Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Если вы спросите меня, то я без задумки отвечу, что это парк Швейцария, и дело совсем не в аттракционах. По размеру это место занимает довольно значи...полностью>>
'Документ'
Настоящие правила производства и приемки геодезических работ необходимо соблюдать при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом пе...полностью>>
'Программа'
Данная экскурсия представляет собой уникальную возможность открыть для себя мир Чеховской Москвы, а именно познакомиться со многими памятниками и дос...полностью>>

Программа повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений нпо и спо разработчик программы повышения квалификации (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д Е. Быков

«____»_____________ 2010г. м.п.


ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Программа повышения квалификации
педагогических работников образовательных
учреждений НПО и СПО

Разработчик программы повышения квалификации:

Измайлов Валентин Дмитриевич,

к.т.н., доцент кафедры «Химическая технология и промышленная экология»

САМАРА 2010

ГОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АННОТАЦИЯ

Курс предназначен для проведения краткосрочного повышения квалификации педагогических работников Государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области.

Основные задачи заключаются в ознакомлении с современными методиками активного обучения, компьютерными и информационными технологиями при преподавании экологии и рационального природопользования.

Предусматривается знакомство преподавателей с основами непрерывного экологического образования, задачами реформирования экологического образования и воспитания. Особое внимание уделяется методике преподавания, организации практических занятий и лабораторного практикума.

Сформулированы подходы к комплексному использованию природных ресурсов и инженерным принципам рационального природопользования на примере Федеральной программы социально-экологической реабилитации Самарской области.

В теоретическом плане и на практических занятиях обсуждается информатизация сферы образования и новые активные методы обучения, их практическое внедрение при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин.

Эффективность обучения может быть отражена в следующих результатах.

Слушатель должен знать:

  • современные экологические проблемы человечества;

  • экологические принципы охраны природы и рационального природопользования;

  • современную экологическую ситуацию в Самарской области;

  • методику преподавания основных разделов экологических дисциплин;

  • современные методы представления и поиска экологической информации в сфере образования.

Слушатель должен уметь:

  • сформулировать содержание и выполнить выпускную аттестационную работу по предложенной или собственной (согласованной) тематике;

  • осуществить прогнозирование и оценку негативных последствий для окружающей среды и человека в результате техногенного воздействия;

  • использовать современные модели преподавания экологии;

  • использовать компьютерные и информационные технологии в образовании;

  • развивать новые формы активных занятий и использовать их в обучении.

Слушатель должен приобрести навыки:

  • организации лабораторного практикума и практических занятий по экологии;

  • анализа состояния природных ресурсов на территории РФ и Самарской области;

  • внедрения компьютерной техники для целей игрового моделирования и методов активного обучения.

Слушатель должен владеть основными методиками преподавания экологии и рационального природопользования, совершенствования экологического образования и использования активных методов обучения в своей профессиональной деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОГЛАСОВАНО:

Министр образования и науки

Самарской области

____________ Овчинников Д.Е.

«____»_____________ 2010г.

м.п.

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

_____________ Д. Е. Быков

«____»_____________2010г.

м.п.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Экология и рациональное природопользование

Цель: освоение современных методов преподавания экологии и рационального природопользования с использованием новых форм активного обучения и компьютерных технологий

Категория слушателей: педагогические работники начального и среднего профессионального образования

Срок обучения: _________________________ _ _____________________________36 часов

Режим занятий: __________________________ _______________________6 часов в день

п/п

Наименование

разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе:

Формы

контроля

Лекции

Практические

занятия

1.

Основы непрерывного всеобщего экологического образования

2

2

2.

Основы общей экологии

18

6

12

Зачет

3.

Рациональное природопользование.

4

2

2

4.

Новые информационные технологии в учебном процессе

12

4

8

Зачет

Итого:

36

14

22

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д. Е. Быков

«____»_____________ 2010г. м.п.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Экология и рациональное природопользование

Цель: освоение современных методов преподавания экологии и рационального природопользования с использованием новых форм активного обучения и компьютерных технологий

Категория слушателей: педагогические работники начального и среднего профессионального образования

Срок обучения: _________________________ ______________________________36 часов

Форма обучения: _____________ _____________________с отрывом от производства

Режим занятий: ______ ___________________________________________6 часов в день

п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Всего

час.

В том числе

Лекции

Практические

занятия

Форма

контроля

1

2

3

4

6

7

1.

Основы непрерывного всеобщего экологического образования

2

2

1.1

Нормативная база непрерывного экологического образования

1

1

1.2

Концепции развития экологического образования и воспитания в Самарской области

1

1

2

Основы общей экологии

18

6

12

Зачет

2.1

Методика преподавания экологии

8

4

4

2.2

Организация практических занятий и лабораторного практикума

10

2

8

3.

Рациональное природопользование.

4

2

2

3.1

Принципы рационального природопользования

3

1

2

3.2

Самарская область, как природнотехническая геосистема

1

1

4.

Новые информационные технологии в учебном процессе

12

4

8

Зачет

4.1

Информатизация сферы образования

6

2

4

4.2

Использование новых методов обучения

6

2

4

Итоговая аттестационная работа

Защита с оценкой

Итого:

36

14

22

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Защита природы от промышленных загрязнений становится одной из важнейших глобальных проблем. Важное место в решении этой задачи занимает экологическое образование. Оно способствует становлению экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. При этом на первое место должно быть поставлено изменение мышления человека, смена его поведения. Это сложная задача не для одного поколения людей, решение которой невозможно без экологического образования и воспитания.

Курс предназначен для проведения краткосрочного повышения квалификации педагогических работников Государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области.

Цель настоящих курсов - дать базовую подготовку преподавателям, которые смогут заинтересовано и убежденно ввести в образовательное поле экологические дисциплины. Основные задачи заключаются в ознакомлении с глобальными экологическими проблемами, современными методиками экологического образования и приемами рационального природопользования, компьютерными и информационными технологиями при преподавании.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ВСЕОБЩЕГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1. Нормативная база непрерывного экологического образования.

Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Методические задачи совершенствования экологического образования. Аспекты обеспечения экологической безопасности. Задачи экологического образования системе начального и среднего профессионального образования.

Тема 2. Концепции развития непрерывного экологического образования и воспитания населения Самарской области.

Актуальность проблемы. Современное состояние экологического образования. Задачи реформирования экологического образования и воспитания.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

Тема 2.1. Методика преподавания экологии.

Цель, принципы и содержательная основа экологического образования. Пирамида экологического образования. Анализ современных моделей экологического образования. Методика преподавания отдельных разделов курса. Экологическое образование в современном высшем учебном заведении, системе СПО и НПО.

Тема 2.2. Организация практических занятий и лабораторного практикума.

Имитационные экологические игры. Виды программированных заданий. Методика составления экологических задач. Методические требования к постановке экологического практикума. Исследовательская деятельность учащихся в системе экологического образования. Организация школьного экологического мониторинга.

РАЗДЕЛ 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема 3.1. Принципы рационального природопользования.

Общие инженерные принципы рационального природопользования. Комплексное использование природных ресурсов, малоотходные и безотходные технологии. Охрана окружающей среды- главный путь преодоления экологического кризиса Экономика природопользования.

Тема 3.2. Самарская область, как природнотехническая геосистема.

Общая характеристика Самарской области. Самоочищаемость территории. Почва, гидросфера, атмосфера Самарской области. Приоритетные загрязнители, оценка по критериям: ИЗА., ИЗВ, санитарное число. Фауна и флора, редкие и исчезающие виды. Федеральная программа социально-экологической реабилитации территории Самарской области.

РАЗДЕЛ 4.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Тема 4.1. Информатизация сферы образования.

Современные методы представления информации. Новые методы обучения. Компьютерные и информационные технологии в образовании. Развитие аналитических информационных систем. Использование электронных учебников в обучении.

Тема 4.2. Использование новых методов обучения.

Развитие новых форм активных занятий. Роль активных занятий в обучении. Внедрение методов активного обучения при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тематика, содержание и решение задач по практическим задачам экологии.

Занятие 2. Использование экспресс-методов при мониторировании загрязнения атмосферного воздуха.

Занятие 3. Определение окисляемости загрязненных вод и содержания нефтепродуктов в почве.

Занятие 4. Определение показателей эффективности природопользования.

Занятие 5. Разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс.

Ситуационное обучение. Использование новых информационных технологий. Компьютерные презентации. Компьютерный учебник.

Занятие 6. Использование компьютерных игр и фильмов в учебном процессе.

«Озеро», «Река» и другие деловые игры. Учебные фильмы: «Завод по переработке ТБО», Биоценоз почв», «Жизнь водоемов» и другие.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОСОБИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

  1. Методика преподавания экологии: метод. указ. к вып. курс. раб. / Сост.: Г.Я. Богомолова. – Самара: СамГТУ, 2001. – 21 с.

  2. Задачи по общей экологии: метод. указ. к практ. зан. / Сост.: Г.Я. Богомолова. – Самара: СамГТУ, 2004. –10 с.

  3. Определение загрязнителей атмосферного воздуха с помощью универсального переносного газоанализатора УГ-2: метод. указ к лаб. раб. / Сост.: В.Д. Измайлов, Н.Е. Чернышова. – Самара, 2004. – 13 с.

  4. Экспесс-методы определения токсичных компонентов в воздухе с помощью гаоопределителей ГХ-М: метод. указ к лаб. раб. / Сост.: В.Д. Измайлов, Н.Е. Чернышова, А.В. Родионов –Самара, 2007. – 10 с.

  5. Определение окисляемости природных и сточных вод: метод. указ. к лаб. работе /Сост. Н.Е. Чернышова, В.Д. Измайлов. – Самара, 2004. – 11 с.

  6. Определение углеводородов в почве: метод. указ. к лаб. работе /Сост. Н.Е. Чернышова, В.Д. Измайлов. – Самара, 2007. – 10 с.

  7. Измайлов В.Д., Чернышова Н.Е. Примеры и задания по экологическому мониторингу: учеб. пособ. / В.Д. Измайлов, Н.Е. Черншова. Самара,СамГТУ, 2010. – 65 с.

  8. Природопользование: метод. указ. к самост. раб. / Сост.: О.В. Тупицина. – Самара: СамГТУ, 2006. – 35 с.

  9. Методики оценки значимости экологических аспектов: метод. указ. к практ. зан. / Сост.: С.П. Шкаруппа. – Самара: СамГТУ, 2006. – 12 с.

  10. Техногенный и экологический риск: метод. указ. к самост. раб. / Сост.: С.П. Шкаруппа. – Самара: СамГТУ, 2006. – 60 с.

  11. Основы работы в ACCESS: метод. указ. к лаб. раб. /Сост.:С.П. Шкаруппа.- Самара, 2002. – 20 с.

  12. Основы экологии и охрана природы: метод. пос. для преподавателей / З.И. Чердымова, О.И. Кондратьев, В.Д. Измайлов и др. – Самара: Самар. отд. лит. фонда России, 2001.- 200 с.

  13. Основы экологии и охрана природы: учеб. пособие для профессиональных. учеб. заведений/ З.И. Чердымова, О.И. Кондратьев, В.Д. Измайлов и др. . - Самара: Самар. дом печати, 1995.- 334 с.

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1 Сформулируйте основные глобальные экологические проблемы и приведите примеры их решения.

2 Представьте схему круговорота материи и энергии по трофическим цепям

3 Сформулируйте основные положения концепции перехода России к устойчивому развитию.

4 Укажите методические задачи совершенствования экологического образования.

5 Назовите основные виды проведения практических занятий по экологии.

6 Сформулируйте требования постановке лабораторного практикума по экологии.

7 Приведите примеры основных загрязнителей биосферы и укажите пути защиты от них биосферы.

8 Дайте классификацию природных ресурсов и сформулируйте общие принципы рационального природопользования.

9 Укажите критерии загрязнения атмосферы, воды и почвы, используемые для оценки антропогенного воздействия.

10 Сформулируйте правовые основы непрерывного экологического образования.

11 Дайте анализ современных моделей экологического образования.

12 Укажите современные методы представления информации и приведите примеры их использования в обучении.

13 Приведите примеры новых форм активных занятий и направления их внедрения в учебный процесс.

5. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: учеб. пос. -М.: Логос, 2002.-192 с.

  2. Стадницкий Г.В. Экология: учеб. для вузов.-7-е изд. - СПб: Химиздат, 2002.-228 с.

  3. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, А.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.-3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.

  4. Н.Н. Родзевич. Геоэкология и природопользование: учеб. – М.: Дрофа, 2003.- 256 с.

  5. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: учеб. - 2-е изд., перер. – М.: Изд.-торг. корпорация Дашков и Ко, 2005. – 480 с.

  6. Снакин В.В. Природные ресурсы и окружающая среда.- М.: НИА-Природа, РЕФИА, 2001. – 338 с.

7. Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие /под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект, 2005. 416 с.

  1. Голицин А.Н. Основы промышленной экологии: учеб. для нач. проф. образования / А.Н. Голицин. 4-е изд..стер. –М.: Издат. Центр «Академия», 2007. –240 с.

  2. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: теория и практика: учеб. пос. / Под ред. А.П. Хаустова. – М.: изд-во РУДН, 2006. – 613 с.

  3. Хван Т.А. Промышленная экология. – М.: АСВ, 2003 –320 с.

  4. Романов М.Ф., Федоров М.П. Математические модели в экологии. – Иван Федоров. Санкт-Петербург,2003. 240 с.

  5. Поляка Ю., Сигалова А. Internet русские ресурсы. Санкт-Петербург, 2005. 198 с.

Программу подготовили: доц. В.Д. Измайлов, доц. Г.Я. Богомолова, доц. С.П. Шкаруппа.

Руководитель направления доц. В.Д. Измайлов, справки по e-mail: ecology @ samgtu.ru .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений нпо и спо разработчик программы повышения квалификации (1)

    Программа
    Курс «Современные технологии нефтепереработки и нефтехимии» предназначен для педагогических работников начального и среднего профессионального образования, специализирующихся в области технологии переработки нефти и газа и нефтехимии.
  2. Программа повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений нпо и спо разработчик программы повышения квалификации (3)

    Программа
    Программа «Стратегии конструктивного взаимодействия и профилактики девиации в условиях образовательного учреждения» рассчитана на повышение квалификации педагогических работников начального и среднего профессионального образования.
  3. Программа повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений нпо и спо по вопросам информатизации образования и подготовки педагогических

    Программа
    Программа повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений НПО и СПОпо вопросам информатизации образованияи подготовки педагогических кадров по современным информационным технологиям
  4. Бизнес план программы развития заочной школы областная заочная школа «Информатика» Пермского регионального института педагогических информационных технологий (припит) по проекту elsp/B3/Gr/001 «развитие образовательных учреждений,

    Документ
    НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: Областная заочная школа «Информатика» Пермского регионального института педагогических информационных технологий (ПРИПИТ)
  5. Л. В. Мишкина «24» мая 2011 г

    Документ
    1.1. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 11

Другие похожие документы..