может ограничиваться рамками задач преодоления трудностей в обучении, но предусматривает включение задач обеспечения успешной социализации. В соответствии с методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. 3 28-51-513/16) основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного становления, развития личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик, а также защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Следовательно, технология «Сопровождение в образовании» должна развиваться как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода (Л.М. Шипицына Комплексное сопровождение детей. С-П.,2003). Мультидисциплинарный подход требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Поэтому, первостепенной задачей для Новосибирской области в настоящий момент является, прежде всего, повсеместное создание служб сопровождения и организация единого нормативно-правового пространства. На первый план выходит требование оптимизации взаимодействия педагога-психолога с социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником, классным руководителем с целью обеспечения максимальной эффективности сопровождения участников образовательного процесса. Такое взаимодействие может быть построено в рамках Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (далее – Службы).

Единая организационно-управленческая модель Службы предусматривает:

  • во-первых, межведомственное взаимодействие органов управления образования, здравоохранения, соцзащиты, внутренних дел, иных ведомств в интересах защиты детства, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения;

  • во-вторых, общую стратегию работы с детьми всех специалистов службы сопровождения образовательного учреждения;

  • в-третьих, единую вертикаль управления структурными подразделениями системы ППМСиП обеспечения от уровня образовательного учреждения до соответствующих подразделений региональных органов.

Основой для осуществления межведомственного взаимодействия и преемственности в деятельности органов управления образованием на всех управленческих уровнях является единая государственная политика в сфере защиты детства, зафиксированная в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования (2006-2010 годы), Концепции инновационного развития образования Новосибирской области.

Построение эффективной системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи в образовательном учреждении позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса.

Известно, что в теории сопровождения важным положением выступает и сам ребенок, и его родители (законные представители), и педагоги, и ближайшее окружение. Именно согласованное действие «команды» является одним из гарантов успешной социализации личности ребенка. Поэтому в практике наряду с независимыми центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи необходимо создавать службы или группы сопровождения непосредственно в учреждениях (психолого-медико-педагогические консилиумы).

Деятельность центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи и служб сопровождения образовательных учреждений (ПМПк) направляется на обеспечение согласованных процессов:

  • Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях;

  • «Заявительное» сопровождение в районных ППМС-центрах;

  • Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированное оказание помощи детям потенциальной «группы риска» (профилактика). Индивидуальное сопровождение, в основном, осуществляется созданными в ОУ психолого-медико-педагогическими консилиумами, в состав которых могут входить педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и медицинские специалисты данного учреждения.

Основные задачи ПМПк в ОУ:

  • Защита прав и интересов ребенка;

  • Диагностика обучающихся и воспитанников по проблемам развития;

  • Выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

  • Консультирование всех участников образовательного процесса по возможным путям решения проблем;

  • Групповые занятия, тренинги с учителями, воспитателями, учащимися по изменению стереотипов поведения, развитию коммуникативных навыков.

  • Профилактические мероприятия.

Дети реальной «группы риска» (т.е. дети с проблемами в развитии, находящиеся под воздействием нескольких факторов риска) направляются в специально организованные для этих целей центры, службы сопровождения, которые, по возможности, выявляют проблемы развития, т.е. осуществляют «заявительное» сопровождение или сопровождение по «заявке» родителей (законных представителей), педагогов. В основном это – ППМС-центры, призванные оказывать психологическую и медико-социальную помощь всем участникам образовательного процесса в решении проблем развития ребенка, ведут психологическое просвещение всех участников образовательного процесса и внедряют уже разработанные и апробированные программы (психологические, логопедические, социальные и др.). При этих центрах должны функционировать психолого-медико-педагогические комиссии. Психолого-медико-педагогические комиссии обеспечивают взаимодействие ПМП-консилиумов образовательных учреждений

К системному сопровождению относится ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования», который представляет интересы всех районных служб сопровождения в системе образования, союз науки, практики и управления и способствует развитию данных служб в целом. В состав Центра входит главная областная психолого-медико-педагогическая консультация (ГОПМПК).

Таким образом, для успешной реализации Концепции модернизации образования в Новосибирской области необходимо создать поуровневую организацию служб сопровождения:

  1. Первичный уровень

Образовательные учреждения и созданные при них группы сопровождения, психолого-медико-педагогические консилиумы (медико-педагогические, педагогические консилиумы).

  1. Муниципальный уровень

Районные службы сопровождения, ППМС-центры, при которых функционируют психолого-медико-педагогические комиссии.

  1. Областной уровень

ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования», Главная областная психолого-медико-педагогическая консультация.

Положение о порядке открытия и организации деятельности
психолого-медико-педагогически комиссий
на территории Новосибирской области


  1. Общие положения

    1. Настоящее положение регулирует организационно-методическую основу деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Новосибирской области.

    2. Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) создаются в рамках приоритетных целей и задач модернизации российского образования, решение которых требует построения адекватной системы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении. В настоящее время оптимальным является организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра.

    3. Под системой ПМПК понимается трёхуровневая организационная структура, в состав которой входят:

  • на областном уровне – Государственная областная психолого-медико-педагогическая консультация при Государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования», которая является головной по отношению к муниципальным ПМПК;

  • на муниципальном (районном) уровне – муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии, которые являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений.

  • на первичном уровне (уровне образовательного учреждения)- психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

    1. Для получения права определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья ПМПК проходит обязательную экспертизу в порядке, установленным Департаментом образования Новосибирской области, по результатам которой получает соответствующее разрешение.

    2. В своей деятельности ПМПК руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, решениями Департамента образования Новосибирской области, настоящим Положением.

    3. Деятельность системы ПМПК и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета системы образования Новосибирской области, муниципальных (районных) образований области, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность ПМПК.

    4. ПМПК работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, социальной защиты, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

  1. Цели и задачи

    1. Целью ПМПК является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

    2. Деятельность ПМПК направлена на решение следующих задач:

      1. Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии от 0 до 18 лет:

  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития; определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;

  • подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также – лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

  • разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

      1. Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК; родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении по вопросам, находящимся в компетенции ПМПК.

      2. Методическое сопровождение на муниципальном уровне – ПМП консилиумов образовательных учреждений, на областном уровне – муниципальных ПМПК, в т.ч.:

  • Программно-методическое обеспечение дальнейшего сопровождения детей с проблемами в развитии через внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.).

  • Организация семинаров, конференций по актуальной тематике для практических работников системы образования, здравоохранения, социальной защиты по вопросам организации сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении.

      1. Координация взаимодействия специалистов ПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных учреждений, родителями (законными представителями) для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий.

      2. Осуществление контроля исполнения рекомендаций ПМПК и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследования в условиях ПМПК.

      3. Анализ собственной деятельности ПМПК и деятельности ПМПк образовательных учреждений на муниципальном уровне, и деятельности муниципальных ПМПК на областном уровне (по заказу/запросу Управления /Департамента образования района/области).

      4. Формирование банка данных о детях и подростках с нарушениями в развитии.

      5. Создание информационной базы данных об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи.

      6. Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной и правовой культуры населения.

  1. Организационные основы системы ПМПК в Новосибирской области

Структура ПМПК в системе образования Новосибирской области обеспечивает ее функционирование на трех уровнях:

3.1. Первичный уровень

3.1.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений всех видов и типов (за исключением ППМС-центров) - являются одной из форм работы Службы ППМСиП сопровождения в рамках ОУ по оказанию первичной ППМСиП помощи детям с проблемами в развитии и обучении с первых дней пребывания ребенка в учреждении.

3.1.2. ПМПконсилиумы образовательных учреждений любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы:

  • создаются приказом руководителя образовательного учреждения; общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения

  • являются одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

  • обеспечивают диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

  • проводятся с периодичностью не реже одного раза в квартал.

3.1.3. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

3.1.4. Состав психолого-медико-педагогических консилиумов на уровне образовательного учреждения зависит от кадровой обеспеченности:

Вариант 1

Организация ПМПк непосредственно на базе образовательного учреждения (осуществляется при наличии всех специалистов ПМПк: психолог, учитель-дефектолог/логопед, социальный педагог, медицинский работник).

Вариант 2

При недостаточной кадровой обеспеченности специалистами ППМСиП сопровождения в образовательном учреждении создаётся педагогический (Пк) или медико-педагогический (МПк) консилиум, деятельность которых сопровождается:

а) муниципальной ППМК или ППМС центром различной направленности;

б) ПМП консилиумом образовательного учреждения, имеющего специалистов необходимой квалификации и расположенного на территории, приближенной к данному образовательному учреждению (сетевой принцип организации), на договорной основе.

Данные специалисты на основании договора с образовательным учреждением принимают участие в разработке программ сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении на основе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. В этом случае в образовательном учреждении действуют группы сопровождения, направляемые в своей деятельности Службами курирующих учреждений, и педагогические (медико-педагогические) консилиумы.

3.2. Муниципальный (районный) уровень

      1. Органам управления образованием рекомендуется создание ПМПК на муниципальном уровне как структурного подразделения образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центра) или как ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК.

      2. ПМПК - обеспечивает выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания данного конкретного ребенка, формирует банк данных о детях с проблемами в развитии.

      3. ПМПК является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений, организует и проводит социопсихологический мониторинг системы ПМПк на уровне муниципалитета, организует взаимодействие ПМПк образовательных учреждений на территории района (города) и координируют их деятельность.

      4. ПМПК муниципального уровня открывается на десять тысяч несовершеннолетних.

      5. С целью оказания ППМСиП помощи детям с проблемами в развитии ПМПК взаимодействуют с:

  • специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, которые создаются для лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуют специальные условия для получения образования, предупреждение вторичных отклонений в развитии, их коррекцию, компенсацию средствами образования, в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среды жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и другие услуги.

  • образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), которые осуществляют первичную и специализированную комплексную помощь всем субъектам образовательного процесса; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют социально-психологическую экспертизу и мониторинг образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности специалистов сопровождения общеобразовательных учреждений на территории своего района.

Состав специалистов ППМС центра

ППМС-центр открывается на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Минимальный состав специалистов ППМС центра, профилированного на выполнение функций ПМПК: директор, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, методист (ставки от системы образования), невролог, психиатр (сохранение за данными работниками постоянного места работы в системе здравоохранения, закрепив за ними функциональные обязанности работников ПМПК и приравняв по условиям оплаты труда и продолжительности отпуска ко всем остальным работникам ПМПК соответственно должностям и квалификации).

      1. Координацию деятельности ПМПК по административной линии осуществляет специалист в отделе муниципальных органов управления образованием, который организует и контролирует деятельность по комплексному ППМСиП обеспечению образования на уровне муниципального образования, обеспечивают информационное и организационное единство служб сопровождения в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; координирует и осуществляет контроль за воспитанием, обучением, правовой и социальной защитой детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями; координирует взаимодействие со специалистами здравоохранения, социальной защиты населения, пенсионного фонда, учреждений образования, общественных организаций и других структур по вопросам организации комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, а также по вопросам организации обучения и воспитания, специального образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов по вопросам комплексного ППМСиП обеспечения образования на муниципальном уровне; регулярно проводит совещания, конференции, семинары по актуальным вопросам психолого-медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;

3.3. Областной уровень

3.3.1. Государственная областная психолого-медико-педагогическая консультация (ГОПМПК) входит в состав ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования» в качестве структурного подразделения.

3.3.2. ГОПМПК в особо трудных и конфликтных случаях проводит комплексное диагностическое обследование несовершеннолетних и разрабатывает рекомендации, направленные на определение специальных условий для получения образования и сопутствующего медицинского обслуживания данного конкретного ребенка.

3.3.3. ГОПМПК является головной по отношению к муниципальным ПМПК; обеспечивает организацию системы ПМПК в области, научно-методическое, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение их деятельности. Специалисты ГОПМПК организуют и контролируют деятельность по комплексному ППМСиП сопровождению детей с проблемами в развитии и обучении, обеспечивают информационное и организационное единство системы ПМПК на территории области; организуют выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих эту деятельность; организуют разработку и реализацию региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении, организуют и проводят социопсихологический мониторинг региональной системы ПМПК; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении. В диагностически сложных случаях специалисты ГОПМПК направляют ребенка в диагностические группы круглосуточного пребывания Школы-центра ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования», где на основе углубленной комплексной диагностики разрабатывает различные модели сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении на уровне образовательного учреждения.

3.3.4. Координацию деятельности ПМПК по административной линии осуществляет специалист в отделе департамента образования, который организует и контролирует деятельность по комплексному ППМСиП обеспечению образования на уровне области, внедряет систему государственно-общественного контроля за соблюдением прав детей в образовательных учреждениях на территории области; осуществляет контроль за воспитанием, обучением, правовой и социальной защитой детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями; координирует взаимодействие со специалистами здравоохранения, социальной защиты населения, пенсионного фонда, учреждений образования, НИПКиПРО, общественных организаций и других структур по вопросам организации комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, а также по вопросам организации обучения и воспитания, специального образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья; контролирует выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, издает приказы, распоряжения и другие документы по вопросам комплексного ППМСиП обеспечения образования на областном уровне; организует регулярное проведение совещаний, конференций, семинаров по актуальным вопросам психолого-медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г определяет приоритетные цели и задачи, решение (2)

    Решение
    В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2)

    Документ
    О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаОбъявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р:
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России

    Документ
    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (1)

    Документ
    России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Роль образования в развитии российского общества

    Документ
    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций

Другие похожие документы..