Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Появившись в России 17 лет назад, финансовые рынки приобретают всё большее значение, что, конечно, логично, ни одна рыночная экономика немыслима без ...полностью>>
'Документ'
Если Вы желаете участвовать в работе конференции, пожалуйста, заполните разборчиво эту форму и направьте её факсом или электронной почтой в секретари...полностью>>
'Конкурс'
На виконання наказу по відділу освіти Васильківської райдержадміністрації від 10.10.2011 р. № 271 «Про проведення районного конкурсу „Кращий музичний...полностью>>
'Документ'
Автоматизація аналізу та аудиту праці та заробітної плати. Автоматизація аналізу та аудиту фінансово-розрахункових операцій....полностью>>

Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Горяченко Екатерина Андреевна

Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа

Специальность 09.00.14 – философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Владивосток-2011

Диссертация выполнена на кафедре философии Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ им В. В. Куйбышева).

Научный руководитель:

доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор

С. М. Дударенок

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор К. И. Воробьева

кандидат философских наук, доцент О. В. Бузмакова

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский университет, кафедра философии религии и религиоведения

Защита состоится «16» июня 2011 года в 10.00 на заседании Объединенного диссертационного совета ДМ 212.006.01 при Амурском государственном университете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук по адресу: 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Амурский государственный университет по адресу: 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21.

Автореферат размещен на официальном сайте ГОУ ВПО Амурский государственный университет:   12 мая 2011 г.

Автореферат разослан 11 мая 2011 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета С.Э. Аниховский

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Очевидно, что методология религиоведения требует к себе повышенного внимания, так как является главным инструментом исследования в данной области. В настоящее время сложилось уже достаточно много методологических направлений: эволюционизм, герменевтика, феноменология, структурализм, экологизм. Многие из них проанализированы в работе А. Н. Красникова1 «Методологические проблемы религиоведения».

Наш исследовательский интерес сосредоточился на идеях психоанализа. Причиной такого выбора явилась гибкость данного направления, и одновременно, способность сохранять свою внутреннюю целостность. Универсальность психоаналитических идей позволила их сторонникам применить психоаналитическую методологию для исследований в области философии, морали, искусства, религии.

Психоаналитические религиоведческие концепции разноплановы: одни яростно критикуют религию во всех ее проявлениях, другие направлены на синтез религии с современной философией и наукой. Однако в целом можно сказать, что за прошедшее столетие и психоанализ, и религия прошли долгий путь развития, от взаимной неприязни и отвержения друг друга, к взаимному признанию важности и значимости того и другого. В частности, Иоанн Павел II, еще до занятия им папского престола, в своей книге «Личность и действие» дал психоанализу очень высокую оценку.

Актуальность предмета нашего исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления религиоведческих методов, предложенных психоанализом. В классической теории этого направления объектом исследования являлся, в основном, невроз, считавшийся причиной любого события, явления человеческой жизни. Религия также понималась как результат невротичности человека. Конструктивная критика первых таких концепций уже в классический период развития психоанализа привела к переосмыслению положения религии в обществе и сформировала новый подход в исследовании феномена религии. Главным достижением классического психоанализа явилась выработка основных методологических принципов и терминологии, которые легли в основу религиоведческой методологии постклассической интерпретации этого учения. Кроме того, еще в классическом психоанализе закладываются тенденции отождествления феномена религии с феноменом религиозного опыта.

В постклассическом психоанализе вместе с отказом от пансексуалистского подхода к исследованию религии происходит переосмысление классической религиоведческой методологии и выработка на ее основе собственных методов, направленных на исследование феноменов религии и, прежде всего, религиозного опыта, которые оказалось возможно эксплицировать и выстроить в стройную методологию.

С учетом сказанного выше, реконструкция классической и постклассической психоаналитической методологии исследования религиозного опыта является чрезвычайно актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. К вопросам, в той или иной степени связанным с проблемами взаимоотношения психоанализа, культуры и религии, обращались многие авторы. Полезные сведения о предпосылках и развитии религиоведческой концепции психоанализа дают работы по исследованию исторического становления самого психоанализа. Среди них следует упомянуть работы Ск. Даулинга, Н. С. Автономовой, А. А. Пружининой и Б. И. Пружинина, С. А. Токарева, Г. Уэллса, Р. Перрона, В. М. Лейбина.

Представление о психоаналитическом методе и природе психоанализа позволяют получить работы Г. Дж. Айзенка, Э. Берна, П. Рикера, Ж. В. Валышева, П. Куттера, А. М. Руткевича, В. Медведева, Ю. Ю. Першина, В. Э. Степанова, А. Ф. Смолина, И. Ю. Романова, В. И. Овчаренко, В. Т. Михайлова, Р. Велдер, Т. Сеттл.

Большую ценность представляют собой работы, в которых подробно исследуются концепции персоналий психоанализа. Одним из первых исследователей идей основателя психоанализа является С. Л. Франк. Анализ и интерпретация философских идей З. Фрейда представлены в сборнике статей «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда», а также в работах В. М. Лейбина, А. М. Руткевича, И. М. Мухина, А. П. Забияко, О. Е. Акимова, В. А. Мазина, П. Бабена, А. Грюнбаума, Э. Джонса, Р. Осборна, М. Шур, Д. А. Ольшанского, Ф. Р. Филатов, П. Дибел, Ч. К. Элдер, Р. З. Фридманн, и других авторов, которые рассматривают корни философской теории психоанализа.

Ясное представление о философских идеях Э. Фромма можно получить из сборника статей «Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма», монографии В. И. Добренькова, исследований И. В. Егоровой, Е. А. Суздалевой, А. В. Колядко, П. С. Гуревича и других работ.

Привлекает внимание широкого круга исследователей и философия К. Юнга и его учение об архетипах. Творчеству К. Юнга посвящены работы С. С. Аверинцева, А. В. Литвинова, Е. М. Мелетинского, А. П. Забияко, К. Гайар, Э. Сэмуэлса, М. Хайд, Н. В. Фишбейн, И. Я. Ефимовой, Н. Э. Седакова, В. М. Строчак, А. Спото и других.

К сожалению, практически не изученной в нашей стране на сегодняшний день остается философия А. Адлера, В. Франкла. Некоторые представление о философских идеях В. Франкла можно получить из статей Д. А. Леонтьева, В. Степанова, М. В. Бирюковой, исследований психоанализа А. М. Руткевича. Творчество А. Адлера исследовано в статье Г. Н. Тихомирова. Однако в Европе и Америке эти авторы весьма популярны. В частности их творчеству посвящены разветвленные системы интернет-сайтов.

Нам не удалось найти не одного русскоязычного исследования, посвященного творчеству К. Хорни. Однако получить представление о нем помогают европейские и американские исследования, результаты которых размещены на англоязычных интернет-сайтах.

Антропологические и философско-педагогические положения и психоаналитические методы психологической помощи изложены в работах А.Н. Емуарова В. Гранова, А. В. Евтушенко, В. А. Медведева, Е. В. Латышевой, О. Л. Егоровой, О. М. Ломако, Н. В. Антоновой, Ю. А. Богуславской, Э. А. Араповой, Е. В. Сатыбаловой, О. Ю. Герасимовой, Е. А. Цейзер, А. Э. Воскобойникова и других.

Обоснование религиоведческим концепциям психоанализа можно найти в работах, в которых исследуется бессознательное. Это работы Г. Н. Велиева, А. Н. Дмитриева, В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили, Д. М. Угриновича, Ф. В. Бассина, Е. П. Михайловской-Карловой, Т. И. Бармашовой, Р. Харрис. Этой же теме посвящены сборник статей «Непознанное в психике человека» и диссертационные исследования А. Х. Гимазетдиновой, А. Г. Некита.

Особое значение имеют работы, в которых исследуется философия психоанализа и ее соотнесение с другими формами духовной жизни общества: культурой, искусством, религией. К ним относятся – работы М. Н. Афасижева, А. М. Руткевича, В. И. Олешкевич, В. М. Хомик, Е. В. Улыбиной, В. Э. Степанова, М. В. Горностаевой, Ж. В. Валышевой, А. В. Сурмавой, Г. Гессе а также сборники статей «Кабинет «З»: Искусство, философия, психоанализ» и «RUSSIAN IMAGO 2000».

Конкретно к проблеме соотношения психоаналитической философии и религии относятся работы М. А. Поповой, А. М. Руткевича, Я. Я. Вейша. Религиоведческой проблематике также посвящена интернет-статья В. В. Старовойтова, обзорная статья О. В. Савченко, а также работы западных исследователей Х. Альберт, Я. Бохак, П. Дибел и других. В диссертационной работе Е. Т. Дубовой дан обзор литературы по данному вопросу.

При изучении проблемы отношения между культурой, религией и психоанализом практически не предпринималось попытки систематически исследовать вопрос о психоаналитической методологии исследования религиозного опыта: нам не удалось найти ни одного исследования на подобную тему. Однако сегодня этот вопрос остро стоит перед религиоведением.

Интерес к методологическим проблемам религиоведения вылился в ряд посвященных этой теме работ. В работе Ю. А. Кимелева «Философия религии» выявляется проблема поиска методологии религии. В учебнике для вузов И. Н. Яблокова «Религиоведение» дано краткое описание методов психологии, истории, лингвистики и других наук, которые применяются в религиоведении и дают неплохие результаты.

В 2001 г. выходит статья, а в 2007 году – специальная работа А.Н. Красникова «Методологические проблемы религиоведения», которая представляет собой систематический и исторический обзор методологии западного религиоведения – Ф. М. Мюллера, Р. Маретта, Р. Отто, М. Шелера, Г. ван дер Леува, М. Элиаде и других. Особое внимание здесь уделяется методологическим дискуссиям, развернувшимся в религиоведении второй половины ХХ века.

Наше представление о религиозном опыте как таковом сформировано благодаря работам У. Джеймса, Е. А. Торчинова, А. П. Забияко, Е. В. Рязановой, М. Томпсона, Н. Ю. Данченковой, Н. А. Олешкевич, Ф. Е. Василюк, Г. И. Манзанова, А. Э. Тарабанова.

Однако до настоящего времени не было работ, посвященных исследованию методологии психоанализа, обращенной на исследование религиозного опыта.

Объект исследования – методология психоанализа как программа исследования религиозного опыта.

Предметом исследования является теоретические основания понимания религиозного опыта, постулированные классическим психоанализом, и их развитие в методологии постклассического психоанализа.

Теоретико-методологическая основа исследования. При анализе психоаналитических методов, применяемых к исследованию религиозного опыта, мы вывели, что в качестве теоретической основы психоаналитической методологии исследования религии лежат три фундаментальных положения, сформулированных в рамках психоаналитической философии.

Во-первых, понимание религиозности как естественной потребности человека, обусловленной его незащищенностью перед миром. Во-вторых, трактовка религиозной потребности как основы формирования культуры. В-третьих, утверждение, что любое явление, содержащее в себе элементы поклонения и ритуализма, должно быть понято как религиозное.

Исследование психоаналитической методологии, направленной на раскрытие феномена религии, предполагает изучение такого явления как религиозный опыт. Здесь представляется целесообразным использование методов общественных и гуманитарных наук: типологического, феноменологического и системного.

Типологический метод позволил выявить типичность понимания в психоанализе религиозного опыта и одноплановость психоаналитической методологии. Феноменологический метод, основанный на выяснении значения и смыслов в духовном взаимодействии людей, позволил соотнести идеи психоанализа с человеческой ситуацией и, тем самым, достичь понимания источников формирования психоаналитических концепций. Системный метод имеет дело с объектами, представляющими собой систему, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом. Если общество – это система, то религия – представляет собой подсистему и является существенной структурной единицей, выпадение которой сопряжено с необходимостью равноценной замены, в качестве которой психоаналитики предлагают психоанализ.

Намерение проследить развитие методологии исследования религии в психоанализе делает целесообразным применение исторических методов исследования. Историко-генетический метод позволил рассмотреть психоаналитические идеи в развитии, вывести современное состояние психоанализа из теоретических положений и предпосылок его основателя. Сравнительно-исторический метод дал возможность проследить временную зависимость представлений психоаналитиков.

Факт рефлексии собственного мировоззрения психоаналитиков в их религиоведческих концепциях делает необходимым применение методов психологии, в частности, метода плотных описаний, который на основе анализа биографий представителей психоанализа отражает источник их интереса к исследованию феноменов религии, и мотивацию создания ими психоаналитических мировоззренческих систем, и, соответствующей им методологии.

Цель работы – реконструкция психоаналитической методологии исследования религиозного опыта, сформировавшейся в философии психоанализа в 20-е -50-е г.г. ХХ века.

Задачи исследования:

  1. Выявить социально-культурные условия появления идей психоанализа.

  2. Проанализировать особенности религиоведческой методологии классического психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, направленной на исследование религии и религиозного опыта.

  3. Исследовать представление о феномене религиозного опыта в психоаналитической философии постклассического периода Э. Фромма, В. Франкла, К. Хорни.

  4. Сформулировать определение религиозного опыта и его понимание в контексте психоаналитической философии.

  5. Проследить эволюцию психоаналитической методологии исследования религиозного опыта.

  6. Определить ценность и масштаб влияния психоаналитических методов исследования религиозного опыта.

Источниковая база исследования. Работа основана на теоретическом осмыслении и анализе трудов психоаналитиков. В своем исследовании мы использовали работы психоаналитиков классического (З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера) и постклассического (Э. Фромма, К. Хорни, В. Франкла) периодов2, из которых возможно вычленение религиоведческой проблематики и методологии. Базовые положения религиоведческих теорий психоаналитической философии содержатся в таких общепсихологических трудах основателя психоанализа З. Фрейда как «Культурная сексуальная мораль и современная нервозность», «Психология бессознательного», «Очерки по психологии сексуальности», «Введение в психоанализ: Лекции». Собственно религиоведческая концепция З. Фрейда содержится в сборнике трудов «Психоанализ, религия, культура», книгах «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии», «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия», статьях «Покорение огня», «Будущее одной иллюзии» и других работах.

Одним из самых известных психоаналитиков является К. Юнг. В нашем исследовании мы использовали работы К. Юнга, посвященные проблемам религии: «Ответ Иову», «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе», «Йога и Запад», «Проблема души нашего времени», «О психологии восточных религий», «Душа и миф: Шесть архетипов», «AION: Исследование феноменологии самости», сборник статей «Божественный ребенок».

Основной интерес А. Адлера – создание нового психоаналитического направления – индивидуальной психологии, в рамках которой религиозно-культурологические представления приобретают свой специфический характер. В нашем исследовании проанализированы такие работы А. Адлера как «Наука жить», «Очерки по индивидуальной психологии», «Практика и теория индивидуальной психологии» и другие.

Религиоведческая концепция Э. Фромма вычленена из собрания сочинений «Душа человека», а также трудов: «Психоанализ и дзен-буддизм», «Иметь или быть?», «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», сборников статей «Догмат о Христе», «Психоанализ и этика».

Интерес к философским идеям В. Франкла в российской научной среде только начинает пробуждаться. Однако труды этого ученого пользуются большой популярностью в западноевропейской науке. В нашем исследовании мы использовали следующие работы: «Доктор и душа», «Поиск смысла жизни и логотерапия», «Человек в поисках смысла», «Коллективные неврозы наших дней», «О теории и терапии ментальных расстройств: Введение в логотерапию и экзистенциальный психоанализ», «Стремление к смыслу: Основание и применение логотерапии» и другие.

В массиве трудов Карен Хорни мы не нашли отдельных работ, посвященных вопросам религии. Однако данная проблематика прорисовывается в контексте практически всех ее сочинений, посвященных психоанализу и исследованию невротических явлений.

В целом, вся совокупность источников дает возможность решать поставленные в исследовании задачи.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом осмыслении методологии психоаналитического исследования религиозного опыта. Элементы новизны состоят в следующем:

  1. Выявлены противоречия и эволюция взглядов относительно методологии исследования религии и религиозного опыта в рамках психоаналитической философии на примере религиоведческих концепций классического (З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера) и постклассического (Э. Фромма, В. Франкла, К. Хорни) психоанализа.

  2. Впервые в отечественной науке реконструированы религиоведческие концепции К. Хорни, А. Адлера, В. Франкла в аспекте рассмотрения методологии психоанализа и ее применения к исследованию религиозного опыта.

  3. Раскрыто понятие «религиозный опыт» в интерпретации психоанализа. Обосновано положение, что религия в понимании постклассического психоанализа сводится, прежде всего, к феномену религиозного опыта, и психоаналитический анализ религии заключается, прежде всего, в анализе религиозного опыта.

  4. Выявлены особенности психоаналитической трактовки религиозного опыта как психического феномена, источником которого является страх, обусловленный природной беззащитностью человеческого индивида, и разум, способный преобразовать страх в представление о трансцендентном.

  5. Проведен компаративистский анализ религиоведческих методологий З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, В. Франкла, в результате которого вычленены основные принципы психоанализа, позволяющие утверждать о существовании эклектической модели психоаналитической методологии исследования религиозного опыта.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В основу психоаналитической методологии исследования религии и религиозного опыта легла философия З. Фрейда, из которой следует, что религиозный опыт есть продукт психической деятельности человека, не обусловленный реальным наличием трансцендентного.

  2. Яростная критика психоанализа фрейдийского толка определила новый виток в развитии психоанализа и разработку модернизированного психоаналитического подхода к исследованию религии и религиозного опыта.

  3. Методология психоанализа базируется на богатом исследовательском материале, результатом анализа которого явились положения, составившие основу психоаналитического религиоведения:

  1. в психике человека обнаруживаются явления, существующие помимо его сознания;

  2. ни одно событие психической жизни не является случайным и самопроизвольным;

  3. психика побуждается к действию импульсами, являющимися частью общего биологического наследия;

  4. какие бы пути не открывались индивиду, он не может уйти из своего детства.

  1. Психоаналитические исследования религии и религиозного опыта непосредственно связаны с исследованием внутриличностных процессов, которые позволяют психоаналитикам проследить происхождение религиозного опыта.

  2. Для психоанализа представляет интерес исследование религиозного опыта как психического состояния личности, связанного с верой или исповеданием какой-либо религии. Однако в то же время, под религией психоаналитики понимают любую, определенную наличием объекта поклонения, систему взаимодействий, в которую включается индивид.

  3. Религиозный опыт, согласно психоаналитической позиции, появляется и проявляется с момента возникновения человека и развивается одновременно с ним. Таким образом, в психоанализе утверждается положение об изначальной и необходимой религиозности человека, являющейся психологической защитой, имеющей основания в противостоянии индивида с окружающей средой.

  4. С позиции психоанализа, носитель религиозного опыта воображает сверхчеловеческое могущество объекта поклонения и обретает сопричастность этому всемогуществу, осуществляя свое бессознательное стремление к максимальной защищенности. Однако для психоаналитиков такое проявление религиозного опыта индивида рассматривается не как мистическое, а как психическое состояние индивида.

  5. В целом психоаналитическая методология вносит существенный вклад в общую систему теоретических подходов к исследованию религии, предлагая новый аспект видения религиозного опыта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «методология истории искусства»

    Документ
    Курс методологии истории искусства (искусствознания) ставит целью систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся
  2. Исследование и издание поддерживалось

    Исследование
    В монографии рассматриваются проблемы изучения философской традиции, нормативно-ценностных аспектов жизни философского сообщества и дискурсивных особенностей креативности преподавателей философии.
  3. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  4. Тематика курсовых работ для студентов отделения философии ффсн бгу

    Тематика курсовых работ
    9 III. B. Философия науки . с. 9 III. C. Логика и методология науки . .с. 11 III. D. Философские вопросы естествознания …с.
  5. И. И. Мечникова Философский факультет И. В. Голубович биография

    Биография
    Э.А.Гансова, доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-политических наук Одесского регионального института государственного управления Национальной Академии государственного управления при Президенте Украины

Другие похожие документы..