Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Выполнение и защита курсовых работ: метод. рекомендации для студ. экон. фак-та спец. «Математические методы в экономике» / сост. Н.Ф. Симонова, Н.В. ...полностью>>
'Документ'
Совет глав государств СНГ на заседании 16 сентября 2004 года в Астане рассмотрел информацию о решении некоторых вопросов, негативно влияющих на много...полностью>>
'Документ'
Дисципліна має за мету засвоєння принципів і технологій побудови локальних і розподілених комп’ютерних систем (КС) і мереж, їх фізичної та логічної а...полностью>>
'Документ'
На виконання рішення колегій Міністерства освіти і науки України, Міністерства внутрішніх справ України, Міністерства України у справах сім'ї, молоді...полностью>>

Примерная программа воспитания социально активной личности студента

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Разработана в ходе выполнения проекта «Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной Программы воспитания социально активной личности студента».

Научный руководитель проекта: В.С.Кагерманьян

Москва

2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ 1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 1

Разработана в ходе выполнения проекта «Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной Программы воспитания социально активной личности студента». 1

2

ПРИМЕРНАЯ 3

Введение (паспорт Программы). 3

1.Социально-экономические предпосылки. 5

2. Краткая характеристика состояния воспитания студентов в вузах. 7

3.Основные теоретические и методологические аспекты воспитания студентов вузов в современных условиях. 11

4.Основные направления реализации Примерной Программы воспитания в системе высшего образования России. 27

4.1.Управление воспитательной деятельностью в вузах. 27

Срок выполнения 27

4.2.Воспитание студентов в высших учебных заведениях. 32

в разделе 5 32

5. Рекомендации, методики, технологии, опыт воспитательной деятельности. 61

5.1. Рекомендации по организации работы и подготовке нормативных документов. 61

5.2. Внеучебная воспитательная деятельность в вузе: общеметодические рекомендации. 72

5.3. Гуманитарная среда вуза 78

5.4. Опыт воспитательной деятельности высших учебных заведений 87

5.5. Рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов. 94

Организация научно-исследовательской деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе 94

5.6. Примерная учебная программа образовательно-воспитательного цикла лекций «Формирование личности в пространстве естественнонаучной культуры» 124

5.7. Рекомендации по повышению уровня экологического образования и воспитания. 133

5.8. Концепция духовно-правового воспитания студенческой молодежи 137

5.9. Концепция духовно-правового развития подвижничества и карьеры молодых людей, ориентированных на резкое увеличение культурного и социально-экономического потенциала России. 145

5.10. Рекомендации по повышению уровня развития студенческих научно-исследовательских коллективов. 160

5.11. Методика оценки качества системы воспитания в высших учебных заведениях. 173

5.12. Комплекс компьютерных тестов для самооценки степени сформированности различных качеств специалиста в облас­ти научно-технической деятельности. 177

5.13. Результаты социологического исследования по теме «Воспитание и социальная активность студентов». 182

5.14. Библиография документов и опубликованных источников по проблемам воспитания. 184

ПРИМЕРНАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Введение (паспорт Программы).

Наименование Программы – Примерная программа воспитания социально активной личности студента.

Государственный заказчик Программы - Министерство образования Российской Федерации.

Разработчик Программы - Научно-исследовательский институт высшего образования.

Исполнители Программы - высшие учебные заведения России.

Цели Программы:

сохранение и развитие социально-исторической преемственности и национальной культуры народов России, формирование духовно-нравственных качеств социально активной личности;

воспитание граждан России патриотами, гражданами правового демократического государства, уважающими права и свободы личности, проявляющими национальную и конфессиональную терпимость, содействующими развитию культуры межнациональных отношений;

формирование у студенческой молодежи современного научного мировоззрения и принципов миропонимания;

развитие культуры физического воспитания и здоровья личности, сознательного отношения к семье, её традициям и принципам;

формирование современной мотивации к труду, профессиональной карьере и навыков правильного поведения в условиях внутрипрофессиональной и межпрофессиональной конкуренции на рынке труда.

Задачи Программы:

разработка эффективных мер, технологий и механизмов воспитательной политики в области высшего образования, формирования у студентов научного мировоззрения, отражающего гуманистические принципы, систему фундаментальных общечеловеческих и национальных ценностей, культуру межнационального общения;

разработка и реализация системы мероприятий и механизмов, содействующих развитию социализации личности, её роли в социальной практике и профессиональной деятельности;

разработка и реализация эффективных социокультурных технологий, повышающих значение развития личности в социальной практике, норм толерантного сознания и поведения;

разработка эффективных условий для реализации возрастающих требований к общей образованности и воспитанности личности.

Этапы реализации Программы в вузах - в течение срока обучения студентов.

Содержание основных блоков мероприятий:

разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вузов требований, воспитывающих и формирующих личность на основе норм социального поведения в гражданском обществе;

создание в высших учебных заведениях условий для развития личности и её творческой активности;

развитие гуманистической воспитательной среды и вариативных воспитательных систем в вузах;

разработка основных направлений и формирование структуры управления воспитательной деятельностью в вузе.

Ожидаемые конечные результаты:

создание нормативно-правовой, организационной и научно-методической базы формирования эффективных воспитательных систем в вузах;

создание системы мониторинга развития и реализации воспитательного потенциала вуза, разработка эффективных форм, методов и технологий воспитания студентов в современных условиях;

создание системы организационных форм, методов и средств профилактики асоциального поведения студенческой молодежи.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом её выполнения осуществляют – Ректорат, Ученый совет вуза, Совет по воспитательной работе, проректор по воспитательной работе и его аппарат управления, органы студенческого самоуправления и соуправления.

1.Социально-экономические предпосылки.

Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общест­венно-политической и государственной жизни России, имеют важней­шие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В Рос­сии происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обнов­ленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованнос­ти, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-эко­номической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.

Одновременно с этим реформирование всех общественных отно­шений, осуществляемое в пределах очень короткого исторического отрезка времени, неизбежно привело к обострению ряда проблем - политических, экономических, культурных, социально-психологичес­ких, межнациональных.

В этой сложной и противоречивой ситуации молодежь оказалась наиболее уязвимой категорией общества. "Стартовые условия" ее вхождения в самостоятельную жизнь значительно ухудшились, что выразилось в резком понижении социального статуса молодежи, ее экономического положения и углубления дифференциации вследствие ограничения доступа молодежи к образованию и культурным ценнос­тям.

Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности. К числу таких проблем относятся: кри­зис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложняло процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.

Одновременно в обществе произошло размывание национальной специфики российской культуры, снижение её духовной роли в обще­национальном и общемировом цивилизационном процессе. Разрушение духовно-нравственных основ материального и социального бытия сопровождалось падением ценности творческого труда как базового условия самореализации личности и процветания общества. Это привело к росту асоциальных и противоправных форм моло­дежной активности. Появление социально уязвимых групп молодежи и одновременное культивирование элитарности других, объективно привело росту индивидуализма в его острых проявлениях, фор­мирующее в отдельных слоях молодежи чувство социальной бесперс­пективности и стимулирующей тем самым асоциальные формы протеста.

Уменьшение государственной поддержки образования в период резкого изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации обусловили ослабление и частичное разрушение результативности образовательной и воспитательной систем. Последствием этого негативного процесса стал почти полный распад сложившейся в предшествующие годы традиционной системы воспитания. Формирование новых систем протекало стихийно, недостаточно научно обосновано и зачастую не отвечало новым потребностям общества и личности.

Однако стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодежи. Именно эта часть молодежи оказывает существенное, а вскоре будет оказывать решающее влияние на общественные процессы, демократическое и экономическое обновление России, её духовную атмосферу, социально-психологический климат и станет источником того нового, что должно характеризовать Россию первого десятилетия ХХI века.

В последние годы проблемам воспитания студенческой молодежи посвящен ряд психолого-педагогических, социологических и социально-философских исследований. Результатом этих исследований стала разработка различных концептуальных подходов к вопросам воспитания и конкретным воспитательным системам различных учебных заведений (общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений).

Анализ опубликованных концепций показал, что для решения проблемы воспитания в образовательной сфере уже сложились определенные теоретико- методологические и научно-методические предпосылки. Но при этом следует указать не только на необходимость критической оценки ряда научных материалов, но и на отсутствие исследований, в которых комплексно и всесторонне анализировались бы проблемы молодежи в целостной системе государственной молодежной политики.

Положения, изложенные в государственных и ведомственных Министерства образования РФ документах, создали методологическую и научно-практическую базу для восстановления и дальнейшего развития системы воспитательной деятельности в российских учебных заведениях.

2. Краткая характеристика состояния воспитания студентов в вузах.

В высшей школе России сложилась и действует система обучения, обеспечивающая статус России как одной из самых образованных стран мира. Вместе с тем, изменение государственно-политического и социально-экономического строя в России создало принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей и поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.

Воспитание студенческой молодежи в вузах России осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.

С другой стороны, воспитание студенчества проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у студентов. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством. Подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой вузов. Наиболее существенной проблемой, ухудшающей настроение и психологическую атмосферу в студенческой среде сегодня являются социально-экономические условия и обстоятельства бытия, где одной из самых острых является проблема социального неравенства.

Происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания у некоторой части студентов в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, воровство, проституция, и др. В студенческой среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности.

Несмотря на то, что приоритетность личности в высшем образовании возрастает и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой.

Воспитание ещё не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Разрыв единства системы обучения и воспитания сохраняется.

Имеет место нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обуславливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса.

До настоящего времени во многих негуманитарных вузах не осуществился процесс сущностной интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования. В среде преподавателей и студентов все еще бытует мнение о бесполезности приобретаемых гуманитарных знаний, невозможности увязать их с получаемой профессией, временности высказываемых истин. Студенты не осознают ориентирующий характер социально-гуманитарных дисциплин в условиях существующей поливариантности взглядов на мир и неопределенности самой жизни.

Следовательно, в современной учебно-воспитательной практике гуманитарное знание не прошло еще путь от идеологии к научным истинам, а через них к пониманию и усвоению студенческой молодежью ориентирующего характера общечеловеческих и национальных ценностей.

Недостаточный воспитательный потенциал высшей школы в значительной степени обусловлен неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста, а в ряде случаев и своих нравственных принципов. Значительная часть преподавателей сосредоточилась на усложняющихся жизненных проблемах. Многие из них, потеряв веру в успех, рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней социально-политической и психологической ситуации, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества.

Отрицательно влияет на воспитательную систему в вузах снижение в обществе социального статуса научно-педагогических работников, отсутствие у преподавателей материальных и моральных стимулов для эффективного педагогического труда.

Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Остро встает вопрос разработки новых технологий воспитания студенчества (новых психолого-педагогических установок, методов и форм), отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество.

Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Для значительной части студентов внеучебное время становится рабочим временем и основным способом выживания.

Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение.

Для построения научной картины мира, освоения методологии её изучения в высшей школе нет эффективных учебных спецкурсов, которые в общей совокупности могли бы создать основу для полноценного развития личности.

Отставание системы образования от объективных потребностей общества и личности проявляется в сознании молодежи через агрессивность, жестокость, нетерпимость и склонность к насилию. В тоже время, даже при изучении в вузах социально- гуманитарных и естественнонаучных дисциплин не ставится и не реализуется задача научить молодое поколение принимать разнообразие идей и мнений, формировать толерантное сознание и не потерять при этом способность мыслить самостоятельно.

Характеризуя состояние воспитательной деятельности в высшей школе, необходимо отметить, что система воспитания студенческой утратила наступательный характер, ещё недостаточно эффективна для решения сложных задач формирования социально активной личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа гражданско-патриотического воспитания в волгоградском государственном университете «родина россия будущее»

    Программа
    1. История Волгоградского государственного университета неразрывно связана с историей города Волгограда (до 1961 года Сталинграда). Университет расположен на территории, где 65 лет назад сражалась 64-армия, в составе которой воевали
  2. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  3. Бюллетень новых поступлений за август 2003 года

    Бюллетень
    В настоящий «Бюллетень» включены книги и диссертации, поступившие во все отделы Научной библиотеки в августе 2003 года. «Бюллетень» составлен на основе записей электронного каталога.
  4. Примерная программа дисциплины социальная психология федерального компонента цикла опд. Ф. 07 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социальная психология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.07 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:
  5. Содержание раздел Проблемы модернизации высшего профессионального образования

    Документ
    Рассматривается значение системы «контроль – диагностика – коррекция – оценка» и ее элементов при решении проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в системе высшего образования.

Другие похожие документы..